Научная статья на тему ' законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации об искусственном прерывании беременности (абортах) как средство предотвращения депопуляции населения'

законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации об искусственном прерывании беременности (абортах) как средство предотвращения депопуляции населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1154
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прерывание беременности / аборт / медицинские показания для аборта / социальные показания для аборта. / abortion / abortion / medical indications for abortion / social indications for abortion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д Г. Василевич

Статья посвящена вопросам правового регулирования отношений, возникающих в связи с искусственным прерыванием беременности. Проанализировано белорусское и российское законодательство. Обращается внимание на более тщательную регламентацию российским законодательством отношений между беременной женщиной и медицинским учреждением, в котором предполагается осуществить аборт. Вносятся предложения по совершенствованию белорусского законодательства. В частности, предлагается установить срок, не ранее которого можно произвести операцию по прерыванию беременности, письменно фиксировать, что беременная женщина получила полную информацию о последствиях аборта и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д Г. Василевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION ON THE ARTIFICIAL INTERRUPTION OF PREGNANCY (ABORTS) AS A MEANS OF PREVENTING DEPOPULATION OF THE POPULATION

The article is devoted to the issues of legal regulation of relations arising in connection with the artificial termination of pregnancy. Belarusian and Russian legislation are analyzed. Attention is drawn to a more careful regulation of the Russian legislation of the relationship between a pregnant woman and a medical institution in which it is planned to have an abortion. Proposals are being made to improve the Belarusian legislation. In particular, it is proposed to establish a deadline not earlier than which it is possible to perform an operation to terminate pregnancy, to record in writing that the pregnant woman has received full information about the consequences of abortion.

Текст научной работы на тему « законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации об искусственном прерывании беременности (абортах) как средство предотвращения депопуляции населения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10046

ББК 67 © Д.Г. Василевич, 2018

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТАХ) КАК СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕПОПУЛЯЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Д.Г. Василевич, кандидат юридических наук, доцент

Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования отношений, возникающих в связи с искусственным прерыванием беременности. Проанализировано белорусское и российское законодательство. Обращается внимание на более тщательную регламентацию российским законодательством отношений между беременной женщиной и медицинским учреждением, в котором предполагается осуществить аборт. Вносятся предложения по совершенствованию белорусского законодательства. В частности, предлагается установить срок, не ранее которого можно произвести операцию по прерыванию беременности, письменно фиксировать, что беременная женщина получила полную информацию о последствиях аборта и др.

Ключевые слова: прерывание беременности, аборт, медицинские показания для аборта, социальные показания для аборта.

LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION ON THE ARTIFICIAL INTERRUPTION OF PREGNANCY (ABORTS) AS A MEANS OF PREVENTING DEPOPULATION OF THE POPULATION

D.G. Vasilevich, candidate of legal sciences, associate professor Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: [email protected]

Annotation. The article is devoted to the issues of legal regulation of relations arising in connection with the artificial termination of pregnancy. Belarusian and Russian legislation are analyzed. Attention is drawn to a more careful regulation of the Russian legislation of the relationship between a pregnant woman and a medical institution in which it is planned to have an abortion. Proposals are being made to improve the Belarusian legislation. In particular, it is proposed to establish a deadline not earlier than which it is possible to perform an operation to terminate pregnancy, to record in writing that the pregnant woman has received full information about the consequences of abortion.

Keywords: abortion, abortion, medical indications for abortion, social indications for abortion.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Василевич Д.Г. Законодательство республики Беларусь и Российской Федерации об искусственном прерывании беременности (абортах) как средство предотвращения депопуляции населения. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):222—227.

Одной из угроз существования любого государ- Еще больший природный потенциал у Российской Фе-ства является депопуляция, следствием которой может дерации. Что касается численности населения, то пока стать существенное уменьшение населения. Чем боль- также динамика еще не достигла того результата, коше граждан государства, тем выше его социальный ка- торый свидетельствовал бы о коренном переломе си-питал, тем большее его влияние в мире, особенно если туации в позитивную сторону. Так, на 1 января 2018 г. это сопровождается ростом экономического благосо- численность населения России достигла 146, 9 млн че-стояния граждан. Республика Беларусь относится к ловек (с учетом Крыма), но в 1990 г. она составляла группе средних по численности граждан европейских 147, 7 млн человек.

