Научная статья на тему 'Управление региональной экономикойлогистический подход'

Управление региональной экономикойлогистический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛОГИСТИКА / МАКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович

В статье предложена логистисическая концепция управления региональной экономикой. Автор рассматривает регион как макрологистическую систему, выделяет ее основные подсистемы и характерные для неё потоковые процессы. Выделены основные принципы и механизмы макрологистического подхода в управлении развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление региональной экономикойлогистический подход»

УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ -ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMIES - LOGISTIC

APPROACH

Магомедов Али Магомедович,

к. э. н., профессор,

Дагестанский государственный институт народного хозяйства,

кафедра «Экономика фирмы» E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье предложена логистисическая концепция управления

региональной экономикой. Автор рассматривает регион как

макрологистическую систему, выделяет ее основные подсистемы и

характерные для неё потоковые процессы. Выделены основные принципы и механизмы макрологистического подхода в управлении развитием региона.

Ключевые слова: региональная экономика, логистика,

макрологистическая система, системный подход, логистическая концепция управления региональной экономикой.

Abstract

The paper proposes the concept of logistics management in the regional economy. The author looks at the region as a system of macro-logistics, identifies its major subsystems and its characteristic streaming processes. Justified by the basic principles and mechanisms to manage the development of the region based on logistics.

Keywords: regional economics, logistics, macro logistics system, a systematic approach, a logistics management concept of the regional economy.

Логистика - это теория и практика системного управления потоковыми процессами в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя, возникшая в западных странах на потребность в интеграционных процессах в экономике. Однако, еще не зная само слово «логистика», ее как эффективную методологию организации экономики применялась в нашей стране, как на уровне народного хозяйства, так и отраслей, комплексов и предприятий, а также в целом по стране и отдельным регионам. В макроэкономическом плане логистика заключается в первую очередь в сбалансированном развитии экономики страны как народнохозяйственного комплекса отраслей.

Начиная с плана ГОЭЛРО до последних пятилетних планов экономического и социального развития народное хозяйство рассматривалось как целостная система с межотраслевыми материалопотоками и ставились задачи оптимизации этих потоковых процессов.

Практика составления баланса народного хозяйства советской экономики за 1923-1924 гг. оказала определенное влияние на саму идею межотраслевого баланса В. Леонтьева «затраты - выпуск». Межотраслевой баланс в нашей стране впервые был составлен в 1961 г. (отчетный по данным 1959 г.), а первый плановый МОБ в 1962 г. В то же время применение межотраслевых балансов носило в основном технологический, а не экономический характер. Дело в том, что в модели В.Леонтьева межотраслевые материалопотоки имели товарный характер, а в социалистической экономике рыночное равновесие игнорировалось [6, с. 48].

С системных позиций были развернуты исследования по моделированию

развития и размещения отраслей и многоотраслевых комплексов, построению

региональных межотраслевых балансов, моделям регионального развития и

формирования территориально-производственных комплексов, методологии

разработки региональных программ и размещения производительных сил,

разрабатывались также отдельные целевые государственные программы.

Например, Продовольственная программа 80-х годов предусматривала

2

интеграцию сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта, складского хозяйства, торговли и других звеньев на пути от производителя к потребителю с целью удовлетворения потребностей в продовольствии. Агропромышленный комплекс выступает в этой связи как идеальная логистическая система. То же самое относится и к программам освоения целины, космоса, военно-промышленного и топливноэнергетического комплексов.

В этой связи странно выглядит позиция многих исследователей, не замечающих вклад отечественной науки и практики в развитие логистики. На наш взгляд, вполне законно следует к числу основоположников логистической концепции наряду с зарубежными авторами отнести и наших ученых экономистов - В.А. Волконского, В.С. Дидаяна, Н.Я. Петракова, Е.А. Хруцкого, С.С. Шаталина, Е.Г. Ясина и многих других. Однако логистическая

концепция использовалась в условиях административно-командной экономики настолько эффективно, насколько позволял существовавший тогда экономический механизм. Логистическая интеграция участников товародвижения требует согласования их деятельности в области техники, технологии, экономики и организации. Участников потокового процесса пытались увязать единой программой в области техники и технологии, а также организации, но при этом игнорировались экономические интересы субъектов хозяйствования.

