Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средние профессиональные учебные заведения / студенты / производственная практика / учебная мотивация / подготовка дизайнеров / методические приемы / дизайнеры / secondary vocational educational institutions / students / internship / educational motivation / training of designers / methodological techniques / designers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Михаил Николаевич

Проблема статьи заключается в разрешении противоречия между необходимостью развития учебной и профессиональной мотивации студентов СПО – будущих дизайнеров и недостаточной разработанностью принципов, методов и приемов ее развития в процессе производственной практики. Целью автора стала попытка доказать эффективность использования производственной практики в развитии учебной и профессиональной мотивации студентов СПО – будущих дизайнеров. Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили работы по мотивации, в том числе профессиональной и когнитивной, а также по использованию производственной практики для развития мотивации студентов. Несмотря на достаточную изученность темы, авторы имеющихся работ, посвященных проблемам соотношения этих двух составляющих в развитии учащихся среднего профессионального образования, не могут прийти к единому мнению об их месте в структуре мотивации и важности для эффективности образовательной деятельности. В статье использованы методы теоретического анализа, систематизации, обобщения, на основе которых обоснована эффективность использования производственной практики в развитии учебной и профессиональной мотивации студентов СПО – будущих дизайнеров. Основные результаты. На основе проведенного анализа специальной литературы было выявлено, что производственная практика способствует развитию учебной и профессиональной мотивации. В ходе производственной практики повышается мотивация студентов СПО – будущих дизайнеров как к учебе, так и к будущей профессии, так как вырабатывается практический подход к процессу проектирования объектов дизайна и формируются профессиональные навыки и компетенции. Автором обоснована эффективность производственной практики для повышения мотивации у студентов СПО в процессе приобщения к профессиональным навыкам дизайнера. Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования навыков и приемов работы в ходе производственной практики для повышения учебной и профессиональной мотивации студентов СПО – будущих дизайнеров. Практическая и теоретическая значимость результатов заключается в том, что автором доказана эффективность использования производственной практики для повышения учебной и профессиональной мотивации студентов в учреждениях среднего профессионального образования России, проводящих подготовку студентов дизайнерских профессий. Содержательные выводы. Таким образом, принципы, этапы, методы и приемы организации производственной практики соответствуют требованиям образовательного процесса к развитию личности студентов и результатам обучения в соответствии с образовательными стандартами, что способствует формированию положительной мотивации как к учебе, так и к будущей профессии и развитию всесторонне развитой творческой личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL PRACTICE AS AN EFFECTIVE FORM OF MOTIVATION DEVELOPMENT FOR STUDENTS OF VOCATIONAL SCHOOLS – FUTURE DESIGNERS

The problem of the article is to resolve the contradiction between the need to develop educational and professional motivation of students of secondary vocational education – future designers and the insufficient development of principles, methods and techniques for its development in the process of practical training. The author’s goal was to try to prove the effectiveness of using industrial practice in the development of educational and professional motivation of students of secondary vocational education – future designers. Methodology and research methods. The methodological basis of the study was work on motivation, including professional and cognitive, as well as on the use of industrial practice to develop student motivation. Despite the topic being sufficiently studied, the authors of existing works devoted to the problems of the relationship between these two components in the development of students in secondary vocational education cannot come to a consensus about their place in the structure of motivation and their importance for the effectiveness of educational activities. The article uses methods of theoretical analysis, systematization, generalization, on the basis of which the effectiveness of using industrial practice in the development of educational and professional motivation of students of secondary vocational education – future designers – is substantiated. Main results. Based on the analysis of specialized literature, it was revealed that industrial practice contributes to the development of educational and professional motivation. During industrial practice, the motivation of students of secondary vocational education – future designers – increases both in their studies and in their future profession, as a practical approach to the process of designing design objects is developed and professional skills and competencies are formed. The author substantiates the effectiveness of industrial practice for increasing motivation among secondary vocational education students in the process of acquiring professional design skills. The scientific novelty of the research results lies in the substantiation of the effectiveness of using skills and work techniques during practical training to increase the educational and professional motivation of vocational education students – future designers. The practical and theoretical significance of the results lies in the fact that the author has proven the effectiveness of using industrial practice to increase the educational and professional motivation of students in institutions of secondary vocational education in Russia that train students in design professions. Meaningful conclusions. Thus, the principles, stages, methods and techniques of organizing practical training meet the requirements of the educational process for the development of students’ personalities and learning outcomes in accordance with educational standards, which contributes to the formation of positive motivation both for study and for a future profession and the development of a comprehensively developed creative personality students.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 377.031

