Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - С. 193-199.
СРОЧНО В НОМЕР
УДК 340.68(618)
ПРОИЗВОДСТВО АБОРТА: ПРОБЛЕМЫ МОРАЛИ И ПРАВА Бугаев В. А., Деревянкина С. А.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; Институт прокуратуры Московского государственного юридического университетаимени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Проблема абортов является актуальной для всего человечества уже на протяжении долгого времени. Анализ научных точек зрения показывает, что отношение к данному вопросу не может быть однозначным. Связано это с неопределенностью статуса новой, ещё зарождающейся жизни. Дискуссионность проблемы искусственного прерывания беременности обусловлена различными этическими, религиозными, медицинскими, социальными и правовыми аспектами. В некоторых странах она стала настолько злободневной, что вызвала острую борьбу различных общественных движений.
В статье рассмотрен правовой статус искусственного прерывания беременности в контексте моральных и этических норм. Ставится вопрос о моральной допустимости проведения абортов. Проводится анализ законодательной регламентации искусственного прерывания беременности, а также социально-экономических и демографических проблем в России в качестве критерия оценки нравственности абортов.
Ключевые слова: биоэтика, искусственное прерывание беременности, правовой статус абортов.
В медицине под абортом понимается искусственное прерывание клинической беременности путем преднамеренного врачебного вмешательства на определенном сроке и при определенном весе плода. На сегодняшний день правовые нормы, которые затрагивают вопросы проведения абортов, имеются в законодательстве подавляющего большинства государств. Такие показатели, как срок беременности, вес плода,в различных странах значительно отличаются друг от друга и зависят от отношения данного государства и общества к проблеме искусственного прерывания беременности.
В большинстве цивилизованных государств, правовая регламентация абортов в большей или меньшей степени соответствуетморальным нормам. Например, минимизируется опасность методов проведения искусственного прерывания беременности.Женщинам предоставляется так называемая «неделя тишины», в период которой она обдумывает своё решение об аборте, посещает психолога, для неё проводится ультразвуковое исследование, на котором ей рассказывают о стадиях развития её будущего ребенка.
Однако современная биоэтика ставит категоричный вопрос о допустимости проведения абортов в целом, поскольку этим затрагивается целый ряд морально-этических проблем. Среди которых естественное право человека на жизнь, определение приоритета интересов «не рождённого младенца» и интересов женщины,а также соотношение профессиональных обязанностей врача с его морально-этическими установками.
195
Таким образом, в настоящее время человечество не способно прийти к единому универсальному мнению по данному вопросу, так как каждый из подходов имеет собственные аргументы.
Если говорить о статусе эмбриона, то здесь разделяют два подхода: одни мыслителиутверждают, что жизнь начинается с момента зачатия, даже несформировавшийся плод является личностью и имеет все права, как и каждый человек; другие, среди которых большинство ученых и врачей, - что эмбрион не является полноценным индивидуумом в силу своих физиологических и психологических особенностей внутриутробного развития.
Известный генетик проф. Л. Ф. Курило,поставила в своих работах для разрешения ряд таких важнейших дискуссионных проблем, как определение начального момента жизни человека, момента способности эмбриона человека чувствовать, этап внутриутробного развития, эмбрион человека, определяющий эмбрион как личность, находящуюся под защитой закона и обладающую определенной правоспособностью [1, с. 84-88]. При этом она не указала своё твёрдое мнение по названным проблемам, а лишь привлекла внимание к неопределенности критериев живорождения плода и его личностного статуса.
Более конкретную точку зрения по этому поводу выразил немецкий философ Ю. Хабермас. По его мнению, находящийся в материнской утробе эмбрион никоим образом не может являться личностью. Таковым индивид становиться лишь в процессе социализации, то есть благодаря интеграции человека в общество через овладение его социальными нормами и ценностями [2, с. 22-27].
