Научная статья на тему 'Анализ развития форм межфирменных отношений'

Анализ развития форм межфирменных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития форм межфирменных отношений»

Оценка межфирменных отношений

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФОРМ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

М.А. ГОСУДАРЕВ,

региональный представитель «Др. Реддис Лабораторис»

Приоритетность проблем ведения предпринимательской деятельности изменяется по мере развития экономики. В современных условиях стратегическое значение стали приобретать вопросы взаимоотношений субъектов рыночных отношений. В силу экономической объективности число субъектов рыночных отношений неизбежно увеличивается, при этом рыночное пространство становится все более ограниченным и доступным.

В результате новых тенденций экономического развития внешняя среда фирмы существенно изменяется: конкуренция становится глобальной, а требования потребителей более дифференцированными. При этом конкуренция по-прежнему является доминантной характеристикой внешней среды субъектов рынка, приводящей к столкновению интересов. Тем не менее отмечаются существенные изменения в природе конкуренции между фирмами. Она основывается в большей мере на инновационной способности фирмы, а не на ценовой политике. Конкуренция сегодня идет скорее между союзами фирм, чем между отдельными фирмами.

Задачи развития инновационной способности фирмы во многом определяются современным укладом производственно-хозяйственной деятельности субъектов рынка, основанным на глубоком разделении труда и кооперации производства.

Глобализация, стандартизация и унификация производственно-хозяйственной деятельности объектов приводит к изменениям в системе межфирменных отношений. При этом изменение условий взаимодействия между субъектами рынка (фирмами) определяется не только технологическими переменами в самом производственном процессе, но и изменениями в информационных технологиях. Новые современные информационные технологии непосредственно воздействуют на организацию и ведение предпринимательской

деятельности (бизнеса). Стратегия развития фирм стала проявляться в двух тенденциях одновременно. Во-первых, слияние и поглощение фирм в рамках вертикально-интегрированных организаций, резко увеличивающих концентрацию капитала. Во-вторых, горизонтальная интеграция, проявляющаяся в создании сетей межфирменных связей, действующих в рамках формальных соглашений и неформальных объединений в виде бизнес-партнерства.

Межфирменные связи в бизнесе приобретают новые формы, которые, не отрицая конкуренции, даже усиливают ее. Это означает, что происходит трансформация конкуренции в другую форму, но возможно даже более жесткую по содержанию, чем раньше. Отметим, что два противоположных процесса — конкуренция и сотрудничество — продолжают сосуществовать вместе.

В современном мире крупных фирм, глобального бизнеса и развитых технологий соотношение между сотрудничеством и конкуренцией стало более сложным. При этом суть конкуренции как соперничество, соревнования людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере не изменилась. Прежние конкуренты вынуждены искать коллег, чтобы защитить свое рыночное положение в группе сильнейших. В межфирменных отношениях внутри союза стали преобладать принципы компромисса, а не конфронтации. Ликвидация (устранение) конкурента с рынка перестало быть эффективным способом разрешения противоречий (конфликтов) между фирмами. Стороны вынуждены идти на сотрудничество под давлением внешних обстоятельств.

Под влиянием изменяющихся межфирменных связей современная фирма приобретает по существу новые признаки, что отражается на ее организации и концепции развития.

В настоящее время существуют и активно развиваются школы в области теории организации, предлагающие собственные модели рождения и развития форм организации производства и хозяйствования, организационных структур управления. К недостаткам многих из них можно отнести неустановленность тех источников, за счет которых происходят изменения. Остаются неясными также характеристики внешней среды, которая чаще всего представляется как общий враждебный фон, испытывающий организации на прочность.

Иначе отражает эти проблемы теория организации, имеющая в основе модель зависимости от ресурсов. В рамках этой модели значительно больше внимания уделяется окружающей среде, причем организации (фирмы) являются здесь активными субъектами рынка, принимающими стратегические решения как в отношении собственных изменений, так и в отношении влияния и управления окружающей средой для максимизации своей выгоды. При этом полагается, что ни одна организация не способна создать все необходимые ей ресурсы (сырье, финансы, персонал, технологии), источниками ресурсов для нее являются другие организации, т.е. внешняя среда. В рамках данного концептуального подхода эффективной считается та организация, которая лучше эксплуатирует окружающую внешнюю среду Эффективной становится та организация, которая наиболее полно реализует в своей деятельности принцип дополнительности, который является неотъемлемой чертой современной хозяйственной системы, где для сохранения и воспроизведения ее целостности необходимо сочетать дополнительные ресурсы и возможност .

Принцип дополнительности непосредственно соприкасается с важной проблемой функционирования фирмы в условиях высококонкурентной среды, характеризующейся значительной степенью неопределенности. Неопределенность является неотъемлемой чертой любой сложной организации, и умение с ней справляться составляет сущность административного процесса.

В частности, дополнительность на микро- и мезоуровне (отдельных секторах производства) выражается в горизонтальной специализации производства за счет комбинации взаимодополняющих операций для достижения системного эффекта, что порождает мелкие и средние предприятия, сетевые и оболочечные фирмы тесно сотрудничающие между собой, в том числе и в форме партнерства.

