Александр Васильевич Зырянов
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции и маркетинга Уральского государственного экономического университета
ОТ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОДВИЖЕНИЕМ ДО ЛОГИСТИКИ: ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛ
В проведении научных исследований большое значение принадлежит научным центрам и научным школам. Однако почему-то в современной литературе по науковедению и особенно в экономических публикациях внимание к коллективным формам организации исследовательского труда, в том числе к научным школам, их типологии и идентификации, формированию и развитию, оказалось неоправданно ослабленным. В частности, это касается такого направления экономической науки, как логистика. Не встречается работ и публикаций, которые бы исследовали историческую взаимосвязь логистики и экономики; редкие упоминания о наличии научных логистических школ ничем не аргументированы, никто не предпринимал попытки идентифицировать существующие научные школы, провести их ретроспективный анализ, определить истоки логистики как научного направления.
Словосочетание «научный центр» весьма многозначно и связано с территориальным местонахождением научной организации или нескольких организаций, с их организационно-правовой формой. В России научными центрами называют также города, в которых активно развивается наука и сосредоточено значительное число научно-исследовательских организаций и университетов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Научный центр может иметь статус юридического лица или представлять содружество нескольких независимых научных организаций. В первом случае примером могут служить научные центры в системе Академии наук РФ, крупнейшие университеты и высшие учебные заведения мирового уровня. Среди них можно назвать всемирно известные университеты: Кембриджский, Оксфордский, Гарвардский, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова. В нашей стране крупнейшие вузы называются центрами подготовки научно-педагогических работников для периферийных учебных и научных заведений. Второй вариант научного центра представляет собой форму организации научно-исследовательских работ на основе сотрудничества ученых нескольких НИИ, университетов, проектно-конструкторских организаций.
Понятие «школа» в контексте рассматриваемого вопроса используется весьма широко и связано не только с наукой, но и с искусством. Школа - это
направление в науке или искусстве, т.е. в тех областях человеческой деятельности, которым наиболее свойственно творческое начало. Так, говоря об искусстве, можно, например, назвать московскую хореографическую школу, репинскую школу живописи.
Научные школы имеют такую же древнюю историю, как и сама наука. Правда, с точки зрения организационных форм научные школы претерпели существенные изменения, которые связаны, во-первых, с интернационализацией и глобализацией науки и, во-вторых, с развитием технических средств коммуникации и передачи данных.
В исследованиях по-разному определяют типологические формы научных школ. Некоторые авторы выделяют три типа данной формы коллективного научного творчества:
1) научно-образовательная школа;
2) школа - исследовательский коллектив;
3) школа как направление в определенной области науки [15. С. 18].
Научно-образовательная школа несет функцию подготовки научных
кадров из числа ее учеников - молодых ученых, продолжателей и последователей. Она осуществляет обучение, а также воспроизводство и пропаганду научных знаний. Правда, иногда о данном типе научной школы говорят, что она ничем не отличается от обычной школы, т.е. учебного заведения [5. С. 49]. По нашему мнению, такое сравнение не вполне корректно, поскольку научная школа занимается не обучением старшеклассников или будущих инженеров, а подготовкой молодых научных работников. Как справедливо отмечает М.Г. Ярошевский, наука в качестве деятельности предполагает производство не только идей, но и людей [15. С. 18].
Школа - исследовательский коллектив предполагает как обучение в аудитории университета, так и проведение под руководством крупного ученого исследований, продолжающих и развивающих его идеи.
Школа как направление в определенной области науки - это группа ученых, объединенных общими идеями. На наш взгляд, этот признак является наиболее значимым. Школа связана с направлением исследований, с конкретной проблематикой. Она отражает определенную систему взглядов и подходов, которые присущи только данной школе. Например, российская школа генетиков, которая сформировалась вокруг Н.В. Тимофеева-Ресовского. Направление школы начало формироваться задолго до второй мировой войны и продолжало развиваться в течение многих десятилетий. Другой пример - школа физики мельчайших наноструктур в Физико-техни-ческом институте им. А.Ф. Иоффе, возглавляемая лауреатом Нобелевской премии академиком Жоресом Алферовым. Открытия, сделанные учеными этой школы, легли в основу современных информационных технологий. Здесь также на протяжении десятилетий проводились исследования в области развития полупроводниковых гетероструктур для оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.