государств. В последние десятилетия мы постоянно Когда мы ведем речь о праве на рождение детей,

«балансируем» в районе 9,5 млн человек, составляю- то признавая его как естественное (неотъемлемое)

щих население нашей страны. Произошла некоторая право, надо видеть также прагматичную сторону. Это

стабилизация численности населения, однако, мы дав- не только демографическая безопасность государства,

но «откатились» от отметки в 10 млн человек, которую но решение еще одной важной проблемы: при сокра-

достигали в советское время. С учетом территории, щении числа рождаемых детей происходит нехватка

как пространственного предела, включая пахотные работающих, на налоги которых содержатся лица, до-

земли, являющиеся основным средством сельскохозяй- стигшие пенсионного возраста. Тенденция старения

ственного производства, потенциально у нас может такова, что может оказаться недостаточно средств для

проживать несколько десятков миллионов человек. выплаты пенсий, повышения их размера. Простое уве-

личение пенсионного возраста полностью не решит данную проблему. Согласно пессимистичным расчетам белорусских демографов «в результате предстоящих колебаний половозрастной структуры населения, а также изменений в динамике рождаемости и смертности на начало 2051 значительные изменения коснутся трудоспособного населения: его численность сократится на 1,5 млн. При этом на 370 тыс. человек увеличится численность населения в возрасте старше трудоспособного» [1]. В настоящее время каждый четвертый житель страны — пенсионер, а если расчет делать от числа лиц в трудоспособном возрасте, то пенсионеры составляют 40%, а к 2030 г. она может составить 53,2% от трудоспособного населения [1].

Не вполне благоприятная демографическая ситуация и в Российской Федерации. Поэтому важно и просветительскими, и правовыми мерами побуждать семейные пары иметь детей. Особенно ценно, когда уже зачат ребенок, убедить родителей в сохранении беременности и рождении ребенка.

В последние два - три десятилетия количество абортов существенно сократилось. Не исключаем, что в значительной мере это обусловлено большей информированностью населения и доступностью противозачаточных средств. Еще в начале 90-х гг. прошлого столетия число таких операций в Республике Беларусь варьировалось в районе 200 тыс. За каждой такой операцией — нерожденный ребенок. В 2000 г. прерываний беременности было 121,9 тыс. К 2016 г. количество абортов уменьшилось в 4,5 раза. В 2015 г. их количество достигало 29,2 тыс. В 2016 г. в Беларуси сделали 27 467 абортов [2]. Таким образом, уже по этим цифрам можно судить, насколько могло увеличиться население нашей страны. С другой стороны, трудно упрекать женщин, решивших сделать аборт. Причины для этого могут быть разные, в том числе медицинские и социальные.

В Российской Федерации, в том числе с учетом значительно больших масштабов страны, цифры иные: в 1990 г. было зафиксировано более 4,1 млн абортов. В 2000 г. показатель абортов почти вдвое меньше: свыше 2,1 млн. В 2010 г. — та же тенденция: менее 1,2 млн. По данным Росстата за 2015 г. было зафиксировано 848 тыс. абортов. По сравнению с Западной Европой, в нашей стране делается в два раза больше операций по прерыванию беременности. В 67% случаев аборты делают по желанию беременной, в 4% случаев — по медицинским показаниям, 29% —

это самопроизвольные аборты (выкидыши) [3]. В 2017 г. сделано 600 тыс. операций по прерыванию беременности, по сравнению с 2016 г. их количество сократилось почти на треть — на 28%, снизившись до уровня 1925 г. [4]. Позитивные изменения произошли и в отношении беременности и количества абортов, совершаемых несовершеннолетними. Так, Министерство здравоохранения Российской федерации привело данные о числе девочек в возрасте от 10 до 14 лет, находившихся в 2017 и 2016 гг. в состоянии беременности, уже родивших ребенка или сделавших аборты. В 2016 г. случаев ранней беременности этих лиц было 630 (263 аборта), а в 2017 г. — 275 (231 аборт). Статистические данные свидетельствуют, что количество случаев беременности и абортов у девочек в возрасте до 18 лет в России снижается: в 2016 г. на 100 тыс. населения приходилась 1 тыс. беременных в возрасте от 15 до 17 лет, а в 2017 г. — 803. В 2017 г. число абортов среди подростков, по сравнению с 2007 г., сократилось в семь раз — до 4865 случаев [5].

Законодательство и практика, исторический опыт Республики Беларусь, Российской федерации и иных зарубежных стран по поводу абортов отличаются многообразием. Абортом является искусственное прерывание беременности. Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, «аборт» — это преждевременное прерывание беременности, самопроизвольное или искусственное [6].

