Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА'

ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / САНКЦИИ / ПАНДЕМИЯ / АКТУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носачевская Екатерина Александровна

В условиях реализации общенационального плана действий, связанного с нивелированием негативных последствий пандемии новой коронавирусной инфекции и обеспечивающего, в том числе, рост российской экономики и соответствующие структурные изменения, а также, принимая во внимание введенные в отношении России внешние санкции, порожденные ими различные ограничения, сдерживающие развитие национальной экономики, сегодня наибольшую актуальность приобретают вопросы разработки и скорейшей реализации мер, направленных на обеспечение технологического суверенитета нашей страны. В статье обоснованы соответствующие меры, включая совершенствование подходов к обеспечению современного уровня технологического оснащения отраслей экономики, повышению роли исследований и разработок в развитии отечественного хозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носачевская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TOPICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE NEED TO ENSURE TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

In the context of the implementation of a national action plan related to the leveling of the negative consequences of the pandemic of a new coronavirus infection and ensuring, among other things, the growth of the Russian economy and the corresponding structural changes, as well as taking into account the external sanctions imposed on Russia and the various restrictions generated by them that restrain the development of the national economy, today the issues of developing and the speedy implementation of measures aimed at ensuring the technological sovereignty of our country. The article substantiates appropriate measures, including improving approaches to ensuring the modern level of technological equipment of economic sectors, increasing the role of research and development in the development of the domestic economic complex.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Вестник НГУЭУ. 2022. № 4. С. 234-241 Vestnik NSUEM. 2022. No. 4. P. 234-241

Научная статья УДК 338.28

DOI: 10.34020/2073-6495-2022-4-234-241

об актуальных вопросах развития экономики россии

в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета

Носачевская Екатерина Александровна

Государственный университет управления [email protected]

Аннотация. В условиях реализации общенационального плана действий, связанного с нивелированием негативных последствий пандемии новой коронавирусной инфекции и обеспечивающего, в том числе, рост российской экономики и соответствующие структурные изменения, а также, принимая во внимание введенные в отношении России внешние санкции, порожденные ими различные ограничения, сдерживающие развитие национальной экономики, сегодня наибольшую актуальность приобретают вопросы разработки и скорейшей реализации мер, направленных на обеспечение технологического суверенитета нашей страны. В статье обоснованы соответствующие меры, включая совершенствование подходов к обеспечению современного уровня технологического оснащения отраслей экономики, повышению роли исследований и разработок в развитии отечественного хозяйственного комплекса.

Ключевые слова: экономика, национальные цели, технологический суверенитет, санкции, пандемия, актуальность

для цитирования: Носачевская Е.А. Об актуальных вопросах развития экономики России в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета // Вестник НГУЭУ. 2022. № 4. С. 234-241. DOI: 10.34020/2073-6495-2022-4-234-241.

Original article

on topical issues of the development

of the russian economy in the context of the need to ensure technological sovereignty

Nosachevskaya Ekaterina A.

State University of Management [email protected]

Abstract. In the context of the implementation of a national action plan related to the leveling of the negative consequences of the pandemic of a new coronavirus infection and ensuring, among other things, the growth of the Russian economy and the corresponding

© Носачевская Е.А., 2022

structural changes, as well as taking into account the external sanctions imposed on Russia and the various restrictions generated by them that restrain the development of the national economy, today the issues of developing and the speedy implementation of measures aimed at ensuring the technological sovereignty of our country. The article substantiates appropriate measures, including improving approaches to ensuring the modern level of technological equipment of economic sectors, increasing the role of research and development in the development of the domestic economic complex.

Keywords: economy, national goals, technological sovereignty, sanctions, pandemic, relevance

For citation: Nosachevskaya E.A. On topical issues of the development of the Russian economy in the context of the need to ensure technological sovereignty. Vestnik NSUEM. 2022; (4): 234-241. (In Russ.). DOI: 10.34020/2073-6495-2022-4-234-241.

