Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и методические основы их классификации'

Факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и методические основы их классификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и методические основы их классификации»

Факторы

конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и методические основы их классификации

П.Н. Шаронин,

аспирант кафедры БУ и АХД

Экономическое благополучие субъектов рыночной экономики главным образом зависит от того, как хорошо субъект понял законы конкуренции, ее формы и проявления, и как подготовлен к конкурентной борьбе. Поэтому важно осознать понятие конкуренции, значение конкуренции в экономике, проблемы, связанные с конкуренцией, а также знать факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Исследование самого понятия конкурентоспособности привело нас к выводу, что в целом существует универсальный механизм конкурирования, хотя конкурентоспособность как категория рыночной экономики определяется и на уровне продукта, и на уровне самого экономического субъекта, участника рыночных отношений, а также на уровне стран и отдельных регионов.

Однако отдельные уровни конкурирования отличаются своими методами и показателями, причем предмет конкуренции диктует выбор конкретного метода и набор конкретных показателей для исследования рынка.

Следует согласиться с И.В. Кривко в том, что для этого необходимо рассмотреть, каким компонентам экономической системы присуще свойство конкурентоспособности; в каких ситуациях целесообразно принимать во внимание конкурентоспособность; каковы методы и средства решения задач, связанных с конкурентоспособностью экономических субъектов [6, с. 6].

Рассмотрим понятие и сущность конкурентоспособности на уровне экономического субъекта.

В общем виде конкуренция - это соперничество на рынке между организациями как институциональными единицами рыночной

экономики, заинтересованными в достижении своей экономической цели. Очевидно, что оно является основной движущей силой в стремлении к успеху, к достижению конкурентного преимущества в данном сегменте рынка.

Однако при этом носителем конкурентного преимущества является продукт (товар), выставленный на рынке. То есть, обеспечение конкурентоспособности организации базируется на предложении конкурентоспособного товара. В связи с этим считаем, что представляет интерес институциональное понятие «конкурентоспособности» для организации как субъекта рыночных отношений, а также и для ее товара (продукции, работы, услуги). В экономической литературе встречаются различные определения конкурентоспособности организации, в том числе и для организаций издательско-полиграфической деятельности, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Определения конкурентоспособности организации

Автор Определение

Введенская М.В. [1] Конкурентоспособность организации как субъекта рыночных отношений заключается в способности ее капитала долговременно приносить доход в данном сегменте рынка, не меньший, чем у других участников рынка

Еленева Ю.Я. [2] Совокупность свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров при различных изменениях внешней и внутренней среды

Ефремов В.С. [3] Конкурентоспособность фирмы определяется как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами

Забелин П.В., Моисеева Н.К. [4] Способность организации приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение ее над среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде как эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде

Исаева О.Г. [5] Способность организации вызывать предпочтение у внешних по отношению к ней объектов, во взаимодействии с которыми она заинтересована при принятии решения о возможности сотрудничества

Кривко И.В. [6] Совокупность свойств полиграфического предприятия, обеспечивающих его преимущество на рынке полиграфических работ

Автор Определение

Мескон М.Х. [7] Относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции

Портер М. [8] Способность наиболее успешно по сравнению с конкурентами управлять цепочкой ценностей предприятия

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [9] Способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары, или стремящимися проникнуть на те же рынки

Фатхутдинов Р.А. [10] Состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели

Шаламков С.А.[11] Эффективное использование имеющихся ресурсов предприятия и внедрение достижений научно-технического прогресса, что обеспечивает сохранность устойчивых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития

Юданов А.Ю. [12] Борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

Все эти определения, несмотря на внешние различия, тем не менее, означают одно и то же, а именно: конкуренция, или соперничество - это борьба за первое место, лидерство, дающее продавцу право первым предложить свой товар покупателю. В связи с этим считаем общее определение конкурентоспособности, сформулированное О.Г. Исаевой, наиболее точным с позиций взаимоотношений экономического субъекта с покупателями.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами, влияющими на конкурентоспособность организации, понимают состояния, характеристики и свойства систем, в рамках которых позиционирует предприятие. В экономической литературе понятие «фактор» трактуется следующим образом: «фактор - один

из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности» [10].

Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.

Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организаций, широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Авторы, в зависимости от своих научных взглядов, обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации, использование которых зависит: от целей исследования, от общей экономической ситуации, в которой они проводятся, от характера задач, которые предстоит решать и т. д.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Все зависит от того, насколько эффективно они используются.

Так как факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, неодинаковы по своей природе, характеру и степени воздействия, то анализу механизма их влияния на конкурентные позиции предприятия должна предшествовать разработка их классификации.

Принципиальные подходы к классификации факторов конкурентоспособности предприятия представлены в табл. 2. При этом следует иметь в виду, что разработанная схема классификации факторов имеет относительный характер: одни и те же факторы в зависимости от цели исследования и соответствующего классификационного признака могут быть отнесены к различным классам.

Проведем анализ основных подходов к набору факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия. Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Схема классификации факторов конкурентоспособности предприятия

Классификационный признак Классы (виды) факторов

1. По источникам происхождения • Внешние факторы (факторы окружающей среды) • Внутрисистемные (факторы внутренней среды предприятия)

Kлассификационный признак Kлассы (виды) факторов

2. По содержанию • Организационно-экономические • Научно-технические • Социально-психологические • Экологические • Политические

3. По длительности действия • Постоянные • Временные (сезонные) • Эпизодические

4. По характеру проявления • Циклические • Нециклические

5. По характеру воздействия • Целенаправленные • Случайные

6. По направленности воздействия • Стимулирующие • Сдерживающие

7. По возможности регулирования • Регулируемые • Нерегулируемые

8. По внутренней структуре • Простые (элементарные) • Комплексные

9. По характеру возникновения • Первичные • Производные

10. По характеру межфакторного взаимодействия • Независимые • Взаимосвязанные

11. По роли в обеспечении конкурентоспособности • Главные • Основные • Вспомогательные

12. По степени полезности • Полезные • Вредные • Нейтральные • Избыточные (дублирующие)

С точки зрения системного подхода, наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам их происхождения. В соответствии с этим критерием все воздействующие факторы могут быть классифицированы на 2 класса: внешние факторы (или факторы окружающей среды) и внутрисистемные (факторы внутренней среды предприятия).

Факторы окружающей среды являются неоднородными по источникам происхождения, поскольку выступают проявлением систем разного уровня. С этой точки зрения, внешние факторы могут быть классифицированы по следующим группам:

1) по виду деятельности (механизмы регулирования внутреннего рынка, методы и уровень внутренней конкуренции, состояние спроса и т. п.);

2) макроэкономические (отражают условия функционирования национальной экономики: общехозяйственная конъюнктура, состояние и динамика платежеспособного спроса, механизмы государственного регулирования экономики, наличие и уровень развития рыночной инфраструктуры, информационного обеспечения экономики и т. п.);

3) факторы мировой экономики: конъюнктура мировых товарных рынков, международное разделение труда, динамика валютных курсов, международные соглашения в области внешней торговли и т. д.

Внутрисистемные факторы раскрывают условия внутренней среды предприятия и характеризуют возможность и эффективность адаптации производителя к условиям внешней среды. Именно этот класс факторов представляется наиболее значимым для обеспечения конкурентных позиций предприятия, поскольку эти факторы выступают объектом активного регулирования со стороны самого предприятия.

Доминирующие факторы внутренней среды, определяющие конкурентные преимущества целесообразнее рассматривать с позиций анализа:

- экономического потенциала предприятия - производство, продвижение и сбыт продукции, организационная структура и менеджмент, маркетинг, финансы и финансовое состояние предприятия;

- непроизводственного окружения - поставщики, клиенты, маркетинговые посредники, контактная аудитория.

Следовательно, факторы, опосредованные состоянием внутренней среды организации:

1. Производство традиционного ассортимента товаров/услуг.

2. Продвижение сбыта товаров/услуг.

3. Организационная структура и менеджмент.

4. Комплекс маркетинга.

5. Финансы.

Субъективные факторы, влияющие на конкурентные преимущества организации, рассматриваются как факторы, опосредованные уровнем профессиональной мобильности и компетентности специалистов предприятия.

