Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИИ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Анастасия Анатольевна

Автор данной статьи анализирует прокурорский надзор с позиции защиты прав и свобод граждан. Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.The author of this article analyzes the prosecutor's supervision from the position of protecting the rights and freedoms of citizens. One of the main activities of the Prosecutor's office is the supervision of the observance of human and civil rights and freedoms. When detecting violations of the rights and freedoms of citizens, the prosecutor may use various measures of prosecutorial response, including filing an application to the court (Articles 27, 28 of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИИ»

УДК 34

Юридические науки

Кравченко Анастасия Анатольевна, студент юридического факультета,

Стерлитамакский филиал УУНиТ Исаева Л. А., научный руководитель, к.ю.н, доцент, Стерлитамакский филиал УУНиТ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД

ГРАЖДАН РОССИИ

Аннотация: автор данной статьи анализирует прокурорский надзор с позиции защиты прав и свобод граждан. Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан России.

Abstract: the author of this article analyzes the prosecutor's supervision from the position of protecting the rights and freedoms of citizens. One of the main activities of the Prosecutor's office is the supervision of the observance of human and civil rights and freedoms. When detecting violations of the rights and freedoms of citizens, the prosecutor may use various measures of prosecutorial response, including filing an application to the court (Articles 27, 28 of the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation").

Keywords: prosecutor, prosecutor's supervision over the observance of the rights and freedoms of Russian citizens.

Прокурорский надзор за исполнением законов представляет собой специфическую деятельность. Осуществляется государственными

федеральными органами прокуратуры от имени Российской

Федерации. Прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения законов, действующих на территории России, и реализации Конституции страны.

Эта деятельность является самостоятельным видом государственной деятельности. Никаких иных общественных, государственных, самодеятельных или иных органов, учреждений, организаций, отдельных лиц, объединений, должностных лиц и т.п., кроме органов прокуратуры, не существует. заниматься спортом не в праве.

При исполнении своих обязанностей по обеспечению законности, единства и укреплению законности прокуратура Российской Федерации:

- осуществляет контроль за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными соответствующими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления , проверяющих органов, их должностных лиц, контролирующих органов и руководителей коммерческих организаций и общественных организаций, а также за соответствием издаваемых законами правовых актов таким законам; - осуществляет надзор за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и предварительного следствия; - осуществляет надзор за исполнением законов администрациями уголовно-исполнительных органов и учреждений, администрациями мест лишения свободы и других мест содержания под стражей; - надзор за исполнением законов судебными приставами; -преследовать преступления; - координировать деятельность

правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также выступают со стороны обвинения в уголовном судопроизводстве.

Прокуратура принимает участие в законотворчестве на федеральном,

региональном и местном уровнях, сотрудничает по широкому кругу правовых вопросов на международном уровне.

Суть преобразований, осуществляемых в системе прокуратуры, в современных условиях российской государственности заключается в обеспечении ее статуса главного блюстителя законов на исторически важном этапе экономических, политических, социальных реформ, в период становления и развития правовое государство.

Смысл и значение положения о том, что прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации, заключаются в том, что прокурор проверяет интересы не отдельных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления или иных исполнительных органов. , представительная или судебная власть. Деятельность в этом случае представлена от имени всех вышеперечисленных отраслей и структур в совокупности, объединенных общей государственной системой.

Самостоятельность данного вида деятельности государственного значения, отличие от других видов деятельности, как прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Он заключается не только в проверке достоверности в соответствии с законами и Конституцией России, но и в соответствии с законом иных нормативно-правовых актов, а также в принятии мер по устранению выявленных преступлений [4].

Прокурорский надзор, являясь спецификой деятельности, не распространяется на акты какой-либо одной ветви власти (судебной, исполнительной, представительной), имея в то же время признаки каждой из них.

Органы прокуратуры занимают особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к ветвям власти, предусмотренное Конституцией России. Не обращаясь в полной мере ни к одному из них, прокурорский надзор позволяет сбалансировать их, обеспечить оптимальное функционирование [1].

При рассмотрении сущности приведенного выше вида деятельности

следует отметить многообразие ее понятия. Итак, под прокурорским надзором может пониматься не только ведение определенного рода работ, но и учебная дисциплина, а также самостоятельная сфера в юридической науке.

Задачи деятельности прокуратуры по проверке определяются ее ролью в государстве, местом и статусом. В конечном итоге цели сформулированы в Конституции страны, Законе о прокуратуре и других законах, призванных регулировать деятельность вышеуказанного органа.

Так, прокуратура ссылается на:

1. Обеспечение общественного и государственного верховенства.

2. Надзор.

3. Уголовное преследование.

4. Обеспечение координации правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Задачи прокурорского надзора более четко, конкретно и ограниченно по сравнению с его целями. Вместе с этим они и более многочисленны. Задачи надзора имеют существенные различия в средствах решения, содержании и круге органов (субъектов) прокуратуры, решающих и ставящих их. Условно разделяются специальные, общие и частные задачи.

С момента своего создания деятельность прокуратуры совершенствуется. Его развитие идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры как центрального федерального органа по обеспечению контроля за соблюдением прав человека, с предоставлением прокурорам дополнительных полномочий (прав) для эффективного выполнения возложенных на них задач. Важным фактором совершенствования указанной деятельности является более подробная детализация действий прокурорских работников [3].

Установлен и последовательно реализуется приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека. Внесены существенные изменения в положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве. Прокуратура стала одной из сторон, участвующих в

судебном разбирательстве, из органа, осуществляющего надзор за законностью рассмотрения дел в судах. Качественно совершенствуется кадровый состав органов прокуратуры. Внесены и другие изменения в положение органов прокуратуры, их компетенцию и компетенцию, содержание и формы деятельности в духе времени и в контексте новых экономических, политических, социальных реалий.

В целях укрепления законности в органах прокуратуры произведены существенные внутренние преобразования: расширены полномочия прокуратур субъектов Российской Федерации с переподчинением большинства специализированных прокуратур; в федеральных округах созданы подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации; образованы отдел по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе и отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков. Кроме того, организационные изменения коснулись деятельности прокуратуры по обеспечению законности в экономической и социальной сферах, на транспорте [2].

Подводя итог, в настоящее время в основном создана прочная правовая база комплексной деятельности органов прокуратуры как инструмента поддержания идей правового государства, обеспечения законности и законности. В соответствии с федеральным законом прокуратура осуществляет полномочия независимо от органов государственной власти (как федеральных, так и региональных), органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, законом предусматривалась недопустимость вмешательства в деятельность органов прокуратуры, любого воздействия на прокурора или следователя с целью повлиять на их решения или воспрепятствовать их деятельности. Распоряжения прокурора, отнесенные к его полномочиям, установленным законом.

Библиографический список:

1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // СПС «КонсультантПлюс», URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.

2. Воронин Олег Викторович О сущности современного прокурорского надзора // Уголовная юстиция. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-sovremennogo-prokurorskogo-nadzora.

3. Дудин Николай Павлович ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ОСОБЫЙ ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. №4 (76). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-osobyy-vid-gosudarstvennoy-deyatelnosti.

4. Тагирова Д. Т., Сулейманов В. Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.