Научная статья на тему 'Содержание и направленность производственных практик студентов физкультурного вуза'

Содержание и направленность производственных практик студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИК / PHYSICAL CULTURE / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PREPARATION OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE / PRACTICAL WORK / SOFTWARE OF PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарова Оксана Юрьевна, Язынина Наталья Леонидовна

Производственные практики являются важным составным компонентом учебных программ. Однако в изменившихся экономических условиях многие вузы сталкиваются со значительными трудностями в организации производственных практик. В частности, вузы имеют крайне ограниченные возможности в оплате учреждениям за предоставление мест для прохождения практики, за руководство ею. Наряду с этим, большинство баз имеет недостаточное материально-техническое обеспечение, что отражается на качестве профессиональной подготовки специалистов. В статье раскрываются вопросы организации производственных практик студентов физкультурного вуза, а также их структура и содержание. Принципиальной основой организации данных видов практик является наличие взаимных интересов вуза и учреждений, являющихся базами практики, что способствует улучшению качества подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, а также решает проблему его дальнейшего трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарова Оксана Юрьевна, Язынина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and purposefulness of practical work of physical culture institutes students

Curricular practical training is an important compound component of the training programs. However, many higher education institutions meet considerable difficulties in the organization of work practice in the changed economic conditions. In particular, higher education institutions have the extremely limited opportunities in payment to establishments for granting places for practice passing, for the management of it. Along with it, the majority of bases have insufficient material support that is reflected in quality of vocational training of experts. The questions of the organization of the practical work of physical culture institutes students are revealed in the article, as well as their structure and content. The principle foundation of such kinds of practice organization is the existence of mutual interests of the institute and the institutions, which are the basis of practice. It promotes the improvement of the quality of the graduate preparation for the independent professional activity and solves the problem of his further job placement.

Текст научной работы на тему «Содержание и направленность производственных практик студентов физкультурного вуза»

но - 19,5%; хорошо - 30%; отлично - 27%.

Позволяют повысить уровень своей культуры: удовлетворительно - 15%; хорошо - 38%; отлично - 39%. Позволяют развить умственные способности, интеллект: удовлетворительно - 13%; хорошо - 33,5%; отлично —35,5%. Улучшить свое телосложение: удовлетворительно - 20%; хорошо - 25,5%; отлично - 27,7%.

ВЫВОД. Предварительные исследования подтвердили возможность включения межпредметных связей в процесс олимпийского образования школьников и необходимость дальнейшей работы по данной проблеме на широкой экспериментальной базе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефременков, К.Н. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании : учеб. пособие / К.Н. Ефременков, А.Г. Егоров ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры, - Смоленск : [б.и.], 1998. - 75 с.

2. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / К.Н. Ефременков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 131 с.

3. Ефременков, К. Н. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования / А.Г. Егоров, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеваный // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 25-29.

4. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в России как социальнокультурное явление : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 : спец. 13.00.05 / Еф-ременков Константин Николаевич ; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М., 2004. -55 с.

REFERENCES

1. Efremenkov, K.N. and Egorov, A.G. (1998), Intersubject communications in school Olympic education: manual, publishing house SGIFK, Smolensk, Russian Federation.

2. Efremenkov, K.N. (2011), Olympic education: theory and technique: monograph, publishing house SGIFK. Smolensk, Russian Federation.

3. Efremenkov, K.N. Egorov A.G. and Petlevany G.F. (2000), “Variety of an Olympus and dynamics of the Olympic education”, Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 25-29.

4. Efremenkov, K.N. (2004), The Olympic education in Russia as the welfare phenomenon: dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.12.2012.

УДК 796:378.147-388

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Оксана Юрьевна Жарова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета, Наталья Леонидовна Язынина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, начальник отдела практики, профориентации и трудоустройства выпускников, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Производственные практики являются важным составным компонентом учебных программ. Однако в изменившихся экономических условиях многие вузы сталкиваются со значительными трудностями в организации производственных практик. В частности, вузы имеют крайне ограни-

ченные возможности в оплате учреждениям за предоставление мест для прохождения практики, за руководство ею. Наряду с этим, большинство баз имеет недостаточное материально-техническое обеспечение, что отражается на качестве профессиональной подготовки специалистов.

