ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Prosecutor's activity
УДК 343.1
Л. Е. Гришко
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБВИНЯЕМОГО И ОСУЖДЕННОГО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье автор акцентирует внимание на вопросах обеспечения прав и законных интересов осужденного за преступления в сфере экономической деятельности средствами прокурорского надзора, решении вопросов освобождения от наказания указанной категории и других вопросов в стадии исполнения приговора. На основе анализа действующего законодательства и статистических показателей, характеризующих преступность в сфере экономической деятельности, предлагаются меры по совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере.
Ключевые слова: прокурорский надзор; обеспечение прав и свобод; преступления в сфере экономической деятельности; досудебная стадия; уголовное судопроизводство; стадия исполнения приговора; осужденный.
L. E. Grishko
PROSECUTORIAL SUPERVISION OF SECURING RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF A CONVICTED PERSON FOR CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY
In the article, the author focuses on the issues of ensuring the rights and legitimate interests of a convicted person for crimes in the field of economic activity by means of prosecuto-rial supervision, on resolving issues of exemption from punishment of this category and others in the sentence execution stage. Based on the analysis of the current legislation and statistical indicators characterizing crime in the field of economic activity, measures are proposed to improve the regulatory framework in this area.
Keywords: prosecutorial supervision; ensuring rights andfreedoms; crimes in the sphere of economic activity; pre-trial stage; criminal proceedings; stage of execution of a sentence; convicted person.
© Гришко Л. Е., 2020 © Grishko L. E., 2020
Тема прокурорского надзора за обеспечением прав осужденного за преступления в сфере экономической деятельности актуализируется тем, что в последние годы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве произошли значительные изменения, касающиеся указанной категории преступлений. Речь идет прежде всего об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (ст. 761 УК РФ), об освобождении от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (ст. 762 УК РФ), введение в качестве основания возможности условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (соответственно ст. 79 и 80 УК РФ). Значимость этих и других законодательных новелл обусловливается их ролью в реализации государством своей конституционной обязанностью по компенсации потерпевшим от преступлений причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).
Среди преступлений с точки зрения причиняемого материального ущерба
(5%) (4,7%) (5%) (5,1%)
Руководствуясь принципами уголовного судопроизводства, закрепленными в ст. 11 и 14 УПК РФ, прокурор обязан охранять права и свободы граждан в уголовном процессе, а также следовать принципу презумпции невиновности. И
наибольший вред причиняется преступлениями в сфере экономики (раздел VIII УК РФ). В структуре последних в указанном плане выделяются преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ). Данные преступления составляют почти 1/3 от всех экономических преступлений. В 2018 г. удельный вес таких преступлений в общей структуре преступлений составил 5,5 %. В динамике это выглядит следующим образом: 2014, 2015, 2016, 2017 гг. соответственно: 5,0; 4,7; 5,0; 5,1; 5,5 % [3]. Ущерб, причиняемый ими, исчисляется сотнями миллиардов рублей.
Приведенные показатели обусловливают повышенное внимание прежде всего со стороны органов прокуратуры с точки зрения качества расследования данной категории дел, привлечения виновных к ответственности и обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершения этих преступлений.
Прокурорский надзор служит одним из элементов государственного механизма в деле обеспечения конституционных гарантий личности в уголовном процессе.
□ Преступления экономической направленности
□ Всего преступлений по России
(5,5%)
немедленно реагировать в рамках своих полномочий на любые нарушения, выразившиеся в искажении или неправильном толковании закона, выгодных тому или иному субъекту правоприменения.
2500000 2000000 1500000 1000000 5000000-
2014 2015 2016 2017 2018
При имеющихся в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиях, особенно в отношении органов предварительного следствия, добиться восстановления законности в конкретном уголовном деле либо по конкретному материалу процессуальной проверки прокурору зачастую очень сложно. При отсутствии надлежащего межведомственного взаимодействия между органами прокуратуры и территориальными следственными органами на местах функция прокурора сводится к проверке законности следующих 5 процессуальных решений на досудебной стадии уголовного судопроизводства: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия, о прекращении предварительного следствия и о направлении уголовного дела в суд [2].
Практика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства показывает, что характерными нарушениями законодательства при расследовании уголовных дел экономической направленности являются нарушения требований ст. 6.1 УПК РФ, выражающиеся в несвоевременном принятии к производству уголовных дел, после отмены незаконных решений о приостановлении предварительного расследования, необоснованном продлении сроков предварительного расследования и несвоевременным проведением необходимых следственных действий.
К примеру, следователем МВД России в отношении гражданина В. возбуждено уголовное дело по факту хранения с целью сбыта и продажи алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, на общую сумму более 1 млн руб.
Изучение материалов уголовного дела показало, что в ходе расследования, срок которого продлен руководителем следственного органа до 9 месяцев, следователем выполнены всего 2 следственных действия, а именно — 2 допроса по-
дозреваемого В. При этом в одном из протоколов в нарушение требований ст. 166 УПК РФ не указаны дата его составления, а также время начала и окончания допроса.
Кроме того, в материалах уголовного дела на момент проверки отсутствовало постановление о принятии уголовного дела к производству следователем.
При продлении срока предварительного следствия следователь ссылался на одни и те же основания, послужившие продлению, однако мероприятий к их выполнению, установлению обстоятельств совершенного преступления, а также лиц, виновных в совершении преступления, не выполнено.
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес руководителя следственного органа внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.
