8. Плеханов И.В. Требования, предъявляемые к мировым судьям (на примере истории мировой юстиции во Франции) // Инновационная наука. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-mirovym-sudyam-na-primere-istorii-mirovoy-yustitsii-vo-frantsii (дата обращения: 23.03.2024).
9. Поздняков Ю.А., Пасынков В.В. Современное состояние рецидивной преступности в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №10-3.
10. Сумин А.А., Химичева О.В. Мировые суды государств Южной Европы (Королевство Испания и Португальская Республика) // Мировой судья. 2020. №2. С. 3-7.
11. Тетюхин И.Н. История мировой юстиции и проекты введения мирового суда в России // Право: история и современность.
2019. №3.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 15.11.1997 N 143-FZ (red. ot 25.12.2023) «Ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya» // Rossijskaya gazeta. 20.11.1997. № 224.
2. Federal'nyj zakon ot 17.12.1998 N 188-FZ (red. ot 01.07.2021) «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 22.12.1998. № 242.
3. Zakon o sude po semejnym delam, 1995 g. // Izdatel'stvo «Nevo» URL: https://www.nevo.co.il/law_html/law00/98460.htm (data obrashcheniya: 10.02.2024).
4. Malina M.A. Mirovaya yusticiya i iskusstvennyj intellekt // Mirovoj sud'ya. 2021. № 4. S. 17-21.
5. Obzor sudebnoj statistiki o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej v 2022 godu // Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii URL: http://www.cdep.ru/userimages/0bzor_sudebnoy_statistiki_S0YU_2022_na_sayt_SD.pdf (data obrashcheniya: 16.03.2024).
6. Obshchestvennye sudy // Pravitel'stvennyj internet-portal Izrailya URL: https://www.gov.il/he/departments/general/community_courts (data obrashcheniya: 10.03.2024).
7. Organicheskij zakon ot 1 iyulya 1985 g. N 6 «O sudebnoj vlasti» (v red. ot 12.03.2019) (Ley Organica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicial) // Boletin Oficial del Estado (BOE) num. 157, de 2 de julio de 1985.
8. Plekhanov I.V. Trebovaniya, pred"yavlyaemye k mirovym sud'yam (na primere istorii mirovoj yusticii vo Francii) // Innovacionnaya nauka. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-mirovym-sudyam-na-primere-istorii-mirovoy-yustitsii-vo-frantsii (data obrashcheniya: 23.03.2024).
9. Pozdnyakov Yu.A., Pasynkov V.V. Sovremennoe sostoyanie recidivnoj prestupnosti v Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022. №10-3.
10. Sumin A.A., Himicheva O.V. Mirovye sudy gosudarstv Yuzhnoj Evropy (Korolevstvo Ispaniya i Portugal'skaya Respublika) // Mirovoj sud'ya.
2020. №2. S. 3-7.
11. Tetyuhin I.N. Istoriya mirovoj yusticii i proekty vvedeniya mirovogo suda v Rossii // Pravo: istoriya i sovremennost'. 2019. №3.
БАРАНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра управления, экономики и права, Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал (ilyabar2009@mail.ru). БОНДАРЕВ НИКИТА ДМИТРИЕВИЧ старший преподаватель, кафедра управления, экономики и права, Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал (wow-expo@mail.ru).
BARANOV, ILYA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Department of Economics and Law Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical State University (ilyabar2009@mail.ru).
BONDAREV, NIKITA D. - Senior Lecturer at the Department of Management, Economics and Law, Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical State University, Pokrov, Russian Federation (wow-expo@mail.ru).
УДК 347.963 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-98-106
СТЕЛЯ В.А.
СТАТИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ
Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, деятельность прокуратуры, экологическое развитие Арктики, стратегия, безопасность, федеральная система информации, окружающая среда,
В статье понятия Арктика и Арктическая зона Российской Федерации используются в тех же значениях, что и в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164. В ходе работы над статьей были проанализированы современные определения понятий информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов прокуратуры, повод для проведения проверки. Выделены источники получения прокуратурой статистических данных в экологической сфере. Дана численная (количественная) оценка выявляемых экологических нарушений, охарактеризованы проблемы их выявления. Автором внесены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования федеральной системы экологической информации. Автор предлагает дополнить «Положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» перечнем видов размещаемой в федеральной системе информации, связанной с Арктикой.
