Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА / ПРОКУРОР / АКТ ПРОВЕРКИ / СРОК / НАДЗОР / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корешникова Нелли Расуловна, Пугачев Алексей Вячеславович

В настоящей статье рассмотрены проблемы фиксации хода и результатов прокурорской проверки и доведения этих сведений до проверяемых объектов, проблемы исчисления сроков прокурорской проверки, возникающие в ходе реализации прокурорами внесенных в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ изменений. Авторами исследовано соотношение понятий правовых средств выявления нарушений закона и правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. Результат данного исследования использован для обоснования вывода о необходимости корректировки внесенный в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ изменений. В ходе исследования авторами применен сравнительный анализ действующих норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с нормами закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и нормами Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», регулирующими схожие правоотношения. На основе проведенного исследования, посредством системного толкования внесенных в Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» изменений в связи с изданием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П, сделан вывод о возможности и необходимости корректировки, внесенных в закон изменений. Эта корректировка необходима для более точного соответствия Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Конституции Российской Федерации и формулировке Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П. Также авторами предложен вариант такой корректировки норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE PROBLEMS OF THE PROSECUTOR'S INSPECTION OF THE EXECUTION OF LAWS

This article discusses the problems of fixing the progress and results of the prosecutor's inspection and bringing this information to the objects being checked, the problems of calculating the terms of the prosecutor's inspection that arise during the implementation by prosecutors of the amendments made to the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" by Federal Law No. 27-FZ of March 07, 2017. The authors investigated the relationship between the concepts of legal means of detecting violations of the law and legal means of responding to detected violations of the law. The result of this study was used to substantiate the conclusion about the need to adjust the amendments made to the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" by Federal Law No. 27-FZ of March 07, 2017. In the course of the study, the authors applied a comparative analysis of the current norms of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" with the norms of the Law of the Republic of Belarus "On the Prosecutor's Office of the Republic of Belarus" and the norms of the Law of the Republic of Kazakhstan "On the Prosecutor's Office" regulating similar legal relations. On the basis of the conducted research, by means of a systematic interpretation of the amendments made to the Federal Law of 17.01.1992 N 2202-1 "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" in connection with the publication of the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 17, 2015 No. 2-P, the conclusion is made about the possibility and necessity of correcting the amendments made to the law. This adjustment is necessary for more precise compliance of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" with the Constitution of the Russian Federation and the wording of the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 17, 2015 No. 2-P. The authors also proposed a variant of such an adjustment of the norms of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _149 УДК 343.163

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ SEPARATE PROBLEMS OF THE PROSECUTOR'S INSPECTION OF THE EXECUTION OF LAWS

КОРЕШНИКОВА Нелли Расуловна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета. 620137, Росся, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. E-mail: [email protected];

ПУГАЧЕВ Алексей Вячеславович,

старший преподаватель кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета. 620137, Росся, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. E-mail: [email protected];

Koreshnikova Nelli Rasulovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Prosecutorial Activity of Ural State Law University.

Komsomolskaya str., 21, Yekaterinburg, Russia, 620137. E-mail: [email protected];

Pugachev Alexey Vyacheslavovich,

senior lecturer of the Department of Prosecutorial Activity of Ural State Law University, Komsomolskaya str., 21, Yekaterinburg, Russia, 620137. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В настоящей статье рассмотрены проблемы фиксации хода и результатов прокурорской проверки и доведения этих сведений до проверяемых объектов, проблемы исчисления сроков прокурорской проверки, возникающие в ходе реализации прокурорами внесенных в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ изменений. Авторами исследовано соотношение понятий правовых средств выявления нарушений закона и правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. Результат данного исследования использован для обоснования вывода о необходимости корректировки внесенный в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ изменений.

В ходе исследования авторами применен сравнительный анализ действующих норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с нормами закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и нормами Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», регулирующими схожие правоотношения.

На основе проведенного исследования, посредством системного толкования внесенных в Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» изменений в связи с изданием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П, сделан вывод о возможности и необходимости корректировки, внесенных в закон изменений. Эта корректировка необходима для более точного соответствия Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Конституции Российской Федерации и формулировке Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П. Также авторами предложен вариант такой корректировки норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Abstract. This article discusses the problems of fixing the progress and results of the prosecutor's inspection and bringing this information to the objects being checked, the problems of calculating the terms of the prosecutor's inspection that arise during the implementation by prosecutors of the amendments made to the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" by Federal Law No. 27-FZ of March 07, 2017. The authors investigated the relationship between the concepts of legal means of detecting violations of the law and legal means of responding to detected violations of the law. The result of this study was used to substantiate the conclusion about the need to adjust the amendments made to the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" by Federal Law No. 27-FZ of March 07, 2017.

