Научная статья на тему 'ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации'

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4986
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / прокурорский надзор / законность / Конституция РФ / надзор / законодательная / исполнительная / судебная ветви власти / Office of Public Prosecutor / public prosecutor's supervision / legality / the Constitution of the Russian Federation / supervision / legislative / executive / judicial branches of the power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Анатольевич Королев

В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Office of Public Prosecutor in system of state structures of the Russian Federation

In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10394

прокуратура в системе государственных органов

W W _ _

российской федерации

Игорь Анатольевич КОРОЛЕВ, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации,

кандидат юридических наук E-mail: 1090248@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура; прокурорский надзор; законность; Конституция РФ; надзор; законодательная, исполнительная, судебная ветви власти.

Annotation. In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Keywords: Office of Public Prosecutor; public prosecutor's supervision; legality; the Constitution of the Russian Federation; supervision; legislative, executive, judicial branches of the power.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти и обеспечивает выполнение комплекса задач, от эффективного решения которых зависит не только фактическое состояние законности и правопорядка, но и обеспечение построения такого общества, где личность с ее правами и свободами выходит на первый план и является высшей ценностью.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом положения, касающиеся прокуратуры, до последнего времени были включены в главу 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 129).

Согласно же ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-11 (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и испол-

нением законов, действующих на ее территории, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В настоящее время Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»2 название главы 7 Основного закона изложено следующим образом: «Судебная власть и прокуратура».

Две эти системы находятся в тесном взаимодействии практически во всех сферах деятельности, что, безусловно, связано с общностью их целей и задач, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, общества и государства.

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и судов (Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заключается в сотрудничестве и взаимном профессиональном контроле, имеющем целью повыше-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

ние уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что по данному вопросу имеется и практика Верховного Суда РФ, который в своем решении от 11 февраля 2005 г. № ГКПИ04-14793 указал, что прокуратура не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и ее нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации и публикуются в журнале «Законность».

Что же касается взаимоотношений прокуратуры и других органов исполнительной власти, то они в значительной мере строятся на отношениях надзора.

Так, согласно ч. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре в предмет прокурорского надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Из содержания Конституции РФ и Закона о прокуратуре следует, что прокуратура не может относиться и к такой ветви власти, как законодательная. Осуществляя надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (в том числе и представительными (законодательными) органами субъектов РФ), участвуя в законодательном процессе, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, способствуя достижению ею своих задач, но не являются разновидностью органа законодательной власти, или, как считалось ранее, органом, осуществляющим свои полномочия под контролем законодательной власти.

В то же время взаимоотношения прокуратуры с законодательной властью весьма тесные.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Феде-

рального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Из указанного следует, что надзорные полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений.

Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, являющихся органами исполнительной власти, по борьбе с преступностью.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, оказывать прокуратуре и другим правоохранительным органам содействие при реализации ими своих полномочий (путем проведения аудита, выделения специалистов для участия в проверках, предоставления дополнительной информации и т.д.).

Прокуратура информирует контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносит предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, а представляет собой самостоятельный правовой институт4.

Указанная позиция нашла поддержку и в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в рекомендациях по результатам парламентских слушаний «Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации»5 подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная)... Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению лю -бых нарушений законов».

В связи с этим Конституции Российской Федерации требуется четкая и ясная характеристика данного органа и определение его важнейших полномочий. Вопросы, связанные с орга-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

низацией и деятельностью прокуратуры Российской Федерации, по нашему мнению, следует выделить в отдельную, обособленную главу.

Целесообразно также поставить вопрос о придании действующему Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» статуса Федерального конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Такое решение соответствует нынешнему положению прокуратуры в системе органов государственной власти России, реальному воплощению на практике принципа разделения властей.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2 СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 548.

3 Официально не опубликовано.

4 См.: Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 16;

Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 19-29.

5 Утверждено Советом палаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17.06.2008 г.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2. Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.