Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА'

ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / СЕРТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКСПОРТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Т. А., Гончарова Ю. В.

Органическое сельское хозяйство - это комплексная система, объединяющая интересы всех участников этой системы: сельхозтоваропроизводителей, конечных потребителей и государства. С внесением вклада в развитие органического сельского хозяйства происходит одновременное развитие социальных, экономических и, что немаловажно, экологических факторов. Сейчас одной из главных проблем, стоящих перед мировой общественностью, является проблема экологии, здоровья и охраны окружающей среды. Органическое сельское хозяйство в основе своей несет именно эти важные критерии подхода к ведению сельского хозяйства: причинение минимального вреда окружающей среде, производство качественных и безопасных продуктов питания, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье человека. В настоящей статье рассмотрены проблемы законодательного регулирования в области органического сельского хозяйства. В статье освещен вопрос производства, переработки и оборота органической продукции в Российской Федерации. Дан анализ законодательства, регулирующего отношения на сложившемся в России рынке органической продукции. Выявлена проблематика отсутствия нормативных правовых норм, регулирующих правоотношения в области производства, переработки, хранения, а также экспорта органической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIC PRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGISLATIVE SUPPORT AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Organic agriculture is a complex system that unites the interests of all participants in this system: agricultural producers, end consumers and the state. By contributing to the development of organic agriculture, there is a simultaneous development of social, economic and, which is important, environmental factors. Now one of the main problems facing the world community is the problem of ecology, health and environmental protection. Organic agriculture basically carries these important criteria for approaching agriculture - causing minimal harm to the environment, producing high-quality and safe food, thereby having a beneficial effect on human health. This article discusses the problems of legislative regulation in the field of organic agriculture. The article will highlight the issue of production, processing and circulation of organic products in the Russian Federation. An analysis of the legislation governing relations in the organic market that has developed in Russia is given. The article reveals the problem of the lack of legal norms governing legal relations in the field of production, processing, storage, and export of organic products.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Научная статья УДК/UDC 340.1

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-81-89

Производство органической продукции в Российской Федерации: законодательное обеспечение

и правоприменительная практика

Т.А. Гусева1, Ю.В. Гончарова2

1 2 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Органическое сельское хозяйство - это комплексная система, объединяющая интересы всех участников этой системы: сельхозтоваропроизводителей, конечных потребителей и государства. С внесением вклада в развитие органического сельского хозяйства происходит одновременное развитие социальных, экономических и, что немаловажно, экологических факторов. Сейчас одной из главных проблем, стоящих перед мировой общественностью, является проблема экологии, здоровья и охраны окружающей среды. Органическое сельское хозяйство в основе своей несет именно эти важные критерии подхода к ведению сельского хозяйства: причинение минимального вреда окружающей среде, производство качественных и безопасных продуктов питания, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье человека. В настоящей статье рассмотрены проблемы законодательного регулирования в области органического сельского хозяйства. В статье освещен вопрос производства, переработки и оборота органической продукции в Российской Федерации. Дан анализ законодательства, регулирующего отношения на сложившемся в России рынке органической продукции. Выявлена проблематика отсутствия нормативных правовых норм, регулирующих правоотношения в области производства, переработки, хранения, а также экспорта органической продукции.

Ключевые слова: органическая продукция, органическое сельское хозяйство, безопасность пищевых продуктов, сертификация органической продукции, эквивалентность регулирования органического сельского хозяйства, экспорт органической продукции

Для цитирования: Гусева Т. А., Гончарова Ю. В. Производство органической продукции в Российской Федерации: законодательное обеспечение и правоприменительная практика // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. С. 81-89. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-81-89

Original article

Organic production in the Russian Federation: legislative support and law enforcement practice Tatiana A. Guseva1, Yulia V. Goncharova2

1 2 Oryol State University named after I.S. Turgenev, Oryol, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. Organic agriculture is a complex system that unites the interests of all participants in this system: agricultural producers, end consumers and the state. By contributing to the development of organic agriculture, there is a simultaneous development of social, economic and, which is important, environmental factors. Now one of the main problems facing the world community is the problem of ecology, health and environmental protection. Organic agriculture basically carries these important criteria for approaching agriculture - causing minimal harm to the environment, producing high-quality and safe food, thereby having a beneficial effect on human health. This article discusses the problems of legislative regulation in the field of organic agriculture. The article will highlight the issue of production, processing and circulation of organic products in the Russian Federation. An analysis of the legislation governing relations in the organic market that has developed in Russia is given. The article reveals the problem of the lack of legal norms governing legal relations in the field of production, processing, storage, and export of organic products.

