Научная статья на тему 'Прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства: общая характеристика'

Прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства: общая характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведянин В.В.

В данной статье характеризуется прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства: общая характеристика»

ПРОКУРАТУРА В РАМКАХ НАДЗОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

© Ведянин В.В.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Уссурийск

В данной статье характеризуется прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства.

Ключевые слова прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства.

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни высшей ценностью, признала их соблюдение и защиту обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с конституционными положениями основными принципами правового регулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право на свободный и безопасный труд, равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников. Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав и свобод человека и гражданина.

Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально--трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах. Развитие рыночных отношений неизбежно ведет к увеличению конкуренции на рынке товаров и услуг. Для обеспечения высоких позиций предприятия наращивают объемы производства, что невозможно без значительного числа работников. Ради снижения затрат и увеличения прибыли работодатели нередко идут на нарушение трудовых прав своих работников. В условиях мирового финансового кризиса ситуация в этой сфере усугубилась.

* Специальность Юриспруденция.

В 2013 году количество заявлений в органы прокуратуры в целом по России увеличилось более чем в два раза: с 315 тысяч (на сумму 2 млрд. 983 млн. руб.) в 2012 году до 645 тысяч заявлений (на сумму 9 млрд. 569 млн. руб.) в 2013 году. Из них 617 тысяч заявлений - о взыскании не выплаченной в срок заработной платы на сумму 9 млрд. 461 млн. рублей. При этом удовлетворено, включая добровольное возмещение, 99,7 % требований, взыскана не выплаченная в срок заработная плата в сумме 8 млрд. 562 млн. рублей [8, с. 57].

По состоянию на 1 июля 2014 года задолженность в РФ по заработной плате составляла 3,06 миллиарда рублей. По сравнению с началом года произошло уменьшение задолженности на 14,2 %, а также на 9 % числа работников, перед которыми она образовалась. Данное уменьшение задолженности по заработной плате произошло в большей мере благодаря работе органов прокуратуры. Помимо невыплаты заработной платы существуют и другие нарушения трудового законодательства, которые приводят к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.

В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан, а реалии сегодняшнего дня ставят задачу реального обеспечения и защиты трудовых прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в стране преобразований. А необходимость научно-правовой базы данных отношений обуславливает актуальность данной статьи.

Прокурорский надзор как часть государственного контроля и надзора за исполнением трудового законодательства имеет большое значение в обеспечении законности в сфере трудовых правоотношений. Институт прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства является комплексным и регулируется как нормативно-правовыми актами об организации прокурорского надзора, так и нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В этом заключается проблема, поскольку законодательство разных отраслей использует отличающиеся формулировки норм права и терминологию [4, с. 97].

Согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом [1].

Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.

Цели и задачи прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются производными от единых целей и задач прокурорского надзора, указан-

ных в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации и приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Таким образом перед прокурорским надзором за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан стоят следующие цели:

1) обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и российского законодательства о трудовых правах граждан;

2) обеспечение единства и укрепления законности в сфере исполнения законодательства о трудовых правах граждан;

3) обеспечение защиты трудовых прав и свобод человека и гражданина и недопустимости их ограничения, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в сфере трудовых правоотношений [7, с. 115].

Их достижение осуществляется посредством решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

К задачам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан относится:

- обеспечение своевременного и систематического поступления и анализа информации о состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о трудовых правах граждан;

- обеспечение предупреждения и профилактики нарушений трудовых прав граждан;

- обеспечение своевременного и точного выявления нарушений законодательства о трудовых правах граждан;

- принятие эффективных и адекватных мер прокурорского реагирования, направленных на устранение нарушений, защиту и обеспечение трудовых прав граждан;

- обеспечение неотвратимости ответственности за нарушения трудовых прав граждан;

- обеспечение выявления, принципиального устранения причин и условий, способствовавших нарушению трудовых прав граждан;

- обеспечение действенной и эффективной работы органов надзора и контроля по защите трудовых прав граждан;

- организация эффективного взаимодействия с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями;

- содействие (в установленных законом формах) совершенствованию законодательства о трудовых правах граждан на всех его уровнях [6, с. 103].

Трудовое законодательство относит прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства к способам защиты трудовых прав, что не совсем обоснованно, по мнению большинства ученых. Следует различать надзорную деятельность уполномоченных государственных органов от способов защиты трудовых прав. Необходимо вывести главу о государственном контроле и надзоре из раздела о защите трудовых прав.

Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации прокурорскому закону за исполнением трудового законодательства отводит небольшую роль. Об этом виде надзора есть лишь упоминание в статье о формах государственного контроля и надзора, причем текстуально прокурорский надзор стоит на последнем месте. Хотя на практике органы прокуратуры имеют особое значение в осуществлении государственного надзора. Необходимо включить в Трудовой кодекс Российской Федерации дополнительную статью о прокурорском надзоре, в которой описать полномочия прокуратуры в области надзора за соблюдением трудового законодательства, но без дублирования норм Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации.

Также необходимо более точно урегулировать разграничение полномочий и способы взаимодействия контрольных и надзорных органов в сфере трудового законодательства. Сейчас этому вопросу посвящена статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации, которая говорит о взаимодействии контрольных и надзорных органов, но не раскрывает конкретные формы такого взаимодействия. Таким образом, полномочия надзорных органов не разграничены в достаточной мере. Это приводит к неправомерному вмешательству одних контролирующих и надзорных органов в сферу деятельности других.

Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации устарел и не соответствует современному состоянию прокурорского надзора. Большинство пробелов закона устраняется подзаконными актами Генерального прокурора и судебной практикой.

Считаем, что пришло время принять новый закон о прокуратуре Российской Федерации. Внесением изменений невозможно устранить все пробелы законодательства, необходимы всеобъемлющие изменения данного института. Наличие огромного массива подзаконных актов, фактически заменяющих закон, неприемлемо для правового государства.

Пробелы в законодательстве неминуемо ведут к появлению различных точек зрения в науке. По этой теме написано достаточно много научных работ, но нет единого подхода к определению предмета и пределов надзора, полномочий прокурора и другим понятиям данного института.

Список литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Рос. газ. - 31 дек. 2001.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992, 20 февр.

3. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: учебник / И.В. Басков, Б.В. Коробейников. - М.: Изд. Дом Зерцало - М., 2010. - 288 с.

4. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров. -М.: Высшее образование, 2010. - 224 с.

5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебное пособие / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. - М.: Юрист, 2011. - 280 с.

6. Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е.Р. Ергашев. - Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 180 с.

7. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2011. - 342 с.

8. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. / В.Н. Толкунова. - М: Проспект, 2010. - 188 с.

9. Трудовое право России: учебник / под ред. Куренного А.М. - М.: Юристъ, 2011. - 280 с.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА на примере приморского края

© Лапыко И.Н.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Уссурийск

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты прокурорского надзора за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Человек, его права и свободы, в соответствии с Конституцией РФ, являются высшей ценностью в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека является одной из приоритетных задач всех без исключения органов государственной власти в России. Не исключением также являются и органы прокуратуры Российской Федерации.

Правозащитная функция органов прокуратуры - одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными право-

* Специальность Юриспруденция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.