УДК 332.14
В.А. Кундиус, О.Ю. Воронкова,
И.В. Ковалёва
ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЛЯХ РЕГИОНОВ СИБИРИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
V.A. Kundius, O.Yu. Voronkova,
I.V. Kovalyova
MAKING ORGANIC PRODUCTION ON FALLOW LANDS OF THE REGIONS OF SIBERIA AS STRATEGIC RESOURCE OF POLICY OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION
В статье рассмотрены актуальные вопросы становления и развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции; понятия «органическое сельское хозяйство», «сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции»; обосновывается авторское представление их содержания. Обоснованы и аргументированы предпосылки вовлечения в сельскохозяйственный производственный оборот залежных и неиспользуемых земель для целей ведения органического сельского хозяйства; основные направления формирования и реализации концепции сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, на уровне субъекта Российской Федерации, в рамках стратегии импортозамещения продовольствия. Авторами предложена методика формирования и реализации региональных целевых программ развития АПК, на ее основе разработан проект Краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы». На основании стратегических планов развития органического сектора сельского хозяйства Алтайского края, а также разработанного авторами проекта Краевой целевой программы, рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. с выделением доли органической продукции сельского хозяйства и оценкой эффективности. Результаты авторских исследований были рассмотрены Министерством сельского хозяйства РФ и рекомендованы к использованию в практической деятельности по формированию стратегии развития органического сельскохозяйственного производства в аг-
рарных регионах страны (Справка Минсельхоза РФ №13/2530 от 19.11.2014).
Ключевые слова: развитие АПК, органическая продукция, залежные земли, неиспользуемая пашня, политика импортозамещения, региональные программы развития, прогноз.
In the study topical issues of formation and development of the agriculture focused on the production of organic production are considered; the concepts "organic agriculture", "agriculture focused on the production of organic production", author's submission of their contents are given. Prerequisites of involvement in agricultural production turn of fallow and not used lands for maintaining organic agriculture are proved and reasoned. The main directions of formation and implementation of the concept of the agriculture focused on production of organic production at the level of the subject of the Russian Federation, within the strategy of import substitution of food are proved. The authors offered the technique of formation and implementation of regional target programs of development of agrarian and industrial complex, on its basis the draft of the Regional target program "Involvement in Agricultural Production of Not Used for Purpose Arable and Laylands of Agricultural Purpose of Altai Region for Production of Organic Production for 2017-2022" is developed. On the basis of strategic development plans of organic sector of agriculture of Altai Region, and also developed by the authors the draft of the Regional target program the forecast of production of agrarian and industrial complex of Altai Region for 20172027 with allocation of the share of organic production of agriculture and the assessment of efficiency was calculated. The results of the authors' researches were considered by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation and recommended for use in practice on the formation of strategy of development of organic agricultural production in agrarian regions of the country (the Reference of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation № 13/2530 of 19.11.2014).
Keywords: agrarian and industrial complex development, organic production, laylands, not used arable land, the policy of import substitution, regional programs of development, forecast.
Введение. В настоящее время рынок органических продуктов выступает одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений мирового агропромышленного производства [1-7]. Продовольственная безопасность государства, здоровье населения и качество его жизни во многом обусловлены развитием органического сельскохозяй-
ственного производства, базирующегося на инновационных разработках в области альтернативного землепользования, сохранения природных ресурсов, прежде всего земельных [8-11]. Вместе с тем незаполненная ниша рынка органической (экологически чистой) продукции и значительный земельный потенциал для развития органического земледелия создают все необходимые предпосылки для формирования и развития отечественного сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции.
Россия располагает всем необходимым для формирования сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции: многолетними аграрными традициями, обширными площадями сельскохозяйственных угодий, а также незначительным уровнем интенсификации и химизации АПК в сравнении с индустриально развитыми странами [12-14]. Так, в среднем по странам Еврозоны внесение минеральных удобрений составляет 192 кг/га, тогда как в России - 39, а в Алтайском крае -3,8 кг/га [15, 16].
В связи с этим становится актуальной разработка вопросов, связанных с перспективами развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, и обоснованием целесообразности вовлечения для этих целей в производственный оборот залежных и неиспользуемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.
Методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам ведения сельскохозяйственного производства органической продукции, вопросам развития земельных отношений; научные исследования и рекомендации Российской академии сельскохозяйственных наук, законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, постановления ЕС по развитию экологического сельского хозяйства, стандарты ^ОАМ. Методологической основой послужил системный подход, позволивший обеспечить комплексность и целенаправленность. В работе также были использованы аналитический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экономико-математический, монографический методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Предпосылки развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции. Считаем, что сущность органического сельского хозяйства можно сформулировать как понятие, охватывающее все системы земледелия, основывающиеся на природных средствах и ресурсах, учитывающие естественные потребности растительного и животного мира, окружающей природной среды. Основной целью его выступает процесс производства экологиче-
ской (органической) продукции, удостоверенной международными и национальными экологическими сертификатами.
В связи с этим требуется уточнить понятие «сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции», которое рассматривается как параллельное ведение традиционно сложившейся индустриальной и системы органического производства сельскохозяйственной продукции с постепенным увеличением доли сельскохозяйственного производства органической продукции на основе рационального, территориально адаптированного землепользования с минимально обоснованной химизацией агротехнических и технологических процессов сельскохозяйственного производства. В соответствии с предложенным определением, сельскохозяйственная организация, ведущая данное производство, будет считаться ориентированной на производство органической (экологически чистой) продукции [16, 17]
Проведенная оценка традиционной системы ведения земледелия показала, что даже с приложением к ней последних достижений сельскохозяйственной науки и практики аграрии уже не могут кардинально решить проблему, связанную с повышением эффективности производства отрасли. В связи с этим необходимо выработать механизм, учитывающий влияние экономических, инновационных, социальных, экологических, рекреационных, национально-культурных и иных факторов, в том числе реализуемый посредством создания зональных агроэкокла-стеров. По нашему мнению, формирование и развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, должно отвечать следующим системным императивам:
- разработка концепции развития сельскохозяйственного производства органической продукции;
- параллельное ведение органического и индустриального сельскохозяйственного производства;
- механизм перехода сельского хозяйства к производству органической продукции;
- формирование зональных агроэкокластеров;
- государственное регулирование сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, посредством целевых программ развития.
Концепция органического сельскохозяйственного производства. В ходе проведения научных исследований нами разработана концепция и определены основные направления формирования и реализации концепции сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, на уровне субъекта Российской Федерации (рис. 1).
Тенденции инновационно-органического,
научно-технического развития АПК
ж:
Государственная аграрная политика в области органического сельскохозяйственного производства (федеральная, субъектов РФ)
Ж
Диагностика состояния АПК субъекта РФ (социально-экономическое положение, нормативно-правовая база, экологическое состояние, научный и инновационный потенциал, ресурсные возможности, территориальные особенности)
ж
Цели, задачи и принципы аграрной политики субъекта РФ
Систематизация и учет предложений сопутствующих отраслей
Систематизация и учет отечественного и зарубежного опыта реализации государственной аграрной политики в направлении производства органической продукции
Параллельное ведение органического и индустриального производства; рациональное землепользование; экологическая безопасность; территориальная адаптация
Формы (проекты, целевые программы развития, стратегии, прогнозы, планы)
Объекты государственного регулирования (организации АПК, ориентированные на производство органической продукции)
Развитие структурно-, ресурсно-, экологосбалансированного, эффективного, конкурентоспособного АПК региона, ориентированного на производство органической продукции
Рис. 1. Схема формирования и реализации концепции аграрной политики на уровне субъекта РФ, ориентированной на производство органической
продукции
Формирование системы ведения органического сельского хозяйства не означает отказ от индустриального сельскохозяйственного производства. По нашему мнению, и органическая, и индустриальная системы
ведения земледелия могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественных и экологически безопасных продуктах питания.
В целях обоснования направлений развития сельскохозяйственного производства органической продукции целесообразным представляется выявление факторов, способствующих развитию рынка органического продовольствия на следующих уровнях: государственном, региональном и микроуровне предприятий и организаций (табл. 1).
