МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ*
Ю. С. ЗАЙЦЕВА, кандидат экономических наук, директор Центра пространственного и регионального развития институт экономических стратегий, г. москва
В статье приведено описание современных подходов к разработке региональных счетов, проанализированы актуальные международные стандарты, существующие в этой области. Сделан обзор международного опыта разработки региональных счетов, проведено сравнение отечественной и зарубежной практики. Представлены возможные направления развития российской статистики с учетом международного опыта для более полного отражения процессов, протекающих в экономиках отдельных регионов и пространственной макроэкономике страны.
Ключевые слова: региональный счет, система региональных счетов, валовой региональный продукт, международный опыт, система национальных счетов, СНС, СРС, международный стандарт, нерегиональная территория.
В современных условиях, когда все больше ощущается потребность в устойчивом и инновационном пространственном развитии России, тема разработки системы показателей для адекватного отражения экономических процессов приобретает особенную актуальность. Такой общепризнанной системой показателей на национальном уровне является Система национальных счетов (СНС), на региональном уровне ее логическим продолжением выступает Система региональных счетов (СРС).
Региональные счета представляют собой комплексную систему показателей, которая описывает деятельность всех хозяйствующих на территории региона субъектов (институциональных единиц), все виды экономических операций, в которые вступают хозяйствующие субъекты, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы.
* Статья подготовлена в рамках исследований по программе фундаментальных исследований Президиума РАН (№24) «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».
Специфическими целями разработки региональных счетов являются:
• макроэкономический анализ на уровне отдельного региона для выработки политики его социально-экономического развития;
• межрегиональные сравнения для целей пространственной социальной и экономической политики, что особенно важно для стран со значительными межрегиональными различиями;
• построение интегрированной системы СНС-СРС, в которой национальная экономика анализируется как многорегиональная экономическая система (это задача будущего). Общие положения СРС. Основные методологические принципы СРС на базе СНС и синтеза систем СНС — СРС были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в начале 1950-х гг. XX в. [27].
СРС не является простым переносом СНС на региональный уровень. Необходимость адаптации и внесения корректировок в методологию СНС при построении счетов для регионов обусловлены большей открытостью экономики региона по сравнению с экономикой страны, а также отсутствием в регионе ряда видов деятельности, относимых в СНС к функциям национальной экономики.
В отличие от СНС, до сих пор не существует глобального стандарта для СРС, аналогичного СНС ООН [29]. Единственный существующий международный стандарт разработан для стран Европейского союза [14, 23, 24, 25]. В новой редакции СНС ООН 2008 г. СРС посвящен раздел Е 18-й главы [19], где говорится о важности и полезности СРС, а также описываются трудности, возникающие при ее построении; однако в качестве методических рекомендаций предлагается пользоваться разработками Евростата.
В ESA'95 каждый регион рассматривается как отдельная экономическая единица, а все
транзакции с другими регионами — как своего рода внешние, разделяя на транзакции с другими регионами страны и остальным миром. Кроме того, часть экономической активности относится к внерегиональной территории (extraregio territory). Она включает:
а) национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, находящийся в международных водах, но на который распространяется исключительное право данной страны;
б) территориальные анклавы данной страны, находящиеся за рубежом (посольства, консулаты, военные и научные базы и др.);
в) месторождения полезных ископаемых в международных водах за пределами континентального шельфа страны, разрабатываемые резидентными единицами» [14, с. 251].
Теоретически на региональном уровне могут быть построены: счет товаров и услуг, счет производства, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет операций с капиталом. Однако реализация данного списка счетов на практике сталкивается с методическими и информационными трудностями, не позволяющими провести расчеты ряда необходимых показателей. На практике, в большинстве случаев региональные счета ограниваются оценкой производственной деятельности отраслей (видов экономической деятельности) и более полными счетами для институциональных секторов, относящихся к собственно региональным единицам (таким как домашние хозяйства, местное и центральное правительство) в части их деятельности, непосредственно касающейся региона.
Принимая во внимание ограничения, существующие при рассмотрении единиц региональной экономики, ESA 95 рекомендует в первую очередь разрабатывать ограниченное число счетов и показателей:
а) региональные отраслевые агрегаты, связанные с производственной деятельностью: валовая добавленная стоимость; оплата труда наемных работников; общая занятость; численность работающих по найму; валовое накопление основного капитала;
б) валовой внутренний продукт региона (ВВПР — GDPR);
в) региональные счета домашних хозяйств.
Становление СРС в России. В России формирование СРС началось с расчетов валового регионального продукта (ВРП) производственным
методом. Первая официальная оценка ВРП для 79 субъектов Российской Федерации была сделана по данным за 1994 г. При этом данные по автономным округам (кроме Чукотского АО) включались в ВРП соответствующих сложносоставных субъектов Федерации — краев и областей [16, 1]. Отсутствовали сведения по Чеченской Республике (впервые данные о ВРП этой республики были опубликованы за 2005 г.). Оценка ВРП за 1994 г. носила экспериментальный характер: многие расчеты были сделаны на основе косвенных данных.
В 1997—1999 гг. разработаны и приняты методики, определяющие основные подходы к расчету показателей СРС в России. При их подготовке Росстат следовал методологическим положениям Евростата. Происходило не столько строительство автономных СРС, сколько регионализация национальной СНС. При этом каждый региональный счет входил в процедуру формирования соответствующего национального счета.
