Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ (ИНОСТРАНЦЫ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трухачев В.В., Ахмедов У.Н.

Проанализированы законодательные особенности производства следственных действий с участием иностранных граждан (иностранцев). Выделены и рассмотрены особенности производства следственных действий, регламентированные нормами международного права, нормами российского законодательства, и предложены организационно-тактические рекомендации по их производству. Иностранцы как участники уголовного судопроизводства разделены на две группы: иностранцы, наделенные процессуальной неприкосновенностью, и иностранцы, наделенные общими уголовно-процессуальными статусами в качестве участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трухачев В.В., Ахмедов У.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING INVESTIGATIVE ACTIONS WITH THE PARTICIPATION OF FOREIGN CITIZENS: PROCEDURAL, LEGAL, ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS

THIS ARTICLE ANALYZES THE LEGISLATIVE FEATURES OF THE PRODUCTION OF INVESTIGATIVE ACTIONS WITH THE PARTICIPATION OF FOREIGN CITIZENS (FOREIGNERS). THE FEATURES OF THE PRODUCTION OF INVESTIGATIVE ACTIONS REGULATED BY THE NORMS OF INTERNATIONAL LAW, THE NORMS OF RUSSIAN LEGISLATION ARE HIGHLIGHTED AND CONSIDERED, AND ORGANIZATIONAL AND TACTICAL RECOMMENDATIONS FOR THEIR PRODUCTION ARE PROPOSED. FOREIGNERS, AS PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS, ARE DIVIDED INTO TWO GROUPS: THESE ARE FOREIGNERS ENDOWED WITH PROCEDURAL IMMUNITY AND FOREIGNERS ENDOWED WITH GENERAL CRIMINAL PROCEDURAL STATUSES AS PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 343.131

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/301-314

ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В. В. Трухачев

Воронежский государственный университет

У. Н. Ахмедов

Воронежский институт МВД России

Поступила в редакцию 28 февраля 2022 г.

Аннотация: проанализированы законодательные особенности производства следственных действий с участием иностранных граждан (иностранцев). Выделены и рассмотрены особенности производства следственных действий, регламентированные нормами международного права, нормами российского законодательства, и предложены организационно-тактические рекомендации по их производству. Иностранцы как участники уголовного судопроизводства разделены на две группы: иностранцы, наделенные процессуальной неприкосновенностью, и иностранцы, наделенные общими уголовно-процессуальными статусами в качестве участников уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, следственные действия, иностранные граждане (иностранцы).

Abstract: this article analyzes the legislative features of the production of investigative actions with the participation of foreign citizens (foreigners). The features of the production of investigative actions regulated by the norms of international law, the norms of Russian legislation are highlighted and considered, and organizational and tactical recommendations for their production are proposed. Foreigners, as participants in criminal proceedings, are divided into two groups: these are foreigners endowed with procedural immunity and foreigners endowed with general criminal procedural statuses as participants in criminal proceedings. Key words: criminal proceedings, investigative actions, foreign citizens (foreigners).

Иностранные граждане в случае совершения ими преступлений будут выступать субъектами преступления и нести юридическую ответ--

ственность наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, иностранные граждане могут выступить субъектами общественных отношений, регламентированных нормами уголовного и уголовно-процессуального законов.

По официальным данным за 2021 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по Российской Федерации составило 36 4201. При этом выявлено иностранных

1 Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 20.02.2022). © Трухачев В. В., Ахмедов У. Н., 2022

граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, 31 321 человек. Вместе с тем в 2021 г. зарегистрировано 15 961 преступление в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства2. В каждом случае возбуждения уголовных дел с участием иностранных граждан они должны наделяться определенным процессуальным статусом как участники уголовного судопроизводства.

Мы разделяем позиции авторов, которые утверждают, что вопрос о привлечении иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности носит комплексный, межотраслевой характер3. Некоторые авторы предлагают определить новый вид преступности—«преступле-ния, совершенные бывшими иностранными гражданами, получившими российское гражданство»4. Несмотря на условность предложенного вида преступности для уголовно-правового анализа, для проведения конкретных криминологических исследований он может быть полезным. Следовательно, отдельного рассмотрения требует уголовно-процессуальный анализ производства следственных действий с участием иностранцев.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации5 (далее -УПК РФ) содержит понятие «иностранный гражданин», но не дает правового определения. Законодательное определение иностранного гражданина регламентировано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно указанному закону, иностранными гражданами являются физические лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства6. При этом если у гражданина РФ имеется гражданство иного государства, то он рассматривается только как гражданин РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ или федеральным законом7.

