Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зеленые проекты / адаптационные проекты / проекты устойчивого развития / природоохранные проекты / зеленая экономика / государственное регулирование / государственная поддержка / устойчивое развитие / адаптация к изменению климата / наилучшие доступные технологии / green projects / adaptation projects / sustainable development projects / environmental protection projects / green economy / state regulation / state support / sustainable development / adaptation to climate change / the best available technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А С. Соловьева, Е А. Пичугин, М В. Черепанов, Б Е. Шенфельд

В статье рассмотрены отдельные механизмы государственного стимулирования природоохранной деятельности, установленные экологическим законодательством Российской Федерации, в частности: технологические нормативы допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, инструменты экономического регулирования природоохранной деятельности и механизмы оценки и учета рисков, используемые экономическими субъектами при принятии финансовых решений. Данные механизмы являются действующими государственными инструментами стимулирования природоохранных проектов. В связи с тем, что в скором времени в российскую инвестиционную среду Правительством Российской Федерации планируется внедрить новые категории инвестиционных проектов — «зеленые проекты» и «адаптационные проекты», то актуальным для обсуждения в данной статье стал вопрос анализа сложившейся в стране среды государственного регулирования природоохранных проектов. В результате анализа были сделаны выводы о достаточности действующих инструментов стимулирования природоохранной деятельности для поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов, выявлены некоторые препятствия для реализации проектов новой направленности и охарактеризованы области государственного регулирования, в которых возникла необходимость внесения изменений и унификации. Результаты работы, изложенные в данной статье, будут использованы для разработки предложений по созданию механизмов государственной поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов в экологическом законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А С. Соловьева, Е А. Пичугин, М В. Черепанов, Б Е. Шенфельд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MECHANISMS OF STATE REGULATION OF GREEN PROJECTS IN THE ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers certain mechanisms of state stimulation of environmental protection activities established by the environmental legislation of the Russian Federation, in particular: technological standards of permissible impact of economic activity on the environment, instruments of economic regulation of environmental protection activities and mechanisms of risk assessment and accounting used by economic entities when making financial decisions. These mechanisms are the current state instruments for stimulating environmental projects. Due to the fact that in the near future the Russian Government plans to introduce new categories of investment projects into the Russian investment environment — “green projects” and “adaptation projects”, the issue of analyzing the current environment of state regulation of environmental projects in the country has become relevant for discussion in this article. As a result of the analysis, the conclusions were drawn about the sufficiency of existing instruments for stimulating environmental activities to support “green” and “adaptation” projects, some obstacles to the implementation of projects of a new orientation were identified and the areas of state regulation in which there was a need for changes and unification were characterized. The results of the work presented in this article will be used to develop proposals for the creation of mechanisms for state support of “green” and “adaptation” projects in the environmental legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 502.34

БОТ: 10.24412/1728-323Х-2021-5-85-91

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ ПРОЕКТОВ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. С. Соловьева, инженер отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, Е. А. Пичугин, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, М. В. Черепанов, начальник отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, Б. Е. Шенфельд, д. т. н., научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия

В статье рассмотрены отдельные механизмы государственного стимулирования природоохранной деятельности, установленные экологическим законодательством Российской Федерации, в частности: технологические нормативы допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, инструменты экономического регулирования природоохранной деятельности и механизмы оценки и учета рисков, используемые экономическими субъектами при принятии финансовых решений. Данные механизмы являются действующими государственными инструментами стимулирования природоохранных проектов. В связи с тем, что в скором времени в российскую инвестиционную среду Правительством Российской Федерации планируется внедрить новые категории инвестиционных проектов — «зеленые проекты» и «адаптационные проекты», то актуальным для обсуждения в данной статье стал вопрос анализа сложившейся в стране среды государственного регулирования природоохранных проектов. В результате анализа были сделаны выводы о достаточности действующих инструментов стимулирования природоохранной деятельности для поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов, выявлены некоторые препятствия для реализации проектов новой направленности и охарактеризованы области государственного регулирования, в которых возникла необходимость внесения изменений и унификации. Результаты работы, изложенные в данной статье, будут использованы для разработки предложений по созданию механизмов государственной поддержки «зеленых» и

Введение. Внедрение «зеленых проектов» в индустрию является тенденцией преобразования системы г осударственного управления многих стран. «Озеленение» промышленности способствует переходу от экстенсивного экономического развития страны к «зеленой экономике» — признанной во всем мире концепции, которая гарантирует стабильность и планомерный рост национального капитала.