STELYA, V.A.
STATISTICS AS AN ELEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE PROSECUTOR'S ACTIVITIES IN OVERSEEING THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION
IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA
Key words: information and analytical support, activities of the prosecutor's office, environmental development of the Arctic, federal information system
In the article, the concepts of the Arctic and the Arctic zone of the Russian Federation are used in the same meanings as in the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period until 2035, approved by Decree of the President of the Russian Federation
dated 03/05/2020 No. 164. During the work on the article, the modern definitions of the concepts of information and analytical support for the activities of the prosecutor's office, the reason for conducting an audit. The sources for obtaining statistical data in the environmental sphere by the prosecutor's office are identified. A numerical (quantitative) assessment of detected environmental violations is given, and the problems of their detection are characterized. The author has made proposals to improve the legal regulation of the federal environmental information system. The author proposes to supplement the "Regulations on the Federal State Information System of the State of the Environment" with a list of types of information related to the Arctic posted in the federal system.
Изучение нормативно-правовых актов, научной литературы, практики прокурорской деятельности в экологической сфере позволяет выявить некоторые проблемные моменты, влияющие на деятельность прокурора при надзоре за исполнением экологического законодательства в Арктической зоне России. Так, в настоящее время не создана единая статистическая и информационно-аналитическая система, сопровождения экологического развития Арктической зоны Российской Федерации. Многочисленные информационно-аналитические сборники, содержащие статистические данные в экологической сфере, в открытых источниках публикуются с задержкой, нормативного и технического решения требуют вопросы единства измерений в области охраны окружающей среды и природопользования. В государственной и ведомственной статистической отчетности контрольно-надзорных органов, а также и в отчете органов прокуратуры «ОН», не отражаются все показатели их деятельности в экологической сфере на территории Арктики.
В рамках данной статьи анализируются статистические данные за 5 лет (2018 - 2023 гг.), характеризующие состояние законности в экологической сфере на территории Арктического региона. С опорой на них проработаны документы стратегического планирования и информации, размещенные на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, органов государственной власти. Основным материалом послужили Конституция РФ, федеральные законы, приказы Генерального прокурора РФ, государственная статистика, ведомственная статистика Генеральной прокуратуры РФ, Доклады Минприроды об охране окружающей среды, а также научные труды по теме исследования, опубликованные с 2018 - 2023 гг.
Сводная статистическая отчетность в экологической сфере, собранная из разных источников в единую информационную систему, позволяет органам прокуратуры комплексно оценивать состояние законности и эффективность деятельности органов прокуратуры, контрольно-надзорных органов, органов государственной власти и местного самоуправления в экологической сфере. Полученная экологическая информация может рассматриваться в качестве повода для прокурорских проверок, а также для определения приоритетных направлений деятельности прокурора за исполнением экологического законодательства в Арктической зоне России и принятия мер по предупреждению нарушений закона.
Конституция Российской Федерации [1] закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42), предусмотрела обязанность - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), возложила на государство обязанность их соблюдения и защиты (ст.2).
Арктический регион - уникальная экологическая система [2, с. 178]. Согласно документам стратегического планирования, основными национальными интересами России в Арктике являются охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование [3], которые достигаются за счет достижения стратегического национального приоритета - экологической безопасности и рационального природопользования (пп. 7 п. 26) [4].
Достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение экологических проблем и рациональное природопользование природных ресурсов в Арктической зоне России (пп.12 п.83) [4].