Согласно ч. 1 ст. 3 УПК РФ производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без

§ гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответ-см

см

Ol

СМ

_ 2 URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 20.02.2022).

302 3 См.: Качалов В. В., Маслакова Е. А. Действие Уголовного кодекса Россий--ской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2015. № 4. С. 20—23.

4 См.: Багаутдинов Ф. Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства // Законность. 2016. № 12. С. 49—53.

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

6 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

7 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : фе-дер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

ствии с правилами УПК РФ. Как выше было указано, иностранные граждане могут выступать в статусе различных участников уголовного судопроизводства. Следовательно, в каждом случае производства следственных или иных процессуальных действий с их участием необходи- § мо учитывать процессуальный статус участников судопроизводства8. На § процессуальный статус иностранных участников судопроизводства су- р щественно влияет так называемый общий правовой статус иностранных X граждан в России. ч

тз ^

В международном праве выделяются следующие правовые статусы ,

у иностранных граждан: общий, специальный и индивидуальный. Об- §

щий правовой статус - правовое положение иностранного гражданина ^

в целом. Специальный статус - правовое положение иностранного граж- -

данина с учетом его принадлежности к определенной категории лиц. |

Учитываются особенности правового положения определенной группы д

иностранцев, которые связаны международными договорами. В связи §

с этим в качестве регулятора общественных отношений выступают нор- ^

мы как национального законодательства, так и международного права. О

Индивидуальный правовой статус - правовое положение иностранного В

гражданина как индивида, вступающего в разнообразные правоотно- о

шения в качестве различного участника общественных отношений. Он т

включает в себя наряду с правами и обязанностями, присущими общим о

и специальным статусам, также индивидуальные субъективные права и Л

обязанности, возникшие из правоотношений. с

При организации производства следственных действий необходимо в

учитывать названные статусы иностранцев, а также иные обстоятель- н

ства, например степень знания языка уголовного судопроизводства, х

возможные психологические элементы; незнакомую обстановку для ино- °

странца, незнание правил поведения и общения. В настоящей статье по- С

нятия «иностранный гражданин» и «иностранец» употребляются не по В

и

принципу принадлежности к определенной нации, расе или этносу, а по § принципу наличия гражданства другого государства. Речь не идет также о представителях национальных меньшинств, относящихся к малым народам России, у которых имеется исключительно российское гражданство. В этом случае лицо, привлекаемое в уголовное судопроизводство

(иностранный гражданин или другое лицо), должно иметь соответству- 303 ющий документ (национальный паспорт, другой документ, подтверждающий право лица на проживание в Российской Федерации, в том числе миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство).

Наличие гражданства другого государства имеет архиважное значение в ходе уголовного судопроизводства с участием иностранцев. Но данный фактор не является главным и определяющим, наряду с гражданством особое значение для судопроизводства имеет знание лицом, в

8 См.: Ахмедов У. Н., Микаутадзе С. Р. Теоретические и правовые основы доказывания экстремистской деятельности : учеб. пособие. М., 2014.

отношении которого осуществляется уголовное судопроизводство, языка уголовного судопроизводства. По мнению Л. В. Дмитрюк, одна из существенных проблем, которые возникают при производстве расследования уголовных дел в отношении иностранных граждан, это установление личности обвиняемого, так как при них часто отсутствуют удостоверяющие документы9. Полагаем, данное обстоятельство обусловливает проблемы сбора характеризующих личность материалов, которые необходимо получить у иностранного государства, гражданству которого принадлежит обвиняемый или подозреваемый.