В современной экономической теории стали развиваться исследования фирмы с позиций соединения нескольких подходов: теории организации,

теории трансакционных издержек, а также анализа контрактных отношений (отношений агент

- принципал). Современная теория экономики организации (фирмы) исходит из того, что координация деятельности между фирмами осуществляется рынком, а внутри фирмы — специально созданным механизмом взаимоотношений между участниками.

Таким образом, если рыночные силы конкуренции стихийно организуют экономическую деятельность, то межфирменные связи возникают на основе:

- власти (государственное управление);

- иерархии (структуры управления);

- процедур коллективных решений.

Новая экономическая реальность, изменения концепций фирм и их взаимоотношений друг с другом, а также с государством привели к тому, что фирма по своему содержанию стала новым субъектом рыночных отношений. На смену понятия производственной фирмы как локальной изолированной экономической единицы приходит понимание фирмы как организации, которая интегрирует работу различных самостоятельных предприятий и управляет потоками ресурсов и товаров в различных странах.

Реализация общей цели межфирменных отношений предполагает наличие конкретных подцелей и форм реализации отношений.

Модель межфирменных отношений в зависимости от целей взаимодействия представлена на рис.1.

Межфирменные отношения

Г 1 г ч

Конкуренция Сотрудничество Партнерство

Г 1 Г ч

Подавление конкурентов Саморазвитие фирмы Взаимное развитие фирм

Рис. 1. Модель межфирменных отношений

Под сотрудничеством в рамках межфирменных отношений понимается совместная, взаимосвязанная деятельность фирм, построенная на договорных (контрактных) отношениях и ориентированная на достижение значимых целей.

Сотрудничество, как правило, имеет четкие границы совместной деятельности и на практике

выражается в форме заключения соответствующих договоров.

Сотрудничество представляет собой классическую (традиционную) модель построения делового взаимодействия на договорных отношениях с опорой на собственные ресурсы, реализуя цель максимальной отдачи имеющихся ресурсов. Контракт (договор) закрепляет достигнутые соглашения между двумя и более фирмами на сотрудничество, в котором они устно или письменно выражают намерения делать или не делать что-либо. Такое соглашение становится легальным, когда стороны проходят определенные стадии взаимодействия: определили предмет сотрудничества, установили обязанности сторон и условия, при которых действует (или не действует) соглашение. Взаимоотношения такого рода складываются на свободном рынке, как правило, между фирмами-конкурентами в виде разовых сделок по стандартным условиям. Контракт (договор) существенно меняет положение дел во взаимоотношениях субъектов рыночной экономики и переводит их в прямые контакты. Таким образом, сотрудничество в современных межфирменных отношениях выражается, как правило, в связях контрактного типа. С другой стороны, любые договорные (контрактные) отношения между фирмами представляют собой сотрудничество фирм. Однако по глубине отношений такое взаимодействие следует рассматривать как начальный уровень развития межфирменных деловых связей. Тем не менее контрактные отношения являются базовым и наиболее массовым уровнем межфирменных связей.

Следует отметить, что формы развития сотрудничества (договорных отношений) между организациями в России с точки зрения их содержания еще достаточно низки. Они не сформировались как полноправные составляющие экономических отношений. Прежде всего слабо идет процесс формирования межфирменных отношений, полностью отвечающих требованиям рыночной экономики. Вместе с тем процесс интегрирования межфирменных связей идет и на отечественном рынке товаров и услуг, хотя значительно уступает по своей динамике практике экономически развитых стран. Причина появления интегрированных межфирменных связей объясняется тем, что как только предприниматели объединяют свои усилия для реализации совместных производственных проектов, то неизбежно оказываются заинтересованы в том, чтобы повысить степень влияния друг на друга. Тогда и возникает потребность во взаим-

ном участии в капиталах и ресурсах, что придает устойчивость связям.

В первую очередь межфирменное сотрудничество возникает при производстве высокотехнологической продукции с большим разнообразием качественных характеристик, когда решающая роль принадлежит высоким требованиям к сервису. Тогда стороны не только конкурируют, но и взаимодополняют друг друга. Они открыты внешним связям, не чувствуют угрозы конкуренции и легче поддаются объединению. Возникает разветвленная система посредников как по материально-техническому обеспечению производства, так и по движению товаров на рынок. Отсюда вытекает возможность совместного финансирования участников всей технологической цепочки от производства до реализации продукции.

Углубление межфирменного сотрудничества объективно приводит к новому уровню взаимодействия — партнерству, а межфирменные связи эволю-ционно перерастают в партнерские отношения.

Заметим, что партнерство не является принципиально новым явлением в теории и практике рыночных отношений. Однако только в конце ХХ в. при становлении нового технологического уклада, где основным экономическим институтом становится международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий, а инновационная активность предпринимательской деятельности происходит на базе горизонтальной интеграции, партнерство вновь приобретает свою экономическую значимость.

