УДК 343.163
ББК 67.72
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-144-147
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Владимир Борисович ПАРЦЕЙ, магистрант Иркутского юридического института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации boss.parcey1997@mail.ru
Научные специальности по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 —конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В доктринальном смысле прокурорский надзор есть высшая формой надзора. Однако прокуратура, будучи органом надзора за соблюдением Конституции, не может осуществлять надзор за высшими органами государственной власти. В иерархии органов государственной власти высшие органы занимают более высокое положение, чем прокуратура; поэтому высшие органы не поднадзор-ны прокуратуре. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции есть надзор за реализацией органами исполнительной власти и местного самоуправления вверенных им полномочий по ограничению конституционных прав в конкретных регионах (районах).
Ключевые слова: прокурорский надзор, конституционный контроль, Конституционный Суд Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель.
Annotation. In the doctrinal sense, prosecutorial supervision is the highest form of supervision. However, the Prosecutor's office, as a body of supervision over the observance of the Constitution, cannot exercise supervision over the highest bodies of State power. In the hierarchy of public authorities, higher authorities occupy a higher position than the Prosecutor's office; therefore, higher authorities are not supervised by the prosecutor's office. Prosecutor's supervision over the observance of the Constitution is the supervision of the implementation by the executive authorities and local self-government bodies of the powers entrusted to them to restrict constitutional rights in specific regions (districts).
Keywords: prosecutor's supervision, constitutional control, Constitutional Court of the Russian Federation, bailiff.
Научный руководитель: А.И. Хаснутдинов, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации
Постановка проблемы. Часть 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации1 указывает, что прокуратура Российской Федерации есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации. С точки зрения доктрины, прокурорский надзор есть высшая форма надзора, по-
скольку органы прокуратуры создаются высшими органами власти в Российской Федерации, которые не осуществляют непосредственного надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а создают для решения данной задачи органы прокуратуры. Прокурорский над-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
зор, будучи высшей формой надзора, тем не менее, не является всеобщей и универсальной формой надзора, поскольку органы прокуратуры не осуществляют надзор за органами высшей государственной власти.
В новейшей литературе по прокурорскому надзору отмечается, что текст п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-12 «не позволяет однозначно отнести к поднадзорным объектам прокуратуры, например, Центральную избирательную комиссию РФ, Центробанк РФ, их территориальные органы ...»3. Чтобы объяснить, почему Центральная избирательная комиссия или Банк России не являются объектами прокурорского надзора, как представляется, необходимо сказать, почему не являются объектами прокурорского надзора высшие органы государственной власти, например Конституционный Суд Российской Федерации, а также назвать форму прокурорского надзора за соблюдением Конституции.
Высшие органы государственной власти не являются объектами прокурорского надзора, поскольку высшие органы формируют органы прокуратуры, в первую очередь, для надзора за нижестоящими субъектами публичной власти.
Конституционный контроль. Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ4).
«Участие прокуратуры в конституционном производстве, возможно, допустимо предусмотреть в форме мягкого (очень) контроля за соответствием постановлений КС РФ сложившимся в обществе понятиям о сущности рассматриваемых событий», — предлагает В.Б. Ястребов5.
Предложение профессора свидетельствует о том, что в конституционном судопроизводстве прокуроры не участвуют. Предложение не может быть реализовано, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации занимает в иерархии в системе государственных органов более высокое положение, нежели прокуратура.
Статус Конституционного Суда определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и федеральным конституционным законом. Статус прокуратуры определяется феде-
ральным законом — актом текущего законодательства.
Георг Еллинек подчеркивал: «Аристотель строго различает яоХьтеьа, составляющую основу государства, и изданные на основе этой конституции уо^о'С, обыкновенные законы»6. Закон о Конституционном Суде относится к категории яоХьтеьа, является элементом правовой основы государства, а Закон о прокуратуре есть уоцо^, т.е. обыкновенный закон.
Конституционный Суд определяется в Конституции Российской Федерации как высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации (ч. 1 ст. 125 Конституции Российской Федерации). По запросу Президента Российской Федерации Конституционный Суд проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов до их подписания Президентом Российской Федерации. Аналогичные полномочия у органов прокуратуры отсутствуют.
В свою очередь, прокуратура Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, при этом надзор прокуратуры не назван в Конституции высшим надзором. Прокурорский надзор не может осуществлять контроль (даже в самой мягкой форме) в конституционном судопроизводстве, которое идет в Конституционном Суде Российской Федерации — высшем судебном органе конституционного контроля.