Несмотря на то, что большинство из перечисленных методик были подготовлены для осуществления расчетов по данным за 1997 г., применяться они начали позже. Так, вместо валового накопления, расчет которого был предусмотрен Методикой расчета отдельных элементов счета операций с капиталом, с 1998 г. публикуются данные о валовом накоплении основного капитала, включая прирост ценностей. Изменение запасов материальных оборотных средств, входящее в валовое накопление, на региональном уровне, несмотря на попытки Рос-стата его рассчитывать, не публикуется до сих пор. Данные о формировании валового регионального продукта по источникам доходов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы) начали публиковаться лишь с 2002 г.
За исследуемый период менялось число регионов, для которых рассчитывались показатели СРС.
С 2000 г. данные о ВРП стали публиковаться по 88 субъектам (всем за исключением Чечни). Объемы ВРП автономных округов представлены как «в том числе» от ВРП соответствующих сложносоставных субъектов Федерации. Данные о ВРП за 2007 г. представлены по 83 субъектам, включая Чеченскую Республику, но без ликвидированных шести автономных округов, вошедших в состав Пермского, Красноярского, Забайкальского, Камчатского краев и Иркутской области.
Начиная с 2004 г. ВРП рассчитывается и публикуется в структуре ОКВЭД [5]. Переход на новый классификатор привел к необходимости
пересмотра и уточнения всей методической базы СНС, СРС, а также повышению децентрализации расчетов ВРП.
Начиная с изданий 2007 г., Росстат публикует ВРП не в рыночных ценах, как это было ранее, а в основных, обосновывая данный шаг сложностью сбора и недостоверностью информации о налогах и субсидиях на продукты. Это является шагом назад на пути создания СРС в России. Если раньше по регионам составлялись полноценные по перечню рассчитываемых показателей счета производства, то сейчас — лишь отдельные их элементы; снижается также аналитическая ценность ВРП ввиду невозможности оценить влияние на экономику регионов федеральной и региональной налоговой политики и эффективности субсидирования продуктов.
Сумма объемов ВРП по всем субъектам РФ, или суммарный ВРП, меньше ВВП страны на величину нераспределяемой между регионами части. В разные периоды времени отраслевой состав нераспределяемой части менялся. В основном, по
регионам недораспределялась добавленная стоимость внешней торговли и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также стоимость отдельных коллективных нерыночных услуг. Вообще никогда не распределялись по регионам косвенно измеряемые услуги финансового посредничества и услуги национальной обороны, учитываемые в отрасли «управление». В 2007 г. сумма ВРП оказалась меньше ВВП России на 0,8 %, однако расхождения по отдельным видам экономической деятельности наблюдались большие.
В настоящее время в России формирующаяся СРС представлена набором отдельных показателей, а не набором счетов (см. табл. 1).
В то же время рассчитываемые элементы СРС в настоящее время уже включены в систему показателей прогнозирования регионального развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы. ВРП используется в системе показателей мониторинга деятельности субъектов бюджетного плани-
Таблица 1
Рассчитываемые и нерассчитываемые показатели СРС в России
Счета Рассчитываются Не рассчитываются
Счета производства По видам экономической деятельности: 1) выпуск в основных ценах. 2) промежуточное потребление. 3) валовая добавленная стоимость. ВРП в основных ценах Налоги на продукты; субсидии на продукты; ВРП в рыночных ценах
Счета образования доходов Оплата труда наемных работников (без учета скрытых оплаты труда и смешанных доходов) Другие чистые налоги на производство Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы • Налоги на продукты и импорт; • субсидии на продукты и импорт; • скрытая оплата труда; • смешанные доходы (отдельной статьей)
Счетов использования доходов • Фактическое конечное потребление домашних хозяйств: 1. Конечное потребление домашних хозяйств. 2. Конечное потребление государственных учреждений на индивидуальные услуги и конечное потребление организаций, обслуживающих домашние хозяйства • Конечное потребление государственных учреждений на коллективные услуги; • валовые сбережения; • доходы от собственности; • текущие трансферты
Счет операций с капиталом • Валовое накопление основного капитала, включая изменение ценностей • Изменение запасов материальных оборотных средств; • капитальные трансферты; • чистое кредитование/чистое заимствование
Счет товаров и услуг • Выпуск в основных ценах; • промежуточное потребление; • конечное потребление домашних хозяйств; • конечное потребление государственных учреждений на индивидуальные услуги и конечное потребление организаций, обслуживающих домашние хозяйства; • валовое накопление основного капитала, включая изменение ценностей • Налоги на продукты и импорт; • субсидии на продукты и импорт; • импорт товаров и услуг; • экспорт товаров и услуг; • конечное потребление государственных учреждений на коллективные услуги; • изменение запасов материальных оборотных средств
рования и в системе показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации [7]. Однако существует потребность как в уточнении методики оценки уже рассчитываемых Росстатом показателей, так и в дальнейшем развитии СРС в России. В этом может помочь опыт крупнейших, в том числе быстроразвивающихся, стран мира.