Кроме статуса иностранца, языка общения, необходимо уяснить правовые основания, сроки и иные правовые факторы его нахождения на территории России. В частности, как было уже указано, в соответствии с законом существуют три режима нахождения иностранцев на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. В случае если иностранец выступит в качестве участника уголовного судопроизводства, то длительность его участия в судопроизводстве будет зависеть в том числе от названных режимов. Например, если лицо не обладает разрешением на временное проживание (которое выдается сроком на три года) или видом на жительство, который выдается сроком на пять лет, с возможностью продления, то он может находиться на территории Российской Федерации не более 180 дней за определенный год. Следовательно, если срок следствия будет продлен на более длительный период, то иностранец нарушит российское законодательство. По этой причине в случае совершения преступления иностранцем или в отношении иностранца все процессуальные действия должны быть выполнены в полном объеме и в кратчайшие сроки. Например, при принятии заявления от иностранца на иностранном языке следует обе-см спечить перевод путем приглашения переводчика. При этом необходимо о I соблюдать все требования существующего законодательства, в том числе не регламентированные в УПК РФ. Например, компетентному должностному лицу необходимо помнить, что категорию лиц, наделенных дипло-сч матическим иммунитетом, не следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершенном преступлении.

Согласно Конституции РФ допускается наличие у лиц двойного граж-304 данства. В данном случае при вступлении в уголовно-процессуальные отношения учитывается только гражданство России, если другое не регламентировано законом. Следовательно, можем утверждать, что для всех лиц действует одно и то же основание уголовной ответственности.

Существует специальный правовой статус иностранных граждан, которые наделены особыми правовыми гарантиями. Права и законные интересы этих граждан регламентируются не только нормами национального законодательства, но и международными актами. Как уже было ранее указано, особой категорией иностранных граждан являются

9 См.: Дмитрюк Л. В. О практике надзора за расследованием преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Прокурор. 2016. № 2. С. 83-87.

те лица, которые обладают дипломатической неприкосновенностью (им-мунитетом)10. При этом в них содержатся лишь общие положения. Конкретные аспекты практического исполнения Конвенции регламентируются двусторонними договорами. Результатом этого является различие . в круге лиц и объеме элементов неприкосновенности между Российской . Федерацией и государством, с которым заключен договор11. р УПК РФ регламентирует понятие, которое условно можно назвать X правом дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), т. е. ч право указанных субъектов на охрану их жизни и здоровья, служебных , и личных помещений, почты от принудительного действия администра- . тивных и иных органов. н

Таким образом, можно утверждать, что указанные субъекты, их ста- а

тус обусловлены особенностью строгой законодательной регламентации. |

В случае их вступления в уголовно-процессуальные отношения будут д

ярко выделяться те особенности, которые повлияют на порядок, механизм §

проведения процессуальных действий и особенности принятия судебных —

решений. Для уяснения и своевременного выявления перечня таких субъ- О

ектов необходимо предложить их классификацию. К субъектам, обладаю- 3

из

щим в том числе процессуальным иммунитетом в российском уголовном о

судопроизводстве, исключающим реализацию уголовной юрисдикции т

России, относятся следующие группы граждан иностранных государств:

лица, относящиеся к сотрудникам дипломатического представительства; Л

консульские сотрудники; персонал дипломатических представительств, с

находящийся в других странах, вместе с членами их семей; члены ино- В

е

странных парламентских и правительственных делегаций, члены их се- х

мей, находящиеся в России с официальными функциями. х

Должностные лица органов расследования после удостоверения в лич- °

ности иностранца обязаны сразу уточнить, на каком языке лицо желает С

делать различные заявления, давать объяснения и показания. Желание В

и

иностранца пользоваться услугами переводчика, в том числе отказ от ус- . луг переводчика, должны быть зафиксированы в уголовно-процессуальном акте первоначального процессуального действия, которое производится с участием иностранца. В случае совершения преступления лицом, наделенным дипломатической неприкосновенностью, в ходе предварительной процессуальной проверки необходимо в соответствии с п. 2 ч. 1 305 ст. 5 УПК РФ принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, в каждом случае обнаружения признаков преступления, совершенного с участием иностранного лица, должностное лицо, полномочное осуществлять расследование, должно выяснить вопрос о правовой возможности непосредственного участия иностранного лица в

10 Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Ведомости СССР. 1964. № 18. Ст. 221 ; Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г. // Международное публичное право : сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Хо-даков. М., 1996. С. 209-221.

11 Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой 1966 г. // СДД СССР. Вып. XXVI. М., 1973. С. 77-87.