По своему содержанию все факторы конкурентоспособности

7 I I I \

Рис. 1. Классификация факторов конкурентоспособности предприятия по своему содержанию

предприятия подразделяются на 5 классов, которые представлены на рис. 1.

1. Организационно-экономические факторы конкурентоспособности предприятия отражают, с одной стороны, общехозяйственную конъюнктуру конкретного вида экономической деятельности, методы и механизмы регулирования хозяйственной деятельности на уровне государства, регионов и видов деятельности, т. е. выступают проявлением внешней среды. С другой стороны, они характеризуют уровень организации производственных процессов, структуру и эффективность системы управления, организации труда, степень эффективности применяемых систем внутрипроизводственного планирования, организации маркетинговой деятельности, прогнозирования и оперативного регулирования и т. п., то есть организацию внутренней среды предприятия.

Именно эта группа факторов представляется наиболее перспективной с точки зрения регулирования на уровне предприятия, поскольку мероприятия по мобилизации резервов конкурентоспособности в этой сфере, как правило, не сопряжены со значительными капиталовложениями и могут быть реализованы в относительно коротком интервале времени.

2. К научно-техническим относятся факторы, отражающие состояние и динамику научно-технического прогресса, уровень техники и технологии, производительность и надежность оборудования, гибкость производственных процессов и т. п.

3. Социально-психологические или социальные факторы отражают состояние и динамику социальных процессов как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Воздействие факторов этого класса на конкурентоспособность предприятия двояко: с одной стороны, они оказывают существенное влияние на уровень, динамику и специфические особенности спроса на каждом конкретном рынке, т. е. оказывают определенное воздействие на конкурентоспособность продукции; с другой, они в значительной мере определяют уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования (через такие факторы, как отношение к труду, состояние трудовой и технологической дисциплины и др.).

4. Экологические факторы характеризуют взаимосвязь производственно-экономической деятельности предприятия с состоянием окружающей природной среды. Этот класс факторов также подразделяется на внешние (требования экологического законодательства; затраты, связанные с утилизацией отходов производства и т. п.) и внутрипроизводственные (уровень выхода отходов; степень и эффективность их вторичного использования; текущие и капитальные затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных сооружений и т. д.).

5. Политические факторы оказывают существенное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, что особенно сильно

проявляется при реализации продукции на внешнем рынке. По отношению же к предприятию они имеют однозначно внешний характер, и возможность прямого воздействия на них со стороны самого производителя отсутствует.

Следующим классификационным признаком является дли-тельностьдействияфакторов. Большинство факторов конкурентоспособности предприятия носят постоянный характер, т. е. период их действия сопоставим с периодом функционирования самого предприятия.

Количество факторов временного (сезонного) характера относительно невелико и они, как правило, связаны либо с сезонными особенностями производства (например, сельскохозяйственное производство, некоторые виды промыслов и т. п.), либо с характером потребления продукции (мода).

К числу эпизодических факторов в основном относятся случайные факторы как внешней (землетрясения, пожары, наводнения), так и внутренней (аварии, отказы оборудования и т. п.) среды предприятия. Прогнозирование действия большинства из факторов этой группы на практике затруднено в связи с их случайной природой, хотя вероятность их проявления может быть оценена эмпирически.

Похарактеру проявления следует различать циклические и нециклические факторы. Первый из указанных классов факторов связан с цикличностью, как самого производственного процесса, так и общехозяйственной конъюнктуры, и научно-технического прогресса (так называемые «длинные волны»). Динамика этих факторов поддается определенному прогнозу, поэтому предприятие может заранее предвидеть период их наступления, оценить возможные последствия их воздействия и предпринять соответствующие адаптационные меры. Нециклические факторы не имеют периодически повторяющегося характера, поэтому прогнозирование их изменения затруднено.

В соответствии с характеромвоздействия следует различать целенаправленные и случайные факторы. К целенаправленным относятся факторы, являющиеся следствием управленческого воздействия как на макро-, так и на микроэкономическом уровне (например, налоговое регулирование или организация сбытовой деятельности предприятия). Случайные факторы выступают проявлением стохастичности как самой системы производственно-экономической деятельности предприятия, так и окружающей среды.