Общие черты и особенности формирования СРС в зарубежных странах. Разработка методически сопоставимых показателей на региональном уровне является одной из приоритетных задач национальных статистических служб во многих странах. Целесообразно проанализировать состояние работ по внедрению региональных счетов в статистическую практику, концептуальные и методические особенности их построения в крупных странах с большими региональными различиями (Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия), в Евросоюзе.
В обобщенном виде основные характеристики СРС перечисленных стран приведены в табл. 2. В ней рассмотрены: состав показателей, рассчитываемых в рамках СРС разных стран; охват СРС регионов разного уровня (макрорегионы, субъекты Федерации, муниципалитеты и пр.); методы оценки и способы расчета ВРП; наличие или отсутствие расхождений между ВВП и суммарным ВРП (объемы и причины возникновения различий в разных странах). Также приведена информация о том, за какой год доступна наиболее «свежая» информация о ВРП, что позволяет оценить срок разработки показателей СРС.
Далее приводятся более развернутые пояснения и дополнительные комментарии к табл. 2.
Евросоюз. Разработка региональных счетов в Европе имеет длинную историю. В ряде стран Евросоюза валовая добавленная стоимость и валовое накопление основного капитала рассчитываются более 40 лет. Европейская система счетов 1995 г. (ESA 95) в настоящее время является единственным примером действующего международного стандарта региональных счетов.
В ESA 95 определение регионов для составления региональных счетов осуществляется на основе Номенклатуры территориальных единиц (The Nomenclature of Territorial Units for Statistics (NUTS)) — единого унифицированного классификатора экономической территории Европейского Союза. Первые три уровня NUTS используются для построения региональных счетов, причем, если для регионов уровня NUTS1 региональные
счета рекомендуется рассчитывать на основе первичной информации, то для уровней NUTS2 и NUTS3 предлагается осуществлять регионализацию значений показателей путем дезагрегации показателей соответствующих NUTS1. При этом в большинстве статистических сборников Евростата при публикации экономических показателей в региональном разрезе используется именно уровень NUTS2 [15].
Национальные статистические службы предоставляют данные СРС в Евростат через два года после завершения отчетного периода.
Региональным эквивалентом ВВП в ESA является валовой внутренний продукт по регионам — ВВПР (Gross Domestic Product per region (GDPR)). Его рекомендуется измерять в рыночных ценах путем суммирования добавленной стоимости в основных ценах, произведенной в регионе, с чистыми налогами на продукты и импорт. В сумме ВВПР всех регионов и ВВПР внерегиональной территории, исчисленные в рыночных ценах, дают величину ВВП страны.
Сопоставления уровней ВВПР на душу населения между странами Европейского Союза осуществляется с использованием паритетов покупательной способности. Так, в 2006 г. отношение максимального (Внутренний Лондон, Великобритания) и минимального (Северо-Восток, Румыния) ВВПР на душу населения по ППС составило 9,3 раз [26]. Заметим, что в Российской Федерации максимальное различие ВРП на душу населения (в основных ценах) составило 41,5 раз [6].
Национальные методологии разработки СРС стран Европейского Союза разрабатываются с учетом рекомендаций Евростата, однако, так как при их создании учитываются особенности организации статистического учета и наличие первичной информации, то перечни показателей и технологии их расчета могут не совпадать с рекомендациями ESA 95.
Большие высокоразвитые страны. Опыт построения СРС имеют все высокоразвитые страны, исключения составляют лишь государства, территория которых в силу своей незначительной площади не может быть поделена на более мелкие территориальные единицы. Это мелкие европейские княжества, небольшие островные государства. Для России особенный интерес представляет практика государств, сопоставимых с ней по площади, государственному устройству, масштабу природно-климатических различий, высокой дифференциации по плотности населения и транспортной
Таблица 2
Характеристики систем региональных счетов в странах мира
Страны, площадь, млн км2 Разрабатываемые показатели и счета СРС Классификация территориальных единиц Национальное название ВРП Цены, в которых рассчитывается ВРП Метод расчета ВРП Расхождение между ВВП и суммарным ВРП Последний опубликованный год (по состоянию на июнь 2009 г.)
ЕС, 4,89 а) Региональные отраслевые агрегаты, связанные с производственной деятельностью: • валовая добавленная стоимость; • оплата труда наемных работников; • общая занятость; • численность работающих по найму; • валовое накопление основного капитала; б) валовой внутренний продукт региона; в) региональные счета домашних хозяйств В зависимости от страны Валовой внутренний продукт региона (ВВПР) Gross Domestic Product per region (GDPR) В рыночных ценах Производственный метод Суммарный ВВПР меньше ВВП на величину производства на внерегиональной территории
Канада, 9,98 • Региональные и межрегиональные таблицы «Затраты-Выпуск»; • доходы и расходы секторов правительство и домашних хозяйств; • ВВП провинций в базовых ценах по 228 видам деятельности; • ВВП провинций в текущих рыночных и сопоставимых ценах; • экономические счета провинций. По 10 провинциям и 3 территориям. Валовой внутренний продукт провинции/ Gross Domestic Product by province В основных ценах и рыночных ценах Метод образования доходов, метод использования доходов Разница между ВВП Канады и суммарным ВВП по провинциям в 2007 году составила 0,03 %'. Она объясняется вынесенной в отдельную группу деятельностью «за пределами Канады». Это посольства и военные базы. 2008 г. (предварительная оценка)
США, 9,53 • Валовой продукт штата (оплата труда, налоги на производство и импорт, субсидии на производство и импорт, валовая прибыль) по 81 отрасли в текущих и сопоставимых ценах; • персональные доходы по штатам (включая отдельные элементы) По 50 штатам и 1 федерального округа и 8 зонам Валовой внутренний продукт штата или Валовой продукт штата (ВПШ) Gross Domestic Product by State или Gross State Product (GSP) В рыночных ценах Метод образования доходов Разница между ВВП США и суммарным ВВП штатов в 2004 году (расчет методом формирования по источникам доходов) 0,67% США2 2008 г.
