Ukrainian Journal of Ecology
Ukrainian Journal of Ecology, 2017, 7(4), 73-80, doi: 10.15421/2017_89
ORIGINAL ARTICLE UDC332.14
Organic production on fallow lands and import substitution
O.Yu. Voronkova, G.Ya. Baryshnikov, O.N. Baryshnikova, O.N. Sokolova
Altai State University Barnaul, Russia, E-mail: [email protected] Sumbitted: 14.09.2017. Accepted 14.11.2017
The topical issues of formation and development of agriculture, based on the production of organic products were considered in the article. The article presents the concept of "organic agriculture", "agriculture, focused on the production of organic products", and explains the author's understanding of their content. Specific background of involvement in agricultural production turnover of fallow and unused land for the purpose of organic agriculture was justified and grounded. It is important to note that the special importance of the problem of fallow and abandoned land noted the Russian Federation Vladimir Putin in the annual message of the President to the Federal Assembly in 2016. The article substantiates the main directions of formation and implementation of the concept-oriented agriculture to organic production, the level of subjects of the Russian Federation in the framework of the strategy of food import substitution.
The authors proposed the methodology of formation and realization of regional targeted programs of agricultural development, on its basis was developed a project of the regional target program "Involvement in agricultural production is not used for the intended purpose of arable and fallow agricultural lands of the Altai Krai for the production of organic products for 2017-2022". The prognosis of production of agricultural products of the Altai territory, the allocation of shares of organic agricultural products and performance assessment was calculated from the strategic plans of development of the organic sector of agriculture of the Altai territory and the project of the regional target program already developed by the authors. Key words: organic production; fallow land; unused arable land; land resources; agricultural areas; import substitution; forecast
Производство органической продукции на залежных землях как стратегический ресурс политики импортозамещения
продовольствия
О.Ю. Воронкова, Г.Я. Барышников, О.Н. Барышникова, О.Н. Соколова
Алтайский государственный университет Барнаул, Россия, E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены актуальные вопросы становления и развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции. Приводятся понятия «органическое сельское хозяйство», «сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции», обосновывается авторское представление их содержания. Обоснованы и аргументированы предпосылки вовлечения в сельскохозяйственный производственный оборот залежных и неиспользуемых земель для целей ведения органического сельского хозяйства. Важно отметить, что особая значимость проблемы залежных и брошенных земель отмечена РФ В.В. Путиным в ежегодном послании президента федеральному собранию на 2016 год. Обоснованы основные направления формирования и реализации концепции сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, на уровне субъекта Российской Федерации в рамках стратегии импортозамещения продовольствия. Авторами предложена методика формирования и реализации региональных целевых программ развития АПК, на ее основе разработан проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 гг.». На основании стратегических планов развития органического сектора сельского
хозяйства Алтайского края, а также разработанным авторами проектом краевой целевой программы, рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. с выделением доли органической продукции сельского хозяйства и оценкой эффективности. Результаты авторских исследований были рассмотрены Министерством сельского хозяйства РФ и рекомендованы к использованию в практической деятельности по формированию стратегии развития органического сельскохозяйственного производства в аграрных регионах страны (справка Минсельхоза РФ №13/2530 от 19.11.2014).
Ключевые слова: органическая продукция; залежные земли; неиспользуемая пашня; земельные ресурсы; аграрные территории; политика импортозамещения; прогноз
Введение
В настоящее время рынок органических продуктов выступает одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений мирового агропромышленного производства ^ИаЬагоуа, 2011; РгуС!оуа, УоБ^а, 2011; Ста!ак, Маае^ак, 2013; СиЬЬик et а1., 2004; Бто1ик-Б1когзка, 1_1^ка-Ваки1а, 2013; МикИоу, 2015; Рокагапт, ТагаБоуа, 2013). Продовольственная безопасность государства, здоровье населения и качество его жизни во многом обусловлены развитием органического сельскохозяйственного производства, базирующегося на инновационных разработках в области альтернативного землепользования, сохранения природных ресурсов, прежде всего, земельных (ДуагБ^у et а1., 2014; Уогопкоуа, 2014; 7ИисИепко, 2012; Tatarkin, РоПсуп, 2015). Вместе с тем незаполненная ниша рынка органической (экологически чистой) продукции и значительный земельный потенциал для развития органического земледелия создают все необходимые предпосылки для формирования и развития отечественного сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции.