Таблица 1
Организационные уровни и определяющие факторы развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции
Организационный уровень Определяющие факторы развития сельского хозяйства в направлении производства органической продукции
1 2
Федеральный Подготовка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих понятия «органическая, экологически чистая (безопасная) продукция», «органический продукт»
Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование рынка органической продукции в интересах потребителей, на основе участия всех заинтересованных субъектов рынка
Разработка системы национальных стандартов в области экологизации сельского хозяйства, а также их гармонизация с системой международных экологических стандартов
Разработка экономического механизма стимулирования производителей органической продукции через систему льготного кредитования, оптимизацию налогообложения, направление дотаций и субсидий, в целом повышение инвестиционной и инновационной привлекательности субъектов рынка органической продукции
Региональный Разработка целевых программ поддержки формирования и развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции. Разработка нормативно-правовой базы сельскохозяйственного производства органической продукции, не противоречащей федеральному законодательству
Проведение научных исследований с целью выявления потенциала в области органического землепользования в регионе. Расширение информационного поля, освещающего особенности сельскохозяйственного производства органической продукции
Формирование образовательных программ подготовки кадров и повышение квалификации специалистов в области сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции
Окончание табл. 1
1 2
Вовлечение в производственный оборот земельных ресурсов, пригодных для производства органической продукции. Формирование зональных агроэкокластеров
Развитие региональных рынков органической продукции. Участие в международных и российских выставках-ярмарках с целью продвижения региональных органик-продуктов
Уровень сельскохозяйственной организации Выбор направления перехода к производству органической продукции с учетом имеющихся ресурсов производства и спроса на органическую продукцию
Воспроизводство земельных ресурсов посредством вовлечения неиспользуемых и залежных земель в сельскохозяйственный оборот, восстановление почвенного плодородия и переход к экологизации землепользования
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет более высокой цены реализации органической продукции
Вхождение организации в структуру зонального агроэкокластера. Подготовка и повышение квалификации кадров. Сертификация системы производства органической продукции
В сложившихся условиях развития российского АПК можно выделить ряд причин, замедляющих развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции: отсутствие интереса к принципам органического производства со стороны руководителей сельскохозяйственных организаций, что часто обусловлено их консерватизмом к нововведениям, недостатком необходимой информации; трудности с инвестированием ориентированных на органическое производство проектов в АПК; отсутствие рынка сбыта органической продукции; недостаток квалифицированных специалистов в области органического землепользования и сертификации органической продукции.
Для отечественной экономики, где около 27 % населения проживают в сельской местности и более 12 % в трудоспособном возрасте занято в сфере сельскохозяйственного производства, формирование и развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, позволит решить не только проблемы экологической безопасности продуктов питания и окружающей природной среды, но также и социальные проблемы сельских территорий посредством повышения уровня занятости сельских жителей.
Сельское хозяйство играет весомую роль в формировании экономики края и уклада жизни населения, на его долю приходится более 18 % валового регионального продукта против 6-7 % по России. В сельской местности проживает около 45 % населения края. Алтайский край обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом, занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн га), из которой более 75 % -
плодородные черноземы. По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на первом месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку регионов Российской Федерации. На его долю приходится порядка 4 % российского производства зерна, 3 - маслосемян подсолнечника, 15 - льна-долгунца, 5 - молока, 3 - картофеля, около 3 - мяса и яиц, около 2 % сахарной свеклы и овощей.
Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85 % производимой крупы, около 70 - муки и жирного сыра, 60 - макаронных изделий, более 30 % - молоко- и мясопродуктов. Алтайский край располагает всеми необходимыми ресурсами для перехода к использованию принципов сельского хозяйства, ориентированного на органическое производство [15, 16].
Принимая во внимание ресурсосберегающую направленность сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, система управления процессом землепользования будет выступать в качестве подсистемы общепроизводственной системы управления сельскохозяйственной организации. Основной целью данной подсистемы выступает гармонизация целей и задач сельскохозяйственного производства органической продукции с финансовым результатом деятельности организации, т.е. рационально используемые ресурсы должны приносить максимальную выгоду.
Переход к сельскохозяйственному производству органической продукции должен отвечать целям и стратегии развития каждого отдельного сельскохозяйственного производителя. Формирование методической базы сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции на основе системного подхода, нами предлагается рассматривать как взаимодействие взаимообусловленных экологических и экономических процессов в направлении обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства путем повышения экологического качества земельных угодий и производимой продукции.