В свою очередь И. В. Чиндин полагает, что начало обозримого личностного существования проявляется в момент соединения мужского и женского начал, при котором «мы уже можем обнаружить душевное и телесное в их неразрывном синтезе». При этом он ссылается на представителя новейшего психоанализа Станислава Грофа и его работу «За пределами мозга», в которой указывается, что личность человека начинает развиваться до его рождения, у нее уже присутствуют и тело, и душа [3].
Кроме того, указанная проблема, кроме философской и правовой, имеет и этическую сторону. Спозиции религии и морали акушер-гинеколог абортом фактически прерывает жизнь эмбриона. Сторонники этой позиции ссылаются на Клятву Гиппократав её изначальной версии. Среди основополагающих морально-этических принципов поведения врача Гиппократ выделял недопустимость плодоизгнания и обещал, что не вручит никакой женщине «абортивного пессария» [4, с. 85-90].
Однако в современном мире в спектр услуг врача-гинеколога входит производство аборта. Его обязанность - качественно и своевременно произвести эту услугу обратившейся к нему женщине. Врач не имеет никакого права склонять пациентку к аборту или же, наоборот, осуждать её за принятое решение. Он должен быть бесстрастен в исполнении своих обязанностей. Но во многих странах законодательно закреплена возможность врача отказаться от проведения аборта при наличии уважительных причин и если будет предоставлена его замена специалистом того же профиля.
196
В целом, все страны мира можно разделить на несколько групп в зависимости от степени допустимости производства искусственного прерывания беременности и её законодательной регламентации.
В Никарагуа, Сальвадоре, Чили, на Мальте и Филиппинах, на территории Ватикана законом аборты запрещены без каких бы то ни было исключений. В Афганистане, Бангладеш, Венесуэле, Гватемале, Ираке, ОАЭ, Сирии и многих других государствах - также установлен полный запрет абортов, за исключением когда встает вопрос о спасении жизни женщины. В Алжире, Аргентине, Бразилии, Израиле, Марокко, Мексике, Польше и некоторых других государствах аборты разрешены только при угрозе жизни и здоровью женщины, то есть только по медицинским показаниям. В Англии, Индии, Финляндии, Японии аборты разрешены исключительно по медицинским и социально-экономическим показаниям.
Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Италия, КНР, Норвегия, Россия, Румыния, США, Тунис, Франция, Швеция и некоторые другие - это наиболее либеральная группа стран, в которых установлена свобода аборта. То есть женщины сами вправе решать вопрос об оставлении беременности. Уголовно наказуемыми деяниями здесь являются лишь незаконное (внебольничное, позднее) производство абортов.
Стоит отметить, что какие-либо международные стандарты проведения искусственного прерывания беременности отсутствуют. В качестве законодательного фундамента обеспечения производства абортов используется перечень признанных ООН прав человека, а также положения Хельсинкской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (1964 г.), в которой указан основополагающий принцип врача - уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия[5].Однако в международном праве не существует формальное закрепление права на аборт как такового [6].
В этом плане действующее законодательство Российской Федерацииявляется одним из самых либеральных в мире. В частности, в соответствии с ч. 2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [7, с. 6]. Из чего следует, что право на жизнь возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. Кроме того, ст. 41 этого Закона определяет, чтокаждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [7, с. 9]. Это право обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения, в том числе и при аборте.
В соответствии со ст.56 ФЗ от 21.11.2011 N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «...каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия»[8]. Срок добровольного прерывания беременности ограничен 12 неделями. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель. Постановление Правительства №98указывает единственный социальный показатель - беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного ст.131УК РФ (изнасилование) [9].
197
При наличии медицинских показателей аборт проводится независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 [10]. Эти критерии можно разделить на 2 вида: показатели со стороны матери (психические и соматические заболевания, представляющие опасность для здоровья и жизни женщины в случае сохранения беременности, острые вирусные заболевания) и показатели со стороны плода (диагностика тяжелых врожденных пороков развития, гибель плода).