ББК Ч447.027.64 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Гончаров Михаил Николаевич,

преподаватель, Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты; 620024, Россия, г. Екатеринбург, пер. Саранинский, 6; е-mail: mikhail.goncharov.1979@internet.ru

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО -БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: средние профессиональные учебные заведения; студенты; производственная практика; учебная мотивация; подготовка дизайнеров; методические приемы; дизайнеры

АННОТАЦИЯ. Проблема статьи заключается в разрешении противоречия между необходимостью развития учебной и профессиональной мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров и недостаточной разработанностью принципов, методов и приемов ее развития в процессе производственной практики. Целью автора стала попытка доказать эффективность использования производственной практики в развитии учебной и профессиональной мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили работы по мотивации, в том числе профессиональной и когнитивной, а также по использованию производственной практики для развития мотивации студентов. Несмотря на достаточную изученность темы, авторы имеющихся работ, посвященных проблемам соотношения этих двух составляющих в развитии учащихся среднего профессионального образования, не могут прийти к единому мнению об их месте в структуре мотивации и важности для эффективности образовательной деятельности. В статье использованы методы теоретического анализа, систематизации, обобщения, на основе которых обоснована эффективность использования производственной практики в развитии учебной и профессиональной мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров.

Основные результаты. На основе проведенного анализа специальной литературы было выявлено, что производственная практика способствует развитию учебной и профессиональной мотивации. В ходе производственной практики повышается мотивация студентов СПО - будущих дизайнеров как к учебе, так и к будущей профессии, так как вырабатывается практический подход к процессу проектирования объектов дизайна и формируются профессиональные навыки и компетенции. Автором обоснована эффективность производственной практики для повышения мотивации у студентов СПО в процессе приобщения к профессиональным навыкам дизайнера.

Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования навыков и приемов работы в ходе производственной практики для повышения учебной и профессиональной мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров. Практическая и теоретическая значимость результатов заключается в том, что автором доказана эффективность использования производственной практики для повышения учебной и профессиональной мотивации студентов в учреждениях среднего профессионального образования России, проводящих подготовку студентов дизайнерских профессий.

Содержательные выводы. Таким образом, принципы, этапы, методы и приемы организации производственной практики соответствуют требованиям образовательного процесса к развитию личности студентов и результатам обучения в соответствии с образовательными стандартами, что способствует формированию положительной мотивации как к учебе, так и к будущей профессии и развитию всесторонне развитой творческой личности студентов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Гончаров, М. Н. Производственная практика как эффективная форма развития мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров / М. Н. Гончаров. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 237-242.

Goncharov Mikhail Nikolaevich,

Lecturer, Ural College of Business, Management and Beauty Technology, Ekaterinburg, Russia

INDUSTRIAL PRACTICE AS AN EFFECTIVE FORM OF MOTIVATION DEVELOPMENT FOR STUDENTS OF VOCATIONAL SCHOOLS - FUTURE DESIGNERS

KEYWORDS: secondary vocational educational institutions; students; internship; educational motivation; training of designers; methodological techniques; designers

ABSTRACT. The problem of the article is to resolve the contradiction between the need to develop educational and professional motivation of students of secondary vocational education - future designers and the insufficient development of principles, methods and techniques for its development in the process of practical training. The author's goal was to try to prove the effectiveness of using industrial practice in the development of educational and professional motivation of students of secondary vocational education -future designers.

