Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ'

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / магистранты / высшее образование / индивидуальная образовательная траектория / employment / undergraduates / higher education / individual educational trajectory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Владимировна Васильева, Ирина Васильевна Толстоухова

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам высших учебных заведений, которые сегодня должны обладать критическим мышлением, генерировать новые идеи, быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе, постоянно развивать свой интеллект, принимать решения в неопределенных, нестандартных ситуациях, быть компетентными и конкурентоспособными специалистами. В связи с этим вузы постоянно внедряют в обучение инновационные процессы, в частности индивидуальные образовательные траектории, где формируются не только профессиональные, но и метапредметные, универсальные компетенции. При этом акцент делается на практико-ориентированное обучение студентов, выработку практических навыков, востребованных на рынке труда. В статье раскрывается система построения учебного процесса в вузе, которая значительно повышает качество подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лариса Владимировна Васильева, Ирина Васильевна Толстоухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS A FACTOR IN THE EMPLOYMENT OF GRADUATES

Modern society places high demands on graduates of higher educational institutions. The graduates must have critical thinking, generate new ideas, be sociable, be able to work in a team, constantly develop their intellect, make decisions in uncertain, non-standard situations, be competent and competitive specialists. In this regard, universities are constantly introducing innovative processes into training, in particular, individual educational trajectories with not only professional, but also meta-subject, universal competencies. At the same time, the emphasis is on practice-oriented training of students, the development of practical skills that are in demand in the labor market. The article reveals the system of building the educational process at the university, which signifi cantly improves the quality of training of future specialists.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

VET Quality and Labour Market

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 69-74. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):69-74. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378:331

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Лариса Владимировна Васильева1, vasilevalv@tyuiu.ru

Ирина Васильевна Толстоухова2, tolstouhovaiv@tyuiu.ru, ORCID 0000-0002-2176-8014

1,2 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам высших учебных заведений, которые сегодня должны обладать критическим мышлением, генерировать новые идеи, быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе, постоянно развивать свой интеллект, принимать решения в неопределенных, нестандартных ситуациях, быть компетентными и конкурентоспособными специалистами. В связи с этим вузы постоянно внедряют в обучение инновационные процессы, в частности индивидуальные образовательные траектории, где формируются не только профессиональные, но и метапредметные, универсальные компетенции. При этом акцент делается на практико-ориентированное обучение студентов, выработку практических навыков, востребованных на рынке труда. В статье раскрывается система построения учебного процесса в вузе, которая значительно повышает качество подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: трудоустройство, магистранты, высшее образование, индивидуальная образовательная траектория

Для цитирования: Васильева Л. В., Толстоухова И. В. Высшее профессиональное образование как фактор трудоустройства выпускников // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 69-74.

Original article

HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS A FACTOR IN THE EMPLOYMENT OF GRADUATES

Larisa V. Vasilyeva1, vasilevalv@tyuiu.ru

Irina V. Tolstoukhova2, tolstouhovaiv@tyuiu.ru, ORCID 0000-0002-2176-8014

12 Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

Abstract. Modern society places high demands on graduates of higher educational institutions. The graduates must have critical thinking, generate new ideas, be sociable, be able to work in a team,

© Васильева Л. В., Толстоухова И. В., 2023

constantly develop their intellect, make decisions in uncertain, non-standard situations, be competent and competitive specialists. In this regard, universities are constantly introducing innovative processes into training, in particular, individual educational trajectories with not only professional, but also meta-subject, universal competencies. At the same time, the emphasis is on practice-oriented training of students, the development of practical skills that are in demand in the labor market. The article reveals the system of building the educational process at the university, which significantly improves the quality of training of future specialists.

Keywords: employment, undergraduates, higher education, individual educational trajectory

For citation: Vasilyeva LV, Tolstoukhova IV. Higher professional education as a factor in the employment of graduates. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):69-74. (In Russ.).

Введение

Сегодня наличие высшего образования дает выпускнику больше шансов найти достойную и высокооплачиваемую работу. Наличие высшего образования выступает основополагающим фактором социального и экономического развития государства.

Современная система высшего образования нацелена на подготовку специалистов с учетом потребностей рынка труда. Среди молодежи возрастает привлекательность получения престижного образования. Это отражается на кон -курентоспособности будущих специалистов. Причем в современных реалиях ужесточаются требования к уровню их профессиональной подготовки. В данном случае вузовская образовательная среда становится фактором профессионального и личностного развития студентов.

