УДК 316
Загутин Дмитрий Сергеевич
доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры связей с общественностью Донского государственного технического университета ro stov-zd@mail. ru Нагнибеда Борис Алексеевич
кандидат технических наук, доцент кафедры горного дела Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова ban_novoch@mail. ru Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected] Dmitry S. Zagutin
candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of department of public relations, Don state technical university ro stov-zd@mail .ru Boris A. Nagnibeda
candidate of technical sciences, the associate professor of the department "Mining" of the Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M. I. Platov [email protected] Sergey I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University [email protected]
Становление техногенной культуры инженеров в формате промышленной безопасности
Formation of technogenic culture of engineers in a format of industrial safety
Аннотация. Современный экономический кризис 2015-2016 гг. в России, - это, прежде всего, кризис духовный, культурный. В этой связи в статье анализируется зависимость уровня развития техники, промышленной безопасности от развития культуры техногенной цивилизации. Сегодня в России вопрос промышленной безопасности мало изучен, в том числе и такой важный его аспект, как зависимость уровня развития производственных технологий от степени техногенной культуры инженеров, что и определило предметное поле данной работы.
Ключевые слова: инновации, производство, культура производства, промышленная безопасность, творческая деятельность, мировоззрение, инженерная этика, кризис техники, ценности.
Abstract. ne current economic crisis 2015-2016 in Russia, it is primarily a spiritual, cultural crisis. Dependence of technological development, industrial safety with the development of the culture of the technogenic civilization. Today in Russia, the issue of industrial safety are poorly understood, but the most important thing in our view is the dependence of the development level of production technology the degree of technological culture engineers, which is defined as the subject field of this work.
Keywords: innovation, manufacturing, production, industrial safety, art, philosophy, engineering ethics, crisis, technology, values.
Существуют различные формы рефлексии техники - историческая, аксиологическая, методологическая, проектная, наличие прикладных исследований и разработок в области техники.
В отличии от всех остальных форм, именно философский характер размышлений по философии техники придает такое направление сознания человека, которое обусловливает понимание места техники в современном обществе. С методологической точки зрения философия техники ориентирована на два направления.
Первое направление связано с изучением последствий для человечества технологического прогресса. Так, осмысление техники, уяснение ее природы и сущности - была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, как сегодня модно писать, "техногенной цивилизации". Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации -экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие - взаимосвязаны [1], причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют "техногенной", имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития [2].
Причина этого кризиса кроется в том, что инженерная этика и духовная на определённом историческом этапе разошлись.
Второе направление задач имеет скорее методологическую природу: это поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники, естественно, прежде всего, в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Достаточно привести один пример. Многие философы связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Так Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человека (превратила в "постав", в функциональный элемент техники и природу, и самого человека) [3]. О том же говорит и Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им
техники. Но в результате и природа, и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины - поставляющего производства. Мэмфорд видит причину кризиса в другом: чрезмерном усилении в культуре значения "Мегамашин" (сложных иерархических организаций человеческой деятельности) [4].
Отсюда следует основная задача обеспечения промышленной безопасности России - это осмысление природы и сущности техники, чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о разрешении кризиса техники, естественно, прежде всего, в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. И здесь на первый план выходит система непрерывного образования инженера и формирование у него ценностей культуры техногенной цивилизации, как условия промышленной безопасности страны, цивилизации.
Идеалом техногенной культуры является развитие суверенной личности, и здесь создаются для этого объективные предпосылки, поскольку индивид не сращен с какой- либо одной конкретной корпорацией или социальной структурой, а может и способен гибко строить свои отношения с другими людьми, включаясь в самые различные социальные общности.
Стабильность жизни традиционных обществ с позиций этой системы жизненных смыслов оценивается как застой и отсутствие прогресса, которым противостоит динамизм, например, западного или китайского, японского образа жизни. Вся культура техногенных обществ, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, формирует и поддерживает идеал творческой индивидуальности [5].
Обучение, воспитание и социализация индивида в техногенной культурной традиции способствует формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека традиционных обществ.
В данном контексте справедливо высказывание современного российского ученого В.В. Налимова [6], который прямо заключает, что «рост науки - это не столько накопление знаний, сколько непрестанная переоценка накопленного - создание новых гипотез, опровергающих предыдущие. Но тогда научный прогресс есть не что иное, как последовательный процесс разрушения ранее существующего незнания. На каждом шагу старое незнание разрушается путем построения нового, более сильного незнания, разрушить которое, в свою очередь, со временем становится все труднее...».
В данном ключе становится вновь актуальным система подготовки инженерных кадров, как гаранта промышленной безопасности.
