Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова К. А.

Статья посвящена характеристике прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения. В ходе исследования установлено, что прокурорский надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет особые задачи, они являются производными от общих задач деятельности прокуратуры РФ. При этом, четкое определение границ деятельности прокуратуры в исследуемой сфере будет устанавливать полное и эффективное осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.The article is devoted to the prosecutor's supervision in the sphere of provision of sanitary and epidemiological welfare of the population. The survey found that the public prosecutor's supervision in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population has a specific task, they are derived from the overall objectives of the activities of much good-ture of the Russian Federation. At the same time, a clear definition of the boundaries of procuration activity tours in the area of ​​study will determine the full and effective Programmed Implemented protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

8. Матвейчук С. П. Охотхозяйственная госпрограмма // Региональные проблемы государственного управления охраной и использованием животного мира. Информационный бюллетень. Выпуск 32 (14 апреля 2013 г.)

Семенова К.А. студент 1 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление» Уральский институт управления- филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья посвящена характеристике прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения. В ходе исследования установлено, что прокурорский надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет особые задачи, они являются производными от общих задач деятельности прокуратуры РФ. При этом, четкое определение границ деятельности прокуратуры в исследуемой сфере будет устанавливать полное и эффективное осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения,

DESCRIPTION AND LIMITS PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF SANITARY AND EPIDEMIC BEING OF POPULATION

The article is devoted to the prosecutor's supervision in the sphere of provision of sanitary and epidemiological welfare of the population. The survey found that the public prosecutor's supervision in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population has a specific task, they are derived from the overall objectives of the activities of much good-ture of the Russian Federation. At the same time, a clear definition of the boundaries of procuration activity tours in the area of study will determine the full and effective Programmed Implemented protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation.

Keywords: prosecutor, public prosecutor's supervision, provision of sanitary and epidemiological welfare of the population.

Конституция РФ определяет, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в РФ наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

К сожалению, пока в отечественном законодательстве не дается определение понятий «задача» и «пределы» прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что

приводит к научным спорам и формулировки учеными все новых и новых определений приведенных терминов. Так, свое видение решения отдельных проблем надзорной деятельности органов прокуратуры в свое время предлагали многие ученые и практики, такие как: М.М. Бринчук, А.А. Потапова, А.М. Солнцев, А.А. Транин, Е.В. Ухлова и другие

исследователи.

Законодательством РФ гражданам могут быть предоставлены права по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия. В контексте изложенного важное значение приобретает деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в государстве, в частности, путем осуществления функции надзора за соблюдением и применением законов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако своего надлежащего исследования задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в последнее время не претерпели.

Учитывая изложенное, целью представленного исследования является определение задач и границ прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также формулировки понятий «задача» и «пределы прокурорского надзора» в исследуемой сфере.

Санитарное и эпидемическое благополучие населения - это состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором показатели заболеваемости находятся на установившемся уровне для данной территории, условия проживания благоприятны для населения, а параметры факторов среды жизнедеятельности находятся в пределах, определенных санитарными нормами.

Так, в соответствии с Законом РФ «О прокуратуре» деятельность органов прокуратуры имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств. Основными задачами этой деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются: надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; надзор за реализацией государственной политики по профилактике заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ, касающихся предотвращения вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения; надзор за соблюдением санитарного законодательства; проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, гигиенической регламентации опасных факторов и выдача разрешений на их использование.

Таким образом, учитывая изложенное, предлагаем под задачей прокурорского надзора в исследуемой сфере понимать деятельность прокуратуры, направленную на всемерное утверждение верховенства закона,

укрепление правопорядка с целью защиты гарантированных Конституцией и законами РФ прав и свобод человека и гражданина в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Отдельного рассмотрения в контексте данного исследования требует и вопрос границ прокурорского надзора - установленных законодательством ограничений надзорной деятельности прокурора. Осуществляя надзор за соблюдением и применением законов, прокуроры должны правильно определять границы использования своих полномочий, чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования установленные нарушения закона, а с другой - не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и не подменять контролирующие органы, хозяйственных руководителей и должностных лиц органов государственного управления. Прокуроры всех уровней обязаны при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов в сфере обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения органами государственного надзора (контроля) и управления:

- особое внимание обращать на законность проведения ими проверок субъектов хозяйствования, принятия решений, которые останавливают хозяйственную деятельность, аннулируют документы разрешительного характера или предусматривают другие меры, ограничивающие законные права и интересы таких субъектов;

- не допускать подмены органов государственного надзора (контроля) и управления, не дублировать их функций. Не показывать работу этих органов как результаты надзора за соблюдением и применением законов;

- по результатам проверок обязательно давать оценку законности деятельности органов государственного надзора (контроля) и управления, уполномоченных на защиту прав и свобод человека и гражданина и интересов государства. С этой целью, при необходимости, проверки проводить непосредственно на подчиненных и подконтрольных им объектах.

