Научная статья на тему 'Развитие полиграфического бизнеса на основе межфирменного партнерства'

Развитие полиграфического бизнеса на основе межфирменного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие полиграфического бизнеса на основе межфирменного партнерства»

Развитие полиграфического бизнеса на основе межфирменного партнерства

Ларионова И.Г.

Последствия финансового кризиса в российской экономике не могли не сказаться на развитии полиграфического бизнеса. Негативные явления, вызванные финансовой нестабильностью, повышением конкуренции, ростом неопределенности предпринимательской среды способствуют реорганизационным процессам, которые происходят в этой отрасли. В первую очередь изменения затрагивают организационную структуру полиграфического рынка. На смену централизованной форме издательско-полиграфического производства приходит разукрупнение и интеграционное сотрудничество отдельных подразделений в качестве самостоятельных полиграфических фирм и типографий. В связи с этим, целью данной статьи является исследование возможности использования в полиграфии межфирменного партнерства, как одной из эффективных организационных форм развития взаимодействия между субъектами экономического рынка.

Партнерские отношения в бизнес-среде выступают в качестве важного элемента предпринимательской деятельности и необходимым условием для осуществления межфирменного взаимодействия. Подобное сотрудничество позволяет каждому участнику получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. С точки зрения контрактного подхода, партнерство можно определить как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются о взаимодействии для достижения общей цели или выполнения определенной задачи, а также о разделе рисков, ответственности, ресурсов и прибыли [4].

В России институт партнерства в бизнесе начал формироваться сравнительно недавно, хотя отдельные предприятия использовали элементы партнерства давно. С нашей точки зрения, партнерское сотрудничество — это особый вид договорных отношений, которые устанавливаются между несколькими фирмами и позволяющие получить ожидаемый результат за счет обмена имеющимися ресурсами.

Основой формирования партнерств являются такие понятия, как общие цели и интересы, а также надежность и доверие [3]. Надежность партнера выражается, прежде всего, в способности к сотрудничеству при определенных условиях внешней среды. В тоже время это свойство является своего рода количественной и качественной оценкой партнера и определяется такими параметрами, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, возможность своевременного выполнения взятых на себя обязательств.

Очевидно, что любая организационная форма нуждается в эффективных партнерских отношениях. В настоящее время, в условиях возрастающей конкуренции, повышенных предпринимательских рисков и ограниченности ресурсов, наиболее важным становится предрасположенность отдельных фирм к сотрудничеству [2]. В тоже время постоянный поиск наиболее эффективных межфирменных партнерств позволяет осуществлять переориентацию деятельности в соответствии с условиями рынка. Таким образом, эффективные партнерские отношения позволяют фирме сохранять и усиливать свои конкурентные преимущества.

В западных странах межфирменное партнерство давно стало нормой среди полиграфических предприятий. Практически все ведущие типографии связаны между собой партнерскими отношениями. Благодаря этому полигра-

фический бизнес в государствах западной Европы в целом более успешен, чем в России так как, каждая типография развивается в качестве самостоятельной юридической структуры. Причем главным преимуществом межфирменного взаимодействия является не возможность договориться о фиксированных ценах на готовую продукцию, потому что при развитом рынке это невозможно, а возможность эффективно использовать имеющиеся средства, оборудование, а также трудовой опыт и навыки специалистов. Например, приобретение нового оборудования западноевропейскими полиграфистами осуществляется только после изучения внешней ситуации, а также анализа технической оснащенности и предлагаемых услуг ближайшими типографиями. Кроме того, обычно еще до инвестиций в новое оборудование менеджеры заручаются заказами хотя бы на 50-70% от плановой загрузки оборудования. Примеры успешных межфирменных партнерств можно наблюдать на японском полиграфическом рынке, где владельцы типографий договариваются между собой о сотрудничестве и оснащают свои предприятия взаимодополняющими единицами оборудования. Так, например, в одной типографии имеется большой парк офсетных печатных машин, в другой - высокопроизводительное брошюровочное оборудование, в третьей - трафаретное отделочное оборудование. Схема взаимодействия в этом случае выглядит следующим образом, полиграфические фирмы заключают договорное соглашение, согласно которому заказ на изготовление печатной продукции размещается на фирме партнера, имеющего необходимое оборудование и специалистов, обладающих определенными навыками (рис. 1).

■ )| Е II * II П1 1 I I О Е ЩПНЕРСТВа

Рисунок 1. Схема межфирменного партнерства в полиграфическом бизнесе

В межфирменных партнерствах полиграфических фирм в Японии или Германии специализация достигает такой степени, что встречаются предприятия, занимающиеся выполнением лишь отдельных операций и работающие с заказчиками в лице других полиграфических предприятий. Например, выполняется только шитье книг и отделка блоков или скрепление периодики на проволочные скобы, или лакирование книжных обложек, или тиснение. На таких предприятиях установлено самое лучшее высокопроизводительное оборудование, предназначенное для выполне-

Экономические науки

ния небольшого набора операций наиболее оптимальным образом. Обычные типографии, конечно же, не могут с ними конкурировать в скорости и качестве выполнения этих операций. Размещение заказов в узкоспециализированных полиграфических фирмах позволяет снизить издержки производства, получить требуемый уровень качества продукции и значительно сократить сроки выполнения заказов [1]. Подобное взаимодействие возможно при наличии высокого уровня доверия и надежности между участниками рынка.

Таким образом, партнерство в бизнесе выступает в качестве целесообразного и рационального процесса, основанного на совместных действиях участников партнерства, объединенных общим интересом и направленных на достижение конкретных целей. Другими словами, партнерские взаимоотношения включают в себя совокупность способов и форм целенаправленной организационной деятельности. Эффективная деятельность партнерств является основой предпринимательского успеха в различных отраслях экономики. Межфирменные партнерства рассматриваются в бизнесе как возможность реализовать основные задачи компаний за счет сотрудничества с другими фирмами.

Партнерские взаимоотношения обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам, например, материально-техническим, финансовым, информационным, трудовым, а также выход на новые рынки, использование инновационных технологий.

Результативность межфирменного партнерства в полиграфическом бизнесе выражается, прежде всего:

1. в снижении производственных издержек, так как благодаря специализации и разделению труда, каждый участник партнерства имеет возможность концентрироваться на определенных операциях;

2. в возможности доступа к новым технологиям и информации;

3. в значительном ускорении внедрения нововведений, доступа к новым рынкам;

4. в разделении рисков между участниками партнерств, пропорционально их вкладу в межфирменное взаимодействие.

Расширение использования в российской полиграфической отрасли межфирменных партнерств возможно при условии формирования и поддержания определенного уровня доверия и степени надежности среди их участников. Данная организационная форма сотрудничества между фирмами позволит значительно повысить эффективность полиграфического производства.

Список использованных источников

1. Кривко И. Управление конкурентоспособностью полиграфического предприятия. - М.:МГУП, 2004.

2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Маркетинг, 2002.

3. Экономика и социология доверия / Под ред. Ю.В. Веселова - СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2004.

4. Nelson J. Building Partnerships: Cooperation between the United Nations Systems and the Private Sector. - New York: United Nations Department of Public Information, 2002.

Всероссийский журнал научных публикаций № 4(19) 2013

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.