В статье раскрываются вопросы организации производственных практик студентов физкультурного вуза, а также их структура и содержание. Принципиальной основой организации данных видов практик является наличие взаимных интересов вуза и учреждений, являющихся базами практики, что способствует улучшению качества подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, а также решает проблему его дальнейшего трудоустройства.

Ключевые слова: физическая культура, высшее профессиональное образование, подготовка специалиста в области физической культуры, производственные практики, программное обеспечение практик.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p40-44 CONTENT AND PURPOSEFULNESS OF PRACTICAL WORK OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTES STUDENTS

Oksana Yurievna Zharova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

the dean of department,

Natalya Leonidovna Yazynina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, the head of the department ofpractice, career-guidance and graduates job placement,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Curricular practical training is an important compound component of the training programs. However, many higher education institutions meet considerable difficulties in the organization of work practice in the changed economic conditions. In particular, higher education institutions have the extremely limited opportunities in payment to establishments for granting places for practice passing, for the management of it. Along with it, the majority of bases have insufficient material support that is reflected in quality of vocational training of experts. The questions of the organization of the practical work of physical culture institutes students are revealed in the article, as well as their structure and content. The principle foundation of such kinds of practice organization is the existence of mutual interests of the institute and the institutions, which are the basis of practice. It promotes the improvement of the quality of the graduate preparation for the independent professional activity and solves the problem of his further job placement.

Keywords: physical culture, higher professional education, preparation of a specialist in the field of physical culture, practical work, software of practice.

Производственные практики в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма являются важнейшей частью профессиональнопедагогической подготовки и представляют собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Производственные практики являются важным составным компонентом учебных программ. Однако в изменившихся экономических условиях многие вузы сталкиваются со значительными трудностями в организации производственных практик. В частности, вузы имеют крайне ограниченные возможности в оплате учреждениям за предоставление мест для прохождения практики, за руководство ею. Наряду с этим, большинство баз имеет недостаточное материально-техническое обеспечение, что отражается на качестве профессиональной подготовки специалистов.

Принципиальной основой организации производственных практик является наличие взаимных интересов вуза и учреждений, являющихся базами практики.

Очевидно, что вуз посредством хорошо организованных производственных практик решает проблему качества подготовки выпускника к самостоятельной работе, а также в какой-то мере проблему его дальнейшего трудоустройства. Общеобразовательное учреждение получает возможность заблаговременного подбора более подготовленных и перспективных специалистов.

Производственная практика включает в себя следующие этапы по профилю подготовки: педагогическая, профессионально-ориентированная, по специализации (рис.1).

Рис. 1. Структура производственных практик в СГАФКСТ

Педагогическая практика в общеобразовательной школе - это начальный этап становления педагогического мастерства в рамках специального физкультурного образования в СГАФКСТ, ее в соответствии с учебным планом академии и приказом ректора студенты проходят на 3 курсе, профессионально-ориентированную на 4, а практику по специализации - на 5 курсе.

Магистратура является логическим завершением основной конструкции много-уровнего академического образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу - магистерскую диссертацию. Это проверка способности вести самостоятельный научный поиск, оценить свои возможности в определении пути своего профессионального и научного роста. Научно-исследовательская и научнопедагогическая практики являются неотъемлемой частью всей системы подготовки магистра физической культуры и предусматривают овладение обучающимися научноисследовательской и педагогической деятельностью.

Практика студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и учебными планами. Программы практик утверждены методическим советом академии. Базовые организации подобраны в соответствии с целями и задачами практик, имеют достаточное материально-техническое оснащение в соответствии с требованиями, правилами безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.