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [5] основным механизмом реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности называет повышение эффективности государственного экологического надзора (подп. «л» п. 27).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] (далее - Закон о прокуратуре), прокуратура России является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих свою надзорную и иную деятельность от
имени Российской Федерации. Начиная с середины 80-х годов XX столетия, когда в системе прокуратуры тогда еще СССР стали создаваться первые природоохранные прокуратуры, специализирующиеся на осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, прокуратура является одним из важных элементов в механизме реализации государственной экологической политики [7, с. 38-44].
Приказом Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» [8] (далее -Приказ № 198) прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере.
Как отмечает С.Х. Джиоев «реальная угроза сохранению природных ресурсов имеется при широкомасштабных разливах загрязняющих веществ на почве и водах, вырубке лесов на площади в сотни гектаров, в том числе в водоохранных зонах, и тому подобных грубых нарушениях экологического законодательства» [9, с.47].
При этом, несмотря на очевидность существования такого понятия как «экологическое законодательство» значение этого термина в настоящее время нормативно не определено [10, с. 20-26]. Полагаем уместным в данной статье использовать понятие, данное Н.И. Хлудневой: экологическое законодательство рассматривается как регулирующее общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны окружающей среды (осуществления природоохранной деятельности) [11, с. 161].
Научное, обеспечение охраны окружающей среды, как и информационно-аналитическое, а также соблюдение экологической безопасности [12] путем создания единой статистической и информационно-аналитической системы [13] также являются одной из задач государственной политики в области экологического развития в Арктике. По справедливому утверждению Н.Г. Жаворонковой и Ю.Г. Шпаковского: «иметь полную картину изменений, происходящих в окружающей среде, - значит серьезно повысить экологическую безопасность» [14, с. 53-62].
С учетом этого, в системе прокуратуры Российской Федерации Генеральной прокуратурой РФ, подведомственными органами обеспечивается подготовка организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, осуществляется информационно-аналитическая работа [15]. Информационно-аналитическая работа является первоначальным этапом организации прокурорского надзора и осуществляется по двум основным направлениям: внутреннее направление связано со сбором, изучением и оценкой информации; внешнее направление связано с определением состояния законности и правопорядка на территории, объекте в поднадзорных органах [16, с. 109].
Исходными данными информационно-аналитической работы, в том числе источниками информации о нарушении законов в этой сфере, служат статистические показатели [17].
Изучение организационно-распорядительных документов Генерального прокурора России, анализ научных исследований по вопросам организации работы прокуратуры [18, с. 161], позволяют разделить условно на четыре группы способы получения статистической информации, характеризующей состояние законности в экологической сфере:
- статистическая отчетность прокуроров «ОН» (основные показатели работы в экологической сфере);
- связанная с использованием средств массовой информации, включая ресурсы информационной сети Интернет, данные федеральных государственных информационных систем (п. 3.2 Приказа 198) [8];
- направление соответствующих запросов, требований в поднадзорные органы, организации, объединения, должностным лицам;
- изучение, рассмотрение, анализ обращений, сообщений, поступающих в органы прокуратуры, содержащих информацию в экологической сфере.
Так, проведенным анализом статистической отчетности деятельности органов прокуратуры «ОН», полностью входящих в Арктическую зону, за период с 2018 г. по 2023 г. установлено, что прокурорами выявлено более 31,3 тыс. нарушений экологического законодательства.
Диаграмма 1.
Отдельные данные работа органов прокуратуры по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды входящих в Арктическою зону РФ (Мурманская обл., Ненецкий АО, Чукотский АО,
Ямало-Ненецкий АО) за 2018 - 2023 гг. (всего нарушений 31 317)
■ В сфере охраны земли, почв (2749)
■ В сфере охраны вод и атмосферного воздуха (3063)
■ в сфере отходов производства и потребления (11729)
■ об охране и использовании животного мира (1950)
в лесопользовании (5685)
■ о рыболовстве, водных биоресурсах и аквакультуре (2796)
■ иное законодательство (3345)
Статистические данные органов прокуратуры в указанной сфере не отражают однако же в полной мере результаты их деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Арктики, определенные стратегическими документами. ВВ частности, в них отсутствуют данные о выявленных нарушениях экологического законодательства: об охране особо охраняемых природных территорий и акваторий; о ликвидации накопленного экологического вреда; о рациональном природопользовании, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной деятельности малочисленных народов; о реализации мер по исключению попадания в Арктическую зону России токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ.
