УДК 343.163 ББК 67.72
DOI 10.24412/2073-3313-2021-2-128-130
__V
ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОР КАК ВЫСШАЯ ФОРМА НАДЗОРА В ЗЕРКАЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ - 2020
Владимир Борисович ПАРЦЕЙ, магистрант Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации
boss.parcey1997@mail.ru
Научные специальности по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. В доктринальное определение прокурорского надзора следует внести указание о том, что прокурорский надзор является высшей формой надзора в Российской Федерации. Аргументы в пользу выдвигаемого предположения следующие:
1) прокуроры по результатам прокурорских проверок могут не только решать вопрос об уголовном преследовании виновных, но и осуществлять уголовное преследование, продолжая в рамках уголовного преследования мероприятия по надзору. Подобными полномочиями иные контрольные и надзорные органы не обладают;
2) прокурорский надзор осуществляют органы прокуратуры, создаваемые высшими органами государственной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: прокурорский надзор, уголовное преследование, высший надзор, Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации.
Annotation. The doctrinal definition of prosecutor's supervision should include an indication that prosecutor's supervision is the highest form of supervision in the Russian Federation. The arguments in favor of this assumption are as follows:
1) based on the results of Prosecutor's checks, prosecutors may not only decide on criminal prosecution of the perpetrators, but also carry out criminal prosecution, continuing supervision measures within the framework of criminal prosecution. Other control and Supervisory bodies do not have such powers;
2) prosecutor's supervision is carried out by the prosecutor's office bodies established by the highest state authorities in the Russian Federation.
Keywords: prosecutor's supervision, criminal prosecution, supreme supervision, Government of the Russian Federation, Administration of the President of the Russian Federation.
Научный руководитель: А.И. Хаснутдинов, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации
Актуальность. Конституция Российской Федерации с поправками от 14 марта 2020 г., одобренными на общероссийском голосовании 1 июля 2920 г.1, устанавливает, что прокуратура Российской Федерации есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное пресле-
дование в соответствии со своими полномочиями (ч. 1 ст. 129).
Полномочия прокуратуры — это полномочия по осуществлению надзора, поэтому, в идеальном случае, прокуратура должна осуществлять уголовное преследование по результатам надзорных проверок, продолжая надзорные проверки в ходе уголовного преследования.
Отметим, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
№ 2202-12 (далее — Закон о прокуратуре) определяет, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством (п. 2 ст. 1).
Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 367-ФЗ3 приняты изменения и дополнения в Закон о прокуратуре, необходимость которых обусловлена конституционной реформой 2020 г.
Задача настоящей статьи заключается в обосновании положения о том, что прокурорский надзор является высшей формой надзора в Российской Федерации. Если соответствующее предположение не встречает поддержки со стороны законодателя, то на доктринальном уровне вполне уместно озвучивать и защищать тезис, согласно которому прокурорский надзор есть высший надзор.
Преемственность. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-Х4 именовал прокурорский надзор высшим надзором. Осуществление Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, исполнительными и распорядительными органами местных советов и т.д. не свидетельствовало о том, что прокуроры «возвышаются» над министерствами и ведомствами, прочими органами и организациями, а также гражданами. Прокуроры осуществляли надзор, который именовали высшим надзором, поскольку надзорные полномочия были даны прокурорам высшими органами государственной власти, а именно, Верховным Советом СССР и Правительством СССР5.
Следовательно, прокурорский надзор является высшей формой надзора, поскольку прокуратура уполномочена на осуществление надзора высшими органами государственной власти Российской Федерации. Надзор прокуратуры является высшим надзором, поскольку представляет собой надзор высших органов государства, которые, однако, не осуществляют надзора непосредственно, а создают для решения этой задачи органы прокуратуры, наделенные полномочием уголовного преследования.
Философия. Российская прокуратура была создана Петром Великим — первым российским императором, при котором «каждый чиновник вписывался в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и должен был руководствоваться строгими и точными предписаниями регламента, инструкции, что обусловливало по-
требность наблюдать за неуклонным исполнением чиновниками высочайших указов»6.
Согласно учению Николая Кузанского «божественный центр, неподвижный и абсолютный, обеспечивал подвижное и относительное существование всего космоса, он оставался высшим контролером, надзирающим за соблюдением космического порядка, и его гарантом»1. (Курсив авт. — В.П.).