В некоторых современных странах аборты запрещены без каких-либо исключений. В иных они разрешаются при наличии причин медицинского, экономического и социального характера. При этом не установлено четкой зависимости количества искусственных прерываний беременности от того, насколько «либерально» в этой части законодательство об абортах. По мнению специалистов, большинство абортов происходит по причине межличностных проблем: «Представление о том, что на прерывание беременности идут незамужние женщины, которые попали в критическую финансовую ситуацию, является мифом. Как показывает практика консультирования, очень часто на аборт идут замужние женщины фертильного возраста, которые уже имеют одного или двух детей. Как правило, это незрелые личности, которые не могут взять на себя ответственность за свою жизнь и боятся сложностей. Это женщины, которые не хотят потерять привычный уровень жизненного комфорта, в чем-то ограничить себя из-за рождения малыша. В обществе сформирован

жесткий стереотип, что один ребенок — это хорошо, два — это нормально, а больше уже не вписывается в социальные нормы». В 70% всех случаев инициатором аборта является мужчина [7].

При решении вопроса об абортах выделяют абсолютистскую позицию (эмбрион человека на любой стадии развития — это абсолютная ценность, защищаемая со стороны государства, так как обладает правом на жизнь с момента зачатия), либеральную (эмбрион не может рассматриваться как ценность на любой стадии развития). Существует также умеренная позиция, сторонники которой считают, что человеческий эмбрион не имеет абсолютной ценности, яйцеклетка, имея лишь значительную ценность, развивается в человеческое существо постепенно. При умеренной позиции ее сторонники полагают, что у эмбриона право на жизнь находится в прямой зависимости от уровня развития или достижения жизнеспособности.

Таким образом, для каждого из названных подходов характерны свои особенности. Сторонники либерального подхода считают, что эмбрион имеет незначительную ценность или вообще ею может не обладать, так как не может жить вне организма матери.

Согласно Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на жизнь и государство берет на себя обязанность защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств (ст. 24), т.е. человеку гарантируется защита со стороны государства. Аналогичные подходы содержатся и в Конституции РФ.

В контексте конституционного права на жизнь, как раз, и следует рассматривать право женщины на аборт, которое относится к репродуктивным правам. На чаше весов находится определение начала жизни, ее правовая охрана и право женщины распоряжаться своим телом. Т.е. речь идет о репродуктивной свободе личности и пределах этой свободы.

В решении от 8 июля 2004 г. по делу <<Уо против Франции» по жалобе № 53924/00 ЕСПЧ выразил мнение, что вопрос о возникновении права на жизнь должен решаться в национальном законодательстве. Это мотивировано тем, что данный вопрос не решен в большинстве государств - участников Европейской Конвенции и нет общего европейского консенсуса относительно научного или правового определения начала жизни, хотя и существует взаимопонимание между государствами относительно того, что эмбрион (плод) принадлежит к человеческой расе. Потенциал эмбриона и его возможность стать человеком требует

защиты во имя человеческого достоинства, и для этого нет необходимости делать его лицом, обладающим правом на жизнь в значении ст. 2 указанной Конвенции. Известный российский ученый, бывший судья Европейского Суда по правам человека А.И. Ковлер, отмечая существующую в литературе полемику относительно наличия прав у эмбриона, обращает внимание на то, что <с человеческим эмбрионом при всех обстоятельствах надо обращаться с должным уважением человеческого достоинства, ибо речь идет о про-точеловеке» [8, с. 431].

В качестве специального акта, обеспечивающего правовое регулирование отношений по поводу аборта в Республике Беларусь, следует назвать Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

Согласно ст. 27 названного закона женщине предоставляется право самостоятельно решать вопрос о материнстве. В организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. По согласию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом-специалистом, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя, может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 12 недель.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь принято постановление от 10 декабря 2014 г. № 88 «Об установлении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства здравоохранения Республики Беларусь и отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 ноября 2007 г. № 105». Данным постановлением предусмотрено два крупных блока основания для прерывания беременности: 1) медицинские показания для искусственного прерывания беременности со стороны матери (например, наличие таких инфекционных заболеваний как туберкулез, вирусный гепатит и др.) и 2) медицинские показания для искусственного прерывания беременности со стороны плода (например, нарушения обмена веществ у плода с неблагоприятным прогнозом для жизни, не имеющие эффективного лечения и (или) сопровождающиеся умственной отсталостью и др.).