Россия располагает всем необходимым для формирования сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции: многолетними аграрными традициями, обширными площадями сельскохозяйственных угодий, а также незначительным уровнем интенсификации и химизации АПК в сравнении с индустриально развитыми странами рЫС^кИ et а1., 2015).
В связи с этим становится актуальной разработка вопросов, связанных с перспективами развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции и обоснованием целесообразности вовлечения для этих целей в производственный оборот залежных и неиспользуемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.
Методы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам ведения сельскохозяйственного производства органической продукции; вопросам развития земельных отношений; научные исследования и рекомендации Российской академии сельскохозяйственных наук, законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов федерации, постановления ЕС по развитию экологического сельского хозяйства, стандарты IFOAM. Методологической основой послужил системный подход, позволивший обеспечить комплексность и целенаправленность. В работе также были использованы аналитический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экономико-математический, монографический методы исследования.
Результаты исследования
Предпосылки развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции.
Считаем, что сущность органического сельского хозяйства можно сформулировать как понятие, охватывающее все системы земледелия, основывающиеся на природных средствах и ресурсах, учитывающие естественные потребности растительного и животного мира, окружающей природной среды, основной целью которого выступает процесс производства экологической (органической) продукции, удостоверенной международными и национальными экологическими сертификатами.
В связи с этим требуется уточнить понятие «сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции», которое рассматривается как параллельное ведение традиционно сложившейся индустриальной и системы органического производства сельскохозяйственной продукции с постепенным увеличением доли сельскохозяйственного производства органической продукции на основе рационального, территориально адаптированного землепользования с минимально обоснованной химизацией агротехнических и технологических процессов сельскохозяйственного производства. В соответствии с предложенным определением, сельскохозяйственная организация, ведущая данное производство, будет считаться ориентированной на производство органической (экологически чистой) продукции (Уогопкоуа et а1., 2015).
Проведенная оценка традиционной системы ведения земледелия показала, что даже с приложением к ней последних достижений сельскохозяйственной науки и практики аграрии уже не могут кардинально решить проблему, связанную с повышением эффективности производства отрасли. В связи с этим необходимо выработать механизм, учитывающий влияние экономических, инновационных, социальных, экологических, рекреационных, национально-культурных и
иных факторов, в том числе реализуемый посредством создания зональных агроэкокластеров. По нашему мнению, формирование и развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, должно отвечать следующим системным императивам.
- разработка концепции развития сельскохозяйственного производства органической продукции;
- параллельное ведение органического и индустриального сельскохозяйственного производства;
- механизм перехода сельского хозяйства к производству органической продукции;
- формирование зональных агроэкокластеров;
- государственное регулирование сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, посредством целевых программ развития.
Концепция органического сельскохозяйственного производства. В ходе проведения научных исследований нами разработана концепция и определены основные направления формирования и реализации концепции сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, на уровне субъекта Российской Федерации Формирование системы ведения органического сельского хозяйства не означает отказ от индустриального сельскохозяйственного производства. По нашему мнению, и органическая, и индустриальная системы ведения земледелия могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественных и экологически безопасных продуктах питания.
Таблица 1. Организационные уровни и определяющие факторы развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции
Организационный уровень
Федеральный уровень
Региональный уровень
Уровень
сельскохозяйственной организации
Определяющие факторы развития сельского хозяйства в направлении производства
органической продукции Подготовка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих понятия «органическая, экологически чистая (безопасная) продукция», «органический продукт». Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование рынка органической продукции в интересах потребителей, на основе участия всех заинтересованных субъектов рынка.
