Научная статья на тему 'Новые подходы к оценке конкурентоспособности полиграфических организаций'

Новые подходы к оценке конкурентоспособности полиграфических организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / COMPETITIVENESS ASSESSMENT / PRINTING ORGANIZATION / PRINTING WORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакова М. А., Дмитриева О. В.

В статье рассмотрены теоретические основы оценки конкурентоспособности и предложена методика оценки конкурентоспособности полиграфических работ на основе показателей их ценности для потребителя и затратоотдачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to assessing the competitiveness of printing organizations

The article discusses the theoretical basis of evaluation of the competitiveness and the proposed method of assessing the competitiveness of the printing work on the basis of indicators of their value for the consumer and cost-return.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к оценке конкурентоспособности полиграфических организаций»

УДК 338.512:338.45

Новые подходы к оценке конкурентоспособности полиграфических организаций

М.А. Колпакова, О.В. Дмитриева

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д.2а e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены теоретические основы оценки конкурентоспособности и предложена методика оценки конкурентоспособности полиграфических работ на основе показателей их ценности для потребителя и затратоотдачи.

Ключевые слова: оценка конкурентоспособности, полиграфическая организация, полиграфические работы.

Среди основных видов деятельности полиграфических организаций наибольшую долю занимает выполнение полиграфических работ для заказчиков. Заказчиками являются юридические и физические лица, издательства и издающие организации. При этом предметом заключения договора на выполнение полиграфических работ выступает печатное издание. К печатным изданиям относятся книги, журналы, газеты, брошюры и т.п.

Заказчики при приобретении печатных изданий руководствуются соотношением цены и качества предложений, сделанных типографиями. Следовательно, конкуренция между предпринимательскими структурами в сфере полиграфии осуществляется либо по цене, либо по качеству, либо одновременно по двум параметрам. Это означает, что управление конкурентоспособностью полиграфических работ должно быть направлено на достижение высокого качества печатных изданий при минимальном уровне понесенных затрат.

Поскольку результатом выполнения полиграфических работ является печатное издание, предназначенное для заказчика, то оценка конкурентоспособности полиграфических работ должна быть направ-

82

лена непосредственно на изучение характеристик печатного издания. Перед тем как определиться с методом проведения оценки конкурентоспособности полиграфических работ, необходимо изучить и выявить, что представляет собой понятие «конкурентоспособность полиграфических работ».

В отношениях между заказчиком и типографией печатное издание представляет собой продукт, созданный типографией с целью передачи заказчику и призванный удовлетворить его потребность. Следовательно, раскрывая содержание категории «конкурентоспособность полиграфических работ» необходимо обратиться к понятию «конкурентоспособность товара». В экономической литературе существует множество определений понятия «конкурентоспособность товара», анализ которых [1,2] позволил нам выделить следующие основные аспекты данного понятия:

• конкурентоспособность товара тесно связана с конкурентоспособностью предприятия, поскольку последняя определяется первой.

• о конкурентоспособности товара уместно говорить относительно конкретного рынка и конкретного времени.

• на конкурентоспособность товара влияют внешние и внутренние факторы, не зависящие и зависящие от деятельности предприятия.

• состав потребительских предпочтений зависит от вида товара.

• базой обеспечения конкурентоспособности товара служит наличие у предприятия конкурентных преимуществ. Совокупность конкурентных преимуществ определяет занимаемое предприятием место на рынке [3, с. 27]. Следовательно, чем больше имеющихся у предприятия конкурентных преимуществ, тем более устойчивая его позиция на рынке.

Теория конкурентного преимущества предложена американским экономистом Майклом Портером. Портер обосновал необходимость создания на предприятии конкурентных преимуществ, а также их поддержания и совершенствования. Достижение конкурентных преимуществ видится им в выборе одного из следующих путей: лидерства на основе низких издержек, лидерства на основе дифференциации, концентрации в определенном потребительском сегменте в лидерстве в издержках или дифференциации [4, с. 72]. Лидерство в издержках подразумевает стратегию управления конкурентоспособностью на базе низкой себестоимости товара. Имея преимущество в низких затратах, предприятие получает большую прибыль, чем у конкурентов. Дифференциация подразумевает возможность предприятия по сравнению с конкурентами производить товар с большей ценностью для клиента, которая заклю-

83

чается в уровне качества и сервиса. Поэтому понимание системы ценностей клиента очень важно. Стратегия концентрации применяется в условиях, когда ориентация на широкий рынок не перспективна для предприятия, например, в силу его масштабов, поэтому уместна стратегия специализации на конкретный потребительский сегмент.