Научная школа есть социальный институт, в котором реализуется объективная потребность ученых в общении, дискуссиях и спорах по исследуемым проблемам, в получении критических или позитивных оценок результатов, их апробации и сотворчестве. Подчеркивая роль социально-коммуника-
тивного аспекта, Г. Ильин дает определение научной школы как особого рода организации ученых, своеобразного социального образования, которое обладает определенной структурой, возникает в определенных социально-исторических условиях, развивается и живет по своим законам, переживает расцвет и упадок [5. С. 18]. Поскольку для научной деятельности характерен когнитивный аспект, развитие науки имеет свою объективную логику. Когнитивная теория личности - направление в психологической науке, в соответствии с которым человек воспринимает объективные явления, исходя из созданной им и до него познавательной системы. Латинское слово «cogшtю» означает «знание или познание». Под влиянием вновь получаемых и накапливаемых знаний, в соперничестве и противоборстве научных школ происходят качественные изменения строя, стиля мышления. Это дает толчок к дальнейшему развитию науки и появлению новых школ. Их деятельность и накопленные новые знания в соответствии с логикой научного развития являются предпосылками научных открытий, формирования более молодых школ следующего поколения и старения существующих. Появление новых школ происходит на базе действующих учений, и сам процесс их зарождения требует достаточно большого времени. Научные школы не появляются в одночасье: проходит время, концентрируется группа ученых, вырабатывается направление школы и ее лицо. Таким образом, правомерно говорить о жизненном цикле научной школы подобно тому, как мы говорим о жизненном цикле предприятия или товара.
Школа формируется вокруг лидера. Как правило, таким лидером выступает крупный ученый, являющийся авторитетом среди своих коллег, генератором и выразителем научных идей данной школы, одержимый проблематикой своего научного направления и, как магнит, притягивающий к себе молодежь. Такое сочетание опыта и молодости несет пользу, как ученикам, так и учителю, совместным трудом которых развивается научное направление школы и ответвляются новые поднаправления. Подчеркнем, что важным качеством лидера и руководителя школы является пассионарность, способность «зажечь» учеников, увлечь их и повести за собой. При этом у лидера не всегда может быть покладистый характер, но данное обстоятельство не снижает высокой степени тяготения к нему учеников. Вспомним пример того же Тимофеева-Ресовского. Он мог сильно обидеть, даже оскорбить, но ученики оставались рядом с ним. Это было бы необъяснимо, если не признать влияния фактора пассионарности руководителя научной школы. Пассионарность - качество, свойственное многим творческим личностям, а не только ученым, и масштаб самой личности тем более высок, чем выше уровень пассионарно-сти. Коллеги знаменитой английской балерины Марго Фонтейн вспоминают, что, когда она появлялась на сцене, от нее исходил какой-то необыкновенно мощный магнетизм, который завораживал и притягивал к ней зрителей. То же самое происходит и в науке.
На формирование научной школы, на наш взгляд, оказывает большое влияние процесс персонализации. Согласно теории персонализации личности А.В. Петровского [9] индивид, в данном случае - ученик, впитывает в себя не только знания, но и свойства личности учителя, который эти знания передает. Учитель (лидер) предстает как человек, обладающий научными знаниями
в какой-то области, и одновременно как держатель «пакета» своих индивидуальных психологических особенностей, личностных качеств. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие личности других людей. Способность лидера к персонализации в своих учениках обеспечивается благодаря богатству его индивидуальности и разнообразию средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществить персонализирующее воздействие. Теория персонализации позволяет лучше понять механизм формирования школы и причины ее жизнеспособности и долголетия. Черты учителя, которые персонализировались в ученике, в какой-то степени перейдут от этого ученика, в свою очередь ставшего учителем и возглавившего научную школу, теперь уже к его ученикам.
Научная школа является одним из видов социальных союзов, где происходит взаимодействие лидера и учеников. Исследователи выделяют три вида источников влияния и власти, лежащие в основе существования социальных союзов: харизма, традиция, закон [1]. Соответственно этим видам влияния выделяют и три типа школ [5].
Первый тип научной школы основан на харизме лидера. В переводе с греческого слово «харизма» означает божественный дар, милость. Концепция харизматического лидерства и типологии авторитета разработана Максом Вебером. Согласно его теории авторитет лидера отличается от простого господства, повиновения подчиненных руководителю, основой которого могут быть привычка, эмоциональная связь последователей с лидером, материальные интересы, идеологическая мотивация. Харизматические качества лидера воспринимаются как необычные или даже как сверхъестественные, как исключительная одаренность их носителя. Создание харизмы рассматривается как важнейшая задача основателя школы. По М. Веберу, чертами харизматического лидерства являются его личный характер; эмоциональная основа построения; новаторская, революционная роль, недолговечность и рутинизация с течением времени.