Разработка системы национальных стандартов в области экологизации сельского хозяйства, а также их гармонизация с системой международных экологических стандартов.
Разработка экономического механизма стимулирования производителей органической продукции через систему льготного кредитования, оптимизацию налогообложения, направление дотаций и субсидий, повышение инвестиционной привлекательности субъектов рынка.
Разработка целевых программ поддержки развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции. Разработка нормативно-правой базы сельскохозяйственного производства органической продукции, не противоречащей федеральному законодательству
Проведение научных исследований с целью выявления потенциала в области органического землепользования в регионе. Расширение информационного поля, освещающего особенности сельскохозяйственного производства органической продукции.
Формирование образовательных программ подготовки кадров и повышение квалификации специалистов в области сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции.
Вовлечение в производственный оборот земельных ресурсов, пригодных для производства органической продукции. Формирование зональных агроэкокластеров. Развитие региональных рынков органической продукции. Участие в международных и российских выставках-ярмарках с целью продвижения региональных органик-продуктов
Выбор направления перехода к производству органической продукции с учетом имеющихся ресурсов производства и спроса на органическую продукцию. Воспроизводство земельных ресурсов посредством вовлечения неиспользуемых и залежных земель в сельскохозяйственный оборот, восстановление почвенного плодородия и переход к экологизации землепользования.
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет более высокой цены реализации органической продукции.
Вхождение организации в структуру зонального агроэкокластера. Подготовка и повышение квалификации кадров. Сертификация системы производства органической продукции._
В целях обоснования направлений развития сельскохозяйственного производства органической продукции целесообразным представляется выявление факторов, способствующих развитию рынка органического продовольствия на следующих уровнях: государственном, региональном и сельхозтоваропроизводителя (таблица 1). В сложившихся условиях развития российского АПК можно выделить ряд причин, замедляющих развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции: отсутствие интереса к принципам органического производства со стороны руководителей сельскохозяйственных организаций, что часто обусловлено их консерватизмом к нововведениям, недостатком необходимой информации; трудности с инвестированием ориентированных на органическое производство проектов в АПК; отсутствие рынка сбыта органической продукции; недостаток квалифицированных специалистов в области органического землепользования и сертификации органической продукции.
Для отечественной экономики, где около 27% численности населения проживают в сельской местности и более 12% населения в трудоспособном возрасте занято в сфере сельскохозяйственного производства, формирование и развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, позволит решить не только проблемы экологической безопасности продуктов питания и окружающей природной среды, но также и социальные проблемы сельских территорий посредством повышения уровня занятости сельских жителей.
Сельское хозяйство играет весомую роль в формировании экономики края и уклада жизни населения, на его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6 - 7% по России. В сельской местности проживает около 45% населения края. Алтайский край обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн га), из которой более 75% - плодородные черноземы. По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на первом месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку регионов Российской Федерации. На его долю приходится порядка 4% российского производства зерна, 3 - маслосемян подсолнечника, 15 - льна-долгунца, 5 - молока, 3 - картофеля, около 3 - мяса и яиц, около 2% сахарной свеклы и овощей.
Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85% производимой крупы, около 70 - муки и жирного сыра, 60 - макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов. Алтайский край располагает всеми необходимыми ресурсами для перехода к использованию принципов ориентированного на органическое производство сельского хозяйства (ИЫСМкИ et а1., 2015; Уогопкоуа et а1., 2015).
Принимая во внимание ресурсосберегающую направленность сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, система управления процессом землепользования будет выступать в качестве подсистемы общепроизводственной системы управления сельскохозяйственной организации. Основной целью данной подсистемы выступает гармонизация целей и задач сельскохозяйственного производства органической продукции с финансовым результатом деятельности организации, т.е. рационально используемые ресурсы должны приносить максимальную выгоду.