В широком смысле под «зелеными проектами» следует понимать инвестиционные проекты, направленные на решение глобальных экологических проблем, в том числе обозначенных в положениях международных соглашений в области охраны окружающей среды, таких как: Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию [1], Конвенция о биологическом разнообразии [2], Рамочной конвенции ООН об изменении климата [3], Декларации Генеральной ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [4].

В узком смысле «зеленые проекты» являются механизмом достижения приоритетных экологических целей конкретной страны. В каждой стране, заинтересованной во внедрении такого механизма, разрабатывается свой документ-классификатор, определяющий основные приоритетные направления реализации «зеленых проектов» и критерии их соответствия — таксономия.

Руководствуясь принципами стратегии экологически ориентированного роста, правительства многих государств на-

«адаптационных» проектов в экологическом законодательстве Российской Федерации.

The article considers certain mechanisms of state stimulation of environmental protection activities established by the environmental legislation of the Russian Federation, in particular: technological standards of permissible impact of economic activity on the environment, instruments of economic regulation of environmental protection activities and mechanisms of risk assessment and accounting used by economic entities when making financial decisions. These mechanisms are the current state instruments for stimulating environmental projects. Due to the fact that in the near future the Russian Government plans to introduce new categories of investment projects into the Russian investment environment — "green projects" and "adaptation projects", the issue of analyzing the current environment of state regulation of environmental projects in the country has become relevant for discussion in this article. As a result of the analysis, the conclusions were drawn about the sufficiency of existing instruments for stimulating environmental activities to support "green" and "adaptation" projects, some obstacles to the implementation of projects of a new orientation were identified and the areas of state regulation in which there was a need for changes and unification were characterized. The results of the work presented in this article will be used to develop proposals for the creation of mechanisms for state support of "green" and "adaptation" projects in the environmental legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: зеленые проекты, адаптационные проекты, проекты устойчивого развития, природоохранные проекты, зеленая экономика, государственное регулирование, государственная поддержка, устойчивое развитие, адаптация к изменению климата, наилучшие доступные технологии.

Keywords: green projects, adaptation projects, sustainable development projects, environmental protection projects, green economy, state regulation, state support, sustainable development, adaptation to climate change, the best available technologies.

правляют значительные финансовые потоки в развитие национальных ресурсоэффективных технологий и механизмов адаптации к изменениям окружающей среды. Вслед за государственными материальными потоками стремятся потоки средств коммерческих экономических субъектов. В таких случаях основной задачей национальной таксономии является привлечение частного капитала в долгосрочную, экологически устойчивую деятельность страны и предупреждение ложных заявлений от недобросовестных эмитентов об экологическом характере инвестиционного продукта. Таксономия выступает унифицированным инструментом «зеленого финансирования», помогающим компаниям, государственным и частным инвесторам определять, соответствует ли та или иная экономическая деятельность принципам экологической устойчивости [5].

Государственной корпорацией развития России ВЭБ.РФ в мае 2021 года в Правительство Российской Федерации для утверждения был внесен проект российской методологии верификации «зеленых финансовых инструментов» — «Стандарты отнесения финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития» (далее — Стандарты) [6]. В составе предложенной методологии разработаны две таксономии — таксономия «зеленых проектов» и таксономия «адаптационных проектов». Стоит отметить, что под «адаптационными проектами» в Стандартах подразумеваются проекты, направленные на адаптацию экономики страны к изменению климата, в том числе проекты по снижению выбросов парниковых газов. Утверждение данной методологии в ближайшем времени позволит сформировать нормативную базу «зеленого финансового рынка» в Российской Федерации.

Важно понимать, что дальнейшее развитие национальной системы «зеленого инвестирования» в России невозможно без создания механизмов государственной поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов. В этом плане анализ сложившейся в экологическом законодательстве системы государственного регулирования природоохранных проектов является отправной точкой.

Цель работы: выявление в сложившейся системе государственного регулирования природоохранных проектов препятствий для реализации «зеленых» и «адаптационных» проектов и разработка предложений по внедрению механизмов государственной поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов.

Модели и методы. В России «озеленение» экономики во многом обеспечивается за счет выпуска внутренних стратегических документов. «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7] определена стратегическая цель природоохранной деятельности государства — решение социо-эколого-экономических задач для обеспечения экологически ориентированного роста экономики. Планируемые стратегические показатели, касающиеся эколого-экономического развития России, отражены в национальном проекте «Экология» [8], «Национальном плане мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года» [9],

«Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» [10], «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [11].

