Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ'

ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1613
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / функции прокуратуры / надзор / судебное рассмотрение дел / административное и уголовное преследование / правотворчество / международное сотрудничество / правозащитная функция. / prosecutor's office / functions of prosecutor's office / supervision / judicial review / administrative and criminal prosecution / law-making / international cooperation / human rights function

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денис Юрьевич Паршунин

Статья посвящена юридической характеристике ключевых функций Прокуратуры РФ, таких, как: надзор за соблюдением законов, судебное рассмотрение дел, уголовное преследование, координация деятельности, участие в правотворческой деятельности, административное преследование, международное сотрудничество. Особое внимание уделяется правозащитной функции прокуратуры, которая рассматривается через ее назначение, состоящее не только в предупреждении и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, но и в обеспечении соответствия деятельности органов государственной власти и иных инстанций тем стандартам в области защиты прав и свобод человека, которые закреплены в Конституции РФ и иных законах. В статье исследованы различные точки зрения на типологию функций прокуратуры и порядок их реализации. Вносятся предложения, направленные на устранение пробелов и коллизий в действующем законодательстве, касающиеся дефиниций «функции прокуратуры» и «виды функций прокуратуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal characteristics of the main functions of the prosecutor's office and their implementation

The article is devoted to the legal characteristics of the key functions of the prosecutor's office of the Russian Federation, such as: supervision of compliance with laws, judicial review, criminal prosecution, coordination of activities, participation in law-making activities, administrative prosecution, international cooperation. Particular attention is paid to the human rights function of the prosecutor's office, which is considered through its appointment, consisting not only in the prevention and restoration of violated rights and freedoms of citizens, but also in ensuring compliance of the activities of public authorities and other authorities to the standards in the field of protection of human rights and freedoms, which are enshrined in the Constitution and other laws. The article examines different points of view on the typology of the prosecutor's office functions and the order of their implementation. Proposals are made to eliminate gaps and conflicts in the current legislation concerning the definitions of «functions of the prosecutor's office» and «types of functions of the prosecutor's office».

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10035

ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ

V V _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое закрепление и их реализация

Денис Юрьевич ПАРШУНИН, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС, первый заместитель прокурора Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах МО Email: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Статья посвящена юридической характеристике ключевых функций Прокуратуры РФ, таких, как: надзор за соблюдением законов, судебное рассмотрение дел, уголовное преследование, координация деятельности, участие в правотворческой деятельности, административное преследование, международное сотрудничество. Особое внимание уделяется правозащитной функции прокуратуры, которая рассматривается через ее назначение, состоящее не только в предупреждении и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, но и в обеспечении соответствия деятельности органов государственной власти и иных инстанций тем стандартам в области защиты прав и свобод человека, которые закреплены в Конституции РФ и иных законах.

В статье исследованы различные точки зрения на типологию функций прокуратуры и порядок их реализации. Вносятся предложения, направленные на устранение пробелов и коллизий в действующем законодательстве, касающиеся дефиниций «функции прокуратуры» и «виды функций прокуратуры».

Ключевые слова: прокуратура, функции прокуратуры, надзор, судебное рассмотрение дел, административное и уголовное преследование, правотворчество, международное сотрудничество, правозащитная функция.

Annotation. The article is devoted to the legal characteristics of the key functions of the prosecutor's office of the Russian Federation, such as: supervision of compliance with laws, judicial review, criminal prosecution, coordination of activities, participation in law-making activities, administrative prosecution, international cooperation. Particular attention is paid to the human rights function of the prosecutor's office, which is considered through its appointment, consisting not only in the prevention and restoration of violated rights and freedoms of citizens, but also in ensuring compliance of the activities of public authorities and other authorities to the standards in the field of protection of human rights and freedoms, which are enshrined in the Constitution and other laws. The article examines different points of view on the typology of the prosecutor's office functions and the order of their implementation. Proposals are made to eliminate gaps and conflicts in the current legislation concerning the definitions of «functions of the prosecutor's office» and «types of functions of the prosecutor's office».

Keywords: prosecutor's office, functions of prosecutor's office, supervision, judicial review, administrative and criminal prosecution, law-making, international cooperation, human rights function.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

Роль и место прокуратуры Российской Федерации остаются предметом полемики в научных округах. Дискуссии начались еще в период реформирования правовой системы Российской Федерации в конце 80-х годов прошлого века. В свою очередь, открытым остается вопрос о сущности базовых функций прокуратуры. В главном законодательном акте Российской Федерации — Конституции ответа на этот вопрос нет. Поэтому поиски концептуальной модели до сих пор продолжаются.