Keywords: organic products, organic agriculture, food safety, certification of organic products, equivalence of regulation of organic agriculture, export of organic products

For citation: Guseva T. A., Goncharova Y. V. Organic production in the Russian Federation: legislative support and law enforcement practice, Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no 4, pp. 81-89. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-81-89 (In Russ.).

Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон № 280)

[1], законодательно регулирующий деятельность органического сельского хозяйства, был принят в 2018 году, но вступил в действие только с 1 янва-

ря 2020 года. Были разработаны дополнительные правовые акты. Тем не менее, авторы настоящей статьи полагают, что, несмотря на достаточно большую разработанность правового регулирования в области органического сельского хозяйства в данной сфере деятельности, для его более успешной реализации необходимо принять дополнительные нормативные акты.

Для целей Федерального закона № 280-ФЗ используются следующие основные понятия, установленные статьей 2:

1) органическая продукция - экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

2) органическое сельское хозяйство - совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2] и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв;

3) производители органической продукции -юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

В статье 11 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 172-ФЗ) [3] приведен список необходимых документов для более широкого стратегического планирования, которые необходимо разработать в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым отнесены отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации (далее - отраслевые документы стратегического планирования), определяющие, согласно части 2 статьи 19 Закона № 172-ФЗ, развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могущие стать основой для разработки государственных программ Российской Федерации.

Мероприятия, проводимые в рамках государственных программ, являются основным инструментом реализации отраслевых документов стратегического планирования (статья 43 Закона № 172-ФЗ).

Таким образом, документы, разрабатываемые в рамках стратегического планирования, должны иметь широкий спектр применения в развитии определенной сферы или отрасли экономики, во исполнение которого принимаются иные документы стратегического планирования (например, государственные программы) и связанные с этим управленческие решения.

С учетом изложенного развитие органического сельского хозяйства должно осуществляться

в рамках Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 г. № 993-р [4], что, по мнению экспертов, не сможет в полной мере отразить все необходимые нюансы развития органического сельского хозяйства.

В связи с этим назрела необходимость разработки отдельной стратегии развития, отражающей все необходимые для успешного развития аспекты органического сельскохозяйственного производства.

Следующая проблема в области применения и распространения органической продукции - это отсутствие норм права, регулирующих порядок осуществления контроля (надзора) за обращением органической продукции.

С 1 июля 2021 года вступил в силу, за исключением отдельных положений, Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) [5], определяющий новый подход к системе исполнения и формирования контроля (надзора) государственными органами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ государственный контроль (надзор) должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Государственный контроль подразделяется на: федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальный контроль, каждый из которых регулируется федеральными законами (в соответствии с положениями части 8 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ).

В целях приведения отраслевого законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ был принят Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 170-ФЗ) [6].

Законом № 170-ФЗ внесены изменения в отдельные федеральные законы в части установления видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов контроля, осуществляемого муниципальными образованиями и их предметов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 248-ФЗ предметом государственного контро-

ля (надзора), муниципального контроля являются:

- соблюдение установленных законом предписаний и требований, лицами, осуществляющими надзорную деятельность;

- соблюдение подконтрольными органами норм и правил, установленных в разрешительных документах;

- соблюдение норм и предписаний, содержащихся в документах, исполнение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- контроль за исполнением решений, принимаемых контролирующими органами по результатам проверок.

В этой связи введение государственного контроля (надзора) за обращением органической продукции в качестве самостоятельного вида контроля (надзора) требует обоснования, в том числе в части планируемых к использованию механизмов контроля (надзора) и обсуждения с бизнес-сообществом.

