II. Новые технологии для сельского хозяйства
Для цитирования: Горшков В.В., Кундиус В.А., Стрельцова Т.В. Обоснование концепции развития органического животноводства на основе биоинтенсивных технологий в Алтайском крае // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/2/articles/2_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.02.004
УДК 636.08
Обоснование концепции развития органического животноводства на основе биоинтенсивных технологий в Алтайском крае1
В.В. Горшков1, В.А. Кундиус1, Т.В. Стрельцова1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», Барнаул, Россия
E-mail: [email protected]
В настоящее время органическое производство является мировым интенсивно развивающимся трендом. Доля органического растениеводства и животноводства увеличивается не только за рубежом, но и в нашей стране. Как указывает IFOAM [1], органическое производство развито в настоящее время в 178 странах, при этом 87 из них сформировали или формируют собственную нормативно-правовую базу. В число последних в 2018 году вошла и Россия.
В мире насчитывается 2,7 млн. производителей органической продукции с объемом рынка 89,7 млрд.долларов. При этом рынок органической продукции растет независимо от мировых кризисов.
Производство органической продукции в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ от 3 августа 2018 года [2], который реализует правовое регулирование отношений и требования при производстве органической продукции. Кроме того, в нормативные документы внесены изменения, регламентирующие признание международных стандартов органического производства ЕС (Регламент комиссии (ЕС) №889/2008), США (NOP USDA), JAS Organic (Япония).
Согласно «Дорожной карте по развитию органического сельского хозяйства в России» [3], основные мероприятия по поддержке органического сельского хозяйства в рамках государственной программы на 2019-2020 г. включают в себя компенсацию части затрат на аккредитацию органов по
1 Грант РФФИ тема 19-510-44011 Монг_т «Разработка концепции развития органического сельского хозяйства на основе прогрессивных методов и технологий».
Наука и образование Большого Алтая»
сертификации и саму сертификацию производства органической продукции по международным сертификатам ЕС (Регламент комиссии (ЕС) №889/2008), США (NOP USDA) и по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016, а также субсидирование железнодорожных тарифов доставки сертифицированной органической продукции. Кроме того, разработаны предложения по кадровому обеспечению производства органической продукции в системе высшего и дополнительного профессионального образования, центров компетенций и системы консультирования на базе структур Минсельхоза РФ.
Ведущими документами, регламентирующими производство, переработку, маркировку, хранение и транспортирование органической продукции являются ГОСТ Р 56104-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые органические. Термины и определения» [4], ГОСТ Р 565082015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» [5] и ГОСТ Р 33980-2016 (межгосударственный) «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» [6].
Важным этапом развития органического производства в стране стало принятие приказов Минсельхоза РФ «О разработке и утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца» [7] и «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016» [8], которые позволят разграничить для потребителя органическую продукцию и продукцию, полученную по промышленным технологиям, а также не допустить недобросовестных производителей, использующих преимущества органической продукции в рекламных целях и вводящих покупателей в заблуждение или прямой обман.
Кроме того, ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства» [9] регламентирует процедуру подтверждения соответствия производства органической продукции в форме добровольной сертификации согласно требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и контроля соответствия производства органической продукции требованиям национальных, межгосударственных и международных стандартов.
Добровольное подтверждение соответствия производства требованиям для органической продукции должно осуществляться аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации, оснащёнными соответствующими лабораториями. В настоящее время в Алтайском крае такие органы отсутствуют.
С целью безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими продукции создается
«Grand Altai Research & Education»
Единый государственный реестр производителей органической продукции. Ведение реестра осуществляется с использованием федеральных государственных информационных систем в электронной форме федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
После подтверждения соответствия производства органической продукции производители получают право разместить особую маркировку органической продукции в виде комбинации специальных надписей и знака (графического изображения) единого образца на упаковках, потребительской или транспортной таре.
Первоочередным моментом при переводе хозяйств на органическое производство является установление переходного периода, в течение которого обеспечивается внедрение правил и технологий введения органического животноводства на территории предприятия в соответствии с российскими и международными стандартами. При разведении крупного рогатого скота он должен составлять 12 месяцев, но не менее трёх четвертей жизни животного, 6 мес. — при разведении мелкого рогатого скота и свиней, а также молочных животных, и 12 недель — при разведении яичной и мясной птицы (при приобретении этой птицы в возрасте до трех дней).
При организации органического животноводства в первую очередь следует проанализировать имеющийся породный состав скота в крае, выделив наиболее пригодные для органического производства. В России в животноводстве на органической основе наиболее часто используют такие породы, как казахская белоголовая, абедин ангусы, сычевская, швицкая, аборигенный скот.