Переход к сельскохозяйственному производству органической продукции должен отвечать целям и стратегии развития каждого отдельного сельскохозяйственного производителя. Формирование методической базы сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции на основе системного подхода, нами предлагается рассматривать как взаимодействие взаимообусловленных экологических и экономических процессов в направлении обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства путем повышения экологического качества земельных угодий и производимой продукции.
Реализация региональных целевых программ развития органического сельского хозяйства.
Значимая роль в направлении эффективности производства органической продукции сельского хозяйства должна быть отведена разработке государственных программ поддержки сельскохозяйственных организаций, ориентированных на производство органической продукции. Реализация региональных целевых программ позволяет повысить эффективность производства в отдельных сегментах ее целевой направленности за счет адресной поддержки получателей субсидий и постоянного контроля со стороны уполномоченных органов за рациональным и целевым использованием предоставленных бюджетных средств.
На основании проведенного исследования был разработан проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017 -2022 годы», направленной на более полное и эффективное использование пахотных угодий сельскохозяйственными товаропроизводителями, повышение эффективности их хозяйственной деятельности, а также рост объемов производства органической сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае. Ожидаемые результаты реализации Программных мероприятий:
1) увеличение доли используемых по целевому назначению пахотных угодий к 2022 г. до 100% по отношению к уровню 2015 г.;
2) вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных угодий площадью 207 тыс. га и залежных земель площадью 110 тыс. га с целью производства органической продукции;
3) создание эффективного механизма вовлечения в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных ресурсов;
4) воспроизводство почвенного плодородия пашни;
5) ежегодное планирование направлений производственного использования пахотных угодий (табл. 2).
Таблица 2. Проект результативности мероприятий проекта программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы»
№ Показатель Годы
п/п 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Цель 1. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых по целевому назначению пахотных угодий, повышение эффективности производства
Задача 1. Выявление неиспользуемых пахотных угодий, выделенных в качестве земельных долей
1 Резерв неиспользуемых пахотных 540 486 414 349 290 239 угодий, тыс. га
Мероприятие 1. Выявление неиспользуемых пахотных угодий, выделенных в качестве земельных долей
2 Площадь неиспользуемых и 401 401 240 125 60 -невостребованных пахотных угодий,
тыс. га
3 Площадь выявленных - 161 115 65 60 -неиспользуемых и невостребованных
долей, тыс. га
Мероприятие 2. Компенсация землепользователям через механизм субсидирования части затрат, связанных с вовлечением в оборот неиспользуемых пахотных угодий
4 Площадь вводимой в 30 47 62 65 62 51 сельскохозяйственное производство
пашни, тыс. га
Цель 2. Поддержание и восстановление почвенного плодородия
5 Площадь пашни, находящейся в 780 780 763 754 746 739 неудовлетворительном состоянии,
тыс. га
Задача 1. Сохранение и рациональное использование пахотных угодий
6 Площадь пашни, используемой по 6307 6374 6646 6511 6573 6626
назначению, тыс. га
Мероприятие 1. Планирование структуры землепользования
7 Выполнение запланированного 100 100 100 100 100 100 ввода в сельскохозяйственный
оборот пахотных ресурсов, % Мероприятие 2. Активизация государственного контроля за использованием земель
сельскохозяйственного назначения
8 Выполнение запланированных 100 100 100 100 100 100 проверок в области соблюдения
земельного законодательства, %
Ресурсное обеспечение Программы
9 Всего, в том числе, млн руб. 70 523 504 416 395 175
10 краевой бюджет 26 134 144 130 124 102
11 местные бюджеты - 161 115 65 60 -
12 внебюджетные источники 44 228 245 221 210 173
Был предложен норматив, применяемый для расчета предельного объема субсидий, который составляет 2000 руб. / 1 га введенной в сельскохозяйственный производственный оборот не используемой по целевому назначению пашни. Данный показатель основан на цене 60 л дизельного топлива, необходимого для проведения необходимых почвообрабатывающих мероприятий по вовлечению в производственный сельскохозяйственный оборот резервных земель, пригодных для производства органической продукции.