Одной из основных задач вуза является ориентация на количественные и качественные запросы регионального рынка труда. В связи с этим высшие учебные заведения создают образовательное пространство, в котором студенты формируют универсальные и профессиональные компетенции, чтобы стать в дальнейшем востребованными и конкурентоспособными работниками.

В настоящее время абитуриенты, проявившие стремление к получению высшего образования, оценивают его с прагматической точки зрения, в частности престижности получаемой профессии, возможности трудоустройства и карьерного роста [1].

Цель статьи — раскрыть значимость получения высшего образования для успешного профессионального становления выпускника-специалиста.

Материалы и методы исследования

Для выявления степени удовлетворенности образовательным процессом за основу взят социологический метод — анкетирование, проведенное в 2022 г. среди магистрантов Тюменского индустриального университета (ТИУ), обучающихся

по направлению «Нефтегазовое дело». Результаты исследования представлены в данной статье.

Следует отметить, что указанное учебное заведение одним из первых начало внедрять формат индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ) с учетом интересов каждого обучающегося в рамках получения инженерного образования.

ИОТ представляет индивидуальный образовательный путь, который выстраивает каждый обучающийся самостоятельно. Представленные возможности оказывают студентам содействие в развитии необходимых личностных качеств: интереса к саморазвитию, умения критически оценивать варианты выбора в принятии управленческого решения.

Образовательная среда университета в формате ИОТ состоит из блоков1:

- дисциплины ядра (базовые, обязательные), которые студенты изучают на I и II курсах;

- дисциплины (специальные), направленные на погружение студента в профессию;

- дисциплины (элективные), которые дают возможность расширить спектр знаний по выбранному направлению подготовки.

Из этого следует, что образовательный путь включает в себя два основных этапа.

Первый этап — это первые два года, когда уже на первом курсе некоторые дисциплины носят выборный характер: например, математика (базовая, профильная или олимпиадная); физкультура (теннис, волейбол, баскетбол) и т. д. И здесь обучающиеся, делая выбор, начинают самостоятельно принимать решение.

Второй этап — это последние два года, когда студент углубляется в профессиональные дисциплины и дополнительно может осваивать дисциплины из смежных профессиональных областей.

1 Ефремова В. В. Индивидуальные образовательные траектории: просто о сложном // Тюменский индустриальный университет : офиц. сайт. URL: https://www.tyuiu.ru/ individualnye-obrazovatelnye-traektorii-prosto-o-slozhnom/ (дата обращения: 16.04.2023).

В последнее время возрастает роль элективных дисциплин, таких как «Поведение человека», «Системное мышление», «Качество городской среды», «Экология и безопасность», «Цифровая инженерия», «Инжиниринг», «Энергия и ресурсы», преподавание которых осуществляется по выбору студентов (ГГ-ГУ семестры).

Формат ИОТ предоставляет студентам возможность не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать ме-тапредметные навыки, способствующие востребованности выпускников вуза. Для этого в содержание образовательных программ положен практико-ориентированный подход, позволяющий погрузиться в будущую профессиональную деятельность с самого начала обучения в вузе. Например, дисциплина «Проектная деятельность» является превалирующей на протяжении всего срока обучения. Она позволяет применять на практике знания, полученные во время учебного процесса, реализовать свою идею, доказать ее жизнеспособность и формировать инженерное мышление. Как правило, готовые проектные работы защищаются перед экспертами — представителями крупных производственных предприятий.

Сегодня образовательное пространство ТИУ спроектировано таким образом, что направления подготовки в зависимости от их специфики относятся к одному из университетских стандартов: инженерному, ГТ-стандарту или социально-гуманитарному. Студенты, успешно окончившие бакалавриат, изъявляют желание продолжить обучение в магистратуре для достижения профессионального статуса.

Как отмечают В. С. Сенашенко, Н. А. Пых-тина, магистратура становится ключевой программой подготовки специалистов высокой квалификации [2, с. 15]. В данное время магистерские программы направлены на развитие профессиональных компетенций, предо ставля-ют возможности для получения углубленных знаний в специализированных областях и закладывают основу как в области научных исследований, так и для построения профессиональной карьеры. В связи с этим, кроме успешного овладения необходимой базой знаний и умений в соответствии со спецификой выбранной профессии, выпускнику следует решать комплекс социально-технических или социально-научных проблем.