Не выдерживает правовой критики позиция, что аборт - это детоубийство. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687 «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдаче» живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более, при массе тела новорожденного 500грамм и более, при длине тела новорожденного 25 см. и более [11]. Из этого нормативного акта следует, что плод не является жизнеспособным до 22 недель беременности, так как он не может существовать самостоятельно вне организма женщины. Соответственно, прерывание беременности в более ранние сроки не может считаться убийством,что является этико-правовой гарантией врачу, осуществляющему подобные операции.
В морально-этическом плане в последнее время общество столкнулось с отрицательных тенденций рост числа подростковых беременностей. Представляется, что прерывание такой беременности и с физиологической, и с этической стороны целесообразно и не должно обществом осуждаться, точно так же, как и прерывание беременности, наступившейв результате изнасилования.
Наряду с этическими и правовыми аспектами производство аборта имеет ещё и демографическийаспект. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) за 2016 г. смертность превысила рождаемость [12]. В связи с этим российское правительство прилагает все усилия по повышению рождаемости: принимает меры по поддержке семьи в связи с рождением и воспитанием детей, совершенствует программу материнского капитала, обеспечивает предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Субъекты Российской Федерации также принимают участие в улучшении демографической ситуации в стране. Ими были разработаны региональные планы по повышению рождаемости на 2015-2018 годы[13]. Меры, предусмотренные в них, направлены на повышение и защиту репродуктивного здоровья населения, применение современных репродуктивных технологий в качестве вспомогательной силы при бесплодии. Также предусмотрены профилактика и снижение числа абортов; поддержка семей при рождении детей в зависимости от очередности рождений, в том числе молодых семей. Создаются условия для совмещения семейных обязанностей с трудовой деятельностью, производится обеспечение услугами присмотра и ухода за детьми, а также содействие улучшению жилищных условий.
Однако в связи с определёнными экономическими трудностями в стране не возможно полностью и эффективно обеспечить действие этих мер. Многие семьи и матери-одиночки до сих пор не имеют благоприятных условий для полноценного
198
содержания ребенка. Поэтому часто женщины вынуждены пойти на такой шаг, как искусственное прерывание беременности, лишь из-за своего материального положения. Именно поэтому в обществе складывается столь спокойное отношение к производству абортов.
В связи с этим стоит отметить, что искусственное прерывание беременности приводит часто к серьезным, иногда необратимым последствиям. Такие осложнения искусственного аборта, как бесплодие, невынашивание выдвигают проблему предупреждения абортов в числе важных аспектов демографической политики. В этом плане в последние годы наблюдается позитивная динамика. По данным Росстата ежегодно в России совершается около 1 миллиона абортов. Однако замечена тенденция снижения их количества. Например, в 2014 г. этот показатель достигал 929963, в 2015 - 848180, в 2016 - 836611 [12].
Большинство женщин, совершающих искусственное прерывание беременности, находится в группе от 20 до 34 лет. Но и в этой и в других возрастных категориях молодые девушки и женщины с каждым годом всё меньше пользуются этой медицинской услугой. Например, в период с 2011 по 2015 год количество абортов среди девушек моложе 15 лет снизилось на 305 единиц, в возрасте от 15 до 19 - на 35197 ед., от 20 до 34 - на 219373 ед., 35 и старше - на 21825 ед. [14]. Более свежие данные Федеральная служба государственной статистики пока не предоставляет.
Несмотря на указанную положительнуюдинамику, моральная сторона этого вопроса не закрыта. Сторонники борьбы против производства абортов предлагают если и не полное запрещение, то хотя бы сокращение сроков добровольного прерывания беременности. Есть основания полагатьэти меры нецелесообразными. Если будет принято такое решение, то, как следствие, произойдет увеличение числа незаконного проведения искусственного прерывания беременности (ст.123 УК РФ), что повлечёт не только сокращение рождаемости, но и причинение вреда здоровью и жизни самой матери. Кроме того, возрастёт количество отказов от новорожденных, что лишит их возможности полноценной счастливой жизни в семье.