Непривычное ещё пару десятков лет назад слово «логистика» прочно вошло в широкое применение. Однако, при этом подразумевая в быту под логистикой лишь доставку (снабжение) или доставку со складированием, выхолащивают суть самого логистического подхода.

Логистизация в странах рыночной экономики началась со сферы

распределения. Расходы по сбыту по оценкам специалистов составляют

половину цены товара [2, с. 91]. Такое смещение центра затрат с производства

на распределение востребовало новое решение со стороны практики и теории

распределения. На практике это вылилось в интеграции функций сбыта и

3

формировании нового направления - физического распределения продукции. Ее теоретической основой стала концепция общих затрат в физическом распределении.

Физическое распределение продукции - первый этап развития логистики, и среди ученых нет разногласий по этому поводу. Однако, говоря о втором этапе, который берет начало с 70-х годов, встречаются разные подходы исследователей. Гаджинский А.М. считает, что на этом этапе развития логистики к интеграционному процессу присоединилось собственно производство [1, с.21-22]. Миротин Л.Б. и Сергеев В.И отмечают следующий ход событий: на основе физического распределения и материального

менеджмента сферы закупок развивается концепция бизнес-логистики, а производственный менеджмент преобразовывается в промышленную логистику [8, с. 12].

Логистическая интеграция распределения продукции и закупки этой продукции другим предприятием получила название бизнес-логистика. Теоретической основой бизнес-логистики становится концепция межфирменных экономических компромиссов.

Мы считаем что, вслед за развитием логистики в сфере физического распределения, параллельно и обособлено развивается логистика в сфере закупок и снабжения, а также в сфере производства в виде промышленной логистики. Здесь наблюдается фрагментарное развитие логистики, и этот период следовало называть периодом фрагментаризации, а не период 19201950 гг., как это делают названные выше авторы. По логике вещей, снабжение и сбыт не могут быть интегрированы в одно целое, игнорируя находящее между ними звено - производство.

На третьем этапе своего развития логистика достигает стадии зрелости. В литературе называют этот этап периодом неологистики или интеграции (19802000 гг.) [7, с. 18]. На этом этапе происходит интеграция всех логистических фрагментов, а именно физического распределения, управления снабжением и

промышленной логистики в единую логистическую цепь, образуя тем самим на уровне предприятия микрологистическую систему.

Если среди ученых насчет развития микрологистики имеется относительно сложившееся мнение, то этого не скажешь по поводу макрологистики. Отдельные из них считают что, макрологистическая система охватывает лишь предприятия и организации, расположенных в разных регионах [1, с. 37]. Другие считают макрологистической системой, систему «создаваемую на уровне территориального или административнотерриториального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода» [8, с.123]. Но при этом последние отрицают назначение макрологистической системы - получение прибыли.

На наш взгляд, макрологистическая система образуется на основе двух и более микрологистических систем или других участников логистического процесса, расположенных на территории одного или нескольких регионов с целью получения прибыли и/или решения социально-экономических, экологических и других задач оптимизируя потоковые процессы на основе системного подхода.

Между макрологистистикой и микрологистикой имеется определенная

взаимосвязь. Задачи макрологистики чаще всего решаются через

микрологистику. Реализация логистической концепции может идти двумя

путями. Во-первых, развитие микрологистики на определенном этапе

потребует постановки и решения макрологистических проблем; во-вторых,

постановка макрологистических проблем потребует вначале решения задач

микрологистики. Не следует категорично утверждать, что только «после

решения макрологистики последующую оптимизацию материальных потоков

осуществляют в рамках микрологистики» [9, с.111]. Напротив, процесс

логистизации экономики исторически проходил вначале на микроуровне. Это

не значит, что и Россия также должна повторить путь Запада. Формирование

логистических систем может проходить и одновременно, т.е. как на

5

макроуровне, так и на микроуровне. Такой ход событий является наиболее благоприятным и эффективным. В любом случае макрологистика не может развиваться без микрологистики и между ними имеется иерархическая связь. Сама микрологистика может развиваться до определенного предельного уровня, однако для повышения эффективности применения логистической концепции, потребуется перейти на макро-уровень.

