Научная статья на тему 'Применение электронного обучения в организации производственных практик'

Применение электронного обучения в организации производственных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстоухова Лоридана Игнатиевна, Ноев Иван Иванович

В статье рассмотрены особенности применения электронного обучения в условиях высшего образования на основе широкого использования цифровизации в организации производственных практик. Выявляются основные причины возникновения проблем и сложностей при прохождении традиционной производственной практики. Особое внимание в статье уделяется таким условиям, как включение методических и лекционных материалов по определенным дисциплинам, которые необходимы для прохождения производственных практик, проведение научно-исследовательских разработок в условиях низких температур совместно с производственными предприятиями, включение мультимедийных ресурсов для проведения практических занятий, лабораторных работ и проектирование сборочных чертежей, закупка и изготовление симуляторов приборов, аппаратур и автоматики для выполнения производственных задач, приближенных к реальным производственным условиям, возможность дальнейшего трудоустройства выпускников. В результате применения электронного обучения в прохождении производственной практики формируется профессиональная компетентность выпускников, то есть умение будущих специалистов осуществлять трудовую деятельность в производственных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстоухова Лоридана Игнатиевна, Ноев Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project on the use of e-learning in on-the-job training

The article discusses the features of the use of e-learning in higher education based on the widespread use of digitalization in on-the-job training. The main causes of problems and difficulties during traditional on-the-job training are identified. Particular attention is paid to conditions such as the inclusion of teaching and lecture materials in certain disciplines that are necessary for practical training, research and development at low temperatures in conjunction with manufacturing enterprises, the inclusion of multimedia resources for practical training, laboratory work and design of assembly drawings, purchase and manufacture of simulators of devices, apparatus and automation for the production of tasks close to real production conditions, the possibility of further employment of graduates. As a result of the application of e-learning in on-the-job training, the professional competence of graduates is formed, that is, the ability of future specialists to carry out labor activities in a production environment.

Текст научной работы на тему «Применение электронного обучения в организации производственных практик»

УДК 378

Л. И. Толстоухова, И. И. Ноев

Применение электронного обучения в организации производственных практик

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения электронного обучения в условиях высшего образования на основе широкого использования цифровизации в организации производственных практик. Выявляются основные причины возникновения проблем и сложностей при прохождении традиционной производственной практики. Особое внимание в статье уделяется таким условиям, как включение методических и лекционных материалов по определенным дисциплинам, которые необходимы для прохождения производственных практик, проведение научно-исследовательских разработок в условиях низких температур совместно с производственными предприятиями, включение мультимедийных ресурсов для проведения практических занятий, лабораторных работ и проектирование сборочных чертежей, закупка и изготовление симуляторов приборов, аппаратур и автоматики для выполнения производственных задач, приближенных к реальным производственным условиям, возможность дальнейшего трудоустройства выпускников. В результате применения электронного обучения в прохождении производственной практики формируется профессиональная компетентность выпускников, то есть умение будущих специалистов осуществлять трудовую деятельность в производственных условиях.

Ключевые слова: клиповое мышление, компетенции, практические навыки, программное обеспечение, производственное обучение, производственная практика, рабочая программа, цифровизация, информационные технологии, электронное обучение.

L. I. Tolstoukhova, 1.1. Noev Project on the use of e-learning in on-the-job training

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses the features of the use of e-learning in higher education based on the widespread use of digitalization in on-the-job training. The main causes of problems and difficulties during traditional on-the-job training are identified. Particular attention is paid to conditions such as the inclusion of teaching and lecture materials in certain disciplines that are necessary for practical training, research and development at low temperatures in conjunction with manufacturing enterprises, the inclusion of multimedia resources for practical training, laboratory work and design of assembly drawings, purchase and manufacture of simulators of devices, apparatus and automation for the production of tasks close to real production conditions, the possibility of further employment of graduates. As a result of the application of e-learning in on-the-job training, the professional competence of graduates is formed, that is, the ability of future specialists to carry out labor activities in a production environment.