Объемы бюджетных субсидий, на вовлечение в сельскохозяйственное производство резервных земель, пригодных для производства органической продукции, в Алтайском крае предполагаются в размере: 2017 г. - 26 млн руб., 2018 г. - 295, 2019 г. - 258, 2020 г. - 195, 2021 г. - 184, 2022 г. - 102 млн руб.
Для оценки эффективности производственного использования вовлеченных в сельскохозяйственный оборот резервных земель, пригодных для производства органической продукции, органам муниципальных образований Алтайского края рекомендуется проводить оперативный мониторинг состояния земельных ресурсов, введенных в оборот, с целью принятия решений о прекращении дальнейшего субсидирования данного сельскохозяйственного товаропроизводителя при выявлении негативных факторов землепользования: снижении почвенного плодородия, ухудшении качественного состояния площади пашни, а также при урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур значительно ниже средневзвешенной в данном муниципальном образовании.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и формируют предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности как Алтайского края, так и Российской Федерации в целом за счет увеличения объема производства органической продукции сельского хозяйства.
Обсуждение результатов исследования
На основании стратегических планов развития органического сектора сельского хозяйства Алтайского края, а также разработанной авторами краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы» рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. (таблица 3).
Таблица 3. Прогноз производства продукции АПК Алтайского края с учетом внедрения предложенных рекомендаций на период 2017-2027 гг., тыс. т_
Целевые показатели 1
Зерновые культуры в том числе произведенные по органическим агротехнологиям Лен
в том числе
произведенный по
органическим
агротехнологиям
Сахарная свекла
в том числе
произведенная по
органическим
агротехнологиям
Подсолнечник
в том числе
произведенный по
органическим
агротехнологиям
Картофель
в том числе
произведенный по
органическим
агротехнологиям
Молоко в том числе произведенное по органическим агротехнологиям Мясо скота и птицы на убой (в живой массе) в том числе произведенное по органическим агротехнологиям
2017 2
4000 67
7,8 0,3
500 7
300 3
857 7
1481 8
2018 2019 2020 2021 3 4 5 6
95
Год
2022 2023 2024 2025 2026 2027
7
8
9
10
11
Растениеводство 4200 4400 4600 4800 5000 5150 5300 5450 319,2 380
169
8,5 9,3 0,5 0,7
245
9,5 9,7 0,8 0,9
425
480
505
9,9 1,0
12
5600 5800 565 590
10 10,2 10,3 10,4 10,5 1,0 1,1 1,1 1,2 1,2
640 690 720 760 800 850 900 930 950 1000 15 24 38 46 59 67 75 83 100 115
320 335 350 370 390 410 425 440 450 475 5 9 15 28 35 39 43 46 52 55
869 875 880 885 900 915 930 950 970 995 12 24 46 70 89 112 125 134 142 150
Животноводство
1510 1539 1568 1599 1628 1655 1698 1705 1712 1720 24 46 75 104 115 130 145 160 195 210
328,3 336,4 346,5 364,8 373,4 382,1 391,3 400,0 415,0 430,0 440,0
15 18 22 26 30 36 43 50 54 60
В долгосрочном периоде (2017-2027 гг.) планируется доведение доли органической сельскохозяйственной продукции Алтайского края по группе зерновых культур до 10,2%, льну - до 11,4, сахарной свекле - до 11,5, подсолнечнику - до 11,7, картофелю - до 15,1% от общего объема производства. В отрасли животноводства под органические технологии будет отведено свыше 12% производства молока и около 14% производства мяса.
4
Прогнозируется увеличение стоимости произведенной валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 2015 г.) к 2027 г. до 182 млрд руб., или 155% к уровню 2015 г.; уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций планируется повысить до 20%, в сравнении с оценочным показателем 2015 г. - 8,7% (таблица 4).