В рассмотренной литературе описывается критерий конкурентоспособности товара, который определяется показателем ценности товара. Ценность формируется исходя из мнения потребителя, а создается производителем. Данный показатель учитывает полезность, которую несет данный товар потребителю, и цену этого товара. Мы полагаем, что конкурентоспособность товара обуславливается не только мнением потребителя, но и целями предприятия. А основной целью предпринимательских структур, разумеется, является получение прибыли. В связи с этим, мы выделяем второй критерий конкурентоспособности товара - рентабельность производства этого товара для производителя.

На основе проведенного исследования авторами предлагается следующее определение понятия «конкурентоспособность полиграфических работ». Под конкурентоспособностью полиграфических работ следует понимать комплекс преимуществ полиграфической организации перед конкурентами, направленный на создание ценности полиграфических работ для заказчика при условии рентабельности изготовления печатных изданий для полиграфической организации.

Исходя из данного определения, к основным преимуществам полиграфической организации относятся качество печатных изданий, низкая цена, низкая себестоимость и высокая рентабельность полиграфических работ. Достижение конкурентных преимуществ типографиями, безусловно, связано с грамотной управленческой политикой, проводимой руководителями полиграфических предприятий, а также действиями конкурентов и предпочтений заказчиков.

Оценку конкурентоспособности полиграфических работ необходимо начинать с постановки задач по ее обеспечению [1, с.254]. В связи с этим, мы поставили перед собой задачу в определении факторов, определяющих уровень конкурентоспособности полиграфических работ. Изучение сущности понятия «конкурентоспособность товара» позволило нам представить на рисунке 1 схему конкурентоспособности полиграфических работ.

Как видно из рис. 1, величина конкурентоспособности полиграфических работ определяется двумя показателями: ценностью и рентабельностью. В свою очередь, ценность определяется ценой и качественными характеристиками работ (полезностью), а показатель рентабельности во многом зависит от себестоимости, заложенной в цену. Мы считаем, что качество и цена влияют на уровень конкурентоспособ-

84

1. Внешняя средаполиграфическойорганизации

общее экономическое положение страны; тенденции развития рынка полиграфических работ; экономико-правовое государственное регулирование; появление новых технологий, оборудования, материалов в сфере полиграфии;

нормативно-правовые требования к печатным изданиям.

Л

2. Потребительские предпочтения

— ассортимент полиграфических работ;

— срок выполнения полиграфического заказа;

— стоимость полиграфических работ;

— отношения с клиентом;

— визуальный уровень качества печатного издания.

3. Внутренняя среда полиграфической организации

— уровень организации, автоматизации производства и управления им

— уровень производительности оборудования, персонала, производства

— степень инновационной деятельности

Рис. 1. Конкурентоспособность полиграфических работ и факторы, влияющие на их уровень

ности полиграфических работ в равной степени, поскольку, с одной стороны, заказчик всегда желает сэкономить на цене приобретения печатного издания, а с другой стороны, цена не является главным фактором выбора типографии заказчиком. Приведем пример из практической деятельности одной из рассматриваемых в настоящей статье полигра-

85

фических предприятий. На протяжении достаточно длительного времени ведутся переговоры с одним потенциальным заказчиком, однако привлечь его типографии так и не удается.

Причиной тому служит желание заказчика иметь печатное издание определенного формата. Исходя из технических возможностей типографии (наличия определенных режущих машин), требуемый заказчиком формат отличается от предлагаемого типографией формата буквально в несколько миллиметров. Несмотря на более низкую цену, заказчик не соглашается на сотрудничество с данной типографией.