н
CD 14
=1
«
а =
—
=
SC
CD —
В
О =
=1
S
н
р?
3
CD §
§
€
йа
г
I
со -ь
ю ч
I
ю о о
(О
N>
Продолжение табл. 2
Страны, площадь, млн км2
Разрабатываемые показатели и счета СРС
Классификация территориальных единиц
Национальное название ВРП
Цены, в которых рассчитывается ВРП
Метод расчета ВРП
Расхождение между ВВП и суммарным ВРП
Последний опубликованный год (по состоянию на июнь 2009 г.)
н
CD —
= а
=1
«
ÖÖ =
—
=
а
CD —
В
О =
=1
Австралия, 7,69
Валовой продукт штата в текущих рыночных и сопоставимых ценах; ВДС по 18 видам деятельности:
• оплата труда,
• валовая прибыль,
• валовой смешанный доход,
• чистые налоги на производство и импорт.
Конечное потребление по видам; валовое накопление основного капитала;
международная торговля; счета домашних хозяйств и государственного управления; на квартальной основе по штатам и территориям рассчитывается конечный спрос, внешняя торговля товарами, оплата труда
По 6 штатам и 2 материковым территориям
Валовой продукт штата (ВПШ) Gross State Product (GSP)
В рыночных ценах
Производственный метод-С8Р (Р), метод образования доходов(основной метод) - С8Р (I), метод использования доходов (вспомогательный)
- С8Р (Е). Дополнительно рассчитывается ВПШ как среднее арифметическое от ВПШ рассчитанных 3 разными методами
- С8Р (А).
Нет. По штатам распределяется даже статистическое расхождение, существующее на национальном уровне между разными методами оценки ВВП.
2007-2008
5
CD ■§
§
■g а:
I
Со
Бразилия, 8,51
• ВВП по субъектам федерации и муниципальным образованиям в текущих рыночных и сопоставимых ценах;
• ВДС по регионам по 17 видам деятельности
По 27 субъектам федерации (26 штатов и 1 федеральный округ) и 5,5 тыс. муниципалитетам
ВВП субъекта федерации Produto Interno Bruto (PIB) / ВВП муниципалитета
Produto Interno Bruto dos MunicHpios
В рыночных ценах по субъектам федерации и в основных по муниципалитетам
Производственный метод
Нет
2006
Индия, 3,29
• Валовой и чистый внутренний продукт штата в текущих и сопоставимых ценах;
• потребление основного капитала;
• в отдельных штатах строится развернутая система региональных счетов
По 28 штатам, 3 союзным территориям и национальному столичному округу, а также по более чем 600 округам
Валовой внутренний продукт штата (ВВПШ) Gross State Domestic Product (GSDP)
В основных ценах
Модифицированный производственный метод
Суммарный ВВПШ меньше ВВП на величину производства на величину деятельности части надрегиональных секторов (Supra Regional Sectors), а также расхождениями из-за разницы в методике счета в разных штатах.
2007-2008
СО -ь
м ч
I
м о о
(О
Окончание табл. 2
Страны, площадь, млн км2
Разрабатываемые показатели и счета СРС
Классификация территориальных единиц
Национальное название ВРП
Цены, в которых рассчитывается ВРП
Метод расчета ВРП
Расхождение между ВВП и суммарным ВРП
Последний опубликованный год (по состоянию на июнь 2009 г.)
н
CD
=1
«
а =
—
=
sc
CD —
В
О =
=1
S
н
р?
3
CD §
§
€
аз
Г I
Китай, 9,60
• Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах);
• оплата труда наемных работников, чистая прибыль (смешанный доход), потребление основного капитала, чистые налоги на производство.
По 22 провинциям, 5 автономным районам и 4 городам центрального подчинения, муниципалитетам
Валовой региональный продукт Gross Regional Product
В основных ценах
Производственный метод, метод образования доходов — вспомогательный
Суммарный ВРП больше ВВП по итогам 2007г. на 10,5 %. Расхождение нарастает: в 2003 г. разница составляла 2,5 %. Разница между показателями объясняется децентрализованным расчетом ВРП [12]
2007
Справоч-но:
Россия, 17,08
• Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах);
• фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории региона;
• валовое накопление основного капитала;
• оплата труда наемных работников, валовая прибыль (валовой смешанный доход), чистые налоги на производство;
• оценка динамика изменения ВРП в сопоставимых ценах
По 83 субъектам Российской Федерации, включая автономные округа.
Валовой региональный продукт (ВРП)
В основных ценах
Производственный метод
Суммарный ВРП меньше ВВП (в основных ценах) по данным за 2007 г. на 0,77 % [6]. Не учитывается добавленная стоимость, создаваемая в результате мультирегиональной деятельности. Это деятельность в области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Не учитывается деятельность финансовых посредников, особенно банков.