Так, в Федеральном законе № 248-ФЗ отсутствуют положения об условиях, при которых осуществляется вывоз органической продукции с территории Российской Федерации, основаниях запрета на вывоз такой продукции, лицах, уполномоченных принимать решения о вывозе, и иные положения, которые не могут быть установлены подзаконными актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон № 164-ФЗ) [7] к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом и вывозом из Российской Федерации.

Обязательное требование о том, что органическая продукция должна соответствовать стандартам и требованиям страны потребителя не установлено федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от29.05.2014 г. [8], актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти с учетом положений Федерального закона от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [9].

Таким образом, возникает необходимость в определении системы и механизма осуществления государственного контроля (надзора) за хозяйственным оборотом органической продукции, так как Федеральным законом № 248-ФЗ, Федеральным законом № 280-ФЗ и Федеральным законом от

02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [10] не установлен отдельный вид осуществления контроля (надзора) за оборотом органической продукции.

Также необходимо подготовить предложения по реализации механизма взаимного признания сертификации органической продукции, а именно необходимо предусмотреть:

1) заключение двусторонних соглашений об эквивалентности регулирования органического сельского хозяйства; учитывая, что соглашение об эквивалентности - это двустороннее соглашение между странами, производителями органической продукции о торговле органическими товарами, произведенными и сертифицированными в соответствии с органическими стандартами страны-участницы соглашения об эквивалентности, и представлять такие товары как органические в другой стране-участнице соглашения;

2) аккредитацию органов по оценке соответствия страной-импортером.

При этом экспорт органической продукции может быть осуществлен и в те страны, где национальное регулирование данной сферы не урегулировано на законодательном уровне.

Соответственно заключение соглашения об эквивалентности можно осуществлять сертификацию как единый процесс.

Имеется необходимость и в обеспечении гармонизации национальных и межгосударственных стандартов по органической продукции с международными документами в данной сфере и выделения кодов ОКПД 2 [11] и ТН ВЭД ЕАЭС [12], регулирующих органическую продукцию.

Указанные положения включены в постановление Совета Федерации № 427-СФ «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» [13].

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [14] при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.

В Российской Федерации разработка национальных и межгосударственных стандартов в области органической продукции ведется в рамках технического комитета по стандартизации «Продукция органического производства»

(ТК 040) , ведение секретариата которого поручено АНО «Роскачество».

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют стандарты для органической продукции, разработанные в рамках ТК 040:

ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»;

ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки»;

ПНСТ 540-2021 «Агенты биологической борьбы для органического сельского хозяйства. Общие технические условия» (утвержден со сроком действия до 01.06.2024 г.).

ГОСТ 33980-2016 разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта Кодекса Алиментариус CAC/GL 32-1999 «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания» [15], а также в полном соответствии с Регламентом Комиссии (ЕС) от 05.09.2008 г. **

№ 889/2008 с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции в отношении органического производства, маркировки и контроля продукции (официальный бюллетень Европейского союза от 18.09.2008 г.), базовыми стандартами Международной федерации движений органического сельского хозяйства (International Fédération of Organic Agriculture Movements (IFOAM)****.

В настоящее время в соответствии с Программой национальной стандартизации (шифр темы 1.7.040-2.005.20) ведется доработка окончательной редакции проекта изменения № 1 ГОСТ 33980-2016, подготовленного по итогам согласования стандарта с комиссией COROSIFOAM с целью признания ГОСТ 33980-2016 мировым сообществом и последующим признанием продукции, про-

URL: http://webportalsrv.gost.ru/portal/TKSUGGEST/ TK2006.nsf/84eb0d5919ea20bac325653100289c4a/c0f377e3f7 278297c325757600339ddc?0penDocument (дата обращения: 24.10.2021).

URL: https://soz.bio/baza-znaniy/standarty-normy-i-trebovaniya/ (дата обращения: 24.10.2021).

