УДК 349.41 ББК Х407.1
DOI: 10.14529/law210317
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Тихомирова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Ежечасно увеличивающееся население Земли нуждается в доступных продуктах питания. При этом сельскохозяйственное производство, использующее агрохимика-ты, ГМО, антибиотики, агрессивные агротехнологии и т.д., наносит колоссальный вред окружающей среде и, как следствие, здоровью людей. Пандемия 2020-2021 гг. обнажила зависимость здоровья человека от потребления органических продуктов питания, значение их в формировании иммунитета здорового человека. Автор полагает, что развитие производства органической продукции пропорционально мерам государственной поддержки, на основе анализа федерального и регионального законодательства делает вывод о декларативном характере государственной (на федеральном уровне) поддержки производства органической продукции; предлагает разрешить данную пробельность с помощью регионального законодательства.
Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, органическая продукция, государственная поддержка производителей органической продукции.
Неотъемлемой частью природы является человек, а важнейшим условием его жизни на Земле - благоприятная окружающая среда и правильное и соответствующее обязательным требованиям питание, в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни1.
Применение в ХХ веке в сельском хозяйстве интенсивных агротехнологий: агрохимических удобрений, ГМО-семен, продуктивных и устойчивых к воздействию окружающей среды растений, гормонов роста и антибиотиков позволило резко увеличить объемы производства продуктов питания, снизить их себестоимость и, как следствие, сделать пищевую продукцию доступной широкому кругу потребителей. Вместе с тем перечисленное привело и к негативным последствиям для окружающей среды, снизило безопасность продуктов питания и иной сельскохозяйственной продукции для человека и, как следствие, отрицательно сказалось на его здоровье [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни человека складывается на 50 % из качественного и правильного питания, 25-30 % - здоровой окружающей среды, 20-25 % - наследственность и 5 % - медицины. Однако в гонке
1
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-411-740012). (Funding: The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-411-740012).
за доступностью продуктов питания человечество существенно проигрывает и травит само себя.
Вышесказанное обуславливает необходимость в стабильном росте производства органической продукции - экологически чистых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство которых соответствует требованиям, установленным законом (ст. 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об органической продукции)). По данным Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения, производство такой продукции в 2021 году оценивается почти в 106 млрд евро, а к 2024 году его размер достигнет более 200 млрд евро [1; 4]. Негативная экономическая ситуация в мире в 2020-2021 гг., связанная с пандемией, оказала положительное влияние на уровень потребления всей продукции органического сельского хозяйства: продажи выросли на 40 %. Произошло переосмысление ценности здорового натурального питания для формирования иммунитета организма человека. Органические продукты получили новый стимул и рост для спроса. Согласно международной статистике, около 180 стран активно развивают органическое сельское хозяйство, а в 89 странах действуют правовые акты, регулирующие сферу произ-
водства и оборота органической продукции [11, с. 34].
Органическое сельское хозяйство отличается от традиционного тем, что при осуществлении первого применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв (ст. 2 Закона об органической продукции), сохраняется и восстанавливается «нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой» [13].
В юридической литературе производство органической продукции предложено рассматривать в качестве вида экологического предпринимательства [17, с. 36-40; 6], развитие которого в большей степени зависит от государственной поддержки. Действующее законодательство в целом предусматривает возможность оказания такой поддержки (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 1 п. 13 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон о сельском хозяйстве)). Согласно гл. IV Закона об охране окружающей среды хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность с целью охраны окружающей среды (п.п. 2 и 4 ст. 17), предоставляются налоговые льготы за внедрение наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 ст. 17), но указанная мера поддержки носит декларативный характер, механизм применения данных мер не разработан [7].
Кроме того, производители органической продукции - субъекты малого и среднего предпринимательства могут рассчитывать на государственную поддержку, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», но пока на общих основаниях.