В предложенной схеме конкурентоспособности полиграфических работ мы выделяем три блока факторов, от непосредственного влияния которых формируются показатели ценности и рентабельности: потребительские предпочтения, внешняя и внутренняя среда полиграфической организации.

Большинство авторов выделяют в отдельную группу факторов конкурентоспособности товара маркетинговую деятельность организации-производителя. В силу особенностей основного вида деятельности типографий (выполнения полиграфических работ), при котором печатная продукция реализуется самим заказчиком, функции маркетинга у полиграфических организаций состоят в поиске заказчиков и формировании долгосрочных отношений [5, c.65]. Оценку отношений с заказчиком целесообразно осуществлять с учетом мнения самого заказчика. Привлечение заказчиков типографиями проводится на основе низких цен с учетом уровня качества, устраиваемого клиентов. Уровень цен непременно зависит от внутренних факторов деятельности типографий, которые мы определили в блок «внутренняя среда полиграфической организации». Качественные характеристики работ определяются не только внутренними факторами деятельности типографий, но и предпочтениями заказчика, определенными нами также в отдельный блок. Поэтому мы не стали выделять отдельным блоком факторов маркетинговую деятельность.

Рассмотрим последовательно каждый из выделенных нами блоков факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность полиграфических работ.

Блок «внешняя среда полиграфической организации» определяет среду функционирования полиграфической организации и включает факторы, на которые по существу типография не в силах повлиять. Экономическое положение в стране и тенденции развития рынка полиграфических работ, несомненно, определяют направления деятельности предпринимательских структур в сфере полиграфии. Появление новейших технологий, полиграфических материалов и оборудования обуславливают полиграфические предприятия внедрять инновационные работы в целях поддержания их прибыльности и конкурентоспо-

86

собности. А изготовленные типографиями печатные издания должны соответствовать установленным нормативным требованиям (системы ГОСТ, ОСТ), иначе нельзя говорить об их пригодности к использованию заказчиком, а, следовательно, удовлетворения его потребностей. Помимо этого к нормативно-правовым требованиям относятся требования, предъявляемые к качеству и экологической безопасности, а также требования правового аспекта, например, соблюдение авторских прав, наличие лицензий, установленных законодательством на выполнение определенных полиграфических работ, незапрещенный характер информации, содержащейся в печатных изданиях и т.п. По нашему мнению, нормативно-правовые требования определяют технический уровень качества выполнения полиграфических работ. Экономико-правовое государственное регулирование подразумевает действующую законодательную базу, регламентирующую деятельность полиграфических организаций.

Блок «потребительские предпочтения» включает в себя параметры полиграфических работ, которые в комплексе составляют ценность для заказчика. В ходе изучения понятия «конкурентоспособность товара» мы определили, что ценность товара определяется его полезностью и ценой. Полезность товара представляет собой набор качественных характеристик товара. Выделение качественных характеристик полиграфических работ рассматривается в диссертации Фроловой Е.К. «Оценка производительности экономического субъекта (на примере полиграфических предприятий)» [6]. Согласившись с мнением Фроловой Е.К., в данную группу мы определили следующие факторы: ассортимент полиграфических работ, срок выполнения полиграфического заказа, стоимость полиграфических работ, характер отношений с клиентом. В отличие от Фроловой Е.К., уровень качества мы подразделяем на технический и визуальный. Технический уровень качества мы раскрыли при описании предыдущего блока факторов. Под визуальным уровнем качества мы подразумеваем ту оценку качества печатного издания, которую дает заказчик при виде данного издания, т.е. его индивидуальное восприятие товара. Например, степень оценки заказчиком прочности скрепления тетрадей/листов, переплетной крышки, качество отделочных элементов (вырубка, тиснение и т.п.). Ассортимент полиграфических работ подразумевает не только виды изготавливаемых печатных изданий, но также осуществляемые технологические процессы. До начала изготовления любого полиграфического заказа определяются производственное оборудование и технологии изготовления. Поэтому вариантность используемого оборудования и технологий, безусловно, влияет и на уровень себестоимости и качества полиграфических работ, и на степень удовлетворения заказчика. Заметим, что с точки зрения клиента, наибольшее значение несут переплетные и отделоч-

87

ные работы. Например, мягкий или твердый переплет, суперобложка, виды тиснения, нанесение лака на обложку и т.п. Все это также подразумевает применение полиграфическими организациями различных видов полиграфического оборудования и материалов (красок, бумаги, переплетные материалы, фольга и т.п.). Соблюдение срока выполнения полиграфического заказа, установленного согласно заключенному договору на выполнение полиграфических работ, имеет огромное значение, поскольку от этого зависит характер отношений с клиентом. В целях соблюдения времени изготовления полиграфического заказа в полиграфических организациях создается диспетчерская служба.

