С<1 УДК 334.7:338.24 В.Г. Беломестнов
ББК 65.291.551-21
%
О
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Рассматриваются проблемы инновационного развития ресурсно-^ ориентированных регионов. Сформированы основные принципы внед-
рения инноваций, показана роль государства в поддержке инновационного бизнеса.
Ключевые слова: инновации, принципы развития, потенциал, ресурсы.
V.G. Belomestnov INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION
The article deals with problems of innovative development of resource-oriented regions. The author determines key principles of introducing innovations and specifies the role of the state (government) in supporting innovative business.
Keywords: innovations, development principles, potential, resources.
Индустриальная экономика требовала набора технологий, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное производство массовой продукции. Эта проблема в эпоху информационной экономики переросла в противоречие, заключающееся в несоответствии целей экономической системы прошлого направленной на подготовку производственных и трудовых ресурсов с определенными технологическими навыками, знаниями и умениями, и целей развития инновационной экономической системы направленной на генерацию информации. Информационная ок! экономика ориентирована на инновации и обеспечивает эффективную
; инициацию идей, генерацию и реализацию новых решений.
п^Л В принципе имеются два ключевых направления развития экономики:
ой | - экономика, ориентированная на ресурсы;
| - экономика, ориентированная на инновации.
У; I Практика показывает, что большинство наиболее выгодных и эф-
Ои*
8экономический потенциал территории. Уменьшение потенциала как | следствие экономического процесса возникает в результате несбаланси-
ьо 1 рованного использования ресурсов.
МО i Вполне очевидно, что развитые регионы ищут выход в виде ресурсос-
Sfflt бережения как тактики развития и ресурсозамещения как долгосрочной
НН стратегии. При исчерпывании одних видов ресурсов они постепенно будут
заменяться другими через совершенствование техники и технологии. Однако это приведет к тому, что ресурсно-ориентированные регионы в не такой уж далекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта.
Единственным выходом для таких регионов видится проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая может вывести регион на новый уровень экономической системы, стра-со тегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансирован-
ную экономику с ростом потенциала.
в
© В.Г. Беломестнов, 2011
«К1
2нё Яч >
Й1
«31
Ен^ I
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§!
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Внедрение инновационных технологий и техники требует создание мощной системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в большинство случаев, в настоящее время не по карману большинству сырьевых стран и, тем более, городов России. Нарастание отставания в интеллектуальных ресурсах становится препятствием для проведения эффективной ресурсно-инновационной политики. Следовательно, положительной стороной мировой и межрегиональной интеграции и глобализации могло бы стать инновационная поддержка со стороны стран и регионов интеллектуального бизнеса регионов с материально-ресурсным сырьевым бизнесом.
Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью Республики Бурятия конкурировать с другими регионами является внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосберегающие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции республики на других рынках, могут быть сняты с проблемы для товаров предприятий региона в случае их конкурентоспособности или инновационного характера.
Можно сформировать следующие принципы или проблемы инновационного развития региона:
1. Механизмы внедрения. Регион или предприятие, активно внедряющее инновации, обязательно должно опираться на механизмы, способствующие повышению эффективности процесса их внедрения. К ним относятся:
- механизм непрерывного инвестиционно-инновационного развития;
- механизм внешней и внутренней интеграции производства;
- механизм консолидации и роста инновационных ресурсов.
2. Отбор идей. Предварительный отбор бизнес-идей по определенным критериям является наиболее ответственным и важным моментом. Для снижения рисков инновационной деятельности необходимо провести тщательный отбор проектов, предлагаемых к реализации.
3. Своевременность. Скорость разработки и внедрения инноваций определяет устойчивость и эффективность развития. Инновационное развитие региона определяется временем «опережения» реакции на изменение факторов внешней и внутренней среды. В инновационном развитии имеются «точки перелома» обуславливающие достижение запланированного стратегического эффекта.
4. Динамичность и комплексность. Инновационная стадия в нашем понимании является краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющие привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения.
5. Рост потенциала. Инновации являются экономическим процессом позволяющим достичь две цели:
- повышение эффективности социально-экономической системы за счет целевого перехода ресурсов из массовых в качественные;
- сохранения баланса и роста экономического потенциала системы.
6. Поддержание рациональности. Инновационное развитие наряду с поступательным движением вперед имеет фазы оптимального и неоптимального роста. Не оптимальный инновационный рост происходит тог-
%
М да, когда объем «тупиковых» инноваций (не имеющих перспектив для
развития) превосходит объем рациональных инноваций.
7. Снижение ресурсозатратности. Тупиковые инвестиции и инновации ведут к тому, что часть ресурсов будет потеряна для общества. Ре-
^ альные потери материальных финансовых и человеческих (временных)
5^ ресурсов могут быть достаточно велики».
8. Конкурентные ограничения. Отрицательный инновационный эффект связан также с «излишними» инновационными затратами на конкуренцию. Фирма, проводя политику непрерывного инновационноинвестиционного развития, загоняет себя в тупик непрерывной потребности в инвестициях. Возникает своеобразная внутренняя конкуренция, позволяющая фирме поддерживать оптимальный объем продаж во времени, но увеличивающая затраты.
9. Диверсификация потенциала. Преобладающий характер того или иного фактора, заложенного в основу конкуренции, поляризирует регионы, делая невозможным реальное конкурентное сравнение их между собой. Разница в ресурсном потреблении может быть компенсирована только путем повышения экономического потенциала региона (системы) и его конкурентоспособности за счет проведения политики инновационного развития и диверсификации экономического потенциала.
