Научная статья на тему 'Производство по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений'

Производство по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАДМИССИЯ / READMISSION / ДЕПОРТАЦИЯ / DEPORTATION / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ADMINISTRATIVE EXPULSION / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / В КОТОРОЕ ПОМЕЩАЕТСЯ ГРАЖДАНИН / SPECIAL INSTITUTION WHERE A CITIZEN SUBJECT TO READMISSION IS PLACED / ПОДЛЕЖАЩИЙ РЕАДМИССИИ / ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / EXTENSION OF STAY OF A FOREIGN CITIZEN IN A SPECIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнатко Елена Александровна, Старицын Алексей Юрьевич

Проанализированы понятия реадмиссия, депортация, административное выдворение, выявлены черты их сходства и различия. Рассмотрен процессуальный порядок производства по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении. Сделаны выводы о составе лиц, участвующих в таком производстве, содержании заявления о помещении иностранного гражданина в специальном учреждении, необходимости включения данных процедур в гражданское процессуальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEEDINGS ON TEMPORARY PLACEMENT OF FOREIGN CITIZENS SUBJECT TO READMISSION IN A SPECIAL INSTITUTION AS PROCEEDINGS LYING IN THE SPHERE OF CASES ARISING FROM PUBLIC LEGAL RELATIONSHIPS

Having analyzed the concepts of readmission, deportation, administrative expulsion, the article reveals their similarities and differences. It considers the procedural order of proceedings on the temporary accommodation of a foreign citizen subject to readmission in a special institution. Conclusions are drawn on proceeding membership, content of a statement about the placement of a foreign citizen in the special institution, the need for these procedures to be included in the law of civil procedure.

Текст научной работы на тему «Производство по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»

УДК 347.9(075.8)

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ВРЕМЕННОМ РАЗМЕЩЕНИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА, ПОДЛЕЖАЩЕГО РЕАДМИССИИ, В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

© Е.А. Гнатко1, А.Ю. Старицын2

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Проанализированы понятия реадмиссия, депортация, административное выдворение, выявлены черты их сходства и различия. Рассмотрен процессуальный порядок производства по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении. Сделаны выводы о составе лиц, участвующих в таком производстве, содержании заявления о помещении иностранного гражданина в специальном учреждении, необходимости включения данных процедур в гражданское процессуальное законодательство.

Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: реадмиссия; депортация; административное выдворение; специальное учреждение, в которое помещается гражданин, подлежащий реадмиссии; продление срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.

PROCEEDINGS ON TEMPORARY PLACEMENT OF FOREIGN CITIZENS SUBJECT TO READMISSION IN A SPECIAL INSTITUTION AS PROCEEDINGS LYING IN THE SPHERE OF CASES ARISING FROM PUBLIC LEGAL RELATIONSHIPS E.A. Gnatko, A.Yu. Staritsyn

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

Having analyzed the concepts of readmission, deportation, administrative expulsion, the article reveals their similarities and differences. It considers the procedural order of proceedings on the temporary accommodation of a foreign citizen subject to readmission in a special institution. Conclusions are drawn on proceeding membership, content of a statement about the placement of a foreign citizen in the special institution, the need for these procedures to be included in the law of civil procedure. 11 sources.

Key words: readmission; deportation; administrative expulsion; special institution where a citizen subject to readmission is placed; extension of stay of a foreign citizen in a special institution.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 23.07.2010 г. № 178-ФЗ [7] введены новеллы в институт гражданского судопроизводства, возникающего из публичных правоотношений. Ими предусмотрено производство по делам о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

Под реадмиссией в гражданском процессе подразумевается передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями межгосударственного соглашения либо иного международного договора. Таким образом, правовой основой реадмиссии являются международные договоры. На сегодняшний день Российской Федерацией заключено «Соглашение между Правительством Российской

Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории РФ и территории Литовской Республики (Соглашение о реадмиссии)» от 12.05.2003 г. Аналогичные документы подписаны: с Европейским сообществом (2006 г.), Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации (2009 г.), Кабинетом министров Украины (2006 г.), Правительством Исландии (2008 г.), Правительством Королевства Норвегия (2007 г.), Правительством Королевства Дания (2008 г.), Правительством Социалистической Республики Вьетнам (2008 г.), Правительством Республики Узбекистан (2007 г.).