Реализация региональнъх целевъх программ развития органического сельского хозяйства. Значимая роль в направлении эффективности производства органической продукции сельского хозяйства должна быть отведена разработке государственных программ поддержки сельскохозяйственных организаций, ориентированных на производство органической продукции. Реализация региональных целевых программ позволяет повысить эффективность производства в отдельных сегментах ее целевой направленности за счет адресной поддержки получателей субсидий и постоянного контроля со стороны уполномоченных органов за рациональным и целевым использованием предоставленных бюджетных средств. Нами предложен механизм фор-
мирования и реализации региональных целевых программ развития АПК (рис. 2).
На основании проведенного исследования был разработан проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы», направленной на более полное и эффективное использование пахотных угодий сельскохозяйственными товаропроизводителями, повышение эффективности их хозяйственной деятельности, а также рост объемов производства органической сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае.
1. Оценка значимости АПК для социально-экономического развития региона
Уровень продовольственной обеспеченности населения
Тенденции развития агропродо-вольственных рынков
Ж
Уровень жизни населения сельских территорий
2. Разработка нормативно-правовой базы развития АПК региона, выбор сценария развития
-II Ц II-Ц-
Экстенсивное развитие
Простое воспроизводство
Интенсивное развитие
3. Мониторинг производственного и ресурсного потенциала регионального АПК
Состояние социальной сферы, трудовые ресурсы сельских территорий
Система ведения
сельскохозяйственного производства, ресурсы, техническая оснащенность
Региональный рынок агропродовольствия, межрегиональные связи
Система правоотношений сферы АПК, ценообразование
Эффективность
направлений государственной поддержки АПК
4. Формирование и периодическая корректировка пакета целевых программ развития АПК региона
Продовольственное обеспечение населения региона
Решение социальных и проблем занятости сельского населения
Ж
Эффективное использование ресурсного потенциала АПК региона
Ж
Страхование рисков регионального АПК, ликвидация их последствий
ж
Инвестиции, государственная
поддержка, финансы, право
ж
5. Разработка организационно-экономического механизма реализации целевых программ развития АПК региона
Нормативно-правовой блок
Финансовый блок
*—►
Блок мониторинга развития АПК
Блок господдержки АПК
Информационно-консультационный блок
Контрольно-ревизионный блок
Рис. 2. Механизм разработки и реализации региональных целевых
программ развития АПК
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий:
1) увеличение доли используемых по целевому назначению пахотных угодий к 2022 г. до 100 % по отношению к уровню 2015 г.;
2) вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных угодий площадью 207 тыс. га и залежных земель площадью 110 тыс. га с целью производства органической продукции;
3) создание эффективного механизма вовлечения в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных ресурсов;
4) воспроизводство почвенного плодородия пашни;
5) ежегодное планирование направлений производственного использования пахотных угодий (табл. 2).
Таблица 2
Проект результативности мероприятий проекта программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных
и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017—2022 годы»
№ п/п Показатель 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 2 3 4 5 6 7 8
Цель 1. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот не используемых по целевому назначению пахотных угодий, повышение эффективности сельскохозяйственного производства
Задача 1. Выявление неиспользуемых пахотных угодий, выделенных в качестве земельных долей
1 Резерв неиспользуемых пахотных угодий, тыс. га 540 486 414 349 290 239
Мероприятие 1. Выявление неиспользуемых пахотных угодий, выделенных в качестве земельных долей
2 Площадь неиспользуемых и невостребованных пахотных угодий, выделенных в качестве земельных долей, тыс. га 401 401 240 125 60 -
3 Площадь выявленных неиспользуемых и невостребованных земельных долей, тыс. га - 161 115 65 60 -
Мероприятие 2. Компенсация землепользователям через механизм субсидирования части затрат, связанных с вовлечением в производственный оборот неиспользуемых пахотных угодий
4 Площадь вводимой в сельскохозяйственное производство пашни, тыс. га 30 47 62 65 62 51
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8
Цель 2. Поддержание и восстановление почвенного плодородия
5 Площадь пашни, находящейся
в неудовлетворительном мели- 780 780 763 754 746 739
оративном состоянии, тыс. га
Задача 1. Сохранение и рациональное использование пахотных угодий
6 Площадь пашни, используемой по назначению, тыс. га 6307 6374 6646 6511 6573 6626
Мероприятие 1. Планирование структуры землепользования
7 Выполнение запланированно-
го ввода в сельскохозяйствен-
ный производственный оборот
пахотных ресурсов, %
Мероприятие 2. Активизация государственного контроля за использованием земель
сельскохозяйственного назначения
8 Выполнение запланированных проверок в области соблюдения земельного законодательства, % 100 100 100 100 100 100
Ресурсное обеспечение Программы
9 Всего, млн руб. 70 523 504 416 395 175
10 В том числе: краевой бюджет 26 134 144 130 124 102
11 местные бюджеты - 161 115 65 60 -
12 внебюджетные источники 44 228 245 221 210 173
Был предложен норматив, применяемый для расчета предельного объема субсидий, составляющий 2000 руб. на 1 га введенной в сельскохозяйственный производственный оборот не используемой по целевому назначению пашни. Данный показатель основан на цене 60 л дизельного топлива, необходимого для проведения необходимых почвообрабатывающих мероприятий по вовлечению в производственный сельскохозяйственный оборот резервных земель, пригодных для производства органической продукции.
