Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ БИЗНЕСА К ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

О ПОДГОТОВКЕ БИЗНЕСА К ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / INTEGRATED ENVIRONMENTAL RESOLUTION / TECHNOLOGICAL STANDARD / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цымбалов Сергей Дмитриевич, Романовская Елена Вадимовна, Бакулина Наталья Александровна

Статья посвящена анализу изменений в природоохранном законодательстве с 01.01.2019 г. и мерам по адаптации бизнеса к работе в новых условиях. В настоящее время завершен процесс категорирования предприятий по степени опасности для окружающей среды. Вводится новая система нормирования предприятий в зависимости от категории опасности, изменен состав разрешительной документации и процедура её получения, дополнены группы товаров, подлежащих утилизации и уплате экологического сбора, ставки платы и нормативы утилизации товаров и упаковки, потерявших потребительские свойства, и др. Для адаптации бизнеса к новым условиям предусмотрен переходный период, который предполагается завершить к 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цымбалов Сергей Дмитриевич, Романовская Елена Вадимовна, Бакулина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREPARATION OF BUSINESS TO CHANGES IN ENVIRONMENTAL LEGISLATION

The article is devoted to the analysis of changes in environmental legislation 01.01.2009 and measures to adapt business to work in new conditions. The process of categorization of enterprises according to the degree of danger to the environment has been completed. Introduced a new system of regulation of enterprises depending on the hazard category, the modified structure permits and the procedure of its receipt, the augmented product group subject to disposal and payment of environmental fees, payment rates and standards for disposal of goods and packaging that have lost consumer properties, etc. To adapt business to new conditions provides for a transitional period, which is expected to be completed to 2025.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ БИЗНЕСА К ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ЦЫМБАЛОВ Сергей Дмитриевич,

доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика предприятия» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минин, e-mail: sergey.cymbalov@mail.ru

РОМАНОВСКАЯ Елена Вадимовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика предприятия» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина e-mail: alenarom@list.ru

БАКУЛИНА Наталья Александровна,

студентка Нижегородского государственного педагогического

университета им. Козьмы Минина e-mail: bakulinana@st.mininuniver.ru

О ПОДГОТОВКЕ БИЗНЕСА К ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья посвящена анализу изменений в природоохранном законодательстве с 01.01.2019 г. и мерам по адаптации бизнеса к работе в новых условиях. В настоящее время завершен процесс категорирования предприятий по степени опасности для окружающей среды. Вводится новая система нормирования предприятий в зависимости от категории опасности, изменен состав разрешительной документации и процедура её получения, дополнены группы товаров, подлежащих утилизации и уплате экологического сбора, ставки платы и нормативы утилизации товаров и упаковки, потерявших потребительские свойства, и др. Для адаптации бизнеса к новым условиям предусмотрен переходный период, который предполагается завершить к 2025 г.

Ключевые слова: природоохранное законодательство, комплексное экологическое разрешение, технологические нормативы, экологическое образование, экономика природопользования.

TSYMBALOV Sergey Dmitrievich,

doctor of technical Sciences, associate Professor, Professor of the Department "Enterprise Economics", Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University

ROMANOVSKAYA Elena Vadimovna,

candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department "Economics of enterprise", Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University

BAKULINA Natalia Aleksandrovna,

student, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University

ON THE PREPARATION OF BUSINESS TO CHANGES IN ENVIRONMENTAL LEGISLATION

Annotation. The article is devoted to the analysis of changes in environmental legislation 01.01.2009 and measures to adapt business to work in new conditions. The process of categoriza-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

tion of enterprises according to the degree of danger to the environment has been completed. Introduced a new system of regulation of enterprises depending on the hazard category, the modified structure permits and the procedure of its receipt, the augmented product group subject to disposal and payment of environmental fees, payment rates and standards for disposal of goods and packaging that have lost consumer properties, etc. To adapt business to new conditions provides for a transitional period, which is expected to be completed to 2025.

Key words: environmental legislation, integrated environmental resolution, technological standard, environmental education, environmental Economics.

