Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном обучении'

Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОИЗВОДСТВО / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхтанигова Ж.М.

Практико-ориентированное обучение имеет своей главной целью подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности с учетом современных требований к качеству образования, формирование у будущих выпускников не только профессиональных, но также личностных качеств. В решении поставленных задач особое место принадлежит электронным образовательным ресурсам. Их востребованность, прежде всего, связана с недостаточным обеспечением учебного процесса интерактивными материалами, особенно всех видов практики. Для решения данного вопроса на кафедре практического и проектного обучения Белгородского ГАУ были разработаны компьютерные программы, выполняющие функции электронных образовательных ресурсов практико-ориентированного обучения. Рассматриваемые ЭОР способствуют широкому применению проектного метода обучения, а также метода развивающей кооперации. Разработанные электронные ресурсы решают задачи самоконтроля обучающимися своего теоретического обучения, обеспечивают информацией о состоянии АПК региона с возможностью самостоятельного выбора предприятия для прохождения практического обучения и другие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхтанигова Ж.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic learning resources in the practice-oriented education

The mission of the practiceoriented education is training of wellgrounded professionals in the light of modern requirements for quality of education as well as shaping both professional and personal traits in future graduates. The extremely valuable educational resources are electronic learning ones. The need for them is, first of all, put down to the poor interactive teachware, especially in in the segment of practice of all kinds. The Department of practical and project education of Belgorod State Agricultural University (Russian Federation) has designed some special computer programs that operate as electronic learning resources of the practiceoriented education. The programs under analysis conduce to a wide application of the project teaching method as well as the method of cooperation technology. The software designed tackles a problem of the students’ self-control in the field of their theory learning and provides them with the information on the state of the agricultural sector of the region. It also can allow one to choose a company for an on-the-job training independently and covers other issues.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном обучении»

УДК 372.12:004.4 ББК 74.48

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

ELECTRONIC LEARNING RESOURCES IN THE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

Яхтанигова Жанна Мухарбиевна

Заведующая кафедрой практического и проектного обучения ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ имени В. Я. Горина», доктор сельскохозяйственных наук, доцент E-mail: Zhannayahtanig@mail.ru

Аннотация. Практико-ориентированное обучение имеет своей главной целью подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности с учетом современных требований к качеству образования, формирование у будущих выпускников не только профессиональных, но также личностных качеств. В решении поставленных задач особое место принадлежит электронным образовательным ресурсам. Их востребованность, прежде всего, связана с недостаточным обеспечением учебного процесса интерактивными материалами, особенно всех видов практики. Для решения данного вопроса на кафедре практического и проектного обучения Белгородского ГАУ были разработаны компьютерные программы, выполняющие функции электронных образовательных ресурсов практико-ориентированного обучения. Рассматриваемые ЭОР способствуют широкому применению проектного метода обучения, а также метода развивающей кооперации. Разработанные электронные ресурсы решают

Yakhtanigova Zhanna M.

Head of the Department of Practical and Project Education of Belgorod state agricultural University named after V. Gorin, ScD in Agriculture, Associate Professor E-mail: Zhannayahtanig@mail.ru

Abstract. The mission of the practice-oriented education is training of well-grounded professionals in the light of modern requirements for quality of education as well as shaping both professional and personal traits in future graduates. The extremely valuable educational resources are electronic learning ones. The need for them is, first of all, put down to the poor interactive teachware, especially in in the segment of practice of all kinds. The Department of practical and project education of Belgorod State Agricultural University (Russian Federation) has designed some special computer programs that operate as electronic learning resources of the practice-oriented education. The programs under analysis conduce to a wide application of the project teaching method as well as the method of cooperation technology. The software designed tackles a problem of the students' self-control in the field of their theory learning and provides them with the information on the

задачи самоконтроля обучающимися своего теоретического обучения, обеспечивают информацией о состоянии АПК региона с возможностью самостоятельного выбора предприятия для прохождения практического обучения и другие вопросы.

state of the agricultural sector of the region. It also can allow one to choose a company for an on-the-job training independently and covers other issues.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, электронный образовательный ресурс, высшее образование, среднее профессиональное образование, компетенция, университет, квалификация, специалист, производство, научные исследования.