Объемы бюджетных субсидий на вовлечение в сельскохозяйственное производство резервных земель, пригодных для производства органической продукции, в Алтайском крае предполагаются в размере: 2017 г. - 26 млн руб.; 2018 г. - 295; 2019 г. - 258; 2020 г. - 195; 2021 г. -184; 2022 г. - 102 млн руб.
Для оценки эффективности производственного использования вовлеченных в сельскохозяйственный оборот резервных земель, пригодных для производства органической продукции, органам муниципальных образований Алтайского края рекомендуется проводить оперативный мониторинг состояния земельных ресурсов, введенных в оборот, с целью принятия решений о прекращении дальнейшего субсидирования
данного сельскохозяйственного товаропроизводителя при выявлении негативных факторов землепользования: снижении почвенного плодородия, ухудшении качественного состояния площади пашни, а также при урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур значительно ниже средневзвешенной в данном муниципальном образовании.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и формируют предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности как Алтайского края, так и Российской Федерации в целом за счет увеличения объема производства органической продукции сельского хозяйства.
На основании стратегических планов развития органического сектора сельского хозяйства Алтайского края, а также разработанной авторами краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы» рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. (табл. 3).
В долгосрочном периоде (2017-2027 гг.) планируется доведение доли органической сельскохозяйственной продукции Алтайского края по группе зерновых культур до 10,2 %; льну - до 11,4; сахарной свекле - до 11,5; подсолнечнику - до 11,7; картофелю - до 15,1 % от общего объема производства. В отрасли животноводства под органические технологии будет отведено свыше 12 % производства молока и около 14 % производства мяса.
Таблица 3
Прогноз производства продукции АПК Алтайского края с учетом внедрения предложенных рекомендаций на период
2017—2027 гг., тыс. т
Показатель 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
}астениеводство
Зерновые культуры 4000 4200 4400 4600 4800 5000 5150 5300 5450 5600 5800
В том числе
произведенные по органиче- 67 95 169 245 319,2 380 425 480 505 565 590
ским агротех-
нологиям
Лен 7,8 8,5 9,3 9,5 9,7 9,9 10 10,2 10,3 10,4 10,5
В том числе
произведенный по органиче- 0,3 0,5 0,7 0,8 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1 1,2 1,2
ским агротех-
нологиям
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Сахарная свекла 500 640 690 720 760 800 850 900 930 950 1000
В том числе
произведенная по органическим агротех-нологиям 7 15 24 38 46 59 67 75 83 100 115
Подсолнечник 300 320 335 350 370 390 410 425 440 450 475
В том числе
произведенный по органическим агротех-нологиям 3 5 9 15 28 35 39 43 46 52 55
Картофель 857 869 875 880 885 900 915 930 950 970 995
В том числе
произведенный по органическим агротех-нологиям 7 12 24 46 70 89 112 125 134 142 150
Животноводство
Молоко 1481 1510 1539 1568 1599 1628 1655 1698 1705 1712 1720
В том числе
произведенное по органическим агротех-нологиям 8 24 46 75 104 115 130 145 160 195 210
Мясо скота и птицы на убой (в живой массе) 328,3 336,4 346,5 364,8 373,4 382,1 391,3 400,0 415,0 430,0 440,0
Втом числе
произведенное по органическим агротех-нологиям 4 15 18 22 26 30 36 43 50 54 60
Прогнозируется увеличение стоимости произведенной валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 2015 г.) к 2027 г. до 182 млрд руб., или 155 % к уровню 2015 г.; уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций планируется повысить до 20 % в сравнении с оценочным показателем 2015 г. - 8,7 % (табл. 4).