URL: https://soz.bio/baza-znaniy/standarty-normy-i-trebovaniya/ (дата обращения: 24.10.2021).

Международная федерация экологического сельскохозяйственного движения (IFOAM) была создана в 1972 г. с целью распространения экологичных методов хозяйствования. Базовые компетенции IFOAM представлены как: общие принципы, рекомендации, основные стандарты. URL: https://soz.bio/partners/ifoam/ (дата обращения: 24.10.2021).

изведенной по ГОСТ 33980-2016, во всех странах мира как органической продукции.

При разработке национального стандарта ГОСТ Р 59425-2021, разработчиками были применены последние требования к органической продукции из дикорастущего сырья, рекомендуемые 1ГОАМ, Постановлением (ЕС) 2018/848 Европейского парламента и Совета от 30.05.2018 г. «Об органическом производстве и маркировке органических продуктов и отмене постановления Совета (ЕС) № 834/2007».

Помимо разработки изменения ГОСТ 33980-2016, Программой национальной стандартизации на 2021 г. в рамках ТК 040 предусмотрена разработка следующих стандартов:

1. ГОСТ Р «Продукция органического производства. Маркировка: надписи, графическое изображение (знак), форма и порядок их использования» (шифр темы 1.7.040-1.003.19);

2. ГОСТ Р «Земледелие органическое. Почвы» (шифр темы 1.7.040-1.003.20);

3. ГОСТ Р «Продукция органического производства. Водки и водки особые. Правила производства» (шифр темы 1.7.040-1.007.21);

4. Изменение ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства» (шифр темы 1.7.040-1.006.20).

Минсельхоз России отметил, что в связи с отсутствием кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, установленных непосредственно к органической продукции Федеральная служба государственной статистики, аналитические агентства не обладают информацией о состоянии рынка органической продукции в Российской Федерации. Получить экспертную оценку отечественного рынка органической продукции можно, только применив специализированную оценку, а также проведя исследования в этой области на примере исследовательского института органического сельского хозяйства - ПВЬ .

Добавление в ОКПД двух отдельных кодов, установленных для органической продукции, даст возможность более точного формирования статистической информации в области производства органических товаров, необходимой для установления дополнительных мер государственной поддержки, установленных для производителей органической продукции, предусмотренных Федеральным законом № 280-ФЗ, а также для оценки результатов эффективности их применения.

Научно-исследовательский институт органического сельского хозяйства (немецкий: Forschungsinstitut für biologischen Landbau, кратко: FiBL), является одним из ведущих в мире органическое земледелие информационно-исследовательские центры. Как независимая некоммерческая организация она продвигает исследования и проекты, которые помогают фермерам повышать свою продуктивность с учетом воздействия на окружающую среду и здоровье. URL: site: wikichi.ru (дата обращения: 24.10.2021).

С учетом изложенного необходимо дополнить Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности категорией «органическая/органический».

Третья проблема органического сельского хозяйства - это отсутствие/недостаточность проводимых мероприятий по увеличению площадей, сертифицированных для органического производства.

В рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 г. № 731 предусмотрена реализация проекта «Установление границ земель сельскохозяйственного назначения, включая границы сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, для обеспечения организации их рационального использования» [16], показатели которого учитывают площади образуемых земельных участков, в том числе необходимых для производства органической сельскохозяйственной продукции.

Целью проекта «Организация эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения» Госпрограммы также является предоставление муниципальными образованиями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для их вовлечения в сельскохозяйственный оборот. Основным источником вовлечения в оборот земель, пригодных для производства органической продукции, в первую очередь, могут рассматриваться земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности образований, а также земельные участки, не использующиеся по назначению, государственная собственность на которые не разграничена, но которые могут быть использованы, в том числе, для органического земледелия.

Кроме того, в рамках Госпрограммы предусмотрена реализация проекта «Информационное обеспечение эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» [16], одной из целей которого является создание сервисов эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения в рамках развития Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, включающих сервисы ведения реестра особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и определения видов и параметров сельскохозяйственных земель, которые обеспечат возможность формирования и получения данных для формирования реестра о состоянии, целевом и рациональном использовании земель, имеющих статус особо ценных продуктивных сельско-

хозяйственных угодии, в том числе получения информации о землях, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности в форме органического земледелия.

