Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОКУРАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батурин Вячеслав Юрьевич, Кузнецов Виктор Александрович

Данная статья посвящена вопросам совершенствования прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью. Прокуратура в Российской Федерации создавалась для того, чтобы пресекать нарушения со стороны уполномоченных лиц и нарушения законодательства Российской Федерации. Как нам известно, главным законом является Конституция Российской Федерации, которая определяет, что правоохранительные органы должны направлять основные силы на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В связи с принятием федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» перед органами прокуратуры поставлена задача осуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, остаются спорными. Важнейшие из них: 1) нахождение предметов наблюдения в оперативно-разыскной деятельности; 2) консенсусы в законодательстве Российской Федерации и проблемы прокурорского наблюдения; 3) улучшение регулирования наблюдения прокуратуры за осуществлением оперативно-разыскной деятельности; 4) правовые и информационные исходные положения наблюдения за оперативно-разыскной деятельностью и их исторический аспект. При изучении всех вопросов данной тематики должны учитываться не только теоретические, но и практические аспекты.The present article concerns improvement of prosecutor's supervision of operative investigative activity. The Prosecutor's Office of the Russian Federation was established in order to repress breaches by authorized persons and to repress breach of legislation of the Russian Federation. It is known that the Constitution of the Russian Federation is the basic law which states that law enforcement agencies must direct their main efforts towards observance and protection of human and civil rights and freedoms1. Due to adoption of the Federal Laws „On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" and „On Operative Investigative Activity“, prosecution authorities face a task of maintaining constant and continuous prosecutor's supervision of operative investigative activity. Problems of prosecutor's supervision of law enforcement by the authorities which carry out operative investigative activity remain controversial. The most important оf them are: 1) detection of the observed subjects in operative investigative activity; 2) consensuses in the legislation of the Russian Federation and problems о prosecution supervision officials; 3) improvement of supervision regulation of operative investigative activity implementation by the prosecutor's office officials; 4) legal and information background to operative investigative activity supervision and its historical aspect. When studying all issues of this area, not only theoretical knowledge, but also practical aspects should be uppermost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

В. Ю. Батурин, В. А. Кузнецов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Данная статья посвящена вопросам совершенствования прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью.

Прокуратура в Российской Федерации создавалась для того, чтобы пресекать нарушения со стороны уполномоченных лиц и нарушения законодательства Российской Федерации. Как нам известно, главным законом является Конституция Российской Федерации, которая определяет, что правоохранительные органы должны направлять основные силы на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

В связи с принятием федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» перед органами прокуратуры поставлена задача осуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью.

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, остаются спорными. Важнейшие из них: 1) нахождение предметов наблюдения в оперативно-разыскной деятельности; 2) консенсусы в законодательстве Российской Федерации и проблемы прокурорского наблюдения; 3) улучшение регулирования наблюдения прокуратуры за осуществлением оперативно-разыскной деятельности; 4) правовые и информационные исходные положения наблюдения за оперативно-разыскной деятельностью и их исторический аспект.

При изучении всех вопросов данной тематики должны учитываться не только теоретические, но и практические аспекты.

Ключевые слова: правоохранительная система, полиция, оперативно-разыскные мероприятия, прокуратура.

V. Y. Baturin, V. A. Kuznetsov

SOME ISSUES IN PROSECUTOR'S SUPERVISION

OF OPERATIVE INVESTIGATIVE ACTIVITY

The present article concerns improvement of prosecutor's supervision of operative investigative activity.

The Prosecutor's Office of the Russian Federation was established in order to repress breaches by authorized persons and to repress breach of legislation of the Russian Federation. It is known that the Constitution of the Russian Federation is the basic law which states that law enforcement agencies must direct their main efforts towards observance and protection of human and civil rights and freedomsl.

Due to adoption of the Federal Laws „On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" and „On Operative Investigative Activity", prosecution authorities face a task of maintaining constant and continuous prosecutor's supervision of operative investigative activity.

Problems of prosecutor's supervision of law enforcement by the authorities which carry out operative investigative activity remain controversial. The most important of them are: 1) detection of the observed subjects in operative investigative activity; 2) consensuses in the legislation of the Russian Federation and problems o prosecution supervision officials; 3) improvement of supervision regulation of operative investigative activity implementation by the prosecutor's office officials; 4) legal and information background to operative investigative activity supervision and its historical aspect.

When studying all issues of this area, not only theoretical knowledge, but also practical aspects should be uppermost.

Key words: Law enforcement system, police, operative investigative activities, prosecutor's office.

Одним из главных признаков оперативно-разыскной деятельности (ОВД) как особого рода правоохранительной деятельности является ее негласный и закрытый характер, т. е. принцип конспирации. Он заключается в том, что помогает выявлять подготавливаемые и совершаемые преступления, а также лиц, подготавливающих, совершающих

или совершивших их, позволяет осуществлять контроль преступной деятельности, оказывает эффективное воздействие на нее и, что немаловажно, существенную поддержку в расследовании преступлений в процессе оперативного сопровождения уже возбужденных уголовных дел.