Каждый заказ проходит поочередно все необходимые технологические операции, которые в комплексе составляют производственный цикл. Сокращение производственного цикла в сфере полиграфии свидетельствует, прежде всего, о повышении скорости оборотных средств, рентабельности производства и т.п., а, следовательно, ведет к повышению конкурентоспособности типографий. Исходя из этого, считаем необходимым периодически проводить оценку временной продолжительности производственного цикла выполнения полиграфических работ. Для этого необходимо понимать, какие выполняются процессы при изготовлении заказа. На наш взгляд считается целесообразным представить производственный цикл в соответствии с цепочкой ценностей полиграфической организации. Такое представление производственного цикла в полиграфии обеспечит выявление факторов, оказывающих влияние на уровень затрат. А это один из ключевых моментов, который должен быть реализован в организованной системе управления затратами. Временная продолжительность производственного цикла в полиграфии может быть представлена следующим образом:

*п.ц = t + t2 + t3 + t4 + t5 + t6 + t7 + t8 + ^ (1)

где t - время производственного цикла выполнения полиграфических работ; t - время, затраченное на закупку и хранение материалов под полиграфический заказ; t2 - время, затраченное на допечатные процессы; t3 - время, затраченное на печатные процессы; t4 - время, затраченное на проведение контроля печатных оттисков; t5 - время, затраченное на постпечатные процессы; t6 - время, затраченное на проведение контроля готовой печатной продукции (заказа); t7 - время, затраченное на упаковку; t8 - время, затраченное на доставку (по желанию заказчика); t9 - время, затраченное на перерывы и простои.

Начинается производственный цикл выполнения полиграфических работ со времени на закупку и хранение основных материалов под полиграфический заказ - бумаги, картона, переплетных мате-

88

риалов, вид которых прямо зависит от характера требуемого печатного издания и желаний заказчика. Время, затраченное на допечатные процессы, включает время на набор текста, цветоделение, верстку с изданием полос, монтаж полос, фотовывод и изготовление печатной формы. Время, затраченное на печатные процессы - это время изготовления печатных оттисков. Отпечатанные оттиски требуют проведения контроля качества, в связи с чем время производственного цикла в полиграфии удлиняется. Время, затраченное на постпечатные процессы, включает время на переплетные и отделочные работы, а именно: на фальцовку, прессование, комплектовку, изготовление обложки, скрепление с обложкой, обрезку и т.п. Далее требуется время на проведение контроля готовой печатной продукции, упаковку заказа и его доставку (в случае наличия в договоре условия доставки заказа силами полиграфической организации). Длительность производственного цикла увеличивается из-за времени, затраченного на простои оборудования, а также необходимые технологические перерывы и организационные простои [6,с.78].

Соблюдение срока изготовления заказа, а также выполнение широкого ассортимента ведут к тому, что полиграфические предприятия должны иметь достаточно высокую гибкость производства [5, с. 51].

В блок «Внутренняя среда полиграфической организации» мы определили основные факторы, которые влияют на уровень конкурентоспособности полиграфических работ. Данные факторы характеризуют внутреннюю деятельность типографии, поэтому определяются политикой, проводимой руководством полиграфической организации. В данный блок мы включили уровень организации и управления производством, уровень производительности оборудования, персонала, производства и степень инновационной деятельности. Перечисленные факторы оказывают прямое влияние на конкурентоспособность полиграфических работ.

В соответствии с выделенными блоками факторов и обозначенными критериями конкурентоспособности полиграфических работ нами предлагается проводить оценку конкурентоспособности работ согласно следующим этапам (рис. 2).

