Научная статья на тему 'Производительность труда как ключевой фактор успеха многоуровневой конкурентоспособности'

Производительность труда как ключевой фактор успеха многоуровневой конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марковская Е.Н.

В работе рассматривается система формирования конкурентоспособных преимуществ предприятия на основе повышения производительности труда. Последняя рассматривается как сквозной ключевой фактор успеха многоуровневой конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производительность труда как ключевой фактор успеха многоуровневой конкурентоспособности»

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

E.H. МАРКОВСКАЯ Кафедра экономики труда и управления персоналом Кубанского государственного университета

Производительность труда является важнейшим показателем эффективности общественного производства. От ее роста зависят успехи в развитии экономики страны, повышение народного благосостояния.

Рассматривая понятие «производительность труда» как ключевой фактор успеха конкурентоспособности, имеет смысл, с нашей точки зрения, привести упрощенную схему формирования конкурентоспособных преимуществ предприятия (см. рисунок), рассмотреть понятие «конкурентоспособность» и отметить его значение в рыночной экономике.

Одной из главных задач, стоящих перед предприятием, должна быть задача усиления его конкурентного положения на рынке. То есть в центре внимания должна быть конкурентоспособность. Конкурентоспособность — это способность «выстоять» в конкурентной борьбе. Речь может идти о конкурентоспособности предприятия (фирмы, акционерного общества и т.п.), может — о конкурентоспособности товара. Первое в конечном счете зависит от второго, но не всегда совпадает с ним. Конкурентоспособность предприятия — это способность субъекта хозяйствования на основе существующих технологий, кадров, организации производства и управления, обеспечения высокой деловой активности, достижения более выгодных условий производства и сбыта создавать конкурентоспособную продукцию и тем самым получать

1 Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика/Общ. ред. д.э.н. проф. В.И. Кушлин. — М., 2004.

- С. 250.

2 Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. — СПб., 2003.

- С. 286.

прибыль1. Различают конкурентоспособность страны, компании, проекта, товара.

Б.А. Райзберг использует определение, предложенное европейским форумом:«Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». В приведенном определении Б.А. Райзберг выделяет влияние на конкурентоспособность не только производства и сбыта, но и проектирования товаров. Уже в процессе проектирования, разработки товаров, при определении их конструкции, формы, состава закладываются качественные параметры, определяющим образом воздействующие на привлекательность товара для потенциального потребителя2.

Предприятиям, осуществляющим свою деятельность в рыночной среде, которая содержит много подобных конкурентов, приходится действовать в постоянном соперничестве. Конкуренция прослеживается на всех ступенях процесса производства и сбыта (за ресурсы, за изготовление продукции и за реализацию изготовленных товаров). Соперничество за ресурсы и за изготовление продукции, удовлетворяющей возрастающие требования покупателей, со стороны не видно (оно осуществляется в процессе, до выхода на рынок), но при реализации изготовленных товаров выявляются все слабые и сильные стороны предприятия.

Многие отечественные авторы считают конкуренцию «движущей силой». «В настоящее время не существует более сильного стимулирующего сред-

60

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя и ържтск*

Упрощенная схема формирования конкурентоспособных преимуществ предприятия

Конкуренция

ства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производственные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях»3.

Однако в настоящее время нет единой точки зрения о пользе конкуренции. Так, например, в статье Е. Гильбо «Русские в конкурентной среде» говорится: «Русские смогут выжить и эффективно работать только в патерналистской системе азиатского типа, изолирующей их от конкуренции. Без этого необходимого условия в России не будет эффективной экономики».

М.Г. Миронов считает по-другому: «Для России проблема поднятия конкурентоспособности при переходе к рыночным отношениям имеет особенное значение. Поскольку конкурентоспособность экономики России — это суммарная конкурентоспособность ее предприятий, фирм, организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия»4. На наш взгляд, эта точка зрения является более приемлемой. И без сомнения, именно конкурентоспособность, наряду с интенсификацией производства на основе НТП является основным

3 Рийзберг Б.А. Курс управления экономикой. — СПб., 2003. -С. 286.