Возникла необходимость во введении дополнительных мер государственной поддержки, установленных именно для производителей органических товаров, в том числе субсидирования понесенных такими производителями затрат на сертификацию органического производства и транспортировку органической продукции.

В отношении введения дополнительных мер поддержки для производителей органической продукции необходимо иметь в виду, что согласно статье 9 Закона № 280-ФЗ государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» .

С 2020 года в рамках изменения подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 г. № 1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Россий-**

ской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - Компенсирующая субсидия) и Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - Стимулирующая субсидия).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения: 24.10.2021).

Изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339778/ (дата обращения: 24.10.2021).

Субъекты Российской Федерации своими нормативными правовыми актами, руководствуясь Правилами предоставления! Компенсирующей и Стимулирующей субсидий, устанавливают порядок, условия предоставления средств, а также требования, которые предъявляются к получателям субсидий, установлены размеры применяемых ставок грантов, раскрыт перечень документов, предоставляемых с целью получения средств субсидий, а также регламентирован срок рассмотрения, представляемых документов, устанавливаются. Таким образом, субъект самостоятельно определяет ставку на сельскохозяйственную продукцию в зависимости от применяемой технологии производства, в том числе на продукцию, произведенную в соответствии с Федеральным законом № 280-ФЗ.

Резюмируя изложенное в статье, можно добавить следующее:

Евразийским Межправительственным советом 20 августа 2021 года утвержден план мероприятий («дорожная карта») по формированию общего рынка органической продукции в рамках

т-, **

Евразииского экономического союза , в соответствии с которым намечены мероприятия по вопросам, изложенным в приводимой статье. Сроки исполнения намеченных мероприятий - 2021-2025 гг.

Советом по правам человека на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН рекомендовано странам «наращивать потенциал для усилий по охране окружающей среды в целях выполнения своих обязательств и обязанностей в области прав человека» и «продолжать обмен передовым опытом выполнения обязательств по правам человека, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой» , тем самым подчеркнув важность применения во всем мире безопасных способов производства для человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 авг. 2018 г. № 280-ФЗ: вступил в силу 1 янв. 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (дата обращения: 24.10.2021).

2. О развитии сельского хозяйства: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 22 дек. 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 дек. 2006 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения: 24.10.2021).

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: в ред. от 31 июля 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/ (дата обращения: 24.10.2021).

4. Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 апр. 2020 г. № 993-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350437/ (дата обращения: 24.10.2021).

5. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г.: в ред. от 11 июня 2021 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 24.10.2021).

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": федер. закон Рос. Федерации от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909/ (дата обращения: 24.10.2021).

7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 24.10.2021).

Межправительственный совет является органом Евразийского экономического союза, состоящим из глав правительств государств-членов.

Евразийский межправительственный союз действует на основании "Договора о Евразийском экономическом союзе": Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.: в ред. от 1 окт. 2019 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 1 авг. 2021 г. В состав Евразийского межправительственного союза (ЕАЭС) входят следующие страны: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

*** Генеральная Ассамблея ООН A/HRC/48/L.23/Rev.1, проводилась в период с 13.09 по 08.10.2021 года. URL: https://soz.bio/sovet-oon-po-pravam-cheloveka-vpervye-p/ (дата обращения: 24.10.2021).

Пункт 3 повестки дня Генеральной ассамблеи ООН A/HRC/48/L.23/Rev.1 «Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие». URL: https://soz.bio/sovet-oon-po-pravam-cheloveka-vpervye-p/ (дата обращения: 24.10.2021).

8. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.: в ред. от 1 окт. 2019 г.: с изм. и доп., вступ. в силу с 1 авг. 2021 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 24.10.2021).

9. Об обязательных требованиях в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (дата обращения: 24.10.2021).

10. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон Рос. Федерации от 2 янв. 2000 г. № 29-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 24.10.2021).