По направленности воздействия факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на стимулирующие и сдерживающие. Стимулирующие факторы ведут к повышению уровня конкурентоспособности предприятия, сдерживающие, в свою очередь, замедляют рост уровня конкурентоспособности предприятия.

По возможности регулирования представляется классификация факторов конкурентоспособности на регулируемые (в основ-

ном факторы внутренней среды) и нерегулируемые, т. е. не зависящие от предприятия. Вместе с тем некоторые факторы окружающей среды подвержены косвенному влиянию вследствие наличия обратных связей с системами более высокого уровня иерархии. Такие факторы могут быть классифицированы как косвенно регулируемые.

В зависимости от внутреннейй структуры факторов представляется целесообразной их дифференциация на простые (элементарные), т. е. те, которые не подлежат дальнейшей детализации, и комплексные (включающие в себя несколько системно взаимодействующих факторов). С точки зрения анализа и реализации управленческих воздействий желательно оперировать простыми факторами, хотя на практике расчленение комплексных факторов не всегда представляется возможным.

Похарактеру возникновения следует различать первичные факторы и производные. Последние представляют собой опосредованный результат влияния первичных. С точки зрения управления необходимо воздействовать именно на первичные факторы, однако при этом следует учитывать возможное изменение производных.

По характеру межфакторного взаимодействия следует выделить взаимосвязанные (т. е. такие, при изменении хотя бы одного из которых меняются и другие) и независимые факторы. Большинство из факторов конкурентоспособности могут быть классифицированы как взаимосвязанные. К независимым же относятся, как правило, случайные факторы.

По роли в обеспечении конкурентоспособности все факторы могут быть классифицированы на главные (определяющие реализацию стратегической цели), основные (направленные на реализацию основных задач) и вспомогательные (т. е. такие, которые создают условия для нормального функционирования системы).

Факторы конкурентоспособности предприятия могут быть классифицированы также по степени полезности с точки зрения конечного результата. По этому признаку следует выделять полезные (способствующие укреплению конкурентных позиций предприятия), нейтральные (не оказывающие прямого влияния), вредные (оказывающие негативное воздействие на уровень конкурентоспособности) и избыточные (дублирующие).

При анализе уровня конкурентоспособности в каждый конкретный момент или достаточно короткий промежуток времени можно однозначно зафиксировать направленность действия каждого фактора и оценить степень их полезности. Однако в течение более длительного периода исследования динамика одних и тех же факторов может быть разнонаправленной, а, следовательно, классификация по этому признаку носит относительный характер.

Разработанные подходы к классификации факторов конкурентоспособности предприятия создают методическую основу для анализа механизма их воздействия, который должен базироваться на первой из приведенных классификаций. Именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется предприятие, а внутрисистемные факторы определяют как саму возможность, так и эффективность процесса адаптации.

Библиографический список

1. Введенская М.В. Повышение конкурентоспособности организации на основе инновационных методов менеджмента : автореф. дис. ... кандидата эконом. наук: 08.00.05 / М.В. Введенская; МГУП.. -М.: МГУП, 2010. - 24 с.

2. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю.Я. Еленева. - М. : Янус-К, 2001. - 296 с.

3. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования : учеб. пособие/ В.С. Ефремов. - М. : Финпресс, 1998. -192 с.

4. Забелин П.В. Основы стратегического управления : учеб. пособие / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. - 195 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Исаева О.Г. Конкурентоспособность организации как объект управления / О.Г. Исаева // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела, 2010. - № 2. - С. 180-186.

6. Кривко И.В. Управление конкурентоспособностью полиграфического предприятия (теоретико-методологический аспект) : монография / И.В. Кривко; МГУП. - М. : МГУП, 2004. - 89 с.

7. МесконМ.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1993. - 251 с.

8. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - М. : ИД Вильямс, 2003. - 451 с.: ил.

9. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007.

10. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Маркет ДС, 2008.

11. Шаламков С.А. оценка влияния технико-организационного уровня производства на конкурентоспособность полиграфических предприятий : монография / С.А. Шаламков; МГУП. - М. : МГУП, 2009. - 120 с.

12. ЮдановА.Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб. пособие / А.Ю.Юданов. - М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2003. - 457 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.