Methodology and research methods. The methodological basis of the study was work on motivation, including professional and cognitive, as well as on the use of industrial practice to develop student motivation. Despite the topic being sufficiently studied, the authors of existing works devoted to the problems of

© Гончаров М. Н., 2024

the relationship between these two components in the development of students in secondary vocational education cannot come to a consensus about their place in the structure of motivation and their importance for the effectiveness of educational activities. The article uses methods of theoretical analysis, sys-tematization, generalization, on the basis of which the effectiveness of using industrial practice in the development of educational and professional motivation of students of secondary vocational education - future designers - is substantiated.

Main results. Based on the analysis of specialized literature, it was revealed that industrial practice contributes to the development of educational and professional motivation. During industrial practice, the motivation of students of secondary vocational education - future designers - increases both in their studies and in their future profession, as a practical approach to the process of designing design objects is developed and professional skills and competencies are formed. The author substantiates the effectiveness of industrial practice for increasing motivation among secondary vocational education students in the process of acquiring professional design skills.

The scientific novelty of the research results lies in the substantiation of the effectiveness of using skills and work techniques during practical training to increase the educational and professional motivation of vocational education students - future designers. The practical and theoretical significance of the results lies in the fact that the author has proven the effectiveness of using industrial practice to increase the educational and professional motivation of students in institutions of secondary vocational education in Russia that train students in design professions.

Meaningful conclusions. Thus, the principles, stages, methods and techniques of organizing practical training meet the requirements of the educational process for the development of students' personalities and learning outcomes in accordance with educational standards, which contributes to the formation of positive motivation both for study and for a future profession and the development of a comprehensively developed creative personality students.

FOR CITATION: Goncharov, M. N. (2024). Industrial Practice as an Effective Form of Motivation Development for Students of Vocational Schools - Future Designers. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 237-242.

На современном этапе существует общественный запрос на воспитание инициативных, думающих людей, которые готовы творчески подходить к своим будущим профессиональным обязанностям. Актуальность исследования изучения мотивации студентов обусловлена необходимостью выявления закономерностей формирования внутренней учебной и профессиональной мотивации у студентов. Это связано с требованиями, предъявляемыми современными высшими учебными заведениями к уровню мотивации обучающихся, и возникающими в связи с этим задачами создания методик диагностики и коррекции познавательной мотивации студентов СПО -будущих дизайнеров [4].

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском эффективных форм развития положительной мотивации к учебе и будущей профессии студентов СПО - будущих дизайнеров. Для успешной организации и самоорганизации учебной деятельности необходима явно выраженная мотивация учения. Велика значимость внутренней мотивации, поскольку она побуждает, активизирует деятельность учения, независимо от наличия или отсутствия внешних стимулов.

Цель статьи - доказать эффективность использования производственной практики в развитии учебной и профессиональной мотивации студентов СПО - будущих дизайнеров.

В рамках анализа публикаций по проблеме использования производственной практики как эффективной формы разви-

тия мотивации студентов профессионального образования рассмотрим основные определения. Важнейшей составной частью учебного процесса подготовки студентов СПО - будущих дизайнеров являются технологическая и производственная практики.

Современные образовательные стандарты среднего специального образования в процессе формирования профессиональных компетенций важное место отводят учебным и профессиональным практикам, которые завершают ежегодный курс теоретического обучения. Производственную практику студенты СПО - будущие дизайнеры проходят в течение 4 недель. В целом производственная практика для студентов ориентирована на закрепление практических навыков профессиональной деятельности в процессе работы в производственном коллективе или творческой мастерской; получение опыта общения с клиентами и выполнения индивидуальных заказов под руководством наставника от предприятия или руководителя практики [11].

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективно организованная производственная практика студентов СПО - будущих дизайнеров будет способствовать повышению уровня учебной и профессиональной мотивации. В данной связи была реализована модель проведения производственной практики, предложенная Т. О. Бердник и Л. Ю. Саяпиной, представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Графическая модель производственной практики [2]

Таким образом, производственная практика вырабатывает практический подход к процессу проектирования объектов дизайна и направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и компетенций:

- умение анализировать и определять требования к дизайн-проекту;

- опыт выбора возможных решений задач и подходов к выполнению дизайн-проекта;

- умение использовать владение рисунком в практике создания эскизов;

- опыт определения состава и свойства материалов;

- опыт выбора технологической обработки материалов;

- способность подготовить полный набор документации по дизайн-проекту [5].