Оценка конкурентоспособности полиграфических работ начинается с изучения факторов внешней среды, с определения конкурентов. Также основное внимание на данном шаге заслуживает учет соответствия печатных изданий нормативно-правовым требованиям, в связи с чем определяется значение нормативно-конъюнктурного коэффициента (?), отмеченный в диссертации Коломийцева С.П. «Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности полиграфической продукции» [5, с. 67]. Данный коэффициент определяет технический уровень готового печатного издания и принимает только два значения: «1» или «0». Пер-

89

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Изучение факторов внешней среды, определение конкурентов, определение нормативно-конъюнктурного коэффициента

Рис. 2. Этапы оценки конкурентоспособности полиграфических работ

вое означает соответствие нормативным требованиям, второе - несоответствие.

На втором этапе проводится расчет частных показателей ценности полиграфических работ, на основе которых определяется общий показатель ценности полиграфических работ.

Частные показатели определяются непосредственно заказчиком, поэтому к частным показателям мы относим параметры, включенные в блок факторов предпочтений заказчика. Поскольку данные показатели не могут быть выражены количественно, то для определения комплексного показателя качественных характеристик предлагаем использовать квалиметрический метод на основе проведения экспертной оценки. Предлагаемый способ подразумевает, что путем опроса на основе установленных шкал выбранные лица-эксперты дают балльную оценку каждому критерию полиграфических работ. Экспертами выступают непременно заказчики. Относительно каждого критерия будем рассчитывать частные показатели ценности полиграфических работ, которые в свою очередь определяются показателем оценки удовлетворенности и показателем степени предпочтения.

Для оценки удовлетворенности воспользуемся следующей

шкалой:

0 - полностью не удовлетворен,

0,25 - практически не удовлетворен,

0,5 - частично удовлетворен,

0,75 - практически удовлетворен,

1 - полностью удовлетворен.

К степени предпочтения мы предлагаем применять следующую шкалу:

1 - низкая,

2 - средняя,

3 - высокая.

90

Определение показателя степени предпочтения каждого параметра осуществляется по формуле 2.При этом сумма коэффициентов степеней предпочтения по всем критериям полиграфических работ принимается равной единице (формула 3).

n

Е w

qr nm—, (2)

ZZwj

i=V=1

где q - показатель степени предпочтения по i-му критерию; wtj - оценка степени предпочтения, данная j-м экспертом i-му критерию.

Eq-=1. (з)

|_1

Частные показатели ценности полиграфических работ исчисляются по формуле:

4, = EKlqi, (4)

i=i

где Ч - частный показатель ценности полиграфических работ по i-му критерию; К - относительный показатель оценки удовлетворенности по i-му критерию.

Общий показатель ценности полиграфических работ рассчитывается путем суммирования частных показателей по формуле:

Цп.р = ЕЧ„ (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i=i

где Цпр - общий показатель ценности полиграфических работ для заказчика.

Следующий этап заключается в расчете показателя затратоотдачи работ, поскольку более конкурентоспособной является полиграфическая организация с преимуществом в низких ценах при условии содержащейся в ценах достаточно высокой прибыли. Согласно общей формуле цены сумма прибыли тем выше, чем ниже величина себестоимости на изготовление заказа. Этим обусловлена необходимость слежения за уровнем понесенных типографией затрат в процессе выполнения работ, в связи с чем в полиграфической организации должна быть организована эффективная система управления затратами. Исчисление затратоотдачи производится согласно формуле:

' _ В , ч

^п.р с' (6)

91

где Зпр - затратоотдача полиграфических работ; В — выручка от выполнения полиграфических работ; С — производственная себестоимость полиграфических работ.

Заключительным этапом служит определение показателя конкурентоспособности полиграфических работ по формуле:

Кп.р = РхЦп.р + Зп.р< (7)

где Кп — показатель конкурентоспособности полиграфических работ; Ц 4 1, З 4 > 1.

^п.р 1 п.р

Преимуществом предложенной формулы расчета показателя конкурентоспособности полиграфических работ (Кпр) является то, что она учитывает критерии конкурентоспособности товара как со стороны заказчика (ценность полиграфического заказа), так и со стороны полиграфической организации (затратоотдача работ).