2007 г.
1 По ВВП по доходам. Расчет по данным System of National Accounts. Provincial Economic Accounts. 2007 Estimates. Tables and Analytical Document. Statistics Canada. November, 2008.
2 Источник: Gross Domestic Product by State: Estimation Methodology. U. S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis. 2006. C. 22.
CO -b
CO
N
I
N О О СО
доступности. К таким государствам относятся Канада, США, Австралия. Они входят в пятерку крупнейших стран мира по площади занимаемой территории, являются федеративными государствами, расположены в нескольких климатических зонах, имеют как районы с высокой плотностью населения, так и практически не заселенные малоосвоенные территории. Эти государства занимают соответственно 6-е, 13-е и 17-е места в мире по величине ВВП на душу населения по ППС [3].
Для Канады разработка региональных счетов имеет особую важность. Это связано как с масштабностью и неоднородностью ее территории, так и с высокой степенью автономности ее регионов. Программа разработки региональных счетов Канады началась в 1981 г. с составления счетов доходов и расходов на уровне провинций и территорий. При их построении использовались методические принципы СНС, однако ограниченность исходной информации не позволяла полностью выполнить расчеты всех показателей.
В следующей серии региональных счетов, как и во всех последующих версиях, большое внимание при разработке СРС стало уделяться построению таблиц «Затраты-Выпуск» по 10 провинциям и 3 территориям [2] как важному инструменту проверки качества расчетов. Построение таблиц «За-траты-Выпуск» по провинциям и территориям на регулярной основе, использование их при оценке ВВП и согласование региональных и национальных показателей являются отличительной особенностью региональных счетов Канады.
Наибольшее развитие региональные счета в Канаде получили в середине 1990-х гг., когда возникла потребность улучшения информационного обеспечения системы межбюджетных отношений. В соглашении о разделе доходов и расходов бюджетов между федеральным правительством и правительствами провинций было закреплено, что такой раздел должен осуществляться на базе данных региональных счетов.
Первым шагом в совершенствовании расчетов региональных счетов стало существенное улучшение качества исходной информации. Так, была разработана программа новых обследований, Канадское национальное статистическое агентство получило доступ к ведомственным базам данных (в том числе к детальной налоговой статистике), была проведена унификация обследуемых единиц за счет введения единых классификаторов, позволяющих создавать единые межведомственные базы данных.
В настоящее время региональные счета Канады полностью методически совместимы с национальными счетами. СРС включает:
• региональные и межрегиональные таблицы «Затраты-Выпуск»,
• доходы и расходы правительства и домашних хозяйств,
• оценки ВВП провинций в текущих и сопоставимых ценах,
• экономические счета провинций. Экономические счета провинций публикуются
на годовой и квартальной основах.
Показатели, рассчитываемые по видам экономической деятельности, в разработочных таблицах определяются по 228 видам деятельности, а публикуются по 45. По ряду видов деятельности прямых данных для расчета показателей региональных счетов нет, часть поступает с задержкой. В этой ситуации широко используются оценки по косвенным данным. Предварительная расчетная оценка ВВП провинций в Канаде публикуется по итогам отчетного года, а оценка по фактическим данным запаздывает на два года.
В США расчет валового продукта штатов (ВПШ) по всем штатам (или ВВП штатов) ведутся Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis) централизованно, начиная с 1963 г. ВПШ рассчитывается методом образования доходов в разрезе отраслей экономики и полностью методически сопоставим с национальным ВВП [17]. Особенностью расчетов региональных показателей ВВП в США является то, что основной базой данных для их проведения служат разного рода переписи, проводимые раз в пять лет. Таким образом, существуют базовые показатели ВПШ и расчетные. ВПШ за 1963, 1967, 1972, 1977, 1982, 1987, 1997, 1997, 2002 и 2007 гг. являются базовыми, а расчеты ВПШ между базовыми годами строятся с использованием методов экстраполяции и интерполяции. Кроме того, в США расчеты ведутся по развернутой классификации отраслей (81 отрасль). Показатели отраслей, по которым отсутствуют прямые данные по штатам, рассчитываются путем распределения по штатам национальных данных по территориальной структуре занятых в данной отрасли.
Суммарный ВПШ меньше ВВП США на величину оплаты труда федеральных служащих и военных, размещенных за рубежом, на величину потребления основного капитала, связанного с деятельностью федерального правительства за рубежом, а также стоимости вооружения.
Первые экспериментальные счета по штатам Австралии были опубликованы в 1984 г., регулярно они стали публиковаться с 1987 г. [8, 10]. В настоящее время СРС Австралии представлена наибольшим количеством разрабатываемых показателей: ВПШ рассчитывается тремя методами [9, 18]. Базовым является метод формирования по источникам доходов, при оценке ВПШ методом использования доходов межрегиональная торговля внутри страны и изменение запасов рассчитываются как разница между ВПШ, рассчитанным методом формирования по источникам доходов, и остальными элементами конечного использования, оцениваемыми на уровне штатов [9].
Суммарный ВПШ Австралии, рассчитанный всеми тремя методами оценки, совпадает с национальным ВВП. По штатам распределяется даже статистическое расхождение, существующее на национальном уровне между разными методами оценки ВВП. Косвенные расчеты для оценки показателей по штатам особенно активно используются по следующим отраслям: транспорт и складское хозяйство, связь, финансы и страхование, государственное управление.