Рассматривая пределы прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не можем обойти вниманием и международные правовые акты. Так, например, согласно п. «B» ч. 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка государства-участники, признавая право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, добиваются полного осуществления этого права, в частности, принимают меры по обеспечению предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Итак, по нашему мнению, границы прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяются, во-первых, наличием правового регулирования отношений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и, во-вторых, с обязательным отсутствием замены соответствующих

государственных органов.

То есть в данном случае предлагается использования, соответственно, правового и функционального критериев. На основании изложенного под пределами прокурорского надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предлагаем понимать общественные отношения по защите прав и свобод человека и гражданина, а также интересов государства в сфере обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения, урегулированы правовыми нормами (международные нормативно-правовые документы, законы и подзаконные акты), за соблюдением и применением которых в пределах своих полномочий осуществляют надзор Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). - М.: Юрист, 2016. - 33 с.

2. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1.- М.: Юрист, 2016. - 56 с.

3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Текст]: Федеральный закон. - Москва: Омега-Л, 2016. - 32 с.

4. Нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. -Санкт-Петербург: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. - 49 с.

5. Организация государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Иваненко. - Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2015. - 66 с.

6. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием [Текст]: 3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней: методические рекомендации: МР 3.1.0079/2-13: [издание официальное] / [разраб.: Г. Г. Онищенко и др.]. -Москва: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. - 22 с.

7. Потапова, А. А. Экологическое право [Текст:]: конспект лекций: [учебное пособие: общая характеристика, понятие, предмет, система, источники, гарантии и защита, правовые меры, государственное управление, нормативы, механизмы возмещения, право пользования, ответственность и т. д.] / А. А. Потапова. - Москва: Проспект, 2015. - 103, [1] с.

8. Солнцев, А. М. Защита экологических прав человека [Текст]: учебное пособие / А. М. Солнцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Российский унт дружбы народов, 2015. - 468 с.

9. Транин, А. А. Правовые проблемы экологического развития современной России [Текст]: монография / А. А. Транин; Федеральное гос. бюджетное

учреждение науки, Ин-т государства и права РАН; отв. ред. М. М. Бринчук. -Москва: Юрлитинформ, 2015. - 223 с.

10. Ухлова, Е. В. Экологическое право [Электронный ресурс]: сборник нормативных правовых актов: электронное издание / Е. В. Ухлова; СевероЗападный (г. Санкт-Петербург) фил. Федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации» (СЗФ РПА Минюста России), Каф. конституционного и международного права. - Санкт-Петербург: СЗФ РПА Минюста России, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Тарасова К.В.

Частнопрактикующий юрист Россия, г. Санкт-Петербург НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЯВНОЕ ЗАТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА» В СТАТЬЕ 217 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ НА

ЗАЩИТУ

Статья посвящена проблеме понятия явного затягивания времени ознакомления с материалами уголовного дела. Анализ практики рассмотрения ходатайств следователей об ограничении времени ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого, защитника свидетельствует о неопределенности понятия «явное затягивание времени ознакомления с материалами уголовного дела», отсутствии четких критериев затягивания процесса ознакомления. В статье выделены действия, свидетельствующие о явном затягивании обвиняемым, защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела.

Ключевые слова: право на защиту, ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, явное затягивание времени ознакомления с материалами уголовного дела.

Tarasova Kristina lawyers

THE UNCERTAINTY OF THE CONCEPT OF "APPARENT DELAY TIME ACQUAINTED WITH THE MATERIALS OF THE CRIMINAL CASE" IN ARTICLE 217 OF THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF

RUSSIA AS AN OPPORTUNITY TO ABUSE THE RIGHT TO

PROTECTION

Annotation. Analysis of the practice of examination of applications investigators on the limitation of time acquainted with the materials of the criminal case of the accused, the defense suggests the uncertainty concept of "apparent delay time acquainted with the materials of the criminal case", the lack of clear criteria for delaying the process of acquaintance. The article highlights the actions that demonstrate an evident delay of the accused, the defense time acquainted with the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.