Научная статья на тему 'Производственные инновации в контексте промышленной безопасности России'

Производственные инновации в контексте промышленной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Нагнибеда Борис Алексеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье отмечается, что в условиях, когда все современные технологии сосредоточены в руках развитых стран, происходит распределение труда по всему миру с их согласия. Такая ситуация ставит под сомнение вопрос о суверенности страны в эпоху глобализации, когда экономически сильные государства определяют внутреннюю и внешнюю политику стран с менее развитой экономикой и промышленностью. Сегодня в России вопрос промышленной безопасности мало изучен. Неразработанным является теоретическое и нормативное поле исследования данной проблематики, что затрудняет процесс прогнозирования рисков, формирующихся в этой области, и разработки антикризисных стратегий, позволяющих сохранить промышленную безопасность и суверенитет страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Нагнибеда Борис Алексеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственные инновации в контексте промышленной безопасности России»

УДК 316

Загутин Дмитрий Сергеевич

кандидат технических наук, доктор философских наук, профессор кафедры связей с общественностью Донского государственного технического университета ro stov-zd@mail. ru Нагнибеда Борис Алексеевич

кандидат технических наук, доцент кафедры горного дела Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова ban_novoch@mail. ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected] Dmitry S. Zagutin

candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of department of public relations, Don state technical university ro stov-zd@mail .ru Boris A. Nagnibeda

candidate of technical sciences, the associate professor of the department "Mining" of the Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M. I. Platov [email protected] Sergey I. Samygin

doctor of sociological sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University samygin78_@yandex. ru

Производственные инновации в контексте промышленной безопасности России

Production innovations in the context of industrial safety of Russia

Аннотация. В статье отмечается, что в условиях, когда все современные технологии сосредоточены в руках развитых стран, происходит распределение труда по всему миру с их согласия. Такая ситуация ставит под сомнение вопрос о суверенности страны в эпоху глобализации, когда экономически сильные государства определяют внутреннюю и внешнюю политику стран с менее развитой экономикой и промышленностью. Сегодня в России вопрос промышленной безопасности мало изучен. Неразработанным является теоретическое и нормативное поле исследования данной проблематики, что затрудняет процесс прогнозирования рисков, формирующихся в этой области, и разработки

антикризисных стратегий, позволяющих сохранить промышленную безопасность и суверенитет страны.

Ключевые слова: инновации, производство, производственные инновации, культура производства, промышленная безопасность, творческая деятельность.

Summary. In conditions when all modern technologies are concentrated in hands of developed countries, there is a work distribution from their consent worldwide. Such situation challenge a country sovereignty during a globalization era when economically strong states determine domestic and foreign policy of the countries with less developed economy and the industry. Today in Russia the question of industrial safety is poorly known. The theoretical and standard field of a research of this perspective is undeveloped that complicates process of forecasting of the risks which are created in this area and developments of the crisis response strategies allowing to keep industrial safety and sovereignty of the country.

Keywords: innovations, production, production innovations, culture of production, industrial safety, creative activities.

Сегодня, к сожалению, мы являемся лишь сторонними наблюдателями того, как Европа и Китай активно развивают возобновляемую энергетику. Известно, что за час от Солнца на Землю поступает столько энергии, сколько человечество использует за год. Можно смело заявить, что будущее углеводородов зависит только от развития технологий преобразования солнечной энергии.

В этих условиях колоссальные инвестиции в разработку новых месторождений и строительство трубопроводов могут оказаться напрасной тратой времени и денег. Желание быстрой наживы может сыграть злую шутку над государством. В конце 20 века лидером в разработке технологий в области возобновляемой энергетики был Советский Союз. Сегодня в начале 21 века лидерами стали Европа, США и Китай, в последние годы начала наращивать свою долю и Индия. С развитием этого сегмента экономики и промышленности мы уже опоздали лет на 30. К большому сожалению, не развивается даже гидроэнергетика, по которой Россия на пятом месте в мире, — сейчас страна не производит турбины для малых ГЭС.

К примеру, Дания сегодня получает 40% потребляемой энергии от ветряков, Норвегия обеспечивает себя энергией за счет ГЭС [1]. К 2020 году китайские ветряки превысят установленную мощность всех электростанций России [2]. Очевидно, что зеленая революция грозит подорвать основы российской экономики, основанной на экспорте нефти и газа, и данная проблема составляет важный сектор проблемы комплексной безопасности России [3].