Среди нарушений в данной сфере можно выделить, например, вынесение следователями постановлений о возбуждении уголовного дела по составам главы 22 УК РФ с грубыми нарушениями норм уголовно-процессуального законодательства, в связи с тем, что достаточных данных, указывающих на признаки преступления, не имеется.
Кроме этого, по результатам прокурорских проверок нередко принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления).
Среди преступлений в сфере экономической деятельности частыми являются нарушения прав и свобод участников уголовного судопроизводства при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, при опросе, направленном на выявление обстоятельств и фактов, уличающих гражданина в совершении преступления, следователем не допускается адвокат в нарушение Конституции РФ (ст. 48 — право на предоставление квалифицированной юридической помощи и ч. 1 ст. 51 — право не свидетельствовать против себя самого). В разрез с Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности» сотрудниками отделов по борьбе с экономическими преступлениями нарушается порядок проведения обследования. Имеют место незаконные действия со стороны сотрудников, факты разглашения или незаконного использования в своих целях материалов, ставших известными сотруднику, проводившему обследование.
Отдельная тема — осуществление надзора за качеством выполнения задачи по установлению имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Практика расследования уголовных дел данной категории свидетельствует, что на досудебной стадии ущерб возмещается на 60-65 %.
Тема совершенствования уголовного преследования за совершение преступлений в сфере экономической деятельности имеет продолжение на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы. Между тем, на взгляд автора, приведенные новеллы уголовно-правового характера практически никак не проявились на стадии исполнения наказания. Не случайно это вызвало дискуссию в научной литературе [1].
Наибольшую остроту в указанном плане вызывает вопрос об обеспечении прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание за данные преступления.
Речь идет в частности о защите жизни, здоровья, чести и достоинства указанной категории осужденных. Отбывание наказания ими вместе с лицами, совершившими насильственные преступления против личности и другие преступления, нередко обусловливают насильственные действия со стороны последних с целью вымогательства у осужденных за преступления в сфере экономической деятельности денежных средств или совершения иных действий материального характера в их пользу.
Особенностью обладают основные средства исправления осужденных применительно к рассматриваемой категории лиц.
Так, возмещение вреда, причиненного преступлением, имеет гораздо более низкий уровень по сравнению с возмещением ущерба на досудебной стадии, по данным авторского исследования, его доля в год не превышает 2 %. При этом осужденный зачастую не может активно возмещать по объективным причинам: отсутствие возможности трудоустройства; низкий уровень заработной платы и др.
В обеспечении приведенных и иных прав и законных интересов рассматриваемой категории осужденных значимое место занимает и прокурорский надзор. В силу обладания особыми полномочиями прокурор может не просто обеспечить соблюдение их прав и законных интересов, но и имеет возможности решать соответствующие вопросы максимально оперативно, в кратчайшие сроки (ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Изучение автором практики исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности, свидетельствует, что предметом особого внимания органов прокуратуры в плане обеспечения их прав и законных интересов должны быть:
- возможность иметь при себе личные, коммерческие и иные документы, связанные с производственной (коммерческой) деятельностью;
- обеспечение возможности осуществления осужденными индивидуальной трудовой, предпринимательской деятельности;
- создание в исправительном учреждении бизнес-производства.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в предмет прокурорского надзора включает в том числе соблюдение законодательства субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ст. 21). В плане реализации данной нормы в предмет прокурорского надзора следует включить участие общественных наблюдательных комиссий, уполномо-
ченного при Президенте Российской Федерации: по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в реализации интересов осужденных на занятие экономической деятельностью и права собственности; при применении мер дисциплинарного характера; в подготовке осужденных к освобождению.
Системного решения требует вопрос трудоустройства осужденных, имеющих исковые требования. Учитывая правовые возможности органов прокуратуры, они
могли бы инициировать внесение изменений в ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Речь идет о включении в перечень обстоятельств, учитываемых при привлечении осужденных к труду, наряду с полом, возрастом, трудоспособностью, состоянием здоровья, специальностью, наличие искового требования. Это, безусловно, будет способствовать реализации права и обязанности осужденного, в том числе за преступления в сфере экономической деятельности, на возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненного преступлением.
Литература
1. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и (или) должностные преступления: итоги теоретического исследования. — М., 2019. — 464 с.
2. Провотарь, Ю. А. Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в указанной сфере // Крымские юридические чтения. Преступность и общество : сборник материалов научно-практической конференции. — В 2 т. / под общ. ред. Н. Н. Колюки. — Симферополь, 2018. — С. 28-32.
3. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. — URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).
References
1. Otbyvanie lishenija svobody osuzhdennymi za jekonomicheskie i (ili) dolzh-nostnye prestuplenija: itogi teoreticheskogo issledovanija [Serving of imprisonment by convicted persons for economic and (or) official crimes: results of theoretical study]. Moscow, 2019. 464 p.
2. Provotar ,Y. A. Polnomochija prokurora na dosudebnoj stadii ugolovnogo sudoproizvod-stva, problemy sovershenstvovanija ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva v uka-zannoj sfere [Powers of the prosecutor at the pre-trial stage of criminal court proceedings, problems of improving the criminal procedure law in this sphere] // Krymskie juridiches-kie chtenija. Prestupnost' i obshhestvo [Crimean legal readings. Crime and society]: compilation of materials of scientific and practical conference. In 2 vol. / Edited by N. N. Koluki. Simferopl', 2018. P. 28-32.
4. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury RF [Portal of legal statistics of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation]. URL: http://crimestat.ru/ (accessed 2/18/2020).
Сведения об авторе
Гришко Людмила Евгеньевна: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Grishko Lyudmila Evgenievna: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]