Концептуализация обновления системы образования убеждает нас сегодня в потребности и необходимости привести её в соответствие с интересами государства, направленными на завоевание лидирующих позиций на мировом рынке. Данная ситуация наталкивает на необходимость
спроектировать модель образования, направленную на становление культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений, как фактора формирования и развития культуры производства.
Сегодня в обществе господствует две, причём равнопрочно существующие, философии образования - когнитивная и эффективно-эмоционально-волевая. Одна трактует направленность образовательного процесса на предметные программы, фиксированные, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор учащихся, и отслеживается она всё жестче с помощью стандартов и различного рода экзаменов. Другая, личностная, эффективно-эмоциональная философия, переносит центр тяжести с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребёнка.
В сложившейся ситуации логично воспользоваться принципом педагогической инверсии, путём выбора оптимального сочетания парадигм из двух образовательных философий взяв за основу круги цивилизационного развития Тойнби и Шпенглера. В нашей модели круги цивилизационного развития представляют собой горизонтальные связи - модули, и они реализуют идею воспитания культуры производства, изучая все элементы внутри непрерывного технического образования, проводя в жизнь концепцию личностного подхода или вторую философию образования.
За основу модели непрерывного технического образования нами взята модель получения человеком образования в виде лесенки трансферентного восхождения, которая в нашей модели будет перекликаться с основными этапами социализации личности, и каждый этап взят в модели в отдельный модуль.
Кроме этого, нами используется методика векторного моделирования образовательной среды, разработанная Ясвиным В.А., позволяющая осуществить типологизацию образовательной среды, хорошо диагностировать и наглядно иллюстрировать педагогическую стратегию, направленную на становление культуры творческой деятельности учащихся от школьника до студента, благодаря интегративности образования, применяя смягчённые переходы от дошкольного образования к начальной, от начальной к средней школе, от средней к среднему профессиональному образованию. Таким образом, данный метод будет характеризоваться вертикальными связями, реализующими идею становления культуры творческой деятельности внутри системы непрерывного технического образования [7].
Тезис Четвертой промышленной революции свидетельствует о том, что промышленно развитые страны мира стремительно открещиваются от «постиндустриальной» догмы, которая пошла от Белла Даниеля («Теория постиндустриального общества»). Сегодня в нашей стране очень много последователей данной идеологии, особенно в либеральных кругах.
Промышленный капитал в мире и в развитых странах в частности - это доминирующая сила в экономиках развитых стран, а этого капитала в России катастрофически не хватает. Это выражено прежде всего в отсутствии в нашей стране новых высокопроизводительных рабочих мест, что является
показателем промышленно-недоразвитого состояния, а также является следствием проблем государства во всех сферах жизни - от социальной до экономической.
Мы сегодня не просто наблюдаем, но и ощущаем на себе, что значит потерять промышленное и технологическое лидерство. Российская экономика полностью сейчас зависит от импорта оборудования, инструмента, оснастки, технологий из-за рубежа, а именно из стран с развитой промышленностью. Экономика России в целом носит зависимый характер, что актуализирует необходимость наращивания интеллектуального потенциала страны, который в свете постсоветских реформ поступательно снижается, детерминируемый кризисным состоянием образовательной системы [8].
Сегодня военная мощь России полностью обеспечивается технологиями культуры производства Советского Союза. За 25 лет современной России мы не создали прорывных технологий, которые могли бы позволить нам заявить, что Четвертая промышленная революция состоялась в России. Все новое сегодня в российской армии - это разработки 80-х и 90-х гг. прошлого века. Очевидно, обеспечение военной безопасности страны требует пересмотра политики государства в области развития инновационных технологий, в том числе и в сфере оборонной промышленности, особенно свете обострившейся международной обстановки [9].
Что мы сегодня видим в промышленно развитых странах: это переход от промышленной эры, основанной на использовании ископаемого топлива, к экологичному способу производства, включая даже сланцевую добычу нефти. Главным источником энергии становится Солнце, здания превращаются в профицитные мини-электростанции, а по городам передвигаются, пересаживаясь с общественного транспорта на велосипеды и электромобили, которые можно взять напрокат. Вокруг городов возникают агропромышленные центры, работающие по принципу замкнутого цикла: отходы перерабатываются, в вертикальных теплицах на крышах-огородах сочетаются животноводство, садоводство и производство энергии. Это свидетельствует о переходе к новому экологическому сознанию в тех регионах мира, в которых осознание угроз экологической безопасности сопровождается реальными действиями и программами по их преодолению, и для современной России этот вопрос становится все более актуальным на фоне роста городов и городского населения [10].