Второй тип школы предполагает сохранение и продолжение лидером традиций. Происходит процесс, который Вебер назвал рутинизацией харизмы, а современные исследователи (науковеды, политологи, психологи, педагоги) называют рационализацией или традиционализацией харизматического лидерства. Лидер научной школы такого типа объективно выполняет функцию сохранения ее традиционного направления. Слово «традиция» является для данного типа школы ключевым. Следование избранному научному направлению способствует значительному долголетию школы, когда на протяжении нескольких поколений происходит периодическая смена лидеров. Преемственность является важной чертой школы. На смену уходящему лидеру приходит новый, который вырос в данной школе и является естественным продолжателем ее идей и традиций. Его сменяет третий и т.д. Преемственность также весьма важна, без нее вряд ли можно говорить о наличии школы. Вспомним знаменитую английскую кавендишскую лабораторию, на базе которой в конце XIX - первой половине ХХ веков возникла крупнейшая научная школа физики. Ее, сменяя друг друга, возглавляли такие выдающиеся
ученые, как Генри Кавендиш, Джеймс Максвелл, Джон Рэлей, Джозеф Томсон, Эрнест Резерфорд и др. Эти прославленные имена многим известны еще с уроков физики. Отметим, вместе с тем, что рядом с ними работали и другие более и менее крупные ученые, которые во главе со своим лидером и составляли эту научную школу. Уходили одни лидеры, приходили другие, сменялись поколения, но школа оставалась.
Преемственность и традиции являются тесно связанными чертами научной школы. Для формирования школы необходимо время, измеряемое годами, а может быть, десятками лет, и накопление традиций. Формами их проявления и одновременно признаками научной школы могут быть направление и научная специализация школы, категориальные приоритеты и акценты, самобытность исследований в плане их объекта, применяемые методы исследования, характер апробации результатов исследования и каналы их доведения до сведения научного сообщества, научное признание, количество учеников и вклад представителей школы в науку и т.д.
Наконец, третий тип научной школы, который некоторые исследователи выделяют с точки зрения источника власти лидера, - это школа как социальный институт (кафедра или научное подразделение в вузе, научноисследовательский институт). Ее лидером «по штату» является заведующий кафедрой, заведующий лабораторией, директор НИИ. Ключевое слово здесь «институт». Небесспорность отнесения к научным школам организаций подобного рода просматривается даже в работах тех исследователей, которые их выделяют: «Научная школа становится социальной технологией воспроизводства определенного способа мышления, машиной, воспроизводящей саму себя, относительно независимо от желаний, воли и порой даже научной квалификации людей, которые ее обслуживают» [5. С. 50].
Исходя из действия одного из трех источников власти, определяют и полный цикл-триаду развития научной школы:
Харизматическая стадия Традиционная стадия Институциональная стадия
С нашей точки зрения, важно отметить, что главной стадией является первая, харизматическая. Большое значение имеет и вторая, традиционная. Каждая из этих двух стадий (типов школ) способна обеспечить полноценную реализацию описанных выше функций научной школы:
1) подготовка научных кадров;
2) вовлечение учеников в проведение научных исследований, развивающих идеи лидера;
3) развитие своего научного направления, разработка традиционных для данной школы научных проблем.
Вместе с тем представляется, что третья выделенная стадия вполне может и не сочетаться с реализацией функций научной школы. Совершенно неправомерно отождествлять научную школу и какой-либо социальный институт, например кафедру. Если не выработана преемственность, то продолжительность жизни школы ограничивается харизматической стадией, т.е. продолжительностью активной творческой жизни ее лидера. Жизненный цикл не всегда может включать все три перечисленные стадии. А по количеству ре-
ально выполняемых функций (одна, две или все три) можно говорить о степени зрелости научной школы. Полноценной научная школа может являться лишь в случае реализации всех трех названных функций, из которых особое значение имеет третья - развитие своего направления.
Научная школа не обязательно должна иметь какое-то территориальное или институциональное тяготение. Если на ранних этапах развития науки была ярко выражена территориальная локализация научных школ, то по мере ее развития все более усиливалась тенденция делокализации и расширения географии местонахождения входящих в школу научных работников. Ученики, которые выросли рядом с руководителем школы, разъезжаются по различным городам, становятся во главе своих коллективов, помогают вырасти своим ученикам. Так образуется своеобразное научное генеалогическое древо.