In the course of the study, the authors applied a comparative analysis of the current norms of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" with the norms of the Law of the Republic of Belarus "On the Prosecutor's Office of the Republic of Belarus" and the norms of the Law of the Republic of Kazakhstan "On the Prosecutor's Office" regulating similar legal relations.

On the basis of the conducted research, by means of a systematic interpretation of the amendments made to the Federal Law of 17.01.1992 N 2202-1 "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" in connection with the publication of the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 17, 2015 No. 2-P, the conclusion is made about the possibility and necessity of correcting the amendments made to the law. This adjustment is necessary for more precise compliance of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" with the Constitution of the Russian Federation and the wording of the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 17, 2015 No. 2-P. The authors also proposed a variant of such an adjustment of the norms of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation".

Ключевые слова: проверка, прокурор, акт проверки, срок, надзор, правовое средство выявления нарушений закона, правовое средство реагирования на нарушение закона.

Keywords: monitoring compliance with laws, the prosecutor, the inspection report, the period, supervision, legal means of detecting violations of the law, legal means of responding to a violation of the law.

Дата направления статьи в редакцию: 13.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» [1] принят законодателем в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 2-П [2]. Вследствие принятия Конституционным Судом РФ указанного Постановления существенно затронуто законодательное регулирование процедуры исполнения прокуратурой России возложенной на нее функции по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации,

исполнением действующих законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Внесенные изменения значительно отразились также на объектах прокурорского надзора, стали, своего рода, гарантом обоснованности применения прокурорами основного правового средства выявления нарушений закона - прокурорской проверки. Однако, при этом, внесенные изменения не вполне реализуют Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 года № 2-П, что отражается на качестве и эффективности выполнения прокуратурой России надзорной функции.

Так, согласно основным результатам прокурорской деятельности за 8 месяцев 2021 года, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, прокурорами выявлено 3014844 нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина, что на 3,2% больше аналогичного периода прошлого года [4]. Стоит предположить, что каждому выявлению прокурором нарушения закона предшествовала прокурорская проверка как соответствующее правовое средство. То есть, количество фактически проведенных проверок нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина примерно совпадает с количеством выявленных нарушений. Если учесть, что до настоящего времени не сложилась четкой нормативно урегулированной методики проведения прокурором проверок исполнения законов, на что, в частности, указывают проведенные исследования практической деятельности прокуроров [5, с. 19-22], рассматриваемые в настоящей статье проблемы представляются весьма актуальными.

Анализируя существовавшее правовое регулирование правоотношений, возникающих до, в процессе и после проведения прокурором проверки исполнения законов, Конституционный Суд РФ в доводах указанного Постановления (п. 5.5., в частности) констатировал, что прокурорами в случае выявления нарушений закона проверенные объекты надзора информируются о результатах проверки в актах прокурорского реагирования. Далее указано на отсутствие нормы в законе о прокуратуре, обязывающей прокурора информировать объект надзора о результатах прокурорской проверки в отношении него в случае невыявления в его деятельности нарушений действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Однако, в пункте 2 Постановления от 17.02.2015 года № 2-П указано, что пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 21 и пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверенного объекта прокурорского надзора [2]. Таким образом Конституционный Суд РФ сделал вывод о необходимости законодательного закрепления обязательности объективного информирования проверяемых прокурором органов или организаций о ходе и результатах проведенной проверки вне зависимости от выявления или невыявления нарушений закона.Тем самым констатировал обязательность составления акта прокурорской проверки, фиксирующего основания, срок ее проведения и другие существенные обстоятельства, фиксация которых в акте необходима как прокурору для выполнения им возложенных на него обязанностей, так и проверяемому объекту (субъекту), в том числе: в целях защиты и обеспечения гарантированных законом прав объектов (субъектов) надзора при осуществлении государственного контроля (надзора).