Исходя из предложенной шкалы к оценке удовлетворенности заказчика показатель ценности работ стремится к значению «1». Если значение показателя затратоотдачи составляет «1», это говорит о безубыточном производстве, однако неэффективном. Поэтому необходимо управлять уровнем затрат, чтобы повысить затратоотдачу работ. Следовательно, показатель затратоотдачи стремится к значению «> 1». Отсюда делаем вывод, что при условии Кпр > 2 можно считать полиграфические работы конкурентоспособными. Соответственно, чем выше данный показатель, тем конкурентоспособность полиграфических работ выше. В качестве визуализации полученных результатов предлагаем использовать матрицу оценки конкурентоспособности полиграфических работ (рис. 3).

Согласно рис. 3, матрица оценки конкурентоспособности полиграфических работ строится на основе показателей затратоотдачи и ценности, рассчитанных при определении показателя конкурентоспо-

Затратоотдача Ценность

Низкая Высокая

Высокая НВ ВВ

Низкая НН ВН

Рис. 3. Матрица оценки конкурентоспособности полиграфических работ

92

собности полиграфических работ. Мы выделили 4 области матрицы в соответствии с принимаемым значением показателей - низким и высоким. Приоритетной является область «ВВ», поскольку в ней достигается наивысшая степень конкурентоспособности полиграфических работ. Область «НН» свидетельствует о том, что предлагаемые типографиями полиграфические работы являются неконкурентоспособными. Области «НВ» и «ВН» говорят о той иной степени конкурентоспособности полиграфических работ в зависимости от значений показателей ценности и затратоотдачи.

Апробацию предложенного подхода к оценке конкурентоспособности полиграфических работ осуществим на примере рассматриваемых полиграфических организаций различных организационноправовых форм собственности субъекта Российской Федерации -Удмуртской Республики (УР). Учитывая пожелания руководителей полиграфических организаций о неразглашении сведений, касающихся деятельности типографий, базу исследования обозначим следующим образом: Предприятие 1, Предприятие 2, Предприятие 3.

На первом этапе оценки конкурентоспособности работ необходимо рассмотреть рынок полиграфических работ Удмуртии и обозначить основных конкурентов исследуемых типографий. Все рассматриваемые типографии относятся к крупнейшим полиграфическим организациям УР с полным технологическим циклом, что обеспечивает их сопоставимость в проведении оценки конкурентоспособности работ. На полиграфическом рынке Удмуртской республики данные типографии являются основными конкурентами друг другу. Помимо рассматриваемых полиграфических организаций рынок полиграфии в УР представлен в основном множеством небольших типографий, базирующихся на использовании трафаретной, цифровой и тампонной печати. Выполнение полиграфических работ для средних и крупных типографий является целесообразным при больших тиражах изданий, поскольку цена печатного издания обратно пропорциональна тиражу. Это объясняет появление множества малых типографий, способных удовлетворить потребности клиента в полиграфической продукции небольшого объема (буклеты, визитки, сувенирная продукция). В таких условиях предпринимательским структурам Удмуртии, функционирующим в полиграфической промышленности, необходимо уделять особое внимание созданию конкурентных преимуществ, а также периодически проводить оценку конкурентоспособности собственных полиграфических работ.

В табл. 1 представлены результаты сопоставления рассматриваемых полиграфических организаций по выделенным нами критериям. Как можно увидеть из табл. 1, все исследуемые типографии выполняют полиграфические работы достаточно широкого ассортимента,

93

94

Таблица 1

Сравнительная оценка полиграфических организаций

Критерий сравнения Организация 1 Организация 2 Организация 3

Масштаб Крупная полиграфическая организация УР с полным технологическим циклом Крупная полиграфическая организация УР с полным технологическим циклом Крупная полиграфическая организация УР с полным технологическим циклом

Основные направления изготовления печатной продукции Газетная, книжно-журнальная, этикеточная, упаковочная, рекламная продукция, товары культурно-бытового назначения Бланочная и книжножурнальная продукция, рекламная продукция, товары культурно-бытового назначения, со степенью защиты Газетная, журнальная, этикеточная, коробочная, рекламная продукция, товары культурно-бытового назначения