Во второй половине ХХ столетия ускоренное развитие получили компьютерная техника, средства коммуникации, появились факсимильная связь и электронная почта. Это дало научным работникам возможность эффективного взаимодействия в условиях еще большей удаленности друг от друга, в том числе нахождения в различных уголках планеты. Научную школу называют прототипом незримого коллектива [8. С. 51].
Незримые коллективы стали активно изучаться в 60-е годы ХХ века. Однако считается, что первые такие коллективы появились намного раньше -в середине ХУИ века, когда группа английских ученых объединилась, не оформившись в официальную организацию. Члены незримого коллектива с помощью писем обменивались результатами своих исследований с целью сохранения приоритета в открытиях. Несколько позже эта группа стала ядром Лондонского Королевского общества. В современном мире роль незримых коллективов и их возможности, обусловленные развитием современных сетей коммуникации, весьма велики. Специалисты по исследованию незримых коллективов различают два основных их типа: организации по обмену научной информацией и организации более сложного типа, действующие на принципах универсального разума. С развитием науки объективно во все большей степени испытывается потребность в поиске и выработке совместного решения проблемы. Такая кооперация весьма эффективна. Можно вспомнить знаменитые семинары Тимофеева-Ресовского, где каждый мог высказывать любую самую фантастическую мысль. Отметим, однако, что незримый коллектив - это не обязательно школа; он может не обладать всеми признаками школы. Например, первый тип незримого коллектива ставит главной задачей обмен научной информацией, написание совместных статей. Научная школа, представляя собой направление науки, развивает это направление.
Рассмотрим формирование школы в такой сравнительно молодой отрасли экономической науки, как логистика. Как совершенно справедливо отмечает в своих работах М.Г. Ярошевский, каждый новый шаг в науке начинается с «истории вопроса». Незнание истории ведет к тавтологии, в частности, к тому, что давние представления выдаются за открытия. Но в этом случае наука засоряется, движется на холостом ходу, не решает своей главной задачи - производства нового знания [15. С. 395].
В начале 1990-х годов в России существовало несколько научных школ логистики, которые начали формироваться задолго до первых рыночных пре-
образований. Для исследования истории развития логистики как научного направления необходимо осуществить ее периодизацию и проследить генезис. Логистика, представляя собой новое направление экономической науки, появилась в нашей стране не на пустом месте. Можно по-разному подходить к определению исходной точки истории научного направления. Например, вспомнить о том, что еще в середине Х1Х века термин «логистика» имел применение в управлении перемещением войск. Однако нам представляется, что более правильно считать началом процесса зарождения логистики советский период времени. Может быть, следует принять за точку отсчета середину 1960-х годов. В 1965 г., когда в СССР была начата экономическая реформа, был создан Госснаб СССР, центральный орган, ведавший распределением и обращением продукции производственно-технического назначения. Несколько ранее, в 1962 г. был создан Научно-исследовательский институт экономики и организации материально-технического снабжения (НИИМС), ученые которого внесли заметный вклад в развитие экономической науки. А с точки зрения отрасли науки логистику следует считать отпочковавшейся от научного направления и соответствующей специальности «Материальнотехническое снабжение и сбыт». В общем-то именно такая идея заложена в работах известных отечественных ученых-логистов М.П. Гордона и С.Б. Карнаухова. Они, в частности, отмечают, что как раздел экономической науки логистика приобретает свою теорию и методологию, воспроизводит положения экономики транспорта и торговли, «становится преемницей значительной части учебного процесса по экономике, планированию и организации материально-технического снабжения» [3. С. 15. Курсив наш. - А.З. ]. Что уже давно многие отечественные научно-практические разработки непосредственно включали элементы и проблемы логистической науки и были посвящены формам, методам управления и хозяйственным процессам товародвижения, совершенствованию структуры совокупных запасов продукции и формированию оптимальных партий ее поставки, управлению складским хозяйством, рационализации грузопотоков, комплексному управлению товародвижением [3. С. 7]. Другие авторы также отмечают, что логистика в своей основе не является феноменом совершенно новым и неизвестным практике [7. С. 32]. Мы бы существенно расширили этот ряд, добавив в него такие логистические проблемы, как оптимизация размещения и мощности товаропроводящих предприятий; оптимизация текущих и единовременных затрат, связанных с продвижением продукции; расширение состава и введение новых услуг по обеспечению товародвижения, которые сегодня в числе прочих именуются логистическими операциями; методология эффективности всех звеньев транспортно-торговой сети и др. Из многочисленных определений логистики можно выделить суть, квинтэссенцию, которая отличает логистику от ее исторического прообраза советского времени: материально-технического снабжения и сбыта. Логистика - это эффективное и скоординированное управление товарно-материальными и связанными с ними информационными, трудовыми и финансовыми потоками на всем пути их следования. А в зависимости от конкретного вида потока, выступающего в качестве объекта логистического управления, различают и соответствующие направления, ви-
ды логистики (макрологистику, микрологистику, транспортную, закупочную, распределительную и др.).