Производство органической продукции -трудо- и финансово-затратное производство. Прежде чем начать ведение экологического сельского хозяйства и производство органической продукции, сельхозпроизводитель должен подготовить определенный плацдарм, осуществить постепенный переход к органической сельскохозяйственной деятельности. В частности в течение переходного периода (в
растениеводстве - до трех лет, на землях, связанных с органическим животноводством, -до 6 месяцев, в животноводстве - до 12 недель, в пчеловодстве и аквакультуре - до одного года) производитель обеспечивает внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, ему запрещено использование агрохимических удобрений, ускорителей роста, антибиотиков, ГМО и т.д. (п. 4. ГОСТ 339802016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»). Продукцию, полученную в течение переходного периода, запрещено маркировать как органическую, что на практике приводит к ее удорожанию и уменьшению прибыли. Статистические данные показывают, что на продовольственном рынке разница в цене традиционной и органической достигает 600 % [9], что объясняет отсутствие спроса на органическую продукцию. Кроме того, производитель органической продукции несет несравнимо большие финансовые, трудовые и иные расходы, чем производитель традиционной продукции. Отказ от использования агро-ядохимикатов, ГМО, трансгенных организмов и т.д. отрицательно влияет на количество полученной продукции, ее способность храниться [14; 15].
Анализ норм Закона об органической продукции также позволяет утверждать, что специальных мер поддержки для производителей органической продукции он не предусматривает, в нем только делается отсылка к Закону о сельском хозяйстве, нормы которого обозначают лишь основные формы финансовой государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства: кредитование производителей сельскохозяйственной продовольственной продукции (ст. 11); развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве (ст. 12); выполнение мероприятий по повышению плодородия земель (ст. 13); осуществление зерновых интервенций; установление квот, пошлин и иных протекционистских мер на импорт такой продукции (ст. 14; п. 3 ч. 1 ст. 15); информационную поддержку (ст. 17).
Не смотря на то, что сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения являются стратегической целью государствен-
ной политики (Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Экологическая доктрина Российской Федерации»), а разработка мер государственной поддержки является приоритетным направлением государственной политики, направленной на улучшение качества населения Российской Федерации, обеспечение их органическими продуктами питания, повышение конкурентоспособности отрасли российского органического сельского хозяйства на мировом рынке, на федеральном уровне отсутствует единая государственная программа по развитию производства органической продукции, где были бы закреплены конкретные меры поддержки.
Отсутствие на нормативном уровне мер государственной поддержки производителей органической продукции привело субъектов РФ к необходимости самостоятельно ликвидировать данный пробел. В настоящий период региональное законодательство об органической продукции представлено: Законом Республики Татарстан «О развитии производства органической продукции в Республике Татарстан» от 5 мая 2021 г. № 34-ЗРТ; Законом Краснодарского края от 5 июня 2019 г. № 4077-КЗ «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края»; Законом Тюменской области «О внесении изменений в Закон Тюменской области от 29 ноября 2018 г. № 121 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» в части производства органической продукции»; Законом Воронежской области от 25 декабря 2015 г. № 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области»; Законом Саратовской области от 4 ноября 2003 г. № 68-ЗСО «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции) в Саратовской области»; Постановлением правительства Белгородской области от 29 августа 2011 г. № 324-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 гг.».
Рассмотрим данные региональные акты с позиции мер государственной поддержки в
сфере производства органической продукции, в которых поддержка производителей органической продукции:
а) носит декларативный характер. Например, п. 12.3 ст. 2 Закона Тюменской области;
б) носит отсылочный характер (примером такого подхода является Республика Татарстан - господдержка производителей органической продукции закреплена в качестве основного направления государственной политики Республики в области производства такой продукции (п. 4 ст. 4 Закона Республики Татарстан), но при этом меры поддержки не конкретизированы, (ст. 8 Закона отсылает к федеральному законодательству о сельском хозяйстве);
в) предусмотрена (в ст. 7 Закона Краснодарского края закреплен порядок и конкретизирована форма финансовой поддержки производителей органической продукции - субсидия. Субсидия как мера поддержки производителя органической продукции закреплена и в Томской области приказом Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области «О предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (на возмещение части затрат)» от 9 сентября 2020 г. № 72. Субсидии предоставляются из средств соответствующего бюджета на безвозвратной/безвозмездной основе в целях возмещения недополученных доходов и/или финансового обеспечения/возмещения затрат в связи с производством/реализацией товаров (ст. 78 БК РФ). Закон Воронежской области содержит специальную ст. 13 «Меры государственной поддержки производителей органической продукции», называет направления такой поддержки и прямо выделяет лишь одну меру - финансовую, которая предоставляется из средств областного бюджета, не конкретизируя ее формы. Производителям органической продукции Воронежской области из средств регионального госбюджета возмещаются: 1) 100 % затрат на сертификацию органического производства; 2) 50 % затрат на биологические средства защиты, питания, ветеринарные препараты, кормовые добавки для животных, разрешенные к применению в органическом сельском хозяйстве на основании ГОСТ 33980-2016 (Постановление Правительства Воронежской области от 17 мая 2019 г. № 504 «Об утверждении Порядка предостав-
ления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на развитие производства органической продукции»). Закон Саратовской области предусматривает меры государственной поддержки субъектов, принимающих участие в реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), сырья и продовольствия, а также в сельскохозяйственном страховании, но данная норма противоречит федеральному законодательству, которое предусматривает поддержку только производителей органической продукции. В утратившем силу Законе Ульяновской области от 27 июля 2013 г. «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» были прописаны финансовая поддержка производителей органической продукции в форме субсидии, определены ее направления, а также информационная и методическая поддержки (ст. 5));
г) не предусмотрена (например, на территории Белгородской области, хотя областная Целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на 20112018 гг.» направлена на повышение плодородия почв, получение высококачественной экологически чистой продукции сельского хозяйства).
