Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практика / производственная практика / студент / обучающийся / профессиональные навыки / высшее образование / practice / practical training / student / student / professional skills / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

В работе анализируются условия организации и проведения производственной практики как обязательной части программы высшего образования. Обозначено, что производственная практика играет важную роль в приобретении навыков практической работы, а также в закреплении теоретических знаний, полученных в университете. Раскрыта значимость производственной практики как основы формирования ключевых, базовых и специальных компетенций студента. Цель статьи — показать производственную практику как важнейший компонент учебного процесса в реализации будущих выпускников в профессиональной деятельности. Научная новизна состоит в обосновании того, что производственная практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии. Автором проведен социологический опрос среди обучающихся на базе Тюменского индустриального университета. Результаты исследования показали, что большая часть респондентов отмечают важность практики в процессе получения профессии в вузе. По результатам исследования установлено, что производственная практика — это возможность как приобрести опыт работы, так и проверить свои профессиональные интересы и предпочтения. Благодаря производственной практике студент может оценить свои возможности и перспективы в выбранной профессии. Кроме того, по мнению автора, студенты во время прохождения практики осмыслили не только ее проблемные стороны и трудности, но и ресурсные возможности для личностного и профессионального развития. Автор полагает, что правильный подход и активность студента во время практики помогут максимально эффективно использовать эту возможность и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY AS AN INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The work analyzes the conditions for organizing and conducting practical training as a mandatory part of the higher education program. It is indicated that practical training plays an important role in acquiring practical work skills, as well as in consolidating theoretical knowledge acquired at the university. The importance of practical training as the basis for the formation of key, basic and special competencies of a student is revealed. The purpose of the article is to show practical training as the most important component of the educational process in the implementation of future graduates in professional activities. The scientific novelty lies in the substantiation that practical training has a positive effect on the professional self-awareness of students and contributes to the formation of stable positive attitudes towards working in their profession. The author conducted a sociological survey among students at the Tyumen Industrial University. The results of the study showed that the majority of respondents note the importance of practice in the process of obtaining a profession at a university. Based on the results of the study, it was established that practical training is an opportunity to both gain work experience and test one’s professional interests and preferences. Due to practical training, a student can assess his capabilities and prospects in his chosen profession. In addition, according to the author, during the internship, students comprehended not only its problematic aspects and difficulties, but also resource opportunities for personal and professional development. The author believes that the correct approach and activity of the student during the internship will help to make the most of this opportunity and increase their chances of successful employment.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 58-63. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):58-63. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Васильевна Толстоухова, tolstouhovaiv@tyuiu.ru, ORCID 0000-0002-2176-8014

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. В работе анализируются условия организации и проведения производственной практики как обязательной части программы высшего образования. Обозначено, что производственная практика играет важную роль в приобретении навыков практической работы, а также в закреплении теоретических знаний, полученных в университете. Раскрыта значимость производственной практики как основы формирования ключевых, базовых и специальных компетенций студента.

Цель статьи — показать производственную практику как важнейший компонент учебного процесса в реализации будущих выпускников в профессиональной деятельности. Научная новизна состоит в обосновании того, что производственная практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии.

Автором проведен социологический опрос среди обучающихся на базе Тюменского индустриального университета. Результаты исследования показали, что большая часть респондентов отмечают важность практики в процессе получения профессии в вузе. По результатам исследования установлено, что производственная практика — это возможность как приобрести опыт работы, так и проверить свои профессиональные интересы и предпочтения. Благодаря производственной практике студент может оценить свои возможности и перспективы в выбранной профессии. Кроме того, по мнению автора, студенты во время прохождения практики осмыслили не только ее проблемные стороны и трудности, но и ресурсные возможности для личностного и профессионального развития.

Автор полагает, что правильный подход и активность студента во время практики помогут максимально эффективно использовать эту возможность и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

Ключевые слова: практика, производственная практика, студент, обучающийся, профессиональные навыки, высшее образование

Для цитирования: Толстоухова И. В. Производственная практика в образовательном процессе вуза как начальная ступень профессиональной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 58-63.