соответствующих процессуальных действиях; наряду со сроками и режимом установить законность нахождения иностранца на территории России; исключить неточности и ошибки в изложении установочных и других необходимых данных. В целом, вне зависимости от правового статуса иностранцев, производство предварительного расследования с их участием имеют существенные отличительные особенности.

Серьезную проблему, на наш взгляд, составляет отыскание и подбор нужного переводчика. Приглашение или явка переводчика не обусловливает возникновения уголовно-процессуальных отношений или наделения его процессуальным статусом. Юридическим основанием признания лица переводчиком является вынесение должностным лицом специального постановления. В УПК РФ регламентировано, что в указанных случаях следователь должен привлекать к участию в следственном действии переводчика. Каким образом он должен поступить для отыскания переводчика, процессуальный закон не регламентирует. По нашему мнению, для исключения проблемы отыскания нужного переводчика в каждом субъекте России необходимо создать банк данных лиц, способных выступить переводчиком в рамках уголовного дела. В нем максимально должны быть учтены все языки, носители которых пребывают в России, отражены согласие соответствующих лиц участвовать в уголовном деле в качестве переводчика, а также способность к синхронному переводу или при целесообразности осуществлению письменного перевода.

По нашему мнению, необходимо предоставить возможность судам самостоятельно решать, владеет ли лицо в достаточной степени языком уголовного судопроизводства, в противном случае необходимо законодательно регламентировать требование о том, что в каждом случае участия в уголовном судопроизводстве иностранного гражданина обязательно см участие переводчика.

о1 При проведении следственных действий помимо языкового барьера следует учитывать определенные психологические факторы, религиозные и культурные особенности, способные усложнять расследование см или быть фактором противодействия предварительному расследованию. Следует заметить, что не все следственные действия имеют определенные особенности при производстве, так как они проводятся без участия 306 иностранного гражданина. Но процессуальные действия, производимые с участием последнего, имеют особенности, связанные с его языковой принадлежностью, нахождением за территорией Российской Федерации, гражданством (подданством) и другими обстоятельствами.

Правовой статус иностранных участников уголовного судопроизводства в большинстве случаев определяют особенности как уголовно-процессуальных, так и организационно-тактических аспектов расследования уголовных дел с участием иностранных граждан.

В ходе получения согласия от иностранного гражданина, который обладает процессуальным иммунитетом на проведение соответствующих следственных действий, следует пояснить ему возможные последствия после получения согласия. В частности, в аналогичном случае названное

лицо получает похожий правовой статус наравне с иностранным гражданином, который наделен иммунитетом. Другими словами, лицо наделяется соответствующими правами и обязанностями, которые закреплены в уголовно-процессуальном законе для конкретного участника процесса, § при этом содержит некоторые исключения, которые определены между- . народно-правовыми актами (например, отсутствует обязанность являть- р ся для производства допроса в место проведения расследования, отсут- х ствует уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний). 4

тз „О

В анализируемом случае составленный следователем протокол конкрет- , ного следственного действия, проведенного с личным участием ино- §§ странца, будет являться допустимым доказательством. Наряду с этим, ^ возникает необходимость получить согласие лица, которое обладает -процессуальным иммунитетом, на проведение с его участием некоторых | процессуальных действий. Например, когда следственное действие было д проведено с участием иностранца, обладающего

нитетом и выступающего в качестве свидетеля по уголовному делу и при — условии получения его согласия. В случае если указанное лицо наделя- О ется новым процессуальным статусом, например признается подозревае- 3 мым по уголовному делу, то перед производством следственных действий д в отношении подозреваемого следует повторно получить согласие на их т производство. А в случае проведения с участием подозреваемого (обви- о няемого) следственных действий, на проведение каждого следственного Л действия следователь должен каждый раз получать согласие указанных С лиц. Если иностранный гражданин наделен абсолютным иммунитетом В от реализации уголовной юрисдикции России, то данное лицо в целом н не может наделяться процессуальным статусом какого-либо участника х уголовного судопроизводства без получения его согласия, соответственно д также без получения в официальном порядке согласия аккредитующего С его государства. В

В подобных случаях запрет на принудительное привлечение назван- § ных категорий лиц, в целях проведения необходимых и обязательных следственных действий, существенно осложняет производство расследования по уголовному делу, негативно отражается на сроках возбуждения уголовного дела, проведения предварительного расследования. Результатом такого взаимодействия, когда тратится длительное время на ор- 307 ганизацию переговоров и осуществление уведомления необходимых по закону органов, может стать утеря следов, вещественных доказательств или иной доказательственной информации.

