Научная статья на тему 'Право на аборт'

Право на аборт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7059
991
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА АБОРТ / ПРАВО ВЛАДЕНИЯ / ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ / RIGHT FOR ABORTION / LEGAL STATUS OF AN EMBRYO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старовойтова О.Э., Янчар Н.В.

В статье исследуются вопросы искусственного прерывания беременности. Рассматриваются моральные и правовые аспекты проблем абортов, история возникновения и развития нормативных документов в сфере искусственного прерывания беременности, правовой статус эмбриона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right to an abortion

The article is devoted to problems of artificial interruption of pregnancy. Authors of article consider moral and legal aspects of problems of abortions, mention history of emergence and development of normative documents in the sphere of artificial interruption of pregnancy, legal status of an embryo.

Текст научной работы на тему «Право на аборт»

УДК 342.723:173.4:34.023

О. Э. Старовойтова, Н. В. Янчар Право на аборт

В статье исследуются вопросы искусственного прерывания беременности. Рассматриваются моральные и правовые аспекты проблем абортов, история возникновения и развития нормативных документов в сфере искусственного прерывания беременности, правовой статус эмбриона.

The article is devoted to problems of artificial interruption of pregnancy. Authors of article consider moral and legal aspects of problems of abortions, mention history of emergence and development of normative documents in the sphere of artificial interruption of pregnancy, legal status of an embryo.

Ключевые слова: право на аборт, право владения, пользования и распоряжения собственным телом.

Key words: right for abortion, legal status of an embryo.

Искусственный аборт всегда относился к категории наиболее трудноразрешимых этических и юридических вопросов. В настоящих условиях этот вопрос приобретает ещё большую остроту. Этично ли и законно ли умерщвлять уже зарождённую жизнь? Допустимы ли те методы искусственного аборта, которые применяются сейчас? Возможно ли использование изъятых эмбрионов и плодов в производстве лекарств и особенно косметических средств? Вот некоторые из многочисленных проблем искусственного прерывания беременности.

Первыми нормами об аборте были деонтологические врачебные правила. Клятва Гиппократа категорически запрещала врачу искусственно прерывать беременность женщины1. Однако Аристотель считал, что искусственный аборт допустим в демографических целях, но только до того момента, когда в зародыше сформируется «чувствительность и двигательная активность»2.

В Древнем Риме аборт широко практиковался. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери, поэтому женщина не под-

© Старовойтова О. Э., Янчар Н. В., 2015

1 Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994. С. 87-88.

2 Аристотель. Политика // Указ. соч. С. 624.

62

вергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. Позднее эмбрион - «имеющий родиться», был наделён некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт квалифицировался как преступление в случае, когда он использовался в целях получения имущественных прав. При этом пострадавшими признавались родители3.

По-настоящему осознание ценности эмбриона связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествлялся с убийством человека. Однако, по утверждению М.Д. Шаргородского, объектом этого преступления признавалась нравственность, а не жизнь ребёнка4.

В России смертная казнь за аборт (незаконно зачатых) была введена в 1649 г. (Уложение царя Алексея Михайловича), а отменена столетие спустя5. Проект уложения 1813 г. употребляет термин «детоубийство» для обозначения «убийства детей в утробе матери»6.

В дореволюционном законодательстве России чётко различались случаи:

- разрешённого законодательством искусственного аборта, произведённого врачом с целью спасения жизни женщины;

- аборта, произведённого самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производившего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились, как правило, и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.

К XX в. в медицинской доктрине уже появились понятия «аборт по просьбе» и «аборт по медицинским показаниям». Первым государством, легализовавшим «аборт по просьбе», стала Советская Россия. В совместном постановлении Наркомздрава и Наркомюста от 18.11.20 г.7 говорилось: «Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность».

3 Введение в биоэтику / под ред. Б.Г. Юдина. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 198.

4 Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции, тип. им. Евг. Соколовой. Л., 1947. С. 412-413.

5 Соборное уложение Царя Алексея Михайловича 1649 г. / Рос. законодательство XXX вв.: в 9 т. / отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юрид. лит., 1985. Т. 3. С. 250.