Учитывая приведенные посылки, вполне приемлемым для периодизации можно считать подход зарубежных и отечественных ученых при исследовании эволюции логистики [7. С. 31-33], когда выделяют три периода развития систем товародвижения материальной продукции:
1) дологистический;
2) период классической логистики;
3) период неологистики.
Для отечественной экономической науки можно наметить следующие временные границы первых двух периодов. Дологистический период: середина 1960-х годов - 1991 г. (распад СССР, вхождение предприятий в реальную рыночную экономику). Для первого периода характерен фрагментарный характер управления материальными потоками. Период классической логистики: с 1991 г. по сегодняшний день. На российских предприятиях начинают создаваться логистические системы. Учеными активно обсуждаются концептуальные логистические подходы, логистика становится новым научным направлением экономической науки. Растет число монографий, учебников и учебных пособий [2, 3, 7 и др.].
Предметом логистики является управление материальными потоками. Экономика материально-технического снабжения как отрасль экономической науки в качестве предмета исследования также рассматривала материальные потоки или отдельные их стадии: управление запасами, управление внутризаводскими материальными потоками и т.п. А материально-техническое снабжение и сбыт в качестве объекта своего управления рассматривало материальные потоки. Обратимся к определению сущности материально-технического снабжения, которое было принято в 1960-1980-е годы в период функционирования отечественной экономики на принципах распределительной системы: «Материально-техническое снабжение представляет собой планомерно организуемый социалистическим государством процесс распределения и обращения средств производства и организации наиболее рационального их доведения от производителя до потребителей» [14. С. 12-13]. По существу, такой смысл был заложен и в других определениях материальнотехнического снабжения [4. С. 12]. Обратим внимание на «логистическое» наполнение цели процесса материально-технического снабжения, которое ясно видно из приведенного определения: планомерный и наиболее рациональный характер доведения от производителя до потребителя.
Было бы не вполне корректным по отношению к ученым и практическим работникам, которые на протяжении десятилетий советского периода отечественной истории занимались разработкой перечисленного круга проблем, не замечать такого сходства, исследуя генезис логистики как направления экономической науки. Поэтому закономерным следует считать тот факт, что когда в начале 1990-х годов ВАК РФ пересмотрела номенклатуру научных специальностей, то вместо прежней специальности «Экономика и планирование материально-технического снабжения» под тем же кодом (08.00.06) была введена специальность «Логистика».
Вместе с тем ставить знак равенства между прежними научными наработками по материально-техническому снабжению и современной логистической наукой нельзя. Так же как неправомерно применительно к условиям распределительной экономики говорить о практической реализации логистического подхода к управлению товарно-материальными потоками. Это объясняется рядом моментов.
Во-первых, самим типом прежней экономики, который не создавал полноценного экономического интереса у всех участников воспроизводственного процесса в достижении наилучших экономических результатов, что многообразно проявлялось на различных стадиях движения потока: наличием нерациональных схем товародвижения, небывало высоким уровнем запасо-емкости, чрезмерной трудоемкостью выполнения транспортно-экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и складских операций и т.д., а в конечном счете, весьма низкой эффективностью выполнения этих вспомогательных процессов.
Во-вторых, отсутствием или неразвитостью современных средств связи, новейших устройств обработки и мощных каналов передачи информации. Именно благодаря появлению возможности непрерывного отслеживания движения материального потока с помощью современных средств связи становится возможным создать логистическую систему управления как в мик-ро-, так и в макромасштабе.
В-третьих, крайне низким техническим и технологическим уровнем инфраструктурных отраслей, обеспечивающих процесс товаро- и материало-движения. В течение всего периода советской истории бытовало пренебрежительное отношение к транспортно-складскому хозяйству и его роли. Научно-технический прогресс и инновации были связаны прежде всего с так называемыми отраслями материального производства, если говорить о масштабе макроэкономики, и с основным производством, если иметь в виду отдельное производственное предприятие.