11. Общероссийский классификатор Продукции по видам экономической деятельности Ок 034-2014 (КПЭС 2008), разработан совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии: утв. приказом Росстандарта от 31 янв. 2014 г. № 14-ст: в ред. от 16 июня 2021 г. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163703/ (дата обращения: 24.10.2021).

12. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. ТН ВЭД ТС: принят Комиссией таможенного союза при содействии ФТС России. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Товар-ная_номенклатура_внешнеэкономической_деятельности_Евразийского_экономического_союза (дата обращения: 24.10.2021).

13. О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Рос. Федерации от 23 июня 2021 г. № 427-C®URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=772273#lvNBlm S6YXZFT76G (дата обращения: 24.10.2021).

14. О стандартизации в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (дата обращения: 24.10.2021).

15. Кодекс Алиментариус CAC/GL 32-1999 «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания». URL: https://soz.bio/baza-znaniy/standarty-normy-i-trebovaniya/ (дата обращения: 24.10.2021).

16. План деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2020-2025 годы (актуализация): утв. Минсельхозом России 19 июля 2021 г. № ДХ-5373). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_391688/ (дата обращения: 24.10.2021).

References

1. Ob organicheskoi produktsii i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federat-sii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 3 avg. 2018 g. No. 280-FZ; vstupil v silu 1 yanv. 2020 g. [On organic products and on amendments to Certain Legislative acts of the Russian Federation: RF Federal Law of 3 Aug. 2018 No. 280-FZ; entered into force on 1 Jan. 2020]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304017/ (accessed 24.10.2021).

2. O razvitii sel'skogo khozyaistva: feder. zakon Ros. Federatsii ot 29 dek. 2006 g. No. 264-FZ(poslednyaya redaktsiya): prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 22 dek. 2006 g., odobren Sovetom Federat-sii 27 dek. 2006 g. [On the development of agriculture: RF Federal Law of 29 Dec. 2006 No. 264-FZ (latest edition): adopted by the State Duma on 22 Dec. 2006, approved by the Federation Council on 27 Dec. 2006]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (accessed 24.10.2021).

3. O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii: feder. Zakon Ros. Federatsii ot 28 iyunya 2014 g. No. 172-FZ: v red. ot 31 iyulya 2020 g. [On strategic planning in the Russian Federation: RF Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ: as amended. from July 31, 2020]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed 24.10.2021).

4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya agropromyshlennogo i rybokhozyaistvennogo kompleksov Ros-siiskoi Federatsii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 12 apr. 2020 g. No. 993-r. [On the approval of the Strategy for the Development of agro-industrial and Fisheries complexes of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the Government of the Russian Federation of April 12, 2020 No. 993-R]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350437/ (accessed 24.10.2021).

5. O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 31 iyulya 2020 g.: v red. ot 11 iyunya 2021 g. [On State control (supervision) and municipal control in the Russian Federation: RF Federal Law of July 31, 2020: as amended. from June 11, 2021]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (accessed 24.10.2021).

6. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v svyazi s prinyatiem Fed-eral'nogo zakona "O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole v Rossiiskoi Federatsii":

feder. zakon Ros. Federatsii ot 11 iyunya 2021 g. No. 170-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation": RF Federal Law of June 11, 2021 No. 170-FZ]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909/ (accessed 24.10.2021).

7. Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 8 dek. 2003 g. No. 164-FZ (poslednyaya redaktsiya) [On the basics of state regulation of foreign trade activity: from 8 Dec. 2003 No. 164-FZ (latest edition)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (accessed 24.10.2021).

8. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze: podpisan v g. Astane 29 maya 2014 g.: v red. ot 1 okt. 2019 g.: s izm. i dop., vstup. v silu s 1 avg. 2021 g. [The Treaty on the Eurasian Economic Union: signed in Astana on May 29, 2014: as amended from October 1, 2019: with amendments and additions, intro. effective from 1 Aug. 2021]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 24.10.2021).