В отличие от концепции развития бизнеса предыдущего периода, где сотрудничество можно расценивать как наиболее высокий уровень взаимодействия, партнерство имеет свои законы существования и развития.

До недавнего времени партнерство в экономических исследованиях хозяйственной деятельности рассматривалось прежде всего как юридическая форма организации совместной деятельности. Реже как форма сотрудничества организаций, не закрепленная в учредительных документах и поддерживаемая фактически.

Трудность однозначной трактовки партнерства в бизнесе заключается в том, что оно в экономических исследованиях и практике выступает как сложное (интегрированное) явление, которое в совокупности определяется системой признаков, идентифицирующих партнерство:

1) по форме делового взаимодействия;

2) по концепции управления развития бизнеса;

3) по стратегии экономического развития предпринимательства.

В современной интерпретации преобладающим является толкование партнерства как особой формы межфирменного взаимодействия. Тем не менее остающаяся неопределенность при использовании понятия "партнерство" ведет не только к размытости результатов исследований в области межфирменных отношений, но главное к искажению разрабатываемых стратегий развития фирм. Достаточно часто применение терминов «партнерство» и «партнер» носит имиджевый характер в целях демонстрации в бизнес-сообществе лояльности с тем, чтобы получать в обмен соответствующую поддержку и защиту определенной фирмы или группы фирм. Сегодня отсутствует четкая грань в понимании партнерства и сотрудничества. На взгляд автора, разницу между сотрудничеством и партнерством следует находить исходя из критерия глубины развития межфирменных отношений. Сотрудничество следует рассматривать как начальный уровень развития этих отношений, характеризуемых установлением взаимосвязей при участии в общей цели. Партнерство возникает по мере развития взаимосвязей (расширения и углубления) и достигает уровня взаимодействия.

Несмотря на отсутствие четко сформулированного понятия партнерства, существует математическое представление сообщества через созданный механизм принятия коллективных решений в условиях кооперации. Способ взаимодействия в этом подходе базируется на трех основных элементах: согласии, договоре, компромиссе. Именно этому способу взаимодействия, его математизированному описанию посвящено исследование известного французского ученого Эрве Мулена, который, используя аксиоматический метод для управления процессом принятия решения в условиях сообщества, в качестве постулатов (аксиом) принимает принципы единогласия и равенства. При этом особое внимание обращается на то, что «принципы единогласия и равенства могут быть несовместимыми, при этом возникает известная дилемма равенство — эффективность». Следовательно, необходим компромисс членов сообщества в случае выбора сравниваемых альтернатив.

Ставя вопрос о семантике партнерства как своеобразной категории делового взаимодействия, исходим из следующих представлений.

Во-первых, сам процесс употребления, как и процесс восприятия термина партнерства в актах научного и делового общения происходит как

сложный процесс выбора нужного значения из всего семантического поля.

Во-вторых, понятие партнерства, выполняя свои функции в деловом общении, должно указывать на строго определенное состояние межфирменных отношений, не допуская пересечения семантических полей других понятий, отражающих иные аспекты межфирменных отношений (например, сотрудничество).

В-третьих, смысл понятия партнерства как экономической категории должен выражать устойчивую составляющую обобщений межфирменных отношений.

В-четвертых, формы межфирменных отношений динамичны, структуры их изменчивы и одновременно имеются константные признаки их проявления.

Выделение константных (образующих) признаков партнерства рассматривается как возможность привнесения смысла в эту категорию и закрепление его в форме модельного представления. Семантическая оценка понятия партнерства строится на наиболее часто выделяемых в профессиональной среде его признаков: добровольность, равенство, коллективность, выгодность, компро-миссность.

Опираясь на метод семантической оценки, а также используя математизированное представление процедур выработки коллективных решений, построим модельное представление партнерства. Модельное представление по существу определяет «ядро» смыслового поля и позволяет выразить понятие лаконично и без потери смысла, что снимет неопределенность в восприятии экономической категории.

Партнерство — форма добровольного делового (предпринимательского) взаимодействия с уравновешенным комплексом взаимных интересов (выгоды, пользы) членов — участников сообщества. Одновременно партнерство выступает как средство коллективного противодействия механизму воздействия со стороны внешней среды.

Партнерами, членами — участниками сообщества выступают как физические, так и юридические лица. Партнеры участвуют в совместной деятельности не из абстрактного чувства коллективизма, а лишь тогда, когда это экономически выгодно.

Партнерство является достаточно рискованной формой делового взаимодействия, так как связано прежде всего с возможностью частичной или полной утратой самостоятельности. Само по себе партнерство уязвимо, по крайней мере, в двух

направлениях. Во-первых, каждый партнер должен осознавать, что в отношении его поступают справедливо, т.е. он получает справедливую долю совместной выгоды (прибыли). Это гарантирует согласие кооперирующихся в сообщество и обеспечивает его внутреннюю устойчивость, т.е. положительно влияет на прочное партнерство. Во-вторых, угроза партнерству связана и с внешними факторами, воздействующими на сообщество, и в конечном счете проявляющимися в виде финансового результата.