В силу названных причин от следователей конкретных ведомств требуется оперативность, умение принятия организационно-тактического решения, способность установления психологического контакта с иностранным гражданином в целях получения добровольного пожелания относительно участия в производстве следственного действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. От того, насколько качественно, полно и корректно будут раскрыты и расследованы рассматриваемые преступления и при этом соблюдены права, законные интере-

сы соответствующих иностранных граждан, в целом будет зависеть в том числе международный престиж государства и его правоохранительных органов, эффективность этого правового поля, а следовательно, и авторитет государства на международной арене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной типичной особенностью при расследовании уголовных дел, возбужденных в отношении соответствующих иностранных граждан или с их участием, выступает также обусловленная требованиями норм международного права неприкосновенность помещений и резиденций дипломатических представительств или консульств. Процессуальным условием доступа к ним является наличие согласия непосредственно главы дипломатического консульства или представительства. Названные помещения, предметы, расположенные в них, и находящееся в этих помещениях имущество, в том числе транспортные средства, являются неприкосновенными. Другими словами, их нельзя обыскивать, изымать, арестовывать или проводить с ними исполнительные действия.

Российским процессуальным законодательством не регламентируются специальные правила проведения следственных действий в тех помещениях, которые занимаются дипломатическими представителями, следовательно, все следственные действия при производстве по уголовным делам в отношении иностранных граждан производятся по общим правилам, предусмотренным УПК РФ для обычного производства. Но в УПК РФ наблюдаются некоторые попытки законодательного применения правовых условий, направленных на защиту прав и законных интересов иностранных граждан или лиц, не владеющих языком уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что некоторые консульские конвенции содержат положения о неприкосновенности жилища должностных лиц и см служащих консульств. Необходимые следственные действия с участием лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом, проводятся только . по просьбе самих лиц или с их согласия, испрашиваемого через соответствующий МИД РФ. Названным правом могут воспользоваться любые сч участники уголовного судопроизводства - иностранные граждане, обладающие дипломатической процессуальной неприкосновенностью. Наряду с этим, аккредитующее государство, которое наделило конкретное 308 лицо процессуально-правовым иммунитетом, может принудить названное лицо воспользоваться правом дачи показаний, а также лишить его процессуально-правовой неприкосновенности. В силу сказанного в ч. 2 ст. 3 УПК РФ содержится положение о необходимости испрашивания согласия на данное процессуальное действие через МИД РФ.

В случаях возбуждения уголовного дела в отношении иностранного гражданина или когда потерпевшим является иностранный гражданин, помимо общих, необходимо решить некоторые вопросы, связанные с организацией и проведением ряда следственных действий с их участием.

До возбуждения уголовного дела перед производством процессуальных действий следователю необходимо установить, владеет ли языком уголовного судопроизводства иностранный гражданин - возможный

участник уголовного судопроизводства, нуждается ли в участии переводчика, на каком языке желает давать объяснения, а также показания в целях эффективной организации и проведения следственных действий. Если следователь установит, что иностранный гражданин желает давать § показания не на русском языке, он должен обеспечить участие перевод- § чика для проведения всех процессуальных действий. На результаты и р эффективность проведения следственных действий, помимо языкового, X

влияют психологические элементы коммуникации, которые могут су- ч

а>

щественно оказывать влияние на проведение предварительного рассле- ,

дования. В частности, в ходе производства допроса или очной ставки с §

осознанием, что он находится в чужой стране (субъекты расследования - ^

в большинстве случаев лица одной национальности с предполагаемым а

преступником), иностранный гражданин может неправильно восприни- |

мать сложившуюся следственную обстановку, что может привести к вы- д

ражению недоверия к действиям должностных лиц правоохранительных §

органов, уполномоченных осуществлять расследование, а в ряде случаев —

к отказу от участия в проведении следственных действий. В сложивших- О

ся ситуациях следователю необходимо принять меры организационного 3

и разъяснительного характера, направленные на убеждение иностран- о

ного гражданина об ошибочности его представлений. т

Существенное влияние на организацию и тактику производства оказывает и временный характер нахождения иностранца на территории Л России в случае его участия в уголовном деле как потерпевшего или сви- с