Как отмечают ведущие зарубежные и российские ученые, в частности профессор С.С.Губанов, четвертая промышленная революция состоялась в мире под названием «Зелёная»», и основная задача этой революции - порвать связь между ростом экономики и увеличением ресурсопотребления, в том числе и через превращение отходов и продуктов производства во вторичное сырье, т.е рециклинг [11].
Нами выделены предпосылки, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческих качеств у будущего инженера в системе
становления техногенной культуры. Среди них: организационная, дидактическая, профессиональная и научно-методическая.
К научно-методической группе предпосылок относятся:
- программа обеспечения анализа психофизиологических качеств и свойств личности с целью индивидуального и дифференцированного подхода к ней в процессе становления культуры творческой деятельности в общеобразовательном учебном заведении и подготовки к профессиональной деятельности в системе дополнительного образования;
- моделирование условий, ситуаций, в которых проверяются и развиваются профессионально важные элементы культуры производства обучающихся на базе кружков юных техников;
К организационным предпосылкам относятся:
- интеграция деятельности общеобразовательных и учреждений дополнительного образования с техническими колледжами;
- анализ потребностей производства;
К профессиональной группе предпосылок следует отнести:
- разработку содержания, форм и методов подготовки обучающихся к профессиональной деятельности;
- развитие профессионально значимых качеств личности;
- профессиональное самоопределение;
- развитие познавательной самостоятельности и творческого потенциала;
- отбор учащихся, способных успешно осваивать технические специальности.
В группу дидактических предпосылок, направленных на развитие конкурентоспособного техника, входят:
- наличие хорошо оснащённой научно-методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся;
- разработка учебных планов, рабочих программ, направленных на развитие творческой конкурентной личности.
Таким образом, становление техногенной культуры инженеров в системе непрерывного профессионально-технического образования опирается на модульно-компонентную модель, которая учитывает основные принципы Болонской декларации и опирается на основные модели траектории формирования будущего инженера в формате промышленной безопасности.
Литература
1. Верещагина А.В., Самыгин С.И., Имгрунт С.И. Цивилизационная безопасность современного мира в условиях актуализации цивилизационной идентичности: социальная утопия или перспективная реальность? // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 67 / http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid3688/pg0/
2. Загутин Д.С. Мировоззрение как среда развития философии техники (науч.статья) Ереван: Амарас, 2013.
3. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна
на Западе. М., 1986.
4. Мемфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
5. Загутин Д.С. Мировоззрение как среда развития философии техники (науч.статъя) Ереван: Амарас, 2013.
6. Налимов В.В. Что есть истина? // Химия и жизнъ. 1978. №1. С.
49.
7. Загутин Д.С. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 1. С. 113-119.
8. Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 52-65.
9. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Военная безопасность России в условиях новой социально-политической и цивилизационной реальности // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 50-54.
10. Бандурин А.П., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Духовные аспекты формирования нового экологического сознания и обеспечения экологической безопасности крупного города в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 27-30.
11. Губанов С.С., Мусин М.М. Новая индустриализация // Сверхновая реальность : журнал. М.: 2013. № 6. С. 20-27.
Literature
1. Vereshchagina A. V., Samygin S. I., S. I Imgrunt. Civilization safety of the modern world in the conditions of updating of civilization identity: social utopia or perspective reality?//Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. No. 6-7/http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid3688/pg0/
2. Zagutin D. S. Outlook as environment of development of philosophy of the equipment/Yerevan: Amaras, 2013.
3. Heidegger M. Question of the equipment/New technocratic wave in the West. M, 1986.
4. Memford L. Equipment and human nature/New technocratic wave in the West. M, 1986.
5. Zagutin D. S. Outlook as environment of development of philosophy of the equipment (науч.статья) Yerevan: Amaras, 2013.
6. Burbots V. V. What there is a truth?//Chemistry and life. 1978. No. 1. Page
49.
7. Zagutin D. S. Model of cultural development of creative activities of students of technical educational institutions//
News of Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. No. 1. Page 113-119.
8. Vereshchagina A. V., Samygin S. I., S. I Imgrunt. Intellectual safety of
Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of social inequality//the Humanist of the South of Russia. 2016. No. 2. Page 52-65.
9. Samygin S. I., Vereshchagina A. V. Military safety of Russia in the conditions of new socio-political and civilization reality//Social and humanitarian knowledge. 2015. No. 7. Page 50-54.
10. Bandurin A. P., Vereshchagina A. V., Samygin S. I. Spiritual aspects of forming of new ecological consciousness and providing an ecological safety of the large city in modern Russia//Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. No. 8. Page 27-30.
11. Gubanov S. S., Musin M. M. New industrialization//Supernew reality: magazine. M.: 2013. No. 6. Page 20-27.