9. Ob obyazatel'nykh trebovaniyakh v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 31 iyulya 2020 g. № 247-FZ (poslednyaya redaktsiya) [About mandatory requirements in the Russian Federation: RF Federal Law No. 247-FZ dated July 31, 2020 (latest edition)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (accessed 24.10.2021).

10. O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov: feder. zakon Ros. Federatsii ot 2 yanv. 2000 g. No. 29-FZ (poslednyaya redaktsiya) [About the quality and safety of food products: RF Federal Law of January 2, 2000 No. 29-FZ (latest edition)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_25584/ (accessed 24.10.2021).

11. Obshcherossiiskii klassifikator Produktsii po vidam ekonomicheskoi deyatel'nosti Ok 034-2014 (KPES 2008), razrabotan sovmestno s Ministerstvom ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii i Federal'nym agentstvom po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii: utv. prikazom Rosstandarta ot 31 yanv. 2014 g. No. 14-st: v red. ot 16 iyunya 2021 g. [The All-Russian classifier of Products by types of Economic Activity Ok 034-2014 (KPES 2008), developed jointly with the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology: approved by Order of Rosstandart dated January 31, 2014 No. 14-st: as amended. from June 16, 2021]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163703/ (accessed 24.10.2021).

12. Tovarnaya nomenklatura vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza (TN VED EAES) — klassifikator tovarov, primenyaemyi tamozhennymi organami i uchastnikami vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti (VED) v tselyakh provedeniya tamozhennykh operatsii. TN VED TS: prinyat Komis-siei tamozhennogo soyuza pri sodeistvii FTS Rossii [Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union (HS of the EAEU) - a classifier of goods used by customs authorities and participants in foreign economic activity (FEA) for the purpose of customs operations. HS HS: Adopted by the Customs Union Commission with the assistance of the Federal Customs Service of Russia]. (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tovarnaya_nomenklatura_vneshneekonomicheskoi _deyatel'nosti_Evraziiskogo_ekonomicheskogo_soyuza (accessed 24.10.2021).

13. O perspektivakh integratsionnykh protsessov v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: postanovlenie Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Ros. Federatsii ot 23 iyunya 2021 g. No.427-SF [On the prospects of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union: Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Federation No. 427-SFURL dated June 23, 2021]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=772273#lv NBlmS6YXZFT76G (accessed 24.10.2021).

14. O standartizatsii v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 29 iyunya 2015 g. No. 162-FZ [On standardization in the Russian Federation: feder. the law grew. Federation of June 29, 2015 No. 162-FZ]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (accessed 24.10.2021).

15. Kodeks Alimentarius CAC/GL 32-1999 "Rukovodstvo po izgotovleniyu, pererabotke, markirovke i re-alizatsii organicheskikh produktov pitaniya" [Codex Alimentarius CAC/GL 32-1999 "Guidelines for the manufacture, processing, labeling and sale of organic food"]. Available at: https://soz.bio/baza-znaniy/standarty-normy-i-trebovaniya/ (accessed 24.10.2021).

16. Plan deyatel'nosti Ministerstva sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii na 2020-2025 gody (aktuali-zatsiya): utv. Minsel'khozom Rossii 19 iyulya 2021 g. No. DKh-5373 [Activity plan of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation for 2020-2025 (update): approved. Ministry of Agriculture of the Russian Federation on July 19, 2021 No. DX-5373]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_391688/ (accessed 24.10.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гусева Татьяна Алексеевна, профессор кафедры конституционного, административного и финансового права ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», доктор юридических наук, доцент, г. Орел, Российская Федерация. E-mail:[email protected] Гончарова Юлия Викторовна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация, начальник юридического отдела ООО «Калужская Нива», г. Калуга, Российская Федерация. E-mail:

[email protected]

Поступила в редакцию 29.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 08.11.2021 г.; принята к публикации 14.11.2021 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana Alekseevna Guseva, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Financial Law, Associate Professor, Oryol, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Yulia Viktorovna Goncharova, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Oryol, Russian Federation, Head of the Legal Department, LLC "Kaluzhskaya Niva", Kaluga, Russian Federation. Email: [email protected]

Received 29.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.