При этом следует учитывать, что выбор видов животных или пород должен осуществляться с учетом их приспособленности к местным природно-климатическим и кормовым условиям, обеспечивать жизнеспособность, воспроизводство, резистентность к заболеваниям и высокое качество продукции. Недопустимым является совместное использование с животными промышленного производства.
Также следует учитывать, что в органическом животноводстве строго регламентируются правила содержания и обращения с животными, организация кормления, профилактика заболеваний и лечение животных. Отдельно прописаны правила для ведения отраслей пчеловодства, аквакультуры, производства органических пищевых продуктов и кормов.
В настоящее время в крае и стране сложились объективные предпосылки для развития органического производства. Наличие запрета на ввоз продукции из-за рубежа способствует активизации производителей в разных сегментах, в том числе и в производстве продукции органического животноводства и растениеводства.
Следующая причина развития органического производства — потребность и заинтересованность государства в производстве экологически чистых
АПК.
Наука и образование Большого Алтая»
продуктов для оздоровления нации, повышения уровня жизни населения, сокращению бюджетных затрат на лечение и выплату пособий людям трудоспособного возраста. Это вопрос продовольственной безопасности России. Особенно потребность в экологической продукции актуальна для детских дошкольных и школьных, медицинских и военных учреждений, являющихся залогом здоровья нации.
Еще одна немаловажная причина — растущий спрос европейских стран на экологически чистую продукцию. Притом, что страны Европы для обеспечения растущего спроса вынуждены существенно наращивать массовое производство органической продукции, иногда в ущерб безопасности и качеству, в России имеются объективные предпосылки (наличие земельных и трудовых ресурсов) для увеличения этого сегмента сельскохозяйственного производства.
В Алтайском крае и Монголии имеются значительные земельные ресурсы бывших и действующих сельхозпредприятий разных форм собственности, выведенные из оборота или неэффективно используемые, которые позволяют размещать разные виды сельскохозяйственных животных в соответствии с имеющимися (существенно превышающими таковые в промышленном животноводстве) нормативами для органического сельхозпроизводства [5]. Так, для молочного скота должно быть обеспечено площади не менее 6 м2/голову в закрытых помещениях и не менее 4,5 м2 на выгулах.
Кроме того, недостаток денежных средств привел к тому, что около половины действующих на Алтае промышленных сельскохозяйственных предприятий в последние годы совсем не использовали пестициды и гербициды, не занимались искусственным обогащением и повышением урожайности сенокосов и пастбищ. Поэтому, как минимум, половину посевных площадей и других сельхозугодий можно использовать под органическое производство.
Помимо этого, в сельской местности сейчас объективно низкая занятость населения при переизбытке рабочей силы. Это позволит в определённой мере удешевить органическую продукцию, тем самым сделать её конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Таким образом, предпосылками для развития органического сельхозпроизводства в России и Алтайском крае являются: развитие законодательной, теоретической и практической научной базы по вопросам органического производства; избыток рабочей силы в сельской местности; имеющиеся сорта растений и породы животных, наиболее полно раскрывающие свой биологический потенциал в естественных условиях; объективно имеющийся интерес и растущий спрос у населения страны и за границей к качественным продуктам питания, способствующим оздоровлению нации; растущая потребность органической продукции на внутреннем и внешнем рынке, как основа экономического роста.
В настоящее время основными проблемами развития производства национальной системы органической продукции являются:
«Grand Altai Research & Education»
34
1) отсутствие каналов сбыта продукции, значительные расходы на транспортировку и хранение;
2) отсутствие защищённого узнаваемого национального знака маркировки органической продукции, многие известные изображения (зеленый листок дерева) уже используются при маркировке экологически чистой (т.е. произведённой в экологически чистых районах) продукции;
3) отсутствие системы подготовки и самих инспекторов, и систем сертификации, способных качественно и эффективно обслуживать производителей и потребителей органической продукции;
4) отсутствие государственных институтов, способных эффективно обеспечить прозрачность и контроль производства, оборота, маркировку и сертификацию органической продукции;
5) недостаточно высокий уровень доверия производителей и самих потребителей к национальным системам сертификации;
6) отсутствие мер государственной поддержки и субсидий, так как это очень затратное производство;
7) отсутствие выборочной ассортиментной политики многих ритейлеров, которые в крупных городах ориентированы на известные бренды и большой объем;
8) отсутствие достаточного уровня доходов (низкая покупательная способность) и слабая мотивированность потребителей;
9) отсутствие признания со стороны потребителей национальных систем сертификации в России и за рубежом.
При организации и развитии органического производства в регионе следует учитывать, что, несмотря на существующий экспортный спрос и тенденцию к его увеличению, российский рынок органической продукции должен формироваться на основе сбалансированности развития экспортного направления и на построении внутреннего рынка потребления органической продукции.