Для студентов СПО - будущих дизайнеров производственная практика в профилирующей компании или в мастерской соединяет выполнение учебных задач и задач предприятия.

Первый этап в соответствии с календарным графиком подразумевает постановку перед студентами специальности профиля «Дизайн» следующих задач:

- ознакомление с внутренней структурой предприятия, с должностными обязанностями сотрудников, работающих на предприятии;

- ознакомление с правилами техники безопасности на производстве, получение представления об охране труда;

- наблюдение за поэтапными процессами разработки и изготовления изделий в условиях современного производства, за

методами художественного проектирования изделий;

- изучение правил составления нормативно-технической документации предприятия;

- ознакомление с технологиями, применяемыми на данном производстве;

- ознакомление с понятием «авторский надзор» дизайнера за изделием [6].

На втором этапе производственной практики студенты СПО - будущие дизайнеры работают с реальными заказчиками и изготавливают макеты изделия. Будущие дизайнеры и художники-стилисты выполняют комплекс проектных и конструктор-ско-технологических работ по реальному заказу на изготовление изделия или группы изделий.

На третьем этапе студенты оформляют техническую документацию и отчет по практике в соответствии с требованиями предприятия и руководителя практики. Оценивает работу студентов комиссия, в которую входят сотрудники предприятия: руководитель, дизайнер, конструктор или технолог. От колледжа в состав комиссии могут входить руководитель практики, заведующий кафедрой, учебный мастер. Комиссия оценивает качество изготовленного изделия, презентационные материалы, заслушивает характеристику студента, данную сотрудниками предприятия [6].

Результатами практики являются сформированные у студента профессиональные (профессионально-прикладные) компетенции. В ходе освоения программы производственной практики формируется основная профессиональная компетенция -

способность будущего профессионала к конструктивно-технологической реализации проектной идеи в виде дизайнерского образца.

В качестве примера можно привести поездку со студентами архитектурного колледжа на практику в крупную строительную компанию по работе с рекламной кампанией или поездку со студентами архитектурного колледжа в частную архитектурную фирму по изготовлению сувенирной продукции [9].

Основные направления формирования мотивации учения студентов СПО - будущих дизайнеров:

- развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности;

- создание ситуаций достижения успеха, предполагающих активность студента по самоизменению;

- осознание временной перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления и завершающейся созданием образа «профессионального будущего»;

- формирование положительного отношения к учению через развитие структуры мотивации учения [8].

Способы формирования мотивации учения студентов СПО - будущих дизайнеров можно разделить на две группы:

1) педагогические, обеспечивающие использование коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения; создание ситуаций достижения успеха; проблемный характер обучения; разнообразие и эмоциональную окраску учебного материала; организацию педагогической практики, научно-исследовательской и самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО - будущих дизайнеров; организацию контроля

и самоконтроля;

2) психологические, предполагающие использование стимулирующей диагностики для определения потенциала студентов СПО - будущих дизайнеров при формировании мотивации учения, оценки ее результатов, создания ситуации рефлексии студентами результатов диагностики; профилактики; групповых и индивидуальных форм психологического консультирования и психологической коррекции [12].

Для доказательства гипотезы со студентами СПО - будущими дизайнерами, которые были на практике, было проведено исследование по изучению учебной и профессиональной мотивации.

В исследовании принимали участие студенты архитектурного колледжа. Общее количество респондентов - 15 студентов. В работе была использована методика по изучению мотивации обучения Т. И. Ильиной.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик.

В ней имеются три шкалы:

- «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

- «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

- «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Приведем данные по методике мотивации обучения Т. И. Ильиной. Результаты исследования учебной и профессиональной мотивации до и после посещения практики представлены на сравнительной диаграмме (рис. 2).