Результаты исследования и их обсуждение

Масштабные темпы моделирующей трансформации системы высшего образования задают вектор перманентной модернизации и при-

ращения знаний в процессе профессионального обучения [3, с. 51]. В связи с этим возникает необходимость в проектировании современных образовательных парадигм и обновления содержания обучения. Усиливающаяся глобализация получения знаний требует от системы профессионального образования высокого уровня подготовки специалистов, которые обладают способностью к самообразованию, овладению дополнительными компетенциями, востребованными на рынке труда [4, с. 26].

Сегодня подготовка высококвалифицированных специалистов претерпела значительные изменения в сторону развития способности быстро адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, раскрывая все сформировавшиеся компетенции. Выпускники вузов приобретают способность ориентироваться в сложной среде профессиональной деятельности и гибко встраиваться в постоянно обновляющуюся систему требований к специалистам. Задача современного профессионального образования заключается в создании условий для формирования профессиональных компетенций для работы на высокотехнологичном производстве. Во-первых, качества профессионала должны соответствовать социальному заказу общества, во-вторых, важно сохранить уникальность личности профессионала и сформировать потенциал профессионального и личностного развития, способность к умению учиться.

Нефтегазовый профиль предприятий Тюменской области является абсолютной доминантой в программах развития Тюменского индустриального университета. Тюменская область, в которую входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, является одним из самых благополучных регионов России. Тюменский индустриальный университет лидирует в подготовке специалистов инженерно-технического профиля. Получение образования по направлению «Нефтегазовое дело» всегда считалось престижным, тем более, что в последнее десятилетие потребность в инженерных кадрах на рынке труда возросла.

Опросу подлежали 93 студента, средний возраст которых составляет 25 лет. В ходе опроса было установлено, что практически все студенты первого курса поступили в магистратуру сразу после бакалавриата, и только два студента — по прошествии времени (по требованию работодателя).

Установлено, что примерно 2/3 магистрантов окончили бакалавриат по направлению «Нефтегазовое дело». Значительная часть

магистрантов (70 %) работают согласно полученной профессии, и только треть опрошенных не работают по специальности. Следует отметить, что для магистрантов приоритетом в получении дальнейшего образования является построение карьеры как перспективы жизненного пути.

Данные по трудоустройству, размещенные на официальном сайте ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», подтверждают высокую востребованность выпускников вуза на рынке труда (87 %). Кроме того, примерно половина магистрантов (53,7 %) заявляют, что

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

Отметим также, что у ТИУ есть возможность трудоустройства на предприятиях — партнерах нефтегазовой отрасли. Связи ТИУ с предприятиями-партнерами охватывают: 1) стратегические зоны хозяйствования кор-пораций, включая зарубежные и арктические территории; 2) Тюменскую область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа; 3) страны Азии и ближнего и дальнего зарубежья1 [6].

Согласно результатам опроса магистрантов относительно поиска работы, учебное заведение оказывает помощь: в организации встреч с представителями предприятий (84,8 %); организации и прохождении учебных и производственных практик (63,6 %); предо-

1 Миссия // Тюменский индустриальный университет : офиц. сайт. URL: https://www.tyuiu.ru/university/ missija/?lang=fr (дата обращения: 16.04.2023).

наличие диплома о высшем образовании при отборе на работу обязательно.

Ответы на вопрос «Какие, по вашему мнению, характеристики являются для работодателей наиболее значимыми в процессе найма?» выстроились в такой последовательности: имеющиеся профессиональные навыки (81,8 %); знакомство с принципами работы и опыт (69,7 %); умение ставить задачу и находить решение (69,3 %); знания, которыми вы обладаете (66,7 %); умение работать в коллективе (48,5 %); значимость моральных качеств (21,2 %) (рис. 1).

ставлении инновационных программ или проектов по устройству на работу (24,2 %).