4 Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. — М., 2004. -С. 3.

фактором подъема производства с упором не на ресурсные преимущества, а на технологические.

Конкуренция осуществляется повсеместно, как упоминалось выше, соперничество за ресурсы и соперничество в сфере производства зачастую не видны. В процессе производства товаров и обеспечения ихдвижения от этап а разработки до этапа сбыта предприятие придает товарам свойства (стоимостные и потребительские), которые определяются его ресурсами (человеческими, материальными и финансовыми). На международном уровне в основе сопоставимых преимуществ различных стран лежит интенсивность использования ресурсов и усилия предприятий по созданию конкурентных преимуществ.

На макроэкономическом уровне успех предприятия зависит и от поддержки государства, от возможностей государства поддержать отечественных экспортеров, помочь обеспечить конкурентные преимущества по сравнению с предпринимателями других стран.

Конкурентоспособность предприятий на мировом рынке зависит от многих факторов: экономических, институциональных, политических, культурных, человеческих и образовательных. Имеется взаимосвязь между получением прибыли и повышением международной конкурентоспособности предприятия. Чтобы ее оценить, целесообразно проанализировать факторы, присущие международной конкурентоспособности. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы — это государственная политика в отношении экспорта и импорта, социально-эконо-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш -и -нрахжъх*

61

мическая среда, находящаяся вне сферы непосредственного влияния предприятия, уровень экономического развития страны, государственная экономическая политика в странах-экспортерах и в странах-импортерах товаров. Важнейшими внутренними факторами являются: уровень качества управления компанией (уровень подготовки менеджеров), уровень производительности труда, технологический фактор и непосредственно технология производства. Эти факторы являются ключевыми и в формировании конкурентоспособности предприятия на внутреннем рынке; они также определяют уровень издержек производства и сбыта. В настоящее время ведущие американские специалисты склонны считать, что конкуренция между предприятиями перешла из процесса сбыта в процесс управления.

Рассмотрев значимость формирования конкурентных преимуществ предприятия на микро- и макроуровнях и подчеркнув важность таких понятий, как «качество управления», «человеческие ресурсы», «производительность труда», следует изучить само понятие «производительность труда» и проследить его трансформацию.

1958 г. Производительность труда — способность рабочего изготовить в течение данного рабочего времени (час, рабочий день и т.п.) определенное количество продукции. На уровень производительности труда влияют техническая вооруженность и совершенство орудий производства, умелое использование машин, квалификация работников, система оплаты труда, уплотнение рабочего дня, укрепление дисциплины труда и т.п.5.

1973 г. Производительность труда — показатель эффективности, плодотворности затрат труда в процессе целесообразной деятельности людей. Показатель уровня производительности труда характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени, т.е. выработкой, или количеством рабочего времени, затраченного на выполнение единицы работ, т.е. трудоемкостью6.

5 Политический словарь / Под ред. проф. Б.Н. Пономарева. - М., 1958.-С. 452.

6 Екельчик М.С. Вопросы труда и заработной платы в строительстве. - Киев, 1973. — С. 58.

7 Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика/Общ. ред. д.э.н. проф. В.И. Кушлин. — М., 2004. - С. 492.

8 Организация, нормирование и оплата труда / Под ред. проф. A.C. Головачева. - М., 2004. - С. 289.

9 Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, H.A. Горелова. - СПб., 2004. - С. 619.

111 http://www.veot.ru/themes/default/content.asp. Брокерский дом.

2004 г. Производительность труда — показатель эффективности использования ресурсов труда, который измеряется как отношение результатов хозяйственной деятельности в натуральном или стоимостном выражении к затратам труда7.

Производительность (эффективность, продуктивность) индивидуальных затрат живого труда измеряется количеством материальных благ, производимых работником в единицу времени, или затратами времени, приходящимися на единицу продукции8.