В Конституционном Суде Российской Федерации действуют полномочные представители Президента Российской Федерации7 и Правительства Российской Федерации8. Кроме того, Президент Российской Федерации назначает своих полномочных представителей в квалификационные коллегии судей9, а прокуратура не имеет своих представителей в соответствующих коллегиях10. (Также в Конституционном Суде действуют представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания. — Прим. авт.).
Прокурорский надзор. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации органы прокуратуры могут осуществлять посредством санкционирования текущей политики в конкретных регионах (районах) применения положений российского законодательства, наделя-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
ющего органы исполнительной власти полномочиями, ограничивающими права и свободы человека и гражданина.
Например, согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 22.12. 2020 г.)11 судебный пристав-исполнитель уполномочен вынести постановление о временном ограничении права на выезд должника (гражданина, индивидуального предпринимателя) из Российской Федерации.
Часть 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации провозглашает, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Могут или не могут судебные приставы-исполнители в конкретном российском регионе (районе) в текущий период временно ограничивать возможность граждан свободно выезжать за пределы российской территории определяется решением органов прокурорского надзора, а не территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Данный тезис опирается на соображение о том, что временное ограничение конституционного права гражданина на выезд из Российской Федерации есть слишком серьезная мера принуждения, чтобы оставлять вопрос о ее применении на усмотрение судебного пристава-исполнителя или территориального органа ФССП России.
Прокуроры должны следить за тем, чтобы временное ограничение выезда за границу не превратилась в отношении конкретного должника de facto в постоянное ограничение конституционного права, принадлежащего должнику, поскольку последний даже гипотетически не в состоянии погасить имеющейся у него задолженности.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Рос. газ. 2020. 4 июля.
2 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3 Смирнов А.Ф. Неопределенность формулировок в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» // Актуальные проблемы рос. права. 2020. Т. 15. № 12. С. 178.
4 О Конституционном Суде Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г.
№ 1-ФКЗ (ред. от 29. 07. 2018 г.) // СПС «Консультант
Плюс»
5 Ястребов В.Б. Проблемы участия прокурора в конституционном судопроизводстве // Прокурорская деятельность и правосудие (Сухаревские чтения): Сб. матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 12 октября 2018 г.) / Под общ. ред. О.С. Капинус, науч. ред. А.Ю. Винокурова; сост. И.А. Васькина и др. М., 2019. С. 56.
6 Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступит. ст. И.Ю. Козлихина. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 487.
7 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.01.2020 г. № 84 / / СЗ РФ. 2020. № 5. Ст. 523.
8 Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 333 (ред. от 15.07.2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2176.
9 См., напр.: О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 08.06.2020 г. № 337 // СЗ РФ. 2020. № 24. Ст. 3779.
10 Квалификационная коллегия судей есть орган судейского сообщества, наделенный государственно-властными полномочиями для выполнения задач, установленных конституционным и текущим федеральным законодательством. Квалификационная коллегия судей действует в составе судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации. (См.: Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 г., ред. от 17.06.2020 г.) // http://www.vkks.ru/ (Дата обращения: 02.01.2021)
11 Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Рос. газ. 2020. 4 июля.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29. 07. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
(ред. от 09.11.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 08.06.2020 г. № 337 // СЗ РФ. 2020. № 24. Ст. 3779.
6. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.01.2020 г. № 84 // СЗ РФ. 2020. № 5. Ст. 523.
7. Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 333 (ред. от 15.07.2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2176.
8. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 г., ред. от 17.06.2020 г.) // http://www.vkks.ru/ (Дата обращения: 02.01.2021)
9. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступит. ст. И.Ю. Козлихина. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 752 с.
10. Смирнов А.Ф. Неопределенность формулировок в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» // Актуальные проблемы рос. права. 2020. Т. 15. № 12. С. 174—180.
11. Ястребов В.Б. Проблемы участия прокурора в конституционном судопроизводстве // Прокурорская деятельность и правосудие (Сухаревские чтения): Сб. матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 12 октября 2018 г.) / Под общ. ред. О.С. Капинус, науч. ред. А.Ю. Винокурова; сост. И.А. Васькина и др. М., 2019. С. 49—57.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.
ISBN: 978-5-238-02629-9
Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, прида-ния документам исполнительной силы и выполнения других предусмот-ренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и про-анализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.
Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021