10. Интересы субъектов. Инновации являются специфической формой деятельности и активности бизнеса и человека, объединяя в себе экономическую, техническую и социальную составляющие и отражающая стратегические экономические и неэкономические интересы субъектов экономической системы.
Так интенсивность инновационных процессов в основном отражает видение сегодняшней и будущей ситуации собственниками бизнеса, их желанием персонифицировать ответственность за бизнес на длительное время. Например, по прошлому году некоторые предприятия республики получили чистую прибыль в несколько раз превосходящую стоимость == основных фондов, а в целом по республике прибыль превышает стои-
мость активной части фондов почти в три раза. При этом коэффициент ой § обновления фондов крайне низок.
^1 Это связано с еще одной экономической проблемой — снижения рен-
^ | табельности инновационных проектов, что определяется снижением
1 темпов качественных (революционных) изменений в производительности ти оборудования и средств автоматизации, свойственных этапам сме-
§к§ ны технологических укладов в рамках научно-технического прогресса.
I Предприятиям выгоднее вкладывать средства в аналоговую реновацию
йо I либо в модернизацию на затрагивающую основы производственной сис-
к®Э темы, так как капиталовложения в этом случае ниже в разы.
Основой для формирования потенциала региона раньше было соблюдение социальных нормативов потребления товаров и услуг населением 23 и реализация государственной политики в других областях (военной,
промышленной и т.д.). В настоящее время помимо интересов общества, активно проявляются интересы корпораций, проводящих свою политику формирования потенциала и спроса. Сам экономический потенциал 1^ разделился на потенциал различных субъектов, часть из которого сфор-
мирована, в первую очередь, не ориентируясь на потребности, а отражая со интересы данных субъектов.
Н Республика Бурятия для реализации стратегии ускоренного инно-
вационного развития должна выстроить новую экономическую идеоло-
н
о
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§| ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
гию. Для устранения инновационных диспропорций ключевыми задачами экономической идеологии республики являются:
- представление достоверной и полной информации об экономической привлекательности бизнеса в различных отраслях на территории, из которой потенциальный инвестор может сделать вывод об инвестиционной привлекательности, тем самым не попадая в инвестиционный тупик;
- создание инфраструктурных условий для перетока и выравнивания потенциала за счет организационных рычагов, не вступая напрямую в бизнес за счет инвестиций.
Основными элементами механизма поддержки являются:
- помощь предпринимателям в исполнении внешних для них функций и задач управления, через создании квази-офисов (технопарка, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т.д.), позволяющих взять на себя функции юридического, бухгалтерского и другого сопровождения предпринимателей в момент организации и развития бизнеса, что значительно снижает управленческие издержки и интеллектуальные (кадровые) барьеры входа в отрасль;
- помощь предпринимателю в организации финансирования первоначальных капиталовложений через организацию институтов и схем финансирования (лизинг, гранты, кредитные кооперативы и т.д.), что значительно снижает финансовые барьеры входя в отрасль.
Основная цель поддержки инновационного бизнеса заключается в создании условий для его организации и функционировании.
Система поддержки инновационного бизнеса ориентирована на:
- информационное, консультационное и маркетинговое обслуживание;
- ресурсное обслуживание аналитического характера, в том числе организацию финансирования;
- организационное обслуживание планового характера, в том числе первоначальной организации и обеспечения условий для бизнеса.
Для реализации этой цели органы управления экономическим развитием выполняют три основных функции:
- информационную;
- организационную;
- консультационную.
Поиск и выявление потенциала экономического развития и предоставление информации о нем бизнесу является важным этапом разработки стратегии инноваций.
Функционирование системы институтов инновационного развития имеет двойственную цель:
- являясь элементом бизнес-сообщества, она преследует цель собственного экономического развития;
- выполняя отведенную ей роль в разделении труда, она формирует инновационную основу для роста инвестиционного потенциала региона.
Оценка инновационности проектов позволяет определиться с одной из важнейших составляющих конкурентоспособности предлагаемых к внедрению программ и проектов. Помимо текущей рыночной составляющей в любом проекте есть внутренняя инновационная составляющая, заключающаяся в изменении структурной составляющей экономических показателей. К таким показателям следует отнести, прежде всего, следующие показатели оценки внутреннего регионального продукта:
(N
%
О
(N
- трудоемкость и ее структуру (долю труда высшей, средней и начальной профессиональной квалификации в продукции);
- ресурсоемкость и ее структуру (доля различных видов ресурсов в продукции);
- стоимость продукции и ее структуру (доли различных видов издержек и прибыли в цене).
Информация об авторе
Беломестное Виктор Георгиевич — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, организации и управления производством, ВосточноСибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ, e-mail: b_v_g02@list.ru.
Author
Belomestnov Victor Georgiyevich — Doctor of Economies, Professor, Chair-holder, Chair of Economies, Organization and Production Management, East-Siberian State University of Technology, Ulan-Ude, e-mail: b_v_g02@list.ru.
SKI
2sê Es =
&§S|
H£ï
I
°i<s ^ s
Ps Ü
S P I
8sî ИН 25 о
ChO!
£m§||
E40 % ЙИ-1 Sffle
К
H
H
о
H PQ
СО
H