В настоящее время перечисленные сдерживающие причины объективно ушли в прошлое. Нацеленность всех субъектов хозяйствования на максимальный экономический результат заставляет их искать пути существенного сокращения совокупных расходов на всем пути продвижения продукции. При этом, что очень важно подчеркнуть, возникает отсутствовавшая ранее и являющаяся краеугольным камнем логистического подхода скоординированность действий всех заинтересованных участников. Интерес каждого способствует достижению интереса других партнеров. А координатором действий выступает логистическая структура соответствующего уровня и назначения. Результат - многократно декларировавшийся в советский период принцип доставки «точно - вовремя (just-in-time)», «от двери - до двери», «канбан». Логистические структуры берут на себя все операции, так или иначе связанные с продвижением продукции от начальной точки до конечной, освобождая товаропроизводителей и товарополучателей от выполнения несвойственных им функций и при этом экономя их время и финансовые средства. По оценкам, до 70% транспортно-экспедиционных операций выполняют сами грузоотправители и лишь 30% - специализированные предприятия. Осуществление самовывоза продукции, связанное с необходимостью содержания собст-
венного транспортно-складского хозяйства, значительно снижает эффективность выполнения основного вида экономической деятельности товаропроизводителей и товарополучателей.
Характеризуя дологистический период развития логистики в отечественной экономике, отметим что в Советском Союзе и в России существовала разветвленная, с обширной географией сеть высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, в которых проводились научные исследования по проблемам экономики и организации материало- и товародвижения. В этих организациях было занято значительное число ученых. Вместе с тем необходимо особо выделить три центра, которые одновременно являлись и научными школами данной подотрасли науки. Две из них находились в Москве и одна в Ленинграде. В России в то время существовало только три специализированных совета по защитам диссертаций по специальности 08.00.06, и они были созданы именно в этих организациях. Круг основных проблем, которые выражали направления трех столичных школ в 1960-1980-е годы и не утратили актуальности в условиях современной рыночной экономики, примерно одинаков. В то же время можно говорить о наличии особенностей каждой из школ в части разрабатываемых проблем, что в соответствии с вышеупомянутыми признаками позволяет определять эти организации как научные школы. Среди основных проблем можно назвать такие как:
организация материалодвижения на предприятиях, включая организацию транспорно-складского хозяйства и управление внутренними материа-лопотоками, планирование материально-технического снабжения и сбыта, нормирование и рационализацию материалопотребления;
разработка новых технологий хранения, переработки и транспортировки грузов, предусматривающих современное механизированное складское оборудование и автоматизированное управление транспортно-складскими процессами;
управление материальными и товарными запасами; выбор оптимальных каналов материало- и товародвижения; организация и оптимизация хозяйственных связей между товаропроизводителями, товарополучателями и посредническими предприятиями;
развитие различных форм материалообеспечения и расширение состава оказываемых услуг;
минимизация издержек обращения и текущих расходов, связанных с организацией и обеспечением товародвижения;
эффективность производственных основных фондов и капитальных вложений;
исследование организационных структур управления материалодвиже-нием и сбытом продукции;
организация сбыта продукции на предприятиях и оптимизация сбытовых каналов;
проектирование и внедрение автоматизированных систем управления в сфере материально-технического снабжения и сбыта и др.
Основным центром являлся Научно-исследовательский институт экономики и организации материально-технического снабжения Госснаба СССР - НИИМС (ныне - ИТКОР), где были сосредоточены мощные научные
силы. Среди десятков видных ученых трудно выделить наиболее яркие имена. Но в первую очередь следует назвать таких как В.С. Куротченко, О.Д. Про-ценко, М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов, А.И. Баскин, Н.А. Нагапетьянц, А.А. Сме-хов, Е.А. Хруцкий, Е.П. Белотелов, И.Е. Сонин. Вклад ниимсовской школы в развитие науки весьма заметен, а результаты выражаются в выполненных фундаментальных и прикладных исследованиях, многочисленных публикациях, в подготовке большого числа докторов и кандидатов экономических наук. Лицо школы НИИМСа среди прочего определялось и выпускаемым периодическим сборником научных трудов, материалы которого по своему содержанию и уровню могли бы украсить любой экономический журнал того времени, а в некоторой части не утратили актуальности и в наши дни. К сожалению, тираж данного издания был небольшой, и в настоящее время оно превратилось в раритет. В большой мере с ниимсовской школой связан и научно-производственный журнал «Материально-техническое снабжение» (сейчас - «РИСК»). Он долгое время являлся трибуной, с которой делились результатами своих исследований представители данного научного направления.