Действительно, если прибыль от кооперации партнеров по сравнению с ситуацией без нее слишком мала, то сообщество теряет свою предпринимательскую (коммерческую) привлекательность и быстро нарастают центробежные силы. Убытки от совместной деятельности ведут к распаду сообщества. Так произошло с крупнейшим автопроизводителем в мире General Motors (GM) и итальянской промышленной группой FIAT, заключивших соглашение о сотрудничестве в 2000 г., но из-за экономической стагнации, приведшей к хроническим убыткам ряда филиалов, приняли решение о расторжении партнерства. При этом обе стороны оценивают достигнутое соглашение позитивно и уверены в своей блестящей перспективе.

Таким образом, создание и сохранение кооперации связано с достижением определенного уровня внутренней и внешней устойчивости сообщества. Однако предприниматели часто пренебрегают риском, связанным с партнерством, используя различные коллективные формы делового взаимодействия для получения дополнительной прибыли или сохранения своего положения на рынке. В современных условиях экономические соглашения партнеров достигаются как в форме гласных, так и негласных договоренностей. Они реализуются при создании различных ассоциаций, альянсов, клубов, картелей, пулов, финансовых групп и пр. При этом партнерство является основой как для долгосрочного сотрудничества в производственной, торговой, финансовой и в других сферах общественных отношений, так и для совместного проведения спекулятивных махинаций на рынках.

По существу модельное представление партнерства отражает основные принципы партнерства и партнерских отношений: предпринимательская направленность (дополнительность); интегратив-ность; добровольность; рыночная координация.

Деловой характер объединения в партнерство всегда предполагает, что индивидуальная выгода (польза, прибыль, прогнозируемый результат) достигается в большей степени, чем при самостоя-

тельной (автономной) деятельности. Потребности современной экономики в коллективной работе определяют новые тенденции в партнерских отношениях. Осознание необходимости партнерства в бизнесе, его целей и задач, использование договорных отношений в практике стратегического планирования и конкретных действий представляет собой сегодня суть предпринимательского процесса. Чаще всего реализация бизнес-проектов требует более глубокой кооперации, чем обычные контрактные отношения.

Стратегия экономического развития на основе партнерства для субъектов рынка выступает как потенциальная возможность преодоления проблем становления и роста при ограниченных внутренних возможностях и способом структурирования неопределенности (риска) путем установления контроля за внешней средой.

Реализация данной стратегии чаще всего осуществляется посредством формирования сетевой организации межфирменной интеграции или создания бизнес-альянсов.

Следует подчеркнуть, что характер, способы и методы решения задач формирования межфирменных связей специфичны и зависят от требований, предъявляемых к организации структур управления, на уровне которых они решаются. Так, например, требования к задачам организации межфирменных связей в многосвязных и иерархических структурах существенно отличаются. Первые состоят из экономически самостоятельных и равноправных хозяйственных единиц, имеющих не менее двух непосредственных связей с какими-либо из остальных элементов системы (рис. 2).

Рис. 2. Система межфирменных связей в многосвязных структурах

Важная особенность многосвязных структур состоит в том, что в них нет подсистем, принимающих независимые от других подсистем решения.

При этом она обладает следующими свойствами:

— любая подсистема может влиять на все аспекты поведения системы;

— время преобразования входных компонентов в выходные слабо зависит от положения подсистемы в структуре;

— в рамках данной структуры управляющие функции распределены между всеми элементами системы или группами элементов;

— функции подсистем (элементов) более конформны и достаточно легко и мобильно изменяются в процессе взаимодействия элементов, частей системы.

В отличие от многосвязных иерархические организационные структуры отображают функционирование различного рода вертикальных структур в хозяйственных системах, в которых власть определяется как зависимость. При этом иерархические структуры (рис. 3) удовлетворяют условиям: 1) каждая подсистема является либо управляющей, либо подчиненной, либо (по отношению к подсистемам различного уровня) и тем, и другим одновременно; 2) существует, по крайней мере, одна подчиненная система; 3) существует одна и только одна подсистема, непосредственно управляющая по отношению к другим; 4) любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует с одной и только одной управляющей. Иерархическая структура, в которой имеется хотя бы одна управляющая и одновременно подчиненная подсистема, относится к многоуровневой.

Отсюда следует, что многоуровневые иерархические структуры с соответствующими системами управления не могут считаться партнерскими (равноправными).

Следует подчеркнуть, что в смешанных структурах, представляющих различные комбинации иерархических и неиерархических структур, эле-

менты проявления партнерства не исключаются. При этом конфигурация партнерства определяется формой взаимодействия, а его содержание (партнерские отношения) в каждом конкретном случае наполняется в зависимости от доминирования того или иного названного признака (фактора). Такой взгляд на партнерство объясняет, с точки зрения автора, наличие дифференцированного (неоднозначного) проявления партнерства в практике межфирменных отношений — профиля партнерства (межфирменных отношений).