Таблица 4. Целевые показатели развития сельского хозяйства Алтайского края с учетом внедрения рекомендаций на период 2017-2027 гг.
Целевые Год
показатели 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027
Растениеводство
Стоимость 121 128 135 145 153 160 165 170 175 178 182
произведенной
валовой продукции
сельского хозяйства,
млрд руб. (в
сопоставимых ценах
2015 г.)
Индекс производства, 105,0 108,4 114,0 122,0 130,5 133,4 138,0 141,0 145,1 150,4 155,0 % (к уровню 2015 г.)
Уровень 12,0 12,5 13,0 14,0 15,5 16,7 17,5 18,0 18,8 19,5 20,0
рентабельности
сельскохозяйственных
организаций, %_
В исследовании определено, что в российских регионах имеются необходимые природно-климатические условия, ресурсный и земельный потенциал для организации (наряду с традиционной) системы ведения органического сельскохозяйственного производства. Системный анализ и оценка возможности использования мирового опыта ведения органического сельскохозяйственного производства во взаимосвязке со сложившимися традициями российского землепользования выступают предпосылкой к стратегическому развитию и укреплению позиций сельского хозяйства в системе национальной экономики (Winged, 2008; Lysenko, 2008; Snitch, 2011). Можно предположить, что сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции, выступает как «новая философия» в системе землепользования.
Заключение
Под сельским хозяйством, ориентированным на производство органической продукции нами предложено понимать параллельное ведение традиционно сложившейся индустриальной и системы производства, ориентированной на производство органической сельскохозяйственной продукции, с постепенным увеличением доли органического сектора на основе рационального, территориально адаптированного землепользования с минимально обоснованной химизацией агротехнических и технологических процессов сельскохозяйственного производства. Уточненные теоретические основы сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, позволяют более эффективно решать проблему рационального использования земельного потенциала регионов путем вовлечения в производственный сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых пахотных угодий, определяемых как резерв земель, пригодных для производства органической продукции.
Формирование системы ведения органического сельского хозяйства не означает отказ от индустриального сельскохозяйственного производства. По нашему мнению, и органическая, и индустриальная системы ведения сельскохозяйственного производства могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественных и экологически безопасных продуктах питания.
Сформированная концепция политики сельского хозяйства, ориентированной на производство органической продукции, на уровне субъекта РФ и обоснованный механизм государственного управления развитием сельскохозяйственного производства органической продукции определяют последовательность действий и используемых инструментов при осуществлении взаимообусловленных организационно-экономических, инновационно-технологических и управленческих мероприятий, направленных на оптимальную организацию сельскохозяйственного производства в процессе перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию принципов органического хозяйствования.
Обоснованный механизм разработки и реализации региональных целевых программ развития АПК позволил разработать проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы», направленной на более полное и эффективное использование пахотных угодий сельскохозяйственными товаропроизводителями, повышение эффективности их
хозяйственной деятельности, а также рост объемов производства органической сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае. Согласно Программе, до 2022 г. будет вовлечено в сельскохозяйственное органическое производство не используемых по целевому назначению пахотных угодий 207 тыс. га и 110 тыс. га залежных земель. Определенный авторами предельный объем субсидий до 2022 г. на основе рассчитанного норматива введенной в сельскохозяйственный производственный оборот не используемой по целевому назначению пашни в размере 2000 руб. на 1 га составил 1060 млн руб. Разработанная методика мониторинга оценки эффективности использования органически применимой залежи для сельскохозяйственного производства позволяет органам муниципальных образований Алтайского края проводить оперативное отслеживание состояния земельных ресурсов, введенных в оборот, с целью принятия решений о прекращении дальнейшего субсидирования данного сельскохозяйственного товаропроизводителя при выявлении негативных факторов землепользования, а также при расчете арендной платы сельскохозяйственных товаропроизводителей за пользование земельными участками районных фондов перераспределения земель.