Keywords: clip thinking, competencies, practical skills, software, industrial training, industrial practice, digitalization, information technologies, e-learning.

ТОЛСТОУХОВА Лоридана Игнатиевна - старший преподаватель кафедры машиноведения, Автодорожный факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: tolsloig1009@yandex.ru

TOLSTOUKHOVA Loridana Ignatievna - Senior Lecturer, Department of Engineering, Faculty of Road, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

НОЕВ Иван Иванович - кандидат технических наук, доцент кафедры машиноведения, Автодорожный факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: noev56@mail.ru

NOEV Ivan Ivanovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Engineering, Faculty of Road, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Введение

Под электронным обучением понимается управление процессом обучения и передача знаний с помощью новых электронных и информационных технологий. Главными характеристиками электронного обучения являются: работа с электронными материалами; создание виртуальной учебной деятельности; дистанционные средства обучения; формирование и повышение информационной культуры у руководителей предприятий; возможность дистанционного взаимодействия; повышение эффективности деятельности; возможность в любое время и в любом месте получить знания и даже находясь в любой точке мира. Общее понятие технологии электронного обучения дает работа В.В. Кручинина [1].

Развитие дистанционного обучения является главным образовательным трендом во всем мире. В России в 2015 г. заработала Национальная платформа онлайн-образования (НПОО), в создании которой участвовали восемь ведущих вузов страны - МГУ, СПбГУ СПбПУ НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, УрФУ и ИТМО. «Цель Национальной платформы онлайн-об-разования - сделать из онлайн-курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения [2]. Перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг [3]. Это позволяет студентам получать образование в подходящее им время и в удобном месте, обучающиеся не будут ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания, значительно сокращаются расходы на поездки к месту обучения [4, 5].

Высшая школа должна эффективно взаимодействовать с предприятиями, работающими в реальном секторе экономики, где будущие кадры должны работать и быть замотивированы в получении компетенций. По объективным и субъективным причинам невозможно получить в рамках образовательного учреждения знания по требованию сегодняшнего и завтрашнего дня [6].

Причиной возникновения проблем и сложностей являются:

- слабая материально-техническая база некоторых организаций и образовательного учреждения;

- отсутствие крупнейших заводов, производственных предприятий;

- ограниченное финансирование на переподготовку кадров и студентов в ведущих предприятиях мира;

- слабая коммуникативная активность, неразвитая транспортная инфраструктура для прохождения практик.

Из-за отсутствия материальной заинтересованности и конкуренции, слабой транспортно-логистической инфраструктуры региона и дороговизны покупаемых материально-технических ресурсов не наступает ожидаемый технологический рывок и рост производительности труда.

Таким образом, целью данного проекта является повышение заинтересованности студентов к получению практических навыков клиповым мышлением.

Внедрение электронного ресурса для организации производственных практик включает в себя ряд постановок ключевых задач: разработку положения о применении электронного обучения в организации производственных практик; внедрение в рабочий учебный план цифровой производственной практики как факультативной дисциплины, так как прямое внедрение в производственную практику имеет определенные риски; создание сетевой базы данных для прохождения производственных практик; создание цифровых базовых кафедр для прохождения практики и стажировок по образовательным программам.

Условия, необходимые для успешной цифровизации проекта

1. Включение методических и лекционных материалов по определенным дисциплинам, которые необходимы для прохождения производственных практик.

2. Проведение научно-исследовательских разработок в условиях низких температур совместно с производственными предприятиями. Участие в конкурсах, грантах и хозяйственно-

договорных работах. Публикация статей в рецензируемых научных журналах Web of science, Scopus и ВАК.

3. Включение мультимедийных ресурсов для проведения практических занятий, лабораторных работ и проектирование сборочных чертежей. Закупка и изготовление симуляторов приборов, аппаратур и автоматики для выполнения производственных задач в приближенных к реальным производственным условиям.