Поэтому профиль партнерских отношений (разновидность в рамках партнерства) зависит не только от комбинаций элементов, находящихся в рамках модельного представления партнерства, но и от реальных организационных структур, имеющих конкретные соотношения иерархических и неиерархических элементов.

Понимание профиля межфирменных связей фирмы позволяет:

- реализовать финансовую, производственную, сбытовую или маркетинговую политику;

- привлечь возможности партнеров, профиль деятельности которых может быть использован фирмой с наибольшим эффектом.

Кроме того, построение такого профиля полезно для оценки рыночной силы предпринимательской фирмы. И чем слабее сила фирмы и меньше ее сопротивление этому внешнему давлению, тем сильнее необходима для ее выживания зависимость от других фирм и тем скорее такая фирма вынуждена искать союзников и объединяться с другими субъектами рыночных отношений, чтобы противостоять давлению внешней экономической среды. В наибольшей степени эти процессы отражаются на малых фирмах производственной направленности.

Отметим, что суть сетевого партнерства не противоречит сетевому принципу в маркетинговой

стратегии завоевания рынка, столь успешно применяемым как в зарубежной, так и отечественной практике предпринимательства.

Сети могут быть неформальными, т.е. мало или совсем неструктурированными, и формальными, имеющими определенную структуру. В

любом случае это не является самым главным в работе сети. Основа существования в сети — способность быстро устанавливать нужные связи, чтобы вместе ответить на вызов рыночных сил. На это нацелена инфраструктура сети, обслуживающая ее быстрое реагирование. Именно инфраструктура сети создает стабильность ее работы при гибкости прочих организационных условий. Эффективная сеть имеет одну или ряд фирм, взаимоотношения которых образуют стержень отношений таким образом, что из малых конкурентных преимуществ каждого партнера путем взаимодополнения образуется новая конкурентоспособность сети в целом.

Сложной проблемой для предпринимателя в процессе формирования сети в бизнесе является поиск предприятий-партнеров, которые по профилю своих партнерских связей могут усилить позиции предпринимательской фирмы. Поэтому с каждым партнером фирма строит свои партнерские отношения, используя индивидуальный профиль.

Особенностью сетей фирм-партнеров является то, что они в большей степени основаны на принципе самоорганизации, а не жесткой структурной организации.

Одной из разновидностей механизма реализации стратегии экономического развития предпринимательства на основе партнерства являются бизнес-альянсы — объединения фирм, которые действуют совместно для достижения коммерческих, финансовых, экономических интересов членов-участников.

Партнерство предпринимателей путем альянсов основано либо на обмене акциями или взаимном участии в капиталах двух сторон, либо на создании новой компании. В любом случае партнеры в альянсе уверены в прибыльности объединения за счет экономии на трансакционных издержках.

Переплетение различных видов деятельности участниками объединений является следствием естественного хода развития рыночной экономики, которая объективно основана на глубокой специализации каждого хозяйствующего субъекта. Глубина взаимного участия в бизнесе определяет необходимость сложных форм взаимодействия партнеров. Таким образом, глубина интегриро-ванности партнеров в хозяйственных отношениях служит одним из наиболее важных признаков рыночной зрелости экономики.

Партнерские отношения проявляются в таких формах бизнес-альянсов, как: - финансово-промышленные группы (ФПГ);

- предпринимательские союзы;

- особые формы альянсов крупного и малого

бизнеса.

Финансово-промышленные группы выступают как глобальные корпорации. Понятие «глобальная корпорация» может рассматриваться достаточно широко и основано на разнообразных интегрированных партнерских связях.

ФПГ играют заметную роль в современной экономике ведущих промышленных стран мира. Рыночная экономика создает новую экономическую среду, что отражается на зарождении и формировании ФПГ Иными словами, ФПГ является адаптационной реакцией горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений. Отличительной чертой нынешней широкомасштабной ассоциированности является добровольность партнерства, она становится главным фактором формирования ФПГ.

Предпринимательские союзы выступают важной формой партнерских связей. Эти союзы чаще всего создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности, чтобы получить вместе то, что отдельно получить сложно или это требует дополнительных затрат времени, например, доступ к новым технологиям, новым рынкам и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательские союзы с точки зрения партнерских связей представляют собой группы независимых компаний, связанных между собой общими целями. Для предпринимательского союза характерно то, что участие в одном союзе не исключает участия в других видах деятельности. Одна компания может участвовать сразу в нескольких союзах. Отдельные фирмы, входящие в предпринимательский союз, различаются размерами и ролью, которую они играют в пределах союза, но тот факт, что все вместе они связаны общей целью, меняет принципы их взаимоотношений.

Другой разновидностью предпринимательских союзов выступают стратегические союзы предпринимательских фирм.

Союз предпринимателей можно определить как соглашение, которое устанавливает отношения обмена между фирмами в процессе кооперации их деятельности, которые однако не приводят к объединению капиталов и созданию новой фирмы на основе общей собственности. Другими словами, стороны стратегического союза остаются независимыми собственниками, что не исключает наличия совместной (общей) собственности и совместное управление ею.