Тенденции развития мировой и национальной экономик за последние несколько лет явились объектом проведения значительного числа научных исследований, поскольку пандемия новой коронавирусной инфекции потребовала формирования скорейших антикризисных мер с учетом специфики разных стран и соответствующего организационно-методического, научного обеспечения их реализации [3].

В этот период еще больше возросла роль науки, развития передовых научно-технологических направлений (особенно связанных с изучением природы коронавирусных инфекций, поиском решений для их диагностики и лечения), а также цифровизации социально-экономических процессов, информатизации отдельных видов экономической деятельности и общественной жизни в целом [1, 5]

Сегодня во всем мире активно ведутся исследования, в том числе в области нейротехнологий, геномных, клеточных, квантовых, энергетических технологий, биотехнологий, цель которых, как правило, в той или иной степени связана с повышением качества жизни людей.

С учетом значительной роли отечественной экономики в развитии отдельных секторов мирового хозяйства и одновременно введенных в отношении России санкций (в том числе ограничивающих возможность доступа российских ученых к передовым достижениям мировой науки (к научной информации, поставкам научного оборудования, материалов, программного обеспечения и пр.), повышающих риски технологического отставания, препятствующих осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности бизнес-структур на территории нашей страны) сегодня происходит кардинальное изменение сложившихся кооперационных связей, логистических систем, цепочек создания добавленной стоимости, моделей ведения бизнеса.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, а также важность обеспечения в таких реалиях национальной безопасности, включая экономическую, продовольственную и информационную, в настоящее время требуется особое внимание уделять на всех уровнях управления ускоренному научно-техническому и промышленному развитию России, способному обеспечить технологический суверенитет нашей страны.

Речь, прежде всего, идет о разработке и внедрении передовых отечественных технологий, формировании инновационной отраслевой инфраструктуры, создающих фундамент развития национальной экономики, независимой от иностранных технологий.

Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации определены и основные задачи научно-технологического развития нашей страны, под которым понимается трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечение способности страны эффективно отвечать на большие вызовы [14].

Следует отметить, что в числе последних значатся исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов [14].

В данной Стратегии также отмечено, что приоритетами научно-технологического развития страны следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат, в том числе, переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта [14].

Одним из важных инструментов реализации Стратегии, достижения национальных целей развития страны, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 и других стратегических документах государственной политики, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности, является государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [9, 12, 14].

Данная государственная программа на протяжении нескольких лет включала, большую часть мероприятий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, реализация которых предусматривалась более чем 30 отраслевыми государственными программами. Содержание государственной программы корректировалось с учетом задач национального проекта «Наука и университеты» [7].

Следует отметить, что во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Главы государства по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 г., была утверждена новая государственная программа в области научно-технологического развития Российской Федерации, содержание которой предусматривает систематизированное финансовое обеспечение всех научных исследований и разработок гражданского назначения [4-6].

С точки зрения организационных особенностей управления реализацией важнейших инновационных проектов государственного значения необ-

ходимо отметить, что в 2021 г. Указами Президента Российской Федерации определены новые органы управления в сфере науки и высшего образования [10, 11].

Это - Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (в том числе определяет стратегические цели, задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, основные направления государственной научно-технической политики; а также принимает решения о разработке и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения) и Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации (постоянно действующий орган при Правительстве Российской Федерации, координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке важнейших инновационных проектов государственного значения и обеспечивающий их реализацию) [10, 11].

К настоящему времени в России накоплены значительные теоретические знания и практический опыт в области математических наук, химии, физики, наук о Земле, т.е. имеются существенные научно-технологические заделы по ряду важных для инновационного развития экономики страны направлений фундаментальных и прикладных исследований.

При этом остается огромным потенциал проведения исследований в области развития отечественных информационных технологий, иных критически важных технологий с ориентацией на внедрение, коммерциализацию соответствующих разработок.

Введенный экономическими санкциями в отношении России запрет на импорт и экспорт технологий и высокотехнологичной продукции должен стать неопровержимым стимулом к обеспечению роста внутреннего спроса на такую продукцию отечественного производства и ускоренному производству ее на территории нашей страны.

