Развитие полиграфического бизнеса на основе межфирменного партнерства
Ларионова И.Г.
Последствия финансового кризиса в российской экономике не могли не сказаться на развитии полиграфического бизнеса. Негативные явления, вызванные финансовой нестабильностью, повышением конкуренции, ростом неопределенности предпринимательской среды способствуют реорганизационным процессам, которые происходят в этой отрасли. В первую очередь изменения затрагивают организационную структуру полиграфического рынка. На смену централизованной форме издательско-полиграфического производства приходит разукрупнение и интеграционное сотрудничество отдельных подразделений в качестве самостоятельных полиграфических фирм и типографий. В связи с этим, целью данной статьи является исследование возможности использования в полиграфии межфирменного партнерства, как одной из эффективных организационных форм развития взаимодействия между субъектами экономического рынка.
Партнерские отношения в бизнес-среде выступают в качестве важного элемента предпринимательской деятельности и необходимым условием для осуществления межфирменного взаимодействия. Подобное сотрудничество позволяет каждому участнику получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. С точки зрения контрактного подхода, партнерство можно определить как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются о взаимодействии для достижения общей цели или выполнения определенной задачи, а также о разделе рисков, ответственности, ресурсов и прибыли [4].
В России институт партнерства в бизнесе начал формироваться сравнительно недавно, хотя отдельные предприятия использовали элементы партнерства давно. С нашей точки зрения, партнерское сотрудничество — это особый вид договорных отношений, которые устанавливаются между несколькими фирмами и позволяющие получить ожидаемый результат за счет обмена имеющимися ресурсами.
Основой формирования партнерств являются такие понятия, как общие цели и интересы, а также надежность и доверие [3]. Надежность партнера выражается, прежде всего, в способности к сотрудничеству при определенных условиях внешней среды. В тоже время это свойство является своего рода количественной и качественной оценкой партнера и определяется такими параметрами, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, возможность своевременного выполнения взятых на себя обязательств.
Очевидно, что любая организационная форма нуждается в эффективных партнерских отношениях. В настоящее время, в условиях возрастающей конкуренции, повышенных предпринимательских рисков и ограниченности ресурсов, наиболее важным становится предрасположенность отдельных фирм к сотрудничеству [2]. В тоже время постоянный поиск наиболее эффективных межфирменных партнерств позволяет осуществлять переориентацию деятельности в соответствии с условиями рынка. Таким образом, эффективные партнерские отношения позволяют фирме сохранять и усиливать свои конкурентные преимущества.
В западных странах межфирменное партнерство давно стало нормой среди полиграфических предприятий. Практически все ведущие типографии связаны между собой партнерскими отношениями. Благодаря этому полигра-
фический бизнес в государствах западной Европы в целом более успешен, чем в России так как, каждая типография развивается в качестве самостоятельной юридической структуры. Причем главным преимуществом межфирменного взаимодействия является не возможность договориться о фиксированных ценах на готовую продукцию, потому что при развитом рынке это невозможно, а возможность эффективно использовать имеющиеся средства, оборудование, а также трудовой опыт и навыки специалистов. Например, приобретение нового оборудования западноевропейскими полиграфистами осуществляется только после изучения внешней ситуации, а также анализа технической оснащенности и предлагаемых услуг ближайшими типографиями. Кроме того, обычно еще до инвестиций в новое оборудование менеджеры заручаются заказами хотя бы на 50-70% от плановой загрузки оборудования. Примеры успешных межфирменных партнерств можно наблюдать на японском полиграфическом рынке, где владельцы типографий договариваются между собой о сотрудничестве и оснащают свои предприятия взаимодополняющими единицами оборудования. Так, например, в одной типографии имеется большой парк офсетных печатных машин, в другой - высокопроизводительное брошюровочное оборудование, в третьей - трафаретное отделочное оборудование. Схема взаимодействия в этом случае выглядит следующим образом, полиграфические фирмы заключают договорное соглашение, согласно которому заказ на изготовление печатной продукции размещается на фирме партнера, имеющего необходимое оборудование и специалистов, обладающих определенными навыками (рис. 1).
■ )| Е II * II П1 1 I I О Е ЩПНЕРСТВа
Рисунок 1. Схема межфирменного партнерства в полиграфическом бизнесе
В межфирменных партнерствах полиграфических фирм в Японии или Германии специализация достигает такой степени, что встречаются предприятия, занимающиеся выполнением лишь отдельных операций и работающие с заказчиками в лице других полиграфических предприятий. Например, выполняется только шитье книг и отделка блоков или скрепление периодики на проволочные скобы, или лакирование книжных обложек, или тиснение. На таких предприятиях установлено самое лучшее высокопроизводительное оборудование, предназначенное для выполне-
Экономические науки
ния небольшого набора операций наиболее оптимальным образом. Обычные типографии, конечно же, не могут с ними конкурировать в скорости и качестве выполнения этих операций. Размещение заказов в узкоспециализированных полиграфических фирмах позволяет снизить издержки производства, получить требуемый уровень качества продукции и значительно сократить сроки выполнения заказов [1]. Подобное взаимодействие возможно при наличии высокого уровня доверия и надежности между участниками рынка.
Таким образом, партнерство в бизнесе выступает в качестве целесообразного и рационального процесса, основанного на совместных действиях участников партнерства, объединенных общим интересом и направленных на достижение конкретных целей. Другими словами, партнерские взаимоотношения включают в себя совокупность способов и форм целенаправленной организационной деятельности. Эффективная деятельность партнерств является основой предпринимательского успеха в различных отраслях экономики. Межфирменные партнерства рассматриваются в бизнесе как возможность реализовать основные задачи компаний за счет сотрудничества с другими фирмами.
Партнерские взаимоотношения обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам, например, материально-техническим, финансовым, информационным, трудовым, а также выход на новые рынки, использование инновационных технологий.
Результативность межфирменного партнерства в полиграфическом бизнесе выражается, прежде всего:
1. в снижении производственных издержек, так как благодаря специализации и разделению труда, каждый участник партнерства имеет возможность концентрироваться на определенных операциях;
2. в возможности доступа к новым технологиям и информации;
3. в значительном ускорении внедрения нововведений, доступа к новым рынкам;
4. в разделении рисков между участниками партнерств, пропорционально их вкладу в межфирменное взаимодействие.
Расширение использования в российской полиграфической отрасли межфирменных партнерств возможно при условии формирования и поддержания определенного уровня доверия и степени надежности среди их участников. Данная организационная форма сотрудничества между фирмами позволит значительно повысить эффективность полиграфического производства.
Список использованных источников
1. Кривко И. Управление конкурентоспособностью полиграфического предприятия. - М.:МГУП, 2004.
2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Маркетинг, 2002.
3. Экономика и социология доверия / Под ред. Ю.В. Веселова - СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2004.
4. Nelson J. Building Partnerships: Cooperation between the United Nations Systems and the Private Sector. - New York: United Nations Department of Public Information, 2002.
Всероссийский журнал научных публикаций № 4(19) 2013
45