Научная статья на тему 'Участие прокуратуры в деле обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации'

Участие прокуратуры в деле обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР / THE PROCURATOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUPREMACY PRINCIPLE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL CONTROL / CONSTITUTIONAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чекрыга М. А.

Предлагается анализ норм действующего российского федерального законодательства, посвященного правовому положению Прокуратуры Российской Федерации, механизму ее участия в конституционном судопроизводстве, осуществляемом Конституционным Судом Российской Федерации. Описаны отдельные проблемы взаимодействия указанных органов, представляются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чекрыга М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procurators Offices Role in ensuring supremacy of the RF Constitution

The author analyzes the norms of the existing Russian Federal law as to the legal status of the Procurators Office of the Russian Federation and the mechanism of the Procurators Offices participation in the constitutional judicial, procedure exercised by the Constitutional Court of the Russian Federation. In the present article the author describes some interaction challenges between the above-mentioned bodies and provides a possible solution.

Текст научной работы на тему «Участие прокуратуры в деле обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 362-366.

УДК 347.9+342.4 М. А. Чекрыга

УЧАСТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предлагается анализ норм действующего российского федерального законодательства, посвященного правовому положению Прокуратуры Российской Федерации, механизму ее участия в конституционном судопроизводстве, осуществляемом Конституционным Судом Российской Федерации. Описаны отдельные проблемы взаимодействия указанных органов, представляются пути их решения.

Ключевые слова: Прокуратура Российской Федерации, принцип верховенства Конституции Российской Федерации, конституционный контроль, конституционный надзор.

Эффективное осуществление и организация функций контроля и надзора в государстве позволяют говорить о достаточно высокой степени его развития.

Деятельность по осуществлению контрольных полномочий отличается от надзорной. В качестве главных отличий автор В. Ю. Шобухин отмечает следующее: контрольная деятельность осуществляется, как правило, в условиях административной власти, орган (должностное лицо), выполняющий функцию контроля, вправе непосредственно устранять выявленные нарушения, отменять решения подконтрольных субъектов и давать обязательные для исполнения указания; контролирующие органы проверяют деятельность подконтрольных субъектов не только с позиции законности, но и с точки зрения ее эффективности, а также оптимальности и целесообразности конкретных действий. Надзорная деятельность не связана с непосредственным вмешательством в деятельность поднадзорных субъектов, орган надзора не дает обязательных для исполнения поднадзорным субъектом указаний, не налагает на него никаких наказаний [1].

Одним из показателей правового государства, ядром системы права которого выступает Основной закон, является само наличие и степень эффективности функционирования института конституционного контроля. Отдельные органы государства также наделяются полномочиями конституционного надзора, играющего особую роль в деле обеспечения принципа верховенства Конституции.

Несмотря на известную схожесть указанных явлений, они не тождественны друг другу. По мнению А. В. Зиновьева, отличия конституционной надзорной деятельности от контрольной заключаются в следующем:

1) между надзорным органом и поднадзорным нет отношений подчиненности или подведомственности;

2) надзорный орган не имеет права давать указания по устранению обнаруженных нарушений;

3) орган надзора не имеет права ни отменять незаконный акт, ни наказывать нарушителей;

4) объектом надзора является только законность;

© М.А. Чекрыга, 2011

5) контроль отличается плановостью и системностью, конституционный надзор осуществляется в случаях появления актов, которые надлежит проверить на соответствие Конституции;

6) в итоге контроля вопрос решается по существу, принимаются меры по устранению выявленных недостатков, решению проблем, наказанию виновных [2].

К числу органов, осуществляющих функцию надзора в Российской Федерации, относится Прокуратура РФ (ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации») [3].

Специфический статус, вес Прокуратуры России является причиной возникновения и существования в науке большого количества исследований.

Анализ законодательных положений о прокуратуре (ст. 129 Конституции РФ, ст. 1, 4 и др. Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации») позволяет сделать вывод о том, что органы прокуратуры составляют единую, самостоятельную, иерархически выстроенную и обособленную систему органов и должностных лиц (прокурорских работников), не зависящих от «внешних» воздействий.

Следует согласиться с автором А. М. Тарасовым в том, что прокурорский надзор распространяется практически на все сферы общественных отношений в части, урегулированной правом. Прокуратура имеет достаточно широкие полномочия, предназначенные для реализации ее специфических направлений деятельности [4].