Являясь главным научно-исследовательским институтом не только России, но и всего СССР, НИИМС на протяжении многих лет осуществлял разработку самого широкого спектра проблем по научному направлению «Экономика и планирование материально-технического снабжения». Наиболее заметным нам представляется вклад ученых данной школы в решение таких проблем, как: оптимизация организационных структур управления службами материально-технического снабжения и сбыта, транспортно-складским и заготовительным хозяйством; методология оценки и повышение эффективности основных фондов и капитальных вложений; эффективность каналов и предприятий товаропроводящей сети; управление товарно-материальными запасами; оптимизация размеров, специализации и размещения баз и складских предприятий; оптимизация хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения; рационализация работы транспорта; нормирование расхода и рационализация материалопотребления; исследование региональных особенностей материалообеспечения и др.
В Москве существовала еще одна школа, достижения которой также весьма заметны. Это Московский институт народного хозяйства (ныне -Российская экономическая академия) им. Г.В. Плеханова. Исторически во главе ее в разное время стояли такие видные ученые, как Э.Ю. Локшин,
Н.Д. Фасоляк, Д.Т. Новиков, С.Н. Воронин. Здесь было защищено множество кандидатских и докторских диссертаций. Под патронажем минховской школы регулярно проводились семинары в Московском доме научно-технической пропаганды им. Ф.Э. Дзержинского по секции «Материально-техническое снабжение» с публикацией соответствующих материалов. Среди основных проблем, которые выражали направление школы и не утратили актуальности в условиях современной рыночной экономики, можно назвать следующие: организация материалодвижения на предприятиях различных
отраслей; организация транспортно-складского хозяйства предприятий; нормирование и рационализация материалопотребления; управление материальными и товарными запасами; выбор оптимальных каналов материало- и товародвижения; организация и оптимизация хозяйственных связей между това-
ропроизводителями, товарополучателями и посредническими предприятиями; прямые связи и кооперированные поставки; минимизация издержек обращения и текущих расходов, связанных с организацией и обеспечением товародвижения; организация сбыта продукции на предприятиях и оптимизация сбытовых каналов; внедрение автоматизированных систем управления в сфере материально-технического снабжения и сбыта и др.
Третий центр и, соответственно, третья научная школа - это Ленинградский финансово-экономический институт (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) им. Н.А. Вознесенского. Во главе школы стояли такие видные ученые, как А.А. Иотковский и О.А. Новиков. К плеяде выдающихся ученых ленинградской школы принадлежали Л.М. Кантор, В.Н. Войтоловский, М.Ш. Доветов и др. В течение постсоветского периода (к началу 2000 г.) здесь защищено более двух десятков докторских и свыше семидесяти кандидатских диссертаций. Выпущено более трех десятков монографий, учебников и учебных пособий.
Здесь также на протяжении долгих лет осуществлялась разработка широкого круга проблем, среди которых можно выделить: управление качеством материально-технического снабжения; управление запасами; повышение эффективности грузовых перевозок; оптимизацию хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения; внедрение новых форм материалообеспечения и оптимизацию форм снабжения; организацию материально-технического снабжения и сбыта на предприятиях; нормирование расхода материалов и ресурсосбережение и др.
В московских и ленинградской научных школах на протяжении длительного периода времени осуществлялась подготовка научных кадров для многих регионов России. Непрерывный количественный рост научных работников во многих российских городах неизбежно привел к качественным сдвигам. В ряде крупных городов и регионов России стали формироваться собственные научные школы логистики. Наряду с Уралом (Екатеринбург, Оренбург) мы бы отметили регионы Поволжья (Самару, Саратов), Ростов-на-Дону, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск и др. Показателями формирования периферийных логистических школ являются возросшее число издаваемых ими монографий и учебников, проведение конференций, усиление связей с зарубежными университетами. Во многих из названных научных центров в специализированных советах защищено в последние годы по 8-10 кандидатских и докторских диссертаций. При этом важно отметить, что на периферии сложилась известная преемственность научных школ по отношению к трем столичным. Так, Екатеринбург тяготеет к РЭА (МИНХ) и к Институту исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР). А вот научные кадры для Хабаровской государственной экономической академии были подготовлены как в санкт-петербургской, так и в московской (РЭА) школах логистики. Для других городов России характерна своя научная генеалогия и специфическое сочетание влияния главных научных школ.