В 2019 г. вступают в законную силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ [1] и иные законодательные акты в области экологического права. В частности, потребуется в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. получить комплексные экологические разрешения (КЭР) предприятиям 1-й категории опасности, внесённым в перечень первоочередных 300 самых «грязных» предприятий [2], и в срок до 2024 г. (включительно) всем остальным предприятиям 1-й категории в обязательном порядке, а предприятиям 2-й категории опасности - в добровольном порядке. Установлены критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), к объектам 1-й категории [3]. К ним, в частности, относятся предприятия по производству цементного клинкера во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 т в сутки и более). После получения КЭР предприятия не позднее, чем в течение четырех лет должны обеспечить установку автоматизированных средств измерения выбросов маркерных загрязняющих веществ [4]. Требования к таким системам будут сформированы уполномоченным правительством органом в ближайшей перспективе. В ст. 16.3 [1] предусмотрены меры воздействия экономического характера на предприятия, которые не смогут выполнить установленные в КЭР технологические нормативы. Так, при превышении технологических нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрен повышающий коэффициент 100, а для предприятий, превысивших норматив по образованию отходов, - 25. Это серьезные финансовые риски, к которым надо готовиться. Например, для цементного завода производительностью 1600 тыс. т/год плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) может увеличиться с 0.72 до 75.35 млн руб./год. Кроме изменения системы нормирования загрязнения окружающей среды в 2018 г. внесены изменения: в порядок установления размеров санитарно-защит-ных зон предприятий [5], в разработку и утверждение порядка производственного экологиче-

ского контроля; установлены новые группы товаров, подлежащих утилизации, за которые взимается экологический сбор, нормативы их утилизации и ставки платы [6]; утверждён новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ [7]. В новой редакции ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ [8] с 1 января 2019 г. устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Необходимо также отметить, что федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) в отдельных случаях запаздывают с разработкой и регистрацией в Минюсте подзаконных актов, что вносит неразбериху и сумятицу в регионах и на предприятиях. Достаточно сложно определиться с очерёдностью выполнения поставленных задач и планированием финансирования на реализацию мероприятий. Так, например, до сих пор нет утвержденной формы заявки на получение КЭР для цементной промышленности, не установлены требования к системам автоматического контроля за выбросами, до конца не решены вопросы по государственной экологической экспертизе документации, прилагаемой к заявке на получение КЭР и др.

Как видим, природоохранное законодательство меняется кардинально. В этой связи следует учитывать, что на большинстве предприятий лица, отвечающие за экологическую безопасность, и руководители не готовы к реализации намеченных изменений. Следовательно, необходимо развивать новые формы подготовки специалистов-экологов для работы в новых условиях, базируясь на современных подходах к образовательной деятельности [9; 10]. Одним из удачных проектов в этом направлении является проведение деловых игр с участием представителей предприятий, контролирующих госорганов регионального и федерального уровней. Первые деловые игры были проведены в 2016 г. на стекольном заводе ООО «Гардиан» [11], алюминиевом заводе ОАО «РУСАЛ Красноярск», в ООО

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

«Серебрянский цементный завод» [12] и АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». В сценариях игр предусматривались обсуждение содержания и формы заявки на получение КЭР, сроков и порядка её рассмотрения в уполномоченных госорганах, порядка формирования экспертных групп и проведения общественных слушаний. Результатами деловых игр стали предложения для Минэкологии РФ по разработке порядка выдачи КЭР, а участники игр получили опыт организации и прохождения процедуры получения КЭР. В рамках обучения экологов и руководителей предприятий следует предусматривать более широкое информирование о декларируемых мерах господдержки для внедрения НДТ, а именно: зачет затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду; отказ от взимания платы (коэффициент 0) для предприятий 1-й категории, перешедших на НДТ, и 2-й категории, относящихся к

В заключение следует отметить, что в ближайшей перспективе ожидается принятие новых законодательных актов по введению экологического налога. Согласно проекту федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс (НК) РФ (в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ), разработанному Минфином России, с 2020 г. планируется ввести обязательный безальтернативный платеж. Предложение Минфина России заменить действующую с 2015 г. возможность бизнеса самостоятельно утилизировать отходы новым «налогом на мусор» приведёт к кардинальной смене курса экологической политики в этом вопросе, так как будет сдерживать развитие

областям применения НДТ (с 01.01.202 г.0); инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при осуществлении мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду; предусмотрено право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, согласно утвержденному Правительством РФ Перечню. По государственным программам «Развития промышленности и повышения её конкурентоспособности» и «Энергоэффективность и развитие энергетики» в период с 11.2018 г. по 12.2024 г. планируется израсходовать на цели внедрения НДТ 27 440 млн руб. из федерального бюджета и 2 400 000 млн руб. из внебюджетных источников. Возможны также следующие варианты льготного финансирования [13]:

мощностей по переработке определённых групп отходов.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[2] Приказ Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Объекты и формы финансирования Бюджет проекта, млн руб. Сумма займа, млн руб. Срок, лет

Проекты развития от 100 50 - 500 7

Станкостроение от 71,5 50 - 500 7

Конверся от 400 200 - 750 5

Льготное заёмное финансирование на целевую закупку природоохранного оборудования НДТ от 100 50 - 500

Лизинг от 20 50 - 500 5

сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[3] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1-4 категорий» // СПС «Консультант-Плюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[4] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» от 29.07.2018 г. № 252-ФЗ / / СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[5] Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[6] Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1293 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284» (новые ставки экосбора для новых групп товаров) // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[7] Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 г. № 52522) // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[8] Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 12.11.2018).