Производительность труда (выработка) — объем продукции, произведенной в единицу времени. Определяется как личностными, так и вещественными факторами производства. В зарубежной литературе нередко соотносится только с личным фактором производства (при этом часто используется термин «продуктивность»)9.

Как макроэкономический показатель: productivity — производительность труда — определяется как сумма выхода за рабочий час (или объем продуктов, поделенный на количество рабочих часов); этот показатель полезен для предсказания инфляции и прироста объема производства10.

Существует также понятие эффективности труда, включающее кроме экономического (собственно производительность труда) еще психофизиологический (обеспечение безвредных, безопасных, благоприятных санитарно-гигиенических условий) и социальный (гармоничное развитие личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение производственного профиля, формирование позитивного социального климата в трудовых коллективах) аспекты. Если указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда.

В настоящее время на мировом рынке прослеживается зависимость темпов роста производительности труда от прогресса в системе образования и менеджмента. И это кажется очевидным, ведь только при высоком качестве управления возможно объективно выявить резервы роста производительности труда и внедрить их практически. Различия в области образования (уровень подготовки менеджеров зависит и от политики государства) способны оказать влияние на конкурентоспособность фирм, что отражается и на позициях стран на мировом рынке.

Что касается управления персоналом, то можно отметить постепенное исчезновение четких разграничений между различными категориями работников. Интеллектуализация трудовой деятель-

62

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРЪЯ и -П7>*хж?1Ъ4

Ангыиу каЯщ^ЯшкмсобЯясти

6 (39) - 2005

ности, непрерывное обучение становятся важнейшим средством повышения эффективности деятельности фирмы. Большое внимание уделяется формированию и управлению культурой компании, проблемам управления конфликтами.

В современной трактовке управление персоналом — это деятельность по созданию ситуаций, способствующих заинтересованности персонала в достижении целей организации. Основной упор делается на экономические, организационные и психологические методы, а не административно-командные.

К сожалению, в российской экономике, как отметил Международный экономический форум и Мировой банк, система менеджмента является слабым звеном в конкурентной борьбе.

Общеизвестно, что недостаточные производственные инвестиции и вложения в НИОКР, слабая кооперация между менеджментом и персоналом имели своим результатом ослабление конкурентных позиций США. Эта страна вкладывает в подготовку менеджеров, рабочих и служащих вдвое меньше средств, чем Япония, а также уступает последней по числу ученых и инженеров.

Уровень образования становится главной составляющей конкурентоспособности государств. Более высокий уровень образования менеджеров, рабочих и служащих позволит предприятиям быстрее, чем прежде, осваивать новые рынки.

По определению Международного форума по управлению, конкурентоспособность предприятий отдельных стран на мировом уровне определяется такими факторами, как:

- макроэкономическая стабильность и предсказуемость экономической политики;

- уровень интернационализации экономики, т. е. участие страны в международной торговле и инвестировании;

- степень соответствия государственной политики требованиям конкуренции;

- эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;

- уровень развития новейшей инфраструктуры (сети связи, Интернет) в стране;

- качество управления компанией;

- развитие научно-технологического потенциала;

- наличие и уровень квалификации человеческих ресурсов.

Растет значение «невидимых» элементов конкурентоспособности, формируемых уровнем подготовки занятых (и прежде всего качеством бизнес-образования) менеджеров. Успех предприятий все меньше зависит от размеров используемого в производстве вещного капитала и все больше — от компетентности занятых, а следовательно от качества человеческих ресурсов.

При формировании конкурентных преимуществ предприятиям в первую очередь следует обратить внимание именно на человеческие ресурсы, на уровень подготовки менеджеров, применять современные концепции менеджмента, быстро адаптироваться к новым условиям жизни. При соблюдении этих необходимых условий предприятие будет иметь конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шеоркя ъ -ПРЛХЖЪ-Ы

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.