6 Гернет М.Н. Цит. соч. С. 57, 59, 60.

7 Постановление НКЗ и НКЮ от 18.11.1920 г. № 90 «Об абортах» // Боголепов П.П. Справочник по охране материнства и младенчества: Систематический сб. действующего законодательства и офиц. материалов с 1917 г. по 1 октября 1927 г. М.: Изд-во «Охрана материнства и младенчества» НКЗ. 1928. С. 79.

Во многом эта мера была направлена против криминальных абортов. До 1930 г. в СССР ещё публиковалась статистика об абортах, которая свидетельствовала о постоянном увеличении их количества8. Открытая в эпоху гласности официальная статистика об абортах засвидетельствовала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа абортов.

Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ № 1342 о прерывании беременности по немедицинским показаниям9. Этот документ разрешал по желанию женщин прервать беременность при большом сроке беременности (до 28 недель), если документально подтверждались такие обстоятельства, как многодетность (более 5 детей) и т. д. К этому необходимо добавить, что в нашей стране всегда существовал длинный перечень медицинских показаний, который давал право на прерывание беременности до 28 недель.

Таким образом, на протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось всё более и более либеральным.

В настоящий момент в рамках европейских стран можно выделить четыре типа законодательства об аборте10. Данное обстоятельство напрямую связано с преобладанием в каждой стране своего понимания человека.

Первое, «самое либеральное», законодательство разрешает «аборт по просьбе» (в небольшой группе стран, в том числе и в России).

Второе, «довольно свободное», законодательство разрешает аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям (Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия).

Третье, «довольно строгое», законодательство разрешает аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угрозе физическому или психическому здоровью женщины, инкуберальные дефекты плода, изнасилование, инцест (Испания, Португалия, Польша, Швейцария).

Четвёртое, «очень строгое», законодательство, которое или вообще запрещает аборты или разрешает их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины (Северная Ирландия, Мальта).

Представляется, что проводить границу между абортом и убийством наиболее верным было бы по тому моменту, с которого плод признается жизнеспособным вне тела матери. Уничтожение жизнеспособного плода

8 Введение в биоэтику / под ред. Б.Г. Юдина. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 203.

9 О прерывании беременности по немедицинским показаниям: приказ М-ва здравоохранения СССР № 1342 // Вестн. «Медицина для Вас». Авг. 1996. № 13.

10 Введение в биоэтику. Указ. публ. С. 219.

64

(даже при условии нахождения его в организме матери) должно быть признано детоубийством. Исключением из этого правила должны быть случаи, когда операция по извлечению живого плода не может быть проведена по состоянию здоровья матери. При этом надо отметить, что предложенная граница между абортом и детоубийством вовсе не означает момент возникновения права на жизнь. Граница между бытием и небытием человека, а значит и между отсутствием прав и их наличием, как уже говорилось раньше, однозначно может быть определена только по моменту оплодотворения. Именно здесь прослеживается та самая необходимая причинно-следственная (каузальная) связь, которая позволяет чётко выявить причину и условие появления человека - оплодотворение и правильно протекающую беременность.

Долгое время важнейший вопрос о моменте возникновения права на жизнь эмбриона и/или плода человека в российской уголовно-правовой доктрине решался, основываясь на условных и недостаточно обоснованных критериях.

Ещё одной иллюстрацией отношения к статусу эмбриона, а значит и к юридическому определению человека, является правовое регулирование биомедицинских экспериментов на эмбрионах человека.

Основанием для таких экспериментов явилась технология искусственного оплодотворения, которая приводит к созданию большого количества эмбрионов, из которых многие оказываются невостребованными для лечения бесплодия. В связи с этим «лишние» эмбрионы могут быть использованы для научных, диагностических и иных целей, что может трактоваться, как потребительское отношение к человеку.