Для значительной доли хозяйствующих субъектов необходимость реализации природоохранных мероприятий (в том числе «зеленых» и «адаптационных» проектов), а также формирования финансовых потоков экологической направленности (в том числе «зеленых инвестиций») принципиально закреплена в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12]. Согласно данному закону, предприятия, осуществляющие деятельность, в результате которой происходит загрязнение окружающей среды, обязаны финансировать мероприятия по предотвращению или минимизации негативного воздействия на окружающую среду, а также мероприятий по устранению последствий этого воздействия.

В общем понимании государственное стимулирование природоохранных проектов преимущественно может осуществляться в следующих направлениях:

1. Установка нормативов допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, технологических и технических нормативов;

2. Введение инструментов экономического регулирования;

3. Введение механизмов оценки и учета рисков при принятии финансовых решений.

В ходе работы был проведен анализ природоохранного законодательства Российской Федерации в данных направлениях.

Результаты и обсуждение. Инструменты нормирования допустимого воздействия закреплены в ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12]. Наибольший интерес среди них с точки зрения стимулирования «зеленых» и «адаптационных» проектов представляют технологические нормативы.

Согласно статье 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] технологические нормативы разрабатываются для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, перечень таких объектов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р [13]. Технологические нормативы характеризуют комплексность воздействия и разрабатываются индивидуально для каждого объекта на основе технологических показателей хозяйствующего субъекта при условии их непревышения установленных технологических показателей наилучших доступных технологий (НДТ). На сегодняшний момент

Минприроды России утверждено 37 нормативных документов, регламентирующих технологические показатели НДТ в различных сферах промышленности.

Многолетний опыт применения в зарубежных странах технологического нормирования на основе показателей НДТ показал его эффективность в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду. Для России нормирование деятельности предприятий на основе наилучших доступных технологий является новым механизмом, активное внедрение которого началось только в 2019 году, поэтому опыта для оценки его эффективности на сегодняшний момент недостаточно [14].

Основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации закреплены в нескольких нормативно-правовых документах.

Наиболее развернуто комплекс мер по поддержке экологически значимой деятельности отражен в главе IV Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12].

Для хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен экономический инструмент государственного регулирования — плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС). Активизация природоохранной деятельности предприятий обеспечивается за счет применения стимулирующих коэффициентов при расчете суммы платы за НВОС (п. 5, 6, 6.1 статьи 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12]) и вычете затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия из суммы платы за НВОС (п. 11 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12]).

В отношении предприятий, осуществляющих деятельность по внедрению наилучших доступных технологий частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12], предусмотрены следующие стимулирующие механизмы: предоставление льгот в отношении платы за НВОС, предоставление налоговых льгот, прямое финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом частью 4 статьи 17 данного закона [12] определены конкретные мероприятия, на которые могут быть направлены вышеперечислен -ные механизмы. Перечень мероприятий является открытым и допускает установление федеральным и региональным законодательством иных мер поддержки природоохранной деятельности.

Учитывая возникшую необходимость внедрения в инвестиционную деятельность таксономий

«зеленых» и «адаптационных» проектов, целесообразно будет рассмотреть возможность унификации конкретизированных законом мероприятий (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12]) с направлениями реализации проектов, обозначенными в таксономиях.

Статьей 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] также предусмотрена поддержка образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и поддержка внедрения в хозяйственную деятельность альтернативных источников энергии, технологий вторичного использования ресурсов, разработки новых методов контроля и реализации иных эффективных мер по охране окружающей среды. Конкретные инструменты стимулирования деятельности в данных направлениях законом [12] не установлены.

Стоит обратить внимание, что в ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] в контексте наилучших д оступных техно -логий прямо определены инструменты поддержки предприятий, осуществляющих деятельность исключительно по внедрению инновационных технологий. Стимулирование и поддержка деятельности по разработке и производству высокотехнологичного оборудования, необходимого для полномасштабного внедрения наилучших доступных технологий, законом не установлены

[14]. Также в вышеуказанном законе отсутствуют механизмы гарантии конкурентоспособности инновационных технологий на индустриальном рынке, дороговизна и отсутствие опыта внедрения таких технологий могут стать препятствием для их распространения.