Original article

PRACTICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY AS AN INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Irina V. Tolstoukhova, tolstouhovaiv@tyuiu.ru, ORCID 0000-0002-2176-8014

Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

Abstract. The work analyzes the conditions for organizing and conducting practical training as a mandatory part of the higher education program. It is indicated that practical training plays an important role in acquiring practical work skills, as well as in consolidating theoretical knowledge acquired at the university. The importance of practical training as the basis for the formation of key, basic and special

© Толстоухова И. В., 2024

competencies of a student is revealed. The purpose of the article is to show practical training as the most important component of the educational process in the implementation of future graduates in professional activities. The scientific novelty lies in the substantiation that practical training has a positive effect on the professional self-awareness of students and contributes to the formation of stable positive attitudes towards working in their profession. The author conducted a sociological survey among students at the Tyumen Industrial University. The results of the study showed that the majority of respondents note the importance of practice in the process of obtaining a profession at a university. Based on the results of the study, it was established that practical training is an opportunity to both gain work experience and test one's professional interests and preferences. Due to practical training, a student can assess his capabilities and prospects in his chosen profession. In addition, according to the author, during the internship, students comprehended not only its problematic aspects and difficulties, but also resource opportunities for personal and professional development. The author believes that the correct approach and activity of the student during the internship will help to make the most of this opportunity and increase their chances of successful employment.

Keywords: practice, practical training, student, student, professional skills, higher education

For citation: Tolstoukhova IV. Practical training in the educational process of a university as an initial stage of professional activity. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):58-63. (In Russ.).

Введение

В настоящее время российское общество переживает период, в ходе которого определяются существенно иные подходы к организации производственной деятельности. На первое месте выходят вопросы подготовки будущих специалистов, их профессиональной компетентности и инициативы, необходимые для адаптации к производственному процессу. Помочь решить данные вопросы может грамотно построенная образовательная среда, где теоретические знания находят применение на практике. Организация и проведение практики являются важным компонентом учебного процесса, способствующим подготовке квалифицированных работников, которые хорошо ориентируются не только в теоретических аспектах, но и в практической деятельности. Более того, практика определяет теоретический уровень подготовки специалиста, оценивает его готовность к самостоятельному решению научно-производственных задач [1].

В соответствии с образовательным стандартом практики входят в обязательный блок учебного плана [2]. Каждая практика имеет комплект документов, подготовленный в соответствии с нормативными документами. В первую очередь это рабочая программа, которая разрабатывается по определенным требованиям и стандартам. В программе прописан вид практики, способ и форма ее проведения; компетенции, которые необходимо сформировать; место практики в учебном процессе; указан объем практики, продолжительность в неделях либо в академических часах; содержание практики; указана форма отчетности; фонд оценочных

средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся; перечень учебной литературы и материально-техническая база, необходимая для проведения практики [3, с. 23].

Актуальность исследования обусловлена тем, что в рамках целостной системы подготовки и трудоустройства студентов, адаптации их к предъявляемым требованиям современного производства необходимо квалифицированно организовать производственную практику для реализации профессиональной деятельности. Кроме того, в сложившихся условиях вузы пытаются найти более эффективные способы организации и проведения производственной практики студентов [4]. Основными показателями трудоустройства являются профессионализм и компетентность, и производственная практика как раз дает шанс оценить свою пригодность и готовность к предстоящей профессиональной деятельности, попробовать собственные силы в сфере будущей специальности. В конечном счете практики способствуют объединению интересов вузов, работодателей и студентов [5]. Обучающиеся должны осознавать, что в процессе производственной практики они учатся решать производственные задачи в своей профессиональной деятельности [6].

Цель исследования: раскрыть и показать производственную практику как важнейший компонент учебного процесса в реализации будущих выпускников в профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования: анализ и синтез изучаемой литературы по данной проблематике, метод социологического исследования (анкетирование).