Природа оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), проводимых методом конспирации, наглядно вырисовывается при сравнении таких понятий, как «гласное мероприятие» и «негласное мероприятие».

Для мероприятия, проводимого гласным (открытым) методом, характерны его публичность, полная осведомленность лица о том, что в отношении его проводится мероприятие сотрудниками, уполномоченными на осуществление ОРД [1]. Такое мероприятие проводит оперуполномоченный, который представляется гражданину в соответствии с Федеральным законом «О полиции». Гражданин имеет право, но не обязан сообщать сведения, представляющие оперативный интерес. Он может при необходимости обжаловать в законном порядке незаконные действия оперативных сотрудников, которые нарушают его права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, а также истребовать материалы, собранные в отношении его в пределах, допускаемых конспирацией методов ОРД. То есть при проведении гласного мероприятия гражданин вольно или невольно (почти всегда) выступает субъектом своих прав и гарантий, а также их защиты и вправе обжаловать действия оперуполномоченных в вышестоящие инстанции.

Скрытое (негласное) оперативно-разыскное мероприятие имеет непубличный характер. Лицо, в отношении которого применяют такой метод, ни в коем случае не должно быть об этом осведомлено. Это относится к лицам, которые владеют информацией, представляющей оперативный интерес, но в силу своего положения или личного нежелания сотрудничать с правоохранительными органами могут утаить данную информацию.

О проведении негласного мероприятия могут быть осведомлены оперативный сотрудник, его непосредственный прямой начальник. Если же проведение указанного мероприятия затрагивает конституционные права гражданина, то в соответствии с законодательством требуется судебное решение на проведение данного мероприятия, — соответственно, ставится в известность судья. Кроме того, информацию об ОРМ в узких пределах может знать негласный источник, если он является:

а) внедренным в преступную организованную группу оперативным сотрудником;

б) лицом, которое на контрактной основе конфиденциально сотрудничает с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.

Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» данная работа может регулироваться другими ведомственными актами, имеющими ограничительный гриф в силу содержания в них информации, составляющей государственную тайну, которые не подлежат опубликованию. Данные акты издаются органами,

которые осуществляют эту деятельность, поэтому они называются ведомственными.

Самым важным представляется вопрос о производстве секретных оперативно-разыскных мероприятий. Среди них главное место занимают действия, которые посягают на основные права человека и гражданина, такие как гарантированные Конституцией РФ свобода и права. Необходимо обозначить тот факт, что данные действия служат для достижения высоких целей, а именно для установления истины, раскрытия и расследования преступлений, а также изобличения виновных лиц, но нельзя не принимать во внимание и то, что их применение может нанести неисправимый ущерб человеческой психике, а порой и жизни.

Определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Мероприятия, которые могут проводиться как самим сотрудником полиции, так и с использованием помощи лиц, обладающих специальными знаниями в области применения технических средств. В качестве примера можно назвать такие ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контролируемая поставка и т. д. К этой же группе необходимо добавить привлечение отдельных граждан (с их согласия) к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе (ст. 17, 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [2].

2. Действия, которые оперативный сотрудник поручает выполнить специальным подразделениям других служб, участвующих в проведении ОРМ, в т. ч. связанные с применением специальных технических средств, таких как прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; исследование предметов и документов; наблюдение.

3. Получение от лиц, обладающих определенной информацией, тех сведений, которые представляют оперативный интерес и могут быть в дальнейшем использованы для раскрытия и расследования преступления [2].

Оперативно-разыскные мероприятия необходимо проводить при наличии определенных оснований и условий, указанных в ст. 7 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В законе сказано, что основаниями являются поступившая информация о признаках преступной деятельности, об угрозе государственной и иным видам безопасности Российской Федерации, наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя органов дознания, определение суда по делам, находящимся в их производстве [2], и не-

которые другие. Кроме того, к условиям относятся необходимость судебного решения и наличие соответствующей информации для получения судебного решения на проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы гражданина (граждан), выполнение требований специального порядка производства ОРМ в случае неотложности действий, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Для того чтобы правильно понимать значение оперативно-разыскной деятельности, недостаточно одного лишь разъяснения законодательства РФ, которое гласит, что данная деятельность является оперативно-разыскным мероприятием. Целью проводимых мероприятий является получение значимой информации для решения определенных задач. В связи с этим необходимо отметить, что понятие «оперативно-разыскная деятельность» означает, что это некое средство изучения, которое включает в себя познание и получение с их помощью сведений. Все вышеуказанные элементы тесно связаны между собой. Оперативные материалы, полученные в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий, передаются следователю, и он сам принимает решение о возбуждении уголовного дела. Если прокурор не осуществляет должным образом надзор за деятельностью оперативных работников, то многие дела будут «разваливаться» в суде.

Результаты ОРД можно использовать в двух областях правоохранительной деятельности: оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной.

