НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Жавнеров А.Н.
ФГБУ УралНИИ «Экология», кандидат технических наук, инженер-исследователь отдела научно-методического обеспечения деятельности Минприроды России в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
[email protected] Чупрова Ю.Н.
ФГБУ УралНИИ «Экология», младший научный сотрудника отдела научно-методического обеспечения деятельности Минприроды России в сфере обращения с отходами производства и потребления
[email protected] Ушакова Е.М.
АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,
студент Юридического факультета deavinp 75@gmail. com Черджиев В.Э.
ФГБОУ ВО Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
студент Юридического факультета [email protected]
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в данной статье проведен анализ Стратегии экологической безопасности, цели и задачи которой должны быть реализованы до 2025 г. Основные мероприятия, влияющие на выполнение стратегических показателей, включены в федеральные программы и проекты, проанализированы в данном исследовании для выявления актуальных проблем.
Ключевые слова: экология, экологическая безопасность, государственная программа, национальный проект, федеральный проект, экологический аудит, накопленный вред
Введение. Обеспечение экологической безопасности (далее — экобезопасность) с 2017 г. по инициативе Президента Российской Федерации определено в качестве приоритетного направления государственной политики. Основные цели и задачи, которые необходимо выполнить до 2025 г., заложены в Стратегии экобезопасности [9]. При этом, механизмы и показатели реализации рассматриваемого стратегического документа на текущем этапе подлежат детальному анализу и оценке для выявления и устранения проблем в целях эффективного выполнения Стратегии экобезопасности.
Основная часть. За прошедшие семь лет проведена комплексная работа по достижению целей, представленных на рисунке 1 и определенных с учетом внутренних и внешних вызовов, а также угроз экобезопасности. Указанные цели непосредственно связаны с такими задачами, как повышение уровня утилизации отходов и ликвидация накопленного вреда окружающей среде (далее — НВоС), которые сегодня являются наиболее актуальными и значимыми. На данной стадии исследования остановимся на основных механизмах, в частности, использование программного подхода и создание системы экологического аудита (далее — экоаудит), применяемых при отработке выше отмеченных задач.
сохранение и восстановление природной среды
обеспечение качества окружающей среды
ликвидация накопленного вреда
окружающей среде
Рисунок 1. Основные цели обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации
До запуска Стратегии экобезопасности проводилась разработка отраслевым министерством по внедрению модели законодательного регулирования экоаудита, результаты которой представлены в таблице 1. Однако в 2020 г. попытки разработки проектов, концептуально обоснованных на доктринальном и политическом уровне [2, 6, 8-9], были приостановлены, таким образом, на сегодняшний день система экоаудита не сформирована.
Программный подход или механизм проектно-программного управления при обращении с отходами (далее — ОсО) впервые введен в 1996 г., когда была утверждена целевая программа «Отходы» [1]. Сложившаяся практика применения отмеченного механизма заложена и в документы стратегического планирования до 2030 г., определяющие векторы трансформации ОсО, например, Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов на период до 2030 г. (далее — Стратегия № 2030-РФ) [7]. Стратегия № 2030-РФ предусматривает задачу по разработке комплексных мер обеспечения безопасного ОсО Ш классов опасности. С 2018 г. для решения указанной задачи в рамках государственной программы по развитию энергопромышленного комплекса [3] запущен федеральный проект [10], который будет реализован к концу декабря 2024 г.
Кроме того, на период с 2018 по 2024 гг. запланирована реализация федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее — ФП ТКО) [11], как часть государственной программы по охране окружающей среды [2]. В рамках ФП ТКО проводится разработка правовых актов, опосредующих внедрение информационной системы учета отходов на государственном уровне, строительство инфраструктуры для обеспечения мощности по обработке и утилизации ТКО при поэтапном распространении метода раздельного сбора.
В целях выявления актуальных проблем реализации ФП ТКО обратимся к плановым и фактическим показателям за 2021-2023 гг., отраженным в таблице 2. Исходя из представленных данных, отметим, что фактические целевые значения по двум этапам ОсО выше плановых нормативов.
