Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина на примере Приморского края'

Прокурорский надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина на примере Приморского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапыко И.Н.

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты прокурорского надзора за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина на примере Приморского края»

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992, 20 февр.

3. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: учебник / И.В. Басков, Б.В. Коробейников. - М.: Изд. Дом Зерцало - М., 2010. - 288 с.

4. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров. -М.: Высшее образование, 2010. - 224 с.

5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебное пособие / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. - М.: Юрист, 2011. - 280 с.

6. Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е.Р. Ергашев. - Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 180 с.

7. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2011. - 342 с.

8. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. / В.Н. Толкунова. - М: Проспект, 2010. - 188 с.

9. Трудовое право России: учебник / под ред. Куренного А.М. - М.: Юристъ, 2011. - 280 с.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА на примере приморского края

© Лапыко И.Н.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Уссурийск

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты прокурорского надзора за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Человек, его права и свободы, в соответствии с Конституцией РФ, являются высшей ценностью в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека является одной из приоритетных задач всех без исключения органов государственной власти в России. Не исключением также являются и органы прокуратуры Российской Федерации.

Правозащитная функция органов прокуратуры - одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными право-

* Специальность Юриспруденция.

выми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о безусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Обязанность государства, а следовательно, его органов защищать права и свободы гражданина от своеволия в обществе.

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия [3].

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина [5, с. 55].

Основная цель прокурорского надзора соблюдение прав и свобод человека и гражданина - это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры [4, с. 92].

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ». При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также является прокурорская проверка, проводимая при наличии сведений о нарушении законов [3].

В Российской Федерации организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. Федерального законов от 01.07.2010 № 132-Ф3).

Прокурорский надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина рассмотрим на примере Приморского края.

Прокурорский надзор призван соблюдать все права человека: политические, социальные, конституционные и т.д.

Надзор за соблюдением политических прав. В 2014 году в Приморском крае прошли выборы губернатора Приморского края, а также выборы депутатов Уссурийского городского округа. Таким образом, многие граждане и общественные объединения получили возможность активно участвовать в формировании органов власти разных ступеней.

Отдельными прокурорами вскрывались нарушения порядка проведения предвыборной агитации и даже факты фальсификации подписных листов при сборе подписей за кандидата в депутаты Уссурийского городского округа. По таким нарушениям возбуждались административные производства, а также уголовные дела.

В то же время вскрывались факты, когда властные структуры своими действиями и решениями грубо ущемляли права избирателей. Так, прокурор Приморского края в связи с поступившими жалобами о массовом досрочном голосовании при выборах губернатора края поднял этот вопрос перед председателем крайизбиркома. Действия прокурора способствовали прекращению фактов принуждения участковыми избирательными комиссиями граждан к досрочному голосованию.

Однако наибольшее число нарушений избирательного законодательства выявлялось все-таки или в процессе проведения или в связи с назначением выборов в органы местного самоуправления. Например, Думой Приморского края в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» выборы депутатов представительных органов и глав администраций муниципальных образований были назначены одновременно. После отклонения принесенного протеста прокурор области добился отмены незаконного решения через Верховный Суд РФ. Мэр г. Владивостока незаконно ликвидировал районы и длительное время не назначал выборы в органы местного самоуправления. По этому факту пять районных прокуроров направили в Приморский краевой суд заявления о назначении выборов, которые были рассмотрены и удовлетворены.

Надзор за соблюдением социальных прав. В г. Арсеньеве Приморского края установлены факты несвоевременной оплаты труда учителей. В Приморском крае прокуроры нескольких районов внесли представления руководителям муниципальных учреждений по управлению образованием, после чего вознаграждение было выплачено в полном объеме. Органы прокуратуры Приморского края направили в суд заявления в защиту трудовых прав учителей о взыскании задолженности по оплате труда. По результатам их рассмотрения в образовательных учреждениях 255 их работникам задолженность была погашена.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 14.03.2014 удовлетворены исковые требования Приморского прокурора по надзору за

соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края о возложении на ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности обеспечить всех подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в данном учреждении, установленной нормой санитарной площади в размере 4 квадратных метров и индивидуальными спальными местами.

Основанием для обращения прокурора в суд с указанным иском послужили результаты проверки, в ходе которой установлено нарушение администрацией Следственного изолятора требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Так, в соответствии со статьей 23 данного федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Вместе с тем, прокурорская проверка показала, что норма санитарной площади в размере четырех квадратных метров на одного человека в камерах не соблюдается, в среднем на одного человека приходится по 2,6 квадратных метра. В результате несоблюдения нормы жилой площади не все обвиняемые обеспечены индивидуальным спальным местом, что является нарушением их прав на восьмичасовой сон в ночное время.