детеля. Первоначальные и возможные следственные действия в рассма- В

е

триваемых ситуациях должны проводиться на высоком уровне и каче- х

ственно в целях исключения необходимости повторного проведения тех х

же следственных действий с участием иностранцев. д

Количество и перечень необходимых для производства следственных С

действий в том числе зависит от способов совершения преступления, ко- В

и

личества лиц, времени и других криминалистически значимых сведений. § Очевидно-проблемными являются ситуации, когда иностранное лицо, в частности потерпевший, свидетель, выехало за пределы России. В таком случае не представится возможным проведение таких следственных действий, как предъявление для опознания людей, предметов, очная ставка, производство некоторых судебных экспертиз. В подобном случае особое 309 значение имеет правильная и эффективная организация проведения следственных действий.

При производстве следственных действий первоначальным является необходимость проведения осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия имеет свои особенности, когда преступления совершаются иностранными гражданами, обладающими дипломатической неприкосновенностью, или когда преступления совершаются в их отношении. Например, при совершении кражи из жилища возможно проведение исключительно наружного осмотра жилища. В составленном протоколе осмотра места происшествия нужно указать, по какой причине в ходе проведения осмотра не приняло участие иностранное лицо, которое об-

ладает процессуальным иммунитетом. Если в письменном заявлении иностранного лица, наделенного дипломатическим иммунитетом, будет содержаться просьба о проведении конкретного следственного действия с его участием, то следователь уполномочен его проводить, с последующим уведомлением о проведенном следственном действии МИД РФ через руководителя следственного органа. Если иностранный гражданин не может принимать участие в ходе осмотра места происшествия по объективным причинам, то на место происшествия следует пригласить представителя консульства или посольства посредством Департамента государственного протокола МИД РФ в целях совместного осмотра предмета или иного имущества, принадлежащего посольству, а также для передачи этого имущества в его распоряжение. Качественная подготовка к проведению осмотра, например автомобиля или других транспортных средств, может способствовать эффективному разрешению спорных вопросов относительно механизма и способов совершения преступления, а также определения размеров вреда. Если следователь установит, что водитель посольства, возможно, управлял личным транспортным средством и при этом допустил ДТП, то до проведения осмотра следует установить цель поездки водителя.

Осмотр места происшествия в случае получения информации о факте совершения в отношении иностранного гражданина преступления необходимо проводить незамедлительно в силу кратковременности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации. Если последний принимает участие при производстве осмотра места происшествия, но при этом не владеет русским языком, необходимо обеспечить участие переводчика.

Распространенным следственным действием, проводимым с участи-см ем иностранного лица, является проведение его допроса. Важное значе-о1 ние имеет проведение допроса иностранного гражданина, наделенного статусом потерпевшего или свидетеля. Допрос иностранца обусловлен некоторыми субъективными и объективными обстоятельствами, в числе см которых можно назвать:

- краткосрочность пребывания лица на территории другого государ-

ства, когда должны учитываться оперативность его проведения;

310 - время и место проведения допроса обусловливаются обстоятельствами преступления и местом нахождения иностранного лица;

- необходимость направления срочного запроса или процессуального требования о допросе конкретных иностранных лиц и др.

Эти и некоторые другие обстоятельства требуют от следователя тщательной организации и подготовки к проведению допроса иностранного лица.

Как уже было сказано, при организации производства следственных действий первым обстоятельством следует признать соблюдение принципа языка уголовного судопроизводства, предполагающее уяснение обстоятельств, связанных с необходимостью и целесообразностью обеспечения

участия переводчика в ходе следственных действий. В этом случае необходимо установить степень владения языком судопроизводства.