В связи с этим важно осуществить реализацию описанных ниже основных мер, направленных на обеспечение технологического суверенитета нашей страны, превращение имеющихся исследовательских результатов в востребованные экономикой страны технологии, в технологически независимые отрасли экономики.

С нашей точки зрения относительно длительная процедура проведения ряда фундаментальных исследований требует в современных условиях трансформации в части представления промежуточных результатов для использования в секторе прикладных исследований. Это позволит повысить эффективность фундаментальных разработок, расширить возможность использования наработок и более быстрого внедрения в промышленность успешных прикладных технологических решений.

Кроме того, требуется создание условий для проведения хозяйствующими субъектами, в том числе крупными государственными корпорациями и компаниями с государственным участием поисковых междисциплинарных исследований, ориентированных на получение востребованных и значимых для экономики прикладных результатов.

При этом целесообразно стимулировать участие сотрудников, обладающих необходимыми знаниями, в проведении научных исследований в

структурных подразделениях организаций, в случае необходимости - проводить трансформацию организационных структур. С точки зрения нивелирования финансовых рисков таких исследований возможно использование страховых, инвестиционных механизмов, потенциала венчурных фондов.

В условиях повсеместного развития информационных технологий, включая их интеграцию в экономические процессы (например, экосистемы, работающие с использованием цифровых платформ), научные исследования, безусловно, уже сегодня проводятся с использованием принципиально новых методов. В данном контексте необходимо отметить искусственный интеллект, робототехнику, методы обработки и анализа больших данных, дополненной и виртуальной реальности и другие.

Вместе с тем представляется, что расширение совместного использования созданной инфраструктуры (центры коллективного пользования научным оборудованием, уникальные научные установки и пр.), приборной базы отечественных организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и аналогичных организаций, расположенных в странах-партнерах России, активизация взаимодействия ученых и практиков в сфере 1Т с учетом их опыта и компетенций позволят России создать уникальные технологии [2].

Такие технологии характеризуются, прежде всего, возникающими дополнительными возможностями для многогранного развития различных областей знаний и совершенствования производственных процессов. По сути, речь идет об определении направлений будущего технологического прорыва нашей страны, о ключевых научно-технических направлениях, способных кардинальным образом изменить существующие рынки или сформировать принципиально новые.

Немаловажной с учетом современных условий является актуализация навыков и формирование новых компетенций отечественных исследователей, связанных с ускорением цикла исследований и разработок, ориентацией на их прикладной характер, оперативное внедрение передовых разработок в промышленность, коммерциализацию технологий, поиск новых форм и инструментов взаимодействия заинтересованных сторон, обеспечение информационной безопасности.

Особое внимание представляется необходимым уделить разработке и реализации на государственном уровне механизма оперативной корректировки приоритетов проведения научных исследований адекватно изменяющимся факторам внешней среды, а также с учетом имеющихся ресурсов, особенностей организации в России научной, инновационной, производственной деятельности с целью поддержания технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности экономики страны. При этом такой механизм должен включать и организацию соответствующего межведомственного взаимодействия, систематизацию требуемых ресурсов [15].

Важным также является обеспечение сбалансированности финансирования научных исследований из разных источников, включая совершенствования налоговых инструментов стимулирования внебюджетных расходов.

Кроме того, принимая во внимание особенности социально-экономического развития регионов страны, следует активизировать проведение исследований с целью развития передовых технологий, способствующих инновационному функционированию региональных хозяйственных комплексов, получению и внедрению практических научных результатов на благо развития территорий.

Таким образом, обеспечение технологического суверенитета нашей страны требует своевременной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, в том числе усиления роли научных исследований и разработок в формировании будущего отечественного хозяйственного комплекса.

Список источников

1. Королев И.В., Ермолина Л.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 для Российской Федерации и возможные антикризисные стратегии // Экономика, управление и право в современных условиях. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2020. С. 79-83.

2. Рубан Д.А. Качество научного потенциала как фактор успешности «мягкой силы» // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2022. № 2. С. 86-89.

3. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол № 36, раздел VII) // [Электронный ресурс]. СПС КонсультантПлюс.

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/65416 (дата обращения: 11.08.2022).

5. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/ acts/assignments/orders/67752 (дата обращения: 12.08.2022).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 1814 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

9. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

10. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

11. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

12. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

13. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

14. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

15. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Korolev I.V., Ermolina L.V. Social'no-jekonomicheskie posledstvija pandemii COVID-19 dlja Rossijskoj Federacii i vozmozhnye antikrizisnye strategii [Socio-economic consequences of the COVID-19 pandemic for the Russian Federation and possible anticrisis strategies]. Jekonomika, upravlenie i pravo v sovremennyh uslovijah [Economics, management and law in modern conditions]. Mezhvuzovskij sbornik statej. Tol'jatti, 2020. Pp. 79-83.

2. Ruban D.A. Kachestvo nauchnogo potenciala kak faktor uspeshnosti «mjagkoj sily» [The quality of scientific potential as a factor in the success of "soft power"], Vest-nik VGU. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija [Vestnik of VSU. Series: History. Political science. Sociology], 2022, no. 2, pp. 86-89.

3. Obshhenacional'nyj plan dejstvij, obespechivajushhih vosstanovlenie zanjatosti i do-hodov naselenija, rost jekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmenenija v jekono-mike [National action plan to ensure the restoration of employment and incomes of the population, economic growth and long-term structural changes in the economy]. (Odobren Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii 23 sentjabija 2020 g., protokol № 36, razdel VII). [Electronic resource]. SPS Konsul'tantPljus.

4. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii [Official website of the President of the Russian Federation]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/ 65416 (accessed: 11.08.2022).

5. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii [Official website of the President of the Russian Federation]. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752 (accessed: 12.08.2022).

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 oktjabrja 2021 g. № 1814 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuju programmu Rossijskoj Federacii «Nauch-no-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» ["On Amendments to the State Program of the Russian Federation "Scientific and Technological Development of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 marta 2019 g. № 377 «Ob utver-zhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» ["On approval of the state program of the Russian Federation "Scientific and technological development of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2020 g. № 3684-r «Ob utverzhdenii Programmy fundamental'nyh nauchnyh issledovanij v Rossijskoj

Federacii na dolgosrochnyj period (2021-2030 gody)» ["On approval of the Program of fundamental scientific research in the Russian Federation for the long term (20212030)"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 ijulja 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» ["On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 marta 2021 g. № 143 «O merah po povy-sheniju jeffektivnosti gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki» ["On measures to improve the efficiency of the state scientific and technical policy"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 marta 2021 g. № 144 «O nekotoryh vopro-sah Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po nauke i obrazovaniju» ["On some issues of the Council under the President of the Russian Federation for Science and Education"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 g. № 474 «O nacional'nyh ce-ljah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» ["On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maja 2017 g. № 203 «O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» ["On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrja 2016 g. № 642 «Ob utverzhdenii Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii» ["On Approval of the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

15. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 ijulja 2011 g. № 899 «Ob utverzhdenii prior-itetnyh napravlenij razvitija nauki, tehnologij i tehniki v Rossijskoj Federacii i perech-nja kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii» ["On approval of priority areas for the development of science, technology and technology in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

16. Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2019 g. № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonoda-tel'nye akty Rossijskoj Federacii» ["On attracting investments using investment platforms and on amending certain legislative acts of the Russian Federation"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

17. Federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike» ["On Science and State Scientific and Technical Policy"]. [Electronic resource]. SPS «Konsul'tantPljus».

Сведения об авторе:

Е.А. Носачевская - профессор, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация.

Information about the author:

E.A. Nosachevskaya - Professor, State University of Management, Moscow, Russian

Federation.

Статья поступила в редакцию 12.08.2022 The article was submitted 12.08.2022

Одобрена после рецензирования 12.09.2022 Approved after reviewing 12.09.2022

Принята к публикации 20.10.2022 Accepted for publication 20.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.