Следует отметить, что используются не только «лишние» эмбрионы, но и гаметы (половые клетки) человека, живые и мёртвые предимплантацион-ные, постимплантационные эмбрионы или живые утробные плоды, находящиеся как вне, так и внутри матки, мёртвые эмбрионы и плодып. Эксперименты на эмбрионах очень «удобны» для исследователей по двум причинам. Во-первых, человеческие эмбрионы являются живым человеческим организмом. В связи с этим выводы, сделанные в результате опытов на эмбрионах, обладают большей научной достоверностью, по сравнению с результатами экспериментов на животных и мёртвых плодах. Во-вторых, постоянное осуществление операций по прерыванию беременности,

11 Recommendation 1100 (1989) on the use of human embryos and foetuses in scientific research/Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, February 1999. P. 22-29.

65

искусственному оплодотворению обеспечивает стабильное пополнение источника биоматериала.

Создавшаяся ситуация привела к тому, что в конце 80-х гг. двадцатого столетия международными организациями стал всерьёз обсуждаться вопрос о единственном призвании эмбриона - быть рождённым в качестве ребёнка. В частности, Рекомендация Совета Европы 1046 (1986) об использовании человеческих эмбрионов и утробных плодов для диагностических, терапевтических, научных, промышленных и коммерческих целей12 в п. 5 преамбулы указывала на то, что с момента оплодотворения яйцеклетки, человеческая жизнь развивается непрерывно, и нет возможности отделить первую фазу её развития (эмбриологическую) от других фаз. В связи с этим документ обращал внимание европейских стран на острую необходимость дать определение биологическому статусу эмбриона. При этом подразумевалась узкая трактовка понятия «эмбрион». В частности, указанное требование не распространялось на утробный плод, т. е. уже имплантированный и достигший более поздней стадии своего развития. В связи с этим его онтологический статус считается менее спорным, чем статус эмбриона.

Относительно исследований на эмбрионах и плодах существует два основных документа, принятых в рамках Совета Европы:

- Рекомендация 1046 (1986 г.)13 по использованию человеческих эмбрионов и утробных плодов для диагностических, терапевтических, научных, индустриальных и коммерческих целей;

- Рекомендация 1100 (1989 г.)14 по использованию человеческих эмбрионов и утробных плодов в научных исследованиях.

В 1983 г. был образован европейский Комитет экспертов по биоэтике (САНВ1). Он сосредоточил своё внимание на вопросах, связанных с вспомогательной репродукцией и экспериментами на эмбрионах.

В России нет специального законодательства по регулированию экспериментов и исследований на эмбрионах. Однако методы репродуктивной технологии широко внедряются в медицинскую практику. Расширяется использование тканей и органов плодов человека15.

12 Recommendation 1046 (1986) on the use of human embryos and foetuses for diagnostic, therapeutic, scientific, industrial and commercial purposes//Texts of the Council of Europe on bioeth-ical matters. Strasbourg, February 1999. P. 17-22.

13 Там же.

14 Recommendation 1100 (1989) on the use of human embryos and foetuses in scientific re-search//Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, February 1999. P. 22-29.

15 Christian BYK, Judge, Paris. Medical and Biological Progress and the European Convention on human rights. Strasbourg: Directorate of Human Rights, 1992. P. 26.

66

Единственным документом, имеющим косвенное отношение к упомянутому вопросу, является Положение о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утверждённое приказом Минздравмедпрома России от 29 апреля 1994 г. № 8216. Пункт 2 гл. IV гласит: «Абортусы и мертворожденные в сроки беременности до 22 недель и массой менее 500 г вскрываются выборочно в научно-практических целях без оформления свидетельства о перинатальной смерти».

Юридической основой исследований на эмбрионах, а также абортов стали положения большинства международно-правовых документов, в частности, Всеобщей Декларации (1948), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950)17 и др. Указанные документы признают наличие достоинства, а значит, и права на жизнь за уже рождёнными людьми.

16

Приказ Минздравмедпрома России от 29.04.1994. № 82 // Рос. вести. 15.06.1994.

17 Всеобщая Декларация 1948 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Междунар. акты о правах человека: сб. док. М.: НОРМА-ИНФРА^М, 1999. С. 39-44, 539-570.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.