Ведущие ученые за рубежом и в России отмечают, что четвертая промышленная революция состоялась в мире под названием «Зелёная». Ее основная задача - порвать связь между ростом экономики и увеличением

ресурсопотребления, в том числе и через превращение отходов и продуктов производства во вторичное сырье, т.е рециклинг [4].

В данном контексте актуальными вопросами являются те, которые связаны с повышением промышленной безопасности России посредством развития инновационных технологий. Данная идеология строится на системе непрерывного технического образования. Несмотря на то, что сегодня формально функционируют областные центры технического творчества, следует отметить не достаточную их вовлеченность государством в процесс становления современного инженера и инновационной экономики в целом, что противоречит духу информационной эпохи и критериям обеспечения безопасности в условиях информационной реальности [5].

Однако определенный опыт, связанный с внедрением инноваций в образовательную среду, в России имеется. Так, на базе ОЦТТУ г.Ростова-на-Дону открыта областная экспериментальная площадка «Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического университета при обучении дополнительной специальности». В ОЦТТУ на основе договора о сотрудничестве студенты первого и второго курсов отделения «Технологии и предпринимательства» РГПУ (сейчас ЮФУ) в течение нескольких лет обучаются в период непрерывной педагогической практики, получая помимо основной - «Учитель технологии» и вторую специальность «Педагог дополнительного образования». Сотрудничество двух

учреждений, позволяет объединить фундаментальную науку

(приоритетная составляющая педагогического университетского

образования) и образовательную практику (прикладной, практико-ориентированной составляющей), использовать кадровые, информационно-методические, материально-технические ресурсы ОЦТТУ.

Таким образом, всей своей деятельностью ОЦТТУ способствует выявлению и поддержке наиболее талантливой и одаренной части детей и молодежи.

Решение этих задач невозможно без подготовки сотен тысяч специалистов в области науки и современных технологий, что сталкивается с проблемой недостаточного интереса молодежи к карьере в STEM-отраслях экономики. На решение этой проблемы и направлены новые подходы к образованию, включая STEM-образование, дополнительное образование, различные творческие центры и проекты [6]. Это позволит со временем интеллектуальный потенциал России, снижение которого на протяжении всего постсоветского периода угрожает безопасности страны [7].

STEM-образование (Science, Technology, Engineering and Math) или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным в странах, где развивают высокотехнологичное производство. Однако в большинстве регионов мира отмечается дефицит научно-инженерных и IT-специалистов, и для России эта проблема стоит с особенной остротой [8]. Количество вакансий в IT сфере превышает количество поданных резюме в 1,5 раза, в то время как в России лишь около 10% школьников выбирают ЕГЭ по информатике, а ЕГЭ по обществознанию пользуется гораздо большей

популярностью (60%). Настолько серьезный разрыв между потребностями индустрии и выбором профессионального пути в школе показывает, что необходима более ранняя профессиональная ориентация, программы по поддержке STEM-образования и в целом переход российской системы образования на иную парадигму развития, способствующую развитию креативного потенциала нации [9].

За аббревиатурой STEM стоят четыре слова: science (наука), technology (технология), engineering (инжиниринг) и mathematics (математика). Как отрасль экономики STEM определяет стратегическое развитие ведущих стран мира и создаёт миллионы новых рабочих мест, требующих квалифицированных специалистов.

Острую необходимость в научно-инженерных кадрах осознают как государство, ориентированное на технологический прогресс и рост инновационной экономики, так и IT-компании, испытывающие нехватку кадров. Со стороны государственных стратегический направлений Правительством РФ была принята «Концепция развития дополнительного образования детей», призванная изменить представление о дополнительном образовании, сделав его неотъемлемой частью основной образовательной программы. Однако на сегодняшний день, все остается на уровне деклараций и планов на бумаге.

Требования к культуре производства непрерывно растут, и, отражая рост достижений науки и техники, а также становление духовной жизни общества, сама система постоянно совершенствуется, расширяясь новыми компонентами. Культура производства - совокупность нормативных требований к технико-экономическому, организационному и эстетическому уровню производства. В понятие «культура производства» входит также степень совершенства овладения той или иной отраслью знаний или деятельностью: трудом, техникой, производством, управлением и др.

