Научная статья на тему 'Производственная логистика новое научное направление'

Производственная логистика новое научное направление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственная логистика новое научное направление»

ПШ!ШШШ1Ш1Ш1Ш1Ш1М11Ш1ШНШ!ШШ1Ш1(П!1

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Э

и к а

г ~ ... -Г^

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Л. С. ЛАРИН, кандидат экономических наук

В Мордовском госунивер^итете имени Н/ П. Огарева с 1991/92 учебного года введен новый учебный курс — ^Производственная логистика». Его изучают и-а IV курсе ' экономического

специалисты по

номике

экономике и управлению производств вом. Это вызвано тем, что вхождение нашей страны в рыночную экономику, интеграционные процессы, которые интенсивно развиваются в мировой эко-

и которые находят свое отражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых крупных совместных предприятий, научно-производствен -ных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций и т. д., ставят ряд новых специфических задач перед логистикой как современной наукой о рациональной организации производства и распределения. Масштабность и специфические подходы к решению проблем логистики требуют подготовки специалистов широкого профиля с высоким уровнем профессионализма и обширной эрудицией. Кадровая проблема в сфере логистики признается в на-

4

стоящее времй как одна из наиболее актуальных, доэтому необходимость обеспечения кадрами глубоко осознана учеными и специалистами всех, стран [2].

Немного истории. Логистика — та же, что математическая логика, логика, развиваемая математическими методами [3]. Возникновение и развитие практической логистики связывают с военным делом. Первым автором тру^ дов в этой области считают французского военного специалиста А. Г Джо-

мини, который определял логистику как «практическое искусство движения: войсками». По его утверждению, логистика включает не только перевозки,, но и планирование, управление и снабжение, определение4 мест дислокации: войск, а также строительство мостов,, дорог и т. д.

, Логистика как военная наука с ее основными принципами получила реализацию в годы второй мировой войны в материально-техническом снабжении: американской армии. Благодаря четкому взаимодействию военно-промыш-

ленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения было достигнуто устойчивое обеспечение американской армии оружием и продовольствием.

Развитие логистики в гражданской сфере относят к 70-м гг. XX в. Ее связывают с энергетическим кризисом 1972 — 1974 гг. Резкое ухудшение экономического состояния стран Западной Европы и США, растущая инфляция и безработица, ожидание социального взрыва потребовали разработки мер по стабилизации ситуации в сфере экономики, Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения с широким привлечением, современной вычислительной техники.

В настоящее время интерес к логистике- значительно возрох:. Число публикаций, посвященных этой теме, прогрессивно увеличивается. Проблемы логистики привлекают внимание ученых и бизнесменов, инженеров и менеджеров. В ряде стран данные проблемы решаются' на государственном уровне. В Швейцарии в течение 10 лет функционирует Европейский центр по логистике. Во многих городах Западной Европы организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов для этой сферы деятельности. Учебным планом Высшей школы транспорта в Дрездене предусматривается изучение студентами управленческих специальностей курса логистики в течение трех лет. В нашей стране в 1989 г. впервые был проведен семинар до логистике, организуется ассоциация £пециалистов-логистиков. О важности данной проблемы свидетельствует такой факт, что в США в 1985 г. национальный совет по физическому распределению товаров преобразован в комитет по логистическому управлению.

В'Нашей стране ведутся работы по созданию транспортных производственных логистических систем, интегрирующих производителей, потребителей продукции и транспортников.

Функции и философия логистики. Логистика интерпретируется как производственная инфраструктура экономики. Она , основывается на четком

г 1

взаимодействии спроса, снабжения, производства, транспорта и распределения продукции. Из определения логистики следует, что логистическая система (ЛС) функционирует циклически. Производственно-технологический цикл замыкается спросом, которым создается своеобразная обратная связь между потреблением — рынком и производством. Рынок определяет ритм и динамику функционирования экономической системы.

' Логистика'делится на макро- и микрологистику., В глобальном плане функции и сферы макрологистики

представляют:

производство — агрегатное планирование производственных заданий, контроль качества работы, проектирование и размещение производства;

переработка транспортных грузов— учет и управление запасами, перемещение, связь, организация информационных потоков, хранение, комплектация партий грузов;

маркетинг — изучение рынка, продвижение (реклама), ценообразование, финансы, организация службы

снабжения;

потребление — проектирование заказов на поставку продукции, складирование запасов, снабжение потребителей, финансирование заказов.

Между макро- и микрологистикой существуют определенные взаимодействия — иерархическая связь. Посл'е решения проблем макрологистики последующую оптимизацию материальных потоков осуществляют в рамках микрологистики. Здесь решаются локальные вопросы отдельных функциональных элементов ЛС. Например, предприятие интегрирует процессы планирования производства и сбыта, осуществляет оптимизацию транспорт-но-складских и погрузочно-разгрузоч-ных работ, контроль поступающего и обрабатываемого там материального потока и сопутствующей ему информации. Подобные микрологические систему называют внутрипроизводственными. Таким образом, производственная логистика рассматривает рациональное построение производства, структуру производственного предприятия,

различных технических средств, распределение функций и обслуживающего персонала, организацию службы материально-технического" снабжения и сбыта готовой продукции. Принцип взаимодействия всех элементов производственной ЛС является определяющим при се построении [1, с. 9 — 10].