50

40

30

20

10

До проведения производственной практики

I После проведения производственной практики

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 2. Динамика учебной и профессиональной мотивации студентов СПО в процессе проведения производственной практики

Таким образом, на рисунке 2 видно, что до проведения производственной практики у 20% студентов отмечается высокий уровень учебной и профессиональной мотивации, у 25% - средний уровень учебной и профессиональной мотивации и у 55% -низкий уровень учебной и профессиональной мотивации. После проведения производственной практики у 55% отмечается высокий уровень учебной и профессиональной мотивации, у 45% - средний уровень учебной и профессиональной мотивации, низкого уровня учебной и профессиональной мотивации отмечено не было.

Подводя итог, можно отметить, что гипотеза, сформулированная в начале иссле-

дования, нашла свое теоретическое подтверждение: эффективно организованная производственная практика способствовала повышению уровня учебной и профессиональной мотивации, а специально организованная модель производственной практики способствовала развитию мотивации у студентов-дизайнеров.

В заключение необходимо отметить, что требуется более целенаправленная работа в этом направлении - дальнейшее изучение проблемы связано с более расширенной диагностикой и внедрением предложенной модели в практику работы со студентами СПО творческих специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, М. И. Мотивация обучения студентов и удовлетворенность выбором вуза / М. И. Алексеева. - Текст : непосредственный // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - М., 2020.

2. Бердник, Т. О. Графические модели образовательных практик в Институте архитектуры и искусств Южного федерального университета / Т. О. Бердник, Л. Ю. Саяпина. - Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 9. - С. 114-121.

3. Бодров, В. А. Профессиональные способности и личность профессионала / В. А. Бодров. - Текст : непосредственный // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональных способностей : учебное пособие / под общей редакцией В. А. Бодрова. - М. : ТРАНС СЭ., 2011.

4. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. - СПб. : Речь, 2012. - 458 с. -Текст : непосредственный.

5. Гаврилова, О. В. Взаимосвязь мотивации и отношения к учению как фактор оптимизации взаимодействия в образовательной среде / О. В. Гаврилова. - Текст : непосредственный // Тезисы докладов 11-й Российской конференции по экопсихологии (12-14 апреля 2000 г.). - М., 2000. - С. 86-87.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и побудительные мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2018. -330 с. - Текст : непосредственный.

7. Ковалев, В. И. Мотивационная сфера личности студента и ее динамика в процессе профессионального обучения / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2018. - Т. 3, № 6. - С. 20-25.

8. Каташев, В. Г. Исследование мотивации профессионального обучения / В. Г. Каташев. - М., 2019. - 420 с. - Текст : непосредственный.

9. Лапкин, М. М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2018. - Т. II, № 4.

0

10. Лукьянова, М. В. Учебная мотивация учащихся: психолого-дидактические аспекты / М. В. Лукьянова. - Текст : непосредственный // Учитель. - 2018. - № 4.

11. Люгай, В. В. Организация производственной практики для студентов специальностей «Художественное конструирование костюма», «Дизайн костюма» / В. В. Люгай. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитательная работа: методы и практика. - 2014. - № 15. - С. 20-25.

12. Новикова, Т. Н. Коллективная художественная деятельность / Т. Н. Новикова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 1240-1242.

13. Панова, В. Н. Дисциплина «Основы производственного мастерства» как основа накопления профессионального опыта студентов / В. Н. Панова. - Текст : непосредственный // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 9. - С. 28-31.

14. Саяпина, Л. Ю. Образовательные возможности студентов по результатам технологической практики / Л. Ю. Саяпина. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитательная работа: методы и практика. - 2014. - № 14. - С. 134-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Чистов, П. Д. Системные основы методики преподавания изобразительного искусства / П. Д. Чистов, И. Ю. Руднев. - Текст : непосредственный // Право и практика. - 2017. - № 2. - С. 232-236.

REFERENCES

1. Alekseeva, M. I. (2020). Motivatsiya obucheniya studentov i udovletvorennost' vyborom vuza [Motivation of Students' Learning and Satisfaction with the Choice of a University]. In Emotsional'naya regulyatsiya uchebnoi i trudovoi deyatel'nosti. Moscow.