[9] Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / / Вестник Мининского ун-та. 2018. № 4 (25). С. 11.

[10] Сметанина Т.А., Лисеев И.К. От социально-экономического к социокультурному тренду развития общества // Вестник Мининского ун-та. 2017. № 1(18). С. 20.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

[11] Бегак М.В и др. Учебно-методический материал по НДТ / под науч. ред. Д.О. Скобелева. М.: АСМС, 2016. C. 44 - 53.

[12] Цымбалов С.Д. Получение комплексного экологического разрешения: опыт участия в деловой игре // Экология производства: науч.-практ. журнал. 2016. № 11. С. 46 - 51.

[13] Доклад Минрпромторга РФ «Государственная поддержка перехода промышленности на принципы наилучших доступных технологий». М., 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.mnr.gov.ru (режим доступа: 12.11.2018).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 21.07.2014 g. № 219-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[2] Prikaz Minprirody Rossii ot 18.04.2018 g. № 154 «Ob utverzhdenii perechnya ob"ektov, okazyvayushchih negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu, otnosyashchihsya k I kategorii, vklad kotoryh v summarnye vybrosy, sbrosy zagryaznyayushchih veshchestv v Rossijskoj Federacii sostavlyaet ne menee chem 60 procentov» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.09.2015 g. № 1029 «Ob utverzhdenii kriteriev otneseniya ob"ektov, okazyvayushchih negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu, k ob"ektam 1-4 kategorij» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[4] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" i stat'i 1 i 5 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" v chasti sozdaniya sistem avtomaticheskogo kontrolya vybrosov zagryaznyayushchih veshchestv, sbrosov zagryaznyayushchih veshchestv» ot 29.07.2018 g. № 252-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 marta 2018 g. № 222 «Ob utverzhdenii pravil ustanovleniya SZZ i ispol'zovaniya zemel'nyh uchastkov, raspolozhennyh v granicah SZZ» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2018 g. № 1293 «O vnesenii izmenenij v Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 aprelya 2016 g. № 284» (novye stavki ekosbora

dlya novyh grupp tovarov) / / SPS «Ко^и1Ча^Р1у^» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[7] Prikaz Minprirody Rossii ot 07.08.2018 g. № 352 «ОЬ utverzhdenii Poryadka provedeniya inventarizacii stacionarnyh istochnikov i vybrosov vrednyh (zagryaznyayushchih) veshchestv V atmosfernyj vozduh, korrektirovki ее dannyh, dokumentirovaniya i hraneniya dannyh, ро1и^еп-nyh V rezul'tate provedeniya takih inventarizacii i korrektirovki» (Zaregistrirovano V Minyuste Rossii 24.10.2018 g. № 52522) // SPS «Коп-sul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[8] Federal'nyj zakon ot 04.05.1999 g. № 96-FZ «ОЬ ohrane atmosfernogo vozduha» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 12.11.2018).

[9] Chelnokova Е.А., Tyumaseva Z.I. Evoly-uciya sistemy nastavnichestva V pedagogicheskoj praktike // Vestnik Mininskogo un-ta. 2018. № 4 (25). С. 11.

[10] Smetanina Т.А., Liseev 1.К. Ot social'no-ekonomicheskogo к sociokul'turnomu trendu razvitiya obshchestva // Vestnik Мтт-skogo ипЧа. 2017. № 1(18). С. 20.

[11] Begak M.V i dr. Uchebno-metodicheskij material ро NDT / pod nauch. red. D.O. Skobeleva. М.: ASMS, 2016. С. 44 - 53.

[12] СутЬа^ S.D. Poluchenie котр1ек-snogo ekologicheskogo razresheniya: opyt uchas-tiya V delovoj igre // Ekologiya proizvodstva: паис^-ргак^ zhurnal. 2016. № 11. S. 46 - 51.

[13] Doklad Minrpromtorga RF «Gosudarst-vennaya podderzhka perekhoda promyshlennosti па principy nailuchshih dostupnyh tekhnologij». М., 2018 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.mnr.goV.ru (rezhim dostupa: 12.11.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.