Закон Челябинской области от 5 января 1998 г. № 34-ЗО «О государственной поддержки сельскохозяйственного производства» (ст. 2) ни в целях государственной поддержки - повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, доступности кредитов для производителей и переработчиком, ни в ее задачах - сохранение и развитие сельхозпро-изводства, обеспечение сельскохозяйственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения, поддержание паритета отраслей, содействие развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, повышение доходов тружеников села, производителей органической продукции не обозначил. Следует отметить, что утвержденный 2 декабря 2020 г. Координационным советом по вопросам экологии при Губернаторе Челябинской области Региональный экологический стандарт Челябинской
области (носит добровольный характер) в свою очередь предусматривает экономическое и налоговое стимулирование сферы производства товаров и услуг на территории Челябинской области для организаций, осуществляющих деятельность в области органического сельского хозяйства (пп. 4.3.2). Однако сам стандарт такие меры не предусматривает, как не предусматривает и механизм их предоставления.
Статья 72 Конституции РФ относит сельское хозяйство, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, возможна конкретизация мер поддержки производителей органической продукции на региональном уровне. Например, в Челябинской области это может быть региональная программа с рабочим названием «Поддержка производителей органической продукции в Челябинской области».
В предложенной региональной программе с рабочим названием «Поддержка производителей органической продукции в Челябинской области» могут быть определены:
1) категории получателей субсидий -производители органической продукции и основания для отказа в предоставлении региональной поддержки;
2) принципы оказания поддержки производителям органической продукции: а) заявительный характер обращения за поддержкой. На начальном этапе производства органической продукции - в переходный период производитель органической продукции при обращении за поддержкой должен предоставить документы, подтверждающие внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции и гарантийное письмо о намерении заниматься органическим производством. На этапе производства органической продукции такими доказательствами будут служить включение производителя в единый государственный реестр производителей такой продукции (ст. 6 Закона об органической продукции) и маркировка продукции посредством нанесения комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции на упаковку продукта после успешного прохождения процедуры подтверждения соответствия (ст. 7 указанного Закона); б) доступность инфраструктуры поддержки производителей органической продукции; в) равенство пре-
тендентов на поддержку; г) предоставление поддержки в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
3) формы поддержки, оказываемой в Челябинской области: а) финансовая - предоставление займов, предоставление гарантий по кредитам, займам и другим обязательствам, возмещение кредитным организациям части процентной ставки; б) информационная; в) методическая. Закон о сельском хозяйстве предусматривает предоставление только информационной поддержки (ст. 17), а ст. 7 Закона Республики Татарстан и ст. 14 Закона Воронежской области - симбиоз информационной и методической поддержки. Методическая поддержка (в Законе Воронежской области) в свою очередь включает в себя научно-методическую разработку технологий производства органической продукции, адаптацию международных методов ведения органического сельского хозяйства, организацию обучения и оказание консультационной поддержки производителей такой продукции;
4) меры поддержки, например, по обеспечению финансовой поддержки производителям органической продукции, развитию инфраструктуры такой поддержки и др.
Отдельного внимания требует вопрос о финансировании государственной поддержки производителей органической продукции. Закон о сельском хозяйстве напрямую закрепляет ее финансирование из федерального бюджета в пределах средств бюджета субъекта РФ (например, ст. 9 Закона Республики Татарстан об органической продукции, ч. 4 ст. 13 Закона Воронежской области об органической продукции) или посредством софи-нансирования (ч. 3 ст. 8 Закона Краснодарского края об органической продукции), но отсутствие свободных средств в регионах ни для кого не секрет. Поэтому вопросы финансирования и софинансирования могли бы решаться, например, с помощью механизмов публично-частного партнерства (пп. «в» п. 17 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) [7; 15]. Отметим, что такая возможность предусмотрена пп. 4.3.4 Регионального экологического стандарта Челябинской области.