Стратегический союз формирует межфирменные отношения, предусматривающие широкое соглашение о сотрудничестве на длительную перспективу в работе над каким-либо проектом.

Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Подавляющая часть союзов на основе долевых инвестиций создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технических товаров. Помимо проведения совместных исследований и разработки новых технологий, союзы с долевыми инвестициями могут приносить пользу и в других видах деятельности. Если фирмы имеют взаимный интерес, но при этом преследуют разные цели, например, одному партнеру необходим доступ на рынок, а другому доступ к новым технологиям, союзы с долевыми инвестициями могут также принести значительную пользу. Иная возможность использования таких союзов — доступ к ресурсам в обмен на капитал.

Партнерства в виде стратегических союзов становятся ведущей формой межфирменных связей в промышленности.

Развитие подрядных отношений между крупным и малым бизнесом неизбежно приводит к новым бизнес-альянсам.

Процесс создания партнерских отношений в альянсе крупного и малого бизнеса проходит различные стадии. Как правило, это не происходит мгновенно, а требует выработки политики фирмы, построения иерархии, подготовки персонала, коммуникационных каналов. Очень многое зависит от внутренней готовности фирмы к альянсу. И здесь можно выделить три уровня:

- формирование альянсов реактивно, когда катализатором выступает увиденный опыт конкурентов или понимание того, что альянсы становятся ключевой стратегией развития;

- переход к альянсам от двухстороннего сотрудничества с внутрифирменной поддержкой финансовых, налоговых и технических усилий;

- развитие межфирменного управления альянсами, основанного на стандартных процедурах управления, межфирменной базе данных и специальной структуре, осуществляющей координацию. Четкое понимание, какие альянсы дадут увеличение конкурентных преимуществ, и осознанное управление ими становятся частью стратегического планирования. Этот алгоритм, конечно, упрощенный, но он позволяет

малым предприятиям сравнить свой уровень участия в альянсах с другими и выявить, какие улучшения требуется выполнить. Каждая малая фирма получает выигрыш в том, что максимально использует адаптивность и инициативность как ключевые факторы своего конкурентного преимущества. Фактически малые предприятия получают дополнительные экономические преимущества крупной фирмы, действуя как крупная фирма с интегрированными связями. При этом малые фирмы вынуждены адаптироваться не только друг к другу, но и к требованиям потребителей, которые тем самым стабилизируют отношения в сети.

Глобальный рынок обеспечивает для фирмы реальные возможности роста, но требует взамен, чтобы компании стали частью кооперационного стратегического альянса, в котором каждый партнер получает выигрыш. Для этого должно быть обеспечено управление партнерами, в частности путем обработки информации и текущей информационной поддержки, чтобы получить синер-гетический результат партнерских отношений. Успешное бизнес-партнерство может дать доступ к рынкам, технологиям и другим ресурсам, гибкость в работе и распределение рисков только при эффективном управлении, в частности, направленном на решение конфликтов между партнерами.

Другим явлением развития кооперации становится зарождающееся так называемое государственно-частное партнерство.

Например, программными документами по развитию национальной транспортной системы в качестве приоритетной задачи ставится усиление государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции и модернизации объектов транспорта.

Реализация данного подхода в ряде стран, например, в США, Германии и Японии, свидетельствует о возможности широкого использования государственно-частного партнерства как еще одного источника инвестирования, в том числе в транспортную сферу.

Особо следует подчеркнуть, что подобное партнерство возникает в связи с появлением среди традиционных субъектов рынка нового участника — государства. Если раньше за государством признавалась роль организатора рынка и рыночных отношений (за счет политических, законодательных и других действий), то в настоящее время отчетливо проявляется непосредственное присутствие государства на рынке в качестве его участника, субъекта рынка.

Фактически государство через государственно-частное партнерство выступает промоуте-ром крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, например через механизм продажи облигаций на рынке капитала.

Отметим, что для многих фирм (корпораций), созданных на таких условиях, финалом их деятельности является приватизация. При этом приватизация свидетельствует об успешном государственном решении острых общественных проблем, когда принцип жизненно важных исключений исчерпывает себя, и фирмы продаются в частную собственность по рыночным ценам.

Современный менеджмент особое внимание обращает на развитие сильных межфирменных связей, ориентацию на потребителей, производительность и конкурентоспособность. В рейтинге основных инструментов управления, используемых по данным направлениям, в лидирующей группе находится аутсорсинг вместе со стратегическим планированием, формированием миссии и бенч-маркингом. Например, по степени использования и результативности он опережает такие известные инструменты управления, как TQM, CRM, SCM, реинжиринг. Особо популярен аутсорсинг на предприятиях Азиатско-Тихоокеанского региона, где 70% опрошенных респондентов (руководителей предприятий) отдают ему предпочтение среди других инструментов управления. Аутсорсинг как «способ оказания услуг или снабжения продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек и повышения конкурентоспособности предприятий» идею использования внешних ресурсов считает доминирующей.