Keywords: the practice-oriented education, electronic learning resource, higher education, vocational secondary education, competence, university, qualification, specialist, production, scientific research.

В соответствии с приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» государственной программы РФ «Развитие образования» (с изменениями на 26 апреля 2018 г.) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина (далее - Белгородский ГАУ) в практико-ориентированном обучении студентов активно применяют электронные образовательные ресурсы [1].

ГОСТ Р 52653-2006 дает следующее определение термину «электронный образовательный ресурс, ЭОР: образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [2].

В Белгородском ГАУ были разработаны «Электронный атлас системы дуального обучения» и «Электронный атлас профессиональных компетенций по производственной практике специалистов среднего звена» (свидетельство государственной регистрации № 2016614047 от 13.04.2016 г. и заявка № 2018615610/69 от 01.06.2018) коллективом авторов под непосредственным руководством ректора А. В. Турьянского и начальника учебно-методического управления Л. А. Манохиной.

Данные ресурсы отвечают следующим основным требованиям, предъявляемым ко всем ЭОР:

• соответствие нормативным актам Министерства образования и науки РФ, локальным актам университета, а также программам высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки/специальности;

• обеспечение высокой интерактивности и соответствие современным формам обучения;

• обеспечение возможности групповой и индивидуальной работы обучающихся;

• обеспечение доступа к информационному ресурсу посредством любого вида компьютера;

• воспроизведение в удаленном формате на любых технических платформах;

• обеспечение возможности доступа к региональной информационной базе в сфере АПК;

• наличие оптимизированной логистики, а также удобного интерфейса.

Внедрение ЭОР в образовательный процесс университета проводилось сотрудниками кафедры практического и проектного обучения, являющимися членами авторского коллектива. Именно производственная практика позволяет обучающимся приобрести первый профессиональный опыт еще в стенах вуза [3, с. 42].

От того, насколько оптимизирован будет этот процесс, зависит эффективность применения обучающимися своих знаний. На кафедре был разработан алгоритм организации производственной практики с активным использованием новых элементов современных образовательных технологий. Фундаментом для него служат установочные занятия, на которых обучающиеся имеют возможность освоить необходимые навыки для работы с ЭОР.

Первый электронный ресурс имеет название «Электронный атлас системы дуально -го обучения в Белгородском государственном аграрном университете имени В. Я. Горина» (рис. 1-4). Данная программа содержит информацию об агропромышленном потенциале Белгородской области, научно-производственных ресурсах практического обучения университета и предприятиях сферы АПК. Каждый район области содержит концентрированную информацию о наиболее крупных сельскохозяйственных предприятиях, холдингах (см. рис. 1).

Программа состоит из двух информационных уровней: первый представляет внешний ресурс практического обучения студентов университета на территории предприятий АПК не только Белгородской области, но и по всей территории Российской Федерации.

Рис. 1. Электронный атлас системы дуального обучения Белгородского ГАУ

Данные предприятия имеют статус «базовых», то есть в течение учебного года они обучают на своих производственных мощностях наибольшее количество практикантов (см. рис. 2). На сегодняшний день в Белгородском ГАУ таких предприятий насчитывается 68. С учетом того, что все большее количество агрохолдингов и крупных сельхозтоваропроизводителей начинает проявлять интерес к практико-ориентированному обучению, количество «базовых предприятий» ежегодно увеличивается.

Данная интерактивная карта (см. рис. 2) имеет географическую привязку всех предприятий, что дает обучающимся возможность самостоятельного определения предприятия для прохождения практики в соответствии со своей профильностью и географией проживания. Обучающийся приобретает навыки изучения и анализа информации с последующей возможностью принятия собственного профессионального решения. Особенно в решении данного вопроса помогает видеоролик, представленный предприятиями и отражающий их материально-технические и трудовые ресурсы.

Каждое предприятие имеет свой «паспорт», который отражает информацию о руководящем составе, основных видах экономической деятельности. Паспорт также отражает результаты оценки практикантов в течение учебного года на конкретном предприятии, составленные их непосредственными наставниками на производстве. Это поддерживает у обучающихся мотивацию на качественное выполнение программы практики. Таким образом, «паспорт предприятия» является своего рода методической разработкой. В ней в логической последовательности отражена информация, способствующая грамотной организации и успешному прохождению практики обучающимися.