При наличии медицинских показаний и согласия женщины, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя, искусственное прерывание беременности проводится согласно белорусскому законодательству независимо от срока беременности в государственных организациях здравоохранения. Искусственное прерывание беременности у женщины, признанной в установленном порядке недееспособной, проводится независимо от срока беременности при наличии медицинских показаний с письменного согласия ее опекуна. Однако, Перечень медицинских показаний для прерывания беременности не является закрытым: в исключительных случаях при наличии медицинских показаний, не указанных в перечне медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, вопрос об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям решает врачебно-консультационная комиссия (ВКК) организации здравоохранения. В таком случае ответственность за достоверность заключения о необходимости прерывания беременности несет ВКК.

Законом Республики Беларусь также установлены основания для проведения искусственного прерывания беременности, когда для этого имеются социальные показания. В таком случае, при согласии женщины, допускается прерывание беременности при сроке не более 22 недель. Как и по медицинским основаниям, так и по социальным основаниям прерывание беременности осуществляется в государственных организациях здравоохранения, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Сопоставляя белорусский и российский Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отметим более совершенную структуру и содержание российского закона. В нем имеется отдельная гл. 6, посвященная охране здоровья матери и ребенка, вопросам семьи и репродуктивного здоровья. В ней, прежде всего, закрепляются права семьи в сфере охраны здоровья (ст. 51): каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологиче-

ским аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства. Предусмотрено, что отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право, при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья, присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразреше-ния, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

Согласно ст. 52 Федерального закона каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ.

В названном законе указан момент рождения ребенка — это момент отделения плода от организма матери посредством родов. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что касается искусственного прерывания беременности, то в Федеральном законе содержится ряд позитивных норм, которые, на наш взгляд, следует воплотить в нашей правовой системе. Так, согласно ст. 56 закона, посвященной искусственному прерыванию беременности, зафиксировано, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. При этом приказом от 7 апреля 2016 г. № 216 Министерства здравоохранения

Российской Федерации утверждена форма информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины. В ней указывается, что женщина проинформирована врачом о наличии оснований для прерывания беременности, о возможных последствиях, о сроке обращения, о предабортном консультировании и др. Важно, что этот документ подписывается пациенткой, что снижает риск возможных споров. Федеральный закон тщательно определил сроки, в течение которых можно осуществлять прерывание беременности, увязав их с датой обращения. Так, искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

Изложенный выше подход российского законодателя заслуживает поддержки и реализации в нашем законодательстве. В законе следует указать, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия, о чем женщиной подписывается соответствующий документ. При этом в законе следует предусмотреть, не ранее какого срока после обращения женщины может быть сделан аборт по медицинским показаниям (за исключением экстренных случаев, когда есть угроза жизни и здоровью беременной). Ориентиром могут быть сроки, предусмотренные в Федеральном законе. Это позволит уменьшить число поспешных решений, даст возможность женщине еще раз все обдумать.

Как нами уже отмечено, допускается искусственное прерывание беременности по социальным показаниям. В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, оно проводится при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности. Однако, имеются различия в определяемых правительствами наших государств перечнях социальных показаний.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 октября 2008 г. № 1580 «Об установлении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2002 г. № 902» (в ред. от 22 ноября 2014 г.) определен перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности. Такими показаниями являются наличие решения суда о лишении родительских прав, а также беременность, наступившая в результате изнасилования. При наличии социальных показаний аборт может быть сделан, если беременность составляет не более 22 недель (по общему правилу — не более 12 недель). Российским законодательством установлено, что социальным показанием для искусственного прерывания беременности является только беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, т.е. в связи с изнасилованием.

Как видим, наше законодательство предоставляет больше «свободы» для принятия решения о прекращении беременности по социальным основаниям. Полагаем, что в каждой конкретной ситуации, когда речь идет о женщинах, лишенных родительских прав, надо тщательно разбираться, проводить основательную беседу, оценивать настроение такой женщины, какой образ жизни она ведет, что она думает о будущей своей жизни, т.е. и здесь более приемлемым представляется подход российского законодателя.