В нашей стране соблюдение законодательства Российской Федерации носит первичный характер. И для этого нужен специальный орган, который следил бы за этим. Социально-правовые категории, такие как свобода, равенство, справедливость и ответственность, составляют сущность основного принципа законности. Законность является общественной ценностью, которую необходимо беречь, охранять и соблюдать. Данные методы закреплены и гарантируются Конституцией Российской Федерацией, а надзор за ее соблюдением осуществляют органы прокуратуры РФ, которые вносят свой вклад в их соблюдение.

Складывающаяся на протяжении многих лет система органов прокуратуры РФ является многогранным правовым институтом. Работа прокуратуры находит свое отражение в осуществлении надзора и способствует укреплению режима законности.

Если есть орган, который следит за действиями правоохранительных органов и соблюдением законодательства Российской Федерации, то это в значительной мере повышает роль и авторитет главных органов управления, усиливает доверие граждан к государству.

Как нам известно, граждане не всегда доверяют правоохранительным органам, но если они знают, что у них есть тот, кто может их защитить от произвола и беззакония, нарушения законодательства Российской Федерации, то они смогут чувствовать себя под защитой. Это значит, что граждане имеют определенную систему гарантий, которая сможет обеспечить беспрекословное исполнение законов. Основным органом, осуществляющим надзор за оперативно-разыскной деятельностью, является прокуратура РФ.

Только прокуратура Российской Федерации может обеспечить исполнение законов.

Обеспечение законности означает необходимость сделать ее реальной, так как нарушение законности влечет за собой не только невыполнение законов, но и ослабление всего механизма обеспечения исполнения законов.

Одним из главных направлений работы прокуратуры по обеспечению законности является надзор за деятельностью оперативно-разыскных органов.

Надзор за данной деятельностью влечет за собой не только надзор за уголовно-процессуальным законодательством, но и оперативно-разыскной деятельностью. Это объясняется тем, что органы предварительного расследования и оперативно-разыскные органы занимают двоякое положение. С одной стороны, эти органы относятся к органам государственного управления, поэтому надзор за их деятельностью должен осуществляться в рамках общего надзора. С другой стороны, органы расследования, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, и оперативно-разыскные органы, которые обеспечивают своими методами процессуальную деятельность органов следствия и дознания, должны быть включены в единую систему по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. А это влечет за собой то, что надзор за их деятельностью предопределяется использованием методов прокурорского руководства. Этого можно достичь решением общих для указанных органов задач в области борьбы с преступностью.

Законные интересы общества, государства, их охрана от преступных посягательств, надзор за исполнением законов о раскрытии и расследовании преступлений, обеспечивающих неотвратимость наказания виновных, являются объектом правозащитной деятельности прокуратуры. Прокурор обязан и должен осуществлять контроль за тем, чтобы нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие ОРД, не нарушались, а при обнаружении нарушений немедленно принимались бы меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина и недопущению подобного в будущем.

Обязанность прокуратуры — проверять прием, регистрацию, учет заявлений и сообщений о преступлениях, а также материалов проверки по данным сообщениям.

Оперативно-разыскная деятельность осуществляется гласно или негласно лицами, уполномоченными на то законом, основной целью данной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств [2]. Данный вид деятельности осуществляется строго в рамках законности и регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

В данном законе содержится полный перечень органов, имеющих право выполнять оперативно-разыскную деятельность. Только федеральный закон может изменить, расширить и сузить данный перечень. В результате осуществления надзора за ОРД прокурор должен следить за тем, чтобы ни один из этих органов не вышел за пределы полномочий, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации.

Список библиографических ссылок

В ходе деятельности по осуществлению надзора уполномоченный прокурор может запросить материалы о нарушении законности при проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения таких мероприятий и обоснованности принимаемых при этом решений. Руководители органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, не могут отказать ему в этом и обязаны представить указанные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения ОРМ. Представление таких материалов регламентируется отдельными нормативными актами.

Итак, мы считаем, что надзор за оперативно-разыскной деятельностью сотрудников, осуществляющих данный вид деятельности, необходим не только для государства, но и для граждан, ведь он служит определенной гарантией соблюдения принципа законности.

1. Хлус А. М., Бранчель И. И. Основы оперативно-розыскной деятельности. М.: Тетра Системс, 2012.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Батурин В. Ю., Кузнецов В. А., 2016

***

Д. Д. Гаджиев

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ С ОБВИНЯЕМЫМ ИЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Появление досудебного соглашения о сотрудничестве в уголовном процессе России существенно расшило полномочия прокурора, определив его значительную процессуальную роль в процессе заключения и реализации такого соглашения о сотрудничестве. Деятельность прокурора в рамках применения досудебного соглашения о сотрудничестве осуществляется как на досудебных стадиях, так и в ходе рассмотрения дела в суде, отличаясь объемом прав и функциями по их реализации. В статье проводится анализ прав прокурора, теоретических вопросов его деятельности и форм участия в процессе расследования уголовного дела и в особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. С учетом требований практики предлагаются законодательные решения по конкретизации и закреплению прав прокурора при применении положений главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также о возможности их реализации на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор, государственный обвинитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.