Источниками статистической информации, размещенной в сети Интернет на официальных сайтах, служат данные Росстата, федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, деятельность которых связана с природопользованием, экологическим контролем и охраной окружающей среды. Например, в сети Интернет статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления размещается в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Ключевые статистические показатели и источники информации в области охраны окружающей среды, сформированные с учетом национальных требований, международными методологическими рекомендациями содержатся в комплексной системе статистических показателей охраны окружающей среды в России [19]. Показатели сгруппированы по следующим разделам: загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя, изменение климата, водные ресурсы, биоразнообразие, земельные ресурсы, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, отходы, стихийные бедствия и катастрофы, экологические правонарушения, финансирование в области окружающей среды. В описании каждого показателя приводится его определение, единица измерения, статистический инструментарий, периодичность формирования, уровень
18%
10%
37%
агрегирования, субъект официального статистического учета, формирующий показатель, а также перечень сопутствующих показателей и ссылки на данные, размещенные в открытых источниках.
Например, форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», сдается ежегодно субъектами Российской Федерации, входящими в Арктическую зону Российской Федерации.
Официальная статистическая информация составляется в соответствии с Планом федеральных статистических работ, который содержит перечни субъектов такого учета и выполняемых ими работ с указанием периодичности их выполнения, сроков предоставления пользователям (ст. 5 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации») [20]. Так, федеральным планом статистических работ [21] предусмотрено ежегодное формирование уполномоченными органами статистической информации о текущих затратах на охрану окружающей среды в Арктической зоне, о вводе в действие объектов природоохранного значения назначения (пп.1.15.4), инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (п. 1.21.5), доля загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты (п. 2.5.8), доля рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, в Арктической зоне Российской Федерации (п. 2.5.9).
Во исполнение ст. 4.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [22] (далее -Закон об охране окружающей среды), на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно размещается Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации.
Согласно Государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2022 год [23], активное освоение Арктического региона оказывает значительное антропогенное влияние на состояние окружающей среды. Так, за период с 2014 -2022 гг. увеличилось на 35 % загрязнение поверхностных вод. Загрязненность воды малых рек Кольского п-ва, испытывающих постоянную нагрузку сточными водами промышленных предприятий и ЖКХ при низкой способности к самоочищению в условиях Арктики, в течение ряда десятилетий носит хронический характер. Состояние воды малых рек Кольского полуострова находится в критическом состоянии.
На официальном сайте Росприроднадзора размещен доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, статистические отчеты, отражающие состояние окружающей среды в Арктической зоне России [24] (Информация о рекультивации земель, Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, Мониторинг достижения показателей Национального проекта «Экология», Количество несанкционированных свалок отходов, и др.).
В большинстве случаев получаемые от этих органов сведения дают прокурору возможность сделать предварительные выводы не только о характере и распространенности нарушений экологического законодательства на объектах, поднадзорных прокурору, но также могут дать представление и о том, какова активность контролирующих органов в устранении этих нарушений законодательства. Однако работники прокуратуры не всегда могут иметь доступ к данному информационному ресурсу [25]. Информация контролирующими органами государственной власти размещается через длительный промежуток времени после отчетного периода. Например, статистический бюллетень об основных показателях воздействия на окружающую природную среду в России за 2019-2022 годы, составленный на основе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, а также данных других министерств и ведомств, деятельность которых связана с природопользованием, экологическим контролем и охраной окружающей среды, опубликован на интернет сайте только 30.06.2023 [26].
При этом основные статистические показатели охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации не выделены. Профессор М.М. Бринчук отмечает отсутствие должного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения охраны окружающей среды применительно, к примеру, к мониторингу, статистической отчетности, ведению кадастров природных ресурсов, но и к экологическому
контролю и др. В данной связи актуализируется проблема единства измерений в сфере взаимодействия общества и природы [27].