В развитии макрологистики, на наш взгляд, также можно выделить три этапа. На первом этапе происходит логистическая интеграция различных предприятий в производственно-коммерческой сфере. На втором этапе эта концепция распространяется на отдельную территорию (район, регион, страна). Регион или страна рассматривается при этом как социально-экологическую экономическую систему. Третий этап развития макрологистики будет касаться мировой экономики в целом.

Исследуя вопросы развития логистики, важно акцентировать внимание не на установление хронологического порядка, а определению исторических предпосылок и факторов развития логистики. На основе анализа факторов определяющих уровень развития логистики в той или иной экономической системе можно прогнозировать в целом развитие логистики.

Причиной возникновения самого явления могут быть одни факторы, а на его дальнейшие количественно-качественные параметры могут повлиять другие факторы, т.е. следует различить причины возникновения явления от условий его развития. В этой связи, автор данного исследования считает необходимым обосновать классификацию факторов, в первую очередь, по их роли в развитии логистики. Факторы развития логистики в зависимости от их роли подразделяются на причины, обуславливающие возникновение логистики и условия, способствующие дальнейшему развитию логистики.

Потенциальная потребность в логистической интеграции существует с

момента общественного разделения труда. Причем развитию специализации

производства прямо пропорционально развитие его интеграции. Потребность

как таковая превращается в необходимость, когда уже дальнейшее развитие

6

экономики без реализации данной потребности становится невозможным. Такой период развития экономики развитых стран приходится на 70-80 годы ХХ века. Это относится к экономике, управлению и технологии производства.

Экономические факторы развития логистики выражаются в следующем: рост эффективности производства и конкурентные преимущества предприятия до 60-70 годов обеспечивались за счет снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости продукции на основе использования достижений НТР. На определенном этапе развития предельные затраты в этом направлении стали больше чем предельные доходы. Себестоимость производства в цене товара достигла минимальной величины. В то же время расходы на транспортировку, хранение, распределение и сбыт в составе цены стали занимать все больший удельный вес. Возникает вопрос - почему предприниматели не обращали внимания на эти проблемы. Логистикой стали интересоваться, когда это стало выгодным по сравнению с другими методами повышения конкурентоспособности, и когда были созданы все необходимые условия для её развития.

Второго рода факторы развития логистики обусловлены управлением

производства и экономики в целом. В первую очередь, это связано с новой

парадигмой управления предприятием в 60-70 годы. При традиционном

подходе фирма рассматривалась как закрытая система, а ее успех

обуславливался рациональной организацией производства продукции,

снижением внутрипроизводственных издержек, повышением

производительности труда и эффективности использования ресурсного

потенциала. Такого рода организация производства требует постоянного роста

и развития специализации производства, а организационная структура фирмы

должна быть построена по функциональному назначению. Исчерпание

внутрипроизводственных резервов роста эффективности производства

заставило предприятие, обратить внимание на имеющие резервы в

приграничных сферах предприятия с его внешней средой. Речь идет о

закупках, запасах сырья и материалов, хранения, транспортировки и т.д. Тем

7

самым, была принята новая управленческая философия, которая рассматривала объект управления как открытая система. А новая парадигма управления основывалась на системном и ситуационном подходах. Системный подход касался и в отношении организации материалопотока, а это, как известно, и есть логистический подход.

Третьи факторы определяются технологией производства, сбыта и потребления. Развитие технологий требует системного управления движением материалов, сырья, готовой продукции, энергоносителей, финансовых ресурсов, информации, трудозатрат и т.д. Современные технологии требуют от участников товародвижения точности выполнения обязательств.