По оценкам института аутсорсинга (www. outcourcmgxom) и фирмы Dun and Bragstreet, в США общий объем услуг и работ, выполненных в 2000 г. на условиях аутсорсинга, достиг 340 млрд дол. Среднегодовой прирост этого объема — 13%. Что же касается услуг, то наибольшая доля аутсорсинга характерна для сферы информационных технологий (20%), административно-управленческих функций (15%), логистики (10%).

Аутсорсинг логистических услуг преимущественно фокусируется в транспортной, складской и экспедиторской сферах деятельности, в функциях таможенного декларирования и таможенной очистки грузов, подготовки транспортной документации.

Реализация принципов аутсорсинга связана и ведет к построению особых межфирменных связей,

на профиль межфирменных связей решающее воздействие оказывает вид аутсорсинга.

Так, одной из разновидностей аутсорсинга является организация производства на принципах субконтрактации. Она охватывает только производственную, научную и проектно-конструкторскую сферы деятельности. При оформлении договора субконтрактации одно предприятие (контрактор) поручает другому предприятию (субконтрактору) изготовление в соответствии с представленными требованиями в заданные сроки полуфабрикатов или комплектующих изделий, обработку своих предметов труда.

На долю субконтрактации в общем объеме промышленного производства стран ЕС приходится около 15%. В процесс промышленной субконтрактации этих стран вовлечено почти 300 тыс. предприятий с производственным персоналом 4 млн чел. По экспертным данным, годовой объем работ, выполненный по субконтрактации этими предприятиями, оценивается почти в 390 млрд евро.

Динамично развивается субконтрактация в странах Юго-Восточной Азии, в США, Бразилии. У фирм Toyota и Nissan объем поставок комплектующих изделий в общей стоимости выпускаемых ими легковых автомобилей превышает 70%. В транспортном машиностроении Германии субкон-тракторы выполняют 45% общего объема работ.

Весьма важным обстоятельством развития субконтрактации является активное привлечение к участию в ней предприятий малого и среднего бизнеса.

На рынке субконтрактации действуют пред-приятия-субконтракторы двух уровней. Первые напрямую поставляют комплектующие узлы предприятиям-контракторам. Вторые работают по договорам с субконтракторами первого уровня. Работа и взаимодействие субконтракторов и контракторов координируется объединяющими их логистическими цепочками поставок.

По уровню развития аутсорсинга Россия отстает от многих развитых стран мира. Ранее, в условиях директивной экономики, самостоятельная передача части работ или функций от одного предприятия другому не производилась и имела ограниченное применение как результат административного решения.

С переходом отечественной экономики на рыночные принципы активным развитием профессиональной сферы услуг обозначился интерес к передаче ряда второстепенных, но весьма важных

работ и функций от одних предприятий другим. Этот интерес особенно проявляется в создании и использовании складских распределительных центров, обслуживающих предприятия торговли; фирм, ведущих автоматизированный бухгалтерский учет, финансовую и налоговую отчетность на предприятиях малого бизнеса.

Таким образом, организация межфирменных отношений на принципах субконтрактации представляет согласно приведенной нами классификации форму сотрудничества.

Другой разновидностью аутсорсинга является организация производства на принципах партнерства и возникновения соответствующих межфирменных отношений. Общим с субконтрактацией является заключение контракта между предприятиями-партнерами по изготовлению полуфабрикатов (комплектующих) или выполнению каких-либо функций (услуг), но с меньшими, чем у заказчика, затратами, в нужные сроки и с более высоким качеством. Однако в отличие от субконтрактации при партнерстве происходит передача в структуру предприятия-партнера структурных подразделений с их производственными активами, которые раньше решали эти задачи. Сами предприятия (фирмы) — партнеры остаются самостоятельными без изменения их правовой основы.

Чаще всего в аутсорсинг передаются поддерживающие производство звенья и функции: информационные технологии, маркетинг, логистика и т.п.

С позиции межфирменных отношений, которые обосновываются в данном исследовании, нет принципиальной разности в возникновении партнерских отношений как в случае аутсорсинга, так и инсорсинга.

Комплексное рассмотрение партнерства как сложного явления требует, на взгляд автора, изучения его и с позиции механизма управления.

Прежде всего следует обратить внимание на естественный (эволюционный) характер переноса коллективных процедур управления из внутрифирменной сферы деятельности в область межфирменных отношений. При этом внутрифирменное проявление партнерства представляется как управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений, совместного управления.

Успешное применение коллективных (пар-сипативных) форм управления внутри фирмы, оказывающих положительное влияние прежде всего на повышение эффективности использования внутренних ресурсов, стало привноситься ме-

неджментом во внешнюю среду, в межфирменные отношения.

Сочетание внутрифирменного парсипатив-ного управления и партнерских межфирменных отношений явилось предпосылкой эффективного использования не только своих собственных ресурсов, но и ресурсов других членов — участников партнерства. Совместные способы поиска и реализации управленческих решений на такой основе консолидируют менеджмент в целом, делают его более эффективным в реализации бизнес-проектов членов сообщества.