В целях более полного рассмотрения сущности нового курса . полезно рассмотреть логистику с позиций науки. Доминирует точка зрения, что логистика — это по меньшей мере новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками в процессе удовлетворения спроса. Но высказывается более радикальное "мнение, согласно которому логистика — наука о

ностью, адаптивностью и устойчив востью работы.

Проблема сокращения уровня запасов при доставке грузов в срок весьма актуальна. Подсчитано, что омертвление капиталов в запасах достигает более одной трети, их содержание требует от 20 до 40 % всех расходов потребителя. Анализ деятельности свыше 80 фирм ФРГ показал, что при применении логистической системы Канбан запасы сырья снижаются в среднем на

готовой продукции — на 80 %, производительность труда повышается на 20—50 %. Исследования, проведенные в США, свидетельствуют, что использование 4 логистической системы

50 %

рациональной организации производства и распределения, которая комплексно, с системных позиций решает вопросы снабжения предприятий сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, организации сбыта и распределения готовой продукции с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов. Молено допустить, что речь идет о формировании новой науки. Фактором; который позволяет интегрировать все элементы ЛС в четко функционирующий механизм, является материальный поток [1, с. 11].

Реализация концепций логистики должна' дать ответ, когда и где товары должны быть произведены и складированы, когда и куда они дЬлжны быть доставлены.

МРП-2 позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 %, повысить рентабельность производства на 10%, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 % [1, с. 44]« Подводя итоги рассмотрения проблем логистики, заметим, что этим их перечень не исчерпывается. Сейчас задача состоит в том, чтоб^г ликвидиро-

вать серьезное отставание в реализации принципов логистики от развитых стран.

Логистика и кадры. Логистика, как с^ита/от многие ученые, покоится на

техноло-

п

четырех опорах: экономик гии, техническом и математическом обеспечении. Не менее важная роль принадлежит кадрам.

В западных странах и Японии опре-^ делились два направления обучения логистике — это классическая форма (в технических вузах и университетах) Экономика и эффективность. Как и повышение квалификации кадров в

рамках крупных фирм,

показывает практика, логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Он проявляется через высокий уровень организации производства и как следствие экономии всех видов натуральных и денежных ресурсов. Экономическая эффективность логистики конкретизируется следующими натуральными показателями: уровнем материальных запасов; временем прохождения материальных потоков по логистической цепи, продолжительностью цикла обслуживания заказа, качеством и уровнем сервиса; размерами партии грузов; маневрен-

коицернов и

корпораций. В настоящее время гото-ч вят кадры логистов университеты США и Англии, институты торговли и распределения в Дортмунде и Бремене, технические университеты в Будапеште, транспортный факультет в Белграде, Высшая школа транспорта в Дрездене, где фундаментальный курс логистики изучается более трех лет. Перечень учебных заведений, где логистика выделена в самостоятельную дисциплину для высших учебных заведении и в предмет исследований и научных разработок, можно .было бы

продолжить, но наша задача состоит в другом. Мы хотели бы привлечь внимание ученых и руководителей к тому, что проблемы логистики в нашей стране решаются медленно и бессистемно. Мы не располагаем даже минимальными переводами иностранной литературы по данной проблеме, не говоря о работах наших ученых-экономистов и производственников.

Нам представляется, что вузы страны должны готовить специалистов двух категорий: широкого профиля для макрологистики и для 'микрологистики, т. е. внутрипроизводственных логистических систем. Специалисты первой категории-должны обладать широкой эрудицией в области экономики и финансов, права и маркетинга, распределения й транспорта, знать основные принципы организации и планирования производства и ориентироваться в конъюнктуре рынка и т. д. Главное для них.— умение разрабатывать и реализовывать ведущую идею логи-

стики — интеграцию всех основных элементов логистической системы.

Специалисты второй категории го* товятся для промышленных предприятий, сферы материально-технического снабжения. Их основная задача — организация снабжения, производства и сбыта продукции, внедрение прогрессивных методов комплексного планирования производства в пределах предприятия. Специалисты обеих категорий должны хорошо владеть вычислительной техникой.

Первым,шагом в практической подготовке специалистов в области логи-

■ I

стики должно стать включение ее отдельных разделов в программу курса «Организация, планирование и управление промышленным предприятием» или чтение специальных курсов, как это сделано в Мордовском университете. Необходимо также, в кратчайшие сроки изучить опыт подготовки специалистов по логистике в учебных заведениях Западной Европы и США. !

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Смехов А. Л. Логистика. М.: Знание, 1990. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Транспорт, № 12).

2. Материалы Всесоюзного научно-практи-ческого семинара «Логистика: проблемы и

перспективы» / Моск. городское правление Все-союз. экон. о-ва. М., 1989.

3. Логистика—■ новая наука // Подъемно-транспортная техника и склады. 1989. № 1, .

АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТЕМПАМИ РОСТА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ЖИЗНЕН НОГО ФОНДА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Н. Ф. ДЮДЯЕВ, кандидат экономических наук

Опыт внедрения новой техники подтверждает общую тенденцию к росту материально-вещественного, технического строения производства, определяемого отношением массы средств производства к массе рабочей силы (прошлого труда к живому). Изменения в техническом строении вызывают соответствующие изменения в его органическом строении; т. е. в стоимостном соотношении (С/У) между4 производст-

венными материальными фондами и фондом жизненных средств работников, производящих блага. Однако утверждение о неуклонном росте органического строения производства, возможно, справедливое для неизменного уровня техники, в общем случае имеет трудно объяснимые в рамках трудовой теории стоимости результаты. Отождествление стоимостных и потребительно-стоимост-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.