Стоит признать и обоснованность беспокойства О.М. Олейник о возможных нарушениях прав проверяемых прокурорами объектов (субъектов) в сложившейся ситуации [6,с.28-38], однако авторами настоящей статьи выражается обеспокоенность в объективности и эффективности принимаемых прокурором по результатам проведенной проверки правовых средств реагирования по следующим причинам. Дело в том, что акты прокурорского реагирования носят опосредованный характер, и для устранения выявленных в результате прокурорской проверки нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина, прокурор посредством издания акта прокурорского реагирования требует (просит) от уполномоченных лиц (органов) принять конкретные меры к устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; отменить (изменить) противоречащий закону правовой акт; привлечь должностное лицо к административной ответственности и пр. Непосредственно прокурор устранить своими действиями выявленные им в результате прокурорской проверки нарушения закона, привлечь виновных должностных лиц к установленной законом юридической ответственности не уполномочен. Акт проверки же не содержит в себе требований прокурора по устранению нарушений закона, и имеет исключительно доказательственное значение.

Не редки случаи фальсификации доказательств объектами надзора уже после проведения прокурорской проверки в целях исключения возможной ответственности, налагаемой судом или уполномоченными на то органами (должностными лицами). По этой причине в текущей практике прокурор фиксирует доказательства выявленных им в ходе проверки нарушений закона любыми доступными способами (копиями документов, фотографиями и видеороликами), а также справками, актами осмотра, которые, однако, не носят унифицированного характера. В этой связи было бы целесообразно прокурорам составлять акт проверки вне зависимости от установления или неустановления нарушений закона. Общие требования к порядку составления акта и его содержанию необходимо предусмотреть в ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, необходимо установить в законе обязательность вручения (направления) прокурором копии такого акта проверенному объекту (субъекту). Соответствующий требованиям закона акт прокурорской проверки необходимо нормативно признать допустимым доказательством, подтверждающим факты нарушения закона, создания причин и условий для нарушения закона, выявленных прокурором в ходе проверки.

При этом, полагаем, что нельзя признать составляемые прокурором акты прокурорского реагирования эквивалентом акта прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В связи с изложенным представляется необходимым внесение дополнительных изменений в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и установление в ней обязательности составления акта проверки по утвержденной приказом Генерального прокурора форме. В акте проверки необходимо указывать: выявлены ли нарушения закона, нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие, либо наруше-

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

ния закона (нарушения прав и свобод человека и гражданина) по предмету проверки не выявлены в деятельности проверенного объекта надзора. Данная позиция подтверждается практикой реализации положений ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорскими работниками и разделяется все большим числом ученых и практических работников прокуратуры [8, с. 75-81], [17, с. 35-38].

Представляется, что в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» кроме обязательности составления акта проверки в любом случае ее проведения по направлениям «общего надзора» необходимо закрепить требования к содержанию акта проверки, срокам его составления и вручения (направления) проверенному объекту (субъекту) надзора, порядок подписания акта. В требованиях к содержанию акта в законе необходимо закрепить обязательность указания участников проверки со стороны проверяющих и проверяемых лиц, примененные в ходе проверки прокурором полномочия (истребования документов, предметов, их изъятия, получения объяснений от должностных лиц проверенного объекта, назначение ревизий и экспертиз и др.).

Стоит отметить, что в государствах СНГ в части законодательного закрепления оснований и порядка проведения прокурорской проверки, соответствующими законами по-разному регулируются основания и порядок проведения прокурорских проверок. Так, если Законом Республики Беларусь закрепляется лишь требование обоснованности прокурорской проверки (п. 3 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь») [18], то Законом Республики Казахстан «О прокуратуре» закрепляются и требования обоснованности, срочности (оперативности), и требования о фиксации хода и результатов проверки (вне зависимости от выявления или невыявления нарушений закона) в справке о ее проведении (аналог акта прокурорской проверки), которая по итогам проверки вручается проверенному объекту (субъекту) (подпункт 3 п. 2 ст. 9 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» (ред. 02.07.2021)) [19].

Еще одной насущной проблемой исполнения в текущей прокурорской деятельности требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является проблема соблюдения предусмотренных законом сроков проведения прокурорской проверки, а также сроков исполнения объектами надзора требований и запросов прокурора в рамках прокурорской проверки и вне рамок проверки при осуществлении иных надзорных мероприятий.

Как уже отмечалось Н.Р. Корешниковой, легальное установление срока исполнения требований (запросов) прокурора, срока проведения прокурорских проверок, а также сроков совершения других предусмотренных законом действий, имеет особое значение для соблюдения прав и свобод человека и гражданина [20,с. 302-303]. Развивая данную позицию, заметим, что закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» норм об исчислении сроков прокурорской проверки именно в рабочих днях, о порядке переноса истечения срока исполнения отдельных требований прокурора с нерабочего дня на первый рабочий день представляются наиболее правильным. И это объяснимо.