На вопрос «Какую профессиональную помощь вы хотели бы получить от университета при трудоустройстве?» ответы респондентов распределись следующим образом:

- сведения о рынке труда, имеющихся вакансиях, проектах стажировок (63,6 %);

- обучение основным этапам эффективного поведения на рынке труда и грамотному выстраиванию будущей карьеры (иметь навыки: составить резюме, презентовать себя, грамотно построить общение и т. д.) (57,6 %);

- знакомство с предприятиями (57 %);

- предоставление информации о имеющихся программах предпринимательства (36,4 %);

- юридическое консультирование по правовым аспектам трудоустройства и адаптации на новом рабочем месте (36 %) (рис. 2).

Рис. 2. Результаты опроса мнения магистрантов относительно профессиональной помощи университета при трудоустройстве (%)

В завершение на основании опроса обучаемых констатируем тот факт, что для большинства магистрантов (57 %) полученная профессия является перспективной областью самореализации; оставшиеся студенты (43 %) считают, что высшее образование — это шаг в будущее с хорошей перспективой.

Заключение

Таким образом, выстроенная система образования и реализуемая индивидуальная образовательная траектория с практико-ориентирован-ным обучением в Тюменском индустриальном университете отвечают требованиям Министерства науки и высшего образования РФ и соответствуют запросу студентов.

Что касается трудоустройства, то можно подчеркнуть, что Тюменский индустриальный университет имеет статус опорного вуза; таким образом, он ориентируется и работает на экономику региона и является локомотивом ее роста и развития, снабжая высококвалифицированными кадрами Тюменскую область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Грамотно выстроенный образовательный процесс в значительной мере способствует повышению качества подготовки будущих специалистов и их успешному трудоустройству. Но наряду со всеми положительными инновационными процессами остается ряд аспектов, требующих дальнейшей проработки.

Так, больше половины опрашиваемых отметили, что хотели бы пройти обучение эффективному поведению на рынке труда и грамотному выстраиванию будущей карьеры. Поэтому авторы предлагают в учебный план внести дисциплину «Основы трудоустройства», в которой будут раскрыты вопросы, касающиеся проработки практических навыков, необходимых при поиске желаемой работы и устройстве на нее.

Кроме того, обучающиеся хотели бы получить более расширенные сведения о рынке труда, в связи с этим можно на ярмарку вакансий, помимо индустриальных партнеров, пригласить еще и представителя департамента труда и занятости населения, который будет информировать о рынке труда и открывшихся вакансиях.

В индивидуальной образовательной траектории хотелось бы расширить функции прохождения производственной практики, разработать и предоставить студентам второго курса виртуальную практику на различных профильных предприятиях, чтобы студенты могли поработать и понять специфику того профиля, который они должны выбрать для дальнейших двух лет обучения.

В целом на основании полученных результатов можно сделать вывод, что магистранты «Нефтегазового дела» высоко оценивают высшее профессиональное образование, считают, что полученное образование — это основной фактор при трудоустройстве и построении будущего карьерного роста.

Список источников

1. Исмаилова К. Д. Совершенствование практики трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием // Вестник Ошского государственного университета. 2012. № 1. С. 45-47.

2. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13-25.

3. Васильева Л. В., Толстоухова И. В. Основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2о2о. № 2 (65). С. 50-55.

4. Годлевская Е. В., Кириленко В. В., Гайнулин Р. Г. Интенсификация профессионального образования: сущность и предпосылки модификаций процесса // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 21-30.

References

1. Ismailova KD. Improving the practice of employment of young professionals with higher education. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Osh State University. 2012;(1):45-47. (In Russ.).

2. Senashenko VS, Pykhtina NA. Continuity of bachelor's and master's programs: some key problems. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education In Russia. 2017;(12):13-25. (In Russ.).

3. Vasilyeva LV, Tolstoukhova IV. The main factors influencing the choice of future profession. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2020;(2(65):50-55. (In Russ.).

4. Godlevskaya EV, Kirilenko VV, Gainulin RG. Intensification of vocational education: the essence and preconditions of process modifications. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):21-30. (In Russ.).

Информация об авторах

Л. В. Васильева — доцент кафедры гуманитарных наук и технологий, кандидат исторических наук, доцент.

И. В. Толстоухова — доцент кафедры гуманитарных наук и технологий, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

L. V. Vasilyeva — Associate Professor of the Department of Humanities and Technologies, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

I. V. Tolstoukhova — Associate Professor of the Department of Humanities and Technologies, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.05.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 13.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.