Научная новизна состоит в обосновании того, что эффективно организованная производственная практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по будущей профессии.

Ежегодно российские учебные учреждения изучают все аспекты организации и проведения практик со стороны как обучающихся, так и работодателей. Отметим, что большинство (89 %) респондентов последних лет отмечают важность практики в процессе получения профессии в вузе. При этом профессиональная социализация обучающихся в значительной степени определяется влиянием той организации, в которой они проходят производственную практику [7, с. 104]. Учитывая данную специфику, необходимо тщательно прорабатывать совместные вопросы организации и проведения практик на востребованных предприятиях.

Результаты исследования и их обсуждение

В течение четырех лет обучения у бакалавров проходит четыре практики: учебно-ознакомительная, производственная (технологическая), производственная (проектная) и преддипломная.

Важно рассмотреть структуру и своего рода набор действий на практиках, формирующих умения будущего специалиста, с акцентом на производственную практику. Практика является значимой составляющей образования студента, поскольку помогает найти свое место в избранной профессии. Производственная практика обычно проходит на предприятиях, и в это время у сотрудников есть возможность увидеть будущих выпускников в деле и подобрать достойные кадры.

Нефтегазовая промышленность ввиду своей перспективности всегда была притягательной сферой для обучающихся. Ее значимость обусловлена непрерывным ростом спроса на энергоносители, что стимулирует повышенную потребность в квалифицированных специалистах в данной области. Для студентов, стремящихся к динамичной карьере и высокооплачиваемой работе, нефтегазовая промышленность предоставляет исключительные возможности. Чтобы получить специализированные знания в области нефтегазового дела, обучающиеся могут выбрать различные направления подготовки в высших учебных заведениях. Однако, помимо теоретических знаний, неотъемлемой составляющей для становления первоклассного специалиста в этой сфере является практический опыт.

Организация и прохождение производственной практики — один из важнейших этапов становления нефтегазового специалиста. Именно здесь у обучающихся происходит первое знакомство с будущей профессией. На этой практике студенты:

1) знакомятся с реальными производственными процессами;

2) детально изучают оборудование и технологии;

3) закрепляют полученные знания в реальных рабочих ситуациях;

4) развивают практические навыки и умения (научиться работать с оборудованием, выполнять производственные задачи, взаимодействовать с коллективом).

Производственная практика организована в рамках договора о сотрудничестве между университетом и предприятиями нефтегазового сектора и длится четыре недели. Учебно-производственный комплекс предприятий включает оборудование по добыче нефти и газа, учебный класс, нефтеперекачивающую станцию, дизельную электростанцию, а также вспомогательное оборудование. На данных предприятиях созданы все условия, чтобы будущие специалисты по добыче нефти и газа получили практические навыки.

Производственная практика нацелена на развитие и формирование компетенций в профессиональной деятельности. В процессе производственной практики студенты решают следующие задачи: изучают организационно-правовые аспекты функционирования предприятий нефтегазового сектора; знакомятся с технологическими операциями, используемым оборудованием и приборами, с особенностями инженерного обеспечения предприятия; проводят хронометраж и фотосъемку производственных процессов; участвуют в проведении испытаний; по возможности разрабатывают совместные проекты по решению актуальных производственных задач.

Производственная практика играет важную роль:

- в закреплении, обновлении и углублении теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

- приобретении обучающимися знаний, умений и навыков практической работы;

- оценке уровня сформированности профессиональных компетенций обучающегося;

- психологической подготовке обучающихся к началу трудовой деятельности после окончания университета;

- оценке обучающимися своей профессиональной пригодности [8].

Важным источником информации о прохождении производственной практики обучающимися является изучение мнения магистрантов, которые уже окончили бакалавриат. Опрос прошли 90 студентов-магистрантов инженерных специальностей по направлению «Нефтегазовое дело» Тюменского индустриального университета. В дополнение отметим, что производственная практика обучающихся данного вуза чаще проходит на предприятиях региона (в Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО) [9, с. 91].