Статьей 7 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена возможность Генерального прокурора РФ, его заместителей и других прокуроров по их поручению присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Той же ст. 7 указанного Федерального закона закреплено правило, в соответствии с которым прокурор субъекта РФ, города, района, приравненные к ним, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Предусмотрено право прокурора, его заместителя, а также по их поручению

других прокуроров направлять представления, протесты и право участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Однако, помимо наличия указанных полномочий по осуществлению надзорной деятельности, Прокуратура РФ осуществляет особую функцию участия в рассмотрении дел судами, отличную от надзора. Данная функция (направление деятельности) участия прокурора в рассмотрении дел судами подразделяется на следующие подфункции: участие прокурора в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; участие прокурора в рассмотрении гражданских дел; участие прокурора в рассмотрении административных дел; участие прокурора в рассмотрении уголовных дел; участие прокурора в рассмотрении дел в арбитражных судах [5].

Отдельного внимания заслуживает вопрос участия прокурора в конституционном судопроизводстве. А.Ю. Винокуров отмечает: «В части 2 ст. 11S Конституции РФ установлено, что наряду с другими формами судопроизводства судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Перечисляя в ч. 2 ст. 125 субъектов, обладающих правом на обращение с запросами в Конституционный Суд РФ, Основной закон страны не упоминает Генерального прокурора РФ. В свою очередь, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» также умалчивает о роли прокуратуры в рассматриваемой форме судопроизводства» [б]. Учитывая изложенное, автор делает справедливый вывод о том, что данное обстоятельство является существенным недостатком, в определенной мере препятствующим достижению прокуратурой закрепленной в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» цели обеспечения верховенства закона.

Изучая законодательство России федерального уровня, можно сделать вывод о наличии фактически единственного непосредственного упоминания о полномочиях Генерального прокурора РФ в ч. б

ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным, подлежащим применению в конкретном деле.

В анализируемой норме подчеркнута возможность участия Генерального прокурора РФ лишь в одном виде конституционного судопроизводства - при рассмотрении дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан. Рассматриваемое правило связано с нормой ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе [7].

В отдельных статьях Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривающих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84); право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ (ст. 105), среди уполномоченных на это лиц не содержится указания на Генерального прокурора РФ. Что является достаточно странным в условиях осуществления прокуратурой надзора за соблюдением законодательства практически во всех сферах общественных отношений.

Вместе с тем сгладить указанное упущение частично попытался сам Конституционный Суд РФ: «... закрепленные федеральными законами полномочия органов прокуратуры, осуществляя обеспечение исполнения Конституции Российской Федерации, соответствия ей конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, обращаться в суд с заявлениями о проверке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, с одной стороны,

и исключительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в области судебного конституционного контроля - с другой, предопределяют для Генерального прокурора Российской Федерации возможность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу о соответствии Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации, в том числе вне связи с их применением в конкретном деле» [8].

Правило ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», по мнению А.Ю. Винокурова, прямо корреспондирует ч. 4 ст. 125 Конституции РФ: «Ее правовой смысл заключается в том, что поводом для обращения в высшую судебную инстанцию страны может являться применение либо возможность применения законодательного акта (как федерального, так и субъекта Федерации) в ходе судебного разбирательства в рамках гражданского, административного либо уголовного судопроизводства в суде любого звена, включая дела, находящиеся в производстве мировых судей.

Поскольку федеральное процессуальное законодательство далеко не во всех случаях предусматривает участие прокурора в судебном разбирательстве, а значит, зачастую прокуроры не могут непосредственно в ходе конкретного процесса определить возможность последующего оспаривания конституционности того или иного закона, поводом для обращения Генерального прокурора в Конституционный Суд вполне может являться заявление в ту или иную прокуратуру районного или областного звена в любом регионе страны сторон в деле (истцов или ответчиков) либо иных заинтересованных в исходе дела лиц» [9].

На выгодное положение прокуратуры в деле получения информации обращают внимание и другие исследователи: «Надзорная деятельность прокуратуры, в том числе по соблюдению Конституции РФ, отличается тем, что прокуратура, имея систему своих органов на местах, обладает обширной информацией о нарушениях конституционных норм и имеет возможность для более оперативного вмешательства» [10]. С указанным тезисом соглашается и Т. Ю. Ермолова: «Прокуратура аккумулирует широкий спектр информации о состоянии законодательства и практики его применения в различных сферах государственной и общественной жизни и

имеет реальную возможность осуществлять правовой мониторинг на всех уровнях государственной системы» [11].