С учетом перехода производственной практики в преддипломную перед обучающимися встает вопрос о соответствии профиля предприятия тематике выпускной квалификационной работы. Благодаря данному электронному ресурсу имеется возможность

Рис. 2. «Базовые предприятия» практического обучения Белгородского ГАУ

в режиме быстрого доступа получить актуальную информацию о выполненных на конкретном предприятии выпускных квалификационных работах - тематике, сведениях о научном руководителе и непосредственном ее авторе. Вся эта информация представлена в разделе «дипломники». Во многом это способствует увеличению оригинальности и актуализации выпускных квалификационных работ.

При этом активно используется механизм дуальности. Наставники практикантов могут использовать информацию из данного раздела для подготовки индивидуальных заданий в период прохождения практики. Данный элемент практического обучения прописан в программе производственной практики и является неотъемлемым требованием Положения «О практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», утвержденного Минобрнауки России (приказ № 1383 от 27.11.2015). Вышеперечисленное обеспечивает реальное обучение студентов университета на производстве под руководством высококвалифицированных наставников.

Наличие сведений о вакантных должностях и доступа в электронную информационную базу ресурса HeadHunter помогает обучающимся освоить алгоритм будущего трудоустройства и определения с потенциальным работодателем (см. рис. 3). Данный ресурс выступает в качестве своеобразной ярмарки вакансий, и не только на территории данной конкретной области.

Таким образом, данный электронный образовательный ресурс одновременно решает несколько задач:

• формирование у обучающихся навыков поиска и анализа информации в области предполагаемой профессиональной деятельности;

• ознакомление обучающихся в режиме удаленного доступа с агропроизводствен-ным потенциалом как Белгородской области, так и близлежащих регионов;

Рис. 3. «Паспорт» предприятия практического обучения

• приобретение первого опыта принятия самостоятельного решения при выборе работодателя на основе освоенных в период теоретического обучения знаний;

• увеличение количества информационных ресурсов, способствующих снижению безработицы среди молодежи на территории Белгородской области.

Вторая интерактивная карта производственного обучения предоставляет сведения о внутренних ресурсах практического обучения университета, которые входят функционально в учебно-научный инновационный центр «Агротехнопарк».

Особенностью работы УНИЦ «Агротехнопарк» является органичное сочетание научной, выставочной, консультационной деятельности с внедрением научных разработок в производство на имеющихся сельскохозяйственных угодьях. Таким образом, «Агротех-нопарк» имеет все необходимые материально-технические и интеллектуальные ресурсы для успешного практического обучения, практически по всем направлениям подготовки/ специальностям в университете.

На сегодняшний день определены 27 постов практического обучения, каждый из которых имеет свой паспорт (см. рис. 4).

Наличие данных постов позволяет университету организовать практическое обучение на своей территории по большинству программ высшего и среднего профессионального образования у определенной части обучающихся. Также имеется возможность активного привлечения обучающихся к групповым практикам с применением метода проектного обучения.

Паспорт поста практического обучения также выполняет образовательную функцию с учетом того, что практика (производственная, преддипломная) предназначена для закрепления теоретического обучения (знания, умения, навыки).

е Л

iap.be (gau.edu.ru iSTi1ndex.html

ПОСТ № 11

Кролико ферма

Направления подготовки:

СПО- Зоотехния. Ветеринария. Технология производства и переработки с.-х. продукции. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям; ВО- Зоотехния. Ветеринария. Технология производства и переработки с.-х. продукции. Экономика. Управление персоналом

Перечень оборудования, материалов, техники:

■ клетки для содержания кроликов

Требования к начальной подготовке студентов:

Знать: режимы содержания животных; способы производства и первичной переработки продукции животноводства: продуктов убоя животных, продуктов птицеводства и др.

Приобретаемые навыки:

■ выбора способа содержания животных

■ организации их рационального кормления и разведения

■ по производству, первичной переработке и реализации продукции животноводства: продуктов убоя животных, и др.

