Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ'

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предупреждение / терроризм / прокуратура / надзор / средство борьбы / деструктивные силы / prevention / terrorism / prosecutor's office / supervision / means of struggle / destructive forces.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Александровна Антонян, Марина Михайловна Милованова

В статье внимание уделено предупреждению терроризма. При этом раскрывается особая роль Прокуратуры РФ, которая вносит существенный вклад в рассматриваемый процесс и наряду с другими правоохранительными органами находится фактически на переднем крае борьбы с рассматриваемым явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Александровна Антонян, Марина Михайловна Милованова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF COUNTERING TERRORISM

The article focuses on the prevention of terrorism. At the same time, the special role of the Prosecutor's Office of the Russian Federation is revealed, which makes a significant contribution to the process under consideration. The Prosecutor's Office, along with other law enforcement agencies, is actually at the forefront of the fight against the phenomenon in question.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ»

УДК 343.9 ББК 67.515

Елена Александровна Антонян

заведующий кафедры криминологии

и уголовно-исполнительного права Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор

[email protected]

125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Марина Михайловна Милованова

доцент

кафедры криминалистики Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ1

Аннотация. В статье внимание уделено предупреждению терроризма. При этом раскрывается особая роль Прокуратуры РФ, которая вносит существенный вклад в рассматриваемый процесс и наряду с другими правоохранительными органами находится фактически на переднем крае борьбы с рассматриваемым явлением.

Ключевые слова: предупреждение, терроризм, прокуратура, надзор, средство борьбы, деструктивные силы.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта №18-29-16175 «Блокчейн технологии противодействия рискам кибертерроизма и киберэкстремизма: криминолого-правовое исследование».

Professor, Department of Criminology and Criminal Executive Law, Doctor of Law, Professor, of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

[email protected] Sadovaya-Kudrinskaya str., 9, Moscow, 125993

E.A. a

MM. MILOVANOVA, Associated Professor of the Criminalistics department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of juridical sciences, Docent mm. [email protected] Sadovaya-Kudrinskaya str., 9, Moscow, 125993

ON THE ISSUE OF COUNTERING TERRORISM

Annotation. The article focuses on the prevention of terrorism. At the same time, the special role of the Prosecutor's Office of the Russian Federation is revealed, which makes a significant contribution to the process under consideration. The Prosecutor's Office, along with other law enforcement agencies, is actually at the forefront of the fight against the phenomenon in question.

Key words: prevention, terrorism, prosecutor's office, supervision, means of struggle, destructive forces.

Развитие человечества и вся его история наглядно демонстрируют, что в мирное время самым опасным преступлением в отношении человека является терроризм. Достаточно длительный период деструктивные силы используют возможность воздействия на власть путем устрашения народа, которое реализовывается посредством причинения смерти как можно большему числу граждан, осуществляя такую деятельность демонстративно. С такими активными проявлениями сталкивалось и продолжает сталкиваться, в том числе, наше государство. Достаточно ярко это проявилось в период новейшей истории России, когда терроризм использовался достаточно активно в целях воздействия на власть на рубеже ХХ и начала ХХ1 столетия.

Такая опасная активность потребовала принятия адекватных мер, направленных на недопущение наступления негативных последствий от воздействия терроризма. В этой связи, Российская Федерация активно предпринимала и продолжает предпринимать усилия, направленные на недопущение терроризма внутри страны, а также его проникновение на ее территорию из вне.

Для решения проблемы борьбы с терроризмом недостаточно применения односторонних карательных мер, здесь необходимо применение комплексного подхода, в котором должны быть задействованы все системы государства.

Первым и необходимым шагом, который логически должен был последовать для решения проблемы в рассматриваемой сфере, стало принятие правовой основы борьбы с терроризмом. В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму» (далее — Закон о противодействии терроризму), в котором были определены основные положения, направленные на борьбу с данным негативным явлением в нашей стране1. Безусловно, это был первый необходимый шаг всестороннего и комплексного подхода к решению проблемы, а указанный нормативный правовой акт регламентировал процесс деятельности всех государственных органов, направленный на построение эффективной системы противодействия терроризму в стране.