Анализ современного состояния практики оказания субъектами Российской Федерации
поддержки производителям органической продукции показал, что объемы и перечень мер поддержки отличаются. Например, выделение из регионального бюджета субсидий на обучение, маркетинговые исследования, участие в выставках, прохождение процедуры сертификации по стандартам органик и т.д. [3]. Упорядочивание форм и мер поддержки на федеральном и региональных уровнях будет способствовать развитию органического сельского хозяйства в нашей стране, снижению риска загрязнения окружающей среды, созданию условий сохранения биологического разнообразия в регионах, в частности, в Челябинской области.
Литература
1. Бесплатное обучение органическому сельскому хозяйству в 2021 г. URL: http: //agro.e-mordovia.ru.
2. Государственный доклад: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. - М.: Минприроды России; МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. -1000 с.
3. Еженедельные обзоры Национального органического союза об органике. URL: https://rosorganic.ru.
4. Зуева, Л. Органика - российского ли поля ягода? / Л. Зуева // Агроинвестор. - 2020.
- № 4. URL: https://www.agroinvestor.ru/.
5. Казанцева, А. Н. Государственная политика формирования и развития рынка экологически чистой продукции: дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Казанцева. - Курск, 2020. -176 с.
6. Кванина, В. В. К вопросу о правовом режиме экологического предпринимательства / В. В. Кванина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2021. - № 2. - С. 57-68.
7. Кванина, В. В. Публично-частное партнерство в сфере охраны окружающей среды / В. В. Кванина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2021. - № 3. - С. 85-92.
8. Мироненко, О. О. Органический рынок России: состояние и перспективы / О. О. Ми-роненко // Переработка молока. - 2017. - № 7.
- С. 48-53.
9. Национальное аграрное агенство. Аналитика. URL: rosng.ru.
10. Органический рынок России в 2020 г. Национальное аграрное агенство. URL: rosng.ru.
11. Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы: науч. аналит. обзор. - М.: ФГБНУ «Росин-формагротех», 2019. - 92 с.
12. Полушкина, Т. М. Нормативно -правовое регулирование органического сельского хозяйства в Российской Федерации / Т. М. Полушкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 9. -С. 109-115.
13. Путин, В. В. Выступление Президента Российской Федерации на Генеральной Ассамблеи ООН. - 28 сентября 2015 г.
14. Рущицкая, О. А. Организация продовольственного рынка сельскохозяйственной органической продукции в условиях индуст-риально-аграрного региона: дис. ... д-ра. экон. наук / О. А. Рущицкая. - Екатеринбург, 2019. - 429 с.
15. Сикачева, О. О. Правовое регулирование рынка органических товаров в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / О. О. Сикачева. - М., 2019. - 231 с.
16. Ускова, М. С. Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, как действенный инструмент защиты имущественных прав аграриев в РФ: баланс частного и публичного интересов / М. С. Ускова // Актуальные проблемы теории земельного права России: коллективная монография. - М.: Юстицинформ, 2020. - 800 с.
17. Хамдамов, Ж. Х. Формирование и совершенствование бизнес-моделей экологического предпринимательства: дис. ... канд. юрид. наук / Ж. Х. Хамдамов. - Владивосток, 2018. - 200 с.
Тихомирова Анжелика Витальевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24 мая 2021 г.
DOI: 10.14529/law210317
STATE SUPPORT FOR PRODUCTION OF ORGANIC PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
A. V. Tikhomirova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The Earth's hourly increasing population needs affordable food. At the same time, agricultural production using agrochemicals, GMOs, antibiotics, aggressive agricultural technologies, etc. causes enormous damage to the environment and, as a result, to human health. The pandemic of 2020-2021 exposed the dependence of human health on the consumption of organic food, their importance in the formation of the immune system of a healthy person. The author believes that the development of organic production is proportional to the measures of state support, based on the analysis of federal and regional legislation, concludes that the declarative nature of state (at the federal level) support for the production of organic products; proposes to resolve this gap with the help of regional legislation.
Keywords: organic agriculture, organic products, state support for producers of organic products.
References
1. Besplatnoe obucenie organiceskomu sel'skomu hozajstvu v 2021 g. [Free organic farming training in 2021]. Available at: agro.e-mordovia.ru.