При этом исследователями выделяются три группы, в которых доминируют три основные позиции по функциям прокуратуры:

■ орган надзора;

■ институт государственного обвинения;

■ сочетание первого и второго.

Практика показывает, что третья позиция

является ключевой и именно она требует научного обоснования.

В законодательстве Российской Федерации, равно, как и в отечественной юридической доктрине, отсутствует единое определение дефиниции — функции прокуратуры, а также их перечень, что не позволяет однозначно определить их сущность и отличительные особенности. Отсутствие единообразной правовой регламентации понятия и перечня функций российской прокуратуры обусловливают дискуссии среди теоретиков и практикующих юристов. В связи с этим представляется актуальным провести теоретическое обоснование правовой сущности и классификацию основных функций прокуратуры.

Интересным является факт того, что советская власть не давала четкого определения положению и месту прокуратуры, а допускала активные дискуссии по этому вопросу. Следовательно, роль и место прокуратуры, а также ее функции изначально не имели жестких рамок, поэтому формировались постепенно. На заре становления советской правовой системы были выдвинуты две позиции в части прокуратуры, а именно:

1) подчинение прокуратуры «с одной стороны, Центру (соответствующему наркомату), с другой стороны, местному губисполкому»1. При этом зависимость от местных органов состояла в назначении прокуроров, а также во внесении представлений о нарушениях законности в Нар-комюст через губернские отделы юстиции;

2) прокуратура — самостоятельный жестко вертикально централизованный независимый орган государства.

В научной литературе сложились различные подходы к определению функций прокуратуры.

Так, В.Г. Бессарабов под функциями прокуратуры понимает выражение государственно-правового и социального предназначения прокуратуры как элемента государственно-правового механизма современного Российского государства. Их реализация представляет собой особый, свойственный только прокуратуре вид деятельности. Функции прокуратуры реализуются в видах деятельности органов и учреждений прокуратуры2.

В юридической литературе широко распространен подход, согласно которому между функциями прокуратуры и направлениями ее деятельности можно поставить знак равенства3. Обозначенные подходы позволяют прийти к выводу об их взаимосвязанности, при наличии при этом разницы в критериях характеристики функций.

Недостатком является то, что предложенные определения не решают в целом сущностной проблемы понятия и содержания функций прокуратуры.

В теории права сложился подход, при котором под функциями понимаются основные направления деятельности государства или органа государственной власти. Соответственно, под функциями прокуратуры как органа государства следует понимать законодательно установленные направления деятельности прокуратуры России, отражающие ее государственно-правовое и социальное значение в механизме государства.

Выработанный подход позволяет унифицировать нормативное определения понятия «функции прокуратуры» посредством внесения изменения и дополнения части 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», тем более, что вопросы функционального значения и места прокуратуры в механизме государства в современной России являются одним из важных вопросов не только теории, но и практики. Об этом свидетельствуют изменения ее статуса и порядка формирования, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2014 г.4.

Анализ законодательно установленных направлений деятельности прокуратуры свидетельствует, что к функциям прокуратуры следует относить: надзорную деятельность; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных структур, которая направлена на борьбу с преступностью; участие в правотворческой деятельности; участие во всех видах судопроизводства; осуществление административного преследования и сотрудничества на международном уровне5.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

В целом функции прокуратуры определяют ее социально значимую сущность и содержание ее деятельности, осуществление которой обусловлено реализацией основной функции государственного надзора в разных сферах правовой и правоприменительной деятельности в законодательно установленных, свойственных для прокуратуры организационно-правовых формах.

Одной из ключевых, наиболее значимых функций является надзорная деятельность прокуратуры за соблюдением Конституции России и федеральных законов. Исходя из этого под прокурорским надзором понимается специфический вид государственной деятельности, урегулированный действующим законодательством, который осуществляется от имени государства органами прокуратуры посредством реализации ими законодательно установленных полномочий в законодательно установленных организационно-правовых формах. Деятельность прокуратуры осуществляется посредством осуществления надзорных проверок реализации норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов и принятия мер прокурорского реагирования, направленных на предотвращение, пресечение и устранение выявленных нарушений, привлечения к юридической ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений.

