Научная статья на тему 'Соблюдение законодательства в сфере противодействия терроризму'

Соблюдение законодательства в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательство / правоохранительные органы / терроризм / противодействие терроризму / legislation / law enforcement agencies / terrorism / counteraction to terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Александровна Антонян

Рассмотрены вопросы соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Александровна Антонян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compliance with legislation in the field of countering terrorism

The issues of compliance with legislation in the field of countering terrorism are considered.

Текст научной работы на тему «Соблюдение законодательства в сфере противодействия терроризму»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-33-37 NIION: 2003-0059-3/22-276 MOSURED: 77/27-003-2022-03-475

Соблюдение законодательства в сфере противодействия терроризму

Елена Александровна Антонян

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия

Аннотация. Рассмотрены вопросы соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму. Ключевые слова: законодательство, правоохранительные органы, терроризм, противодействие терроризму

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16175 «Блокчейн технологии противодействия рискам кибертерроизма и киберэкстремизма: криминолого-правовое исследование».

Для цитирования: Антонян Е. А. Соблюдение законодательства в сфере противодействия терроризму // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 33-37. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-33-37.

Original article

Compliance with legislation in the field of countering terrorism

Elena A. Antonyan

Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSLA), Moscow, Russia

Abstract. The issues of compliance with legislation in the field of countering terrorism are considered. Keywords: legislation, law enforcement agencies, terrorism, counteraction to terrorism Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the RFBR within the framework of the scientific project № 18-29-16175 «Blockchain technologies for countering the risks of cyberterroism and cyberextremism: criminal and legal research».

For citation: Antonyan E. A. Compliance with legislation in the field of countering terrorism. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):33-37. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-33-37.

Развитие человечества и вся его история наглядно демонстрируют, что в мирный период самым страшным преступлением в отношении человека является терроризм. Достаточно длительный период деструктивные силы используют возможность воздействия на власть путем устрашения народа, которое осуществляется посредством причинения смерти как можно большему числу граждан, осуществляя такую деятельность демонстративно. С такими активными проявлениями сталкивалось и продолжает сталкиваться в том числе наше государство. Достаточно ярко это проявилось в период новейшей истории России; терроризм использовался достаточно активно в

© Антонян Е. А., 2022

целях воздействия на власть на рубеже ХХ и начала XI столетия.

Такая опасная активность потребовала принятия адекватных мер, направленных на недопущение наступления негативных последствий от воздействия терроризма. В этой связи Российская Федерация активно предпринимала и продолжает предпринимать усилия, направленные на недопущение терроризма внутри страны, а также предотвращение его проникновения на ее территорию из вне.

Для решения проблемы борьбы с терроризмом недостаточно применения односторонних карательных мер, здесь необходимо применение комплексного под-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

хода, в котором должны быть задействованы все системы государства. Первым и необходимым шагом, который логически должен был последовать для решения проблемы в рассматриваемой сфере, стало принятие правовой основы борьбы с терроризмом. В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму» (далее — Закон о противодействии терроризму), в котором были определены основные положения, направленные на борьбу с данным негативным явлением в нашей стране [1]. Безусловно, это был первый необходимый шаг всестороннего и комплексного подхода к решению проблемы, а указанный нормативный правовой акт регламентировал процесс деятельности всех государственных органов, направленный на построение эффективной системы противодействия терроризму в стране.

Вместе с тем, следует отметить, что до этого момента правоохранительные органы и другие государственные структуры также осуществляли деятельность, направленную на противодействие терроризму. Однако, существенная трансформация современного общества, качественный скачек научно-технического прогресса, резкая смена геополитической обстановки в мире, способствовали резкому изменению системы реализации террористической активности в мире и, как следствие, переноса ее новых элементов на территорию РФ.

Такое положение потребовало несколько по-иному взглянуть на построение системы мер противодействия терроризму, который в отдельных случаях начал приобретать совершенно новые оттенки. Учитывая сложность проблемы, и необходимость ее комплексного решения уже в перовом десятилетии ХXI в., а именно в 2009 г. в России была принята государственная концепция противодействия терроризму [2].

Незамедлительно, практически все министерства и ведомства отреагировали на необходимость создания собственных структур и условий их функционирования в общей системе противодействия терроризму. Существенный вклад в рассматриваемый процесс вносила и продолжает вносить Прокуратура РФ, которая, на ряду с другими правоохранительными органами государства, находится фактически на переднем крае борьбы с рассматриваемым явлением. Учитывая специфику своей деятельности, в целях создания эффективной системы прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства в области борьбы с терроризмом, Прокуратура РФ, в рамках принятой концепции, конкретизировала свою деятель-

ность, определив ее основные цели, задачи и функции, путем подготовки соответствующих ведомственных приказов [3; 4; 5].

Следует отметить, что учитывая эволюцию терроризма в мировом масштабе и, как следствие, в России, Прокуратура РФ старалась адекватно реагировать на его изменения, совершенствуя систему прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму. Соответствующие изменения были внесены в приказы в 2016 [6] и в 2018 гг. [5].