По белорусскому законодательству также необходимо проводить предабортное психологическое консультирование. Однако, как было отмечено, российское законодательство здесь более тщательно решает все вопросы, связанные с его осуществлением. В белорусском законе закреплено право врача-специалиста отказаться проводить аборт, письменно уведомив об этом руководителя, если такой отказ не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. После получения письменного уведомления врача-специалиста руководитель организации здравоохранения должен организовать искусственное прерывание беременности другим врачом. Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 июня 2014 г. № Р-924/2014 была одобрена новая редакция Закона «О здравоохранении». Конституционный Суд в частности пояснил положения, касающиеся отказа врача от проведения аборта. В п. 4.1 Решения сказано, что Конституционный Суд считает, что такой отказ врача-спе-

циалиста возможен при наличии уважительных причин, в частности, из-за морально-этических, нравственных принципов, религиозных и иных убеждений. При этом Конституционный Суд исходит из п. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (г. Осло, 1970 г.), согласно которому в случае, «если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге».

Эта национальная норма вполне вписывается в требования п. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (г. Осло, 1970 г.), согласно которому в случае, если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Такая практика допустима до той поры, пока обеспечивается право женщины на прерывание беременности и исключаются излишние тяготы для нее (необходимость длительного времени в пути для того, чтобы добраться в иную больницу к специалисту). Полагаем, что отказ одного врача от проведения такой операции не должен приводить к исключению возможности в получении такой медицинской помощи в данном медицинском учреждении.

Подводя итог, отметим, что Республика Беларусь относится к числу государств, где аборты разрешены. Национальное законодательство закрепляет право женщины на аборт при соблюдении ряда условий. Полагаем, что законодательство Республики Беларусь нуждается в совершенствовании. Особое внимание следует уделить работе врачей, включая психологов, по изменению желания женщины сделать аборт. К беседе с врачом желательно привлекать супруга женщины, чтобы они вместе основательно осмыслили серьезность данного шага. Естественно, что новая жизнь может состояться только с участием мужчины. Мужчина — не только «партнер», но и лицо, у которого также должны быть связанные с этим определенные права. Женщина, решая единолично вопрос о возможном аборте, в некоторой мере определяет и судьбу мужчины — станет он отцом или нет. Считаем, что данные аргументы следует принимать во внимание.

За незаконное проведение искусственного прерывания беременности по белорусскому и российскому законодательству наступает административная или уголовная ответственность.

Литература

1. Каждый четвертый — пенсионер. Белорусская пенсионная система нуждается в реформе // URL: http ://news .tut.by/economics/432055.html/

2. Количество абортов в Беларуси снижается. Чаще всего их делают женщины в возрасте 30-34 лет // URL: https://news.tut.by/society/573521 .html/

3. Неутешительные числа статистики абортов в России: подробное исследование прерывания беременности в РФ // URL: https://prberem.com/obshhaja/-statistika-abortov-po-rossii.html#statistika-abortov-v-rossii?utm_source=table_of_content/

4. Количество абортов в России снизилось до уровня 1925 г. // URL: https://starover.livejournal.com/-269614.html/

5. Минздрав посчитал число беременных девочек до 14 лет // URL: https://vz.ru/news/2018/8/13/-936775.html/

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А-Темп». 2006.

7. Шевелева Е. Большинство абортов происходит по причине межличностных проблем — психолог // URL: http://news.21.by/society/2015/01/09/1045008.html/

8. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник. М., 2002.

References

1. Kazhdyy chetvertyy — pensioner. Belorusskaya pensionnaya sistema nuzhdayetsya v reforme // URL: http ://news .tut.by/economics/432055.html/

2. Kolichestvo abortov v Belarusi snizhayetsya. Chashche vsego ikh delayut zhenshchiny v vozraste 3034 let // URL: https://news.tut.by/society/573521.html/

3. Neuteshitel'nyye chisla statistiki abortov v Rossii: podrobnoye issledovaniye preryvaniya beremennosti v RF // URL: https://prberem.com/obshhaja/statistika-abortov-po-rossii.html#statistika-abortov-v-rossii?utm_-source=table_of_content/

4. Kolichestvo abortov v Rossii snizilos' do urovnya 1925 g. // URL: https://starover.livejournal.com/269614.html/

5. Minzdrav poschital chislo beremennykh devochek do 14 let // URL: https://vz.ru/news/2018/8Z13/936775.html/

6. OzhegovS.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. M.: OOO «A-Temp». 2006.

7. Sheveleva E. Bol'shinstvo abortov proiskhodit po prichine mezhlichnostnykh problem — psikholog // URL: http://news.21.by/society/2015/01/09/1045008.html/

8. Kovler A.I. Antropologiya prava: Uchebnik. M., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.