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами для предприятий в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

[15] осуществляется посредством понижения размера платы за НВОС и ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству или ввозу транспортных средств, установлен инструмент экономического регулирования — утилизационный сбор (ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [15]). При этом в случае осуществления хозяйствующим субъектом, уплатившим утилизационный сбор деятельности по созданию мощностей и инфраструктуры по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами потребительских свойств, предусмот-

рен механизм государственного стимулирования — компенсация затрат на осуществление такой деятельности.

В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству или импорту товаров ст. 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [15], установлен инструмент стимулирования деятельности по обращению с отходами, образовавшимися после утраты потребительских свойств этими товарами — нормативы утилизации. В случае неисполнения данных нормативов к хозяйствующему субъекту применяются меры негативной мотивации, выражающейся в уплате экологического сбора.

Для предприятий, осуществляющих производство упаковки и товаров из биоразлагаемых материалов, частью 3 статьи 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [15] предусмотрены следующие механизмы поддержки: налоговые льготы, льготы в отношении платы за НВОС при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора, предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целом, государственное стимулирование природоохранной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации основано на внедрении принципа расширенной ответственности производителя. С точки зрения необходимых мер поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов, механизмы экономического стимулирования, установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [15], являются содействующими.

В области охраны атмосферного воздуха Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» [16] установлено право органов исполни -тельной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать локальные механизмы стимулирования природоохранной деятельности в зависимости от экологической обстановки рассматриваемой территории (вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей).

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведутся работы по внедрению механизма квотирования выбросов загрязняющих веществ. В соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и вне-

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» [17] эксперимент по квотированию выбросов будет реализован на 12 территориях в период 2020—2024 гг. Эксперимент предусматривает разработку комплексных планов по снижению выбросов приоритетных загрязняющих веществ и установку квот на выбросы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемой территории [18].

Механизмы, установленные и планируемые к внедрению экологическим законодательством Российской Федерации в отношении охраны атмосферного воздуха, для поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов являются содействующими и достаточными.

Стимулирование деятельности по охране объектов животного мира осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» [19]. Законом установлены следующие механизмы: налоговые льготы при осуществлении деятельности, обеспечивающей охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания, предоставление льготных кредитов на реализацию проектов по охране и воспроизводству объектов животного мира. Данные механизмы для поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов в этой сфере реализации являются содействующими и достаточными.

Важно отметить, что большей степени экономические инструменты поддержки, установленные экологическим законодательством Российской Федерации [12, 15, 16, 19], носят рамочный характер и могут быть реализованы только при условии их конкретизации в налоговом и ином законодательстве Российской Федерации [20, 21].

К инструментам оценки и учета экологических рисков при принятии финансовых решений относится экологическая сертификация и верификация финансовых инструментов. Статьей 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] экологическая сертификация установлена как добровольный инструмент обеспечения экологической безопасности осуществляемой деятельности. Процедура верификации «зеленых финансовых инструментов» в настоящее время в экологическом законодательстве не закреплена, однако ее применение предусмотрено проектом методологии, разработанным институтом развития ВЭБ.РФ.

В связи с тем, что реализация «зеленых» и «адаптационных» проектов хозяйствующим субъ-

ектом всегда является его добровольным решением, то процедуры сертификации хозяйствен -ной деятельности и верификации используемых финансовых инструментов должны носить необязательный характер исполнения. Однако для широкого распространения данных механизмов следует предусмотреть некоторые инструменты повышения их привлекательности.

Заключение. По результатам анализа системы государственного регулирования природоохранных проектов в экологическом законодательстве можно сделать следующие выводы:

1. На данный момент нормативно-правовая база природоохранного законодательства Российской Федерации включает в себя исчерпывающее количество мер поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов, необходимых для их успешного внедрения в экономику страны, существующая схема регулирования лишь требует некоторой доработки;

2. Процесс формирования инструментов поддержки «зеленых» и «адаптационных» проектов в области применения наилучших доступных технологий уже начат государством, для повышения эффективности применяемого механизма целесообразно расширить сферу действия инструментов в отношении предприятий, занимающихся разработкой и производством высокотехнологичного оборудования;

3. Утверждение Правительством Российской Федерации методологии верификации «зеленых финансовых инструментов» в скором времени спровоцирует необходимость унификации перечня мероприятий, установленного ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] (мероприятия, в отношении которых предусмотрены механизмы стимулирования), с направлениями реализации «зеленых» и «адаптационных» проектов в предложенных так-сономиях;

4. В большей степени экономические инструменты поддержки природоохранных проектов, установленные экологическим законодательством, носят рамочный характер и могут быть реализованы только при условии их конкретизации в налоговом и ином законодательстве Российской Федерации;

5. Для внедрения в систему «зеленого финансового рынка» Российской Федерации механизмов оценки и учета экологических рисков при принятии финансовых решений следует разработать инструменты повышения привлекательности процедур экологической сертификации и верификации «зеленых финансовых инструментов».