4. Произведение видеосъемки, фотосъемки в местах прохождения производственных практик для обмена опыта между студентами очного обучения и заочного обучения, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам), чтобы студенты знали выполнения работ в различных технологических операциях.

5. Обучение студентов культурно-нравственным и межличностным отношениям с людьми в сфере производства.

6. Возможность дальнейшего трудоустройства выпускников.

Основными идеями для потенциальных решений выступают: изготовление 5D моделей, существующих суперсовременных контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИ-ПиА), электротехники и электрооборудования, металлов и сплавов, деталей роботизированных машин и механизмов; создание программного обеспечения (виртуальной реальности, искусственного интеллекта, роботизированных систем, высокотехнологических баз данных), которые будут отвечать требованиям практикантов.

Рассмотрим несколько потенциальных решений проекта по применению электронного обучения в организации производственных практик:

Решение 1. Создание цифровых программных обеспечений к методическим пособиям для проведения учебных и практических занятий в виде игровых симуляторов; создание цифровой онлайн-платформы с ведущими предприятиями страны и других стран для мотивации студентов к учебному процессу; создание рабочей программы дисциплины (РПД) в виде факультативной дисциплины (ФТД); создание междисциплинарных научных кружков по получению практических навыков.

Решение 2. Создание видеоуроков по темам, необходимым в производстве (например: инструкция по составлению общего журнала производства работ, журналов операционного контроля по действующим нормативным документам).

Решение 3. Создание электронной базы данных производственных практик и курсовых работ; материалы отчетов практикантов должны в обязательном порядке сканироваться в формате PDF, с подписями студентов и руководителя; характеристика от предприятия с указанием оценки; наличие оттиска печати в договоре о прохождении практики; отсканированная копия ведомости о полученных отметках.

Решение 4. Создание программного комплекса виртуальной реальности 5D по следующим приоритетным категориям:

- оказание первой медицинской помощи в ситуациях при получении производственных травм для преодоления страха в случае возникновения реальных угроз;

- пожарная безопасность;

- охрана труда;

- оказание первой психологической помощи своим подчиненным во время внештатной ситуации (производственные аварии, ДТП и забастовки на участках);

- действие и принятие решений в рамках инструкции гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

Решение 5. Видеоотчет о прохождении производственной практики в сторонней организации с демонстрацией выполнения поставленных ежедневных задач; характеристика и отзыв руководителя практики от организации о практиканте (видеозапись), оценка самого практиканта о полученных практических навыках и качестве выполненных работ; выдача практикантам GPS-трекеров для контроля за местонахождением практиков на месте прохождения практики.

Можно сделать следующие оценки ожидаемых результатов и ограничений по каждому решению:

По Решению 1 ожидаемые результаты: повышение освоения практических навыков и компетентности выпускников, мотивации к получению знаний.

Ограничения: выполнение решений в рамках, утвержденных нормативно-правовыми актами, образовательным стандартом и рабочим учебным планом; ограниченность материально-технической базы образовательного учреждения.

По Решению 2 ожидаемые результаты: возможность сохранения первичной документации практикантов и удобство для демонстрации; персональное сохранение и доступность данных ограниченным лицам.

Ограничения: постоянный контроль за базой данных; потеря большого количества времени на контроль своевременного занесения в базу данных.

По Решению 3 ожидаемые результаты: повышение знаний в документообороте и повышение способности обращения с первичной и конечной документацией; приучение к ответственности по обращению с документацией.

Ограничения: частое изменение форм и требований выполнения документации в зависимости от выполняемой работы; необходимость частого обновления программного обеспечения руководителем практики.

По Решению 4 ожидаемые результаты: повышение уверенности практикантов во внештатных ситуациях на производстве; повышение компетентности в области соблюдения правил и требований по технике безопасности производственных работ.

Ограничения: допускаются только лица с устойчивой психикой; гендерное ограничение к определенным симулирующим ситуациям (первичное тушение очагов возгорания и т.д.).