При организации производственной практики студентов академии «Отдел практики, профориентации и трудоустройства выпускников» взаимодействует со всеми струк-

турными подразделениями и кафедрами. Совместно с учебным отделом и деканатами проводится необходимая аналитическая работа по распределению видов и сроков практик в графике учебного процесса. В ходе работы учитывается организация теоретического обучения в вузе и специфика деятельности базовых учреждений.

В программах производственных практик выделены цели, которые в будущем должен решать студент на конкретном этапе производственного обучения, представлен перечень умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, требования к личности специалиста, определена максимальная нагрузка практиканта.

Описание технологии контроля и перечень отчетной документации позволяют практиканту заранее узнать, как будут проверены результаты его работы. Содержание программ структурировано, выделены модули - учебно-методическая работа, спортивномассовая работа, воспитательная, исследовательская работа и другие разделы.

Наиболее интересные материалы и документы, представленные студентами-практикантами, используются руководителем практики и выпускающими кафедрами для постоянного обновления и пополнения учебно-методических комплексов теоретических дисциплин, для проведения учебных занятий и консультаций, семинаров методистов и сотрудников базовых учреждений. По итогам практик оформляются фотостенды, стенгазеты.

Для реализации целей и задач производственного обучения разработана организационная структура (модель) совместной деятельности академии и базовых учреждений, обозначены функциональные обязанности всех участников в соответствии с «Положением о порядке проведения практик в СГАФКСТ» (рис.2).

Рис.2. Модель организации и руководства производственных практик

Сотрудничество с базовыми учреждениями закрепляется договором, в котором оговариваются права и обязанности сторон. Кроме того, по ходатайству с места будущей

работы студенты четвертого и пятого курсов традиционно, выезжают на практику за пределы г. Смоленска и Смоленской области.

Одним из условий создания благоприятной среды для совместного сотрудничества является то, что более 93% сотрудников, работающих в базовых учреждениях города -выпускники академии. Сложилась система проведения совместных консультаций для методистов и сотрудников базовых организаций.

Эффективность производственной практики в значительной степени зависит от своевременного и всестороннего контроля деятельности как студентов, так и методистов. Текущий контроль во время практик осуществляется со стороны академии, а также со стороны организации (учреждения), в котором студент ее проходит. Для реализации объективности текущего контроля разработаны единые критерии. Итоговая аттестация проводится по комплексным показателям и предполагает анализ степени достижения поставленных перед студентом целей обучения. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины. Результаты практики студенты защищают в процессе собеседования на заседании аттестационной комиссии.

Таким образом, центральным звеном в системе подготовки специалиста в области физической культуры являются производственные практики, когда все формы и методы подготовки проверяются и наполняются смыслом, поскольку, в конечном счете, они направлены на практическое применение в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбашов, С.В. Педагогическая практика в школе : учеб. пособие / С.В. Бар-башов ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2000. - 118 с.

2. Программно-методические основы профессиональной подготовки студентов-магистрантов физкультурного вуза : учебное пособие / И. А. Грец, В.В. Ермаков, О.Ю. Жарова, Н.Л. Язынина ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 83 с.

3. Грец, И.А. Программно-методические основы педагогической практики в общеобразовательной школе : учеб. пособие / И.А. Грец, О.Ю. Жарова, Н.Л. Язынина ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2012. - 86 с.

4. Максименко, А.М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2006. - 128 с.

REFERENCES

1. Barbashov, S.V. (2000), Pedagogical practice at school: textbook, publishing house Sib.GAFK, Omsk, Russian Federation.

2. Grets, I. A., Ermakov, V.V., Zharova, O.Y., and Yazynina, N.L. (2011), Program and methodical foundations of professional preparation of students-masters of physical culture institute: textbook with signature of UMO, publishing house SSAPCST, Smolensk, Russian Federation.

3. Grets, I. A. Zharova, O.Y. and Yazynina, N.L. (2012), Program and methodical foundations of professional practice at secondary school: textbook, publishing house SSAPCST, Smolensk, Russian Federation.

4. Maksimenko, A.M. (2006), Pedagogical practice of students in physical education at school, publishing house “Physical Culture”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.