способствовать скорейшему переходу отечественной экономики на инновационный путь развития. При сохранении санкционного давления развитие НПС «МИР» позволит повысить качество и выбор банковских продуктов, что в свою очередь должно способствовать развитию здоровой конкуренции на российском рынке банковских услуг.
Литература
1. Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 13.01.1992 № 21744 «О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца», Постановление Верховного Совета РФ от 13.02.1992 № 23494 «О введении в действие Положения о чеках».
2. Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации (приложение к письму Банка России от 20.01.1992 № 18-11/52), «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (приложение к письму Банка России от 09.07.1992 № 14).
3. Стратегия развития платежной системы России // Утверждена Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96.
4. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/conception_10_10.pdf/ (дата обращения: 20.10.2016).
5. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (действующая редакция, 2016).
6. Волшаник М. В. Особенности национальной платежной системы России // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. Сборник научных трудов. Под редакцией кандидата юридических наук В. В. Бехер, кандидата юридических наук Н. Н. Лайченковой, 2016. С. 255-258.
7. «Яндекс. Деньги» нашли, чем помериться с конкурентами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/yandeks.dengi_nashlichem_pomeritsya/ (дата обращения: 22.10.2016).
8. Карты национальной платежной системы «МИР». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bankirsha.com/karty-nacionalnoy-platyozhnoy-sistemy-mir.html/ (дата обращения: 20.10.2016).
9. Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/PSystem/P-sys/strategy_psys.pdf/ (дата обращения: 20.10.2016).
10. Официальный сайт «Телерадиокомпания «Мир». Платёжные карты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir24.tv/ (дата обращения: 23.10.2016).
11. Национальная платежная система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/PSystem/ (дата обращения: 24.10.2016).
The production and use of gross regional product Ilyasova K.
Производство и использование валового регионального продукта
Ильясова К. Х.
Ильясова Карина Хасайновна / Ilyasova Karina — преподаватель, кафедра управления персоналом, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты валового регионального продукта, а также эволюция развития этой теории, представленная через основные теории валового регионального продукта. Исследуются самые главные критерии эффективности валового регионального продукта.
Abstract: this article considers the theoretical aspects of the Gross regional product, as well as the evolution of this theory, presented using the basic theory of the gross regional product. Examines the most important criteria of efficiency of gross regional product.
Ключевые слова: валовый, региональный, национальный, производственный, экономический. Keywords: gross, regional, national, industrial, economic.
Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему взаимосвязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. Национальные счета призваны дать количественное описание процессов, происходящих в экономике страны в целом. Для того чтобы оценить экономический потенциал регионов, определить уровень их экономического развития, их вклад в создание национального богатства страны строятся региональные счета.
Ключевым показателем региональных счетов является валовой региональный продукт (ВРП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в республике во всех отраслях экономики и предназначенный для конечного потребления, накопления. По своему экономическому содержанию показатель ВРП является близким региональным аналогом показателя ВВП, рассчитанного производственным методом на федеральном уровне [3].
Теоретически ВРП также как и ВВП можно рассчитать 3 методами: методом производства, методом образования доходов и методом использования. В силу открытости региональной экономики и проблем с информационным обеспечением ВРП, на практике, рассчитывается, как правило, 2 методами: методом производства и методом образования доходов.
При расчете производственным методом ВРП определяется как разность между выпуском товаров и услуг, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т. е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты. Для расчета ВРП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты [3].
Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, созданные в процессе производства всеми институциональными единицами, группированными в сектора экономики. В этом расчете валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство.
Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВРП, а не для определения его номинального объема или динамики.
В границы производства в СНС включается скрытое производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от налогов и др.), а также неформальное производство - производственная деятельность некооперированных предприятий домашних хозяйств, не подпадающая под прямое статистическое наблюдение. В настоящее время в состав неформального производства включается производство некооперированными предприятиями рыночной продукции и продукции для собственного использования [3].
Производство в СНС характеризуется показателями выпуска, промежуточного потребления и валового внутреннего продукта.
Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов экономики в отчетном периоде.
Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.
Добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.
Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат Уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.
Оплата труда наемных работников включают заработную плату и отчисления работодателей в фонды социального страхования.
Чистые налоги на производство включают в себя налоги на продукты и другие налоги на производство. Термин «чистые» в данном случае означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий. Субсидии - текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг.
Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы - резидента. Они не включают в себя любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К ним относятся: налог на имущество предприятий, земельный налог, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), лицензионные сборы и некоторые другие [3].