Таблица 4
Целевые показатели развития сельского хозяйства Алтайского края с учетом внедрения рекомендаций на период 2017—2027 гг.
Показатель 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027
Растениеводство
Стоимость произведенной валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 2015 г.), млрд руб. 121 128 135 145 153 160 165 170 175 178 182
Индекс производства (к уровню 2015 г.), % 105,0 108,4 114,0 122,0 130,5 133,4 138,0 141,0 145,1 150,4 155,0
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций, % 12,0 12,5 13,0 14,0 15,5 16,7 17,5 18,0 18,8 19,5 20,0
В исследовании определено, что в российских регионах имеются необходимые природно-климатические условия, ресурсный и земельный потенциал для организации (наряду с традиционной) системы ведения органического сельскохозяйственного производства. Системный анализ и оценка возможности использования мирового опыта ведения органического сельскохозяйственного производства во взаимосвязи со сложившимися традициями российского землепользования выступают предпосылкой к стратегическому развитию и укреплению позиций сельского хозяйства в системе национальной экономики. Можно предположить, что сельское хозяйство, ориентированное на производство органической продукции, выступает как «новая философия» в системе землепользования.
Заключение. Под сельским хозяйством, ориентированным на производство органической продукции, нами предложено понимать параллельное ведение традиционно сложившейся индустриальной системы и системы производства, ориентированной на производство органической сельскохозяйственной продукции, с постепенным увеличением доли органического сектора на основе рационального, территориально адаптированного землепользования с минимально обоснованной химизацией агротехнических и технологических процессов сельскохозяйственного производства. Уточненные теоретические основы сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, позволяют более эффективно решать проблему рационального использования земельного потенциала регионов путем вовлечения в производственный сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых пахотных угодий, определяемых как резерв земель, пригодных для про-
изводства органической продукции.
Формирование системы ведения органического сельского хозяйства не означает отказ от индустриального сельскохозяйственного производства. По нашему мнению, и органическая, и индустриальная системы ведения сельскохозяйственного производства могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественных и экологически безопасных продуктах питания.
Сформированная концепция политики сельского хозяйства, ориентированной на производство органической продукции, на уровне субъекта РФ и обоснованный механизм государственного управления развитием сельскохозяйственного производства органической продукции определяют последовательность действий и используемых инструментов при осуществлении взаимообусловленных организационно-экономических, инновационно-технологических и управленческих мероприятий, направленных на оптимальную организацию сельскохозяйственного производства в процессе перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию принципов органического хозяйствования.
Обоснованный механизм разработки и реализации региональных целевых программ развития АПК позволил разработать проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2017-2022 годы», направленной на более полное и эффективное использование пахотных угодий сельскохозяйственными товаропроизводителями, повышение эффективности их хозяйственной деятельности, а также рост объемов производства органической сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае. Согласно Программе, до 2022 г. будет вовлечено в сельскохозяйственное органическое производство не используемых по целевому назначению пахотных угодий 207 тыс. и 110 тыс. га залежных земель.
Определенный авторами предельный объем субсидий до 2022 г. на основе рассчитанного норматива введенной в сельскохозяйственный производственный оборот не используемой по целевому назначению пашни в размере 2000 руб. на 1 га составил 1060 млн руб. Разработанная методика мониторинга оценки эффективности использования органически применимой залежи для сельскохозяйственного производства позволяет органам муниципальных образований Алтайского края проводить оперативное отслеживание состояния земельных ресурсов, введенных в оборот, с целью принятия решений о прекращении дальнейшего субсидирования данного сельскохозяйственного товаропроизводителя при выявлении негативных факторов землепользования, а также
при расчете арендной платы сельскохозяйственных товаропроизводителей за пользование земельными участками районных фондов перераспределения земель.