Необходимость может быть реализована при создании определенных условий - развитие науки, техники и институциональной среды.

Таким образом, причины возникновения логистики обусловлены определенным уровнем развития экономики, управления и технологии. Однако для развития логистики требуется и определенный уровень развития НТП и институциональной среды.

С либерализацией экономики и началом перехода на рыночные отношения в нашей стране были заложены условия использования логистической концепции в производственно-коммерческой деятельности. Более того логистическая концепция может и должна быть использована в управлении региональной экономикой.

Отсутствие целенаправленной системной региональной политики по эффективному использованию потенциала региона, скоординированному развитию подсистем и отраслей региональной экономики является основным недостатком управления региональной экономикой. Решению данной проблемы послужит применение логистической концепции в управлении региональной экономикой.

Поскольку регион не просто экономическая система, а социальноэкологическая экономическая система, логистическая концепция управления региональной экономикой имеет свои особенности.

Исследуя регион как макрологистическую систему необходимо доказать, во-первых, что регион является системой, во-вторых, наличие в этой системе потоковых процессов и, в-третьих, определить механизм управления потоковыми процессами в региональной экономике.

Регион, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как изолированная ее часть или закрытая система. Вектор развития региона должен быть идентичным вектору развития страны. В противном случае центробежные силы будут направлены на распад системы. Несмотря на положительные тенденции разрыв между развитием страны и отдельными его субъектами существенен. Так, валовой региональный продукт на душу населения в Республике Дагестан в 2000 г. составлял лишь 21,4% от среднероссийского аналогичного показателя или 4,7 раза ниже, чем в среднем по РФ. За десять последних лет данный разрыв сократился вдвое и в 2009г. ВРП на душу населения в республике составил 97300 тыс. руб., что составляет по отношению к среднероссийскому показателю 43,0%.

Отношения складывающиеся, между регионом и федеральным центром являются определяющими. Они носят характер институциональных и финансовых потоков. Институциональные отношения федерального центра и региона определяют нормативно-правовую базу функционирования региона как субъекта права. Межрегиональные отношения складываются на рыночной основе. Рынок региона находится под воздействием конкурирующих рынков труда, товаров и капитала других, в особенности соседних регионов.

Логистическая методология требует после изучения связей объекта с

внешней средой перейти к анализу его структуры. Регион, выступая элементом

системы «национальная экономика» является в то же время сложной системой

состоящей из различных подсистем, а это говорит о том, что региону

характерен первый признак системы - целостность и членимость. Выделение

подсистем региона можно осуществить с разных позиций и критериев. Однако,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учитывая логистическую методологию исследования, следует воспользоваться

и соответствующим методом - переход от общего к частному. Согласно

9

последнему вначале регион делится на самые крупные подсистемы, а затем исследуется каждая из них в отдельности и во взаимосвязи с другими элементами.

В составе региона или региональной экономики в первую очередь следует выделить следующие четыре подсистемы: «Население», «Экономика», «Природно-ресурсная среда», «Институциональная среда». Композиция этих элементов, включая и федерально-региональную систему регулирования в составе системы «Регион» отображена на рис 1.

Рис. 1. Состав и связи макрологистической системы «Регион»

Подсистема «Население» представляет собой численность населения региона, его половозрастной состав и расселение по территории региона, а также другие демографические характеристики (рождаемость, естественный прирост, миграция и т.д.), трудовые ресурсы, численность занятых в экономике, уровень безработицы, уровень жизни и доходов населения, социальная защищенность и т.д.

Подсистема «Экономика» включает все хозяйствующие субъекты регионы, осуществляющие производство товаров и услуг, включая домашние хозяйства.

Блок «Федеральная и региональная регулирующие системы» включает в себя налоговая, финансово-кредитная, бюджетная, правовая и другие системы регулирования.