2. Berdnik, T. O., Sayapina, L. Yu. (2012). Graficheskie modeli obrazovatel'nykh praktik v Institute arkhitektury i iskusstv Yuzhnogo federal'nogo universiteta [Graphic Models of Educational Practices at the Institute of Architecture and Arts of the Southern Federal University]. In Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. No. 9, pp. 114-121.

3. Bodrov, V. A. (2011). Professional'nye sposobnosti i lichnost' professionala [Professional Aptitude and Personality of a Professional]. In Bodrov, V. A. (Ed.). Praktikum po differentsial'noi psikhodiagnostike profes-sional'nykh sposobnostei: uchebnoe posobie. Moscow, TRANS SE.

4. Vilyunas, V. K. (2012). Psikhologiya razvitiya motivatsii [Psychology of Motivation Development]. Saint Petersburg, Rech'. 458 p.

5. Gavrilova, O. V. (2000). Vzaimosvyaz' motivatsii i otnosheniya k ucheniyu kak faktor optimizatsii vzai-modeistviya v obrazovatel'noi srede [The Relationship between Motivation and Attitude to Learning as a Factor in Optimizing Interaction in the Educational Environment]. In Tezisy dokladov 11-i Rossiiskoi konferentsii po ekopsikhologii (12—14 aprelya 2000 g.). Moscow, pp. 86-87.

6. Ilyin, E. P. (2018). Motivatsiya i pobuditel'nye motivy [Motivation and Motives]. Saint Petersburg, Iz-datel'stvo SPbGU. 330 p.

7. Kovalev, V. I., Druzhinin, V. N. (2018). Motivatsionnaya sfera lichnosti studenta i ee dinamika v protsesse professional'nogo obucheniya [The Motivational Sphere of a Student's Personality and Its Dynamics in the Process of Vocational Training]. In Psikhologicheskii zhurnal. Vol. 3. No. 6, pp. 20-25.

8. Katashev, V. G. (2019). Issledovanie motivatsiiprofessional'nogo obucheniya [Research of Motivation of Vocational Training]. Moscow. 420 p.

9. Lapkin, M. M., Yakovleva, N. V. (2018). Motivatsiya uchebnoi deyatel'nosti i uspeshnost' obucheniya stu-dentov vuzov [Motivation for Educational Activities and Educational Success of University Students]. In Psikho-logicheskii zhurnal. Vol. II. No. 4.

10. Lukyanova, M. V. (2018). Uchebnaya motivatsiya uchashchikhsya: psikhologo-didakticheskie aspekty [Educational Motivation of Students: Psychological and Didactic Aspects]. In Uchitel'. No. 4.

11. Lyugai, V. V. (2014). Organizatsiya proizvodstvennoi praktiki dlya studentov spetsial'nostei «Khudozhestvennoe konstruirovanie kostyuma», «Dizain kostyuma» [Organization of Industrial Practice for Students of the Specialties "Artistic Costume Design", "Costume Design"]. In Obuchenie i vospitatel'naya rabota: metody i praktika. No. 15, pp. 20-25.

12. Novikova, T. N. (2016). Kollektivnaya khudozhestvennaya deyatel'nost' [Collective Artistic Activity]. In Molodoi uchenyi. No. 8 (112), pp. 1240-1242.

13. Panova, V. N. (2014). Distsiplina «Osnovy proizvodstvennogo masterstva» kak osnova nakopleniya pro-fessional'nogo opyta studentov [Discipline "Fundamentals of Industrial Skill" as a Basis for the Accumulation of Professional Experience of Students]. In Novoe slovo v nauke ipraktike: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov issle-dovanii. No. 9, pp. 28-31.

14. Sayapina, L. Yu. (2014). Obrazovatel'nye vozmozhnosti studentov po rezul'tatam tekhnologicheskoi prak-tiki [Educational Opportunities of Students Based on the Results of Technological Practice]. In Obuchenie i vospitatel'naya rabota: metody i praktika. No. 14, pp. 134-139.

15. Chistov, P. D., Rudnev, I. Yu. (2017). Sistemnye osnovy metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusst-va [System Foundations of the Methodology of Teaching Fine Arts]. In Pravo ipraktika. No. 2, pp. 232-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.