Национальные счета Австралии составляются не за календарный, а за финансовый год. Еще одной отличительной чертой австралийской СРС является осуществление квартальных расчетов конечного спроса, внешней торговли товарами, оплаты труда по штатам и территориям. Это является важным продвижением по составлению СРС.
Страны группы БРИК. Особенный интерес для России представляют методические разработки по СРС Бразилии, Индии и Китая. Эти страны вместе с Россией образуют группу крупнейших быстро растущих формирующихся рынков — БРИК (BRIC).
В Бразилии работы по составлению региональных счетов были инициированы относительно недавно: в 2002 г. Реализацией данного проекта занимается Бразильский институт географии и статистики (Instituto Brasileiro de Geografía e Estatastica — IBGE) в сотрудничестве с Государственными статистическими организациями, отделами правительств штатов и Управлением зоны свободной торговли Манаус.
Расчет валового внутреннего продукта для каждого субъекта Федерации осуществляется производственным методом и равняется сумме добавленных стоимостей по видам деятельности, исчисленной как разница между выпуском и промежуточным потреблением, плюс чистые налоги на продукты.
Для всех субъектов Федерации используется единая методология расчета показателей, полно-
стью интегрированная с методологией Бразильской системы национальных счетов и СНС ООН'93. Методика, используемая при расчетах, дает возможность достичь равенства между ВВП страны и суммарным ВВП штатов [13].
Кроме ВВП штатов, в Бразилии производственным методом рассчитывается ВДС для 5,5 тыс. муниципальных образований [22].
Большой интерес для российской статистики представляют работы по созданию СРС в Индии. Они начались в конце 1940-х гг. В 1949 г. был опубликован показатель «доход штата» для штатов Бихар и Уттар-Прадеш. В 1972 г. был создан Комитет по региональным счетам, который разработал и представил в сентябре 1976 г. методические рекомендации по Системе региональных счетов. В соответствии с ними СРС должна была включать: консолидированные счета региона, счета сектора домашних хозяйств, счета общественного сектора, а также предлагалось разрабатывать региональные таблицы «Затраты-Выпуск». Однако на практике реализовать весь предложенный комплекс оказалось невозможно ввиду отсутствия исходной информации. В итоге было принято решение остановиться на следующем наборе счетов для регионального уровня:
• консолидированные счета: счет производства, счет доходов и расходов, счет капитальных финансов;
• 2 счета сектора домашних хозяйств;
• счета общественного сектора с выделением общественного управления, государственных предприятий и негосударственных предприятий. Расчеты показателей региональных счетов в
настоящее время осуществляются на уровне регионов управлениями экономики и статистики. Центральная статистическая организация осуществляет лишь концептуальное и методическое сопровождение [21]. В результате в разных штатах работы по СРС находятся на разных стадиях, однако практически во всех штатах и территориальных единицах в настоящее время рассчитывается внутренний продукт штата и внутренний продукт по округам [20].
Внутренний продукт штата рассчитывается как валовой, так и чистый, причем потребление основного капитала считается прямым счетом на национальном уровне, а затем распределяется по регионам с использованием косвенных данных. Эта работа проводится централизованно. Централизованно рассчитываются и показатели деятельности надрегиональных секторов, часть которых
распределяется по регионам исходя из объемов производства в натуральном выражении, численности занятых в конкретных регионах и других косвенных данных. Деятельность по обороне страны, защите государственных границ, патрулированию нейтральных вод и некоторые другие виды деятельности не распределяются по регионам.
В основном ВВП штата рассчитывается производственным, хотя и несколько модифицированным, методом. Так, по отраслям, производящим товары, добавленная стоимость исчисляется как разница между выпуском отрасли и промежуточным потреблением, а по отраслям, производящим услуги, из Обследования предприятий берутся данные о величине добавленной стоимости, произведенной на одного работника, и умножаются на численность занятых в данной отрасли (по данным Национального выборочного обследования организаций). В зависимости от наличия данных штаты используют и другие методы оценки ВВП штата.
Расчет ВВП штатов в Индии производится не за календарный, а за финансовый год.
В Китае региональные счета составляются по провинциям, автономным районам и муниципалитетам [19]. ВРП рассчитывается тремя методами. Базовым является производственный метод, а при оценке ВРП методом формирования по источникам доходов и по использованию валовая прибыль и чистый вывоз, включая чистый экспорт, товаров и услуг [11], рассчитываются балансовым методом. Исключение составляют лишь Чунцин, Хубэй, Фуцзянь, Цзилинь, Шаньси, где ВРП, рассчитанный производственным методом, и по использованию различаются. По Чунцин, Хубэй, Цзилинь разница составляет 3—5 %, можно предположить, что здесь чистый вывоз рассчитывают на основе статистических данных, а не балансовым методом. В Фуцзянь и Шаньси разница составляет менее 1 %, что больше похоже на статистическое расхождение.
Таким образом, суммарный ВРП, полученный с помощью производственного метода и метода формирования по источникам доходов, совпадает; суммарный ВРП, полученный производственным методом и методом использования доходов, различается на 0,3 %. Для ВВП Китая разница между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом использования доходов составляет 5,5 %.