Виды печати Рулонная и листовая офсетная печать, флексографская печать Листовая офсетная печать Рулонная и листовая офсетная печать, печать на ризографе

Организационно-технический уровень производства Современное оборудование, инвестиции в оборудование, широкие технологические возможности Плановый ремонт производственного оборудования, инвестиции в оборудование Современноеоборудование, инвестиции в оборудование, широкие технологические возможности

Кдровая политика Политика социального развития, сохранения кадров Политика социального развития, сохранения кадров Политика социального развития, сохранения кадров

Численность, чел. Более 100 чел. Менее 100 чел. Менее 50 чел.

Способ сбыта Имеется собственный магазин, 50% портфеля заказов составляют долгосрочные договора на печать газет и журналов, поиск заказчиков также осуществляется путем участия в котировках Поиск заказчиков в основном осуществляется путем участия в котировках, проводимых на территории РФ 70% портфеля заказов составляют долгосрочные договора на печать газет и журналов

Окончание табл. 1

Критерий сравнения Организация 1 Организация 2 Организация 3

Географический охват рынка Удмуртская Республика, некоторые регионы РФ Более половины регионов РФ, некоторые страны СНГ и Европы Республики: Удмуртская, Татарстан, Башкортостан; Пермская область

Доставка продукции Возможна как силами заказчика, так и силами типографии (имеется транспортная служба) Возможна как силами заказчика, так и силами типографии (транспортная служба, привлечение Т ) Возможна как силами заказчика, так и силами типографии (транспортная служба)

Финансовое состояие и основные показатели деятельности Финансовое состояние достаточно устойчивое, в целом, показатели имеют положительную тенденцию изменений Финансовое состояние достаточно устойчивое, в целом, показатели имеют положительную тенденцию изменений Финансовое состояние достаточно устойчивое, в целом, показатели имеют положительную тенденцию изменений

ведут политику социального развития и сохранения кадров, осуществляют доставку заказов собственными силами при согласовании с клиентами. На данный момент Организация 2 уступает своим конкурентам по наличию современного производственного оборудования и специализации на одном виде печати (листовой офсет), что определяет направленность типографии на изготовление книжно-журнальной и бланочной продукции.

Поэтому одним из направлений политики у Организации 2 должно быть обновление парка полиграфического оборудования, а также рассмотрение возможности применения иных способов печати. Портфель заказов Организации 2 складывается в основном через заказы, полученные в результате участия в котировках по России, что объясняет функционирование в типографии развитого отдела маркетинга. Что касается основных показателей деятельности, то в отличие от своих основных конкурентов за 2011-2012 гг. у Организации 2 наблюдается снижение объема выполненных работ и выручки при практически неизменном уровне себестоимости, что привело к снижению прибыли от продаж, рентабельности работ, затрат на материалы, производительности труда. Заметим, что темп роста показателей материалоотдачи за 2011-2012 гг. у Организации 1 и Организации 3 составили 97% и 94%, что связано с постоянным ростом цен на полиграфические материалы. Хорошими показателями служат для данных организаций небольшой рост производительности труда и снижение запасов.

На следующем этапе перейдем к определению показателей, определяющих конкурентоспособность полиграфических работ по формуле 7. В соответствии с результатом проведения контроля качества в процессе изготовления заказа технический уровень работ соответствует нормативно-правовым требованиям. Следовательно, для всех полиграфических организаций нормативно-конъюнктурный коэффициент ?=1. Сведения о затратоотдаче работ возьмем из Приложения 2. Для определения общих показателей ценности полиграфических работ было проведено анкетирование десяти заказчиков каждой полиграфической организации. Результаты обработки анкет представлены в табл. 2-4.

