Научная статья на тему 'Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма'

Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорский надзор / прокуратура / терроризм / противодействие терроризму / законность. / prosecutorial supervision / prosecutor's office / terrorism / counter-terrorism / legality.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаева Яна Горхмазовна, Шишкина Алина Разимовна

В статье анализируются направления деятельности прокурора в сфере противодействия распространению терроризма. Определяются существующие проблемы и предлагаются оптимальные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutoral supervision in the field of countering the spread of terrorism

The article analyzes the areas of activity of the prosecutor in the field of countering the spread of terrorism. Existing problems are identified and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма»

Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма

Prosecutoral supervision in the field of countering the spread of terrorism

Бабаева Яна Горхмазовна,

Студент 2 курса, Юридический институт правосудия и адвокатуры Саратовская государственная юридическая академия

РФ, г. Саратов e-mail: b.yannaaa0@gmail. com,

Babaeva Yana Gorkhmazovna,

3rd year student Law Institute of Justice and Advocacy, Saratov State Law Academy RF, Saratov e-mail: b. [email protected]

Шишкина Алина Разимовна

Студент 2 курса, Юридический институт правосудия и адвокатуры Саратовская государственная юридическая академия

РФ, г. Саратов e-mail: [email protected]

Shishkina Alina Razimovna

3rd year student Law Institute of Justice and Advocacy, Saratov State Law Academy RF, Saratov e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье анализируются направления деятельности прокурора в сфере противодействия распространению терроризма. Определяются существующие проблемы и предлагаются оптимальные пути их решения.

Annotation.

The article analyzes the areas of activity of the prosecutor in the field of countering the spread of terrorism. Existing problems are identified and ways to solve them are proposed.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, терроризм, противодействие терроризму, законность.

Key words: prosecutorial supervision, prosecutor's office, terrorism, counter-terrorism, legality.

Одним из самостоятельных направлений профилактической деятельности прокуратуры выступает прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере противодействия распространению терроризма. Терроризм является одной из ключевых опасностей в системе угроз национальной и общественной безопасности, поскольку он неизбежно оказывает дестабилизирующее воздействие на все сферы жизнедеятельности государства и общества. Понятие терроризма закреплено в положениях п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которым под терроризмом понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [1]. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что важнейшими признаками терроризма выступают стремление причинить наибольший вред общественной

безопасности и разрушение сформировавшихся жизненных устоев государства и общества, в результате чего отмечаются такие тенденции, как:

1) применение оружия массового поражения;

2) ведение террористической деятельности в целях подрыва конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности;

3) ведение террористической деятельности с использованием информационно-психологического воздействия на население в целом и граждан в отдельности;

4) повышение уровня организованности терроризма, в том числе путем создания инфраструктуры террористических организаций, совершенствования их технической оснащенности и цифровизации деятельности.

Подобные тенденции актуализируют важность осуществления прокурорского надзора в сфере противодействия терроризма и закономерно повышают внимание к деятельности прокуроров по противодействию распространения терроризма, в том числе с учетом данных официальной статистики, свидетельствующих о стабильно высоком количестве зарегистрированных преступлений террористической направленности: так, за январь-декабрь 2020 года правоохранительными органами зарегистрировано 2 342 таких преступления, за январь-декабрь 2021 года - 2 136, за аналогичный период 2022 года - 2233 преступления [2], что следует признать значимым для практики.

Как отмечается в научной литературе, прокурор должен обладать сведениями о создании условий и предпосылок для осуществления террористической деятельности, а также своевременно принимать меры по предупреждению последней [3, с. 104]. Главные резервы повышения эффективности прокурорской деятельности по указанному направлению состоят в ее системности и опоре на положения действующего законодательства, а пределы прокурорского надзора определяются такими аспектами, как детальная характеристика и толкование положений нормативных правовых актов в сфере противодействия терроризму со стороны органов прокуратуры, многообразием контролирующих государственных органов, наделенных особыми полномочиями в сфере противодействия терроризму, перечнем поднадзорных субъектов и объектов, а также правовыми средствами реагирования, которые могут быть применены прокурором. Следует полагать, что на прокурора возлагается обязанность по систематическому совершенствованию деятельности по противодействию терроризму, своевременному выявлению, обнаружению и пресечению преступлений, для чего должно осуществляться активное взаимодействие с иными правоохранительными органами, государственными органами и органами государственной власти.

Анализ положений нормативных правовых актов [4], научной литературы и материалов судебной и правоприменительной практики позволяет выделить несколько значимых направлений прокурорской деятельности в исследуемой сфере, отличающихся своим превентивным и профилактическим характером, в перечень которых следует включать:

1) деятельность, направленную на организацию мониторинга средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в части наличия призывов к осуществлению террористической деятельности или пропаганде идеологии терроризма. При установлении наличия запрещенной информации прокурорами осуществляется подготовка заключений и принимаются меры по ограничению доступа к информационным ресурсам. К указанному направлению следует также относить деятельность прокуроров по рассмотрению заявлений и обращений о распространении терроризма в

информационно-телекоммуникационных сетях [5], в том числе путем призыва к осуществлению террористической деятельности, ее обоснования или оправдания [6, с. 292].