Таким образом, столь сложная и деликатная тема, как искусственное прерывание беременности, заключает в себе две противоположные позиции.
С позиции религиозно-догматической искусственное прерывание беременности можно отнести к категории убийства еще не рожденного ребенка. То есть зародыш является человеческим существом, который имеет неотъемлемое право на жизнь. Следовательно, аборт недопустим с моральной точки зрения, даже если беременность не желанная или наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, поэтому он не должен страдать. С другой же стороны рождение детей, которые имеют отклонения в психофизическом развитии либо являются нежеланными, приводит к их страданиям в течение всей их жизни, что противоречит концепции гуманности.
В результате анализа законодательства можно сделать вывод, что российское право в данной области отвечает критериям этики. Искусственное прерывание беременности на всем ее протяжении запрещено, кроме медицинских показателей, включающих в себя наличие серьезных заболеваний у женщины или пороков развития плода. При социальных показателях аборт возможен лишь в случае изнасилования.
199
Поэтому очень важно искоренять проблему абортов не в законодательстве страны, а в самом сознании общества. То есть необходимо принимать усиленные меры по материальной поддержке молодых семей, проведению консультаций и разъяснительных бесед с женщинами, повышению уровня культуры в вопросах взаимоотношений полов. На наш взгляд, подобные меры помогут обойтись без жестких карательных и запретительных мер в этой очень деликатной области.
Список литературы:
1. Курило Л. Ф. Право родиться // Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия / ред. -сост. Д.Я. Райгородский. - Самара:Издат. Дом БАХ-РАМ. - М., 2003 - 784 с.
2. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.
3. ЧиндинИ.В. Жизнь человека: эмбрион, младенец, личность (философско-антропологический аспект). URL: http://www.orthodox.od.ua/statiy/2733-zhizn-cheloveka-yembrion-mladenec-lichnost.html (дата обращения 2.10.2017).
4. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греческого проф. В. И. Руднева. Редакция, вступительные статьи и примечания проф. В.П. Карпова. М., Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936. -Серия "Классики биологии и медицины". - 736 с.
5. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта. (Принята в г. Хельсинки в июне 1964 года на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА) (с изм. и доп. от октября 2013 года).URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=7014&rnd=290511.2229319 872 #0. (дата обращения 2.10.2017).
6. Грибко Ю. Краткая история неудавшихся попыток ввести международное право на аборт через ООН. URL: http://www.pro-life.by/abort/kratkaya-istoriya-neudavshihsya-popytok-vvesti-mezhdunarodnoe-pravo-na-abort-cherez-oon/. (дата обращения 2.10.2017).
7. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017 - 32 с.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/. (дата обращения 2.10.2017).
9. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98 "О социальном показании для искусственного прерывания беременности". URL: http://base.garant.ru/70137312/# ixzz4y2QOPGkV. (дата обращения 2.10.2017).
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73869/. (дата обращения 2.10.2017).
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 27 декабря 2011 г. N 1687н г. Москва "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 160457/.(дата обращения 2.10.2017).
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальная статистика. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
13. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2015 N 607-р (ред. от 10.02.2017) <Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 178052/. (дата обращения 2.10.2017).
14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Число прерываний беременностей. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2322022.(дата обращения 2.10.2017).
Bugaev V., Derevyankina S. Production of abort: problems of morality and law // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - Р. 193-199.
A problem of abortions is actual for all humanity already during long time. The analysis of scientific points of view shows that attitude toward this question can not be unambigiuous. It is constrained with the
200
vagueness of status of new, being yet conceived life. ^HCKyccHOHHOCTt of problem of the artificial breaking of pregnancy is conditioned by different ethic, religious, medical, social and legal aspects. In some countries she became so topical, that caused the sharp fight of different public motions.