Таблица 2

Общий показатель ценности полиграфических работ Организации 1

Kачественная характеристика Показатель удовлетво- ренности Показатель степени предпочтения Частный показатель ценности

Ассортимент полиграфических работ 0,98 0,20 0,19

96

Окончание табл. 2

Kачественная характеристика Показатель удовлетво- ренности Показатель степени предпочтения Частный показатель ценности

Срок выполнения полиграфических работ 0,98 0,20 0,19

Стоимость полиграфических работ 0,93 0,22 0,20

Характер отношений с клиентом 1,00 0,22 0,22

Визуальный уровень качества 1,00 0,17 0,17

Общий показатель ценности х х 0,97

Таблица 3

Общий показатель ценности полиграфических работ Организации 2

^чественная характеристика Показатель удовлетво- ренности Показатель степени предпочтения Частный показатель ценности

Ассортимент полиграфических работ 0,85 0,21 0,17

Срок выполнения полиграфических работ 0,95 0,21 0,20

Стоимость полиграфических работ 0,98 0,21 0,20

Характер отношений с клиентом 0,90 0,21 0,18

Визуальный уровень качества 0,95 0,18 0,17

Общий показатель ценности х х 0,92

97

Таблица 4

Общий показатель ценности полиграфических работ Организации 3

Качественная характеристика Показатель удовлетво- ренности Показатель степени предпочтения Частный показатель ценности

Ассортимент полиграфических работ 0,93 0,20 0,18

Срок выполнения полиграфических работ 0,98 0,20 0,19

Стоимость полиграфических работ 0,98 0,22 0,22

Характер отношений с клиентом 0,90 0,22 0,20

Визуальный уровень качества 1,00 0,17 0,16

Общий показатель ценности х х 0,95

Из представленных табл. 2-4 можно сделать вывод, что все качественные характеристики работ важны для заказчиков примерно в равной степени. Показатель визуального уровня качества немного ниже по значимости, что можно объяснить осознанностью клиента в субъективности своего мнения.

Исходя из полученных общих показателей ценности, рассчитаем показатели конкурентоспособности полиграфических работ исследуемых типографий (табл. 5).

Таблица 5

Показатели конкурентоспособности полиграфических

работ Организаций 1-3

Показатели Организация 1 Организация 2 Организация 3

Нормативно- конъюнктурный коэффициент 1,00 1,00 1,00

Показатель затратоотдачи 1,03 2,34 1,44

Общий показатель ценности 0,97 0,92 0,95

98

Окончание табл. 5

Показатели Организация 1 Организация 2 Организация 3

Показатель конкурентоспо- собности полиграфических работ 2,00 3,26 2,39

Как видно из табл. 5, все полиграфические организации являются конкурентоспособными по выполнению полиграфических работ. Наивысший показатель конкурентоспособности полиграфических работ имеет Организация 2, однако заметим, что данное значение сформировано в основном за счет высокой затратоотдачи. Показатель ценности Организации 2 наименьший среди других типографий.

Организация 1 имеет наивысший показатель ценности, но наименьший показатель затратоотдачи. Наиболее оптимальное соотношение значений ценности и затратоотдачи работ имеет Организация

3. Исходя из этого делаем выводы, что Организации 2 необходимо обратить особое внимание на повышение ценности своих работ, значимости их для заказчика. Организации 1 следует найти резервы по повышению затратоотдачи полиграфических работ, а Организации 3 рекомендуем двигаться в том же направлении, одновременно повышая и ценность, и затратоотдачу работ.

Библиографический список

1. Багиев Л.Г. и др. Маркетинг: учебник для вузов. - М.: Экономика, 2001. - 718 с.

2. Цахаев Р.К. и др. Основы маркетинга: учебник. - М.: Экзамен, 2005. - 448с.

3. Кривко И.В. Управление конкурентоспособностью полиграфической организации: дисс. ... кан. экон. наук: 08.00.05. - М.: Изд-во МГУП, 2003. - 178 с.

4. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: учебнометодический комплекс / Е.А. Девяткин. - М.: ЕАОИ. - 2008. - 232 с.

5. Коломийцев СП. Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности полиграфической продукции: дисс. ... кан. экон. наук: 08.00.05. - М., 1996. - 169 с.

6. Фролова Е.К. Оценка производительности экономического субъекта: на примере полиграфических предприятий: дисс. ... канд. эконом. наук.: 08.00.05. - М., 2006. - 168 с.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.