В практике часто пользуются и такими понятиями, как «техническая культура», «эстетическая, культура поведения, речи», «бытовая культура», «санитарная», «физическая культура», «культура торговли», «информационная культура», «экономическая», «правовая культура», «культура труда», «нравственная культура», «культура управления» и т.д. И во всех случаях понятие «культура» связано с прогрессивными изменениями в самом человеке и в жизни общества в целом.

Современные достижения науки и техники стали возможны в результате способности общества к творческой деятельности, достижения высокого интеллектуального уровня и определенных положительных субъективных качеств у работающих, благодаря гуманитарной культуре как первоисточнику воспитания самосознания личности. К этим качествам относятся: трудолюбие, инициативность, организованность, рационализм, аккуратность, дисциплинированность, результативность деятельности с ее творческим началом, пунктуальность чувство ответственности, самокритичность, гордость за свою профессию и т.д. [10].

Культура производства в широком смысле этого слова характеризуется: деятельностью коллектива, направленной на повышение эффективности производства при использовании достижений науки и техники; улучшением условий труда; повышением квалификации работающих; совершенствованием трудовых отношений в коллективе. Требования к культуре производства непрерывно растут, отражая рост достижений науки и техники, а также развитие духовной жизни общества [11].

Таким образом, понятие культуры производства - не простое и однозначное, а сложное переплетение технических, социальных, юридических, психологических, физиологических, и других областей знаний, объединяющих воедино технику и человека. Повышение культуры производства осуществляется по таким важнейшим направлениям, как совершенствование техники, эстетизация производства, научная организация труда и управления.

К сожалению, сегодня, чиновники не корректно трактуют понятие «промышленная безопасность», наполняя данный термин такими понятиями как «экологичность», «технологический надзор», «радиационный надзор», тем самым обходя понятия, которые отражают уровень культуры производства, а именно: «рационализм», «творческое начало», «уровень инновационного развития», «изобретательность», «технологическая культура» и так далее.

Вектор экономического развития страны, опирающийся на производственную безопасность, обладает следующими признаками [12]:

• осуществляется на основе личностного творческого потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;

• приводит к созданию нового в результате творческой деятельности;

• актуализирует все творческие процедуры [13].

Проанализировав работу преподавателей технических ВУЗов и учащихся, можно обозначить некоторый универсальный дефицит, вызванный отсутствием единого понимания термина «производственная безопасность»:

• стереотип мышления (т.е. привязанность к стереотипу как единственному способу построения умозаключений и выведению следствий);

• дефицит актуальных знаний об объекте изучения и неспособность их самостоятельно пополнить;

• неготовность перестроить образ объекта в связи с изменением условий и требований творческой деятельности, так как перенос знаний в другую ситуацию — одна из процедур творческой деятельности;

• отсутствие вариативности, потребности самостоятельно мыслить, ожидание подсказки в способах деятельности;

• неспособность построить адекватную модель для представления объекта творческой деятельности;

• непродуманность выбора оптимального варианта репрезентации;

• поспешность в исполнении и др.

Без творческой деятельности само формирование и совершенствование производственной безопасности России, независимо от количества вкладываемых материальных ресурсов, будет представлять топтание на месте.

Сегодня нужна такая схема взаимодействия всех элементов культуры производства и самого производства, которая позволит существенно повысить уровень государственной безопасности (рис.1) [14]. Развитие, становление культуры творческой деятельности необходимо рассматривать во все времена как средство конкурентоспособности и выживаемости государства, нации, общества.

Рис. 1. Схема взаимодействия всех элементов культуры производства и

творческой деятельности.

Становление культуры творческой деятельности само по себе не произойдет в обществе, для этого необходимо запускать через социальное моделирование механизмы мотивации человека к творческой, интеллектуальной деятельности инженера, техника. Все составляющие культуры производства необходимо связывать с творческим потенциалом специалистов всех рангов и, в первую очередь, с философским и культурологическим подходами в их образовательном процессе.

Формирование культуры производства на основе творческой деятельности требует социально-исторического анализа данного феномена, так общественно-историческая практика имеет яркие примеры зарождения культуры производства, в результате творческой инициативы, мастерства причем задолго до включения человека в сферу производства.

Литература:

1. Загутин Д.С. Возрождение России через лидерство в новой промышленной революции // Вестник непрерывного образования. 2016. № 1. С. 12-20.

2. "Выпуск 42. Россию спасет неоиндустриализация?". «Парадокс» со Степаном Демурой. М.: Финам FM. 07 марта 2013. Retrieved2014-10-07. Загутин Д.С. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 1. С. 113-119.