При отсутствии подобного договора иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в России, подлежат депортации. Отметим, что согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - это «принудительная высылка ино-

1Гнатко Елена Александровна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, тел.: 89148929041, e-mail: [email protected]

Gnatko Elena, Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, tel.: 89148929041, e-mail: [email protected]

2Старицын Алексей Юрьевич, ассистент кафедры гражданского права и процесса, тел.: 89021751575. Staritsyn Aleksei, Assistant Professor of the Department of Civil Law and Procedure, tel.: 89021751575.

странного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации» [8].

Необходимо отличать понятия реадмиссия, депортация и административное выдворение.

Депортация применяется:

1) при игнорировании иностранным гражданином или лицом без гражданства объявленного требования покинуть территорию РФ вследствие сокращения срока пребывания в стране, аннулирования разрешения на временное пребывание (проживание), отказа в признании беженцем, вынесения решения о нежелательности пребывания (проживания);

2) при утрате или прекращении законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в стране. Реадмиссия же не связана с предъявлением требования иностранному гражданину или лицу без гражданства покинуть территорию РФ и может осуществляться в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыли в Россию.

Административное выдворение - это вид административного наказания, назначаемого исключительно судом, судебное постановление по которому может быть обжаловано. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан через государственную границу РФ за пределы РФ за совершенное иностранным гражданином административное правонарушение в области государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ [1].

По сравнению с административным выдворением реадмиссия не является видом административного наказания, решение о реадмиссии принимается во внесудебном порядке органами Федеральной миграционной службы (ФМС) России. Реадмиссия может осуществляться в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыли в Россию. Лица, попадающие под реадмис-сию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение об административном выдворении [11].

К числу иностранных граждан, лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, в гражданском процессе относят:

1) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмис-сии;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации [10].

Согласно ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [9] указанные лица до реадмиссии могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в

сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих ре-адмиссии.

Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии [8].

Федеральными органами исполнительной власти в сфере миграции являются учреждения Федеральной миграционной службы России. В соответствии со ст. 261.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) [3] заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается ее территориальным органом.

Специальными учреждениями, в которых временно размещаются иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются Центры для содержания лиц, подпадающих под реадмиссию. В настоящее время Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2004 г. № 1568-р создано государственное федеральное учреждение «Центр для содержания лиц, попадающих под реадмиссию», находящееся по адресу: г. Псков, ул. Новгородская, д. 97 [9].

Указанное заявление подается органами ФМС в суд по месту нахождения Центра для содержания лиц, попадающих под реадмиссию, в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение. Заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания в специальном учреждении.

Временное же размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальных учреждениях на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется на основании решения директора ФМС, его заместителя или руководителя территориального органа ФМС. Информация о временном помещении в специальное учреждение иностранного гражданина направляется в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности или постоянного проживания лица, по требованию иностранного гражданина указанная информация должна быть направлена незамедлительно.

ГПК РФ не регламентирует содержание заявления о размещении гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, кроме как в ч. 1 ст. 247: в заявлении должно быть указано предусмотренное федеральным законом основание для временного

размещения или продления срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении. Таких оснований два: наличие международного договора и отсутствие законных оснований для пребывания (проживания) в РФ согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Кроме того, ч. 1 ст. 246 ГПК РФ указывает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными для производства, возникающего из публичных правоотношений, из чего следует, что заявление по таким делам должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Таким образом, заявление о размещении гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении должно быть составлено в письменной форме и должно содержать:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование заявителя (органа ФМС), его место нахождения;

3) наименование заинтересованного лица, место нахождения специального учреждения для содержания лиц, подлежащих реадмиссии;

4) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, предусмотренное федеральным законом основание для временного размещения или продления срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;

5)просьба заявителя о временном размещении или продлении срока временного размещения в специальном учреждении лица, подлежащего реадмис-сии. Заявление подписывается представителем органа ФМС.

К документам, прилагаемым к заявлению, относятся документы, удостоверяющие полномочия представителя заявителя, и подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

При поступлении заявления в суд дело возбуждается незамедлительно и рассматривается в течение пяти дней со дня возбуждения дела. Дело рассматривается с участием заявителя - органа ФМС, прокурора [5], иностранного лица, подлежащего реадмиссии.

В отличие от других видов дел производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по рассматриваемому виду дел не допускается отказ в принятии заявления, оставление его без движения, возвращение его заявителю.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 10 ГПК РФ, к примеру, если разбирательство дела в

открытом судебном заседании может привести к разглашению государственной тайны.