В данной связи, в качестве источника получения информации о нарушениях законодательства и состоянии законности в экологической сфере могут выступать запросы и требования в поднадзорные органы, организации, объединения, должностным лицам о предоставлении статистической информации. При реагировании на них необходимо соблюдать требования ст. 6, п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре [6]. Обращения и сообщения, поступающие в органы прокуратуры, также являются важными информационными источниками. Так в органы прокуратуры, осуществляющие деятельность в Арктической зоне России, за период с 2018 г. по 2023 г. поступило более 250 тыс. обращений о нарушениях экологического законодательства, по результатам рассмотрения которых 65,5 тысяч таких обращений были признаны обоснованными, в связи с чем принимались меры прокурорского реагирования [28] направленные на устранение нарушений закона.
Так, прокуратура Ненецкого автономного округа, по обращению оленеводов, совместно с контролирующими органами провела проверку экологического законодательства в связи с разливом нефтесодержащей жидкости на Дюсушевском месторождении, что привело к загрязнению земель нефтепродуктами на площади 369 кв. м. По результатам проверки прокуратурой в отношении недропользователя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель), после рассмотрения которого организации назначено наказание в виде штрафа. В целях устранения нарушений закона прокуратурой округа руководителю предприятия внесено представление об устранении нарушений закона об охране окружающей среды, земель и промышленной безопасности. В суд направлены заявления о взыскании вреда, причиненного почвам, в размере 1,7 млн рублей [29].
В силу пункта 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [30], результаты статистики могут рассматриваться в качестве повода для прокурорских проверок. В данной связи Е. Ергашев справедливо отмечает, что: «повод» и «основания» прокурорской проверки являются различными по содержанию понятиями и не являются одинаковыми по значению терминами. Повод проверки есть обстоятельство, потенциально способное быть основанием проверки: это любые сведения, информация о факте нарушения закона [31, с. 101].
Основания для проведения проверки изложены в п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре [6]: проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Так, согласно Государственному докладу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2020 г.» на протяжении 2014-2020 гг. наибольшая часть случаев водного загрязнения в континентальной Арктической зоне России регистрируется на водных объектах Мурманской области. В 2020 г. в Мурманской области было зарегистрировано 170 случаев высокого и 106 случаев экстремально высокого загрязнения по 15 ингредиентам на 27 водных объектах, что на 36% больше значений предыдущего года. Указанная информация может служит основанием для проведения проверки реализации уполномоченными органами власти контрольно-надзорных и разрешительных функций по охране водных объектов.
Полученные прокурором статистическая информация подлежит глубокому анализу, соглашаясь с мнением Э. Хатова, что достигнуть эффективности надзора «возможно путем обеспечения прокурора-руководителя проанализированной информацией, объем, своевременность, достоверность и качество обработки которой достаточны для принятия верного управленческого решения», позволяющего оперативно реагировать на изменение состояния законности и правопорядка.
Кроме того, в связи с особенностями Арктической зоны России (экстремальные природно-климатические условия [32], низкий уровень развития транспортной инфраструктуры) не всегда получается оперативно прибыть на место происшествия.
В связи с чем, своевременное поступление и анализ статистических данных позволяет принимать меры к предупреждению нарушений закона, и как следствие минимизировать возможный вред [27].
Этому может способствовать создание единой информационной системы состояния окружающей среды.
О необходимости объединения экологической информации в единую систему указывалось в 2003 году [33] в Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, которая должна была обеспечить формирование единого информационного пространства по важнейшей составляющей национального богатства - природным ресурсам и окружающей среде.
Через 20 лет, во исполнение ст. 4.4 Закона об охране окружающей среды [22] постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2024 № 329 утверждено «Положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» (далее - Положение) [34].
Положение устанавливает порядок создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы о состоянии окружающей среды (далее - федеральная система), перечень видов, состав и объем размещаемой информации, срок и периодичность ее размещения, перечень лиц, предоставляющих информацию в федеральную систему, порядок доступа к информации и межведомственного информационного взаимодействия.