Характеристика российской прокуратуры в качестве надзорной инстанции за соблюдением законов содержится в ст. 129 Конституции Российской Федерации6. Однако ни в положениях Конституции России, ни в нормах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»7 не содержится положений, определяющих понятие и перечень функций прокуратуры.

В действующем российском законодательстве отсутствует единый подход к закреплению понятия «функции прокуратуры», несмотря на то, что упоминание о них содержится в ряде статей Федерального закона (ч. 1 ст. 1), где дана характеристика прокуратуры посредством указания на базовую ее функцию — надзор за соблюдением Конституции России и иных законов.

Согласно ст. 3 Закона российская прокуратура может реализовывать и иные функции, установленные действующим законодательством, имеется прямое указание на исключительно законодательный порядок установления функций прокуратуры и положение о том, что на нее как надзорную инстанцию не может быть возложено выполнение функций, которые не указаны в действующем законодательстве.

Надзорные полномочия и их реализация осуществляются правовыми средствами, которые установлены законом. Под ними следует понимать формы реализации полномочий прокурора, которые направлены на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона8.

Поэтому следующим шагом в работе прокурорского надзорного механизма является совершение конкретных действий по установлению фактов правонарушения, лиц, способа совершения, размера нарушения и т.д. После того, как прокурор получит всю необходимую информацию, принимается решение о проверке поднадзорного объекта.

Функция гособвинения всегда считалась в развитых странах одной из приоритетных, при этом надзорная переходила на задний план. Несмотря на то что Россия переняла политико-правовой опыт развитых стран, формирование и развитие прокуратуры, реализация ее надзорной функции лежали в основе формирования в российском авторитарном (периодами — тоталитарном) правосознании политически заданной идеи законности.

Законодательно установленные сферы надзора являются специальными видами надзорной деятельности. Они зависят от сферы правового регулирования, видов органов и характера их деятельности, реализуемых ими полномочий. Видам специальных функций прокуратуры соответствуют организационно-правовые средства и формы, определяющие виды надзорной деятельности по осуществлению общей функции прокурорского надзора.

Осуществление разных видов надзорной деятельности прокуратуры (за исключением надзорной деятельности за исполнением законов судебными приставами) регламентируется третьим разделом Закона «О прокуратуре Российской Федерации»9. Отсутствие в Законе отдельной главы о надзоре за исполнением законов работниками Службы судебных приставов объясняется тем, что данный вид надзора выделен в качестве самостоятельного вида надзора в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» после внесенных в Закон в 1999 г. поправок, что совпадает с началом деятельности службы судебных приставов.

В связи с этим можно согласиться с мнением А.Ю. Винокурова10 и ряда других авторов11, высказывающих озабоченность тем, что в действующем законодательстве не конкретизирован предмет надзора за исполнением законов судебными приставами и нет положений, обосновы-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

вающих необходимость внесения в закон «О прокуратуре Российской Федерации»12 главы, регламентирующей осуществление надзора за деятельностью судебных приставов.

Функцией прокуратуры, обеспечивающей реализацию основной функции — прокурорского надзора, является функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ч. 1 ст. 8 Закона)13, которая предусматривает, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Осуществление данной функции нацелено на обеспечение эффективности борьбы с преступностью посредством разработки и реализации органами прокуратуры скоординированных и согласованных с правоохранительными и иными органами мер по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, устранению условий и причин, способствующих их совершению.

С осуществлением координации и надзора связана реализация такой функции прокуратуры, как уголовное преследование.

Согласно ст. 5 УПК РФ под уголовным преследованием необходимо понимать «процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления»14.

В соответствии со статьями 21 и 37 УПК РФ прокурор выступает в качестве должностного лица, осуществляющего надзорную деятельность от имени государства за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, а также может осуществлять уголовное преследование в ходе уголовного судопро-изводства15. В случае, если работником прокуратуры будут обнаружены признаки преступления на основании ч. 2 ст. 21 УПК РФ, он обязан принять меры, направленные на установление факта совершения преступления и изобличение лица (либо группы лиц), совершившего преступление.

Прокурор обладает правом выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания в том случае, если им выявлены факты нарушения уголовного законодательства. Постановление прокурора может выноситься по результатам прокурорской надзорной проверки, а также в случае, если в прокуратуру поступили материалы, которые содержат данные о наличии признаков преступления.

Таким образом, прокуратура, реализуя функцию уголовного преследования, осуществляет выявление незарегистрированных сообщений о преступлениях, их учет, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Деятельность работников прокуратуры конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»16.

Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что отличие уголовного преследования от надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства состоит в направленности деятельности прокуратуры. Целью уголовного преследования, которое осуществляется прокуратурой, выступает выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления, тогда как целью прокурорского надзора является выявление и последующее устранение нарушений действующего законодательства, которые были допущены правоохранительными органами.

Самостоятельной функцией прокуратуры является и ее участие в рассмотрении дел судами. Участие в судопроизводстве прокурора независимо от вида судопроизводства призвано обеспечить вынесение судом основанного на законе справедливого и обоснованного решения. Прокурор обладает целым рядом процессуальных прав, что позволяет ему воспользоваться правом на обжалование приговора, постановления или определения, вынесенного судом в вышестоящем суде в надзорном, апелляционном или кассационном порядке.

Отметим, что право на обжалование судебного решения выступает в качестве одной из составляющих функций прокуратуры по участию в рассмотрении дел судами, в силу чего данная деятельность не может приравниваться к надзору за законностью судебных решений. Это обстоятельство объясняется тем, что прокуратура не осуществляет надзор как за судебными инстанциями, так и за судьями, в силу чего она не может надзирать и за законностью принятых судебных решений.

Еще одной значимой функцией прокуратуры выступает ее участие в правотворческой деятельности. Ряд исследователей не выделяют данную функцию в качестве самостоятельной17, ссылаясь на ст. 104 Конституции РФ18, в которой

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

Прокуратура РФ не указана в качестве субъекта законодательной инициативы. Однако с данной позицией сложно согласиться, так как в ст. 9 «Участие в правотворческой деятельности» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывается: «Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов».

Нами предлагается в целях устранения коллизии положений Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» дополнить ст. 104 Основного закона еще одним субъектом законодательной инициативы — Прокуратурой РФ, в вопросах, касающихся ее правового статуса, структуры и полномочий. Данная поправка в конституционное законодательство, на наш взгляд, уравняет полномочия Прокуратуры РФ с высшими судебными инстанциями — Конституционным и Верховным судами РФ.

Формы участия прокуратуры в правотворческой деятельности содержатся в приказе Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления»19.

Резюмируя сказанное, отметим следующее: несмотря на то что функция участия прокуратуры в правотворческой деятельности тесно связана с надзорной функцией, между ними есть и существенные отличия. При участии прокуратуры в правотворческой деятельности происходит совершенствование законодательной базы, принятие нормативно-правовых актов в точном соответствии с Основным законом и действующими нормами законодательства, тогда как функция надзора направлена на проверку соответствия принятых нормативных правовых актов действующим нормативным актам, обладающим более высокой юридической силой.

Следующая функция прокуратуры — административное преследование. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», который был дополнен, прокуратура осуществляет «возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение

административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами», что явилось новым аргументом в научной дискуссии.

Институт административного преследования, который является неотъемлемым элементом реализации административной ответственности и выполняет одну из двух основных функций административно-юрисдикционного процесса (вторая — функция защиты, основанная на конституционных категориях)20, недостаточно изучен в науке.

В свою очередь, понятие административного преследования, не закрепленное законодательством об административных правонарушениях, имеет лишь доктринальное содержание.

Так, К.И. Разоренов понимает функцию административного преследования в администра-тивно-юрисдикционном процессе как процессуальную деятельность субъектов административной юрисдикции, направленную на реализацию административной ответственности, осуществляемую на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, при помощи установленных нормами администра-тивно-деликтного законодательства процессуальных средств21.

Перечисляя и анализируя функции российской прокуратуры, особо хотелось бы выделить ее правозащитную функцию, несмотря на то, что ряд исследователей не выделяют ее в качестве таковой.

Например, правовед А.И. Гальченко высказывает мнение о том, что более уместно говорить не о правозащитной функции Прокуратуры РФ, а о ее правозащитном предназначении, которое охватывает все имеющиеся у нее функции22. Позволим себе не согласиться с данной точкой зрения, так как через реализацию правозащитной функции прокуратуры осуществляется ее социальное и государственно-правовое предназначение. Данная функция структурно включает целый ряд элементов и может быть реализована через деятельность прокуратуры в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими ее функционирование, которая соответствует основным направлениям ее деятельности в зависимости от специфики субъектов и правоотношений, в которые они вступают.