Библиографический список

1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию: принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Конвенция о биологическом разнообразии: заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992. — Режим доступа: справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата: заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // United Nations: официальный сайт. — URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 29.03.2021).

5. Пономарева Н. В. Таксономия Европейского союза в области устойчивого развития направлена на привлечение частного капитала в долгосрочные экологические проекты // Экспертный журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции»: [сайт]. — URL: https://investinfra.ru/frontend/images/articles/2020-04-08/NAKDI-Ponomareva-jekspertnaja-statja-1-07.04.2020.pdf (дата обращения 18.06.2021).

6. Зеленое финансирование. Методология // ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития России: официальный сайт. — URL: https://xn—90ab5f.xn—p1ai/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/ (дата обращения 18.06.2021);

7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012. — Режим доступа: справочно-правовая система «Кон-сультантПлю с».

8. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Экология»» (по состоянию на 27.08.2021): утв. Минприроды России. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года: распоряжение Правительства Российской Федерации 25.12.2019 № 3183-р. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».

11. Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021): принят Гос. Думой 20.12.2001: одобрен Советом Федерации 26.12.2001. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

13. Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р (ред. от 24.05.2018). — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Куделькин Н. С. Правовые вопросы экономической поддержки природоохранной деятельности на примере наилучших доступных технологий / Н. С. Куделькин // Экологическое право. — 2020. — № 6. — С. 30—35.

15. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020): принят Гос. Думой 22.05.1998: одобрен Советом Федерации 10.06.1998. — Режим доступа: справочно-правовая система «Кон-сультантПлю с».

16. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020): принят Гос. Думой 02.04.1999: одобрен Советом Федерации 22.04.1999: — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

17. О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха: Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 17.07.2019: одобрен Советом Федерации 23.07.2019. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

18. Старова Е. В. Новые правовые инструменты ограничения выбросов в атмосферный воздух / Е. В. Старова // Экологическое право. — 2020. — № 2. — С. 27—31.

19. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 08.12.2020): принят Гос. Думой 22.03.1995: — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

20. Жаворонкова Н. Г. Правовые проблемы экономического регулирования охраны окружающей среды / Н. Г. Жаво-ронкова, В. Б. Агафонов // Lex russica (Русский закон). — 2014. — Т. 96, № 4. — С. 421—428.

21. Андрюшин С. В. Правовые проблемы налогового стимулирования как направления экономического регулирования охраны окружающей среды / С. В. Андрюшин // Экологическое право. — 2021. — № 1. — С. 19—22.

ANALYSIS OF THE MECHANISMS OF STATE REGULATION OF GREEN PROJECTS IN THE ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

A. S. Solov'eva, Engineer of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia,

E. A. Pichugin, Ph. D. in Engineering, Deputy Head of the Department of Environmental Protection, "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia,

M. V. Cherepanov, Head of the Department of Environmental Protection, "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia,

B. E. Shenfeld, Ph. D. (technical), Dr. Habil, Scietific Director, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia

References

1. Deklaraciya Rio-de-ZHanejro po okruzhayushchej srede i razvitiyu [Rio Declaration on Environment and Development]: prinyata v g. Rio-de-ZHanejro 14.06.1992 [adopted in Rio de Janeiro on 14.06.1992]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

2. Konvenciya o biologicheskom raznoobrazii [Convention on Biological Diversity]: zaklyuchena v g. Rio-de-ZHanejro 05.06.1992 [adopted in Rio de Janeiro on 05.06.1992]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [in Russian].

3. Ramochnaya konvenciya Organizacii Ob'edinennyh Nacij ob izmenenii klimata [United Nations Framework Conference on Climate Change]: zaklyuchena v g. N'yu-Jorke 09.05.1992 [adopted in New York on 09.05.1992]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

4. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development]. available at: https://sdgs.un.org/2030agenda, date of access 29.03.2021 [in Russian].