Предпринятые меры положительно сказались на организации деятельности правоохранительных, а также других органов и структур государства в сфере противодействия терроризму, результатом которых стало недопущение совершения резонансных террористических актов. Например, как сообщил директор Федеральной службы безопасности (ФСБ), председатель Национального антитеррористического комитета (НАК) А. В. Бортников, в России за последние десять лет предотвращено 200 терактов. При этом в 2020 г. удалось предотвратить 96 % преступлений подобного характера, тогда как в 2018 г. — 80 %, а в 2010 г. — всего 10 % [7].

Однако, анализ статистических данных в рассматриваемой области свидетельствует, что в полной мере ликвидировать такое явление, как терроризм в нашей стране еще не удалось и периодически находятся желающие предпринять попытки, направленные на дестабилизацию обстановки в стране путем совершения террористических актов.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, количество преступлений террористического характера растет и остается на достаточно высоком уровне. Так, за период с 2010 г. по настоящее время их количество возросло. И если в 2010 г. было зарегистрировано 581 преступление рассматриваемой категории, то в 2016 г. — 2227, а в 2020 г. уже 2342. Ежегодно растет и количество лиц, выявленных за совершение преступлений террористического характера. В период с 2015 г., ежегодно их количество превышало цифру в 500 человек. Так, например, в 2016 г. таких лиц было выявлено 609, в 2017 г. наибольшее количество — 873, а в 2020 г. — 786 [8]. Таким образом, сохраняется негативная динамика роста преступлений террористической направленности и лиц, их совершающих.

Как на негативное, на данное обстоятельство указывал и Генеральный Прокурор РФ И. В. Краснов, от-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

мечая, сохраняющуюся высокую тенденцию уровня террористических угроз. Отмечается, что число предотвращенных терактов увеличилось более чем на треть (38 %), а в качестве объектов выбирались места массового скопления людей. Следует также отметить 24 региона страны, в которых выявлены данные противоправные деяния. Такое положение потребовало повышенного внимания к вопросам обеспечения уровня антитеррористической защищенности особо важных объектов и территорий. В связи проведенными проверками, прокурорами направлено в суды порядка 11 тыс. исков об устранении выявленных нарушений. В связи с этим И. В. Красновым указано на необходимость усиления профилактической составляющей противодействия терроризму и дополнительного внимания относительно выполнения решений антитеррористических комиссий в регионах и муниципальных образованиях [9].

Складывающееся положение, а также положительный накопленный значительный опыт, позволили в дальнейшем продолжить совершенствование системы мер, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму на государственном уровне. Активное участие в этих процессах приняла Прокуратура РФ.

Так, предпринятые ею в этой связи активные шаги, в конечном итоге позволили сформулировать и привести в соответствие современным требованиям цели, задачи и функции в области прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия терроризму. Особое влияние на это оказало активное развитие современного общества в рамках применения достижений научно-технического прогресса, что и обусловило постановку и необходимость решения первостепенных важнейших и значимых задач, характерных именно для сегодняшнего дня.

На сегодняшний день одной из важнейших задач надзорной деятельности является своевременное предупреждение преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. К наиболее значимым можно отнести и такие, как подготовка и направление в суд административных исковых заявлений о: 1) ликвидации организаций в связи с осуществлением террористической деятельности; 2) запрете деятельности на территории Российской Федерации действующих без государственной регистрации общест-

венных и религиозных объединений, созданных на территории РФ, в связи с их причастностью к терроризму исходя из установленной законом подсудности. В качестве задач следует также указать на недопущение использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет в террористических целях и организовать их мониторинг. В связи с этим требуется постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями.

Решением указанных задач проявляются специфические особенности надзорной деятельности Прокуратуры РФ. Именно ее сотрудники, осуществляя надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму, способны выявить его уязвимые места, которые могут быть использованы в целях распространения террористических угроз в стране, т. е. уже на этапе подготовки предупредить и пресечь реализацию террористических атак.

Учитывая данные обстоятельства, на сегодняшний день стало абсолютно понятно, что самым эффективным средством борьбы с терроризмом является не только выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших данный вид преступлений, но и активная деятельность всех систем государства, направленная на предупреждение таких действий в целях недопущения наступления негативных, трагических последствий.

В стране сформирована правовая платформа, положения которой направлены на создание условий противодействия терроризму путем организации в стране национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и их использования в целях финансирования терроризма [10]. И здесь также значительная роль отводится Прокуратуре РФ, что нашло отражение в ведомственном нормативном правовом акте [5].