Организация проведения допроса зависит также от вида и категории преступления, которое совершено с участием иностранного лица. § Например, особенность «... допроса лиц, в отношении которых соверше- § на организация незаконной миграции, обусловлена тем, что необходимо т установить, какие преступные действия были совершены: организация х незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда 4 через территорию Российской Федерации»12. Ход допроса иностранного , лица следует, наряду с составлением протокола, фиксировать с помощью § технических устройств. ^

По нашему мнению, следователю, дознавателю не нужно допраши- о

вать иностранного гражданина на иностранном языке, так как по обще- М

му правилу судопроизводство на территории России ведется на русском д

языке и на языке республик, входящих в состав Российской Федерации. в

Допрос является частью судопроизводства. Производство допроса может —

иметь нужный и положительный результат исключительно только при о

условии установления коммуникативного (психологического) контакта 3

следователя с допрашиваемым лицом. о

В процессе установления психологического контакта существен- т

ное значение имеет также знание следователя о политическом режиме О

страны, гражданином которой является допрашиваемый иностранный д

участник судопроизводства, в том числе знание специфики уголовного и д

уголовно-процессуального законодательства родной страны допрашива- В

емого, а также его вероисповедование. Н

Анализ материалов уголовных дел показал, что в числе распростра- ы

х

ненных следственных действий, которые проводятся с участием иностранных лиц, является предъявление для опознания. Особенностью его й проведения является возможность использования защитного экрана. Ис- В пользование подобного экрана представляет собой наиболее безопасный й порядок проведения рассматриваемого следственного действия, в ходе § которого непосредственно принимают участие иностранные потерпевшие или свидетели. В данном случае исключается непосредственный визуальный контакт опознающего лица с лицами, которые предъявляются-

ему для опознания. Результат обобщения опроса следователей показал,

311

что примерно в 30 % случаев иностранцы-потерпевшие или свидетели, когда узнают о другом порядке производства предъявления для опознания, выражают отказ от участия в его проведении, основываясь на том факте, что недостаточно обеспечена их личная безопасность. Поэтому следователь должен тщательно готовиться к его проведению с обязательным предварительным допросом лица, который выступит в качестве опознающего. Схожие особенности наблюдаются также при производстве очной ставки.

12 Данилова С. И. Организационно-тактические особенности производства опроса по уголовным делам об организации незаконной миграции // Проблемы предварительного следствия и дознания : сб. науч. трудов. М., 2007. № 223. С. 31-37.

При этом необходимо иметь в виду важное обстоятельство, что обычаи и суеверия ряда стран не позволяют передачу различных продуктов человеческой жизнедеятельности (волос, крови, спермы и т. п.). В связи с этим получение образцов для сравнительного исследования может встретить противодействие, которое, по мнению следователя, будет оцениваться как противодействие, а в случае применения принудительных мер, применяемых на законных основаниях, может привести к возникновению конфликта, который способен существенно усложнить ход и процесс расследования.

Несмотря на стремление законодателя подробно и детально регламентировать особенности проведения следственных действий с участием иностранцев с учетом норм международного права, в ходе правоприменительной практики возникает множество вопросов, связанных с участием в их проведении иностранцев, которые законодательно не регламентированы. Анализ результатов опроса должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, установил некоторые наиболее существенные проблемы производства следственных действий с участием иностранцев.

Е. П. Гришина выделяет еще одну проблему, которая, по ее мнению, заключается в возможности обеспечения общения адвоката-защитника с обвиняемым при посредничестве переводчика без каких бы то ни было препятствий13. Разделяя высказанную точку зрения, отметим, что в данном случае и применительно к нему УПК РФ не регламентирует особенности участия переводчика в ходе уголовного судопроизводства.

Проблемой является также то, что опрос свидетелей и дознавателей показал, что при производстве предварительной проверки и в целом досудебного производства с участием иностранных лиц должностные лица если и руководствуются, то только исключительно нормами УПК РФ, ре-041 гламентирующими особенности производства с участием иностранцев.

При этом нормами международного права они не руководствуются, что ^ ведет к существенному нарушению прав и законных интересов иностранен ных участников уголовного судопроизводства. В частности, существенной 041 особенностью подготовки материалов на этапе досудебного производства

_выступает особый порядок взаимодействия (сношения) с учреждениями

312 и должностными лицами иностранных государств.

Таким образом, в международном праве выделяются следующие правовые статусы иностранных граждан: общий, специальный и индивидуальный. В связи с этим в качестве регулятора общественных отношений выступают нормы как национального законодательства, так и международного права.

Процессуальные действия, производимые с участием иностранцев, имеют особенности, связанные с его языковой принадлежностью, нахо-

13 См.: Гришина Е. П. Роль международных актов и решений Европейского суда по правам человека в реализации принципа национального языка судопроизводства в уголовном процессе России // Современное право. 2013. № 8. С.102-105.