3. Верещагина А.В. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз: монография / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, О.М. Шевченко. М.: РУСАЙН. 2016.

4. Загутин Д.С. Формирование творческого мышления инженера через коммуникационные технологии образовательной среды, как фактор промышленной безопасности страны // Вестник непрерывного образования. 2016. № 1. С. 60-66.

5. Самыгин С.И. Социальная безопасность России в условиях информационной реальности: монография / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина, И.В. Печкуров. М.: РУСАЙН. 2016.

6. Загутин Д.С., Горбаткова Н.В., Исаханян А.В. Роль материальных и духовных ценностей в формировании творческих качеств молодёжи (применительно к работе с молодёжными организациями и объединениями) //Вестник непрерывного образования. 2016. № 1. С. 66-73.

7. Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 52-65.

8. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Кузнецова А.В. Обеспечение информационной безопасности военно-инженерных войск // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10. С. 233-236.

9. Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74-91.

10. Загутин Д.. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 1. сС. 113-119.

11. Загутин Д.С. Становление технического творчества и система непрерывного профессионально-технического образования (в контексте требований болонской декларации) // Культурная жизнь Юга России. 2009. т. 34. № 5. С. 43-46.

12. Загутин Д.С. Возрождение России через лидерство в новой промышленной революции // Вестник непрерывного образования. 2016. № 1. С. 12-20

13. Загутин Д.С. Актуальные аспекты непрерывного

профессионально-технического образования // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 2. С. 25-28.

14. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом / Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Загутин Д.С. Ростов-на-Дону, 2015. Сер. Высшее образование.

LITERATURE

1. Zagutin D. S. The Renaissance of Russia through leadership in new industrial revolution//the Messenger of life-long education. 2016. No. 1. Page 1220.

2. "Release 42. Russia will be salvaged by neoindustrialization?". "Paradox" with Stepan Demura. M.: To Finns of FM. March 07, 2013. Retrieved 2014-10-07. Zagutin D. S. Model of cultural development of creative activities of students of technical educational institutions/News of Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. No. 1. Page 113-119.

3. Vereshchagina A. V. System of complex safety of modern society in the context of a homeland security of Russia in the conditions of new challenges and threats: monograph /A.V. Vereshchagina, S. I. Samygin, O. M. Shevchenko. M.: RUSAYN, 2016.

4. Zagutin D. S. Forming of creative thinking of the engineer through communication technologies of the educational environment, as a factor of industrial safety of the country//the Messenger of life-long education. 2016. No. 1. Page 60-66.

5. Samygin S. I. Social safety of Russia in the conditions of information reality: monograph / S. I. Samygin, A. V. Vereshchagina, I. V. Pechkurov. M.: RUSAYN, 2016.

6. Zagutin D. S., Gorbatkova N. V., Isakhanyan A. V. Rol of material and cultural wealth in forming of creative qualities of youth (in relation to work with the youth organizations and associations)//the Messenger of life-long education. 2016. No. 1. Page 66-73.

7. Vereshchagina A. V., Samygin S. I., S. I Imgrunt. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of social inequality//the Humanist of the South of Russia. 2016. No. 2. Page 52-65.

8. Samygin S. I., Vereshchagina A. V., Kuznetsova A. V. Ensuring information security of military and engineering troops//Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. No. 10. Page 233-236.

9. Vereshchagina A. V., Nechipurenko V. N., Samygin S. I. Valuable crisis of modern education in a historical projection and dynamics of upgrade his paradigmalnykh of the bases in the conditions of challenges of information era//the Context and a reflection: philosophy about the world and the person. 2016. No. 2. Page 74-91.

10. Zagutin D. Model of cultural development of creative activities of students of technical educational institutions/News of Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. No. 1. Page 113-119.

11. Zagutin D. S. Formation of technical creativity and system of continuous vocational training (in the context of requirements of the Bologna declaration)//Cultural life of the South of Russia. 2009. t. 34. No. 5. Page 43-46.

12. Zagutin D. S. the Renaissance of Russia through leadership in new industrial revolution//the Messenger of life-long education. 2016. No. 1. Page 1220

13. Zagutin D. S. Urgent aspects of continuous vocational training/Cultural life of the South of Russia. 2010. No. 2. Page 25-28.

14. The organization of research and pedagogical activities in the field of Personnel management / Samygin S. I., Kolesnikova G. I., Zagutin D. S. Rostov-na-Dona, 2015. The higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.