Сумма данных по регионам не совпадает с национальными показателями, так как региональные показатели оцениваются децентрализованно. Суммарный ВРП, рассчитанный производственным
методом, больше ВВП по итогам 2007 г. на 10,5 %. Расхождение нарастает: в 2003 г. разница составляла только 2,5 %. Превышение суммы региональных данных над национальными наблюдается по всем статьям, особенно велико оно по ВДС торговли (20,2 %) и промышленности (14,9 %).
При расчете по использованию доходов разница между ВВП и суммарным ВРП меньше — 5 %. По всем статьям, кроме чистого ввоза товаров и услуг, наблюдается превышение суммарных региональных данных над национальными. В сумме по конечному потреблению и валовому накоплению оно составляет 12,7 %. Существенно меньшая сумма чистого ввоза, включая экспорт, по регионам, чем национальный чистый экспорт, объясняется тем, что чистый ввоз рассчитывается как разность между ВРП, оцененным производственным методом, конечным потреблением и валовым накоплением. При таком методе расчета чистого вывоза в его состав также включается статистическое расхождение между ВВП, рассчитанным производственным методом и по использованию, а также разница между суммарным ВРП, рассчитанным производственным методом и по использованию.
В Китае один раз в пять лет проводятся специально организованные обследования для составления таблиц «Затраты-Выпуск» на национальном и региональном уровнях. По результатам этих работ проводится уточнение ретроспективных данных национальных и региональных счетов.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что региональные счета или отдельные их элементы разрабатываются теперь во всех крупнейших странах мира и большинстве крупных и средних стран. В настоящее время ни в одной из стран нет сомнений в необходимости развития подобных статистических работ.
Методология построения СРС повсеместно продолжает совершенствоваться. При этом в ряде стран уже накоплен значительный теоретический и практический опыт построения региональных счетов, который мог бы стать основой для разработки дополнительного раздела к международной методике построения национальных счетов ООН.
Процессы организации работ по расчету показателей СРС в рассмотренных странах (за исключением Китая и Индии) и в России достаточно схожи. Разработка методических указаний и регионализация национальных показателей, а также утверждение итогов осуществляются на национальном уровне, а работа с первичной информацией и осуществление прямых и косвенных расчетов, не
связанных с регионализацией национальных показателей, осуществляется на месте — в регионах.
Важной особенностью рассмотренных систем региональных счетов является полнота учета в региональных показателях экономических процессов, протекающих в регионах. Расхождение между суммой ВРП и национальным ВВП в большинстве стран незначительно. По регионам не распределяется только деятельность, отнесенная к внерегиональной территории. В Бразилии суммарный ВВП по регионам и ВВП страны равны. Отсутствует разница между суммарными региональными и национальным показателями и в Австралии. В этом состоит существенное различие в подходах к оценке региональных показателей в большинстве развитых стран и в России, в которой разница между суммарным ВРП и ВВП включает в себя существенную часть деятельности рыночной инфраструктуры и общественных услуг.
За рубежом при разработке СРС достаточно широко используются косвенные расчеты и экспертные оценки. Например, в США и Китае базовые показатели на основе данных переписей и обследований рассчитываются один раз в пять лет, а в промежутках между этими годами составляются оценки на базе косвенной информации.
Особенно следует выделить опыт Канады, где кроме общепринятого набора показателей на уровне провинций строятся таблицы «Затраты-Выпуск», и Австралии, где ВРП рассчитывается всеми тремя методами и формируется наиболее развернутый перечень счетов, а часть показателей рассчитывается по кварталам. В Бразилии, Индии и Китае рассчитывается ВДС на уровне муниципальных образований, что является отдельной огромной работой. Интересен опыт Китая, где система построения СРС максимально децентрализована.
В целом, из анализа опыта зарубежных стран можно сделать следующий вывод: методология составления региональных счетов, являясь частью систем национальных счетов, имеет резервы для развития и повышения качества проводимых расчетов во всех странах. Для стандартизации и гармонизации усилий, предпринимаемых в разных странах, необходима выработка международных стандартов в этой области.
Методика и статистическая практика России в области СРС развиваются в русле международных тенденций, хотя с точки зрения полноты учета экономических процессов, отслеживаемых на национальном уровне и не отражаемых в ВРП, существуют расхождения с принятой в крупнейших странах мира практикой.
В России международный опыт может быть использован по ряду направлений:
1. При совершенствовании методики расчета ВРП — актуальным является продолжение работ по созданию методики расчета ВРП всеми тремя методами (производственным методом, методом формирования по источникам доходов и по использованию доходов), в том числе в рыночных ценах. Особенно важна разработка методики расчета экспорта, импорта и ввоза, вывоза на региональном уровне, которая позволит осуществлять оценки взаимосвязей региона с «остальным миром»: как другими регионами страны, так и другими странами.
2. Важным методическим дополнением может стать использование категории «внерегиональная территория» при расчете показателей СРС, что позволит более прозрачно осуществлять расчет ВРП и сравнение суммарного ВРП и ВВП.
3. Значительным продвижением как в области анализа пространственного и социально-экономического развития регионов, так и в повышении качества статистических работ, может стать расчет на муниципальном уровне валовой добавленной стоимости в качестве первого шага в переходе к муниципальным счетам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГранбергА. Г., МасаковаИ. Д., ЗайцеваЮ. С., Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов// Вопросы статистики. 1998. № 9.