Отсюда конституционная формула о Президенте Российской Федерации — гаранте Конституции Российской Федерации, который поддерживает гражданский мир и согласие в стране (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации).
Иерархия. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 129 Конституции Российской Федерации). Это означает, что кандидаты на должность Генерального прокурора Российской Федерации проходят проверку в контрольном органе, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 4908 контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации осуществляет Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента Российской Федерации. Прокуратура не осуществляет надзора за деятельностью Администрации Президента Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации информирует Президента Российской Федерации в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации (п. 3 ст. 23 Закона о прокуратуре). Это означает, что иные меры, помимо информирования Президента Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры принимать в данном случае не могут.
Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ представители Генеральной прокуратуры могут принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данное положение означает, что Генеральный прокурор Российской Федерации, а также его за-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
местители, назначаемые на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации, относятся к числу высших должностных лиц государства. Генеральный прокурор и его заместители входят в номенклатуру президента и являются членами правительства, но не Правительства Российской Федерации, а правительства в широком смысле, которое состоит из высших должностных лиц государства и иных лиц.
В состав «большого правительства» входят не только Генеральный прокурор и его заместители, но и прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры, назначаемые на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания (п. 1.1 ст. 15.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1, в ред. от 09.11.2020 г.).
Вывод. Прокурорский надзор является высшей формой надзора, поскольку органы прокуратуры наделены полномочиями высшими государственными органами Российской Федерации. Прокурорский надзор является высшей формой надзора, поскольку систему органов прокуратуры возглавляют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, назначаемые Президентом Российской Федерации. Прокурорский надзор является высшей формой надзора, поскольку Генеральный прокурор и его заместители относятся к числу высших должностных лиц государства.
Заключение. После конституционной реформы — 2020 г. статья «зеркально» и без искажений отражает правовое положение прокурорского надзора — высшей формы надзора, подобно тому, как «Саксонское зерцало»9 — старейший правовой сборник Германии — «зеркально» отражал право германских саксов.
1 Рос. газ. 2020. 4 июля.
2 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27. 10. 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3 О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.11.2020 г. № 367-ФЗ // URL: http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 10.11.2020)
4 О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30.11.1979 г. № 1162-X (ред. от 07.01.1988 г.). Не действует // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
5 Тезис является результатом размышлений над следующим суждением: «Ссылка на то, что имеются органы, на которые не распространяется надзорная деятельность прокуратуры (Верховные Советы и Правительства), соответственно издающие законы и постановления, испол-
нение коих они сами и контролируют, то такая ссылка уводит спор в другую сторону. Названное обстоятельство не лишает прокурорский надзор права именоваться «высшим», поскольку верховная власть в государстве осуществляется в форме высшего надзора за законностью, и уполномочена на ведение такого надзора прокуратура и только прокуратура». (См.: Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов, 1984. С. 25)
6 Казарина А.Х. Общий надзор как родоначальник проку-рорско-надзорной деятельности в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2008. № 1. С. 4.
7 Исаев И.А. Топос и номос: пространство правопоряд-ков. М., 2007. С. 143.
8 Положение об Администрации Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (ред. от 07.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
9 Саксонское зерцало: Памятник, коммент., исслед.: пер. / АН СССР, Ин-т гос-ва и права. Отв. ред. В.М. Корец-кий. М., 1985.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Рос. газ. 2020. 4 июля.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ // Рос. газ. 2020. 9 ноября.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.11.2020 г. № 367-ФЗ // URL: http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 10.11.2020)
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27. 10. 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Положение об Администрации Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (ред. от 07.03. 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6. О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30.11.1979 г. № 1162-X (ред. от 07.01.1988 г.). Не действует // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
7. Гаврило В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР: Предмет, объект, функция, компетенция / Под ред. В.И. Новоселова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 152 с.
8. Исаев И.А. Топос и номос: пространства пра-вопорядков: Монография. М.: Норма, 2007. 415 с.
9. Казарина А.Х. Общий надзор как родоначальник прокурорско-надзорной деятельности в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2008. № 1. С. 4-8.
10. Саксонское зерцало: Памятник, коммент., исслед.: пер. / АН СССР, Ин-т гос-ва и права. Отв. ред. В.М. Корецкий. М., 1985. 271 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021