Федеральная система создается в целях: обеспечения органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления организаций и населения экологической информацией; сбора, обработки и анализа экологической информации; оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.
При этом, несмотря на то что в стратегических документах содержатся мероприятия по развитию (созданию системы) информационных систем [5] обеспечивающих экологическое развитие Арктики, информация в разрезе состояния экологической системы Арктической зоны предоставляется только в части состояния многолетней (вечной) мерзлоты, и мерах по предупреждению последствий деградации, сведениях о состоянии морской среды, природных ресурсах Мирового океана и антропогенных объектах в акваториях морей и океанов, в Арктике, на островах, прибрежных территориях.
В связи с этим, автор предлагает дополнить Положение информацией об экологическом состоянии Арктической зоны перечень видов размещаемой в федеральной системе информации (о состоянии и загрязнении окружающей среды, о результатах осуществления государственного экологического контроля (надзора), государственного экологического мониторинга, и др.).
Таким образом, для решения обозначенных проблем, в целях обеспечения деятельности прокурора при надзоре за исполнением экологического законодательства в Арктической зоне необходимо дополнить федеральную систему информацией об экологическом состоянии Арктической зоны России. Для оперативного доступа к информации рассмотреть возможность создания мобильного приложения - ЕИАС «Экомониторинг», и входа на официальный сайт федеральной системы через Портал государственных услуг России.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25.12.1993. № 237.
2. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 178.
3. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»; Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»; Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II), Ст. 5351.
5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7. Винокуров А.Ю. Государственная экологическая политика и роль прокуратуры в ее реализации // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии: Сборник материалов Международных научных конференций, Москва. М.: Московский государственный университет геодезии и картографии, 2019. С. 38-44.
8. Приказ Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2024).
9. Джиоев С.Х. Деятельность природоохранных прокуратур по надзору за исполнением экологического законодательства -как фактор обеспечения национальной безопасности // Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды: новые аспекты: Монография по матер. кругл. стола X Московского юрид. форума. М.: Проспект, 2023.
10. Игнатьева И.А. Проблемы развития экологического законодательства в контексте задач национального проекта «Экология» // Экологическое право. 2019. № 1. С. 20-26.
11. Хлуденева Н.И. Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития // Журнал российского права. 2023. № 12. С. 161-178.
12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2024).
13. Указ Президента РФ от 05.03.2020 №164 «Об основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года» // СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317.
14. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Экологические и энергетические проблемы четвертой промышленной революции: правовые аспекты // Lex russica. 2019. № 10. С. 53-62.
15. Приказ Генерального прокурора России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2024).
16. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник/под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Ин-т повышения квалификации рук. Кадров Ген.прокураутры Российской Федерации, 2005.
17. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие. / под ред. О.Н. Коршуновой). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2019 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:20.06.2024).
18. Настольная книга прокурора: пособие / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012.
19. Приказ Министерства экономического развития Федеральная служба государственной статистики от 14.11.2017 № 754 «Об утверждении комплексной системы статистических показателей охраны окружающей среды Российской Федерации с учетом международных рекомендаций» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2024).
20. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6043.
21. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 671-р // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2383; 2009. № 33. Ст. 4102.
22. Федеральный закон от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
23. Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году» // Официальный интернет-сайт Минприроды России // [Электронный ресурс] URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sre dy_rossiyskoy_federatsii_v_2022 (дата обращения: 06.05.2024).
24. Доклад о деятельности Росприроднадзора // Официальный интернет-сайт Роспироднадзора // [Электронный ресурс] URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/air-protect/ (дата обращения: 17.06.2024)
25. Статья «В части Ненецкого автономного округа пропал интернет» // [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/society/29/06/2023/649da15b9a79473 babcedf43?ysclid =lwqoecje2c572320352, (дата обращения: 17.06.2024).
26. Статистический бюллетень об основных показателях воздействия на окружающую природную среду России за 2019 -2022 годы // [Электронный ресурс] URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oxr_bul_2023.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
27. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2024).