The article deals with the legal status of the artificial termination of pregnancy in the context ofmoral and ethical norms. The question is raised about the moral admissibility of abortion. There is analyzed legislative regulation of artificial termination of pregnancy, as well as socio-economic and demographic problems in Russia as a criterion for assessing the morality of abortion.
Key words: bioethics, artificial termination of pregnancy, legal status of abortion.
Spisok literaturyi:
1. Kurilo L. F. Pravo roditsya // Psihologiya i psihoanaliz beremennosti. Hrestomatiya / red.-sost. D.Ya. Raygorodskiy. - Samara:Izdat. Dom BAH-RAM. - M., 2003 - 784 s.
2. Habermas Yu. Buduschee chelovecheskoy prirodyi. Per. s nem. — M.: Izdatelstvo «Ves Mir», 2002. - 144 s.
3. Chindinl.V. Zhizn cheloveka: embrion, mladenets, lichnost (filosofsko-antropologicheskiy aspekt). URL: http://www.orthodox.od.ua/statiy/2733-zhizn-cheloveka-yembrion-mIadenec-lichnost.html (data obrascheniya 2.10.2017).
4. Gippokrat. Izbrannyie knigi. Perevod s grecheskogo prof. V. I. Rudneva. Redaktsiya, vstupitelnyie stati i primechaniya prof. V.P. Karpova. M., Gosudarstvennoe izdatelstvo biologicheskoy i meditsinskoy literaturyi, 1936. - Seriya "Klassiki biologii i meditsinyi". - 736 s.
5. Helsinkskaya deklaratsiya Vsemirnoy meditsinskoy assotsiatsii. Eticheskie printsipyi provedeniya meditsinskih issledovaniy s uchastiem cheloveka v kachestve sub'ekta. (Prinyata v g. Helsinki v iyune 1964 goda na 18-oy Generalnoy Assamblee VMA) (s izm. i dop. ot oktyabrya 2013 goda). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=7014&rnd=290511.2229319872 #0. (data obrascheniya 2.10.2017).
6. Gribko Yu. Kratkaya istoriya neudavshihsya popyitok vvesti mezhdunarodnoe pravo na abort cherez OON. URL: http://www.pro-life.by/abort/kratkaya-istoriya-neudavshihsya-popytok-vvesti-mezhdunarodnoe-pravo-na-abort-cherez-oon/. (data obrascheniya 2.10.2017).
7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2017 god. - Moskva: Eksmo, 2017 - 32 s.
8. Federalnyiy zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii".URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/. (data obrascheniya 2.10.2017).
9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 6 fevralya 2012 g. N 98 "O sotsialnom pokazanii dlya iskusstvennogo preryivaniya beremennosti". URL: http://base.garant.ru/70137312/# ixzz4y2QOPGkV. (data obrascheniya 2.10.2017).
10. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i sotsialnogo razvitiya RF ot 3 dekabrya 2007 g. N 736 "Ob utverzhdenii perechnya meditsinskih pokazaniy dlya iskusstvennogo preryivaniya beremennosti" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73869/. (data obrascheniya 2.10.2017).
11. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Minzdravsotsrazvitiya Rossii) ot 27 dekabrya 2011 g. N 1687n g. Moskva "O meditsinskih kriteriyah rozhdeniya, forme dokumenta o rozhdenii i poryadke ego vyidachi". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160457/.(data obrascheniya 2.10.2017).
12. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Rosstat). Ofitsialnaya statistika. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
13. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 09.04.2015 N 607-r (red. ot 10.02.2017) <Ob utverzhdenii plana meropriyatiy na 2015 - 2018 godyi po realizatsii pervogo etapa Kontseptsii gosudarstvennoy semeynoy politiki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda>. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178052/. (data obrascheniya 2.10.2017).
14. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Rosstat). Chislo preryivaniy beremennostey. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2322022.(data obrascheniya 2.10.2017).
201