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Валовая прибыль в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, сверхнормативных выплат по командировочным, представительских и других расходов, прибыли, образующейся у владельцев активов в результате роста цен, и включает в себя потребление основного капитала, равного стоимостной оценке величины снижения в течение отчетного периода текущей стоимости основных фондов, находящихся в собственности и пользовании производителей, в результате физического износа, нормального устаревания или естественных случайных повреждений.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств включают их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме - произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, т. е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства [3].
Валовое накопление основного капитала дает количественное представление об изменении размеров нефинансовых активов региона. В целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, но не потребленных в нем [3].
Таблица 1. Производство валового регионального продукта (в текущих ценах; миллионов рублей)
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Выпуск в основных ценах 40 388,7 57 675,0 95 484,3 131 000,1 125 469,9 138 223,6
Промежуточное потребление 17 489,7 25 330,6 47 428,2 64 726,3 61 161,6 68 547,9
Добавленная стоимость в основных ценах 22 899,0 32 344,4 48 056,1 66 273,8 64 308,3 69 675,7
Валовой региональный продукт (ВРП) показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. Ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне. Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона [2].
К сожалению, данные СНС используются недостаточно полно из-за того, что органы управления, экономические и финансовые структуры (особенно региональные) еще только осваивают методы оценки макроэкономических процессов с помощью понятий и категорий системы национальных счетов. Внедрение СНС на региональном уровне находится в постоянном развитии, разрабатываются дополнительные методики, направленные на расширение круга макроэкономических показателей, рассчитываемых для региона.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т. е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается [1].
Литература
1. Общая теория статистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления / А. М. Илышев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 535 с.
2. Общая теория статистики: Учебник.-2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2007. 416 с.
3. Ильясова К. Х., Дышниева М. М. Инновационное развитие Чеченской Республики. // Международный журнал «Science Time». № 3. Казань. С. 203.
4. Ялмаев Р. А. Полный курс лекций по «Экономике ЧР». С. 10.
5. Чеченстат - информационный сборник. С. 15.
E-government as a new way of providing public services Chumakov D.
Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг Чумаков Д. В.
Чумаков Дмитрий Владимирович / Chumakov Dmitry — магистр, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается электронный ресурс правительства Российской Федерации. Показана актуальность его создания, а также те виды услуг, которые оно помогает оказать. Заканчивается статья сравнением электронного правительства России с электронными правительствами других стран и оценкой эффективности работы электронного правительства России.
Abstract: the article under consideration studies Russian e-government. Provides the characteristics of the sustainability management style. Shows the urgency of its creation, as well as the types of providing services. Ends with comparing the Russian e-government and e-governments of other countries and the evaluation of the effectiveness of e-Russian government.
Ключевые слова: электронное правительство, правительство, онлайн, государственные услуги, услуги, информационные системы, информационные технологии.
Keywords: e-government, government online, government services, services, information systems, information technology.
В современном мире все большую роль играют информационные технологии. Развитие сети интернет, облачных серверов для хранения данных или операционных систем для компьютеров не только упрощает и улучшает повседневную жизнь людей, но и является фактором развития экономики, в том числе и сферы услуг. Так, с использованием интернета, услуги становятся более доступными.
Почему данный фактор - создание информационной платформы для коммуникации между населением страны и правительством - можно расценивать как положительный? Все дело в том, что во все времена не у всех людей была возможность коммуницировать с правительством той страны, чьими гражданами они являются. Этому могло быть множество причин, как, например, болезнь. Но, как, в таком случае, они могут получить те услуги, которые по праву принадлежат им? И информационное правительство решает данные и другие, аналогичные, проблемы.
Так что же такое электронное правительство? Электронное правительство - это «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [1]. Из определения следует, что создание электронного правительства направленно, в первую очередь, на то, чтобы как можно более число граждан страны воспользовались государственными услугами. А как воспользовались? Ответ - с помощью информационно-коммуникационных технологий. Это и понято, ведь в современном мире уже просто общение перешло в социальные сети или просто в интернет. А, значит, нельзя сомневаться в том, что данная инициатива будет провальной. В этой связи, мне представляется, что создание электронного правительства, это еще и в некоторой степени создание лояльности к себе со стороны граждан. Через создание электронного правительства правительство Российской Федерации показывает, что ему не все равно на тех граждан, кто не имеет возможности потреблять предоставляемые ему государственные услуги. Но, также, правительство Российской Федерации показывает, что оно идет в ногу со временем и является