С целью оценки результативности практики нами была предложена обучающимся специально разработанная анкета (на платформе Google Forms), ответы на вопросы которой отражают мнение магистрантов о качестве организации и проведения производственной практики.

Анкета позволила изучить значение практики для студента, степень удовлетворенности студентов практикой, проблемы и трудности, с которыми они встретились на практике, влияние практики на будущую профессию [10].

Ответы на вопрос «Производственная практика для вас — это ...?» были следующими: 42 % респондентов считают, что это «знакомство с будущей профессией»; 32 % расценили ее как «получение профессиональных компетенций»; 27 % отметили «возможность дальнейшего трудоустройства»; для 11 % практика — «интересное времяпровождение», для 8 % — «необходимость по учебному плану». Как видим, для большинства практика имеет решающее значение, связанное с возможностью профессионального развития.

На вопрос «Достаточно ли вам было полученных теоретических знаний для прохождения производственной практики?» 43 % ответили «да»; 29 % признали, что «скорее да, чем нет»; 21 % — «скорее нет, чем да»; 7 % — «нет». Данные результаты дают повод задуматься, что около 30 % студентов имеют пробелы в знаниях, полученных на спецдисциплинах, но при этом оставшиеся 70 % апробируют полученные знания для первичной ориентации в профессиональной деятельности.

На вопрос «Помогла ли вам производственная практика сформировать профессиональные навыки?» 72 % ответили «да»; 21 % — «скорее да, чем нет»; 7 % — «скорее нет, чем да»; ответа «нет» не было. Это подтверждает, что производственная практика — нужная ступень для формирования профессиональных компетенций.

Большая часть студентов не испытывала затруднений при прохождении практики, лишь некоторые отметили трудность, связанную с личными качествами и «недостаточную подготовленность по предметам специальной подготовки».

В дополнение необходимо было оценить производственную практику в целом, и, как выяснилось, обучающимся практика дала возможность освоения и закрепления знаний и умений, полученных в вузе и на предприятии (50 %); одинаковое количество студентов ответили, что практика открыла пробелы знаний в специальных дисциплинах (17 %) и благодаря практике был подтвержден правильный выбор специальности (17 %); практика помогла найти работу 8 %; практика носила формальный характер у 7 % опрошенных, и только один респондент ответил, что практика разочаровала его в выбранной профессии.

Анализируя ответы обучающихся и их комментарии, констатируем, что производственная практика как начальная ступень профессиональной деятельности дает студентам уникальную возможность приобрести ценный опыт работы, зарекомендовать себя перед работодателем и развить свои профессиональные навыки. Вместе с тем в личных комментариях опрашиваемых было заявлено, что студенты предпочитают оплачиваемую практику на производстве стажировкам в офисе; они считают необходимым ознакомление на производственной практике со всеми профилями нефтегазового сектора, чтобы иметь представление о будущей работе. При этом, учитывая, что организовать практику на нескольких производствах в рамках четырех недель очень сложно, обучающиеся сами предлагают создать платформы для проведения практики в виртуальном формате.

Заключение

Важно отметить, что производственная практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии. Именно на предприятии студенты приобретают опыт, адаптируются к новой среде и имеют возможность попробовать себя при выполнении различных задач.

Кроме того, обучающимся следует активно использовать время практики для расширения своих знаний и навыков. Это можно сделать, принимая участие в производственных процессах, посещая различные семинары, мастер-классы, которые предлагаются на предприятии

или вузе. Важно также помнить, что производственная практика — это возможность не только получить опыт работы, но и проверить свои профессиональные интересы и предпочтения. В процессе практики студент может понять, что ему нравится и что не слишком подходит

для его профессионального роста. Это позволит сделать осознанный выбор при поиске будущей работы. Правильный подход и активность студента в период практики помогут максимально эффективно использовать это время и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

Список источников

1. Бобренко И. А., Гришина Е. С. Организационные основы практики студентов: опыт, проблемы и перспективы развития // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 1 (4), январь — март. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/262-00089. ISSN 2413-4066.