Вместе с тем, следует отметить, что до этого момента правоохранительные органы и другие государственные структуры также осуществляли деятельность, направленную на противодействие терроризму. Однако, существенная трансформация современного общества, качественный скачек научно-технического прогресса, резкая смена геополитической обстановки в мире, способствовали резкому изменению системы реализации террористической активности в мире и, как следствие, переноса ее новых элементов на территорию России.

Такое положение потребовало несколько по-иному взглянуть на построение системы мер противодействия терроризму, который в отдельных случаях начал приобретать совершенно новые оттенки. Учитывая сложность проблемы, и необходимость ее комплексного решения уже в перовом десятилетии ХХ1 века, а именно в 2009 году в России была принята государственная концепция противодействия терроризму2.

Незамедлительно, практически все министерства и ведомства отреагировали на необходимость создания собственных структур и условий их функционирования в общей системе противодействия терроризму. Существенный вклад в рассматриваемый процесс вносила и продолжает вносить Прокуратура РФ, которая, наряду с другими правоохранительными органами государства, находится фактически на переднем крае борьбы с рассматриваемым явлением. Учитывая специфику осуществляемой деятельности, в целях создания эффективной системы прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства в области борьбы с терроризмом Прокуратура РФ, в рамках принятой концепции, конкретизировала свою работу, определив ее основные

1 Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 13.03.2006 г. — №11. — ст. 1146.

2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // «Российская газета». — №198. — 20.10.2009.

цели, задачи и функции, путем подготовки соответствующих ведомственных приказов1.

Следует отметить, что учитывая эволюцию терроризма в мировом масштабе и, как следствие в России, Прокуратура РФ старалась адекватно реагировать на его изменения, совершенствуя систему прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму2.

Предпринятые меры положительно сказались на организации деятельности правоохранительных, а также других органов и структур государства в сфере противодействия терроризму, результатом которых стало недопущение совершения резонансных террористических актов.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, количество преступлений террористического характера растет и остается на достаточно высоком уровне. Так, за период с 2010 года по настоящее время их количество возросло. И, если в 2010 г. было зарегистрировано 581 преступление рассматриваемой категории, то в 2016 г. их число составило 2 227, а в 2020 г. уже 2 342. Ежегодно растет и количество лиц, выявленных за совершение преступлений террористического характера. В период с 2015 г. ежегодно их количество превышало цифру в 500 человек. Так, например, в 2016 г. таких лиц было выявлено 609, в 2017 г. наибольшее количество — 873, в 2020 — 7863.

Таким образом, сохраняется негативная динамика роста преступлений террористической направленности и лиц, их совершающих.

Число предотвращенных терактов увеличилось более чем на треть (38%), а в качестве объектов выбирались места массового скопления людей.

Следует также отметить двадцать четыре региона страны в которых выявлены данные противоправные деяния. Такое положение потребовало повышенного внимания к вопросам обеспечения уровня антитеррористической

1 Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.12.2007 №194 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 №339); Приказ Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 №339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 17.05.2018 №295); Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // «Законность». — №7. — 2018.

2 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // «Законность», №7, 2018.

3 Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart. (Дата обращения 02.03.2021 г.)

защищенности особо важных объектов и территорий. В связи проведенными проверками, прокурорами направлено в суды порядка 11 000 исков об устранении выявленных нарушений.

Складывающееся положение, а также положительный накопленный значительный опыт, позволили в дальнейшем продолжить совершенствование системы мер, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму на государственном уровне.