2. Gosudarstvennyj doklad: O sostoanii i ob ohrane okruzausej sredy Rossijskoj Federacii v 2019 godu [State Report: On the State and Environmental Protection of the Russian Federation in 2019]. Moscow, 2020, 1000 p.
3. Ezenedel'nye obzory Nacional'nogo organiceskogo souza ob organike [The National Organic Union's Weekly Organic Reviews ]. Available at: rosorganic.ru.
4. Zueva L. [Organic-are the fields of the Russian yagoda?]. Agroinvestor [Agroinvestor], 2020, no. 4. Available at: www.agroinvestor.ru/.
5. Kazanceva A. N. Gosudarstvennaa politika formirovania i razvitia rynka ekologiceski cistoj produkcii: dis. ... kand. ekon. nauk [State policy of formation and development of the market of environmentally friendly products. Diss. Kand. (Economic)]. Kursk, 2020, 176 p.
6. Kvanina V. V. [On the issue of the legal regime of environmental entrepreneurship]. Vestnik Uzno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seria «Pravo» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Law"], 2021, no. 2, pp. 57-68. (in Russ.)
7. Kvanina V. V. [Public-private partnership in the field of environmental protection]. Vestnik Uzno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seria «Pravo» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Law"], 2021, no. 3, pp. 85-92. (in Russ.)
8. Mironenko O. O. [Organic market of Russia: state and prospects]. Pererabotka moloka [Milk processing], 2017, no. 7, pp. 48-53. (in Russ.)
9. Nacional'noe agrarnoe agenstvo. Analitika [National Agrarian Agency. Analytics]. Available at: rosng.ru.
10. Organiceskij rynok Rossii v 2020 g. Nacional'noe agrarnoe agenstvo [Organic market of Rus sia in 2020 National Agrarian Agency]. Available at: rosng.ru.
11. Organiceskoe sel'skoe hozajstvo: innovacionnye tehnologii, opyt, perspektivy: nauc. analit. Obzor [Organic agriculture: innovative technologies, experience, prospects: nauch. analyte. review]. Moscow, 2019, 92 p.
12. Poluskina T. M. [Regulatory and legal regulation of organic agriculture in the Russian Federation] . Vestnik altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2019, no. 9, pp. 109-115. (in Russ.)
13. Putin V. V. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii na Gene-ral'noj Assamblei OON. -28 sentabra 2015 goda [Speech by the President of the Russian Federation at the UN General Assembly - September 28, 2015].
14. Rusickaa O. A. Organizacia prodovol'stvennogo rynka sel'skohozajstvennoj organiceskoj produkcii v usloviah industrial'no-agrarnogo regiona: dis. . d-ra. ekon. nauk [Organization of the food market of agricultural organic products in the conditions of the industrial and agricultural region. Diss. D-ra. (Economic)]. Ekaterinburg, 2019, 429 p.
15. Sikaceva O. O. Pravovoe regulirovanie rynka organiceskih tovarov v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. urid. nauk [Legal regulation of the organic goods market in the Russian Federation. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2019, 231 p.
16. Uskova M. S. Sel'skohozajstvennoe strahovanie, osusestvlaemoe s gosudarstvennoj podderzkoj, kak dejstvennyj instrument zasity imusestvennyh prav agrariev v RF: balans castnogo i publicnogo interesov [Agricultural insurance, carried out with state support, as an effective tool for protecting the property rights of farmers in the Russian Federation: the balance of private and public interests]. Aktual'nye problemy teorii zemel'nogo prava Rossii [Actual problems of the theory of land law in Russia]. Moscow, 2020, 800 p.
17. Hamdamov Z. H. Formirovanie i soversenstvovanie biznes-modelej ekologiceskogo predprinimatel'stva: dis. ... kand. urid. nauk [Formation and improvement of business models of environmental entrepreneurship. Diss. Kand. (Law)]. Vladivostok, 2018, 200 p.
Anzhelika Vitalevna Tikhomirova - Candidate of Sciences(Law), Associate Professor of Business, Competition and Environmental Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 24 May 2021.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Тихомирова, А. В. Государственная поддержка производства органической продукции в Российской Федерации / А. В. Тихомирова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2021. - Т. 21, № 3. - С. 117-123. Ш1: 10.14529/^210317.
FOR CITATION
Tikhomirova A. V. State support for production of organic products in the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 117-123. (in Russ.) DOI: 10.14529/law210317.