Таким образом, объектом правозащитной деятельности Прокуратуры РФ выступает соблюдение прав и свобод человека и гражданина органа-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

ми государственной власти, прежде всего относящимися к исполнительной ветви власти, а также региональными и муниципальными органами власти, органами военного управления, контрольными инстанциями и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Подводя итоги, отметим тот факт, что через свою деятельность прокуратура в полном объеме обеспечивает органическое единство интересов граждан и государства; в свою очередь, данная цель может быть достигнута только через реализацию всех ключевых функций прокуратуры.

В данной статье были рассмотрены основные функции Прокуратуры РФ и их реализация, что не должно умалять значение иных функций, которые также выделяются в юридической литературе. Однако пробелы в действующем законодательстве позволяют полемизировать не только по поводу дефиниции «функции прокуратуры», но и в отношении их перечня.

Как уже указывалось ранее, следует устранить пробел в праве, касающийся базового закона, регулирующего деятельность прокуратуры, дополнив ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» определением функций прокуратуры:

«Под функциями прокуратуры понимается выражение государственно-правового и социального предназначения прокуратуры, выступающей в качестве одного из структурных элементов механизма государства».

Таким образом, будет не только устранен пробел в праве, но и унифицировано определение «функции прокуратуры», что позволит сфокусировать внимание на исследовании конкретных функций прокуратуры.

Помимо этого, нами предлагается в ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»23 сделать упоминание о том, что перечень функций прокуратуры носит исчерпывающий характер и не подлежит толкованию, что позволит прекратить споры вокруг перечня ее функций.

С целью устранения коллизии положений Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» предлагается дополнить ст. 104 Основного закона еще одним субъектом законодательной инициативы — Прокуратурой РФ в вопросах, касающихся ее правового статуса, структуры и полномочий. Данная поправка в конституционное законодательство уравняет полномочия Прокуратуры РФ с Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, которые обладают правом законодательной инициативы по вопросам, отнесенным к их ведению.

1 Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 45. С. 197—201.

2 Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006. С. 118—119.

3 Никитин Е.Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классификация. // Тр. Санкт-Петербургского юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ. 2004. № 6. С. 26—28.

4 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» //www.pravo.gov.ru

5 Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010 — 2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: Науч. докл. / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Академия Ген. прокуратуры РФ, 2015. С. 63.

6 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

7 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 18.04.2018 г. № 84-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»

8 Синельщиков Ю.П. Настольная книга прокурора. М.: Экслит, 2002. 850 с.

9 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» ...

10 Винокуров А.Ю. Надзор за соблюдением законов судебными приставами // Законность. 2000. № 1. С. 34—36.

11 Лазарев Р. Надзор за судебными приставами // Законность. 2000. № 10. С. 17.

12 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»...

13 Там же.

14 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г. № 229) // СПС «Консультант Плюс»

15 Там же.

16 Приказ Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (ред. от 05.12.2016 г. № 780) // Законность. 2011. № 12.

17 См.: Рабко Т.А. Правотворчество законодательных органов субъектов Федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры // Журнал рос. права. 2000. № 9. С. 51—55;

Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М., 2003. С. 90—153.

18 Конституция РФ.

19 Приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 г. № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // Официально документ опубликован не был.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Тюрина А.А. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

21 Разоренов К.И. Функция административного преследования в административно-юрисдикционном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9, 24.

22 Гальченко А.И. Функции Прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы. // Lex russica. 2014. № 11. С. 1357.

23 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации...

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г. № 229) // СПС «Консультант Плюс»

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г. № 326-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 18.04.2018 г. № 84-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 г. № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // Официально документ опубликован не был.

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (ред. от 05.12.2016 г. № 780) // Законность. 2011. № 12.

8. Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 52-56.

9. Винокуров А.Ю. Участие прокурора в административном преследовании должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 30—35.

10. Гальченко А.И. Функции Прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы. // Lex russica. 2014. № 11. С. 1346—1359.

11. Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010 — 2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: Науч. докл. / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Академия Ген. прокуратуры РФ, 2015. 406 с.

12. Лазарев Р. Надзор за судебными приставами // Законность. 2000. № 10.

13. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М., 2003. С. 90—153.

14. Никитин Е.Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классификация // Тр. Санкт-Петербургского юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ. 2004. № 6. С. 26—28.

15. Рабко Т.А. Правотворчество законодательных органов субъектов Федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры // Журнал рос. права. 2000. № 9. С. 51—55.

16. Разоренов К.И. Функция административного преследования в административно-юрис-дикционном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9, 24.

17. Тюрина А.А. Функция защиты в админис-тративно-юрисдикционном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.