■ оценки качества продукции животноводства

■ анализа условий хранения и транспортировки продукции животноводства

■ определения качества продукции животноводства при хранении

■ участия в планировании и анализе производственных показателей организации животноводства

■ участия в управлении первичным трудовым коллективом

■ ведения документации установленного образца

Ответственные: Трубчанпнова Н.С.

Рис. 4. Паспорт поста практического обучения УНИЦ «Агротехнопарк»

Белгородского ГАУ

Посты практического обучения имеют профильную специализацию, что позволяет обучающимся заблаговременно определиться с местом прохождения практики. Наличие в паспортах постов знаний, которыми обучающиеся должны обладать в результате прохождения конкретного блока теоретического обучения, позволяет им провести самоаттестацию. Это является начальным этапом практического обучения. Логическим продолжением методического оснащения постов является наличие приобретаемых навыков. Таким образом, самоконтроль обучающихся по результатам практического обучения возрастает.

Каждый пост снабжен видеокамерой. Это позволяет в режиме удаленного доступа онлайн проводить комиссионную защиту качества освоения профессиональных компетенций обучающимися. Кафедра практического и проектного обучения располагает Центром дистанционного управления образовательными ресурсами, снабженного необходимым для этого мультимедийным оборудованием и информационными технологиями. Комиссия может быть межфакультетской либо с приглашением специалистов от агрохол-дингов и других бизнес-структур.

Закрепление за каждым постом практического обучения УНИЦ «Агротехнопарк» высококвалифицированных преподавателей от выпускающих кафедр университета предоставляет возможность обучающимся обращаться за консультациями. Одновременно консультации и контроль прохождения практики по всем постам ведутся со стороны специалистов кафедры практического и проектного обучения. Результаты контроля предоставляются аттестационной комиссии.

Задачи, решаемые интерактивной картой постов УНИЦ «Агротехнопарк», следующие:

• географическая привязка постов;

• самоконтроль результатов освоения дисциплин теоретической подготовки обучающимися;

• информация о материально-техническом обеспечении постов, что позволяет обучающимся подобрать соответствующую методическую литературу;

• взаимосвязь с выпускающей кафедрой;

• фоторяд о профессиональных компетенциях, осваиваемых на конкретных постах;

• возможность группового обучения для решения конкретных производственных задач, «метод мозгового штурма»;

• формирование междисциплинарных проектных групп;

• участие в научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава университета, что предоставляет обучающимся возможность быть соисполнителями грантов и хоздоговорных работ;

• совмещение учебно-производственной и научной работы.

Участие обучающихся в научно-исследовательской работе позволяет развивать их творческий потенциал, находящийся в зачаточном состоянии. Сегодня сельскохозяйственное производство предъявляет высокие требования к выпускникам аграрных вузов. Они должны быть не только профильными специалистами. Они также должны уметь анализиро -вать производственные процессы, проводить сравнения между различными технологиями (либо их элементами) и выбрать лучший результат, быть самодостаточными в своих суждениях и формулировании выводов. Все эти навыки вырабатываются в процессе выполнения

выпускных квалификационных проектов в форме НИР, работы в научных кружках, участия в научных конкурсах, выставках и т. д. В данном аспекте значимость постов практического обучения учебно-научного инновационного центра университета неоспорима.

Модернизация образования по программам среднего профессионального образования предоставляет все условия для эффективного внедрения образовательный процесс электронных средств обучения. Как уже показала практика, это во многом увеличивает доступность информации для обучающихся и повышает степень ее усвоения. Для решения данной задачи на кафедре практического и проектного обучения был разработан «Электронный атлас профессиональных компетенций по производственной практике для специалистов среднего звена» (рис. 5).

Эффективность данного электронного образовательного ресурса обусловлена использованием компетентностного подхода. В рамках всех специальностей факультета среднего профессионального образования создана интерактивная база профессионально-прикладных компетенций, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Белгородский ГАУ готовит специалистов среднего звена по 11 специальностям.

Данная карта является дидактическим материалом для каждой специальности, и включает в себя название профессионально-прикладных компетенций по всем модулям, требования к знаниям и умениям по каждой компетенции, характеристики навыков и фо-торяд манипуляций в условиях реального производства, позволяющих их сформировать.