При организации органического сельскохозяйственного производства производителям следует учитывать те отличительные особенности, которыми оно характеризуется в отличие от промышленного:
1) высокая стоимость входа на рынок — ежегодная сертификация будет обходиться от 300 до 800 тысяч рублей;
2) принципиально разный подход к контролю — проверки проводят контролирующие органы личным посещением хозяйства минимум два раза в год, каждое действие документируется, жизненный цикл продукции и проверки должен быть максимально прозрачным, сбор информации часто подразумевает не только осмотр, но и личное общение;
3) сбыт органической продукции осуществляется на специфические рынки со своими ценами и правилами;
4) добровольный характер сертификации и записи в Единый реестр производителей органической продукции;
Наука и образование Большого Алтая»
35
Региональная модель построения органического животноводства Большого Алтая должна строиться по следующим направлениям:
— обобщение нормативно-правовой базы производства и оборота органической продукции с заданными характеристиками;
— формирование системы сертификации органической продукции на мировом уровне;
— маркетинговое исследование востребованности органической продукции на внутренних и внешних рынках;
— проведение анализа мирового научно-практического опыта и разработка прогноза производства, оборота и использования органической растениеводческой и животноводческой продукции в регионе;
— ретроспективный и оперативный анализ кормов для органического животноводства;
— разработка и внедрение в органическом животноводстве эффективных технологий производства кормов с высокой питательностью с использованием разрешенных способов переработки [10];
— развитие широкой сети информирования потребителей и товаропроизводителей о способах добровольной сертификации органической продукции животноводства и преимуществах и особенностях технологии органического животноводства.
Список литературы
1. Ежегодный консолидированный отчет IFOAM-2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ifoam.bio/ (дата обращения 18.09.2019).
2. Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (дата обращения 18.09.2019).
3. Дорожная карта по развитию органического сельского хозяйства в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://soz.bio/soz-predstavil-dorozhnuyu-kartu-po-razvitiyu-osh-v-rossii/ (дата обращения 18.09.2019).
4. ГОСТ Р 56104-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые органические. Термины и определения». М.: Стандартинформ, 2018. 6 с.
5. ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». М.: Стандартинформ, 2015. 71 с.
6. ГОСТ Р 33980-2016 (межгосударственный) «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». М.: Стандартинформ,
7. О разработке и утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца / Проект Приказа Минсельхоза РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (дата обращения 18.09.2019).
8. Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016 / Проект Приказа Минсельхоза РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (дата обращения 18.09.2019).
2016. 42 с.
«Grand Altai Research & Education»
36
9.ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства». М.: Стандартинформ, 2016. 28 с.
References
1. Ezhegodnyj konsolidirovannyj otchet IFOAM-2017. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://ifoam.bio/ (data obrashcheniya 18.09.2019).
2. Federal'nyj zakon №280-FZ «Ob organicheskoj produkcii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 3 avgusta 2018 goda. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (data obrashcheniya 18.09.2019).
3. Dorozhnaya karta po razvitiyu organicheskogo sel'skogo hozyajstva v Rossii. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://soz.bio/soz-predstavil-dorozhnuyu-kartu-po-razvitiyu-osh-v-rossii/ (data obrashcheniya 18.09.2019).
4. GOST R 56104-2014 «Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Produkty pishchevye organicheskie. Terminy i opredeleniya». M.: Standartinform, 2018. 6 s.
5. GOST R 56508-2015 «Produkciya organicheskogo proizvodstva. Pravila proizvodstva, hraneniya, transportirovaniya». M.: Standartinform, 2015. 71 s.
6. GOST R 33980-2016 (mezhgosudarstvennyj) «Produkciya organicheskogo proizvodstva. Pravila proizvodstva, pererabotki, markirovki i realizacii». M.: Standartinform, 2016. 42 s.
7. O razrabotke i utverzhdenii formy i poryadka ispol'zovaniya graficheskogo izobrazheniya (znaka) organicheskoj produkcii edinogo obrazca / Proekt Prikaza Minsel'hoza RF. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (data obrashcheniya 18.09.2019).
8. Ob utverzhdenii poryadka vedeniya edinogo gosudarstvennogo reestra proizvoditelej organicheskoj produkcii po mezhgosudarstvennomu standartu GOST 33980-2016 / Proekt Prikaza Minsel'hoza RF. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://soz.bio/baza-znaniy/zakony/ (data obrashcheniya 18.09.2019).
9.GOST R 57022-2016 «Produkciya organicheskogo proizvodstva. Poryadok provedeniya dobrovol'noj sertifikacii organicheskogo proizvodstva». M.: Standartinform, 2016. 28 s.
Наука и образование Большого Алтая»