данства Российской Федерации; вправе приносить как замечания относительно хода и содержания следственного действия, так и заявления от носительно фиксации и содержания протокола следственного действия.

Библиографический список

со

ждением за или на территории Российской Федерации, наличием гражданства (подданства) других государств и другими обстоятельствами При организации производства следственных действий необходимо учи тывать названные статусы иностранца, степень знания языка уголовно го судопроизводства, возможные психологические компоненты (незнако- § мую обстановку для иностранца, незнание правил поведения и общения р и т. п.). а

Факт приглашения переводчика или его явка непосредственно не ч обусловливает возникновения у него уголовно-процессуального статуса. , Юридическим основанием признания лица переводчиком является вы- § несение должностным лицом специального постановления. Переводчик не должен быть заинтересованным в исходе уголовного дела; должен свободно владеть как устной, так и письменной речью, относящейся к

языку уголовного судопроизводства, осуществлять синхронный перевод; д

о

х

должен быть совершеннолетним, при этом не зависеть от наличия граж- §

сительно хода и содержания следственного действия, так и заявления от- О

и

в

Ахмедов У. Н., Микаутадзе С. Р. Теоретические и правовые основы дока- о зывания экстремистской деятельности : учеб. пособие. М. : ДГСК МВД Рос- g сии, 2014. 120 с. g

Багаутдинов Ф. Н. Новый вид преступности и вопросы российского граж- В данства // Законность. 2016. № 12. С. 49-53. н

Гришина Е. П. Роль международных актов и решений Европейского суда Ы по правам человека в реализации принципа национального языка судопроизводства в уголовном процессе России // Современное право. 2013. № 8. й С. 102-105. В

Данилова С. И. Организационно-тактические особенности производства и опроса по уголовным делам об организации незаконной миграции // Про- ; блемы предварительного следствия и дознания : сб. науч. трудов. М., 2007. № 223. С. 31-37.

Дмитрюк Л. В. О практике надзора за расследованием преступлений,_

связанных с организацией незаконной миграции // Прокурор. 2016. № 2.

С. 83-87. -

Качалов В. В., Маслакова Е. А., Анненков А. Ю. Действие Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2015. № 4. С. 20-23.

References

Akhmedov U. N., Mikautadze S. R. Theoretical and legal bases of proving extremist activity : textbook. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. 120 p.

Bagautdinov F. N. A new type of crime and issues of Russian citizenship // Legality. 2016. № 12. P. 49-53.

Grishina E. P. The role of international acts and decisions of the European Court of Human Rights in the implementation of the principle of the national language of legal proceedings in the criminal process of Russia // Modern law. 2013. № 8. P. 102-105.

Danilova S. I. Organizational and tactical features of the survey on criminal cases on the organization of illegal migration // Problems of preliminary investigation and inquiry: Collection of scientific tr. M., 2007. № 223. P. 31-37.

Dmitryuk V. L. On the practice of supervision over the investigation of crimes related to illegal immigration // Attorney. 2016. № 2. P. 83-87.

Kachalov V. V., Maslakova E. A., Annenkov S. A. The effect of the Criminal code of the Russian Federation in respect of foreign citizens and individuals without citizenship // Migration law. 2015. № 4. P. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

Трухачев В. В., Ахмедов У. Н. Производство следственных действий с участием иностранных граждан: процессуально-правовые, организационные и тактические аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2(49). С. 301-314. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/301-314

Recommended citation:

Trukhachev V. V., Akhmedov U. N. Conducting investigative actions with the participation of foreign citizens: procedural, legal, organizational and tactical aspects // Proseedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2(49). Р. 301-314. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2Z301-314

314

Воронежский государственный университет

Трухачев В. В., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права

E-mail: v.truhachev @ law.vsu.ru

Воронежский институт МВД России

Ахмедов У. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса

E-mail: Ulvi27 @ mail.ru

Voronezh State University Trukhachev V. V., Doctor of Legal Sciences, Professor of the Criminal Law Department

E-mail: v.truhachev @ law.vsu.ru

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Akhmedov U. N., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process Department E-mail: Ulvi27 @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.