2. Кокорина И. П., Елшина Т. Е., Ананьева В. М. Роль производственной практики: практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в подготовке картографов // Актуальные вопросы образования. 2022. № 2. С. 108-112.

3. Жилякова Г. М., Башкуева М. Р., Лузбаев К. В. Значение практики в профессиональной подготовке выпускников технологического факультета // Овцы, козы, шерстяное дело. 2016. № 3. С. 23-24.

4. Макарова С. Н. Производственная практика как составляющая профессиональной социализации студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29652.

5. Мягков А. Ю., Григорьева М. В., Журавлева И. В., Журавлева С. Л. Профессиональная социализации будущих специалистов (по материалам социологического исследования) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 6-12.

6. Еромасова А. А. Производственная практика как форма взаимодействия с будущими работодателями и заказчиками профессиональных кадров // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 4. С. 10-21.

7. Мягков А. Ю., Григорьева М. В., Журавлева И. В., Журавлева С. Л. Производственная практика глазами студентов технического вуза (по материалам социологического исследования) // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 100-113.

8. Шелковникова С. Г. Корецкая И. В., Лотоненко А. П. Роль производственной практики в профессиональной подготовке студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39). Ч. I. Новосибирск : СибАК, 2014. С. 156-158.

9. Осипова Л. Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников вуза (по результатам социологического исследования) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 5 (86). С. 87-93.

10. Болотова М. И., Глазева М. А. Интерпретация результатов анкетирования студентов-медиков по организации учебной ознакомительной практики в условиях пандемии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 (4). С. 41-43.

References

1. Bobrenko IA, Grishina ES. Organizational foundations of student practice: experience, problems and development prospects. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU = Electronic scientific and methodological journal of Omsk State Agrarian University. 2016;(1(4), January — March. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/262-00089. (In Russ.).

2. Kokorina IP, Elshina TE, Ananyeva VM. The role of production practice: practice in obtaining professional skills and experience in professional activity in the training of cartographers. Aktual'nye voprosy obrazovaniya = Current issues of education. 2022;(2):108-112. (In Russ.).

3. Zhilyakova GM, Bashkueva MR, Luzbaev KV. The importance of practice in the professional training of graduates of the Faculty of Technology. Ovtsy, kozy, sherstyanoe delo = Sheep, goats, wool business. 2016;(3):23-24. (In Russ.).

4. Makarova SN. Industrial practice as a component of professional socialization of university students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2020;(2). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29652. (In Russ.).

5. Myagkov AYu, Grigorieva MV, Zhuravleva IV, Zhuravleva SL. Professional socialization of future specialists (based on sociological research). Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperi-ment = Municipal education: innovations and experiment. 2016;(2):6-12. (In Russ.).

6. Eromasova AA. Industrial practice as a form of interaction with future employers and customers of professional personnel. Izvestiya instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya = News of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education. 2019;(4):10-21. (In Russ.).

7. Myagkov AYu, Grigorieva MV, Zhuravleva IV, Zhuravleva SL. Industrial practice through the eyes of technical university students (based on sociological research). Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2015;(4(123):100-113. (In Russ.).

8. Shelkovnikova SG, Koretskaya IV, Lotonenko AP. The role of industrial practice in the professional training of students. In: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii = Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. Novosibirsk: SibAK; 2014. Pp. 156-158. (In Russ.).

9. Osipova LB. On the issue of employment of university graduates (based on the results of a sociological study). Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2023;(5(86):87-93. (In Russ.).

10. Bolotova MI, Glazeva MA. Interpretation of the results of a survey of medical students on the organization of educational practice in a pandemic. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2021;(72(4):41-43. (In Russ.).

Информация об авторе

И. В. Толстоухова — доцент кафедры гуманитарных наук и технологий, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

I. V. Tolstoukhova — Associate Professor of the Department of Humanities and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 03.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 13.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.