Оба взгляда на партнерство не противоречат единой базе отношений, основными элементами которой выступают: коллективное (совместное) управление, добровольность вхождения в сообщество, сочетание индивидуальных и коллективных выгод. Таким образом, внутрифирменное партнерство и партнерство в межфирменных отношениях представляют собой интегрированный подход к управлению развитием бизнеса. С позиции управления партнерство может рассматриваться как концепция управления развитием бизнеса в условиях межфирменных отношений.

Важное место в партнерстве как особой форме организации и концепций управления занимает принцип добровольности. При этом соотношение добровольности и власти в межфирменных отношениях имеет свои специфические особенности.

В организации и управлении (менеджменте) многие исследователи определяют власть как влияние. По аналогии с таким подходом и применительно к партнерству влияние рассматривается как любое поведение члена-участника, которое вносит изменения в поведении, отношения и т.п. коллектива (сообщества). Надо отметить, что при анализе политических процессов, политических режимов и т.п. власть определяется как зависимость.

Власть позволяет направить действия и поведение членов — участников партнерства в русло интересов сообщества (например, побуждать более эффективно реализовать коллективные решения, предотвращать или подавлять возникающие конфликты и т.п.), т.е. используется в целях координации совместных усилий партнеров.

Управленческой аксиомой представляется, что власть — необходимое условие деятельности любой организации. Однако власть в партнерстве, как правило, не является формальной, так как партнерство не является в классическом представлении организацией, а определяет форму делового взаимодействия и обусловлено готовностью добровольного

подчинения партнеров коллективно принимаемым решениям. Здесь власть выступает как необходимое условие управления, потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны членов

— участников сообщества и способность и желание одного из этой группы согласовывать деятельность остальных участников посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого члена сообщества.

Проявление власти в партнерстве в виде влияния взаимосвязано с другим доминирующим принципом его построения и функционирования

— равноправием в экономическом поведении. Равноправие в условиях партнерских отношений означает: к равным членам-участникам сообщества должно быть равное отношение. В практическом плане это сводится к тому, что каждый должен иметь право на получение справедливой индивидуальной выгоды. Кооперация в партнерстве не может вынудить члена-участника отказаться от своих прав на часть кооперативной выгоды (пользы, дохода, прибыли и т.д.).

Применение этого правила в случае, когда единственной управляемой переменой является выгода, приводит к выравниванию индивидуальных выгод членов — участников сообщества. Однако этот подход может вступать в противоречие с другим основным постулатом коллективного принятия решений, известным под названием принципа единогласия.

Принцип единогласия предполагает, что в случае, когда каждый член — участник сообщества предпочитает решение А решению В, то решение В не должно быть принято. Оно может вступать в противоречие с простым выравниванием (уравниванием) индивидуальных выгод. При этом возникает известная дилемма равенство — эффективность. Один из путей ее решения связан с применением идей теории благосостояния. Данная методология, на взгляд автора, потенциально применима к множеству микроэкономических задач справедливого распределения кооперативных выгод. В моделях благосостояния это означает уравнивание индивидуальных выгод (полезности) партнеров.

При упрощенном модельном представлении партнерства можно предположить, что все потенциальные члены сообщества экономически равнозначны, т.е. имеют одинаковый рыночный вес. Тогда можно предположить полное равноправие членов партнерства в экономическом поведении, приво-

дящее к простому решению: равное распределение кооперативных выгод (пользы) между ними.

Более сложная взаимосвязь в партнерстве возникает при вхождении в него членов-участников с различным, но соизмеримым рыночным весом. Отсутствие соизмеримости потенциальных участников сообщества (рыночной значимости) является непреодолимым барьером для создания партнерства.

Единогласие (как реализация принципа равенства) при принятии коллективных решений в условиях партнерства вовсе не ведет к полному (абсолютному) равенству при распределении коллективных выгод от кооперации.

Поэтому, по-видимому, следует дифференцированно подходить к принципам построения партнерства и принципам выработки коллективных решений в условиях сообщества. Реализация этих процедур не тождественна, хотя и имеет основополагающее начало: дополнительная (маржинальная) индивидуальная выгода от коллективных действий в условиях партнерских отношений.

Управление, в каких бы масштабах оно не осуществлялось, зависит от объема и характера власти, раскрывается также с помощью такой категории, как управляемость. Управляемость в условиях партнерства следует рассматривать как реакцию членов-участников на воздействие со стороны системы управления сообщества.

Из всего сказанного следует, что кооперация субъектов рынка в форме сотрудничества и партнерства является определяющим и эффективным способом взаимодействия в системе рыночных межфирменных отношений. Особенности современного технологического уклада производства товаров и услуг, логистические принципы товародвижения объективно ведут к сотрудничеству, партнерству всех участников процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государев М.А. Экономика партнерства: Учеб. пособие. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. - 94 с.

2. Масленников В.В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики): Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Высшая школа приватизации и предпринимательства. — М.: 1998. — 318 с.

3. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.