По Решению 5 ожидаемые результаты: получение объективных данных о действительности прохождения студентом производственной практики, характеристики о работе практиканта, а также получение информации о фактическом местонахождении практиканта.

Ограничения: есть высокая вероятность утраты, произведенной видеофиксации; высокая вероятность нежелательного разглашения коммерческой и производственной тайны; возможность нарушения конституционных прав человека.

На рис. показан график влияния и осуществимости потенциальных решений. Таким образом самый высокий показатель влияния и осуществимости приоритета наблюдается у Решения 1, средний показатель у Решения 2 и Решения 3 и соответственно у Решений 4 и 5 самый низкий уровень влияния и осуществимости.

Влияние

В

С

Н

Осуществимо!

Н С В

Рис. Выбор приоритетов

Заключение

Внедрение электронного обучения в организации производственных практик позволяет студентам получить знания и навыки в практической деятельности, а также глубокое представление о будущей трудовой деятельности. Таким образом, применение данного вида обучения в организации практик способствует повышению мотивации к получению знаний, освоению практических навыков и компетентности выпускников. В результате полученных навыков возрастает уровень освоения компетенций, выявляются объективные данные об эффективности продукта и появляется возможность дальнейшего заключения трудового договора с работодателем.

Литература

1. Кручинин В.В. Технологии электронного обучения: учебное пособие / В.В. Кручинин, А.В. Гура-ков, Ю.В. Морозова, Д.С. Шульц. - Томск: ФДО, ТУСУР, 2016. -68 с.

2. Уринцов А.И. Электронный обмен данными: учебно-практическое пособие / А.И. Уринцов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 184 с.

3. Казанская О.В. Электронное обучение в техническом университете: учеб. пособие / Колл. авторов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - 140 с.

4. Аллен М. e-leaming: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 196 с.

5. Platonova R.I., Lazareva L.P., Pechnyuk A.M., Polichka A.E., Ikonnikov A.I., Semenova N.V., Dvoryankina E.K., Blinov L.V., Bastrikov A.V. Didactic Possibilities of Formation of University Students Professionally Significant Personal Qualies // International Rewiew of Management and Marketing.2016. T. 6. 92-96 p.

6. Раевская Л.Т. Современные образовательные технологии в процессе преподавания дисциплин блока «Механика» [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.Т.Раевская, В.А.Калентьев. - Электрон. дан. и прогр. (10 Мб). - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.

References

1. Kruchinin V.V. Tehnologii elektronnogo obucheniya: uchebnoe posobie / V.V. Kruchinin, A.V. Gurakov, Yu.V. Morozova, D.S. Shulc. - Tomsk: FDO, TUSUR, 2016. -68 s.

2. Urincov A.I. Elektronnyj obmen dannymi: uchebno-prakticheskoe posobie / A.I. Urincov. - M.: Izd. centr EAOI, 2011. - 184 s.

3. Kazanskaya O.V. Elektronnoe obuchenie v tehnicheskom universitete: ucheb. posobie / Koll. avtorov. -Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2014. - 140 s.

4. Allen M. e-learning: Kak sdelat elektronnoe obuchenie ponyatnym, kachestvennym i dostupnym / Majkl Allen. - M.: Alpina Pablisher, 2017. - 196 s.

5. Platonova R.I., Lazareva L.P., Pechnyuk A.M., Polichka A.E., Ikonnikov A.I., Semenova N.V., Dvoryankina E.K., Blinov L.V., Bastrikov A.V. Didactic Possibilities of Formation of University Students Professionally Significant Personal Qualies //International Rewiew of Management and Marketing. 2016. T. 6. 92-96 p.

6. Raevskaya L.T. Sovremennye obrazovatelnye tehnologii v processe prepodavaniya disciplin bloka «Mehanika» [Elektronnyj resurs]: ucheb. posobie / L.T.Raevskaya, V.A.Kalentev. - Elektron. dan. i progr. (10 Mb). - Saratov: Aj Pi Ar Media, 2019.

^ÍMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.