Вместе с тем в действующем законодательстве нет четкого ответа на вопрос о том, с каким процессуальным документом вправе обратиться в Конституционный Суд РФ Генеральный прокурор РФ. Верной представляется следующая позиция: «Пункт 6 ст. 35 Закона о прокуратуре не содержит юридического названия документа, с которым Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ. В то же время ч. 4 ст. 125 Конституции РФ прямо указывает: проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, осуществляется по запросу суда либо по жалобе иных лиц, уполномоченных на то федеральным законом. Таким образом, единственной формой обращения Генерального прокурора в Конституционный Суд является жалоба.» [12].

Статья 92 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает возможность участия прокурора в заседаниях Конституционного Суда РФ в рамках другого вида конституционного судопроизводства - при рассмотрении дел по спорам о компетенции: «Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации». Пункт «а» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ предусматривает правило, в соответствии с которым Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти [13].

Вместе с тем, как отмечается в литературе: «Конституционный Суд РФ не

признает правомерным участие прокурора в рассмотрении дел по спорам о компетенции, ссылаясь на ч. 2 ст. 125 Конституции РФ» [14].

«Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” прямо не называет прокурора в числе субъектов обращения с запросами о соответствии Конституции РФ конституций, уставов субъектов РФ, законов, иных нормативных правовых актов. Но и не

препятствует такому обращению. Более того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П четко определено и подтверждено полномочие Генерального прокурора РФ обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ» [15]. Следует согласиться с вышеизложенным в том, что изучаемое Постановление Конституционного Суда РФ не в полной мере соответствует действующему в государстве законодательству. Часть 5 ст. 129 Конституции РФ устанавливает: «Полномочия,

организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом». Федеральный закон должен содержать правило, соответствующее ст. 125 Конституции РФ. Статья 125 Конституции РФ предусматривает возможность Генерального прокурора РФ обратиться в Конституционный Суд РФ путем направления жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, положение, сформулированное Конституционным Судом РФ, расходится с правилом, установленным Конституцией РФ, что может быть преодолено внесением соответствующих изменений в текст ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации».

Отсутствие детально регламентированных законодательством форм участия Генерального прокурора РФ в осуществлении конституционного судопроизводства Конституционным Судом РФ не воспрепятствовало формированию практики выступлений приглашенных на заседания представителей от Генеральной прокуратуры РФ (указания на участие которых имеются в опубликованных Постановлениях Конституционного Суда РФ).

А.Ю. Винокуров отмечает: «Учитывая складывающуюся практику, Закон о прокуратуре следовало бы дополнить нормой, наделяющей Генерального прокурора правом участия в заседаниях Конституционного Суда.» [16].

Подводя итог исследованию вопроса правового положения Прокуратуры РФ, а также ее участия в осуществлении судебного конституционного контроля, можно отметить следующее:

1. В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Федеральный закон должен содержать пра-

вило, соответствующее ст. 125 Конституции РФ, которая предусматривает возможность Генерального прокурора РФ обратиться в Конституционный Суд РФ лишь в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Других оснований для обращения в Конституционный Суд РФ Генерального прокурора не предусмотрено. Однако потребность в этом существует. Данная ситуация может быть разрешена внесением соответствующих изменений в текст Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации».

2. Поскольку законом предусмотрена возможность рассмотрения Конституционным Судом РФ вопросов конституционности актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, обоснованным

представляется предложение законодательно закрепить право прокуроров субъектов РФ на обращение в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шобухин В. Ю. Прокуратура - основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11. 2007. С. 92.

[2] Зиновьев А. В. Статус Конституционного Суда России и его деятельность нуждаются в совершенствовании // Правоведение. 2007. № 5 (274). С. 6.

[3] Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 // Российская газета. 1992. 18 февр.

[4] Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. № 10. С. 21.

[5] Прокурорский надзор : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под

ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой,

Н. Х. Сафиуллина. М., 2008. С.178.

[6] Винокуров А. Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

[7] Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 1994. 23 июля.

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 5.

[9] Винокуров А. Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

[10] Будаев К. Прокуратура и конституционные, уставные суды субъектов РФ // Законность. 2000. № 9.

[11] Ермолова Т. Ю. Правовое регулирование конституционного (уставного) судопроизводства субъектов Российской Федерации и участия в нем прокурора // Современное право. 2007. № 5.

[12] Винокуров А. Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

[13] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв.

[14] Прокурорский надзор : учебник для студентов

вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой,

Н. Х. Сафиуллина. М., 2008. С. 185.

[15] Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве : учебник / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2008. С. 406.

[16] Винокуров А. Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.