Активная деятельность всех институтов государства в области противодействия терроризму способствовала выявлению факторов, активно влияющих на распространение данного явления на территории РФ. Совершенно справедливо установлено, что наиболее серьезными из них являются финансирование террористической деятельности и ее активное проповедование с использованием электронных телекоммуникационных сетей. В целом, эти два фактора в настоящее время

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в полной мере обусловливают друг друга, учитывая характер организации террористической деятельности с использованием электронных телекоммуникационных средств и систем, например, в сфере рекрутирования членов террористических организаций, оплаты их деятельности, закупки необходимых материалов, средств и т. п. На это обстоятельство, в частности, неоднократно указывалось на заседаниях, посвященных итогам работы органов прокуратуры. Так, И. В. Красновым отмечалось, что по результатам рассмотрения требований прокуроров в 2019 г. блокировке подверглось свыше 81 тыс. интернет-ресурсов, содержащих информацию об угрозах террористического и экстремистского характера, в том числе о призывах к массовым беспорядкам и насилию, при этом с 45 тыс. сайтов такая противоправная информация была полностью удалена. Кроме того, подчеркнута значимость взаимодействия с силовыми ведомствами по защите информационного пространства и пресечению попыток вовлечения в антиобщественную радикальную деятельность, в первую очередь, молодежи. В связи с этим на первый план прокурорской деятельности ставится полный объем антитеррористической повестки [11].

В целях создания благоприятных условий эффективного выполнения поставленных перед Прокуратурой РФ задач в ее структуре создано специализированное Управление, обеспечивающее контроль в области организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, характер деятельности которого направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму [12].

Таким образом, учитывая сложный характер отношений, складывающихся в системе действий, направленных на совершение терроризма, которые могут проявляться не только в выполнении конкретных общественно опасных, противоправных действий демонстрационного характера, но и в действиях, скрытых от всеобщего восприятия; именно Прокуратура РФ должна обеспечить контроль законодательства в сфере противодействия терроризму путем активного надзора за его соблюдением. При этом консолидация усилий в данной области должна носить в том числе упреждающий характер. Данное обстоятельство, на-

ряду с другими, будет способствовать обеспечению комплексного подхода к решению государством задач, связанных с террористической угрозой, в котором Прокуратуре РФ отводится особая, специфическая, присущая только ей роль.

Список источников

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 20 окт.

3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 5 декабря 2007 г. № 194 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» (утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» (утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. № 295) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Генпрокуратуры России от 17 мая 2018 г. № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // Законность. 2018. № 7.

6. Приказ Генпрокуратуры России от 17 ноября 2016 г. № 739 «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» // Законность. 2017. № 1.

7. Глава ФСБ заявил о предотвращении 200 терактов в РФ за 10 лет // URL://https://iz.ru/1135074/-2021-03-10/glava-fsb-zaiavil-o-predotvrashcheшi-200-teralctov-v-rf-za-10-Ы.

8. Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики // иКЬ:/Ж1:1р://ш-mestat.ru/offenses_chart.

9. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // иКЬ://-https://genproc.gov.rU/smi/interview_and_appearences/a ppearences/1864604/

10. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов,

JURISPRUDENCE

полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30 мая 2018 г.) // URL://http://www.kremlin.ru/

11. Расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 г. // URL://https://genproc.gov.ru/smi/news/gen-proc/news-1809484/

12. Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (утв. Генпрокуратурой России 10 ноября 2017 г.) // URL://http://genproc.gov.ru.

References

1. Federal Law № 35-FZ of March 6, 2006 «On Countering Terrorism» // SZ RF. 2006. № 11. Art. 1146.

2. The concept of countering terrorism in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on October 5, 2009) // Rossiyskaya Gazeta. 2009. October 20.

3. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation № 194 dated December 5, 2007 «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering terrorism» (expired due to the publication of the Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation № 339 dated October 22, 2009) // SPS «ConsultantPlus».

4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation № 339 dated October 22, 2009 «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering terrorism» (expired due to the issuance of the Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation № 295 dated May 17, 2018) // SPS «ConsultantPlus».

5. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated May 17, 2018 № 295 «On the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws on countering terrorism» // Legality. 2018. № 7.

6. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated November 17, 2016 № 739 «On Amendments to the Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated October 22, 2009 No. 339 «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering terrorism» // Legality. 2017. № 1.

7. The head of the FSB announced the prevention of 200 terrorist attacks in Russia in 10 years // URL://-https://iz.ru/1135074/2021-03-10/glava-fsb-zaiavil-o-pred-otvrashchenii-200-teraktov-v-rf-za-10-let.

8. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics // URL://http://cri-mestat.ru/offenses_chart.

9. Report at the meeting of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation // URL://https://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appea-rance/appearances/186460/

10. Concept of development of the national system of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism (approved by the President of the Russian Federation May 30, 2018) // URL ://http ://www.kremlin.ru/

11. Extended meeting of the board dedicated to the results of the work of the Prosecutor's office for 2019 and tasks to strengthen the rule of law and order for 2020 // URL://-https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484/

12. Regulations on the Office for Supervision of the Execution of Laws on federal security, interethnic relations, countering extremism and terrorism (approved by the Prosecutor General's Office of Russia on November 10, 2017) // URL://http://genproc.gov.ru.

Информация об авторе

Е. А. Антонян — заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имениени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

E. A. Antonyan — Head of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law of the Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSLA), Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 23.05.2022; принята к публикации 03.06.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 23.05.2022; accepted for publication 03.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.