Неисполнение администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю требований действующего законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, привело к существенным нарушениям их прав.

Вопросы фактического исполнения судебного решения поставлены на контроль в органах прокуратуры Приморского края.

Прокуратурой края с привлечением прокуроров городов и районов края проведена плановая проверка исполнения трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы и обеспечения безопасных условий труда работников.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что к числу основных нарушений трудового законодательства, допускаемых работодателями, относятся: несоблюдение сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении работников, отпускных и других денежных средств, причитающихся работнику, несоответствие трудовому законодательству установленных в локальных правовых актах, трудовых договорах сроков выплаты заработной платы.

Так, прокурорами Ольгинского, Черниговского районов, Уссурийским городским прокурором, г. Артема, прокурором ЗАТО г. Большой Камень ряду работодателей внесены представления по фактам отсутствия в локаль-

ных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Во исполнение представлений прокуроров работодателями в локальных правовых актах предусмотрены сроки выплаты заработной платы, порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Прокурорами Советского, Ленинского, Первомайского районов г. Владивостока, Октябрьского, Кировского, Тернейского, Ханкайского районов, г. Находки принесены протесты на отдельные положения локальных правовых актов в связи с их противоречием ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ в части сроков выплаты заработной платы.

Принятые меры прокурорского реагирования позволили добиться полного погашения задолженности перед работниками ряда учреждений и предприятий.

Так, в ходе проведенной прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ более 500 работникам НАО «Росдорснабжение» не выплачена заработная плата в размере свыше 60 млн. рублей. По данному факту прокурором района руководителю указанного предприятия внесено представление об устранении нарушений закона, а также по инициативе прокуратуры района НАО «Росдорснабжение» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.

В целях защиты трудовых прав работников НАО «Росдорснабжение» прокурором Фрунзенского района г. Владивостока в суд предъявлены заявления о выдаче судебных приказов о взыскании с НАО «Росдорснабжение» задолженности по заработной плате. Принятые меры прокурорского реагирования позволили погасить задолженность по заработной плате перед работниками НАО «Росдорснабжение» в полном объеме.

Прокуратурой г. Находки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ организации, привлекающие иностранную рабочую силу (ООО «Находка-Коул Текс», ООО «Находка-Олимпик», ООО «Энь Вый», ООО «Строй Град», ООО «Хун Жуй», ООО «Внешне-строительная фирма «Чинсон») несвоевременно выплачивают заработную плату. По данному факту прокурором города руководителям предприятий внесено 6 представлений об устранении нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены. По инициативе прокурора города 2 юридических лица и 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Пресечены нарушения прав работников, в том числе бюджетной сферы, на получение заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока.

К примеру, прокуратурой Кировского района выявлено, что в нарушение ч. 3 ст. 136, ст. 315 ТК РФработникам СХПК «Кировский» заработная плата выплачивается в размере минимального размера оплаты труда без учета дальневосточной надбавки и районного коэффициента к заработной плате. По данным фактам руководителю указанного предприятия внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Имеют место нарушения работодателями законодательства при оформлении трудовых правоотношений с работниками. Так, прокуратурой г. Находки выявлено, что в нарушение ст. 59 Трудового кодекса РФ между ООО «АТП-СНРЗ», осуществляющим городские пассажирские перевозки, с работником заключен договор на оказание услуг, подпадающий под признаки срочного трудового договора. По данному факту 17.10.2014 прокурором города директору ООО «АТП-НСРЗ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В центре внимания органов прокуратуры находятся вопросы соблюдения прав работников на безопасные условия труда. Проведенными проверками вскрыты факты неисполнения работодателями обязанностей по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, обувью на работах с вредными условиями труда, проведению первичных и периодических медицинских осмотров работников, специальной оценки условий труда.

Прокуратурой Советского района г. Владивостока установлено, что ООО «Байс-ДВ» в нарушение требований ст. 221 Трудового кодекса РФ не обеспечена выдача средств индивидуальной защиты работникам, а также отсутствуют личные карточки учета и выдачи работникам, средств индивидуальной защиты. По данному факту прокурором района в адрес руководителя общества внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. По инициативе прокурора района руководитель ООО «Байс-ДВ» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009, 25 января.

2. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. - 2013. - № 6. - С. 12-19.

3. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Винокуров Ю.Е Прокурорский надзор: учебник. - М.: Инфра, 2009. -231 с.

5. Клочков В.Г. Роль прокурорского надзора в охране и защите прав и свобод человека // Государство и право. - 2014. - № 2. - С. 55-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.