2. Кам Ю, Масакова И., Татаринов А. Развитие региональных экономических счетов и макроэкономических измерений в России. / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канадск. агентство по междунар. развитию [и др.]. М.: ИЭПП, 2007.
3. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 2005 год: Стат. сб. / Рос-стат. М., 2008.
4. Национальные счета России в 1989—1995 гг.: Стат. сб. / Госкомстат России. M., 1997.
5. Национальные счета России в 1999—2006 гг.: Стат. сб. / Росстат. M., 2007.
6. Национальные счета России в 2001—2008 гг.: Стат. сб. / Росстат. M., 2009.
7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президент РФ от 28.07.2007 № 825.
8. Australian National Accounts: State Accounts, 1985—86. Canberra: Australian Bureau of Statistics. 1987.
9. Australian System of National Accounts: Concepts, Sources and Methods. 2000. Cat. no. 5216.0. Australian Bureau of Statistics. Embargo: 11.30 AM (Canberra time) THURS 21 DEC 2000. C. 377.
10. Burrell S, Daniel J., Johnson A. and Walters R. State Accounts, Australia: Issues and Experimental Estimates. Canberra: Australian Bureau of Statistics. 1984.
11. Chen Huili, Liu Lingjie. Preliminary Research on Estimation of Interregional Inflow and Outflow of Goods and Services. Research of Methodological Issues in National Accounts — China, Series 7, June 2004 (http://www. oecd. org/document/57/0,3343,en_2649_ 34253 31640185 1 1 1 1,00.html).
12. China Statistical Yearbook-2008 (http://www. stats. gov. cn/tjsj/ndsj/2008/indexeh. htm).
13. Contas Regionais do Brasil 2003-2006. Ministe rio do Planejamento, Ooamento e Gestro, Instituto Brasileiro de Geografi a e EstatHstica — IBGE, Dire-toria de Pesquisas, Coordena3ro de Contas Nacionais. Contas Nacionais nbmero 25. Rio de Janeiro. 2008.
14. European System of Accounts (ESA'95), 1995. Luxembourg: CEC. 1996.
15. Eurostat regional yearbook 2008. Eurostat Statistical books, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2008.
16. Granberg Alexander, Masakova Irina, Zaitseva Ioulia. Gross regional product: indicator of differentiation of the region's social-economy development (Russia in transition). 38th European Regional Science Association Congress, Vienna, Austria, August 28 — September 1. 1998.
17. Gross Domestic Product by State: Estimation Methodology. U. S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis. 2006. c. 22.
18. Gross State Product using the Production approach GSP (P), 2007. Cat. no. 5220.0.55.002. Australian Bureau of Statistics. Embargo: 11.30 AM (Canberra time) FRI 14 SEP 2007.
19. Improvement of the Coverage of Services and the Valuation at Market Prices in Estimate of Value Added — On Practice and Study in the GDP Production Approach. Research of Methodological Issues in National Accounts — China. National Accounts Division, Shanghai Statistics Bureau, Series 5, April 2002
(http://www. oecd. org/document/57/0,3343,en 2649 34253 31640185 1 1 1 1,00.html).
20. Methodology for preparation of estimates of District Domestic Product. Directorates of Economics and Statistics, Karnataka and Uttar Pradesh (http:// mospi. nic. in/).
21. National Accounts Statistics. Sources and methods 2007. Central Statistical Organisation. Ministry of Statistics & Programme Implementation. Government of India. Sardar Patel Bhavan, Sansad Marg, New Delhi - 110001.
22. Produto Interno Bruto dos MunicHpios. 2a edi3ro. Ministnrio do Planejamento, Or3amento e Gestro, Instituto Brasileiro de Geografi a e EstatHstica — IBGE, Diretoria de Pesquisas, Coordena3ro de Contas Nacionais. Snries Relatyrios Metodolygicos nbmero 29. Rio de Janeiro. 2008.
23. Regional accounts methods — Household accounts. Eurostat. 1999.
24. Regional accounts methods — Tables of general government. Eurostat. 2000.
25. Regional accounts methods: gross value-added and gross fixed capital formation by activity. Eurostat Office for Official Publications of the European Communities. 1995.
26. Regional GDP per inhabitant in the EU27. GDP per inhabitant in 2006 ranged from 25 % of the EU27 average in Nord-Est in Romania to 336 % in Inner London. Eurostat news release, 23/2009 — 19 February 2009.
27. Stone R. Social Accounts at the Regional Level: a Survey. In: Regional Economic Planning. Techniques of Analysis for Less Developed Areas/ Ed. by W. Isard and J Camberland. Paris: OECD. 1961.
28. System of National Accounts 2008. Pre-edit version of Volume 1, 2. Commission of the European Communities, International Monetary Fund, Organisation for Economic Cooperation and Development, United Nations, World Bank. (http://unstats. un. org/ unsd/sna1993/draftingphase /volume1and2.asp)
29. System of National Accounts, 1993. Brussels/ Luxembourg, New York, Paris, Washington, D. C, 1993.
30. System of National Accounts. Provincial Economic Accounts. 2007 Estimates. Tables and Analytical Document. Statistics Canada. November, 2008.