К природно-ресурсной подсистеме региона относятся все виды разведанных и учтенных запасов минерально-сырьевых, топливноэнергетических, земельных, лесных, водных рекреационных ресурсов, которые являются природной основой развития его производительных сил и жизнеобеспечения населения.

Между элементами региональной экономики имеются тесные связи. Они носят двусторонний характер. Наличие связей - это второй признак любой системы. Связи являются сложными, но они организованы, т.е. для региональной экономики характерно управление. А это уже третий признак системы.

Наконец, четвертый признак системы - ни одна подсистема региона не в состоянии в отдельности выполнять функцию, которая выполняется системой в целом, т.е. для региональной экономики как системе характерны свойства эмерджентности.

Таким образом, региональная экономика по всем признакам является системой. А является ли данная система логистической? Для логистической системы присущи потоковые процессы. Региональной экономике присущи все виды потоков: материальные, финансовые, информационные,

институциональные, трудовые и потоки услуг [4, с. 21].

Между подсистемами «Население» и «Экономика» проходят следующие встречные потоки: трудовые ресурсы - рабочие места; труд - оплата труда, результаты труда; деньги - товары и услуги. Анализ показывает, что данные потоки по своему объему не совпадают с потребностями. Свидетельством тому является сохраняющийся в республике высокий уровень безработицы, который официально в два раза выше, чем в целом по стране. Доля занятых в экономике составляет лишь 85% трудоспособного населения.

От подсистем «Население» и «Экономика» подсистема «Федеральная и региональная регулирующие системы» имеет налоговые поступления. При этом от подсистемы «Федеральная и региональная регулирующие системы» население получает встречные финансовые потоки различных социальных выплат (пенсии, пособия, стипендии, льготы и т.д.), а экономика - средства на развитие производства нерыночных услуг (образование, культура, медицина, общественная безопасность и т.д.), а также целевые инвестиции на развитие отдельных отраслей и предприятий. За 2005-2009 гг. налоговые поступления на душу населения РД возросли в 2,5 раза, а расходы на социально-культурные мероприятия возросли в 1,5 раза.

Из подсистемы «Федеральная и региональная регулирующие системы» институциональная среда получает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность участников логистической системы. С помощью современных инвестиционных проектов должны быть вовлечены денежные средства, как населения, так и предприятий. В столице республики как грибы растут многоэтажные жилые дома, граждане с охотой покупают «каркасы» квартир. Население вкладывает средства в жилищное строительство, поскольку уверены, что через несколько лет получат квартиру. Почему также население не инвестирует производство? Мы добиваемся строительства ГЭС на наших землях с помощью чужих денег, навечно отдавая эти земли, нарушая экологию, и будем потом покупать эту электроэнергию по монопольно высоким ценам, ради трудоустройства нескольких тысяч людей на период строительства и нескольких сот человек в период эксплуатации ГЭС. А почему нельзя на народные деньги и для народа построить такого рода объекты. Но для этого необходим соответствующий инвестиционный климат и соответствующая институциональная база.

Институциональные потоки в логистической системе должны

предшествовать товарно-материальным, финансовым и информационным

потокам. Институциональная среда - это составляющая логистической системы

региона и представляет собой совокупность основополагающих политических,

12

социальных и юридических правил, которые образуют правовой базис для производства, обмена и распределения. Законодательные акты, нормы, правила, соглашения определяют потоковый процесс в экономике. Вероятность достижения парето-оптимального результата в экономике может быть повышена посредством ограничения набора альтернатив, доступных каждому участнику рынка. Такого рода ограничение осуществляется посредством правил, а точнее институтов, которые определены через правила и механизмы санкционирования. Однако указанные институты также должны

возобновляться и соответствовать требованиям логистики.

Между подсистемами «Природно-ресурсная среда» и «Население» проходит следующий поток: природные ресурсы жизнеобеспечения - отходы жизнедеятельности, природоохранные работы.