На сегодняшний день, одной из важнейших задач надзорной деятельности прокуратуры является своевременное предупреждение преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. К наиболее значимым можно отнести и такие, как подготовка и направление в суд административных исковых заявлений:

1) о ликвидации организаций в связи с осуществлением террористической деятельности;

2) о запрете деятельности на территории Российской Федерации действующих без государственной регистрации общественных и религиозных объединений, созданных на территории Российской Федерации, в связи с их причастностью к терроризму исходя из установленной законом подсудности.

В качестве задач следует также указать на недопущение использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» в террористических целях и организацию их мониторинга. В связи с этим требуется постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями 1.

Именно Прокуратура РФ, осуществляя надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму, способна выявить уязвимые места, которые могут быть использованы в целях распространения террористических угроз в стране, то есть уже на этапе подготовки предупредить и пресечь реализацию террористических атак.

Учитывая данные обстоятельства, на сегодняшний день стало абсолютно понятно, что самым эффективным средством борьбы с терроризмом является не только выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших данный вид преступлений, но и активная деятельность всех систем

1 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // «Законность». — №7. — 2018.

государства, направленная на предупреждение таких действий в целях недопущения наступления негативных, трагических последствий.

В этой связи, сформирована правовая платформа, положения которой направлены на создание условий противодействия терроризму путем организации в стране национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и их использования в целях финансирования терроризма1. И здесь также значительная роль отводится Прокуратуре РФ2.

Активная деятельность всех институтов государства в области противодействия терроризму способствовала выявлению факторов, активно влияющих на распространение данного явления на территории Российской Федерации. Совершенно справедливо установлено, что наиболее серьезными из них является финансирование террористической деятельности и ее активное проповедование с использованием электронных телекоммуникационных сетей. В целом, эти два фактора в настоящее время в полной мере обусловливают друг друга, учитывая характер организации террористической деятельности с использованием электронных телекоммуникационных средств и систем, например, в сфере рекрутирования членов террористических организаций, оплаты их деятельности, закупки необходимых материалов, средств и т.п. На это обстоятельство, в частности, неоднократно указывалось на заседаниях, посвященных итогам работы органов Прокуратуры. Так, по результатам рассмотрения требований прокуроров в 2019 г. блокировке подверглось свыше 81 000 интернет-ресурсов, содержащих информацию об угрозах террористического и экстремистского характера, в том числе о призывах к массовым беспорядкам и насилию, при этом с 45 000 сайтов такая противоправная информация была полностью удалена. Кроме того, подчеркнута значимость взаимодействия с силовыми ведомствами по защите информационного пространства и пресечению попыток вовлечения в антиобщественную радикальную деятельность, в первую очередь молодежи. В связи с этим на первый план прокурорской деятельности ставится полный объем антитеррористической повестки3.

1 Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // Текст документа опубликован на сайте http://www.kremlin.ru/

2 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // «Законность». — №7. — 2018.

3 Расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год. [Электронный

В целях создания благоприятных условий эффективного выполнения поставленных перед Прокуратурой РФ задач в ее структуре создано специализированное Управление, обеспечивающее контроль в области организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, характер деятельности которого направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму 1.

Таким образом, учитывая сложный характер отношений, складывающихся в системе действий, направленных на совершение терроризма, которые могут проявляться не только в выполнении конкретных общественно опасных, противоправных действиях демонстрационного характера, но и в действиях, скрытых от всеобщего восприятия, именно Прокуратура РФ должна обеспечить контроль законодательства в сфере противодействия терроризму путем активного надзора за его соблюдением. При этом консолидация усилий в данной области должна носить в том числе упреждающий характер. Данное обстоятельство, на ряду с другими, будет способствовать обеспечению комплексного подхода к решению государством задач, связанных с террористической угрозой, в котором Прокуратуре РФ отводится особая, специфическая, присущая только ей роль.

ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484/ (Дата обращения 03.03.2021).

1 Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (утв. Генпрокуратурой России 10.11.2017). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://genproc.gov.ru по состоянию на 06.07.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.