На основании Программы развития сельского хозяйства Алтайского края исходя из оптимальной научно обоснованной структуры посевных площадей, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, а также разработанного авторами плана вовлечения неиспользуемых и залежных земель в сельскохозяйственный производственный оборот для целей производства органической продукции, был рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. с выделением доли органического сектора. Концентрация земельных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов в направлении развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, не только открывает возможности увеличения производства отечественных органических продуктов, но позволяет снизить зависимость от импорта, а также будет способствовать повышению качества и экологической безопасности продукции, развитию процессов диверсификации сельского хозяйства и сопутствующих отраслей АПК.
Благодарности
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта № 16-02-00235.
References
Altukhov, A.I. (2015). Foreign sanctions as a factor of accelerated import substitution of products in the agri-food market, 3, 10-14 (in Russian).
Avarskiy, N.D., Taran, V.V., Sokolova, E.G., Stefanovsky, V.G. (2014). The market for organic products in Russia: current state and development potential. Economics of agriculture of Russia, 5, 29-37 (in Russian).
Dzhabarova, Y. (2011). The Level of Awareness - a Driving Factor in the Consumer Behavior on the Bulgarian Organic Market. Aricultural science, 7(3), 101-105.
Frydlova, M., Vostra, H. (2011). Determinants influencing consumer behaviour in organic food market, Acta Univ. Agr. Silvicult. Mendelianae Brunensis, 59(7), 111-119.
Grzelak, P., Maciejczak, M. (2013). Comparison between the United States and Poland of consumers' perceptions of organic products. Studies in agr. Economics. 115(1), 47-56.
Gubbuk, H., Polat, E., Pekmezci, M. (2004). Organic fruit production in Turkey. J.Fruit ornamental Plant Res, 12, 23-29.
Lysenko, E.G. (2008). Environmental and economic problems of agriculture. Economics of the villages. households Islands, 2, 68-73 (in
Russian).
Poltaranin, L.A., Tarasova, A.Yu. (2013). "Green" economy: prospects for development. Vestnik Altaiskoy Nauki, 2(2), 183-186 (in Russian).
Smoluk-Sikorska, J., Luczka-Bakula, W. (2013). Sale of organic food in specialist and general retail grocery outlets - a comparative analysis. Acta scientiarum Polonorum: Oeconomia, 12(1), 35-44.
Snitch, V.F. (2011). Formation of institutions of regional agri-food market. Advances of modern natural science, 2, 138-142. Tatarkin, A.I., Policyn, S.N. (2015). The regional dimension of food security in Russia. AIC: Economy, management, 12, 3-9 (in Russian). Voronkova, O.Yu. (2014). Unused arable land is an important resource organic food production. Agrarian and industrial complex: economy, management, 10, 51-59 (in Russian).
Voronkova, O.Yu., Kundius, V.A., Mikhailushkin, P.V. (2015). Strategic priorities of development of regional agro-food systems, focusing on the production of organic products Krasnodar: Education-South (in Russian).
Winged, E.N. (2008). Relationship energy-ecological and food crises: a status and ways of overcoming. Ural Agrarian Bulletin, 8, 7-10. Zhidkikh, A.A., Voronkova, O.Yu., Elchishchev, E.A. (2015). Regionalization - as an instrument of engagement in agricultural use of unused arable lands (cluster model). Barnaul: Azbuka (in Russian).
Zhuchenko, A.A. (2012). The challenges of the XXI century, global and domestic food security. Agri-food policy in Russia, 1, 6-8 (in Russian).
Citation:
Voronkova, O.Yu., Baryshnikov, G.Ya., Baryshnikova, O.N., Sokolova, O.N. (2017). Organic production on fallow lands and Import substitution.
Ukrainian Journal of Ecology, 7{4), 73-80. | This work Is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License