2) деятельность прокурора по подготовке и направлению в суд административных исковых заявлений как о ликвидации организаций, осуществляющих террористическую деятельность, так и о запрете деятельности отдельных организаций, причастных к осуществлению терроризма, признании их террористическими. В действующий перечень террористических организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации в том числе по инициативе Генеральной прокуратуры РФ, входит 48 юридических лиц [7];

3) направление материалов проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании субъектов, связанных с распространением терроризма, а также принятие в отношении таких субъектов иных мер прокурорского реагирования;

4) прокурорский надзор за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление мер по противодействию терроризму, в том числе в отношении правоохранительных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в части принятия ими необходимых мер по борьбе с распространением терроризма среди лиц, отбывающих наказание на основании приговора суда, и иных содержащихся под стражей лиц. В рамках указанного направления прокурорами также уделяется повышенное внимание на исключение фактов пропаганды идеологии терроризма или распространении материалов, в которых высказывается одобрение (а равно и оправдание) террористической деятельности, устанавливается фактическое обеспечение защищенности населения и мест массового пребывания от террористических проявлений, определяется антитеррористическая защищенность объектов, представляющих особую важность - объектов атомной энергетики, предприятий, использующих радиоактивные или взрывоопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

К указанному направлению также следует отнести осуществление прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования, осуществляющих уголовное судопроизводство по преступлениям террористической направленности, а именно анализ законности и обоснованности принимаемых ими процессуальных решений, качества и полноты расследования по уголовным делам указанной категории.

5) проведение координационных и межведомственных совещаний по актуальным проблемам по противодействию терроризму с руководителями правоохранительных органов, с разработкой мер дополнительного характера, направленных на обеспечение законности и укрепление правопорядка в данной сфере. Подобное направление прокурорской деятельности основывается на том, что успешное разрешение задачи по противодействию террористической деятельности возможно только путем применения совместных усилий целой совокупности контролирующих, правоохранительных органов, общественных организаций и объединений, граждан. С учетом подобного прокурор должен быть заинтересован в улучшении механизма взаимодействия таких субъектов между собой и повышении эффективности координации между ними по исследуемым вопросам.

Одновременно с этим при реализации прокурорского надзора в сфере противодействия распространению терроризму по выявленным направлениям существует ряд проблем как практического, так и теоретического характера. В частности, одной из наиболее острых проблем является недостаточность существующего организационного и методического обеспечения прокурорской деятельности в исследуемой сфере, выраженная, прежде всего в установлении сложного алгоритма действий прокуроров при выявлении информации о распространении терроризма и его идеологии в информационно-телекоммуникационных сетях.

В настоящее время при получении уведомления о наличии такой информации на интернет-ресурсе, прокурор не может самостоятельно инициировать ограничение доступа к противоправной информации, поскольку необходимо реализовать ряд мероприятий: предварительно рассмотреть уведомление путем проведения проверки с назначением экспертного исследования при необходимости, затем направить материалы проверки в прокуратуру субъекта (в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления или 3 рабочих дней после получения результатов экспертного исследования), где подготавливается заключение, утверждаемое прокурором субъекта. Указанное заключение в течение 5 суток направляется в Генеральную прокуратуру РФ, где уже подготавливается требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации и (или) по ограничению доступа к информационным ресурсам в течение 10 рабочих дней с момента поступления соответствующих материалов.

Представляется, что подобный громоздкий механизм реагирования органов прокуратуры на уведомление о распространении в сети «Интернет» идеологии терроризма, способного растянуться на срок до 25 суток с момента выявления нарушающей законодательство о противодействии терроризму информации, не способствует повышению эффективности деятельности надзорного ведомства. Кроме того, отсутствуют методические рекомендации по выявлению прокурорами зеркальных интернет-сайтов, содержащих информацию, нарушающую антитеррористическое законодательство. С учетом повышенной общественной опасности терроризма необходимым является внесение поправок в систему правового регулирования в данной сфере в части наделения прокуроров субъектов РФ правом на предъявление требования об ограничении доступа к информационным ресурсам или их блокировке, направляемого непосредственно в Роскомнадзор. Внесение подобных изменений позволит повысить оперативность прокурорского реагирования на нарушения антитеррористического законодательства, а отнесение указанного полномочия к полномочиям прокуратуры субъекта РФ обеспечит соблюдение конституционных прав граждан.

Таким образом, прокуратура РФ обоснованно рассматривается в науке и практике как орган, способный выявить и предупредить угрозы распространения терроризма еще на этапе подготовки террористической деятельности, минимизировав ее вред. При этом следует признать, что прокурорский надзор в сфере противодействия терроризма обоснованно рассматривается как одно из наиболее сложных направлений прокурорского надзора.

При реализации прокурорского надзора в сфере противодействия распространению терроризму на практике выявляется ряд проблем, требующих своевременного разрешения. Одной из таких проблем выступает недостаточность существующего организационного и методического и тактического обеспечения деятельности органов прокуратуры по указанному направлению при осуществлении деятельности по рассмотрению уведомлений и заявлений о распространении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» идеологии терроризма и пропаганде террористической деятельности. Устранение подобной проблемы путем внесения изменений в действующее законодательство способно оказать позитивное влияние на качество надзорной деятельности органов прокуратуры за исполнением законодательства в сфере противодействия распространению терроризма и на состояние законности в целом.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2021. № 22. Ст. 3690.

2. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 15.11.2023).

3. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте: учебник для вузов / А.И. Землин, О.М. Землина, В.В. Козлов, И.В. Холиков. М.: Издательство Юрайт, 2023. 155 с.

4. Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 № 295 (в ред. от 24.03.2023) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // Законность. 2018. № 7.

5. Приказ Генпрокуратуры России от 26.08.2019 № 596 (в ред. от 24.03.2023) «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» // Законность. 2019. № 10.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о прокуратуре РФ / А.Ю. Винокуров. М.: Издательство Юрайт, 2023. 959 с.

7. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 25 апреля 2023 г.). URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 15.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.