5. Ponomareva N. V. Taksonomiya Evropejskogo soyuza v oblasti ustojchivogo razvitiya napravlena na privlechenie chastnogo kapitala v dolgosrochnye ekologicheskie proekty [The taxonomy of the European Union in the field of sustainable development is aimed at attracting private capital to long-term environmental projects]. Ekspertnyjzhurnal "Koncessii i infrastrukturnye investicii" [Expert Journal "Concessions and Infrastructure Investments"]. available at: https://investinfra.ru/frontend/images/ articles/2020-04-08/NAKDI-Ponomareva-jekspertnaja-statja-1-07.04.2020.pdf, date of access 18.06.2021 [in Russian].

6. Zelenoe finansirovanie. Metodologiya [Green financing. Methodology]. VEB.RF — gosudarstvennaya korporaciya razvitiya Rossii: oficial'nyj sajt [WEB.RF — State Development Corporation of Russia: official website]. available at: https://xn-90ab5f.xn-p1ai/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/ date of access 18.06.2021 [in Russian].

7. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Fundamentals of the state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030]: utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 30.04.2012 [approved by the President of the Russian Federation on 30.04.2012]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

8. Pasport nacional'nogo proekta "Nacional'nyj proekt "Ekologiya"" (po sostoyaniyu na 27.08.2021) [Passport of the national project "National project "Ecology"" (as of the date 27.08.2021)]: utv. Minprirody Rossii [approved by the Russian Federation Ministry of Natural Resources]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

9. Ob utverzhdenii nacional'nogo plana meropriyatij pervogo etapa adaptacii k izmeneniyam klimata na period do 2022 goda [On approval of the national action plan of the first stage of adaptation to climate change for the period up to 2022]: raspo-ryazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 25.12.2019 № 3183-r [Decree of the Government of the Russian Federation number 3183-r on 25.12.2019]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

10. Ob utverzhdenii Energeticheskoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda [On the approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 09.06.2020 № 1523-r [Decree of the Government of the Russian Federation number 3183-r on 25.12.2019]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

11. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potre-bleniya na period do 2030 goda [On approval of the Industrial Development Strategy for Processing, Recycling and Neutralization of Production and Consumption Waste for the period up to 2030]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.01.2018 № 84-r [Decree of the Government of the Russian Federation number 84-r on 25.01.2018]. available at: sprav-ochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

12. Ob ohrane okruzhayushchej sredy [About environmental protection]: federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 09.03.2021) [The Federal Law of 10.01.2002 number 7-FZ (ed. By 09.03.2021)]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

13. Ob utverzhdenii Perechnya oblastej primeneniya nailuchshih dostupnyh tekhnologij [On approval of the List of Areas of application of the best available Technologies]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.12.2014 № 2674-r (red. ot 24.05.2018) [Decree of the Government of the Russian Federation number 2674-r on 12.24.2014 (ed. By 05.24.2018)]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kudel'kin N. S. Ekologicheskoe parvo [Environmental law], 2020. No. 6. P. 30—35 [in Russian].

15. Ob othodah proizvodstva i potrebleniya [On production and consumption waste]: federal'nyj zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ (red. ot 07.04.2020) [The Federal Law of 24.06.1998 number 89-FZ (ed. By 07.04.2020)]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

16. Ob ohrane atmosfernogo vozduha [On the protection of atmospheric air]: federal'nyj zakon ot 04.05.1999 № 96-FZ (red. ot 08.12.2020) [The Federal Law of 04.05.1999 number 96-FZ (ed. By 08.12.2020)]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

17. O provedenii eksperimenta po kvotirovaniyu vybrosov zagryaznyayushchih veshchestv i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakon-odatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti snizheniya zagryazneniya atmosfernogo vozduha [On conducting an experiment on quotas for emissions of pollutants and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of reducing atmospheric air pollution]: federal'nyj zakon ot 26.07.2019№ 195-FZ [The Federal Law of 26.07.2019 number 195-FZ]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

18. Starova E. V. Ekologicheskoe parvo [Environmental law], 2020. No. 2. P. 27—31 [in Russian].

19. O zhivotnom mire [About the animal world]: federal'nyj zakon ot 24.04.1995 № 52-FZ(red. ot 08.12.2020) [The Federal Law of 24.04.1995 number 52-FZ (ed. By 08.12.2020)]. available at: spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus" [in Russian].

20. Zhavoronkova N. G. Lex russica (Russkij zakon) [Lex russica (Russian Law)], 2014. Vol. 96, No. 4. P. 421—428 [in Russian].

21. Andryushin S. V. Ekologicheskoe pravo [Environmental law]. 2021. No. 1. P. 19—22 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.