Таким образом, к началу второго периода развития науки об управлении материалодвижением во многих регионах страны сформировались научные ответвления от столичных школ логистики, тяготеющие к тем или иным ведущим традиционным школам, их направлениям и проблематике, что не
могло не сказаться на определении их собственного профиля. Интересно отметить, что в последние годы достаточно отчетливо наметился процесс ответвления от научных школ и центров уже и в периферийных городах. Созданы однотипные кафедры как в рамках одного вуза (Самарская государственная экономическая академия), так и в пределах города (Хабаровск, Самара и др.).
Следует также отметить, что помимо развития традиционных научных школ и их региональных ответвлений получил развитие процесс создания новых научных коллективов в тех вузах, где ранее (до 1991 г.) не было специализированных кафедр материально-технического снабжения, управления материальными ресурсами и им подобных. Они вносят существенный вклад в развитие логистики как нового научного направления.
Правомерно говорить о формировании новых школ в регионах Российской Федерации. Они имеют свои специфические научные направления, чем, на наш взгляд, в первую очередь и предопределяется формирование и дальнейший прогресс самой научной школы, ее право так называться. Так, в Уральском государственном экономическом университете имеется и успешно функционирует диссертационный совет по специализации «Логистика». Фазу жизненного цикла уральской школы логистики и других периферийных школ следует, по мнению автора, определить как «начало формирования». Это объясняется двумя причинами: во-первых, небольшим их возрастом;
во-вторых, адаптацией сложившейся в вузах проблематики исследований к условиям рыночной экономики. Формирующееся в УрГЭУ направление продолжает традиции московских школ. Прежде всего ниимсовской, где в свое время проводились глубокие исследования по проблемам размещения баз (А.С. Мощалков, Г.Э. Сирено, Н.А. Нагапетьянц и др.), по определению оптимальных размеров складских предприятий (И.Е. Сонин), по определению оптимальных зон обслуживания баз (В.С. Мейнерт), по выбору форм снабжения (В.Т. Наумик, В.И. Одесс, А.И. Баскин), по оптимизации организационных структур управления на макро- и микроуровнях (М.П. Гордон, Л.М. Крепкий, И.Е. Сонин). В МИНХе также серьезно занимались разработкой этих и ряда смежных проблем (Н.Д. Фасоляк, П.В. Смирнов). Наряду с продолжением традиций московских школ фактором формирования собственного научного направления стало наличие в университете уральской научной школы региональной экономики, а также ученых, специализирующихся на организации торговли продовольственными и непродовольственными товарами и на маркетинговых исследованиях. Все перечисленные факторы и определили научное направление деятельности кафедры коммерции и маркетинга. Оно связано с распределительной логистикой и размещением, оптимизацией мощностей и специализации товаропроводящей сети предприятий оптовой и розничной торговли. Кроме того, в круг разрабатываемых проблем входят организация закупочной логистики, методологические вопросы оценки эффективности логистических процессов.
В настоящей статье мы не ставили перед собой цели дать исчерпывающий анализ истории становления и развития российских логистических школ, ограничившись в первую очередь постановкой проблемы. Мы полагаем, что наши идеи найдут отклик и будет проведено более глубокое исследование.
С более четкой идентификацией научных школ логистики по количеству и степени их зрелости, с описанием проблем в привязке к конкретным ученым -представителям этих школ. С анализом показателей, позволяющих сравнивать школы и делать объективные выводы. С использованием опубликованных материалов отечественных исследователей истории становления отраслей и подотраслей обращения и изучающей их экономической науки [14. Гл. III]. С определением места и направлений научных коллективов и институтов, которые появились сравнительно недавно и значительно расширили количество научных центров логистики и научное сообщество логистов.
Литература
1. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
3. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
4. Иванов Н.В. Экономика и планирование материально-технического снабжения промышленности: Учеб. для экон. вузов. М.: Экономика, 1969.
5. Ильин Г. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 49-50.
6. Лейман Н.И. Научный коллектив, его структура, типология и функции // Социологические проблемы науки. Л., 1974.
7. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М,
1997.
8. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. М.: Наука, 1969 (Физ.-мат. б-ка инж.).
9. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
10. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
11. Философия и методология науки: В 2 ч. М.: SvR-Аргус, 1994.
12. Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1976.
13. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения и сбыта: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Экономика и планирование мат.-техн. снабжения» / Под ред. А.А. Иотковского и Н.Д. Фасоляка. М.: Экономика, 1974.
14. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 1997.