Подсистемы «Экономика» и «Природно-ресурсная среда» связывают следующий встречный поток: природные ресурсы - отходы производства, природоохранные работы. Институциональная среда обеспечивает каждую подсистему информацией и правилами функционирования. Обратная связь подсистем и институциональной среды носит характер информационного потока, воздействующий на изменение институциональной среды.

Для каждого уровня логистики присущ свой механизм управления потоковыми процессами. На микроуровне (в рамках предприятия), где не происходит смена собственника ресурсов, его оптимизация осуществляется на базе администрирования. В производственно-коммерческой экономической системе (куда входят предприятия, организации, комплексы, объединения) логистическая концепция реализуется на основе экономических компромиссов между элементами системы. Участник логистической цепи, с которым не достигается компромисса, может быть заменен другим, посредством заключения нового контракта (например, выбор нового поставщика, посредника, перевозчика и т.д.). Поскольку регион представляет собой социально- экономическую систему, ее логистическая оптимизация имеет свои особенности.

Одним из инструментариев управления региональной экономики выступает программа социально-экономического развития региона. Программой развития РД на 2004-2010 гг. предусматривалось увеличить ВРП за этот период в 2,6-2,8 раза. Автор тогда еще доказывал, что при среднегодовом приросте ВРП в размере 12-14% республика по уровню жизни достигнет паритета со среднероссийским уровнем лишь в 2026 г. [5]. Заметим, в целом по РФ среднегодовой прирост ВВП планировался в размере 7,5%. Опережающий рост экономики для нашей республики и так закономерен в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, экономика региона не является закрытой системой, а рост экономики в целом и в соседних регионах инициирует рост и в регионе (эффект диффузии).

Во-вторых, быстрыми темпами развивается экономика в наиболее отсталых регионах, поскольку идет процесс выравнивания экономического развития по регионам.

Отсутствие системного логистического подхода в формировании той программы не позволило получить синергический эффект. Все дело в том, что программа создавалась как набор (механическое сложение) различных слабо связанных друг с другом программ и решений, принятых на региональном и федеральном уровнях. При логистическом подходе следовало бы наметить концептуальные стратегические ориентиры развития республики на основе эффективного использования имеющихся экономических, демографических и природных ресурсов, а уже затем определять зоны и варианты хозяйствования.

Стратегия социально-экономического развития РД на период до 2025г. по своему содержанию принципиально отличается от предыдущего документа. Учтены просчеты и опыт в данном вопросе. Выделены стратегические зоны хозяйствования, структурированы цели и задачи, определены ресурсы и способы реализации программных задач.

Макрологистический подход требует соблюдения следующих основных принципов логистической концепции в управлении развитием региона:

• соблюдения последовательного продвижения по этапам создания и развития системы;

• согласование информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик региона как системы;

• обеспечение отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями региона.

Главный критерий управления региональной логистической системой -предотвращение конфликтов между целями отдельных подсистем и целями региона, обеспечение динамического равновесия (баланса) между экономическими, экологическими и социальными стратегиями развития региона. И все же в этом сбалансированном подходе безусловный приоритет должна иметь стратегия решения социальных задач. Чисто рыночными методами устранить конфликты не удастся. Нужны эффективные механизмы государственного регулирования, базирующиеся на логистической концепции.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. Пособие. - М.:ИВЦ "Маркетинг", 1995.

2. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. - М.: Технологическая школа бизнеса , 1994. - 200 с.

3. Логистика: Учебник /Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.

4. Магомедов А.М. Логистика регионального уровня // «Логистика», 2004, №4.

5. Магомедов А.М. Оптимизация финансовых потоков в логистической системе региональной экономики // «Финансы и кредит», 2005, № 5.

6. Моделирование народнохозяйственных процессов: Учеб. пособие / Под ред. И.В.Котова, Л., 1990. с.48-49

7. Основы логистики: Учебное пособие/А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: КНОРУС, 2010. - 576 с.

8. Основы логистики: Учеб. пособие/ Под ред. Л.Б. Миротина и

В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 200 с.

9. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПБ.: Политехника, 1997. - 349с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.