Заключение. Рассматриваемые ЭОР способствуют широкому применению проектного метода обучения, а также метода развивающей кооперации. Они решают задачи роста самоконтроля обучающихся, обеспечивают информацией о состоянии АПК региона, что дает возможность самостоятельного выбора предприятия для прохождения практического обучения.

электронный атлас профессиональных компетенции по

производственной практике специалистов среднего звена

Рис. 5. Электронный атлас ПК по производственной практике специалистов

среднего звена Белгородского ГАУ

В условиях всевозрастающего контроля образовательного процесса как со стороны государства, так и со стороны родственников обучающихся свободный доступ к данным ЭОР существенно повышает информативность заинтересованных структур о прохождении практического обучения в каждом конкретном случае.

Данные ЭОР являются своеобразным маркетинговым решением для крупных сельхозтоваропроизводителей. С учетом того, что разработанные программы располагаются на сайте Белгородского ГАУ в свободном доступе, автоматически увеличивается количество просмотров «паспортов» предприятий, участвующих в практическом обучении студентов. Также имеются возможности прямого, непосредственного перехода на их официальный сайт, на котором, конечно же, располагается информация о производимой продукции или оказываемых услугах. Одновременно с набором практикантов у предприятия имеется возможность пополнения своих кадровых резервов.

Все перечисленное является предпосылками эффективного взаимодействия образовательного учреждения и бизнес-структур для подготовки высококвалифицированных специалистов в области АПК.

Список литературы

1. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г., № 1642, приложение 1. - URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-postanovlenie-n1642-ot26122017-h3896612/ (дата обращения: 05.07.2018).

2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании термины и определения. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006 (дата обращения: 01.07.2018).

3. Практико-ориентированное обучение для подготовки кадров в Белгородской области / А. В. Турьянский, П. И. Бреславец, Л. А. Манохина [и др.] // Электрон. науч.-метод. журн. Омского ГАу. - 2017. - Спецвып. № 3. - URL: http://e-journal. omgau.ru/images/issues/2017/S03/00262.pdf (дата обращения: 06.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. - М.: Исллед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

5. Рубанова Г. Р., Саматова В. Б., Галиева Р. М. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта: моногр. - М., 2010.

6. Сметанникова В. И. Формирование и развитие ОК и ПК: проблемы и пути решения. - URL: http://agrosursk.ru/home/2012-12-17-05-21-33/2015-03-30-10-46-26/325-2015-12-04-11-51-45 (дата обращения: 20.06.2018).

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy RF "Razvitie obrazovaniya": Post-anovlenie Pravitelstva RF ot 26.12.2017, No. 1642, prilozhenie 1. Available at: https:// bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-postanovlenie-n1642-ot26122017-h3896612/ (accessed: 05.07.2018).

2. Natsionalnyy standart Rossiyskoy Federatsii GOST R 52653-2006. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii terminy i opredeleniya. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006 (accessed: 01.07.2018).

3. Turyanskiy A. V., Breslavets P. I., Manokhina L. A., Shvarev E. V., Yakhtanigova Zh. M. Praktiko-orientirovannoe obuchenie dlya podgotovki kadrov v Belgorodskoy oblas-ti. Elektron. nauch.-metod. zhurn. Omskogo GAU. 2017, Special Iss. No. 3. Available at: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S03/00262.pdf (accessed: 06.07.2018).

4. Galyamina I. G. Proektirovanie gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vys-shego professionalnogo obrazovaniya novogo pokoleniya s ispolzovaniem kompe-tentnostnogo podkhoda: materialy k shestomu zasedaniyu metodologicheskogo seminara 29.03.2005. Moscow: Islled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsial-istov, 2005.

5. Rubanova G. R., Samatova V. B., Galieva R. M. Model psikhologicheskogo obespecheniya vnedreniya federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta. Monogr. Moscow, 2010.

6. Smetannikova V. I. Formirovanie i razvitie OK i PK: problemy i puti resheniya. Available at: http://agrosursk.ru/home/2012-12-17-05-21-33/2015-03-30-10-46-26/325-2015-12-04-11-51-45 (accessed: 20.06.2018).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 16.10.2018 The article was received on 16.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.