Суд, рассмотрев по существу заявление, принимает решение об удовлетворении требований органа Федеральной миграционной службы или отклоняет заявление (ст. 261. 4 ГПК РФ). Представляется, что указание закона на «отклонение заявления» является не совсем корректным, поскольку в ст. 198 ГПК РФ прямо указано, что в решении суда должны содержаться выводы суда об удовлетворении или об отказе требований, в связи с чем суд должен либо удовлетворить требования органа ФМС, либо отказать в них.

Решение суда об удовлетворении заявления ФМС является основанием для временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или продления срока пребывания в нем на необходимый для осуществления реадмиссии срок. Однако действующее законодательство не содержит временных критериев необходимости срока для реадмиссии, кроме того, не указывает, каким органом он устанавливается, что, несомненно, должно составлять трудности для суда при принятии решения, и, как любые пробелы в законодательстве, может повлечь за собой принятие неправосудного решения. Полагаем, что судам необходимо ориентироваться на Директиву Европейского Парламента от 18 июня 2008 г. [6], где общий срок содержания мигрантов с неурегулированным правовым статусом в специализированных учреждениях до момента возвращения лица в государство его гражданства либо постоянного проживания не должен превышать шести месяцев, но исходя из конкретных обстоятельств может продляться судом до 12 месяцев.

Представляется, что указанная правовая процедура неслучайно нашла свое место в Гражданском процессуальном кодексе в подразделе «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Производство, возникающее из публичных правоотношений - это особый процессуальный порядок рассмотрения споров о праве, в котором административный суд проверяет законность и обоснованность действий органов управления [2], которые нарушают или могут нарушить гражданские права и законные интересы граждан. При помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение ограничивается право граждан на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах [4], в связи с чем необходима судебная проверка указанных решений ФМС.

Статья поступила 04.04.2014 г.

Библиографический список

1. Афанасьев С.Ф., Зайцев А.И. Гражданское процессуальное право. М.: Юрайт, 2013. 452 с.

2. Боннер А.Т. Неисковые производства в гражданском процессе: учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. 124 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532._

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 28.04.1976. № 17. Ст. 291.

5. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 181 // Законность. 2012. № 6.

6. Об общих стандартах и процедурах, подлежащих приме-

нению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран: Директива № 2008/115/ЕС Европейского парламента от 18.06.2008 г. // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2568270/#ixzz30FmybzpP

7. О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 23.07.2010 г. № 178-ФЗ // Российская газета. 2010. № 164.

8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. № 140.

9. О создании федерального государственного учреждения «Центр для содержания лиц, подпадающих под реадмис-сию»: распоряж. Правительства РФ от 06.12.2004 г. № 1568-р // Российская газета. 2004. № 275.

10. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 55-57.

11. Положение о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о ре-адмиссии, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы: постановл. Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 555 // Российская газета. 2009. № 4960.

УДК159.9.37.015 3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

1 О _ <5

© Н.Е. Горская1, В.Е. Глызина2, Е.С. Белоусова3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. 3Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрена самооценка как субъективное и очень личностное образование психики человека, являющаяся интегратором поведения, деятельности личности и обуславливающая реализацию ее потенциальных возможностей. Подчеркнут тот факт, что самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира. Описаны уровни самооценки. Уделяется внимание изучению развития самооценки в онтогенезе. Использована методика А.А. Реан «Самооценка личности», позволяющая определить уровень сформированности функций регуляции жизнедеятельности и психологического развития личности в целом на основании определения коэффициента ранговой корреляции, который является показателем адекватной или неадекватной самооценки. Представлены результаты исследования самооценки студентов. Доказано, что только у небольшой части студентов в процессе обучения в вузе происходит изменение самооценки в положительную сторону. Преподавателям рекомендовано учитывать личностно-психологические особенности студентов с целью дифференцированного подхода к обучению для более успешного освоения ими учебной программы. Табл. 2. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: самосознание; структурные компоненты самосознания; саморегуляция; самоуправление; уровни самооценки; онтогенез.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENT LEVEL OF SELF-ESTEEM N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina, E.S. Belousova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats self-esteem as a very subjective and personal feature of human psyche, which integrates behavior and

1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 для технических специальностей, тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]

Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 1, tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]

2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e -mail: [email protected]

Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: [email protected]

3Белоусова Евгения Сергеевна, ассистент кафедры иностранных языков, тел.: 89025449111, e -mail: [email protected] Belousova Evgeniya, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025449111, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.