Цели Стратегии 6™ экологической
Таблица 1,
Проекты НПА об экологическом аудите, разработанные в период с 2013 по 2020 годы
Год Наименование проекта НПА Обоснование необходимости подготовки проекта НПА
2013 «Об экологическом аудите, эколоп I ч е ской аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
2015 «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326
2019 «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»
2020 «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 3205-р
Механизм проектно-программного управления применяется не только при ОсО, но и в других сферах, например, при ликвидации НВоС в целях обеспечения экобезопасности. На сегодняшний день реализовывается федеральный проект «Чистая страна» (далее — ФП) [12], плановые и фактические показатели которого отражены на рисунке 2. В ходе достижения основных задач ФП разработана нормативная правовая база, позволяющая поэтапно регулировать процесс ликвидации объектов НВоС и представленная в таблице 3.
Таблица 2.
Целевые показатели федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
Показатели национального и федерального проекта 2021 2022 2023
план факт план факт план факт
Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в обшей массе образованных ТКО (%) 26,60 26,60 32,70 49,90 39,70 52,90
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортнровкн) ТКО, в обшей массе образованных ТКО (%) 6,20 11,60 7,60 11,90 9,20 12,80
ФП будет завершен в 2024 г., однако в целях продолжения работы по рассматриваемому направлению запущен федеральный проект «Генеральная уборка» (далее
— ФП «ГенУборка»). В 2021 г. по решению главы Правительства Российской Федерации ФП «ГенУборка» был утвержден, а в июне 2022 г. ФП «ГенУборка» включен в государственную программу по охране окружающей среды [4]. Кроме того, по официальной информации, в 2022-2024 гг. из федерального бюджета предусмотрено 20 млрд. рублей на мероприятия ФП «ГенУборка» [5].
Рисунок 2. Целевые показатели федерального проекта «Чистая страна»
При анализе государственной программы по охране окружающей среды и структуры национального проекта «Экология» установлено, что паспорт ФП «ГенУборка», возможно, и разработан, однако не опубликован на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, курирующего подобные отраслевые проекты, что создает проблемы по отслеживанию плана его реализации.
Таблица 3.
Постановления Правительства Российской Федерации, принятые в ходе реализации федерального проекта «Чистая страна»
Реквизиты
Наименование постановления Правительства Российской Федерации
13 апреля 2017 г. Л® 445
«Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде»
4 мая 2018 г. №542
«Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде»
2 июня 2023 г. Л® 909
«Об утверждении Положения о составе плана мероприятий но предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого тана»
16 ноября 2023 г. № 1925
«Об утверждении Правил проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятии, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятии, а также определения размера платы за проведение проверки указанной смешной стоимости»
23 ноября 2023 г. № 1967
«Об утверждении Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде»
Заключение. За прошедшие семь лет проведена комплексная работа по достижению целей и задач Стратегии экобезопасности, в частности, предприняты попытки по разработке законодательства об экоаудите, позволяющем выявить угрозы экобезопасности. Кроме того, поэтапно внедряется проектно-программный метод управления во все сферы экологии, например, в области ОсО и ликвидации НВоС реализовываются федеральные проекты, многие из которых будут завершены в 2024 г.
Оценка целевых показателей федеральных проектов и уровня разработки правовой основы конкретных сфер, например НВоС, позволяет сделать вывод об эффективной реализации рассмотренных проектов. Однако стоит обратить внимание на то, что информация о достижении целей и задач проектов не отражена сегодня в полном объеме на официальных сайтах отраслевых органов власти, курирующих работу по заданному направлению.
С учетом изложенного, предлагаем возобновить работу над системой экоаудита, а также обращаем внимание на важность открытого доступа граждан и исследователей к целевым показателям и промежуточным итогам реализации федеральных проектов, отраженных в соответствующих паспортах.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 № 1098 «О федеральной целевой программе «Отходы»// СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»// СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.06.2014 № 506-12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»// СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1132 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды»// СПС «КонсультантПлюс».
5. Правительство утвердило правила предоставления господдержки в рамках федерального проекта «Генеральная уборка»// Официальный сайт Правительства Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/news/45824/ (дата обращения: 15.03.2024).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.»// СПС «КонсультантПлюс».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 3205-р «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год»// СПС КонсультантПлюс.
9. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.»// СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»// Официальный сайт Минприроды России: [сайт]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-infrastruktura-dlya-obrashcheniya-s-otkhodami-i-ii-klassov-opasnosti/ (дата обращения: 15.03.2024).
11. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»// Официальный сайт Минприроды России: [сайт]. URL: https://www.mnr.gov.rn/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami/ (дата обращения: 15.03.2024).
12. Федеральный проект «Чистая страна»// Официальный сайт Минприроды России: [сайт]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/fp-chistaya-strana/ (дата обращения: 15.03.2024).
13. Французов Б.В., Чупрова Ю.Н., Бондаренко Ю.В. [и др.] Инструменты экологического аудита, применяемые в Российской Федерации и Республике Беларусь: перспективы трансформации// Муниципальная академия, 2023. № 4. С. 128-135.
References:
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.09.1996 № 1098 «O federal'noj celevoj programme «Othody»// SPS Konsul'tantPljus.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 № 326 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Ohrana okruzhajushhej sredy»// SPS Konsul'tantPljus.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2.06.2014 № 506-12 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie atomnogo jenergopromyshlennogo kompleksa»// SPS «Konsul'tantPljus».
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.06.2022 № 1132 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuju programmu Rossijskoj Federacii «Ohrana okruzhajushhej sredy»// SPS «Konsul'tantPljus».
5. Pravitel'stvo utverdilo pravila predostavlenija gospodderzhki v ramkah federal'nogo proekta «General'naja uborka»// Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: http://government.ru/news/45824/ (data obrashhenija: 15.03.2024).
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.08.2002 № 1225-r «Ob Jekologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tantPljus.
7. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.01.2018 g. № 84-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitija promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniju othodov proizvodstva i potreblenija na period do 2030 g.»// SPS «Konsul'tantPljus».
8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2019 № 3205-r «Ob utverzhdenii plana zakonoproektnoj dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na 2020 god»// SPS Konsul'tantPljus.
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.04.2017 № 176 «O Strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 g.»// SPS «Konsul'tantPljus».
10. Federal'nyj proekt «Infrastruktura dlja obrashhenija s othodami I-II klassov opasnosti»// Oficial'nyj sajt Minprirody Rossii: [sajt]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-infrastruktura-dlya-obrashcheniya-s-otkhodami-i-ii-klassov-opasnosti/ (data obrashhenija: 15.03.2024).
11. Federal'nyj proekt «Kompleksnaja sistema obrashhenija s tverdymi kommunal'nymi othodami»// Oficial'nyj sajt Minprirody Rossii: [sajt]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami/ (data obrashhenija: 15.03.2024).
12. Federal'nyj proekt «Chistaja strana»// Oficial'nyj sajt Minprirody Rossii: [sajt]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/fp-chistaya-strana/ (data obrashhenija: 15.03.2024).
13. Francuzov B.V., Chuprova Ju.N., Bondarenko Ju.V. [i dr.] Instrumenty jekologicheskogo audita, primenjaemye v Rossijskoj Federacii i Respublike Belarus': perspektivy transformacii// Municipal'naja akademija, 2023. № 4. S. 128-135.
INTERIM RESULTS OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Zhavnerov A.N. FSBI UralNII "Ecology",
Candidate of Technical Sciences, Research Engineer of the Department
of Scientific and Methodological Support of the Ministry of Natural Resources of the Russian
Federation in the field of environmental protection and environmental safety
Chuprova Yu.N.
Federal State Budgetary Institution UralNII "Ecology", Junior researcher at the Department
of Scientific and Methodological support of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation in the field of waste management ofproduction and consumption [email protected] Ushakova E.M.
JSC CHU VO "Moscow University of Finance and Law MFUA", student of the Faculty of Law [email protected] Cherdzhiev V.E.
Lomonosov Moscow State University, student of the Faculty of Law [email protected]
Abstract: this article analyzes the Environmental Safety Strategy, the goals and objectives of which should be implemented by 2025. The main activities affecting the implementation of strategic indicators are included in federal programs and projects, and are analyzed in this study to identify current problems.
Keywords: ecology, environmental safety, state program, national project, federal project, environmental audit, accumulated harm
Для цитирования: Жавнеров А.Н., Чупрова Ю.Н., Ушакова Е.М. Черджиев В.Э. Промежуточные результаты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации// Архонт, 2024. № 1(40). С. 102-108.