Во-первых, исчисление срока проведения прокурорской проверки исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в рабочих днях является общеотраслевой тенденцией: контролирующие органы свои проверки исчисляют в рабочих днях, отдельные контрольные мероприятия по общему правилу исчисляются в рабочих днях, процессуальные сроки по общему правилу исчисляются в рабочих днях (например, ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [21]; п. 6 ст. 6.1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [22] т.д.). Первоначально сроки прокурорской проверки исчислялись также в рабочих днях, что соответствовало доводам и формулировки Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П [10]. Во-вторых, установление в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» порядка исчисления сроков прокурорской проверки, а также сроков проведения надзорных мероприятий вне прокурорской проверки в рабочих днях согласуется с общими конституционными принципами уважения чести и достоинства, презумпции невиновности, равенства всех перед законом, права на отдых, реализация которых также обязательна для прокуратуры как и для всех других государственных органов и должностных лиц.

В этой связи заслуживает внимание опыт законодательного регулирования предельной продолжительности прокурорской проверки в Республике Казахстан. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» (ред. 02.07.2021) проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати рабочих дней [19]. Итак, авторами настоящей статьи предлагается еще одно изменение в закон «О прокуратуре Российской Федерации» - изменение порядка исчисления срока прокурорской проверки: с календарных дней на рабочие дни.

По результатам настоящего исследования авторами предлагается:

1. Закрепить в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» норму об обязательности составления и вручения проверенному объекту (субъекту) под роспись акта прокурорской проверки вне зависимости от выявления либо невыявления нарушений закона в сфере «общего надзора»; общие требования к содержанию и срокам составления и вручения акта проверки.

2. В части регулирования надзора за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина, включая основания и порядок проведения прокурорских проверок, в закон необходимо внести изменения об исчислении сроков с календарных дней на рабочие дни.

Как показывает внутригосударственная правоприменительная практика и зарубежный опыт внесение подобных изменений в закон возможно и необходимо.

Библиогра фия:

1. О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации": федер. закон от 07 марта 2017 N 27-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.03.2017.

2. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", авто

номной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2015.

3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 11 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 01.07.2021 ) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=378043&dst=0#yczyWoSE9hxYeD2k2.

4. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2021 г. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. 23.09.2021: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=65414917.

5. Карпышева Ю.О. Отграничение проверки от иных надзорных мероприятий прокурора // Законность. 2019. N 2. С. 19 - 22.

6. Олейник О.М. Теоретические проблемы общего надзора прокуратуры // Закон. 2017. № 3. С. 28-38.

7. Винокуров А.Ю. К вопросу о правовой регламентации прокурорской проверки // Административное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 1-13.

8. Карпышева Ю.О. Вынесение прокурором решения о проведении проверки: проблемы правоприменения // Сибирский юридический вестник. 2018. № 3. С.

75-81.

9. Плугарь Д.М. Вопросы процедурных условий проведения прокурорских проверок // Законность. 2019. N 8. С. 33 - 37.

10. О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 28.05.2015 № 265 // СПС «КонсультантПлюс».

11. О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 17.03.2017 № 172// СПС «КонсультантПлюс».

12. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации/ Курс лекций. Екатеринбург: Раритет, 2016. 316 с.

13. Ергашев Е.Р., Фирсова А.А. К вопросу об основных требованиях, предъявляемых к организации и проведению прокурорской проверки // Российский юридический журнал. 2013. № 1. С. 180-184.

14. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие/ под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 240 с.

15. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие / Е.А. Бурмистрова, И.И. Головко, Г.В. Дытченко и др.; под ред. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2019. 408 с.

16. Амирбеков К.И. Прокурорская проверка исполнения законов: понятие и содержание, поводы и основания, предмет и пределы (теоретический подход) // Российский следователь. 2020. № 2. С. 63-68.

17. Шушняев Д.А. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 7. С. 35 - 38.

18. О прокуратуре Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220.

19. О прокуратуре: Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 г. № 81-VI. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000081#z7.

20. Корешникова Н.Р. Реализация прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры Российской Федерации // Современные проблемы защиты прав человека в судебной и прокурорской деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. С. 298-303.

References (transliterated):

1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O prokurature Rossijskoj Federacii": feder. zakon ot 07 marta 2017 N 27-FZ// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 07.03.2017.

2. Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 1 stat'i 6, punkta 2 stafi 21 i punkta 1 stafi 22 Federal'nogo zakona "O prokurature Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhalobami mezhregional'noj associacii pravozashchitnyh obshchestvennyh ob"edinenij "Agora", mezhregional'noj obshchestvennoj organizacii "Pravozashchitnyj centr "Memorial", mezhdunarodnoj obshchestvennoj organizacii "Mezhdunarodnoe istoriko-prosvetitel'skoe, blagotvoritel'noe i pravozashchitnoe obshchestvo "Memorial", regional'noj obshchestvennoj blagotvoritel'noj organizacii pomoshchi bezhencam i vynuzhdennym pereselencam "Grazhdanskoe sodejstvie", avto-nomnoj nekommercheskoj organizacii pravovyh, informacionnyh i ekspertnyh uslug "Zabajkal'skij pravozashchitnyj centr", regional'nogo obshchestvennogo fonda "Mezhdunarodnyj standart" v Respublike Bashkortostan i grazhdanki S.A. Gannushkinoj: Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17.02.2015 N 2-P// Oficial'nyj inter-net-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2015.

3. O prokurature Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 11 yanvarya 1992 g. № 2202-1 (red. ot 01.07.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=378043&dst=0#yczyWoSE9hxYeD2k2.

4. Statisticheskie dannye ob osnovnyh pokazatelyah deyatel'nosti organov prokuratury Rossijskoj Federacii za avgust 2021 g. Rezul'taty deyatel'nosti organov proku-ratury Rossijskoj Federacii. 23.09.2021 : https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=65414917.

5. Karpysheva YU.O. Otgranichenie proverki ot inyh nadzornyh meropriyatij prokurora // Zakonnost'. 2019. N 2. S. 19 - 22.

6. Olejnik O.M. Teoreticheskie problemy obshchego nadzora prokuratury // Zakon. 2017. № 3. S. 28-38.

7. Vinokurov A.YU. K voprosu o pravovoj reglamentacii prokurorskoj proverki // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 8. S. 1-13.

8. Karpysheva YU.O. Vynesenie prokurorom resheniya o provedenii proverki: problemy pravoprimeneniya // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2018. № 3. S. 75-81.

9. Plugar' D.M. Voprosy procedurnyh uslovij provedeniya prokurorskih proverok // Zakonnost'. 2019. N 8. S. 33 - 37.

10. O poryadke ispolneniya postanovleniya Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 17.02.2015 N 2-P po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona "0 prokurature Rossijskoj Federacii: prikaz General'nogo prokurora rF ot 28.05.2015 № 265 // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. O nekotoryh voprosah organizacii prokurorskogo nadzora v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona ot 07.03.2017 N 27-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj za-kon "O prokurature Rossijskoj Federacii: prikaz General'nogo prokurora RF ot 17.03.2017 № 172// SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Ergashev E.R. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii/ Kurs lekcij. Ekaterinburg: Raritet, 2016. 316 s.

13. Ergashev E.R., Firsova A.A. K voprosu ob osnovnyh trebovaniyah, pred"yavlyaemyh k organizacii i provedeniyu prokurorskoj proverki // Rossijskij yuri-dicheskij zhurnal. 2013. № 1. S. 180-184.

14. Metodika i taktika provedeniya prokurorskoj proverki: uchebnoe posobie/ pod red. d-ra yurid. nauk, prof. O.N. Korshunovoj. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij yuridicheskij institut (filial) Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2014. 240 s.

15. Prokurorskaya proverka. Metodika i taktika provedeniya: uchebnoe posobie / E.A. Burmistrova, I.I. Golovko, G.V. Dytchenko i dr.; pod red. O.N. Korshunovoj. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YUsticiya, 2019. 408 s.

16. Amirbekov K.I. Prokurorskaya proverka ispolneniya zakonov: ponyatie i soderzhanie, povody i osnovaniya, predmet i predely (teoreticheskij podhod) // Rossijskij sledovatel'. 2020. № 2. S. 63-68.

17. SHushnyaev D.A. Nekotorye problemnye aspekty vzaimodejstviya organov prokuratury s organami municipal'nogo zemel'nogo kontrolya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2020. N 7. S. 35 - 38.

18. O prokurature Respubliki Belarus': zakon Respubliki Belarus' ot 8 maya 2007 g. № 220-Z. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220.

19. O prokurature: Zakon Respubliki Kazahstan ot 30 iyunya 2017 g. № 81-VI. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000081#z7.

20. Koreshnikova N.R. Realizaciya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v deyatel'nosti prokuratury Rossijskoj Federacii // Sovremennye problemy zashchity prav cheloveka v sudebnoj i prokurorskoj deyatel'nosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta, 2017. S. 298-303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.