УДК 363.163 ББК 67.72
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10281
ПРОЦЕССЕ
Рустам Алимагомедович АЛИЕВ,
магистрант 3-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
12.00.09 — Уголовный процесс
Х.Г. Дациева, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся функций и полномочий прокурора в уголовном процессе России. Исследуются недостатки правового статуса прокурора. Сделан вывод о необходимости внесения дополнений в действующее законодательство. Предлагается ряд нововведений, повышающих эффективность прокурорского надзора в досудебном производстве.
Ключевые слова: прокурор, уголовный процесс, прокурорский надзор, уголовное преследование, досудебное производство.
ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ В РОССИИ
Научная специальность: Научный руководитель:
PROSECUTOR IN CRIMINAL PROCEEDINGS IN RUSSIA
Rustam Alimagomedovich ALIYEV, 3rd year Master's student of the Law Institute Dagestan State University E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.09 — Criminal procedure
Scientific supervisor: K.H. Datsieva, Associate Professor of the Department
of Criminal Procedure and Criminalistics of Dagestan State University, Candidate of Legal Sciences
Annotation. This article discusses issues related to the functions and powers of the Prosecutor in the criminal process of Russia. The article examines the shortcomings of the legal status of the Prosecutor. The conclusion is made that amendments to the current legislation are necessary. A number of innovations are proposed that increase the effectiveness of Prosecutor's supervision in pre-trial proceedings.
Key words: Prosecutor, criminal process, Prosecutor's supervision, criminal prosecution, pre-trial proceedings.
Ученые-процессуалисты уделяют много внимания исследованию процессуального статуса прокурора ввиду его важности для обеспечения законности, обоснованности и мотивированности уголовно-процессуальных действий и актов.
Некоторые авторы указывают на необоснованное сужение процессуального статуса про-
курора в действующем УПК РФ и на его негативные последствия, отрицательно сказывающиеся на эффективности прокурорского надзора и качестве уголовного судопроизводства в целом [2]. Так, выполнение уголовного преследования и надзора одним и тем же субъектом является неоптимальным, поскольку при этом утрачиваются объективность и беспристраст-
№ 5/2020
ность, необходимые для эффективной реализации полномочий прокурора, ведь обвинитель заинтересован в результативности уголовного преследования, заключающейся в установлении обвиняемого и подтверждении обвинения [3]. Такая пристрастность влечет ряд негативных последствий, в числе которых усиление обвинительного уклона [4].
Хотелось бы отметить необходимость усиления прокурорского надзора ввиду многочисленности и постоянства случаев нарушения законности работниками следствия и дознания при осуществлении предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем выступлении в 2019 г. раскритиковал работу российских следователей, указав на то, что в 2018 г. надзорное ведомство насчитало более миллиона нарушений законодательства со стороны следователей всех ведомств [9]. Как показывает практика, производство следственных действий прокурором является результативным средством проверки соответствия закону процессуальных решений и действий следователей и дознавателей. В связи с этим целесообразным будет наделение прокурора правом производства следственных действий в рамках досудебного производства по возбужденному уголовному делу в случае необходимости проведения проверки законности и обоснованности процессуальных решений и действий субъектов, осуществляющих уголовное преследование по делу.
Прокурорский надзор за соблюдением законности субъектами, осуществляющими предварительное расследование, не может быть подменен процессуальным контролем руководителей следственных органов или судебным контролем. Надзор должен осуществляться прокурором, как независимым экспертом, представляющим иное независимое ведомство. Автор статьи полагает обоснованным изложить ч. 1 ст. 37 УПК РФ в следующей редакции: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а также уголовное преследование от имени государства в судебном производстве».
Представляется, что в целях усиления надзора прокурор должен быть максимально дистанцирован от руководства уголовным преследованием в досудебном производстве. В связи с этим целесообразно исключение из статуса про-
курора полномочий на дачу дознавателю письменных указаний и согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основе судебного решения (ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Обоснованной будет передача этих полномочий по организации и руководству уголовным преследованием руководителям следственного органа и органа дознания. В пользу этого выступает их знание профессиональных качеств своих подчиненных и ресурсов своего подразделения; информативные и тесные рабочие контакты с работниками оперативных подразделений; неограниченный и незамедлительный доступ к необходимым материалам и возможность лично участвовать в проверке сообщения о преступлении; возможность проведения допроса без принятия уголовного дела к своему производству.
Целесообразным представляется также наделение прокурора правом на принятие решения об отводе следователя. Прокурор, несомненно, является более объективным и непредвзятым субъектом уголовного судопроизводства, чем руководитель следственного органа, наделенный этим правом на основании ч. 1 ст. 67 УПК РФ. Прокурору должно быть возвращено полномочие на решение об отводе не только дознавателя, но и следователя, руководителя следственного органа, переводчика, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, поскольку он объективно и беспристрастно осуществляет надзор за соблюдением законов участниками сторон обвинения и защиты.
Наделение прокурора предлагаемыми в исследовании полномочиями будет способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением уголовно-процессуального закона профессиональными участниками уголовного процесса, осуществляющими уголовное преследование. Данные нововведения не посягают на самостоятельность следователей, руководителей следственных органов, дознавателей и начальников подразделения дознания. Они направлены на выявление и устранение нарушений уголовно-процессуального закона и не затрагивают организации, методики и тактики уголовного преследования.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
№ 5/2020
2. Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Необходимо восстановить властно-распорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства // Уголовное право. 2011. № 4. С. 98—104.
3. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Юрайт, 2005. С. 9.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон
от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16.
5. Ю. Чайка насчитал у следователей больше миллиона нарушений за год // Первое антикоррупционное СМИ. 10.04.2019 // [Электронный ресурс] URL: https://pasmi.ru/archive/ 231511/ (дата обращения: 28.11.2020).
6. Трухачев В.В., Ахмедов У.Н. Функции и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве и их отражение в процессуальном статусе прокурора // Право. 2020. № 4. С. 60—72.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.
ISBN 978-5-238-03325-9
В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.
Для студентов юридических вузов.
№ 5/2020