На основании Программы развития сельского хозяйства Алтайского края, исходя из оптимальной научно обоснованной структуры посевных площадей, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, а также разработанного авторами плана вовлечения неиспользуемых и залежных земель в сельскохозяйственный производственный оборот для целей производства органической продукции, был рассчитан прогноз производства продукции АПК Алтайского края на период 2017-2027 гг. с выделением доли органического сектора. Концентрация земельных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов в направлении развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, не только открывает возможности увеличения производства отечественных органических продуктов, но и позволяет снизить зависимость от импорта, а также будет способствовать повышению качества и экологической безопасности продукции, развитию процессов диверсификации сельского хозяйства и сопутствующих отраслей АПК.
Литература
1. Dzhabarova Y. The Level of Awareness - a Driving Factor in the Consumer Behavior on the Bulgarian Organic Market // Agricultural science. - 2011. - Vol. 7 (3). - P. 101-105.
2. Frydlova M., Vostra H. Determinants influencing consumer behaviour in organic food market // Acta Univ.Agr.Silvicult.Mendelianae Brunen-sis. - 2011. - Vol. 59 (7). - P. 111-119.
3. Grzelak P., Maciejczak M. Comparison between the United States and Poland of consumers' perceptions of organic products // Studies in agr. economics. - 2013. - Vol. 115 (1). - P. 47-56.
4. Gubbuk H., Polat E., Pekmezci M. Organic fruit production in Turkey // J. Fruit ornamental Plant Res. - 2004. - Vol. 12 (spec.ed.). - P. 23-29.
5. Smoluk-Sikorska J., Luczka-Bakula W. Sale of organic food in specialist and general retail grocery outlets - a comparative analysis // Acta scien-tiarum Polonorum: Oeconomia. - 2013. - № 12 (1). - P. 35-44.
6. Алтухов А.И. Зарубежные санкции как фактор ускоренного им-портозамещения продукции на агропродовольственном рынке страны // Хлебопродукты. - 2015. - № 3. - С. 10-14.
7. Кундиус ВА., Воронкова О.Ю., Ковалева И.В. Проблемы и потенциал развития «зеленой» экономки в регионах Большого Алтая // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сб. ст. / Алт. гос. аграр. ун-т. -2016. - С. 247-251.
8. Соколова Ж.Е. Рынок органической продукции России: современное состояние и потенциал развития // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 5. - С. 29-37.
9. Воронкова О.Ю. Неиспользуемая пашня - важный ресурс производства органического продовольствия // АПК: экономика, управление.
- 2014. - № 10. - С. 51-59.
10. Жученко АА. Вызовы XXI столетия мировой и отечественной продовольственной безопасности // Агропродовольственная политика России. - 2012. - № 1. - С. 6-8.
11. Татаркин А.И., Полбицын С.Н. Региональный вектор продовольственной безопасности России // АПК: экономика, управление. -2015. - № 12. - С. 3-9.
12. Крылатых Э.Н. Взаимосвязь энергоэкологического и агропродо-вольственного кризисов: состояние, пути преодоления // Аграр. вестн. Урала. - 2008. - № 8. - С. 7-10.
13. Лысенко Е.Г. Эколого-экономические проблемы земледелия // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 2. - С. 68-73.
14. Стукач В.Ф. Формирование институтов регионального агропродо-вольственного рынка // Успехи современного естествознания. -2011. - № 2. - С. 138-142.
15. Жидких АА., Воронкова О.Ю., Ельчищев ЕА. Районирование - как инструмент вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных и залежных земель (кластерная модель). - Барнаул: Азбука, 2015. - 123 с.
16. Воронкова О.Ю., Кундиус ВА., Михайлушкин П.В. Стратегические приоритеты развития региональных агропродовольственных систем, ориентированных на производство органической продукции.
- Краснодар: Просвещение-Юг, 2015. - 194 с.
17. Ковалева И.В. Проблемы активизации продовольственного маркетинга // Предпринимательство. - 2007. - № 5. - С. 146-147.