28. Приказ Генерального прокурора России от 08.07.2020 № 362 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений» по форме ОЖ и Инструкции по его формированию» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2024).
29. Официальный сайт прокуратуры Ненецкого автономного округа // [Электронный ресурс] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_83/mass-media/news?item=52081723 (дата обращения: 15.06.2024).
30. Приказ Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2024).
31. Ергашев Е.Р. Актуальные проблемы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, Монография. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2023.
32. Сетевой журнал GoArctic.ru // [Электронный ресурс] URL: https://goarctic.ru/news/seo-temperatura-klimat-arktiki-temperatura-vozdukha/(дата обращения - 21.06.2024).
33. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.04.2003 № 269 «Об Основных положениях Концепции создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2024).
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2024 № 329 об утверждении «Положения о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.03.2024 (дата обращения: 22.06.2024).
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. // Rossijskaya gazeta. 1993. 25.12.1993. № 237.
2. Bogolyubov S.A., Krasnova I.O. Pravo i spasenie prirody rossijskoj Arktiki // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. № 6. S. 178.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176 «O strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»; Ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020 N° 164 «Ob osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda»; Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 № 645 «O Strategii razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda»; Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii».
4. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2021. № 27 (chast' II), St. 5351.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176 «O strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // SZ RF. 2017. № 17. St. 2546.
6. Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1995. № 47. St. 4472.
7. Vinokurov A.Yu. Gosudarstvennaya ekologicheskaya politika i rol' prokuratury v ee realizacii // Konstitucionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii: Sbornik materialov Mezhdunarodnyh nauchnyh konferencij, Moskva M.: Moskovskij gosudarstvennyj universitet geodezii i kartografii, 2019. S. 38-44.
8. Prikaz General'nogo prokurora RF ot 15.04.2021 № 198 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva v ekologicheskoj sfere» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.06.2024).
9. Dzhioev S.H. Deyatel'nost' prirodoohrannyh prokuratur po nadzoru za ispolneniem ekologicheskogo zakonodatel'stva - kak faktor obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva v sfere ohrany okruzhayushchej sredy: novye aspekty: Monografiya po mater. krugl. stola X Moskovskogo yurid. foruma. M.: Prospekt, 2023.
10. Ignat'eva I.A. Problemy razvitiya ekologicheskogo zakonodatel'stva v kontekste zadach nacional'nogo proekta «Ekologiya» // Ekologicheskoe pravo. 2019. № 1. S. 20-26.
11. Hludeneva N.I. Pravotvorchestvo v sfere ohrany okruzhayushchej sredy: obshchaya harakteristika sostoyaniya i osnovnye tendencii razvitiya // Zhurnal rossijskogo prava. 2023. № 12. S. 161-178.
12. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.06.2024).
13. Ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020 №164 «Ob osnovah gosudarstvennoj politiki v Arktike na period do 2035 goda» // SZ RF. 2020. № 10. St. 1317.
14. Zhavoronkova N.G., Shpakovskij Yu.G. Ekologicheskie i energeticheskie problemy chetvertoj promyshlennoj revolyucii: pravovye aspekty // Lex russica. 2019. № 10. S. 53-62.
15. Prikaz General'nogo prokurora Rossii ot 11.05.2016 № 276 «Ob utverzhdenii Reglamenta General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.06.2024).
16. Osnovy organizacii i upravleniya v organah prokuratury Rossijskoj Federacii: uchebnik/pod red. A.F. Smirnova. M.: In-t povysheniya kvalifikacii ruk. Kadrov Gen.prokurautry Rossijskoj Federacii, 2005.
17. Prokurorskaya proverka. Metodika i taktika provedeniya: uchebnoe posobie. / pod red. O.N. Korshunovoj). 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yusticiya, 2019 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya:20.06.2024).
18. Nastol'naya kniga prokurora: posobie / pod obshch. red. S.G. Kekhlerova, O.S. Kapinus; nauch. red. A.Yu. Vinokurov. M.: Yurajt, 2012.
19. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki ot 14.11.2017 № 754 «Ob utverzhdenii kompleksnoj sistemy statisticheskih pokazatelej ohrany okruzhayushchej sredy Rossijskoj Federacii s uchetom mezhdunarodnyh rekomendacij» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 21.06.2024).
20. Federal'nyj zakon ot 29.11.2007 № 282-FZ «Ob oficial'nom statisticheskom uchete i sisteme gosudarstvennoj statistiki v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2007. № 49. St. 6043.
21. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 maya 2008 g. № 671-r // SZ RF. 2008. № 20. St. 2383; 2009. № 33. St. 4102.
22. Federal'nyj zakon ot 10.01.2022 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.
23. Gosudarstvennyj doklad Ministerstva prirodnyh resursov i ekologii RF «O sostoyanii i ob ohrane okruzhayushchej sredy Rossijskoj Federacii v 2022 godu» // Oficial'nyj internet-sajt Minprirody Rossii // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_f ederatsii_v_2022 (data obrashcheniya: 06.05.2024).
24. Doklad o deyatel'nosti Rosprirodnadzora // Oficial'nyj internet-sajt Rospirodnadzora // [Elektronnyj resurs] URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/air-protect/ (data obrashcheniya: 17.06.2024)
25. Stat'ya «V chasti Neneckogo avtonomnogo okruga propal internet» // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.rbc.ru/society/29/06/2023/649da15b9a79473 babcedf43?ysclid =lwqoecje2c572320352, (data obrashcheniya: 17.06.2024).
26. Statisticheskij byulleten' ob osnovnyh pokazatelyah vozdejstviya na okruzhayushchuyu prirodnuyu sredu Rossii za 2019 - 2022 gody // [Elektronnyj resurs] URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oxr_bul_2023.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2024).
27. Brinchuk M.M. Ekologicheskoe pravo: Uchebnik. (Podgotovlen dlya sistemy Konsul'tantPlyus, 2008) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 21.06.2024).
28. Prikaz General'nogo prokurora Rossii ot 08.07.2020 № 362 «Ob utverzhdenii i o vvedenii v dejstvie statisticheskogo otcheta «O rabote prokurora po rassmotreniyu zayavlenij, zhalob i inyh obrashchenij» po forme OZh i Instrukcii po ego formirovaniyu» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 21.06.2024).
29. Oficial'nyj sajt prokuratury Neneckogo avtonomnogo okruga // [Elektronnyj resurs] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_83/mass-media/news?item=52081723 (data obrashcheniya: 15.06.2024).
30. Prikaz General'nogo prokurora Rossii ot 07.12.2007 № 195 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov, soblyudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 21.06.2024).
31. Ergashev E.R. Aktual'nye problemy organizacii i deyatel'nosti prokuratury Rossijskoj Federacii, Monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UMC UPI, 2023.
32. Setevoj zhurnal GoArctic.ru // [Elektronnyj resurs] URL: https://goarctic.ru/news/seo-temperatura-klimat-arktiki-temperatura-vozdukha/(data obrashcheniya - 21.06.2024).
33. Prikaz Ministerstva prirodnyh resursov Rossijskoj Federacii ot 02.04.2003 № 269 «Ob Osnovnyh polozheniyah Koncepcii sozdaniya Edinoj informacionno-analiticheskoj sistemy prirodopol'zovaniya i ohrany okruzhayushchej sredy» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 21.06.2024).
34. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19.03.2024 № 329 ob utverzhdenii «Polozheniya o federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme sostoyaniya okruzhayushchej sredy // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 20.03.2024 (data obrashcheniya: 22.06.2024).
СТЕЛЯ ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - заместитель начальника юридического отдела АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», соискатель Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева (sva77777@mail.ru). STELYA, VICTORIA A. - Deputy Head of the Legal Department of Gazprom Gazoraspredelenie Syktyvkar JSC, Candidate of Science degree candidate, attached to the Ural State University named after V.F. Yakovlev (sva77777@mail.ru ).